Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание молодежи как ценностный ориентир современного общества'

Духовно-нравственное воспитание молодежи как ценностный ориентир современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
677
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / ценности / стратегия / ценностный ориентир / инициатива / добровольчество / общество. / : spiritual and moral upbringing / values / strategy / value reference / initiative / volunteerism / society.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И. Б. Игнатов, С. Г. Сопунова

Данная статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, рассматриваемому через призму ценностных ориентиров современного общества. Авторы на основе данных статистики определили динамику падения ценностных ориентиров в конце XX – начале XXI века. Во многом это связано с развитием глобального информационного пространства, которое чаще всего используется как средство получения прибыли, а также как анонимная нецензурируемая сфера общения. Авторы на конкретных примерах говорят о реализации некоторых направлений Белгородской стратегии развития солидарного общества. Добровольное участие граждан в мероприятиях общественно значимого плана демонстрирует рост интереса к деятельности подобного рода. Авторы отмечают, что перспектива развития общества требует дальнейших совместных усилий государства и общественных организаций по всем направлениям политики ценностного ориентирования, новых идей, средств и форм организации воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — И. Б. Игнатов, С. Г. Сопунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH AS A VALUE REFERENCE OF MODERN SOCIETY

This article is devoted to spiritual and moral education of young people, viewed through the prism of the value orientations of modern society. The author, on the basis of statistical data, determined the dynamics of the value orientations fall in the late XX – early XXI century. In many ways, this is due to the development of the global information space, which is most often used as a means of making a profit, as well as an anonymous uncensored sphere of communication. The author on specific examples speaks about the implementation of some areas of the Belgorod strategy for the development of a solidary society. Voluntary participation of citizens in the activities of the socially significant plan demonstrates the growing interest in such activities. The author notes that the perspective of the society development requires further joint efforts of the state and public organizations in all areas of the policy of value orientation, new ideas, means and forms of educational work. organization

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание молодежи как ценностный ориентир современного общества»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.01

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10402

I

Духовно-нравственное воспитание молодежи как ценностный ориентир современного общества

И.Б. ИГНАТОВА, д.п.н., проф.

Белгородский государственный институт искусств и культуры (Россия, 308024, Белгород, ул. Королева, д. 7). E-mail: IIgnatova@bgiik.ru С.Г. СОПУНОВА, аспирант

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, 308007, Белгород, Студенческая ул., 14, корп. 2). E-mail: sopunova31@yandex.ru

Данная статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодежи, рассматриваемому через призму ценностных ориентиров современного общества. Авторы на основе данных статистики определили динамику падения ценностных ориентиров в конце XX -начале XXI века. Во многом это связано с развитием глобального информационного пространства, которое чаще всего используется как средство получения прибыли, а также как анонимная нецензурируемая сфера общения. Авторы на конкретных примерах говорят о реализации некоторых направлений Белгородской стратегии развития солидарного общества. Добровольное участие граждан в мероприятиях общественно значимого плана демонстрирует рост интереса к деятельности подобного рода. Авторы отмечают, что перспектива развития общества требует дальнейших совместных усилий государства и общественных организаций по всем направлениям политики ценностного ориентирования, новых идей, средств и форм организации воспитательной работы. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценности, стратегия, ценностный ориентир, инициатива, добровольчество, общество.

Развитие современного общества можно охарактеризовать как многоуровневый, многоцелевой процесс поиска и реализации наиболее продуктивных идей и достижений науки в повседневной жизни человека. Возникающее при этом противоречие между социальным заказом и потребностями государства в целом обнаруживается на уровне поиска ответов на вопрос: каким должен быть человек завтрашнего дня? Мы постараемся выявить наиболее серьезные проблемы современного общества с точки зрения ценностной ориентированности, рассмотреть, какие шаги на сегодняшний день предпринимаются для того, чтобы сделать духовно-нравственное воспитание приоритетным в развитии общества будущего, а также рассмотрим дальнейшие перспективы духовно-нравственного развития молодежи при формировании общества будущего.

