Научная статья на тему 'Духовно-нравственное преображение человека как фактор решения экологических проблем'

Духовно-нравственное преображение человека как фактор решения экологических проблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
705
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / "ЗЕМНАЯ ЭТИКА" / "СУПРАМОРАЛИЗМ" / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / КОСМОС / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИММОРТОЛОГИЯ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / "EARTHLY ETHICS" / "SUPRAMORALISM" / ECOLOGICAL ETHICS / MORALITY / MAN / THE COSMOS / GLOBAL PROBLEMS / IMMORTOLOGY / RUSSIAN COSMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садикова О. Г.

Садикова О.Г. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. В статье рассматриваются духовно-нравственные основания русского космизма и доказывается, что теория сверхформальной этики лежит в основе мировоззренческих установок естественнонаучного направления русского космизма. Труды Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского являются логическим доказательством этого. В основе поднятых представителями русского космизма экологических проблем лежит идея совершенствования человека, его нравственных основ как решение проблем экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sadikova O.G. SPIRITUALLY MORAL TRANSFORMATION OF A PERSON AS THE FACTOR OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS SOLUTION. The article examines the spiritual-moral basis of Russian cosmism and shows that the outlook principles of Russian cosmism as a scientific school are based on the theory of superformal ethics. The works by N.F. Fyodorov, K.E. Tsiolkovsky, V.I. Vernadsky are the logical proof of this fact.Tthe ecological issues raised by the representatives of Russian cosmism result from the idea of a man's perfection and the importance of his moral principles for the solution of ecological issues.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное преображение человека как фактор решения экологических проблем»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА: ИДЕИНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

мотива к отрицанию старой системы ценностей и построению новой. Менее масштабные проблемы, по-видимому, не могут привести человечество к осознанию необходимости перемен в себе самом.

Жанр научной фантастики тем и хорош, что соединяет реальные достижения науки с вольным полетом писательской фантазии. Нередко выраженные в фантастике мечты становятся реальностью - вспомним хотя бы произведения Жюля Верна. Стать реальностью мечта Ефремова, по его собственной мысли, может только на пути, ведущем к достижению гармонии между упомянутыми взаимозависимыми системами - человечеством и природой. А достичь такой гармонии, считает писатель, можно только на основе изменения организации социальной жизни человечества.

К сожалению, пока ни один писатель, как, впрочем, ни один ученый или философ, не смог предложить конкретной программы действий, гарантирующей достижения этой великолепной перспективы. Но величайшая их заслуга состоит в привлечении внимания людей к назревшим, но не всегда полностью осознаваемым проблемам. По словам, вложенным Стругацкими в уста одного из героев их произведений, «писатель - это прибор, показывающий состояние общества, и лишь в ничтожной степени - орудие для изменения общества. История показывает, что общество изменяют не литературой, а реформами и пулеметами, а сейчас еще и наукой» [6, с. 66].

Библиографический список

1. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: Сборник: Пер. с нем. / К. Ясперс. - 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527с.

2. Мальтус, Т. Опыт о законе народонаселения / Т. Мальтус. - Петрозаводск: Предприятие по торг. и изд. деятельности «Петроком», 1993. - 136 с.

3. Стругацкий, А.Н. Страна багровых туч. Извне / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий // Аркадий и Борис Стругацкие. Повести. Рассказы. - М.: Текст, ЭКСМО, 1997. - 447 с.

4. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложность положения человечества»: Пер. с англ. / Донелла Х. Медоуз, Деннис Л. Медоуз, Иорген Рэндерс, Вильям В. Беренс III. - М.: Изд-во МГУ 1991. - 205 с.

5. Стругацкий, А.Н. Путь на Амальтею. Полдень, XXII век. Далекая Радуга. Повести. / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. - М.: Текст, ЭКСМО, 1997. - 479 с.

