Ю.Л. Воробьев, A.A. Попов*
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается содержание духовной жизни пожилых людей, и по результатам социологических исследований раскрывается проблема ее реализации в современном российском обществе.
Духовная жизнь личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Духовная жизнь охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Быть ее участником — планида каждого человека. Трансформации в развитии социокультурного процесса не могут исключить его из социального бытия [1].
Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки. Это поиск высших ценностей, деятельность, ориентированная на них.
Многообразие духовной жизни определялось как условиями бытия человека, общества в целом, его культурой, так и внутренней активностью сознания по созданию новых связей и отношений между разными сферами материального и духовного бытия человека. Сущность духовной жизни — это способность человека открыто выходить в мир, творить его, преобразовывать.
Духовная жизнь не просто социальна по своей сути, она опредмечена формами социальных связей и деятельностью человека. Поэтому духовная жизнь в социологическом плане — это сфера постоянного общения, коммуникации с другими. Разрушение этой структуры — гибель для него, особенно в наше время.
На протяжении всей своей жизни человек развивает и обогащает свой духовный мир. Отношение к миру в разные периоды человеческой жизни различно. Детство, юность, зрелость и старость — традиционные вехи человеческой жизни. И на этих этапах формируется и развивается духовная жизнь человека, полная драматизма и противоречий.
В основу духовного становления человека можно положить несколько факторов: творчество, свободу, сознание, саморегуляцию, игру, учебу, соци-
* © Воробьев Ю.Л., Попов A.A., 2007
Воробьев Юрий Лукъянович, Попов Александр Александрович — кафедра философии Курской государственной сельскохозяйственной академии им. И.И. Иванова
альную детерминацию, смысловую детерминацию, моральную детерминацию, половое чувство, смерть.
Пиков духовности в моменты наивысших творческих достижений или жертвенный поступков, исполненных любви к другим, во имя веры в свои идеалы человек достигает в зрелой жизни. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является осознание конца жизни и смерть. Это подтверждается данными проведенных нами (на территории города Курска и Курской области) социологических исследований, в ходе который было опрошено 560 пожилых респондентов методом анкетирования и 70 пожилыгх человек, участвовавших в глубинном интервью.
68% всех опрошенных респондентов считают приближающуюся смерть определенным этапом в жизни человека. Отвечая на этот весьма деликатный вопрос в ходе фокусного интервью, пожилые люди осознанно и с интересом высказывали мнения о «бестелесной жизни после смерти», «возможности встретиться с душами умерших близких», «избавления от старости и страданий». Смерть ставит закономерный вопрос перед человеком: что будет за ней? И это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и переоцениванию предшествующей жизни. Многое из того, что казалось важным, теряет значение. У 67% пожилых людей снижается ценность любви, представление о счастье связано у них, главным образом, с детьми и их успехами. В ходе фокусированного интервью пожилые люди отметили, что такое чувство, как любовь, «приобретает новое качество — духовности, бестелесности».
В разрешении вопроса, связанного с приоритетом духовного и материального в их жизни, пожилые респонденты оказались прагматичными, выбрав вариант ответа «материальное» — 84%, обьясняя это реальной опорой в жизни человека. Мнение большинства участников интервью склонялось к главному качеству человека «...сознательному труду, который делает из человека настоящую личность», «.праведный труд — залог материального достатка и духовной обеспеченности».
Типично понимание трудовой деятельности как потребности души и положительной необходимости у 71% пожилыгх людей. Вместе с этим труд как сферу свободы и творчества понимают только 19,4% опрошенных. В качестве основного мотива трудовой деятельности в ходе проведения фокус-групп был назван «.работаю, чтобы жить». Во многом это обьясняется прагматизмом как результатом существенных материальных проблем российских пенсионеров, даже учитывая их невысокие запросы.
В мотивации трудовой активности более значимыми представляются человеческие отношения в коллективе — 67,7% и справедливое распределение материальны« благ «.по способностям и труду» — 29%. Удовлетворенных своей работой среди пожилых — 34%, но оставлять работу они не хотят. Участники фокус-групп замечают, что работа для них — это «.соломинка, позволяющая нам быть нужными обществу и полезными своим детям».
Несмотря на прагматичное отношение к жизни, ее восприятие респонденты оценивают как исполнение предназначения человека, служение лю-
дям, веру в Бога и бессмертие души. Пожилые люди отмечают, что с возрастом отношение к миру и окружающим людям изменилось. Определять поведение человека среди людей, по их мнению, должны в первую очередь такие качества, как любовь к ближнему, ориентация на общественные нормы, совесть, принципы веры и религии, долг гражданина и патриота. Такие качества, как власть, личный интерес или личная свобода, назывались пожилыми людьми реже. Одним из наиболее ценимых пожилыми людьми человеческих качеств является доброта.
