Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие личности студента в ходе иноязычной коммуникативной деятельности'

Духовно-нравственное развитие личности студента в ходе иноязычной коммуникативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / PERSONAL DEVELOPMENT / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / DIALOGUE OF CULTURES / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпак Наталья Олеговна

Статья посвящена проблеме воздействия межкультурной коммуникации на формирование духовно-нравственных ценностей студентов в ходе обучения иностранному языку. Автором исследовано влияние межкультурной коммуникации на понимание иноязычной культуры и на осознание ценностей родной культуры и языка. Ключевой идеей является то, что для достижения взаимопонимания в ходе межкультурного общения будущим специалистам необходимо изучать не только иноязычную, но и родную культуру с целью культивирования в себе духовно-нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпак Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral development of student’s personality during foreign language communicative activity

The article discusses the impact of intercultural communication on the formation of spiritual and moral values of students in the course of foreign language teaching. The author has investigated the influence of cross-cultural communication on understanding of foreign culture and awareness of the values of native culture and language. The key idea is that for achieving of mutual understanding at cross-cultural communication the future specialists should not only learn foreign culture, but also native culture with the aim of cultivating their spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие личности студента в ходе иноязычной коммуникативной деятельности»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩECТBEHHОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)

УДК 37.025

Шпак Наталья Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ХОДЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Shpak Natalya Olegovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Siberian Institute of Management, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF STUDENT'S PERSONALITY DURING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация:

Статья посвящена проблеме воздействия межкультурной коммуникации на формирование духовно-нравственных ценностей студентов в ходе обучения иностранному языку. Автором исследовано влияние межкультурной коммуникации на понимание иноязычной культуры и на осознание ценностей родной культуры и языка. Ключевой идеей является то, что для достижения взаимопонимания в ходе межкультурного общения будущим специалистам необходимо изучать не только иноязычную, но и родную культуру с целью культивирования в себе духовно-нравственных ценностей.

Ключевые слова:

духовно-нравственные ценности, личностное развитие, межкультурная коммуникация, диалог культур, обучение иностранному языку, иноязычная коммуникативная деятельность.

Summary:

The article discusses the impact of intercultural communication on the formation of spiritual and moral values of students in the course of foreign language teaching. The author has investigated the influence of cross-cultural communication on understanding of foreign culture and awareness of the values of native culture and language. The key idea is that for achieving of mutual understanding at cross-cultural communication the future specialists should not only learn foreign culture, but also native culture with the aim of cultivating their spiritual and moral values.

Keywords:

spiritual and moral values, personal development, cross-cultural communication, dialogue of cultures, foreign language teaching, foreign language communicative activity.

В современном развивающемся мире происходит расширение взаимодействий различных стран, народов и культур. В условиях интеграции России в мировое информационное и образовательное пространство сейчас необходимо формировать личность современного специалиста, способного свободно ориентироваться в процессе общения с представителями других культур.

Для эффективного общения с иностранцами необходимо не только хорошее владение языком, но и знание особенностей характера, которые обусловлены происхождением, историей страны, духовно-нравственными устоями, системой образования.

В структуре иноязычной деятельности особое значение приобретают ценностно-смысловые и нравственно-духовные факторы, связанные с включением личности в этносоциокультур-ную среду изучаемого иностранного языка, то есть в систему отношений личности к носителям этого языка, к их культуре, их языковому сознанию, ценностно-смысловым и духовно-нравственным особенностям национального сознания.

За всю многовековую историю России сложились такие духовно-нравственные ценности, как патриотизм, совесть, достоинство, терпимое и уважительное отношение к другим народам, традициям и религиям. Однако на сегодняшний день становится очевидным то, что мощный бесконтрольный информационный поток оказывает пагубное влияние на некрепкие души молодых людей, ищущих духовно-нравственные ориентиры. Молодые люди открыты миру, но не подготовлены правильно отбирать нужную для их развития информацию. Из всего, предлагаемого западной культурой, важно научиться перенимать положительный опыт и трансформировать в российскую среду с учетом культурных традиций и русского менталитета. Нам сейчас как никогда нужно учиться взаимодействовать с другими культурами, быть толерантными и уметь вести конструктивный диалог на иностранном языке [1, с. 229].

