Научная статья на тему 'Духовная миссия Белгородской Духовной семинарии: история и современность'

Духовная миссия Белгородской Духовной семинарии: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
464
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДУХОВНАЯ МИССИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / БОГОСЛОВИЕ / НАУКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куренков А.С.

В статье подводятся итоги исторического становления и современного развития Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью, обобщён опыт духовно-нравственного воспитания и научно-богословского образования семинаристов на протяжении двух последних столетий в истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL MISSION OF THE BELGOROD THEOLOGICAL SEMINARY: HISTORY AND MODERNITY

The article summarizes the historical development and modern development of the Belgorod Orthodox Theological Seminary missionary orientation, summed up the experience of spiritual and moral education and scientific and theological education of seminarians over the past two centuries in the history of Russia.

Текст научной работы на тему «Духовная миссия Белгородской Духовной семинарии: история и современность»

УДК 266

ДУХОВНАЯ МИССИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

А. С. Куренков

Белгородская Православная Духовная семинария с миссионерской направленностью

e-mail: bpds@mail.ru

В статье подводятся итоги исторического становления и современного развития Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью, обобщён опыт духовно-нравственного воспитания и научно-богословского образования семинаристов на протяжении двух последних столетий в истории России.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, духовная миссия, воспитание, образование, богословие, наука.

Обращаясь сегодня к прошлому, к нашей истории, мы с надеждой смотрим в будущее. В связи с этим можно отметить тот факт, что в образовательной сфере России в настоящее время четко выделяется сегмент богословского образования, являющийся частью единой системы образования. И одним из элементов этого сегмента является Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской напр авленностью).

На современном этапе одной из важных задач Белгородской семинарии является определение своего места в формирующемся национальном образовательном пространстве. И от того, насколько руководство сможет сочетать верность традициям своей семинарии с новизной подходов и уникальностью, определенным своеобразием богословского мышления, зависит сегодня будущее самой семинарии.

Сегодня одним из направлений научной и учебной работы семинарии является изучение её истории «в лицах» в разные периоды существования сквозь призму биографических очерков основателя семинарии, её руководителей, ректоров, преподавателей и выпускников, их жизни, служения и творческого наследия.

Для семинарии воспитание и духовная жизнь студентов (и преподавателей) являются важнейшими составляющими её внутреннего уклада. Учебный процесс базируется на осознании того, что Христос пришел в мир ради спасения людей, и Церковь установлена с той же целью, а это значит, что богословское, семинарское образование должно быть направлено на то, чтобы помочь человеку на этом пути спасения, а именно: помочь видеть главное среди разнообразного, отличать подлинное, реальное от кажущегося, иллюзорного, помочь обрести и не потерять потом Христа Спасителя, не поддаться соблазну «разбавить водой» Христианство. Вот то, что должно отличать студентов Белгородской Православной Духовной семинарии.

Таким образом, обучение в семинарии носит глубоко практический, а не отвлеченно-теоретический, характер. Это - практика повседневной жизни в свете Евангелия, ведущая человека к вечной жизни с Богом. Богословские дисциплины, особенно изучение Священного Писания и Церковной истории, дают студентам

знания не только о далёком прошлом, но акцентируют наше внимание на сегодняшнем дне, помогают оценить современную жизнь с точки зрения веры и уроков истории, сделать правильный нравственный выбор здесь и сейчас. Воспитанники семинарии за время обучения учатся чистой молитве, руководствуясь словами прп. Силуана Афонского: «Если ты богослов, то ты чисто молишься, если ты чисто молишься, то ты богослов»1.

Блаженный Феодорит Кирский говорит: «Закон Божественный повелевает любить ближнего, как самого себя. А дело и долг любви - приобщить многих к своему богатству... Поскольку ты горячо любишь Сотворившего и Спасшего тебя Бога, то приведи к этой любви и многих других»2. Студенты семинарии всегда были миссионерами, и сегодня, когда в России возрождается духовная жизнь, когда Церковь получила возможность открыто вести евангельскую проповедь и говорить о христианской вере, мы просто обязаны свидетельствовать о Христе и чистотою своей жизни, и словами наставлений и поучений. Студенту, вступающему на нелегкий путь миссионерского служения, необходим как запас знаний, так и опыт жизни в Церкви, опыт борьбы со страстями.

