Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание обучающихся через потенциал православной культуры (на примере Саратовской области)'

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через потенциал православной культуры (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПАТРИАРХ КИРИЛЛ / ЕПИСКОП ЕГОРЬЕВСКИЙ ТИХОН (ШЕВКУНОВ) / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / FOUNDATIONS OF ORTHODOX CULTURE / PATRIARCH KIRILL / BISHOP TIKHON (SHEVKUNOV)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонов Сергей Иванович

Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия общеобразовательных организаций и Русской православной церкви Московского патриархата в воспитании обучающихся школ и дошкольных образовательных организаций на ценностях православной культуры (на примере Саратовской области). В работе подвергается объективному анализу сложившийся многолетний опыт взаимодействия отдельных священнослужителей и общеобразовательных организаций, всей Саратовской митрополии и министерства образования области, Саратовского областного института развития образования, Русской православной церкви Московского патриархата в целом и министерства образования и науки РФ в раскрытии потенциала православной культуры. Приводятся и анализируются данные социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в течение последних пяти лет, согласно которым профессии учителя и священнослужителя являются одними из самых внушающих доверие россиян профессиями. Статья построена на анализе высказываний Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), ответственного секретарь Патриаршего совета по культуре протоиерея Сергия Ксенофонтова, штатного клирика храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова о состоянии современного российского образования, содержит примеры конкретных совместных проектов РПЦ Московского патриархата, Саратовской митрополии на территории всей страны и Саратовской области в частности: преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики», предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», популяризация отечественной истории в историческом парке «Россия моя История». Называются имена лучших педагогов, обучающихся и священнослужителей, вносящих наиболее ощутимый вклад в решение рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS THROUGH THE ORTHODOX CULTURE POTENTIAL (SARATOV REGION CASE)

The article is devoted the problem of interaction of educational institutions and the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate in the education of students of schools and preschool educational institutions on the values of Orthodox culture (on the example of Saratov region). The work is subjected to objective analysis to the longstanding experience of the interaction of individual clergy and educational organizations, the Saratov metropolis and the Ministry of education of the region, the Saratov regional Institute of education development, the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate in General and the Ministry of education and science of the Russian Federation in the potential of Orthodox culture. Analyses of opinion polls conducted by the Russian center for public opinion studies over the past five years, according to which the profession of a teacher and priest are some of the most credible professions of Russians. The article is based on the analysis of the statements of the Patriarch of Moscow and all Russia Cyril, vicar of his Holiness Patriarch of Moscow and all Russia, Bishop of Egorievsk Tikhon (Shevkunov), Executive Secretary of the Patriarchal Council for culture on the state of modern Russian education, archpriest Sergiy Ksenofontov, full-time clergyman of the Church of the Descent of the Holy spirit G. Saratov, examples of specific joint projects of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate, Metropolitan of Saratov on the territory of the whole country and the Saratov region in particular -teaching the course "basics of religious cultures and secular ethics" module "Spiritually-moral culture of the peoples of Russia", the popularization of history in the historical Park "Russia my Story". The names of the best teachers, students and clerics, making the most significant contribution to the solution of the considered problem.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание обучающихся через потенциал православной культуры (на примере Саратовской области)»

УДК 373

САМСОНОВ Сергей Иванович,

Саратовский областной институт развития образования,

г. Саратов, Россия

1011158@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия общеобразовательных организаций и Русской православной церкви Московского патриархата в воспитании обучающихся школ и дошкольных образовательных организаций на ценностях православной культуры (на примере Саратовской области). В работе подвергается объективному анализу сложившийся многолетний опыт взаимодействия отдельных священнослужителей и общеобразовательных организаций, всей Саратовской митрополии и министерства образования области, Саратовского областного института развития образования, Русской православной церкви Московского патриархата в целом и министерства образования и науки РФ в раскрытии потенциала православной культуры. Приводятся и анализируются данные социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в течение последних пяти лет, согласно которым профессии учителя и священнослужителя являются одними из самых внушающих доверие россиян профессиями. Статья построена на анализе высказываний Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), ответственного секретарь Патриаршего совета по культуре протоиерея Сергия Ксенофонтова, штатного клирика храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова о состоянии современного российского образования, содержит примеры конкретных совместных проектов РПЦ Московского патриархата, Саратовской митрополии на территории всей страны и Саратовской области в частности: преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики», предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», популяризация отечественной истории в историческом парке «Россия - моя История». Называются имена лучших педагогов, обучающихся и священнослужителей, вносящих наиболее ощутимый вклад в решение рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: Русская православная церковь, основы православной культуры, Патриарх Кирилл, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-196-200

