Научная статья на тему 'Духовно-нравственная компетентность в межконфессиональ-ном общении'

Духовно-нравственная компетентность в межконфессиональ-ном общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СВЕТСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИССИОНЕРСТВО / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / SECULAR AND CHRISTIAN VALUES / RELIGIOUSNESS / RELIGIOUS IDENTITY / MISSIONARY WORK / INTERFAITH DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколовская И. Э.

Проводится анализ межконфессионального общения с позиции межличностного и духовно-нравственного общения. Обозначены проблемы в образовании и воспитании, связанные с поиском содержания и механизмов сближения светской и религиозной психологии в вопросах духовной безопасности личности молодёжи и духовно-нравственной компетентности педагога, психотерапевта, миссионера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALLY-MORAL COMPETENCE OF INTERFAITH DIALOGUE

The analysis of interfaith dialogue from a position of interpersonal and spiritually-moral dialogue is carried out. Problems in formation and the education, the maintenances connected with search and mechanisms of rapprochement of secular and religious psychology in questions of spiritual safety of the person of youth and spiritually-moral competence of the teacher, the psychotherapist, the missionary are designated.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственная компетентность в межконфессиональ-ном общении»

вационная цель доброты - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).

Наименьшей значимостью на уровне индивидуальных приоритетов обладают такие ценности как гедонизм, власть, стимуляция.

Для статистической обработки результатов исследования мы использовали метод математической статистики - коэффициент линейной корреляции Пирсона, позволяющий определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или профилями (иерархиями) признаков.

Анализ полученных данных позволяет сказать, что значимая положительная корреляционная связь (гкр=0,38 при рd”0,05) наблюдается между «Общей интернальностью» и показателями шкал «Цель в жизни» (гху=0,41), «Осмысленность жизни» (гху=0,39). Испытуемые с более высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями будут более целеустремленны и у них более четкое понимание осмысленности своей жизни в целом.

В результате проведенной корреляции между показателями шкалы «Общая интернальность» и типами ценностей на уровне нормативных идеалов можно сделать следующие выводы о том, что корреляционная связь положительная между показателями шкалы «Общая интернальность» и такими типами ценностей как «достижение»(гху=0,38, при рd”0,05), «власть» (г=0,49, при рd”0,01), «самостоятельность» (гху=0,39, при рй”0,05У. Это означает, что люди с высоким уровнем субъективного контроля (ин-тернальный тип) над любыми значимыми ситуациями ориентированы на личный успех в соответствии с социальными стандартами, на социальный статус, доминирование над людьми и ре-

Библиографический список

сурсами, для них характерна самостоятельность мысли и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности.

Отрицательная корреляционная связь выявлена между показателями шкалы «Общая интернальность» и таким типом ценности на уровне индивидуального поведения как «конформность» (гху= -0,4, при рd”0,05). Это означает, что люди с более высоким уровнем субъективного контроля в меньшей степени ориентированы на сдерживание и предотвращение действий, которые не соответствуют социальным ожиданиям.

Таким образом, военнослужащие с высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями будут более целеустремленны и у них более четкое понимание осмысленности своей жизни в целом, ориентированы на личный успех в соответствии с социальными стандартами, на социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами, для них характерна самостоятельность мысли и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности, в меньшей степени ориентированы на сдерживание и предотвращение действий, которые не соответствуют социальным ожиданиям. Закрываясь как психологическая система, человек лишается возможности творить свой жизненный мир, освобождаясь тем самым от ответственности перед собой, другими людьми, обществом и, в конечном счете, погибает духовно или даже физически. Таким образом, процесс становления жизненного мира человека есть проявление самоорганизации психологической системы, условие ее устойчивого функционирования.

Результаты исследования позволяют наметить ориентиры для оказания психологической помощи курсантам с опорой на их жизненный мир, помогать им в личностном росте, развитии, преодолении жизненных трудностей.

1. Дорфман, Л.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.

2. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию. - М., 1992.

3. Некрасова, Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: монография. - Барнаул, 2005.

