Научная статья на тему 'Духовно-нравственное образование в контексте интеграционного образовательного процесса: перспективы развития'

Духовно-нравственное образование в контексте интеграционного образовательного процесса: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1405
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коростелева А. А.

Статья посвящена осмыслению современного интеграционного процесса в системе образования, возможностей интеграции духовно-нравственного и гуманитарного образования в современной общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное образование в контексте интеграционного образовательного процесса: перспективы развития»

► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF AN INTEGRATIVE EDUCATIONAL PROCESS: PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

Коростелева А.А.

Старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ИСМО РАО, кандидат педагогических наук E-mail: talina219@mail.ru

Korosteleva A.A.

Senior research fellow of the Laboratory of Social Studies Didactics of the Institute for Content and Methods of Education of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education).

E-mail: talina219@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена осмыслению современного интеграционного процесса в системе образования, возможностей интеграции духовно-нравственного и гуманитарного образования в современной общеобразовательной школе.

Annotation. This article is dedicated to understanding the modern integrative process in the educational system and the possibilities of integration of moral and spiritual education with Humanities in modern-day general schools.

Ключевые слова: интеграция, интеграционный процесс, процесс образования, антропоцентризм, культуросообразность, модернизация, духовнонравственное образование, толерантность, духовно-нравственные ценности.

Keywords: integration, integrative process, process of education, anthropocentrism, cultural conformity, modernization, moral and spiritual education, tolerance, moral and spiritual values.

В современный период проблема интеграции общеобразовательных предметов приобретает все большую актуальность в связи с необходимостью модернизации всего общеобразовательного пространства России. Подписав Болонскую конвенцию, Россия продемонстрировала свою готовность стать частью образовательного пространства Европы, что также повлияло на необходимость усиления интеграционных процессов в программах общеобразовательного цикла. Интеграция образовательного пространства не только призвана преодолеть межпредметную разобщенность знаний, крепить взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечить целостность и системность педагогического процесса в целом, но и сформировать целостную картину мира у учащихся. При этом, с нашей точки зрения, современный интеграционный процесс призван служить повышению мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, способствовать включению их в процесс самосовершенствования и самосозидания, что всегда являлось высшей точкой достижения всех педагогических моделей и новаторских систем не только в российском, но и мировом пространстве.

Интеграция общеобразовательных предметов в целом, предметов гуманитарного цикла в частности базируется на двух основополагающих принципах:

• принцип антропоцентричности интеграции, ставящий в центр всех образовательных усилий ребенка, развитие его творческих возможностей и личностный рост;

• принцип культуросообразности интеграции образования, связывающий образовательное и социальное пространство, в котором живет и формируется ребенок, в единую культуросообразную среду, призванную позитивно влиять на процесс формирования личности, ее ценностных ориентаций, потребностей и интересов.

Следует отметить, что культуросообразность интеграции можно и следует также рассматривать как системообразующий дидактический принцип, позволяющий связать предметы гуманитарного цикла в единое образовательное пространство, в котором ученик не только адаптируется к единым образовательным требованиям, но и развивает «аналитические умения, диалогичность, толерантность, учебную компетентность, выражающуюся в умении планировать и контролировать свои учебные действия, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач» [2, с. 7].

Подчеркивая важность духовно-нравственного развития и воспитания личности в период смены ценностных ориентиров, деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулируют триединую задачу, стоящую перед общеобразовательными учреждениями России: «воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [1, с. 7]. Итак, гражданское и патриотическое воспитание, личностное развитие, общий уровень базовой подготовки становятся важнейшими смысловыми доминантами развития учащихся в современный период динамично трансформирующегося российского общества.

В разделе «Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания» Концепции духовно-нравственного развития перечислены дисциплины,

оказывающие наибольшее влияние на формирование духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: история, история религий, культурология, литература

и искусство. Названы и такие источники духовно-нравственного воспитания, как история семьи, фольклор народов России, СМИ, общественно полезная и личностно значимая деятельность, другие источники информации и научного знания [1, с. 22].

В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» отмечается, что приоритетной задачей общества и государства становится «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций... но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» [6, с. 9].

Рассмотрим уровни интеграции содержания общего и духовно-нравственного образования в учебных программах гуманитарного цикла в рамках тех предметов, которые были названы в качестве основных источников формирования духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. В первую очередь обратим наше внимание на такие учебные предметы, как «Русский язык» и «Иностранный язык». В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» отмечается, что «Русский язык» не только формирует лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческую компетенции ученика, но и «является средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом» [6, с. 12].