Миссия Церкви всегда одна и та же - вести людей к спасению. На этом постулате основывается учебный процесс в Белгородской семинарии. Руководство и преподаватели семинарии постоянно напоминают своим воспитанникам о том, что не только Церковь воздействует на мир, но и мир на Церковь, что опасно обмирщением Церкви. Церковь должна формировать, организовывать мир по Христу, указывать ему на правильные пути, на то, каким мир должен быть.

Итак, историзм, параллелизм и взаимосвязь социального, общественного развития и развития религиозного сознания характеризует, на наш взгляд, современный процесс преподавания в Белгородской семинарии, православное мировоззрение преподавателей которой имеет большое значение, как для формирования конкретной личности, так и для общества в целом. Преподаватель и педагог - это носитель научного знания, культурно-педагогического наследия духовных школ, он является образцом христианского поведения для воспитанников семинарии. Именно от преподавательского состава зависит, насколько качественно в духовном смысле развита личность к концу обучения. Поэтому уровень подготовки профессорско-преподавательского состава имеет на сегодняшний день большое значение в жизни Белгородской семинарии. Традиции семинарии, уклад жизни, быт воспитанников семинарии и многое другое - всё это формировалось при непосредственном участии преподавателей, многие из которых окончили известные академии и семинарии и смогли передать лучшее из своего опыта и наследия студентам нашей Белгородской семинарии.

В связи с этим хотелось бы вспомнить людей, которые сыграли важную роль в истории нашей семинарии, в формировании у студентов определенного представления о вере и спасении души человека, в истории русской культуры и просвещения.

Семинария была образована в 1787 году. Её основателем является архиепископ Белгородский и Обоянский Феоктист (Мочульский), который ввёл в учебный план семинарии в Белгороде предметы полных семинарий и коллегиумов. Преосвященный

1 Силуан Афонский, прп. Об умном безмолвии и чистой молитве [Электронный ресурс] // прп. Силуан Афонский. URL: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokoLphp?id=2024 (дата обращения 04.12.16 г.).

2 Феодорит Кирский, блаж. История боголюбцев (глава 4. Евсевий) [Электронный ресурс] // блж. Феодорит. URL: http://www.rulit.me/books/istoriya-bogolyubcev-read-227965-18.html (дата обращения 04.12.16 г.).

Феоктист, находясь на епископской кафедре, много времени и сил уделял работе духовных учебных заведений.

В 1801 году, благодаря хлопотам епископа Феоктиста, для семинарии был построен двухэтажный дом, в котором она пребывала вплоть до переезда в Курск в 1883 году. Епископа Феоктиста помнят не только как хорошего администратора и хозяйственника, но и как талантливого и прекрасного педагога, который сам составлял учебный план для воспитанников семинарии, «почти каждодневно посещал классы, наблюдал за ходом учения, перечитывал все упражнения учеников, не только высших, но и низших классов, и собственноручно делал на них замечания, как учителям, так и ученикам3. Преосвященный Феоктист является автором многих учебников и пособий для учителей, например: «Краткое наставление к сказыванию проповедей», «Детское словенословие и песнопение», «Сокращение энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики», «Наставление учителю ирмолойного пения» и другие. Владыка Феоктист управлял епархией свыше тридцати лет, больше, чем все остальные епископы. Умер Феоктист Мочульский в 1818 году в глубокий старости.

Первым ректором Белгородской семинарии стал отец Иустин (Трипольский) (с 1787 по 1797 года), игумен Белгородского Николаевского мужского монастыря. Родился он в Полтаве в 1741 году в семье священника. Отец Иустин скончался в 1809 году. В этот период формируется семинарская библиотека с фондом до десяти тысяч книг. Библиотека имела три отдела: фундаментальный, отделы книг для продажи и для безвозмездного пользования. После игумена Иустина осталось до 300 книг, в основном на иностранных языках. Первоначально при Белгородской семинарии действовало три двухгодичных отделения: 1) риторики; 2) философии; 3) богословия. С 1790 года в ней был уже полный курс наук семинарской программы того времени.