Bibliography

1. Dorfman, L.Ya. Determinirovannostj i svoboda cheloveka // Psikhologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoyj psikhologii. - M., 1997.

2. Mamardashvili, M. Kak ya ponimayu filosofiyu. - M., 1992.

3. Nekrasova, E.V. Prostranstvenno-vremennaya organizaciya zhiznennogo mira cheloveka: monografiya. - Barnaul, 2005.

Статья поступила в редакцию 19.03.12

УДК 159

Sokolovsky I.E. SPIRITUALLY-MORAL COMPETENCE Of INTERFAITH DIALOGUE. The analysis of interfaith dialogue from a position of interpersonal and spiritually-moral dialogue is carried out. Problems in formation and the education, the maintenances connected with search and mechanisms of rapprochement of secular and religious psychology in questions of spiritual safety of the person of youth and spiritually-moral competence of the teacher, the psychotherapist, the missionary are designated.

Key words: spiritually-moral education, secular and Christian values, religiousness, religious identity, missionary work, interfaith dialogue.

И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», г. Москва, Е-mail: iren3d@yandex.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

Проводится анализ межконфессионального общения с позиции межличностного и духовно-нравственного общения. Обозначены проблемы в образовании и воспитании, связанные с поиском содержания и механизмов сближения светской и религиозной психологии в вопросах духовной безопасности личности молодёжи и духовно-нравственной компетентности педагога, психотерапевта, миссионера.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, светские и христианские ценности, религиозность, религиозная идентичность, миссионерство, межконфессиональное общение.

Общение многими известными учеными рассматривается как важнейшее условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации его личностного развития. А.А. Бо-далёв определяет общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информации с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

Таким образом, общение рассматривается как единство действий людей, где осуществляется их объединений, упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, формируются позиции и качества человека. Во многих видах деятельности общение - это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профес-

сионально значимым является общение в церковной, педагогической, психотерапевтической, социальной, миссионерской деятельности, где обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку и требуют от человека духовно-нравственной компетентности.

Термин «межконфессиональное общение» в основном используется в церковной среде. Поэтому мы посчитали, что было бы актуально ввести этот термин в энциклопедический журнал «Психология общения» и рассмотреть его как аспект профессиональной работы психоконсультанта - педагога, социального работника, катехизатора, миссионера.

Рассмотрение этого понятия связано с тем, что в нашей стране стало появляться с каждым годом большое количество сект, которые приносят не только свою культуру с запада, но и подчас пытаются исказить историю религиозной культуры нашей страны, поэтому нашему обществу требуется умение разбираться в них и быть духовно-нравственно компетентным.

В энциклопедии «Народы и религии мира» под ред. В.А. Тиш-кова есть понятие «религиозность», где даётся определение сознания верующих. Это определение звучит так: «Религиозность — это степень влияния религии на отдельного человека и группы, а также процессы и тенденции, которые происходят в религиозных представлениях и в деятельности».

В России религиозность населения была высокой. Так, только в Москве до революции 1917 г. было «сорок сороков» церквей, т. е. 40 раз по 40. В советский период в результате гонений против религии и церкви религиозность резко снизилась. Учёным, учителям, преподавателям, а также молодёжи запрещалось быть верующими.

Религиозность верующей части населения носила скрытый и размытый характер. Усиление роли религии в современном российском обществе привело к росту религиозности россиян. Сегодня большинство населения считает себя верующими людьми (по данным общероссийских социологических опросов, это примерно 60% населения).

В своей статье «Взрыв “новой религиозности” среди молодёжи: причины и следствия» П.А. Трескин делает вывод, что «степень религиозности в российском обществе возрастает и четко взаимосвязана с ценностью принадлежности к малым группам, прежде всего - семье, коллективу, группе единомышленников и пр., т.е. тех групп, которые позволяют ощущать человеку сплоченность, единство и силу».