Общепризнанным является тот факт, что современное успешное существование цивилизации базируется прежде всего на прогрессивном состоянии экономики в стране. Для ее развития и поддержания необходимо формирование общества потребления, для которого будет представлен широкий спектр товаров и услуг; оплачивая их, члены социума обеспечат стабильный приток финансовых средств в бюджет государства. Развивая данное положение, стоит отметить, что определенная часть общества должна заботиться о

разнообразии предоставляемых товаров и услуг, а значит, чутко реагировать на запросы социальной среды.

Долгое время на уровне теоретических предпосылок считалось, что экономический рост способен стимулировать общий процесс развития человека и общества. При этом во внимание не были приняты факторы, противоречащие этим предпосылкам. Так, например, потребности человека включают в себя материальное благосостояние, однако не ограничиваются им, поскольку оно не способно оказывать положительного воздействия на творческую часть человеческой жизни, его самовыражение посредством творческой деятельности.

Примеры стратегий государственного ориентирования высокоразвитых стран в конце XX века продемонстрировали, что в погоне за ростом ВВП забытым остается главное достояние любой страны - ее люди.

Неслучайно примерно с 80-х годов XX века обнаруживают себя тенденции к усилению внимания к качеству жизни людей. Так, например, видный деятель второй половины XX века Махбуб-уль-Хак на совещании совета ООН заявил: «Подлинное богатство народов - люди. Основная цель развития состоит в создании условий, дающих людям возможность жить долгой, здоровой и творческой жизнью. Это может показаться простой истиной. Но о ней часто забывают из-за текущей заинтересованно-

сти в накоплении сырьевых товаров и денежного богатства» [1].

Что же касается российского общества, стоит отметить, что политические события в стране начала XXI века, а также их последствия не могли не затронуть вопросов ценностной ориентации развития общества. В научной публицистике неоднократно поднимался вопрос о деструктивном влиянии СМИ и СМК на ценностные ориентиры общества, а развитие интернет-технологий за последнее время только усугубило данную ситуацию, превратив глобальную сеть в обширный рынок материальных ценностей, а также площадку для бесконтрольного и не подлежащего цензурированию межличностного общения в виртуальном пространстве. Проводя комплексное исследование ценностей современной молодежи, Степан Степанович Сулакшин и Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер приходят к выводу: «Закономерен... сдвиг и в отношении к ценностям в сфере выбора между материальным и нематериальным. Ориентация на духовность молодым поколением постепенно утрачивается, а стремление к накопительству усиливается. В эпоху либеральных рыночных отношений и массовой пропаганды культуры потребления подобный тренд спрогнозировать несложно» [2].

При таком положении вещей проблема ценностной ориентации общества будущего становится одной из пер-

История и педагогика естествознания 3 ■ 2017

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ I , щ '

воочередных задач при формировании стратегии развития общества.

В научно-педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о необходимости консолидации усилий государства и общества для выработки единой стратегии образования и воспитания в нашей стране. Так, например, профессор И.Б. Игнатова в своей статье «Роль культуры в формировании солидарного общества» отмечает, что «нормы закона и общечеловеческие ценности попираются силой политического и экономического давления в интересах политиков и власть имущих... будущее нашего государства, нас самих и наших детей зависит от того, насколько солидарным окажется наше общество» [3].

Исходя из вышесказанного, отметим, что проблемы современного общества с точки зрения ценностной ориентации лежат одновременно в нескольких плоскостях: материальной, культурной, духовно-нравственной, социальной. Ключевыми понятиями, связывающими эти плоскости, являются понятия личности, духовного и физического здоровья, профессионализма, коллективизма.

На сегодняшний день проблема ценностных ориентиров общества будущего не только стала актуальной в контексте совокупности педагогических наук, но и затронула функционирование органов государственной власти, в сферу интересов которых входят задачи по улучшению качества жизни современного человека. Так, например, Белгородская областная программа, включающая в себя стратегию «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы, обозначила 11 приоритетных направлений, среди которых отмечены:

• формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества;

• укрепление института семьи и семейных отношений как основы формирования солидарного общества;

• формирование в среде молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде.