У 73% пожилых не реализуются духовные потребности в полной степени, отчасти это объясняется тяжелым материальным положением, а также отсутствием необходимой информации о возможностях проведения досуга и образовательных услугах для людей их возраста. Достаточно многие (58,6%) из числа опрошенных хотели бы посещать учреждения культуры и повышать свой образовательный уровень, однако все культурно-массовые мероприятия заменяет просмотр телевизора, а «полученные знания и навыки применить уже не будет возможности».
Для пожилых людей особую актуальность приобретает чтение, которое представляет собой реальную, а не декларируемую ценность. Пожилые считают, что чтение укрепляет добрые начала в человеке, способствует сохранению «...человечности в нашем жестоком мире». По мнению пожилых людей, начитанность и просвещенность являются показателями уровня культурного развития личности, и каждый уважающий себя член общества должен иметь высокий уровень начитанности. Лица пожилого возраста совершенно не согласны с тем, что чтение — это пустая трата времени и что современный человек может обходиться без чтения.
Для большинства пожилых людей характерны познавательная направленность эстетического восприятия, высокая эстетическая культура и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение, а также понимать его художественные достоинства.
Для пожилых людей чтение становится не только одним из способов проведения свободного времени, но и выполняет оздоровительную функцию: активизирует работу мозга, включает зрительное воображение, развивая его, помогает сохранить живость и остроту ума [2].
У пожилых людей в структуре мотивов чтения преобладает личный интерес или увлечение, переосмысление жизни. В круг чтения пожилых людей входят книги, газеты, журналы, рекламная продукция. Наиболее интересными темами для чтения в пожилом возрасте являются здравоохранение, политика, культура и история. Кроме того, пожилые люди предпочитают повседневные истории и юмор, романы о судьбе, родине, любви, книги полезных советов. Среди жанров художественной литературы наиболее предпочтительными являются романы и детективы.
Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пожилых возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний и писем выдающихся людей, а также чтении книг, где персонажи с трудной судьбой, тем не менее, с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.
Биографическая и автобиографическая литература помогают пожилому человеку лучше понять себя.
Активная часть пожилыгх людей увлекается искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), общается с природой, домашними животными, ухаживает за комнатными цветами, садом и огородом. Характерно, что у пожилых людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивного состояния [3].
Пожилые люди, которые часто ходят в театр, консерваторию, посещают музеи и выставочные залы, психически намного устойчивее и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к искусству. Эти интересы, входя в структуру личности, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с кризисом и не подвержена динамике в зависимости от статуса, круга общения и других возрастных факторов. Такое поведение становится тем стилем жизни, который придает устойчивость адаптационному процессу в целом.
Самостоятельное творчество независимо от его уровня так же, как и любое другое увлечение (хобби), становится таким же смыслообразующим мотивом, который, возглавляя иерархию мотивов личности, помогает придать смысл другим стремлениям и потребностям пожилого человека.
Старость — это творческий возраст, не менее творческий, чем юность и зрелость, но творчество пожилого человека развертывается в особом модусе, а потому подчас не заметно так, как творчество юности. Творчество пожилых людей не акцентировано на новизне, оно акцентировано на значимости. Пожилой не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее упорядочиватель и систематизатор [4].
Погруженность в собственную или чужую творческую деятельность способствует позитивному социально-психологическому изменению поведения пожилых в связи с тем, что увеличивает креативность, инновационные стремления, которых часто недостает пожилым людям в силу их возрастных особенностей. Это необходимо пожилым для реализации их социальной активности, адекватного разрешения непредвиденны«, неопределенный ситуаций, из которых нельзя выйти на основе стереотипного поведения. В то же время весь предпенсионный и начало пенсионного периода фактически и являются той новой и неопределенной ситуацией, которая требует проявления творчества, неадаптивной стратегии поведения, прогрессивного развития личности.
Самочувствие пожилыгх людей определяется качеством общения в семье. Большинство пожилыгх людей, живущих совместно со своими детьми, не удовлетворены тем общением, которое между ними происходит, так как пенсионеры не посвящаются в решение семейных проблем, хотя уважение и любовь в семье, по мнению респондентов, в первую очередь необходимы для счастливой старости. Пожилые люди почти всегда пытаются понять и обьяснить поступки своих близких.
Как отмечают участники фокус-групп, дети и внуки не пользуются тем духовным опытом и мудростью, которым пожилые люди обогатились за прожитую жизнь. Более всего вызывает негативную оценку поведение детей и внуков, которое воспринимается как «порочное».
Для пожилых людей характерна ориентация на институциональные формы организации общественной жизни, коллектив. Необходимо отметить, что представители более молодых пенсионеров (55-65 лет) привыкли рассчитывать на собственные силы и решают свои проблемы самостоятельно. Эти респонденты открыты к взаимопомощи и оптимально пользуются имеющимися у них социальными связями. Более старшие возрастные группы пенсионеров (старше 65 лет) надеются на помощь родственников (63,2%), друзей и знакомых (28,6%), общества и государства (8,2%).