«Иностранный язык» как учебный предмет рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений современного школьного образования. В «Фундаментальном ядре содержания образования» подчеркивается интегративный характер данного учебного предмета, так как он изначально сочетает языковое/иноязычное образование с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), выступая при этом «и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической. Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией и т.д.)» [6, с. 16]. Итак, такие предметы, как «Русский язык» и «Иностранный язык», предоставляют уникальную возможность для интегративного взаимодействия внутри самого образовательного процесса, являясь и целью, и средством обучения. Вклад этих двух учебных предметов в процесс формирования личности учащихся неоспорим, поскольку, развивая коммуникативные умения и навыки, они активно содействуют повышению уровня социокультурных знаний, духовно обогащают личность, помогая эмоционально-нравственному росту. При этом учащиеся обретают те учебно-познавательные навыки, которые существенно повышают уровень их компетентности в современном коммуникационном пространстве.

Такой учебный предмет, как «История» обладает не только познавательной, но и мировоззренческой направленностью, «формируя у учащихся историческое мышление как основу гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности» [6, с. 24]. В рамках предмета «История» формируется и гражданское, и патриотическое начала лич-

ности, которые понимаются как важнейшие слагаемые процесса формирования личности современного учащегося, его духовно-нравственного развития и самоопределения. «История» как учебный предмет призвана содействовать:

• самоидентификации молодого поколения в современном мире;

• усвоению интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

• воспитанию учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

• развитию способностей учащихся осмысливать исторические процессы и события в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

• формированию у учащихся общественной системы ценностей;

• выработке современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

• развитию навыков исторического анализа и синтеза [6, с. 24].

Проведенный анализ целей изучения «Истории» как учебного предмета позволяет сделать вывод о том, что данная дисциплина напрямую содействует задачам гражданского и патриотического воспитания, развивая мировоззренческие взгляды личности. Важным аспектом современных образовательных программ нам представляется то, что они не только выдвигают на первый план духовно-нравственную сферу личности, но и активно провозглашают задачу развития умения учащихся самостоятельно мыслить, анализировать события и явления окружающей жизни.

В совокупности это и влияет на развитие интеллектуальной и нравственной рефлексии, которая «делает» человека личностью духовной и неповторимой, содействуя ее духовно-нравственной самоидентификации, понимаемой нами как основная задача современного этапа развития не только российского общества, но и человечества в целом. Полагаем, что через подобные образовательные усилия становится возможным приблизиться к той нравственной автономности личности, о которой писал когда-то Эммануил Кант.

Учебный предмет «Литература» является одной из важнейших основ гуманитарного образования в общеобразовательной парадигме российской школы. Эта дисциплина активно содействует духовно-нравственному развитию личности, воспитывает «мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором» [6, с. 18].

Важным является и тот факт, что «Литература» как учебный предмет способна решать триединую задачу духовно-нравственного развития личности: формировать качества гражданина и патриота, развивать таланты и способности учащихся не только через изучение содержания литературного произведения, но и через развитие нравственной и интеллектуальной рефлексии личности, содействовать совершенствованию общей базовой подготовки учащихся. «Литература» раскрывает перед школьниками духовные и культурные традиции народов, традиционно живущих на территории России, знако-

мит с их фольклором, тем самым внося существенный вклад в формирование личности учащихся.

Говоря об интегративных возможностях этого курса, отметим, что он напрямую взаимодействует с учебными курсами «История», «Основы религиозных культур и светской этики». Являясь не только целью, но и универсальным средством обучения, «Литература» способна стать еще более эффективным материалом при изучении особенностей русского языка. Вспомним опыт преподавания «Русского языка» в Смольном институте благородных девиц, когда значимые (по меркам того времени) литературные произведения ХУШ-Х1Х вв. активно вводились в контекст изучения «Русского языка», при этом самостоятельного предмета «Литература» в Смольном не было. Не считая, что этот опыт является продуктивным для современного этапа развития системы образования, мы, однако, полагаем, что можно широко использовать интегративные возможности обоих предметов для более глубокого их изучения, вводя наиболее значимые литературные произведения в контекст изучения структуры русского языка, стилевых особенностей наиболее значимых отечественных авторов в старших классах.

