Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание подростка в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист»'

Духовно-нравственное воспитание подростка в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1484
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ МИР / ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / РАБОТНЫЙ ДОМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДНО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терентьева Людмила Михайловна, Потапова Виктория Игоревна

Произведениям Чарльза Диккенса уже более ста пятидесяти лет, но проблемы, затронутые в его книгах, остаются актуальными и по сей день. Именно поэтому все творения этого писателя сразу попали в список величайших произведений мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подростка в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист»»

w

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА В РОМАНЕ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ОЛИВЕР ТВИСТ»

Терентьева Людмила Михайловна, Потапова Виктория Игоревна Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир

E-mail: alexkat_salnikov@mail. ru

Аннотация. Произведениям Чарльза Диккенса уже более ста пятидесяти лет, но проблемы, затронутые в его книгах, остаются актуальными и по сей день. Именно поэтому все творения этого писателя сразу попали в список величайших произведений мира.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственный мир, этический идеал, работный дом, общественное дно.

Одной из наиболее актуальных проблем в творчестве Диккенса является проблема духовно-нравственного воспитания человека. Данный вопрос находит верное отражение в романе «Приключения Оливера Твиста» [5].

В произведении описывается жизнь сироты, родившегося в трущобах Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни.

На страницах романа запечатлены картины жизни английского общества XIX века во всем их великолепии и безобразии. Широкая социальная картина от работных домов и криминальных притонов лондонского дна до общества богатых и по-диккенсовски добросердечных буржуа-благодетелей. В этом романе Ч. Диккенс, утверждая силу добра в человеке, выступает как писатель-христианин. Именно «с мировосприятием писателя, согласно которому «зло» и «добро» раз и навсегда определены христианской позицией, связана абсолютная устойчивость его этических идеалов» [4, с. 10].

Роман «Приключения Оливера Твиста» вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода прошел ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона, которые, по сути, были полутюремными заведениями, где нещадно использовался детский труд.

В предисловии к одному из изданий романа «Приключения Оливера

200

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Твиста» Ч. Диккенс писал: «Мне показалось, что изобразить реальных членов преступной группы, нарисовать их во всем их уродстве, показать их нищую жизнь... - значит... помочь обществу» [2, с. 3].

В тоне писателя чувствуется горькая ирония, когда он повествует нам о том, какое заботливое воспитание получал бедный мальчик, сумевший выжить на ферме и быв-ший в свои девять лет «бледным, чахлым ребенком, малорослым и, несомненно, тощим» [1, с. 13], то есть вполне пригодным к тяжелой работе.

Обличая жестокость членов совета и общественных по-печителей, Ч. Диккенс изображает их «очень мудрыми, проницательными философами» [1, с. 16], снисходительно предоставившими беднякам работных домов право выбора: «либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен» [1, с. 16]. Дети, попавшие сюда, обречены на воспитание побоями, голодом и, естественно, работой. Просьба добавки к той жалкой порции жидкой каши, которую получали здесь, приравнивалась к общественному преступлению и жестоко каралась. Именно в работном доме английские бедняки с детства учились лгать, обижать слабых, воровать,

^ заботиться только о себе. о

Из дверей сиротского приюта перед Оливером открывались целых три дороги. Одна вела в ученики к трубочисту, где маленькие мальчики были вынуждены много часов проводить в грязных закопчен-ных трубах, чего многие из них не выдерживали, застревая или задыхаясь на рабочем месте. Другая дорога вела в «плакальщики» к гробовщику, где мальчик получил не менее ценные уроки жизни. И третья дорога - в преступный мир, на улицы, принадлежащие представителям криминального «дна», где Оливер Твист продолжает воспитываться под чутким руководством маленьких воришек и крупного грабителя Сайкса, а также скупщика краденого Фейджина, которые стремятся приобщить мальчика к воровству и безнравственности.

Представители лондонского дна в произведении не знают жалости. Вот бьет в который раз свою белую собаку Сайкс. Так же, как эта белая собака, привыкла к нему Нэнси. Искренне и сильно полюбив Сайкса, Нэнси пытается защитить его от всех бед.

Но он не способен этого понять. Демонстрация равнодушия Сайкса - урок для молодого Оливера. Раненный во время ночного нападения, Оливер брошен на произвол судьбы. Спасение мальчика - дело рук хороших женщин, способных понять и поверить человеку, найти в сердце сочувствие.

Повествуя о приключениях Оливера Твиста, Ч. Диккенс разворачивает широкую панораму дна общества. Холодные серые ночные лондонские улицы, в которых не найдешь прибежище; грязные и вонючие логовища - обитель всех пороков. Эта атмосфера также воспитывает. И не у всех хватает мужества

201

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

противостоять грязи, которая господствует вокруг. Голод и унижение часто принуждают маленьких людей хитрить, врать и предавать.

Жестокость мира порождает жестокость ребенка. Именно это волнует писателя, который сознательно обнажает самые страшные места английского дна, желая обратить на них внимание общества.

Писатель идеализирует своего героя, наделяя его врожденной

добродетелью, которую не могут поколебать никакие пороки и грязь окружающего мира. В сложные моменты жиз-ни к одинокому, никому не нужному Оливеру приходят на помощь добрые люди, воспитывающие в нем человечность: мистер Браунлоу, миссис Мейли и её названная дочь Роза, доктор Лосберн, миссис Бедвин. Эти герои - милые, приятные люди, умеющие сочувствовать и откликаться на чужую боль.

Ч. Диккенс считает, что проблема воспитания человека - дело всего общества. Одно из назначений романа «Приключения Оливера Твиста» -показать суровую правду ради того, чтобы заставить общество быть справедливее и милосерднее.

То, что нас будет окружать, повлияет на наше мировоззрение, на нашу о жизнь, а значит, повлияет и на последующие поколения.

Писатель затрагивает еще один вопрос: что являет собой истинная воспитанность, и возможна ли она без доброты и милосердия. Ответом на этот вопрос является весь роман. И красивое, и некрасивое в человеке может изменять жизнь, общество людей. И очень важно, какими моральными принципами руководствуется в жизни человек.

Литература:

1. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. - Киев: ЦКЛКСМУ Молодъ, 1957.

2. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. - М.: ХудЛит, 1958.

3. Диккенс в воспоминаниях современников // Литературная Россия. - 1987. №2 30. - С. 22-23.

4. Козлова Г.А. Христианский идеал Ч. Диккенса в произведениях 40-60-х годов (публицистика, рассказы, письма) // Наследие В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа XIX - XX веков. - Армавир, 2010. - С. 44-49.

5. Приключения Оливера Твиста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL: http//.wikipedia.org

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.