Одним из главных условий жизнедеятельности общества, как отмечает Ю.В. Рыжков «являются различные идентификации его членов». В современном обществе особая роль в формировании механизмов идентификации принадлежит религии и религиозной идентичности. Стали появляться новые понятия - «новая религиозность» и его производные («новые религии», «новое религиозное сознание», «новые религиозные движения», «нетрадиционная религиозность» и т.д.), которые широко используется в современных гуманитарных науках.

Так, по словам П.С. Гуревича, «феномен нетрадиционной религиозности - одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его состоит в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями» [3].

В исследованиях М.Г. Письманникова отмечено, что «наряду с увеличением числа убеждённых верующих в современном обществе, в том числе и в России, сохраняется внешняя религиозность, увлечение мистикой, теософией, оккультизмом. Традиционные религии и официальная церковь во всех странах осуждают эти явления. В России в сфере религиозности людей можно также наблюдать слияние традиционных религиозных представлений и различных нетрадиционных увлечений (астрология, хиромантия и т. п.)»

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что в России созрела ситуация когда молодёжи необходимо идентифицировать себя в многоконфессиональном обществе, научиться общаться с религиозным человеком, принадлежащим к традиционным и нетрадиционным религиям. Самоидентификация необходима современной молодёжи для формирования духовно-нравственной компетентности при общении не только с религиозным сознанием человека из крупных конфессий мира, но и для умения отстаивать свою религиозную позицию в общении с сектантом.

Распространённым средством межконфессионального общения и формирования религиозной идентичности является миссионерство. Ранние миссионеры (главным образом христианские) обращали в свою религию аборигенное население колони-

зуемых территорий и владений, к сожалению, сейчас появились современные поборники обращения в свою веру - прозелиты, которые стараются принудительно обрести последователей из числа тех, кто исповедует традиционные для данной страны или территории религии. Это насилие ничем не отличается от сект и средств массовой дезинформации, которые также приводят к личностным драмам и кризисам в отношениях между религиозными организациями, к напряжённым ситуациям среди верующих.

Поэтому с притоком множества сект духовная безопасность молодёжи и духовно-нравственная компетентность - это два актуальных вопроса современного состояния общества. Не секрет, что перспективы изучения духовной культуры в светской школе, вызывает много споров, хотя отвечает на растущую потребность становления молодого сознания и овладения им широкой культурой, высокой нравственностью, христианскими ценностями. Ссылка на то, что церковь отделена от государства, уже неуместна. Изменилось представление о человеке и его назначении, возвращается традиция, но как ей преодолевать разрывы в сознании общества зависит и от степени и качества рефлексии происходящего, и от фиксации подлинных проблем стоящих на ее современном пути.

С точки зрения культурной парадигмы и личностного существования, требуются новые формы воспитания понимания, снисходительности, великодушия и терпимости, поиска смыслов и культуры общения, ведущие к толерантности и принятию иного.

В диссертационном исследовании Сучковой О.В. «Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности» (2009 г.) показана взаимосвязь религиозного сознания - духовного здоровья - здорового образа жизни молодёжи. Сучковой О.В. были предложены следующие закономерности. Во-первых, Сучкова О.В. считает, что важно развивать у религиозной молодежи именно ценностно-нормативный и когнитивный компоненты, апеллировать к ценностям христианства, ссылаться на религиозную идентификацию верующих. Тогда религиозность будет для личности ресурсом, обуславливающим социально-безопасное поведение. Во-вторых, что надо обращаться к религиозности, как к психологическому ресурсу. Вывод можно сделать следующий, что средством формирования духовно-нравственной компетентности, как высшего уровня духовной безопасности и сохранения психического здоровья молодёжи, является нравственное воспитание, ценностные ориентации, приобщение к духовным традициям, формирование религиозной идентичности.

В научных исследованиях Скляровой Т. В. мы можем наблюдать работу педагога как миссионера, катехизатора в некоторых христианских конфессиях, помогающего священнослужителю на приходе, который именуется «приходским педагогом». Это определение появилось в немецкой религиозно-педагогической литературе.