Благодаря «эмоциональности воздействия, метафоричности, многозначности, ассоциативности, некой незавершенности, предполагающей активное сотворчество читателя» [4, с. 4], литературные произведения обладают уникальной способностью воздействовать на духовно-нравственную сферу личности, органично сочетая решение задач общего образования и духовно-нравственного совершенствования личности. Об этом свидетельствуют и главные цели изучения предмета «Литература»:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании [4, с. 5-6].

Достаточно велики интегративные возможности такого нового школьного предмета, как «Основы религиозных культур и светской этики», введенного в качестве эксперимента

в 4-5 классах общеобразовательной школы. В ходе изучения данного предмета у учащихся формируется представление о религиозных культурах и светской этике, тем самым решаются задачи воспитания нравственного, толерантного и ответственного гражданина России. Данный курс ставит перед собой не только задачу познакомить учащихся с основами религиозных культур, но и развить у них представление о ценностях и духовно-нравственных нормах в жизни личности, семьи и общества. При этом толерантность понимается как важнейший фактор, обеспечивающий должный уровень развития личности в современном социальном полиэтническом пространстве.

Полагаем, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет все потенциальные возможности для того, чтобы стать органичной частью курса «Истории», История возникновения и становления мировых религий интегрируется в учебный предмет «История» напрямую, существенно расширяя и дополняя исторический материал, изучаемый учащимися в школе.

Сведения о буддизме, исламе, иудаизме и христианстве расширяют представление учащихся об истории человеческой цивилизации, рождая знание о том, как духовность преодолевала бездуховность на всем пространстве социальной жизни человека и общества в целом (чего стоит запрет на убийство в аравийских племенах новорожденных девочек, наложенный на правоверных мусульман пророком Мухаммедом!), связывая народы единым фундаментом веры и традиций, следуя которым они и обретали ту идентичность и неповторимость, которая отличает их сегодня в мировом пространстве нашей цивилизации.

Что касается раздела светской этики, то она, по нашему мнению, могла бы стать органичной частью таких предметов, как «Литература», ибо многие литературные произведения предоставляют возможность для изучения не только социальных механизмов ее функционирования, но и духовно-психологических, поддерживающих существование человека на личностном, индивидуальном уровне (вспомним такие произведения, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и др.).

Органичной частью этика входит и в курс «Обществознания», являясь его смыслообразующей доминантой, ибо нравственно-ценностное начало приобретает свой смысл только в социальном пространстве жизни человека и созданной им среды в целом. В связи с этим интегративные возможности внутри таких предметов, как «Литература», «История», «Основы религиозных культур и светская этика», раздела «Этика» в рамках учебного предмета «Обществознание» используются в современном учебном процессе неоправданно мало. Это не только приводит к некой смысловой разобщенности данных предметов в рамках учебного процесса в целом, но и рождает логическое дублирование, которое можно было бы эффективно заменить на более современные формы организации учебного процесса: доклады, защита творческих проектов, диспуты, дающие возможность учащимся проявить ту творческую инициативу, активность и самостоятельность, которая становится все более актуальной.

Рассмотрим взаимодействие содержания общего и духовно-нравственного образования в рамках таких учебных предметов, как «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Музыка» (5-7 классы) и «Искусство» (8-9 классы).

В Примерной программе «Изобразительное искусство» отмечается, что этот предмет «имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах» [5, с. 3]. Безусловно, искусство содействует развитию творческих способностей и талантов ребенка, что понимается как основная задача духовно-нравственного развития его личности, повышает уровень общей базовой подготовки учащегося, развивает эмоциональное восприятие ребенка, его эстетические вкусы, содействует формированию нравственной рефлексии личности ребенка в целом через восприятие и осмысление произведений искусства, включенность в творческую деятельность на любом уровне.

Важным является и тот факт, что в задачи данного курса входит «воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды» [5, с. 4], что напрямую соотносится с задачей воспитания гражданина и патриота, провозглашенной в качестве одной из важнейших задач современной концепции воспитания гражданина России.

Взаимосвязь данного учебного предмета с такими дисциплинами, как «Основы религиозных культур и светская этика», «История», «Литература» является очевидной, но используется не в полном объеме, так как искусство и его изобразительные возможности -это не только декоративный фон восприятия информации, изложенной в рамках данных курсов, но и ее смысловой компонент.