Sergei I. SAMSONOV, Saratov Regional Institute of Educational Development,

Saratov, Russia 1011158@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS THROUGH THE ORTHODOX CULTURE POTENTIAL (SARATOV REGION

CASE)

The article is devoted the problem of interaction of educational institutions and the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate in the education of students of schools and preschool educational institutions on the values of Orthodox culture (on the example of Saratov region). The work is subjected to objective analysis to the longstanding experience of the interaction of individual clergy and educational organizations, the Saratov metropolis and the Ministry of education of the region, the Saratov regional Institute of education development, the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate in General and the Ministry of education and science of the Russian Federation in the potential of Orthodox culture. Analyses of opinion polls conducted by the Russian center for public opinion studies over the past five years, according to which the profession of a teacher and priest are some of the most credible professions of Russians. The article is based on the analysis of the statements of the Patriarch of Moscow and all Russia Cyril, vicar of his Holiness Patriarch of Moscow and all Russia, Bishop of Egorievsk Tikhon (Shevkunov), Executive Secretary of the Patriarchal Council for culture on the state of modern Russian education, archpriest Sergiy Ksenofontov, full-time clergyman of the Church of the Descent of the Holy spirit G. Saratov, examples of specific joint projects of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate, Metropolitan of Saratov on the territory of the whole country and the Saratov region in particular -teaching the course "basics of religious cultures and secular ethics" module "Spiritually-moral culture of the peoples of Russia", the popularization of history in the historical Park "Russia - my Story". The names of the best teachers, students and clerics, making the most significant contribution to the solution of the considered problem.

Keywords: Russian Orthodox Church, foundations of Orthodox culture, Patriarch Kirill, Bishop Tikhon (Shevkunov)

Может ли в светской школе реализовываться потенциал православной культуры? Могут ли находиться при решении воспитательных задач в одной связке школьные учителя и священнослужители? Ведь, согласно статьи 14 Конституции РФ, «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Между тем, по данным ВЦИОМ, за последние пять лет возросла степень доверия россиян к учительству и столь же высоким, несмотря на некоторое снижение, продолжает оставаться доверие граждан к священнослужителям, что явствует из таблицы 1 [1].

Таблица 1. Степень доверия россиян представителям основных профессий

Насколько Вы доверяете представителям следующих профессий? Оцените по пятибалльной шкале, где 1- «совершенно не доверяю», 5 - «полностью доверяю», 3 - «затрудняюсь ответить» (закрытый вопрос, один ответ, средний балл по 5-балльной шкале)

2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Учитель 3,79 3,72 3,91 3,96

Священнослужитель 3,74 3,41 3,74 3,66

Врач 3,41 3,51 3,44 3,46

Журналист 2,95 3,13 3,03 3,16

Полицейский 2,39 2,75 2,86 3,09

В труде учителя и священника много общего. Протоиерей Сергий Ксенофонтов, штатный клирик храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова, учитель истории, окончивший исторический факультет СГУ им. Н.Г. Чернышевского, а вслед за ним и Саратовскую православную духовную семинарию, имевший десятилетний опыт преподавания истории в светской школе, а ныне являющийся преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, утверждает:

«Любая профессия может и должна стать служением. Господь каждому человеку дает таланты, реализуя которые он может стяжать Царствие Божие. Что касается священника и учителя, то противоречия здесь нет. Ведь частью священнического служения является учительство. Произносит ли он проповедь, дает ли советы прихожанам от опыта Церкви, святых подвижников, личного духовного опыта. Все это предполагает учительство.

Разница, на мой взгляд, заключается в высоте служения. Для этого служения Господь особо призывает людей. Каждый священник пережил и почувствовал это призвание. Даже в верующих семьях, в многовековых священнических династиях, когда, казалось бы, жизненный путь уже предопределен. И когда человек дерзает ответить на призыв Божий, он испытывает внутреннее перерождение» [3].

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, моральное оздоровление нашего общества, его консолидация на основе общего культурного наследия, отечественных духовных традиций, общенациональных задач становится точкой соприкосновения интересов школы и церкви. Ценностные отношения каждого из нас к собственной жизни, другим людям, детям, своей семье и своей стране определяют меру наших возможностей и наши перспективы. Взаимодействие Церкви, государства, общества, осуществляемое в конкретной школе, конкретном городе, селе, проявляемое в конкретных общественных делах и личных поступках, создает новое качество нашей жизни и нашего общества.