Автор концепции «приходской педагогики» Энно Розенбум утверждает, «что субъектом церковной педагогической деятельности является приход. Он указывает, что весь процесс жизнедеятельности прихода надо рассматривать как воспитательный процесс. Само христианское воспитание происходит первоначально не в сфере обучения, а в живом общении, которое объясняет жизнь и всё в ней происходящее с позиций веры и позволяет вырабатывать собственный взгляд на мир. Такое христианское воспитание должно пониматься в качестве жизненного измерения в сообществе людей, а совместная жизнь может теперь пониматься через понятие воспитания. Только во вторую очередь речь может идти о целенаправленной воспитательной деятельности, реализуемой определенными институтами, определенными педагогическими методами, воспитательными средствами и т.д.».

Склярова Т.В. делает вывод, что «формирование на базе прихода духовно-культурной среды, содействует возрождению и преображению души верующего», развивает его духовно-нравственно. Пока только приход, а не государственное учебное заведение становится основой для непрерывного религиозного образования, организации социальной деятельности, раскрытия творческих способностей христиан, в целом духовно-нравственного общения.

Следует признать, что проблема нового человека веротерпимого в нашей многонациональной, многорелигиозной стране, на данный момент, становится ведущей в силу обстоятельств и закона времени, в котором мы оказались и живем. Проблема целостности, идентичности, поиска национального самоопределения, ставит Россию в ряд задач, которые решает весь мир, за-

пад в частности - «межкультурную коммуникацию для безопасности многих культур». Нам надо менять свое сознание, в силу этого менять и мышление, менять отношение к происходящему и начинать жить по-новому.

Современное мышление, не может не быть культурно-историческим и потому требует религиозной грамотности, представления и понимания о происходящем, т.е. формирования религиозного сознания подрастающего поколения. Современное мышление в обязательном порядке оперирует не только гуманитарной или научно-естественной парадигмами, но и духовной в том числе.

Более того, кто не знает духовной парадигмы уже отстал, кто в нее не включен, ею не руководим безнадежно устарел, несовершенен, и потому не может продуктивно решать поставленные перед ним задачи, тем более управленческого и организационного свойства, не говоря об образовании и воспитании подрастающего поколения.

В Москве, в феврале 2012 г., прошёл V съезд Российского Психологического Общества, где ряд авторов сборника «Проблемы психологического исследования» сделали выводы, что «история развития отечественной психологии XX столетия весьма напоминает бег психологов по кругу с быстро возрастающей к концу века скоростью. Мы не продвинулись в изучении психики человека и социальной психологии в той степени, какой этого требует крайне динамичная и усложнившаяся жизнь. Одной из главных причин этому - устаревшее понимание психологии как науки о закономерностях развития и функционирования психики».

Поэтому развитие новой психологии, науки о психике (душе) человека - главное поле боя XXI века. Центральным, системообразующим конфликтом нынешнего столетия является борьба между Добром и Злом в психике каждого из нас, борьба за сердца и умы людей, а не борьба за нефть, газ, лес. Так как тот, кто управляет человеком будет иметь его лес, газ, нефть и дешевую рабочую силу и территорию, на которой живут управляемые народы и все остальные.

Итак, современный мир требует от человека духовной концентрации и собранности. Защитить человека в глобальном мире, может только здоровый иммунитет, организованный внутренний мир, экзистенция свободного «Я», понимание значения дарованной «субъектности», как особого дара, дара Божьего и сформированного религиозного сознания.

Психология - наука о душе. Вот из этого принципиального понимания мы и должны исходить в развитии духовно-нравственной компетентности и духовной безопасности молодёжи. И хотя психология не может вместить Дух, однако, без этого самого одухотворения она становится мертва и дисфункциональна, то есть не может приблизить Человека к его истинному бытию. Основными направлениями мы здесь выделяем:

1. Совместное решение задач духовно-нравственного развития молодежи с учетом рекомендаций, прежде всего психологической науки;

2. Укрепление связей и отношений между зарубежным и российским христианским студенчеством.