Вспомним, что своим происхождением живопись во многом обязана Ассирийскому царству, где процент неграмотного населения был глобальным и прочесть законы царства, вырезанные на камнях, могли лишь представители касты писцов, а вот понять и истолковать рисунки могли все граждане. Так задача разъяснения и осталась смыслообразующей частью искусства, способного самое непонятное и индивидуально сокрытое, почти сакральное, сделать понятным и доступным всем.

С этой точки зрения возможности школьного курса используются не всегда достаточно широко (вспомним собственный опыт пребывания на уроках рисования в школе, скорее уроках-отдохновениях от прочих «тяжелых» школьных занятий).

В современной образовательной парадигме предпринята попытка преодоления такого восприятия и организации данного учебного предмета. Он существенно углублен за счет таких блоков, как «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества», «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства» и др., которые значительно расширяют рамки данного курса за счет теоретической, смысловой части данного предмета. Благодаря таким темам, как «Исторические эпохи и художественные стили» этот учебный предмет напрямую связывается с «Историей» и «Литературой», ведь, например, искусство барокко и рококо рождались в определенные исторические эпохи как воплощение некого идеала в искусстве, литературе, архитектуре и моде.

Такая смысловая интегративность предметов образовательного цикла помогает оценивать литературные, исторические и искусствоведческие проблемы в совокупности, рождая единую картину мира в сознании учащихся, а не ту разрозненную моза-

ичность, в которой данные различных дисциплин часто дублируют друг друга, сохраняя при этом мнимую автономность того или иного курса, что подчас устраивает и учителей, ведь интегративные гуманитарные циклы апеллируют к широкой гуманитарной подготовке учителя, постоянному повышению им своего уровня подготовки, той самоактуализации, которая представляется многим обременительной составляющей их школьного пребывания.

Интегративность современного курса «Изобразительное искусство» проявляется и в тех метапредметных результатах, которые в ценностно-ориентационной сфере сводятся к:

• формированию активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности (имеются в виду аксиологические основания приобщения к культуре и культурным традициям);

• воспитанию уважения к искусству и культуре своей Родины (вспомним задачу воспитания гражданина и патриота);

• воспитанию толерантности, которая является неотъемлемой частью успешной социализации современных поколений в динамично меняющемся поликультур-ном социальном пространстве.

Примерная программа учебной дисциплины «Музыка» органично дополняет предыдущий курс, так как содействует развитию эмоционально-ценностных аспектов личности ребенка, рождает знание и интерес к отечественным и культурным традициям, расширяет художественные интересы учащихся. Однако интегративные возможности данного курса также используются недостаточно широко. Во-первых, данный курс не ставит перед собой задачу научить ребенка играть на определенных музыкальных инструментах - это, как правило, задача специализированных музыкальных школ и различного рода платных кружков, в которых у ребенка не всегда есть возможность заниматься в силу семейных экономических причин или отсутствия необходимых дарований.

Однако научиться играть на металлофоне, губной гармошке или барабане (на элементарном уровне!) может каждый, что существенно расширит и наполнит рамки данного курса действенным содержанием и позволит воспитать потребность в общении с искусством, разовьет ребенка эстетически, углубит его знания по теории и практике искусства (ритм, нотная грамотность, мажор и минор, легато и стаккато и пр.). Если в современной школе есть оркестр, то в него, как правило, входят ребята, дополнительно получающие музыкальное образование, а для современной российской школы в свете новых образовательных стандартов важным было бы создание своих музыкальных оркестров, например народных и фольклорных, где наряду с детьми, получившими дополнительное музыкальное образование, занимались бы дети из школьных музыкальных кружков, играющие на экзотических музыкальных инструментах (например, ансамбль ложкарей и пр.).

Важной составляющей данного курса является развитие эмпатии, эстетической восприимчивости учащихся, «способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать

собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира» [5, с. 52-53]. Вспомним, что в соответствии с программой «Основы религиозных культур и светской этики» в результате освоения данного курса учащиеся 4-5 классов должны развить следующие метапредметные способности: аналитические умения, диалогичность, толерантность, учебная компетентность [2, с. 7], что напрямую соотносится с задачами такого предмета, как «Музыка», практически параллельно преподающегося в 5-7 классах. Все это лишь подчеркивает интегративные возможности воздействия этих гуманитарных предметов, особенно если учесть, что музыка интеллектуально, творчески, эмоционально и духовно содействует развитию и становлению личности человека во всей ее интеллектуально-эмоциональной и духовнонравственной многомерности.

