Научная статья на тему 'Духовно-нравственная культура субъектов педагогического процесса как доминанта единого образовательного пространства'

Духовно-нравственная культура субъектов педагогического процесса как доминанта единого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Юрий Николаевич, Хентонен Анна Геннадьевна

В статье рассмотрены понятия «духовность», «нравственность», «культура» и их взаимодействие с образовательным пространством. Такие отношения предполагают наличие определенной духовнонравственной смыслообразующей основывзаимодействия субъектов единого образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицын Юрий Николаевич, Хентонен Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственная культура субъектов педагогического процесса как доминанта единого образовательного пространства»

Синицын Юрий Николаевич Хентонен Анна Геннадьевна

(Кубанский государственный университет, г. Краснодар)

hentonen@list.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ДОМИНАНТА ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация:В статье рассмотрены понятия «духовность», «нравственность», «культура» и их взаимодействие с образовательным простран-ством.Такие отношения предполагают наличие определенной духовно-нравственной смыслообразующей основывзаимодействия субъектов единого образовательного пространства.

Ключевые слова.духовность, нравственность, культура, субъектность, образовательное пространство.

Sinitsyn Yuri, Anna Henton G.

(Kuban State University, Krasnodar)

SPIRITUAL AND MORAL CULTURE SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PROCESS AS A DOMINANT SINGLE EDUCATIONAL SPACE

Вступив в XXI век, современная цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, которые вносят существенные изменения в жизнедеятельность человека. Одной из причин возникших проблем - это нравственный коллапс, который подталкивает все мировое сообщество к поиску жизненных смыслов и ценностей, в которых духовно-нравственные смыслообразующие основы человеческого бытия являются в высшей степени приоритетными.

По мнению В.И.Андреева [1, с.3], главной болезнью XXI века является нравственное саморазрушение человека, которое происходит вследствие неудержимого стремления людей к материальному обогащению любой ценой и ложно понимаемой свободы как вседозволенности, что наносит непоправимый ущерб и окружающему миру, и самому человеку.

В любой стране, а в России особенно, духовные ценности и нравственные ориентации людей, в том числе и подрастающего поколения, во многом определяются социокультурной средой и образовательным пространством школы, вуза и в значительной степени зависит от духовно-нравственной культуры самих субъектов педагогического процесса[2].

Следует подчеркнуть, что при кажущейся простоте и очевидности процесс формирования и/или совершенствования, развития и/или саморазвития духовно-нравственной культуры в едином образовательном пространстве требует не только размышлений, но и усилий для изменения собственного сознания.

Отдельно названные понятия «духовность», «нравственность», «культура»рассматриваются, развиваются, опираясь на многочисленные философско-педагогические, психологические исследования и теологические учения, на мысли и суждения классиков педагогики, которые не противоречат существующим определениям, толкованиям, подходам, традиционно связывающим, например, дух, духовность с единством трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), соответственно выделяя три сферы духовной деятельности - познание, искусство, нравственность.

Идея приоритета духовности в развитии человека характерна для русской философской традиции, но уже в эпоху Древней Греции идеальное соединялось с реальным, смысловое с бытийным. Аристотель, развивая учение Платона об «идеях вещей», создал собственную систему представлений об умственной материи. «Аристотель стал мыслить идеи не просто сами по себе, но и в их обращенности к миру, как бы их заряженности миром, в той их роли, когда они являются заданностью всяких материальных оформлений, а эти последние - их осуществлением, или реализацией» (А.Ф.Лосев). По утверждению Лосева, из представлений Аристотеля образовалось новое учение о потенции и энергийно-сти. Оно позволяет и в наше время весьма продуктивно дифференцировать действительное («как есть») и возможное («как должно быть») и становление второго из первого, опосредованное духовностью.

При рассмотрении в философских исследованиях античности понятие «духовность» определялось как ценностное и нравственное начало личности человека (Аристотель, Платон, Сократ); немецкая классическая философия определила ее как самостоятельную субстанцию, способную на активное действие и развитие, определяя в ее понимании творческую природу субъекта (Ф.Гегель, И.Кант, Ф.В.Шеллинг и др.); русская религиозная философия трактовала ее как творческое начало (Н.А.Бердяев и др.), как триединство - истину, добро и красоту (В.С.Соловьев и др.), как совершенствование человека (И.А.Ильин, Н.О.Лосский); экзистенциальная философия характеризовала как способ существования (М.Бубер, К.Ясперс); представители реалистичной филосо-

фии определяли ее как внутреннюю энергетическую силу (С.Л. Франк).