Большинство опрошенных пожилых отмечают, что каждый должен в первую очередь исполнить свой долг перед обществом — 80,7%. В выборе значимых общественных ценностей преобладает «общественное благо и престиж государства» — 90,3%, «возрождение духовности, под контролем государства» — 86%, «утверждение правды и справедливости» — 85,5%, «благополучие своего народа» — 73%.
Пожилые люди (87,6%) убеждены, что одной из острых проблем современного российского общества является проблема бездуховности, утраты традиционных нравственных норм доброжелательности, сочувствия, сердечности. При этом респонденты с сожалением констатируют, что государство не уделяет должного внимания повышению духовной культуры.
Участники фокусированного интервью также с большой обеспокоенностью говорили о невостребованном потенциале пожилого человека в восстановлении культуры и нравственности. Общественность, по их мнению, сознательно отдаляет пожилого человека от решения проблем в духовной сфере.
По мнению большинства пожилых людей (87%), наиболее эффективной реализации их духовной жизни, раскрытию духовных сил, интересов, потребностей и обогащению их духовной культуры способствует включенность пожилых в клубную или общественную деятельность. Во многом это объясняется приобретением нового социального статуса и общением.
Выступление перед другими повышает значение пожилого человека для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая внимание других к собственной проблеме, а также устанавливая контакты с другими людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под клубной деятельностью пожилых подразумевается процесс их взаимодействия, культурный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует развитию личности и противоборствует процессам ее угасания в позднем периоде жизни.
Осуществление подобного общения, направленного на духовное развитие участников, невозможно без определенных психологических механизмов: доброжелательности, сопереживания, сочувствия, соучастия, переживания, эмпатии. Сущностная особенность такого общения заключается в том, что
основной единицей для изучения межличностныгх отношений является чувство, оно отражает то, что один человек значит для другого.
Сопереживание, сочувствие, способность к контакту с другими позволяют войти в зону чужого духовного пространства и мироощущения, разомкнуть границы собственных духовных представлений, вступить в диалогические отношения. Расширяя коммуникативные границы общения, человек способен более глубоко анализировать свои поступки и действия. Обогащаясь ценностями и идеалами, он множит уникальный духовный опыт. Осознание собственной духовной неповторимости, уникальности возможно только при диалогическом сопоставлении с чужим духовным опытом, особенно значимо это для личности в процессе становления. Общение в данном случае выступает одновременно целью и средством, способом реализации и развития духовной жизни личности.
Вырабатывание уникальных личностных смыслов, духовных ценностей возможно только в ситуации общения с миром других людей, в ситуации обмена ценностями.
В современной социокультурной ситуации роль общения возрастает и приобретает особенную важность и актуальность. Оно способствует приобщению к духовному опыту других людей, помогает осознать собственную духовную неповторимость, преемственность, непрерывность во времени — необходимый элемент духовного «Я», помогает корректировке негативны« явлений, что особенно важно для эффективной социальной адаптации людей пожилого возраста.
Жалкая роль многих современных пожилыгх людей определена не тем, что правительство «не обеспечивает» их «достойной» пенсией, медицинским обслуживанием. Обеспечить их всем этим так же невозможно, как наполнить бочку Данаид. Жалкая роль определена тем, что они спровоцированы «ценностями» новоевропейской цивилизации и поддались на эту провокацию. В этих провокационные «ценностях» главное — чувственные удовольствия, брызжущий во все стороны избыток физических сил, успех, богатство. Этот набор ориентиров и для молодого опасен и разрушителен, а для пожилого человека в духовном плане он просто гибелен. Настоящий человек пожилого возраста сопротивляется этой провокации, помня о подлинной ценности равновесия и спокойствия. Он не требует невозможного от медицины, он не требует большой пенсии от государства, постоянно находящегося в «сложном положении». Он озабочен не тем, чтобы получить («причитающееся, заработанное»), а тем, чтобы отдать, чтобы быть, по возможности, нужным. Специфика желаний настоящего пожилого человека именно в том, чтобы, как это и свойственно разумной душе, отдавать, а не брать.
Библиографический список
1. Козлова, О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества / О.Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 5. — С. 116-118.
2. Антипин, Л. Книга в старости / Л. Антипин //Социальная защита. — 2001. — № 4. - С. 41-43.
3. Лаврова, Т.Н. Видеоэкология и эстетотерапия в геронтологическом центре / Т.Н. Лаврова, В.А. Костенко // Клиническая геронтология. — 2001. — Т.7. — № 8.
4. Пигров, К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости / К.С. Пигров // Философия старости: геронтософия: сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 24. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Статья принята в печать в окончательном варианте 13.12.2006 г.
Y.L.Vorobiev, A.A.Popov
SPIRITUAL LIFE OF THE ELDERLY PEOPLE IN A MODERN RUSSIAN SOCIETY: SOCIOLOGICAL ASPECT
In the article the core of the elderly's spiritual life is considered and the problem of its realization in a modern Russian society is uncovered by results of sociological researches.