Важной причиной угасания творческого потенциала народа является ослабление интеллектуальных и духовных традиций в результате разрушения национальной системы образования и подготовки слоя интеллигенции, чуждого своему народу, его истории, традициям, культуре. Следовательно, развитие национально и культурно ориентированного образования является ведущей предпосылкой активизации творческих сил и способностей нации, мобилизации ее духовных ресурсов [2, с. 327].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Одним из способов познания окружающего мира является язык. Будучи универсальной средой, в которой существует человек и его культура, язык входит в социальный опыт человечества и развивается вместе с человечеством благодаря межкультурной коммуникации. Человек формируется как личность, когда приобщается к культуре и принимает участие в социальной деятельности и развитии языка. Более того, язык является главной формой выражения и существования национальной культуры. Важно отметить то, что ценностные ориентации формируют национальную идентичность, которая выражается в осознании национальной принадлежности, психологическом складе нации. Проблемы межличностных отношений находят отражение в языке, а язык, в свою очередь, несет отпечаток культуры и менталитета народа [3, с. 87-88].

В области преподавания иностранных языков появляется новый взгляд на язык как на средство осуществления социальной культурной коммуникации, в ходе которой идет усвоение и обмен культурами. Сегодня важно готовить студентов к диалогу культур, к умению общаться на иностранном языке, владея языковыми аспектами и знаниями реалий другой страны. Более того, растущие материально-технические потребности требуют от молодых людей развивать в себе способности к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению.

В настоящее время, когда контакты с другими странами становятся все теснее, знание иностранных языков играет важную роль. Весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию, и в связи с этим возрастают роль и значимость изучения иностранных языков. Важным сейчас становится воспитать личность, которая может и желает участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и которая готова приобщать себя к иностранной культуре и к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Изучая язык, студенты не только усваивают его лексические и грамматические особенности, но и, сталкиваясь с языковыми и культурными явлениями и сопоставляя их с явлениями в родном языке, глубже постигают родной язык и свою культуру. Содержание обучения иностранному языку включает в себя языковые, речевые, социокультурные знания и умения. В преподавании иностранного языка особое внимание направлено на выработку навыков межличностного общения, социально-корректного поведения, партнерских отношений, толерантности.

Достижению взаимопонимания в процессе межкультурной коммуникации способствует межкультурная компетенция, которая предполагает обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; изучение культуры других народов, развитие умений и навыков представлять свою культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; формирование уважения к культурам других народов, готовности к деловому сотрудничеству.

Однако уровень иноязычной коммуникативной деятельности зависит от развития духовно-нравственной культуры личности студента и его коммуникативных способностей. Современному отечественному образованию не хватает стремления к формированию духовной целостности человеческого существа, в процессе которого человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии [4]. Не у всех студентов присутствует устойчивая ценностная ориентация, придающая вектор развития их познавательной образовательной деятельности.

Воспитание уважительного отношения к своему народу, а также его культуре, к другим народам и их культурам, установление положительных контактов с ними, а также умение плодотворно взаимодействовать с представителями других культур говорят о высоком духовно-нравственном воспитании личности.

Основываясь на великих исторических событиях, духовно-нравственных ценностях народа, у молодых людей необходимо формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну. В современном образовательном процессе необходимо создавать такие условия, которые бы естественным образом способствовали росту самосознания студентов, максимально стимулировали их инициативу, самостоятельность, помогали преодолевать пассивность, гражданскую безответственность, апатию, равнодушие, несамостоятельность мышления.

Из всего вышесказанного очевиден вывод, что при изучении иностранного языка не только происходит развитие иноязычной коммуникативной деятельности студентов, но и осуществляется духовно-нравственное развитие личности, которое дает им представление о мировых ценностях, помогает правильно понять и воспринять родную и иноязычную культуры.

Ссылки:

1. Шпак Н.О. Формирование гуманистических ценностей у молодых специалистов сферы управления // Общество и этнополитика : материалы VII Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 1 мая - 1 июня 2014 г. Новосибирск, 2015. С. 224-229.

2. Артюхина М.Г. Значение духовного фактора в развитии отечественного гуманитарного образования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 2. С. 322-329.

3. Яхина С.Б., Жаксыбекова Р.К. К вопросу о кросс-культурном аспекте преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Кросс-культурный подход в науке и образовании : материалы ежегод. междунар. семинара / сост. О.А. Береговая. Вып. 8. Новосибирск, 2013. С. 85-90.

4. Липская Л.А. Духовно-нравственные традиции как основа современной образовательной политики // Социум и власть. 2009. № 1. С. 93-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.