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил обеспокоенность низким уровнем подготовки современных школьников. «Мы сталкиваемся с плодами недостаточно квалифицированного образования. В наши семинарии и православные вузы приходят молодые люди, и когда мы присутствуем на вступительных экзаменах, то можем с тревогой констатировать значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка» [5], - отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Как же решаются проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в Саратовской области? Саратовская область традиционно являлась многонациональным и многоконфессиональным регионом. В настоящее время на ее территории проживают граждане более 130 национальностей. Официально зарегистрировано более 400 религиозных организаций, представляющих 21 конфессию.

Сотрудничество религиозных организаций с системой образования в нашей области начало складываться с середины 90-х гг. прошлого века, когда в Саратове начали создаваться школы с этнокультурным образовательным компонентом.

В 1995 г. была открыта Русская классическая гимназия, которой в 2014 г. было присвоено имя преподобного Сергия Радонежского и статус православной. Однако она продолжает носить светский характер, что подчеркнуто статусом «муниципального образовательного учреждения».

В 2007 г. была открыта Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова, расположенная в историческом здании церковно-приходской школы. Учредителем этой гимназии является Саратовская Епархия Русской православной церкви Московского патриархата.

В образовательных учреждениях 20 муниципальных районов области с 1993 г. введен факультативный курс «Основы православной культуры». Были реализованы различные формы его преподавания в зависимости от возраста учащихся, запросов родителей и специализации образовательных учреждений. Помимо уроков, включенных в расписание, основы православной культуры постигались и во внеурочной деятельности.

В настоящее время в Саратовской области, одном из первых регионов страны, сложилась четкая система преподавания основ православной культуры, получившая развитие на дошкольной, начальной и основной ступенях общего образования.

В целях обеспечения введения и реализации православного компонента дошкольного образования с 1 сентября 2015 г. начали свою работу пилотные дошкольные образовательные организации в шести районах области.

Самой заметной и социально значимой формой сотрудничества Министерства образования области и РПЦ является преподавание с 2012 г. в 4-х классах общеобразовательных организаций предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Ежегодный мониторинг показывает, что процент выбора православного модуля постоянно возрастает. По сравнению с 2012 г. в текущем, 2015/16 учебном году количество родителей (законных представителей) третьеклассников, выбравших для изучения модуль «Основы православной культуры», возросло на 7,2% и составляет 70,7%. В настоящее время изучение этого модуля осуществляется во всех муниципалитетах региона. Это свидетельствует о возрастании доверия к предмету и методам его преподавания.

Логическим продолжением изучения предмета ОРКСЭ в начальной школе является предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-м классе основной школы, закрепленная в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В рамках данной предметной области возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации тремя способами: в качестве самостоятельного предмета, через интеграцию предметов гуманитарного цикла и включением во внеурочную деятельность. Сегодня в общеобразовательных учреждениях реализуются все три способа.

В целях комплексного методического сопровождения предмета ОРКСЭ сотрудниками института развития образования была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогов «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 108 часов, по которой в период с 2012 по 2014 г. было обучено 1 288 учителей, ведущих этот предмет в образовательных учреждениях Саратовской области.

С 2015 г. в Саратовском областном институте развития образования реализуется новая программа повышения квалификации «Формирование духовных ценностей и нравственных идеалов в процессе преподавания предмета ОРКСЭ» в объеме 112 часов, по которой осуществляется обучение педагогов, преподающих данный предмет в школах области.

Для совершенствования методики преподавания, обобщения и распространения лучшего педагогического опыта, взаимодействия с родителями создано и эффективно работает региональное методическое объединение учителей ОРКСЭ.

В настоящее время на базе пяти образовательных учреждений Саратовской области продолжают свою работу региональные экспериментальные площадки, на которых апробируются и совершенствуются методики преподавания курса «Основы православной культуры».

Важнейшими результатами работы экспериментальных площадок являются: обмен позитивными практиками, совершенствование опыта работы педагогов в преподавании предмета.

За время, прошедшее с начала преподавания предмета ОРКСЭ, учителя сами осмысливали его содержание, образно говоря, учились вместе со своими учениками.