Достаточно ярким примером решения многообразных задач духовно-нравственного образования и воспитания школьников является Примерная программа «Искусство», разработанная для учащихся 8-9 классов. Этот курс является интегрированным, так как соединяет образовательные и воспитательные возможности таких курсов, как «История», «История искусств», «Музыка», «Информатика», «Литература», причем «музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство рассматриваются. как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития школьников в многообразных видах деятельности» [5, с. 113]. Ценностные аспекты содержания данного курса не только способствуют культурному развитию учащихся, формируя эстетическое отношение к действительности, что обогащает их эмоционально и духовно, но и рождают «любовь к Отечеству и родной природе, ответственность за будущее культурное наследие» страны [5, с. 113].

В рамках данного курса можно выделить не только эстетическую, культурологическую и духовно-нравственную составляющие, но и аксиологическую, творческую направленность предмета (в 8-9-х классах). Учащиеся в ходе изучения данного учебного предмета имеют возможность проявить свою инициативность и самостоятельность в поиске материалов, в решении учебно-творческих задач. У них развивается вкус читателя, зрителя и слушателя, формируется активное отношение к различным видам искусства, а также умение «рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума» [5, с. 117].

С нашей точки зрения, данные предметы позволяют связать воедино возможности формального, неформального и внеформального образования, так как кружковая деятельность может органично продолжать и расширять рамки данного курса, а посещения музеев, театров, архитектурных памятников, различного рода культурно-ознакомительные поездки, походы и пр. позволят учащимся реально приобщиться к культурному достоянию нашей страны, ведь «школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я» [3, с. 3].

Важным является и то, что подобную работу можно осуществлять в процессе непрерывного духовно-нравственного и художественно-эстетического развития учащихся - это

будет всемерно содействовать задачам современного образования, а не станет актом разового усилия того или иного креативно мыслящего педагога, с уходом которого прекращается активная внеурочная деятельность в школе.

Резюмируя все сказанное выше, следует сделать вывод о том, что в современной общеобразовательной школе процесс интеграции духовно-нравственного и гуманитарного образования набирает силу, а еще не реализованные потенциальные возможности такого взаимодействия создают перспективные линии для развития современной образовательной парадигмы. При этом интеграция содержания общего среднего образования и духовно-нравственного образования в рамках предметов гуманитарного цикла базируется на идеях:

• формирования у учащихся гражданской позиции;

• воспитания патриотизма и толерантности, национальной идентичности;

• усиления культурологической и духовно-нравственной составляющей образовательного и воспитательного процесса в целом;

• формирования умения самостоятельно осмысливать, обобщать, систематизировать, анализировать учебный материал и осуществлять информационный поиск;

• развития индивидуальности каждого ребенка.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. Ф. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с.

2. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений, 4-5 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

3. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В. А. Горского. -М.: Просвещение, 2010. - 111 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Примерные программы основного общего образования. Литература. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

Spisok literatury:

1. Kontseptsiia dukhovno-nravstvennogo razvitiia i vospitaniia lichnosti i grazhdani-na Rossii / A. Ia. Daniliuk, A. M. Kondakov, V. F. Tishkov. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 23 s.

2. Daniliuk, A. Ia. Osnovy religioznykh kul'tur i svetskoi etiki. Programmy obshche-obrazovatel'nykh uchrezhdenii, 4-5 klassy. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 24 s.

3. Primernye programmy vneurochnoi deiatel'nosti / pod red. V. A. Gorskogo. -M.: Prosveshchenie, 2010. - 111 s. - (Standarty vtorogo pokoleniia).

4. Primernye programmy osnovnogo obshchego obrazovaniia. Literatura. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 176 s. - (Standarty vtorogo pokoleniia).

5. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Izobrazitel'noe iskusstvo, 5-7 klassy. Muzyka, 5-7 klassy. Iskusstvo, 8-9 klassy: proekt. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 176 s. - (Standarty vtorogo pokoleniia).

6. Fundamental'noe iadro soderzhaniia obshchego obrazovaniia / pod red. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. - M.: Prosveshchenie, 2009. - 59 s. - (Standarty vtorogo po-koleniia).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.