Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи – это общая задача государства и Церкви'

Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи – это общая задача государства и Церкви Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепин Пётр Вольдемарович

Статья содержит основные положения доклада П. В. Лепина. Рассмотрена значимость проблем воспитания в современном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи – это общая задача государства и Церкви»

стратегия современного образования

УДК 159.923

Лепин Пётр Вольдемарович (1943-2012)

Доктор педагогических наук, профессор, президент Новосибирского государственного педагогического университета

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ -ЭТО ОБЩАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ

Аннотация. Статья содержит основные положения доклада П. В. Лепина. Рассмотрена значимость проблем воспитания в современном образовании.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, семья, церковь

Lepin Peter Voldemarovich

(1943-2012)

Doctor of pedagogical sciences, professor, president of the Novosibirsk state pedagogical university

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH IS THE GENERAL PROBLEM OF THE STATE AND CHURCH

Abstract. Article contains basic provisions of the report made by P. V. Lepin. The importance of problems of upbringing in modern education is considered. Keywords: education, moral, family, church.

Хорошо, что мы обсуждаем сегодня эту проблему. Мы прошли этапы разрушения и некоторого становления и вот, наверное, лет десять-пятнадцать мы ищем варианты, как всё-таки воспитывать человека достойного, который со своими духовными ценностями будет развивать себя, общество, страну. На августовском совещании 2010 г. Д. А. Медведев особо подчеркнул, что ученики и их родители должны будут самостоятельно выбирать предмет обучения. Что это может быть? Во-первых, это могут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы буддизма и т.д. Если найдутся те, кто захочет изучать всё многообразие российской религиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны. Наконец, третий вариант: тем, кто не имеет определённых религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики. Таким образом, мы охватываем

всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для изучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, сообразуясь с представлениями, конечно же, их родителей. Выбор учеников и их родителей должен быть абсолютно добровольным: это важнейшее условие. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и абсолютно контрпродуктивно. Преподавать эти предметы будут светские учителя.

8 ноября 2010 г. состоялся VI Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений. В работе одной из тематических секций форума - «Повышение качества образования как основа воспитания творческих инновационных кадров» - принял участие руководитель сектором основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г. В. Демидов. Он подчеркнул, что «за прошедший год-полтора опыт, полученный в ходе апробации учебного предмета, по своей сути является уникальным для всей

системы образования. Важнейшая задача данного учебного предмета - найти необходимые точки соприкосновения государства и религиозных конфессий. Церковь готова делиться своим опытом в области духовно-нравственного воспитания... Перед началом апробации были мнения о том, что введение данного предмета будет способствовать религиозной розни среди детей. Это мнение не подтвердилось», - подчеркнул Г. В.Демидов. Ни в одном из регионов не было никаких нареканий - и родители, и дети заинтересованы в изучении предмета.

Совет Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования разработал целый пакет предложений по данному вопросу. Я внимательно изучил этот пакет, и мне думается, что там многого не хватает; то есть понять смысл, чего же мы хотим, -трудно. Он очень объёмный, он нечитаемый, но главное (что радует!) там идёт разговор о совместной работе школы и Церкви. Наверное, самая главная задача на сегодня состоит в том, чтобы гармонично соединить традиционные религиозные мировоззрения с современным взглядом на мир.

Кто это будет делать? Размышлял, размышлял: ну, кто? И получается, что учитель, священник. Даже семья несколько в стороне остаётся: семья многодетная, в семье не хватает денег, родители работают. Именно на нас и ложится этот тяжкий, но очень интересный творческий труд.

А как живёт современная высшая школа? В «Вестнике высшей школы» (№ 10 за 2009 г.) профессор Н. С. Розов отмечает, что «контур деградации человеческого капитала объединяет факторы роста социальной напряжённости и протестного поведения с факторами деградации „человеческого капитала" страны. <...> Ухудшение вышеуказанных качеств и деградацию человеческого потенциала, включая нежелание по-настоящему учиться, а также алкоголизацию и наркотизацию молодёжи вызывают следу -ющие сквозные характеристики личностно-значимых ритуалов (мы говорим не о каких-то качествах, мы говорим о ритуалах. - ПЛ.): чувства социальной фрустрации, отсутствия перспектив, безнадёжности; ощущение непреодолимых разрывов в доходах, классовой пропасти (гламурная жизнь на телеэкране и

в глянцевых журналах при ежемесячной нехватке денег на пропитание семьи); надежды на ренту - доход от занимаемой позиции, безразличие к усилиям, квалифицированности и эффективности труда».

Как известно, важнейшим фактором социальной напряжённости является не сам уровень жизни, а видимый громадный разрыв, воспринимаемый как несправедливый и безнадёжный».

Вот некоторые итоги социальных опросов, проводившихся среди студентов, обучающихся в высшей школе: только 15% молодёжи ориентированы на получение высоконравственного высшего образования; при этом оно не просто декларируется, но и сопровождается реальными усилиями как по подготовке к поступлению в вуз, так и последующими усилиями, занятиями в учебном процессе.