Определяя духовность человека, К.Г.Юнг [10] относит ее к глубинным силам коллективного бессознательного, которые отражаются в сознании в форме ценностей. Для сообществ и групп на производстве, в образовании, спорте актуальной является совместная духовно-практическая деятельность, в которой совершенствуются духовные качества отдельных людей и возможно возникновение феноменов социального совершенства (индивидуальность коллектива, сознание и др.).

Духовность наряду с нравственностью и моралью является фундаментальным понятием в процессе воспитания учащихся, которое способствует формированию их целостного мировоззрения. В связи с этим необходимо отметить, что духовно-нравственный аспект культуры подрастающего поколения дает возможность обрести способность к достижению своей субъектно-сти, к личностному самоопределению. По данным нашего исследования выявлено, что большинству учащихся школ было сложно дать определение таким основным понятиям, как духовность и нравственность. 53 % опрошенных школьников считают, что школа должна заниматься духовно-нравственным развитием обучающихся. Необходимо отметить, что именно духовность является объединяющей силой общества, которая имеет ценности и традиции, культурные источники. Совесть - проекция духовности в сознание человека. Формирование духовной и нравственной составляющей культуры подрастающего поколения должно осуществляться в образовательном процессе.

В нашей традиционной духовности, в ее ядре лежат конкретные нравственные базисные понятия. Как основные они существуют именно в культурной российской традиции. Нравственные базисные чувства нашего народа - стыд, совесть, жалость, благоговение перед святыней, жертвенность - являются эмоциональными нравственными установками. Эмоции очень много значат в жизни людей, а установки - это информация, «засевшая» в подсо-знании[3, с.115].

А.Швейцер в своем научном труде пишет: «Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой. Она - решающее знание, которое мы должны отвоевать у мышления. Все остальное более или менее вторично» [9, с.115].

По мнению П.А. Кропоткина, нравственность генетически заложена в человеческой природе и имеет тенденцию как к развитию, так и деградации. «Нравственность, - писал П.А. Кропоткин -

это ощущение в себе человеческого достоинства, стремление жить, сообразуясь с его велениями, мучения при безнравственном поступке - все это общее, неотвязное свойство человеческой натуры» [4].

Понятие «культура» первоначально употреблялось в значении «возделывание почвы». В современном значении культура -это все, что создано человеком. Культура - это все, что человек создал вне себя и в себе самом. Культура отражает высокий и наивысший уровень качества деятельности или проявления личностных свойств человека[6].

Культуру же часто связывают с миром человека, способом его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я[11].

В самом широком значении слова культура - это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура - это всё, что создано человечеством.

Таким образом, если нравственная культура - это уровень нравственного развития человека и общества, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, а духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом, духовно-нравственная культура-это система ценностей человека, способствующая успешно адаптироваться в социуме и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.

Образовательное пространство - это часть образовательной среды, где на уровне личного взаимодействия учащихся и преподавателей создается множество двусторонних отношений, а также двусторонних и многосторонних связей для осуществления педагогической деятельности по развитию индивида и его социализации в разных системах образования. Иначе говоря, образовательное пространство - это деятельность учащихся и учителей в рамках образовательных учреждений, в основе которой должна доминировать духовно-нравственная культура субъектов педагогического процесса.

Содержание духовно-нравственнойкультуры единого образовательного пространства образуют сетевое взаимодействие об-

разовательных организаций и взаимоотношения субъектов образования. К ним относятся как взаимоотношения между учащимися и преподавателями - педагогические отношения, так и взаимоотношения между самими преподавателями как сотрудниками учебных заведений и между обучающимися. Такие отношения предполагают наличие определенной духовно-нравственной смыслооб-разующей основывзаимодействия субъектов единого образовательного пространства.

Библиографический список

17. Андреев, В.И.Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 272 с.

18. Гребенникова В.М., Дорошенко В.В. Этика педагогической деятельности в контексте новой образовательной парадигмы // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1.- С.1056.

19. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996.

20. Кропоткин, П.А. Этика. - М.: Изд-во полит.литературы, 1991.

21. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Изд-во полит.литературы, 1991.

22. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Социокультурные формообразования: философский аспект //Общество: философия, история, культура. 2015. №3. С.34-38.

23. Соловьев, В.С. Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. 269.

24. Флиер, А. Я. Культура как смысл истории //Общ.науки и современность. 1999. № 6. С. 153--154.

25. Швейцер, А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973. - С. 115

26. Юнг, К.Г. Нераскрытая самость. - В кн. Избранное. - Минск, 1998.

27. Petkov V.A., Gubanova M.A., Romas T.A. The phenomenon of identityin the context of russian spiritual culture // Общество: философия, история, культура. 2015. № 5. С.30-35.

© Синицын Ю. Н. , 2016 © Хентонен А. Г. , 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.