Рассмотрим каждое из этих приоритетных направлений в соотнесении их с практической реализацией.

Итак, направление, посвященное формированию духовных и культурных основ современного общества. Рассматривая данное направление, необходимо отметить, что в Белгородской области уже много лет успешно функционирует Православная духовная семинария (с миссионерской направленностью). Воспитанники, выпускники

и преподаватели семинарии не только становятся священнослужителями Русской православной церкви, но и активно участвуют в тематической научно-исследовательской работе, деятельности волонтерских организаций, социальной работе с населением. Например, в начале 2018/2019 учебного года семинаристы приняли участие в открытии передвижной выставки рельефных икон «Трогательный лик святой» [4] (специализированной для незрячих людей и людей с инвалидностью по зрению). Доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Ирина Александровна Страхова в своем выступлении подробно прокомментировала тонкости древнего искусства иконописи, выражающего православные догматы посредством образов, с точки зрения тактильных ощущений.

Кроме того, к настоящему времени накоплен значительный опыт сотрудничества семинарии с Белгородским государственным национальным исследовательским университетом. На базе БелГУ неоднократно проводились научно-практические конференции с участием студентов теологического факультета и воспитанников семинарии. Так, например, в апреле 2018 года состоялась VI научно-практическая конференция «Евангелие в контексте современной культуры. Духовно-нравственные ценности и будущее человечества».

Также в городе и по всей области функционируют учреждения культуры и искусств, среди которых, например, профессор И.Б. Игнатова отмечает Белгородский государственный академический театр им. М.С. Щепкина, Белгородскую государственную филармонию, Белгородскую государственную универсальную научную библиотеку, Белгородский государственный историко-ху-дожественный музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление», городской Дворец культуры, городской центр народного творчества «Сокол» [3].

Таким образом, можно заявить, что данное направление стратегии успешно реализуется на сегодняшний день, а мероприятия духовно-культурной направленности привлекают внимание граждан разного возраста (в том числе и указанной нами возрастной группы 15-30 лет).

Следующее направление, ставящее задачи по укреплению института семьи и семейных отношений современного общества. Данное направление можно назвать одним из самых трудоемких, поскольку статистика минувших лет показывает неуклонный рост количества разводов. Так, например, по данным Росстата разводом заканчивается более 50% браков. В 2017 году зареги-

стрировано чуть более 1 млн браков, тогда как распалось более 600 тыс. семей [5]. Однако на фоне печальной статистики в августе 2018 года усилиями Центра молодежных инициатив Белгорода и при поддержке областной администрации был организован первый региональный форум молодых семей. Основными направлениями деятельности форума стали:

1. Интеллектуальное развитие. На базе проводимого мероприятия были организованы образовательные площадки, где участники могли получить дополнительные знания и умения, играющие значительную роль в семейной жизни.

2. Физическое воспитание. Организация спортивных соревнований для всей семьи способствуют освоению физической культуры как необходимой части современной жизни человека. Забота о собственном здоровье, а также здоровье своих близких, также является немаловажным фактором, способствующим установлению здоровой атмосферы в семье.

3. Семейный квест. В последнее время набирает популярность разновидность досуговой деятельности, в которой человек может почувствовать себя настоящим исследователем и кладоискателем. Создание игровой задачи, решаемой на уровне семьи, помогает укрепить внутрисемейные отношения, вырабатывает навыки совместной (командной) деятельности, организует увлекательный досуг, освобождающий от привычного времяприпровождения, которое во многих семьях становится рутиной.

Опыт, полученный организаторами мероприятия, показал, что современная семья может быть крепкой, развитой умственно и физически и вместе с тем иметь искреннюю заинтересованность в деятельности подобного рода.

Третье направление стратегии -формирование в среде молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде - представляет собой более сложное многоуровневое образование, поскольку затрагивает сферы деятельности самых различных организаций: от учреждений здравоохранения до органов контроля за контентом глобального информационного пространства.