Мы всё чаще говорим об улучшении качества жизни через образование и о формировании в университетах системы управления индивидуальными проектами получения образования и строительства карьеры специалиста. Я пролистал журналов десять за прошедший год, касающихся высшей школы. И очень редко видел просто строчку -духовно-нравственное - без расшифровки. Очевидно, другие качества считаются главными. Вот, например, как пишет Яхонтов: «Всё, что у вас есть, - ваша жизнь. Больше вы ничем не наделены и не владеете. Её постоянно будут у вас отнимать, если не физически, то поминутно, обманывая, внушая, что расходуете её зря, когда приносите в жертву высоким идеалам. Охотников поживиться вашим временем - пруд пруди. Не попадайтесь на эту удочку. Реальные ресурсы, тем не менее, включают: время вашей жизни (оно мгновенно), здоровье, внутреннюю энергию, ваш интеллект, денежные средства и другие активы, которыми вы располагаете, самодисциплину, круг друзей и знакомых». Всё вроде бы правильно. Но нет ни слова о том, как личность готовить к тому, чтобы она умела управлять своим сознанием, формировать духовные ценности, сознательно отказываться от всяческих соблазнов, где-то ограничивать себя, помогать ближним. Это очень важно, но высшая школа как-то дистанцируется от этих вопросов.

Хотели мы этого или нет, но в нашу жизнь стремительно входит новый тип культуры (зачастую как конфликтующая структура), она охватывает весь мир, легко проникает через национальные границы - это электронные средства коммуникации. Преподавание на всех уровнях и должно быть направлено на то, чтобы обучить молодых людей ориентироваться в информационных потоках (где немало грязи!), добывать необходимые знания и обретать в ситуации глобализирующего воздействия способность к личностному развитию. Тогда кто же эти мудрые люди, способные передать опыт предыдущих поколений молодым, очень тонко и мудро передать, спокойно и с тактом? - Нет сомнения - это учителя. И Церковь. И, наверное, родители. Других просто нет. Другие передают другое - то, что омрачает нашу жизнь.

Слово «педагог» в переводе с греческого означает 'детоводитель' (по-старославянски - 'пестун'), и когда мы говорим «выпестовать дитя», это дорогого стоит.

«Нравственное влияние учителя является основой воспитания», - считал К. Д. Ушин-ский. Достоевский писал: «Учитель - это штука тонкая; народный национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ (и, наверное, можно добавить, да простит меня классик, -и компьютеры купим. - П. Л.), но учителей сейчас не наделаете». А как сильно о нравственном примере сказал немецкий педагог А. Дистервег: «Повсюду ценность школы равняется ценности её учителя».

Какие значимые слова произнес Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на открытии IV Ассамблеи Русского мира: «Учитель занимает уникальное место в обществе. Он передаёт новым поколениям опыт, знания, ценности - всё то, что накопил народ и всё человечество за свою историю. От его трудов во многом зависит, как будет думать, чувствовать и поступать человек в своей жизни. А значит, от него зависят дальнейшие пути развития общества». На заседании Российской Академии образования он сказал: «Если мы отказываемся от того, что школа является механизмом, инструментом воспитания человека, то мы обрекаем общество на очень неясное существование в будущем».

К сожалению, нужно сказать, что за последние годы, начиная с 1993 (я это хорошо знаю, потому, что двадцать лет был ректором), из учебных программ ушло всё, что касалось воспитания, в том числе и духовно-нравственного. Наверное, только с началом XXI века в учебный процесс вновь стали входить эти ценности. И вот что поразительно: теперь я вижу тех людей, которые тогда уничтожали эти ценности, а сегодня они снова руководят и говорят о необходимости духовно-нравственного воспитания! Это так забавно!

Мы в нашем вузе не отказывались от тех замечательных традиций, которые накопила высшая школа. Мы не ломали традиций, мы их развивали. И я очень рад, что двадцать лет назад в наш вуз в первый раз, наверное, пришёл священник. Я рад, что Владыка несколько раз бывал у нас в вузе и что сегодня на разных факультетах читают лекции и ведут курсы священники. Это нас сближает, и мы понимаем друг друга. Это очень важно, ведь мы готовим специалистов, которые должны будут понимать людей. Православная культура, школьный театр, массовые народные зрелища, театральная культура, история религий, музеи мира, психология семьи, работа с молодёжью - все эти курсы развиваются в вузе. Тот, кто хочет, - берёт (это всё зависит, конечно, от личности). Радуюсь, что и властные структуры начинают это понимать и заверяют, что будут помогать развитию духовно-нравственного воспитания.

Готовясь ко встрече, я посмотрел, какими качествами должен обладать учитель. Их перечень занял две страницы - пятьдесят два личных качества, являющихся профессионально важными для педагога. Назову некоторые из них: вежливость, воспитанность, внимательность, порядочность, принципиальность, искренность, гуманность, деловитость, доброжелательность, тактичность. И только в самом конце - увлечённость предметом, чувство нового.

А вот как о том же сказал стихами педагог Падурин:

Если путь педагога Бог тебе указал, Это значит, что строго Бог тебя наказал: Наказал воздержаньем от коварства и лжи, Ты таким наказаньем как святым дорожи;

Он лишил тебя права быть хоть чуточку злым,

Так гордись же во славу наказаньем своим;

Быть душой некрасивым он тебе запретил

Наказаньем счастливым Бог тебя наградил.