6. Стругацкий, А.Н. Гадкие лебеди: романы / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. - СПб.: Издательство «Terra Fantastical) компании «Корвус», 1993. - 608 с.

7. Стругацкий, А.Н. Жук в муравейнике. Волны гасят ветер. Отягощенные злом или 40 лет спустя / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий // Аркадий и Борис Стругацкие. Собрание сочинений. Т. 10.

- М.: «Текст», 1993. - 495 с.

8. Ефремов, И.А. Туманность Андромеды / И.А. Ефремов. - Нижний Новгород: ГИПП «Нижполи-граф», 1997. - 464 с.

9. Ефремов, И.А. Час Быка: Научно-фантастический роман. Рассказы / И.А. Ефремов. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. - 592 с.

10. Иван Антонович Ефремов: Переписка с учеными. Неизданные работы / Сост. и авт. коммент. Н.В. Бойко; Отв. ред. и авт. вступ. ст. П.К. Чудинов.

- М.: Наука, 1994. - 284 с.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

как фактор решения экологических проблем

О.Г. САДИКОВА, доц. каф. философии и культурологи Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

В настоящее время экологический кризис, к сожалению, прочно занимает одно из ведущих мест среди глобальных проблем современности. Но уже больше века назад обсуждение многих глобальных проблем предвосхитили представители естествен-

vsadikova@gmail.com

нонаучной ветви русского космизма в лице таких блестящих умов, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, Н.А. Умов.

В последние десятилетия ученые начали определять выход из ситуации экологи-

64

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА: ИДЕИНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

ческого кризиса в коэволюции - взаимосогласовании дальнейшего развития природы и человеческого общества, путем разумной корректировки природы в соответствии с ее внутренними тенденциями развития. Путь коэволюции должен быть обусловлен не только страхом угрозы экологической катастрофы, но и внутренней убежденностью в необходимости именно такого действия, созвучности его нашему душевному настроению, т.е. быть нравственно значимым, этически ценным.

Такой фундамент нашего отношения к природе, космосу, миру - отношение с позиции добра и справедливости - действительно является надежным основанием человеческих (общественных и личностных) действий в мире.

О такой связи человека с миром говорили русские космисты, идеи которых оказываются созвучными современным идеям гармоничного сосуществования общества и природы. Несмотря на разноплановость их взглядов, именно в русле этого течения родилось осознание неизбежности противоречий природы и разума, человека и окружающей среды.

Особо русские космисты предупреждали об экологической опасности: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца... При такой свободе остается только ждать и прогнозировать, когда же человечеству не станет хватать угля, железа и хлеба, чтобы, в конце концов, подчиниться природе и отдать ей свою жизнь» [1, с. 301]. Но русские космисты, и особенно это видно в творчестве В.И. Вернадского, не только видели экологические и ряд других глобальных проблем и возможность наступления из-за них катастрофы в истории человечества, но и констатировали необходимость человеку разумному принять на себя ответственность за поиск путей разрешения этих проблем и снятия всех противоречий.

«Супраморализм» Н.Ф. Федорова, т.н. сверхформальная этика - это по сути и есть

экологическая этика, т.к. в ней оцениваются поступки человека - его нравственность, исходя из целей, стоящих перед человечеством и рассматриваемых в масштабах Космоса.

Актуальность в начале XXI века исследований русских космистов связана с поисками ими (и современной цивилизацией) путей выхода из кризиса, вызванного нарушением экологических (говоря современными терминами) связей. Это разрушение природы, порожденное отчужденным, антигуманным отношением к космосу, привело к возникновению глобальных проблем современности, к проблемам выживания человечества в такое время - в условиях приближающихся глобальных катастроф. Дальнейшее существование и развитие человечества, согласно русским космистам, потребует активного вмешательства человеческого разума, необходимости последующего изменения природной среды и общества, а также сущности самого человека.