Так, например, с 2015 года ведет свою деятельность белгородская региональная общественная организация волонтеров «ВМЕСТЕ». Добровольцы со всей области развивают сразу несколько направлений данного движения:

• социальное добровольчество (включает в себя оказание помощи соци-

3 ■ 2017 История и педагогика естествознания

¿f СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ально неблагополучным группам населения: престарелым, инвалидам и т.д.);

• экологическое добровольчество (участие в мероприятиях, связанных с благоустройством и чистотой жилых районов города и области, зон отдыха и досуга, уход за лесными и речными массивами);

• спортивное волонтерство (оказание помощи в организации и проведении спортивных мероприятий различного уровня);

• культурно-историческое добровольчество (сюда входит деятельность по сохранению исторического наследия нашей Родины, памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, поисковая и музейная деятельность);

• арт-добровольчество (помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий различного уровня).

Отдельно следует отметить, что современная информационная среда способна служить и делу воспитания молодежи, способствовать популяризации комплексных усилий государства и общества, направленных на выработку единого ценностного ориентира, а также привлечению более широкого круга потенциальных участников проводимых программ. Так, все отчеты о проводимых мероприятиях публикуются в популярных социальных сетях, созданы и функционируют специализированные сайты, посредством которых можно не только получить интересную информацию по какому-либо направлению деятельности, но также стать инициатором проведения подобных мероприятий.

Такая практика уже дает положительные результаты, о чем докладывал губернатор Белгородской области

Е.С. Савченко на заседании Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе: «В муниципальных районах и городских округах мы оборудовали 452 офлайн-площадки для сбора народных инициатив. Наряду с этим был открыт специальный сайт - онлайн-площадка, где все желающие могут размещать для народного обсуждения свои идеи в различных сферах социально-экономической жизни . Такая модель предоставляет жи -телям области отличную возможность быть генераторами идей и экспертами, то есть деятельными и эффективными партнерами власти» [6].

Подводя итоги, необходимо отметить, что в процесс формирования ценностных ориентиров будущего российского общества уже вовлечено большое количество организаций и структур. Государственная власть принимает соответствующие законопроекты, вырабатывает стратегии и формулирует основные принципы развития общества. Образовательная среда во главе с Министерством образования Российской Федерации, вводит стандарты, в которых духовно-нравственное воспитание молодежи занимает одну из лидирующих позиций. Значительную роль играет общество гражданских инициатив, созданное и поддерживаемое в регионах органами государственной власти. Русская православная церковь (в том числе и духовные учебные заведения) ведет поиск общих стратегий сотрудничества с государственной властью и общественными организациями, сама выступает инициатором проведения мероприятий духовно-нравственного воспитательного характера, стоит на

страже духовной безопасности населения от деструктивных тенденций.

Несмотря на приложенные усилия, говорить о высоких темпах роста духовно-нравственной культуры в молодежной среде еще рано. Остается нерешенным множество актуальных проблем, связанных с процессом духовно-нравственного воспитания. Так, например, в регионах остро стоит проблема кадров занимающихся преподаванием дисциплин, напрямую связанных с духовно-нравственным и культурно-светским образованием. Речь идет о преподавании в школах курса ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики). Преподавание данного курса тесно связано с личностью педагога, к которому предъявляются особые качества (знание тонкостей религиозных культур, возрастной психологии, этики и эстетики и др.). Таким образом, педагог должен быть одновременно компетентным специалистом в данной области знаний и олицетворять собой нравственный идеал развития личности. К сожалению, данная проблема не является единственной.

Преодоление сложившейся ситуации возможно путем выработки единой педагогической стратегии духовно-нравственного воспитания. В настоящее время в педагогической литературе уже сформулировано методологическое направление процесса духовно-нравственного воспитания, однако, пока в решении этого вопроса не будет выработано единой стратегической линии, результативность процесса воспитания будет носить эпизодический характер, что в масштабах страны не даст стабильной положительной динамики в ближайшей перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ценности современного общества. URL: http://center-yf.ru/data/stat/cennosti-sovremennogo-obshchestva.php (дата обращения 19.06.2018). Сулакшин С.С. Захаренко (Хвыля-Олинтер) Н.А. Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка. URL: http://rusrand.ru/docconf/ sistema-cennostey-rossiyskoy-molodeji-ekspertnaya-ocenka (дата обращения 19.06.2018).