Одной из эффективных форм организации работы с детьми в сфере православного образования и воспитания является проектно-исследовательская деятельность. Наиболее удачным примером ее осуществления является работа педагогов Дергачевского района. Учителя МОУ СОШ № 1 р.п. Дергачи С.А. Якунина и Н.В. Малюкина в 2013/14 учебном году внедрили дистанционный проект «Православный храм: прошлое и настоящее».

Продолжением данной работы явился проект «Православная икона: земное и небесное», который был реализован в прошедшем учебном году.

В реализации данных проектов приняли участие представители 23 муниципальных районов Саратовской области.

В 2015/16 учебном году осуществляется проект «Православная молитва: личное и общее».

Одним из показателей эффективной работы по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является участие педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня.

Представители нашего региона демонстрируют высокие результаты. Так, в 2014 г. Наталья Анатольевна Попова, учитель МОУ СОШ № 1 г. Ртищево, стала победителем III Московского регионального конкурса «Лучший учитель православной культуры», организованного ЮНЕСКО.

По итогам регионального этапа окружного конкурса «Православный учитель - 2015» победителями признаны Наталья Анатольевна Попова, учитель СОШ № 1 г. Ртищево, в номинации «Лучший урок по "Основам православной культуры" для общеобразовательного учреждения» и Ирина Николаевна Гусева, учитель Русской православной классической гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского, в номинации «Лучший урок по "Основам православной культуры" для православной гимназии».

Профессиональные успехи учителей православной культуры Саратовской области способствуют высоким достижениям учащихся на конкурсах различного уровня. В 2013 г. Максим Брехунцов, ученик 7-го класса МОУ СОШ № 3 г. Вольска, стал победителем международного фестиваля «Одигитрия».

В 2015 г. Егор Игнатов, ученик МОУ СОШ № 1 г. Ртищево, победил на Всероссийском конкурсе «Красота Божьего мира» и был награжден поездкой в Иерусалим.

Успешный опыт нашей совместной работы был представлен в январе 2015 г. на XXIII международных Рождественских чтениях в г. Москве.

Примером успешного сотрудничества министерства образования области и Саратовской митрополии может служить присвоение основной общеобразовательной школе № 2 г. Энгельса статуса православной: ей было присвоено имя Благоверного князя Дмитрия Донского.

В наше непростое время духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится поистине всеобщим делом, успех которого зависит от совместных усилий, предпринимаемых школой, государственными структурами и общественными организациями. И одну из ведущих ролей в этом сообществе, безусловно, играет Русская Православная Церковь как истинный хранитель духовных традиций и нравственных ценностей народа.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивал в одном из своих выступлений: «Современное общество привыкло говорить, что молодое поколение индивидуалистично, прагматично, плохо владеет словом, не любит читать. Мне приходится общаться с молодыми людьми, и я вижу, как разгораются их глаза, когда говоришь о примерах из прошлого, в том числе о литературных примерах, когда они вдруг узнают то, о чем, к сожалению, не узнали в школе. Живой интерес ко всему этому есть, а иначе и быть не может. Мы не должны исключать того, что генетическая наследственность переносит не только физические или умственные потенции, но и склонности и даже идеалы, сформированные предыдущими поколениями. Так что же нужно сделать, чтобы открыть эти потенции? Нужно помочь детям, и, думаю, очень важно, чтобы эта помощь началась со школы, в том числе с выработки серьезного подхода к преподаванию русского языка и литературы» [2].

Русская православная церковь уделяет самое пристальное внимание изучению истории России в рамках принятого недавно Историко-культурного стандарта.

Наиболее удачным проектом РПЦ за последние несколько лет стал исторический парк «Россия - моя история», открытый в 57-м павильоне ВДНХ. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский оставил нам мудрое и грозное предупреждение: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». Всматриваясь в прошлое нашей Родины, мы понимаем ее настоящее и различаем ее будущее. Вот почему на исторические выставки в Манеже, созданные Патриаршим советом по культуре, наши сограждане стояли в очереди иногда до пяти часов. Исторический парк «Россия - моя история», созданный в обновленном 57-м павильоне на ВДНХ, конечно, более доступен.

Грандиозная мультимедийная экспозиция, сформированная с применением самых современных технологий, делает путешествие по страницам отечественной истории поистине незабываемым как для взрослых, так и для детей. Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, по сути, главный руководитель проекта исторического парка «Россия -моя история», отмечал: «Самое поразительное, что, открывая для себя страницы истории, мы вдруг узнаем сегодняшний день, нынешние проблемы и возможные пути их разрешения так, как об этом не расскажет никакой современный аналитик. И еще: знакомясь со своей историей, мы во многом знакомимся сами с собой. Это знакомство — всегда открытие. Порой неожиданное, иногда сложное, но, безусловно, необычайно важное. Познакомиться с самим собой — это, поверьте, весьма и весьма полезно» [4].