Поэтому взгляды русских космистов весьма привлекательны тем, что они еще в XIX - начале XX века предлагали один из вариантов объяснения, почему человек так заинтересован в развитии всего космоса. Сегодня биосфера зримо превращается в качественно новое образование - ноосферу, о чем наглядно свидетельствуют активно разрабатываемые современной цивилизацией проекты, программы, технологии. Человечество явно не имеет иной альтернативы, кроме превращения в социальный суперорганизм с планетарным сознанием, что, в свою очередь, и даст возможность преодолеть кризис, вызванный глобальными, прежде всего, экологическими, проблемами.

«Человек - высшая ступень спонтанной, бессознательной эволюции природы, становится в то же время исходным моментом последующего сознательно направляемого этапа эволюции планеты» [2, с. 80]. Фундаментальный принцип русского космизма - принцип всеединства всего сущего с Вселенной, утверждение подобия микро- и макрокосмоса, человека и Вселенной. Но, чтобы решить назревшие глобальные проблемы, по мнению русских космистов,

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011

65

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА: ИДЕИНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

должен измениться сам человек, ибо дальнейшее развитие мироздания (Вселенной, Космоса) возможно только на основе духовно-нравственного преображения человека, его совершенствования. Один из ведущих философов специалистов по русскому космизму С.Г. Семенова очень точно пишет, что представители этого философского и научного направления, оценивая взаимоотношения человека и природы, «ставят задачу дальнейшего восхождения духа, регулирующего сознание в лоне материальных форм. Причем эта регуляция и одухотворение обязательно должны идти в обе стороны, распространяясь и на принципы грехопадного, природно-смертного бытия, и на самого человека, и на всю тварь» [3, с. 559].

Одной из первоочередных задач человечества русский космизм полагает активное действие человека и нравственное преобразование его природы. Механизм создания духовно совершенной, высоконравственной личности в естественнонаучном направлении космизма лишь очерчен. Человек, в представлении русских философов и ученых, далеко не совершенен, но они признают его высокое достоинство. Среди немногих общих для всех русских космистов взглядов имеется представление об эволюционирующей по восходящей линии Вселенной, идущем постоянном усложнении форм жизни и, соответственно, о естественном шансе у человека для совершенствования. Высоконравственная личность очерчивается ими как активная, деятельностная, преобразующая, творческая, свободная, развивающаяся, самосовершенствующаяся личность.

Актуальность этих теорий прежде всего в том, что они ориентируют на духовно-нравственное совершенство человека, фиксируют объективные закономерности, на основе которых должно в дальнейшем осуществляться управление социально-природными процессами в интересах человека и прогрессивного развития земной цивилизации.

Особенность нравственной мотивации у всех представителей русского кос-

мизма заключается в стремлении к достижению человеком и человечеством благой (счастливой) жизни. Ведь человек не только является биопсихосоциальным существом, соблюдающим «земную этику», но неотъемлемо вписан в эволюционирующий космос. В качестве обязательного условия успешной деятельности человека по преобразованию природы выступает требование нравственного отношения к ней, преломляемого через естественнонаучные категории. «Этика философии космизма, не внося в идею золотого правила нравственности нового содержания, привносит в нее естественнонаучные, панпсихические, родственные основания... Не работают в учениях космистов и такие категории общечеловеческой морали, как справедливость, честность, взаимное уважение, гордость, патриотизм». [4, с. 18]. Вместе с тем, в основе нравственной мотивации представителей русского космизма лежат тесно переплетенные моральные категории, такие как абсолютное добро, долг, истина, красота, любовь, сыновняя любовь к родителям, космического масштаба любовь к природе, бессмертие через продолжение творческой активности человеческого духа, совершенство, благо, стремление к счастливой жизни.

Неотъемлемой составляющей философии русского космизма является сосредоточение на проблеме необходимости увеличения блага (счастья) во всем мироздании, в Космосе путем подражания ему, в том числе пытаясь, подобно вечному природному миру, обрести человеческое бессмертие.