3. Повышение роли нашего сотворчества в обществе, прежде всего в области влияния на подрастающее поколение во всех областях жизни, деятельности, быта и досуга с целью формирования таких понятий как добро и зло, духовная безопасность, духовно-нравственная компетентность.

Все это существенно улучшит атмосферу в обществе и расширит возможности в овладении светскими и христианскими ценностями в вопросах воспитания подрастающего поколения, а также поможет в формировании религиозной идентичности и самоидентификации молодёжи.

В заключении мы выделяем несколько приоритетных областей нашего сотворчества. Безопасность человека и социальных общностей выходит на первый план, ставится задача устойчивого развития, связанного с образованием и воспитанием. Следовательно, проблемы коммуникации и ее рефлексия, анализ меж-конфессионального общения и его проблематизация выводит нас на другой уровень понимания межличностного и духовно-нравственного общения, а так же к постановке подлинных проблем в образовании и воспитании. Это поиск содержания и механизмов сближения светской и религиозной психологии в вопросах духовной безопасности личности молодёжи и духовно-нравтсвен-ной компетентности педагога, психотерапевта, миссионера. В проблемном поле могли бы оказаться вопросы духовно-нравственного воспитания и овладения христианскими ценностями, развитие христианской психологии, как в рамках собственного предметного поля, так и культурологического, связанного с совершенствованием социокультурных отношений и воспитания в области христианской психологической практики молодежи.

Библиографический список

1. Народы и религии мира: энциклопедия / гл. ред. В.А. Тишков. - М., 2001.

2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Письманника. - М., 2000.

3. Рыжков, Ю.В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве - М., 2006.

4. www.fst.my1.ru

5. Сучкова, О.В. Социально-психологические аспекты религиозной молодёжи в контексте психологической безопасности: автореф. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009.

6. Соколовская, И.Э. Духовная безопасность подрастающего поколения как залог здоровой нации XXI века / И.Э. Соколовская, Л.Д. Битехтина // Материалы Международной н/п конф. 16-19 мая 2011г. - Лейбек-Збруй, 2011.

7. Анцупов, А.Я. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. / А.Я. Анцупов, С.Л. Кандыбович, В.М. Крук, Г.Н. Тимченко, А.Н. Харитонов; под ред. проф. А.Я. Анцупова. - М., 2007.

Bibliography

1. Narodih i religii mira: ehnciklopediya / gl. red. V.A. Tishkov. - M., 2001.

2. Religiya v istorii i kuljture / pod red. M.G. Pisjmannika. - M., 2000.

3. Rihzhkov, Yu.V. Ignoto Deo: novaya religioznostj v kuljture i iskusstve - M., 2006.

4. www.fst.my1.ru

5. Suchkova, O.V. Socialjno-psikhologicheskie aspektih religioznoyj molodyozhi v kontekste psikhologicheskoyj bezopasnosti: avtoref. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2009.

6. Sokolovskaya, I.Eh. Dukhovnaya bezopasnostj podrastayuthego pokoleniya kak zalog zdorovoyj nacii XXI veka / I.Eh. Sokolovskaya, L.D. Bitekhtina // Materialih Mezhdunarodnoyj n/p konf. 16-19 maya 2011 g. - Leyjbek-Zbruyj, 2011.

7. Ancupov, A.Ya. Problemih psikhologicheskogo issledovaniya. Ukazatelj 1050 doktorskikh dissertaciyj. 1935-2007 gg. / A.Ya. Ancupov, S.L.

Kandihbovich, V.M. Kruk, G.N. Timchenko, A.N. Kharitonov; pod red. prof. A.Ya. Ancupova. - M., 2007.

Статья поступила в редакцию 19.03.12

УДК 159+616.8(075)

Chuhrova M.G, Mitrofanov I.I., BorovinskijA.A. ALEXITHYMIA AND ITS INFLUENCE ON ADAPTABLE PROCESS

IN THE CONDITIONS OF MILITARY SERVICE. The interrelation altxithymia and process of adaptation to military activity on an example of military men of involuntary service in the first 3 months of service is considered.

Key words: алекситимия, adaptation, emotional sphere of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.