С большой радостью мы узнали, что подобные музеи будут открыты вскоре в российских городах-миллионниках. Учитывая, что население конгломерата Саратов-Энгельс превышает миллион человек, создание такого музея предусмотрено и в Саратове.

«Мы с Валерием Николаевичем Сараевым и Дмитрием Валентиновичем Тепиным уже обсудили примерно, где будет располагаться. Это Ильинская площадь, практически центр города. Выставка будет включать начало истории: Рюриковичи, Романовы и дальше пошло по историческим эпохам», - рассказал В.В. Радаев, губернатор Саратовской области [7].

«Дай Бог, чтобы эта замечательная экспозиция на ВДНХ помогла нашей молодежи и вообще всем тем, кто небезразличен к судьбе Отечества, проникнуться идеалами наших предшествующих поколений, которые сохраняются и в нашей современной жизни и, преломляясь сквозь призму новых вызовов современной культуры, они по-прежнему остаются живыми» [6], -подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Хочется, чтобы эти слова в полной мере можно было отнести и к будущему музею в Саратове. Ибо с его помощью можно будет усилить работу по воспитанию школьников на примерах православной культуры.

Тесное сотрудничество с Саратовской митрополией, совместные мероприятия, проводимые в образовательных организациях области, делают процесс воспитания детей и молодежи в Саратовской области более эффективным и содержательным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115542 (дата обращения 30.04.2016).

2. Официальный сайт РПЦ Московского патриархата [Электронный ресурс] - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4392379.html (дата обращения 30.04.2016).

3. Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии [Электронный ресурс] - URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/svyashhennik-i-uchitel (дата обращения 30.04.2016).

4. Православие.ру. Портал РПЦ Московского патриархата [Электронный ресурс] - URL: http://www.pravoslavie.ru/89373.html (дата обращения 30.04.2016).

5. Там же. (http://www.pravoslavie.ru/89373.html )

6. Там же.

7. Четвертая власть. Интернет-газета [Электронный ресурс] - URL: http://www.4vsar.ru/news/73804.html (дата обращения 30.04.2016).

REFERENCES

1. The Russian Public Opinion Research Center. Official site: [Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija. Oficial'nyj sajt: Available at: URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115542 (accessed April 30, 2016). (in Russ).

2. The official website of the Moscow Patriarchate of the ROC: Oficial'nyj sajt RPC Moskovskogo patri-arhata: Available at: URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4392379.html (accessed April 30, 2016). (in Russ).

3. Christianity and modernity. Informational and analytical portal Diocese of Saratov and Volsk: [Pra-voslavie i sovremennost'. Informacionno-analiticheskij portal Saratovskoj i Vol'skoj eparhii: Available at: URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/svyashhennik-i-uchitel (accessed April 30, 2016). (in Russ).

4. Pravoslavie.ru. Portal of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate: [Pravoslavie.ru. Portal RPC Moskovskogo patriarhata: Available at: URL: http://www.pravoslavie.ru/89373.html (accessed April 30, 2016). (in Russ).

5. ibid [Tam zhe]

6. ibid [Tam zhe]

7. Fourth Estate. Internet newspaper: [Chetvertaja vlast'. Internet-gazeta: Available at: URL: http://www.4vsar.ru/news/73804.html (accessed April 30, 2016). (in Russ).

Информация об авторе

Самсонов Сергей Иванович, кандидат философских наук, доцент, кафедра гуманитарного и эстетического образования, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов, Россия 1011158@mail.ru

Получена: 11.05.2016

Для цитирования статьи: Самсонов С.И. Духовно-нравственное воспитание обучающихся через потенциал православной культуры (на примере Саратовской области). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 1. с. 196-200

Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-196-200

Information about the author

Sergei I. Samsonov, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian and Aesthetic Education, Saratov Regional Institute of Educational Development, Saratov, Russia 1011158@mail.ru

Received: 11.05.2016

For article citation: Samsonov S.I. Spiritual and moral education of students through the orthodox culture potential (Saratov region case). [Du-khovno-nravstvennoe vospitanie obuchayush-chikhsya cherez potentsial pravoslavnoy kul'tury (na primere Saratovskoy oblasti)]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 1 Pp. 196-200 doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-196-200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.