Игнатова И.Б. Роль культуры в формировании солидарного общества // Управление городом: теория и практика. 2015. № 3. С. 19-22. Сотрудники и студенты семинарии приняли участие в открытии передвижной выставки рельефных икон «Трогательный лик святой». URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/2983 (дата обращения 19.06.2018).

Статистика браков и разводов в России. URL: http://semeinoe-pravo.net/statistika-brakov-i-razvodov-v-rossii/ (дата обращения 19.06.2018). О стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы. URL: https://belregion.ru/region/priorities/solidarity.php (дата обращения 19.06.2018).

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH AS A VALUE REFERENCE OF MODERN SOCIETY

IGNATOVA I.B. Dr. Sci. (Ped.), Prof.

Belgorod State Institute of Arts and Culture (7, Queen St., 308024, Belgorod, Russia). E-mail: IIgnatova@bgiik.ru SOPUNOVA S.G. Ph. D. Student

Belgorod State National Research University (14, Studencheskaya St., 308007, Belgorod, Russia). E-mail: sopunova31@yandex.ru ABSTRACT

This article is devoted to spiritual and moral education of young people, viewed through the prism of the value orientations of modern society. The author, on the basis of statistical data, determined the dynamics of the value orientations fall in the late XX - early XXI century. In many ways, this is due to the development of the global information space, which is most often used as a means of making a profit, as well as an anonymous uncensored sphere of communication. The author on specific examples speaks about the implementation of some areas of the Belgorod strategy for the development of a solidary society. Voluntary participation of citizens in the activities of the socially significant plan demonstrates the growing interest in such activities. The author notes that the perspective of the society development requires further joint efforts of the state and public organizations in all areas of the policy of value orientation, new ideas, means and forms of educational work. organization Keywords: spiritual and moral upbringing, values, strategy, value reference, initiative, volunteerism, society.

[10J

История и педагогика естествознания

3■2017

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

REFERENCES

1. Tsennostisovremennogo obshchestva (The values of modern society) Available at: http://center-yf.ru/data/stat/cennosti-sovremennogo-obshchestva. php (accessed 19 June 2018).

2. Sulakshin S.S. Zakharenko (Khvylya-Olinter) N.A. Sistema tsennosteyrossiyskoy molodezhi: ekspertnaya otsenka (The value system of Russian youth: expert assessment) Available at: http://rusrand.ru/docconf/sistema-cennostey-rossiyskoy-molodeji-ekspertnaya-ocenka (accessed 19 June 2018).

3. Ignatova I.B. The role of culture in the formation of a solidarity society. Upravleniye gorodom: teoriya ipraktika, 2015, no. 3, pp. 19-22 (In Russian).

4. Sotrudniki istudenty seminariiprinyali uchastiye v otkrytiiperedvizhnoy vystavki rel'yefnykh ikon «Trogatel'nyy lik svyatoy» (Employees and students of the seminary took part in the opening of the traveling exhibition of relief icons "The Touching Face of a Saint") Available at: http://www.bel-semi-naria.ru/node/2983 (accessed 19 June 2018).

5. Statistika brakov irazvodov v Rossii (Statistics of marriages and divorces in Russia) Available at: http://semeinoe-pravo.net/statistika-brakov-i-raz-vodov-v-rossii/ (accessed 19 June 2018).

6. O Strategii «Formirovaniye regional'nogo solidarnogo obshchestva» na 2011-2025 gody (On the Strategy of "Formation of a regional solidarity society" for 2011-2025). Available: https://belregion.ru/region/priorities/solidarity.php (accessed 19 June 2018).

3■2017

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.