Русский космизм напрямую связан с высшими, финальными ценностями человека - жизнью и смертью. Философы и прежде всегда отмечали присущее сознанию человека фундаментальное противоречие, которое формируется при попытке осмыслить феномен смерти. Это противоречие связано с бесконечностью человеческих мыслей, устремленностью духовного внутреннего мира в будущее и конечностью индивидуального физического существования. Поэтому человек создает различные способы разрешения этого противоречия - т. н. механизм иммор-

66

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА: ИДЕИНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

тализации - идею отрицания смерти, утверждение бессмертия. В истории человеческой мысли обсуждались различные способы им-мортализации, и эта проблема находилась в центре внимания Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского. Они решали проблему бессмертия, в первую очередь, с нравственной точки зрения. Бессмертие было важно для космистов не само по себе, не как эгоистическое желание отдельного индивида, а как условие для возможности беспредельного продолжения продуктивных функций сознания. В русском космизме идея бессмертия неразрывно связана с этическими категориями добра, совершенства, любви, правды, достоинства. Достижение бессмертия напрямую связывается с динамикой духовно-нравственного развития личности. Рассматривая смерть как распад, дезинтеграцию, «нравственную обиду» для человека, вся русская философия видит объединяющую роль только в нравственности. Только она позволяет поддерживать целостность человека как духовно-нравственное единство.

Русские космисты выделяют именно нравственные особенности трудовой деятельности, подчеркивая творческий характер бессмертия. Характерный признак иммортологии русского космизма - преобразовательное, деятельностное начало, собственно человеческое действие («общее дело» Н.Ф. Федорова). В высшей степени оригинальным решением проблемы бессмертия является объявление Н.Ф. Федоровым войны самой смерти от лица живого и мертвого человечества.

Все представители русского космизма озабочены поиском реальных путей предотвращения глобальной экологической катастрофы и возможностей устойчивого развития России. Успешное претворение этой концепции приведет человечество к стадии формирования предсказанного В.И. Вернадским разумного регулирования существования Земли и ее биосферы - к фазе ноосферы, где мерилом личностного и национального богатства и значимости будут духовные ценности и знания человека, жи-

вущего в гармонии с природой. Именно на подобное установление гармонии человека и природы ориентирует нравственное содержание естественнонаучного направления космизма.

Русские космисты дали в своих трудах с научных позиций нравственное обоснование того факта, что человечество превращается в единый суперорганизм, обладающий планетарным сознанием. Они обосновали необходимость разработки системы научных взглядов, называемой сейчас экологической этикой, главной мыслью которой является постулат о единстве человека и мироздания. Ценностно-мировоззренческим и концептуально-методологическим основанием экологической этики является понимание всесвязующего единства живого со всем Космосом. Согласно русскому космизму, величие и значение человека как существа вселенского масштаба проявляется в нравственно-эстетическом отношении человека к мирозданию. Природа и Космос в целом рассматриваются не только со стороны практической деятельности, не просто как объект эстетического наслаждения, а как субъект этических отношений.

Идеи русских космистов могут и должны быть использованы в качестве мировоззренческой и методологической основы при создании концепции перехода к ноосфер-ной формации. Они помогают осознавать значение и силу доброй воли человека и человечества перед лицом глобальных проблем современности, способствуют правильному выбору - экономическому, политическому, моральному, экологическому.

Библиографический список

1. Федоров, Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. - М.: «Мысль», 1982. - 711 с.

2. Бараусова, Л.В. Идея космизма и синергетическая парадигма / Л.В. Бараусова // Синергетика, философия, культура. - М.: РАГС, 2001.

3. Семенова, С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров / С.Г. Семенова. - М.: Пашков дом, 2004. - 584 с.

4. Алексеева, В.И. К.Э. Циолковский: философия космизма / В.И. Алексеева. - М.: Самообразование, 2007. - 318 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.