Действительно, самая трудная работа -это работа с людьми. Вот как XX век поступил с нашим обществом: все мы знаем, что Декретом 1918 года школа была отделена от Церкви. И сразу же от Церкви была отделена семья, значительная часть семьи. Это нанесло сильнейший удар по воспитанию в семье. Владыка Тихон пишет: «.безбожие как идеология разрушения, разрушая традиционную для России систему образования и воспитания, не помогало родителям заложить основы духовно-нравственного воспитания детей». Что тут добавить? Правда.

За последние годы вышла масса различных постановлений, хотя называются они, как правило, программами. Наименования некоторых из них я выписал: «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Питание», «Одарённые дети», «Беженцы», «Безопасное материнство» и прочие, прочие, прочие. Реализация этих программ упирается, как правило, в деньги - деньги разные.

Просмотрел я и программу «Духовно-нравственное воспитание» - она очень большая. И я пока не понимаю, почему, несмотря на предпринимаемые законодательные меры, ситуация с духовно-нравственным воспитанием молодёжи не очень улучшается? Нам бы всем послушать и претворить в жизнь пожелания Святейшего Патриарха Кирилла. Вот его слова: «Если бы семья, школа и Церковь работали сообща, если бы был высокий уровень координации действий, то на выходе, как говорят инженеры, мы имели бы совсем другой сигнал, у нас было бы совсем другое качество жизни и другое общество». Это - первое.

Второе - это проблема семьи. Известный педагог и философ Ильин называл семью «первичным лоном человеческой культуры». Семья для ребёнка - первое родное место на земле: сначала - место жилища, источник тепла и питания, потом - место осознанной любви и духовного понимания. Семья для ребёнка - первое «мы», возникшее из любви, где один стоит за всех и все за одного; она для него - школа взаимного

доверия и совместного организованного действия. Мы все слагаемся в семье со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями. И каждый из нас остаётся в своей жизни духовным представителем своей от-еческо-материнской семьи. Здесь ребёнок научается: любить - кого и как; верить -во что; жертвовать - кому и чем. Здесь открываются в душе ребёнка главные источники будущего счастья и несчастья. Здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьётся великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья есть первый естественный и в то же время священный союз, в который вступает человек. И он призван строить этот союз на любви, вере и свободе, научиться в нём первым совместным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единства - Родине и государству.

И здесь мы сталкиваемся ещё с одной проблемой воспитания, которая, как правило, уходит на второй план. Мне вспоминается один эпизод моей жизни, более тридцати лет тому назад. 1979 год. Моя жена Людмила Михайловна была учительницей, а я, будучи молодым преподавателем вуза, вёл туризм. Закончился учебный год, конец июня. «Давай, - говорит жена, - сводим ребятишек в поход». Я пригласил своего друга Александра, и все мы поехали в Искитим (полтора часа на электричке). Девятый класс - оторви да выбрось, но для меня - безумная любовь, возникшая за три дня. Вышли из электрички, два с половиной часа ходу - излучина реки Бердь, прекрасный песок и глубокая река. Мы разбили лагерь. Рядом с лагерем -каменоломня. Отправляю ребят нарвать смородины для чая. Прибегают - глаза по полтинникам, говорят: «Там стоит вагон!». (А это сосновый бор, дороги нет.) - «Где?» Идём. Стоит остов железнодорожного вагона на рельсах. (Я готовился к этому походу и привёл ребят в каменоломни, где был страшный Искитимский ГУЛАГ.) Это был вагон, в котором держали священников и других заключённых. Неподалеку лежит самолёт, который упал здесь во время Второй мировой войны. Всё это я рассказал ребятам. Получился очень интересный разговор. А потом мы пошли на источник, где по преданию были расстреляны священники. Сей-

час там возводится чудный храм-памятник во имя новомучеников и исповедников Российских, он так быстро растёт... Три дня... Прошло уже более тридцати лет, и мы иногда встречаемся, и бывшие мои девятиклассники говорят: «Три дня у сказки, и сколько мы познали!». А ведь у каждого из нас есть своя малая родина: своя улица, свой дом, своя роща, где когда-то что-то происходило, где когда-то что-то случалось - это наша история, которая воспитывает. В целом краеведение бывает такое разное - историческое, географическое, литературное, церковное, патриотическое... И это повсюду, на каждом месте на нашей земле.

Вот как писал Александр Сергеевич Пушкин:

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. <...>

Животворящая святыня! Земля была б без них мертва...

Если мы об этом забываем, - мы зря живём.

Завершить своё выступление я хотел бы опять же стихами. Написал их Василий Фёдоров.

Всё испытав,

Мы знаем сами,

Что в дни психических атак

Сердца, не занятые нами,

Не мешкая, займёт их враг,

Займёт, сводя всё те же счеты,

Займёт, засядет,

Нас разя...

Сердца!

Да это же высоты, Которых отдавать нельзя!

Желаю удачи в этом важном деле!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.