Епископ Саратовский и Царицынский отец Евфимий (Беликов) родился в 1813 году в с. Радьковка Корочанского уезда (ныне Прохоровский район), в семье причетника. Окончил Белгородское духовное училище, а затем Белгородскую Духовную семинарию и Киевскую Духовную академию. После завершения учёбы был во Владимирской Духовной семинарии профессором богословских наук. С 1841 года назначен инспектором в эту семинарию, а через 6 лет и ректором в сане архимандрита. Позже стал настоятелем Переяславского Данилова монастыря, а еще немного позже - ректором Новгородской семинарии. В 1856 году посвящён в сан епископа Старорусского, а в 1860 году переведён в Саратов, где прослужил до самой смерти в 1863 году. Он явил образец замечательного архипастыря-труженика. Епископ положил немало сил на воспитание духовенства своей епархии.

Иаков (Вечерков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский, в 1814 г. окончил Белгородскую семинарию. Он был прекрасный, ревностный учитель веры, образец православия и неутомимый борец против раскола, молитвенник, великий постник и подвижник, созерцатель красот окружающего мира, величия природы. Всматриваясь в гармонию мира, земного творения, он возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной. Отец Иаков занимался археологией, историей, миссионерской деятельностью. В деле проповеди и обращения инородцев преосвященный Иаков достиг значительных успехов. Проповеди его, рассказы отличались простотой, искренностью и были доступны людям как образованным, так и необразованным. Много внимания уделял преосвященный образованию и

3 См.: Крупенков А.Н. Белгородский некрополь // Журнал «Подъем». №2. 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.info/text/podyem/nekrop.html (дата обращения 04.12.16 г.).

поведению воспитанников семинарии, как будущих пастырей и учителей Церкви Христовой. Он открыл несколько городских и уездных духовных училищ. Немало заботился владыка Иаков о сооружении храмов, монастырей. Известны его труды: «По струнам сердца», «Слова и речи», «Увещание к молоканам», «Исторический очерк Саратовского края», «Церковная археология» (в рукописи)4 и другие работы.

Евсевий (Алексей Алексеевич Ильинский), архиепископ Тверской и Кашинский родился в г. Белгороде в семье диакона. Учился в нашей семинарии в 1825-1831 гг., затем - в Киевской духовной академии. Удостоен звания магистра богословия и назначен бакалавром Киевской духовной академии, утвержден членом Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, был ректором Киевской духовной семинарии и Литовской семинарии, настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря, настоятелем Виленского Троице-Духовного монастыря, Пожайского монастыря, епископом Каменец-Подольским. В 1858 году возведен в сан архиепископа Карталинского, экзарха Грузии и назначен членом Святейшего Синода. Почетный член Географического общества, Церковно-археологического общества и Киевской духовной академии. С декабря 1877 года - архиепископ Тверской и Кашинский. Скончался 12 марта 1879 года. Труды: «Переводы из творений св. отцов и некоторые исторические сведения и исследования», «Слова и речи», «Собрание сочинений и переводов Евсевия, еп. Подольского», «Слова и речи, архиеп. Карталинского и Кахетинского Евсевия, экзарха Грузии».

Следует упомянуть и одного на старейших преподавателей духовной семинарии Петра Петровича Азбукина, который, окончив в 1860 году Московскую духовную академию со степенью кандидата, был определен на должность преподавателя всеобщей и русской гражданской истории в Белгородскую духовную семинарию и оставался на этой работе до конца жизни. В течение ряда лет он также исполнял обязанности секретаря правления семинарии, был помощником инспектора семинарии, состоял членом педагогического и распорядительного собраний. В 1879 году Павел Петрович скончался, однако о себе он оставил добрую память. В его лице воспитанники лишились не только кроткого и ревностного наставника, но и доброго советника, благодетеля, который не позволял себе грубости, старался никого не обидеть. И многие, благодаря его заботам и фактически отцовским советам и попечениям, избегали опасности и необдуманных действий в своей жизни. Сильная любовь и преданность к Отечеству, нравственная жизнь Петра Петровича, его искренняя и чистосердечная религиозность глубоко запали в души и сердца воспитанников семинарии.

Следует назвать и писателя Якимова Василия Алексеевича, который учился в Белгородской семинарии и Харьковском университете; был профессором в Харьковском университете по кафедре русской словесности; писал и в стихах, и в прозе о красноречии, о красоте русского языка; составлял торжественные речи.

Платонов Пётр Савич - профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, доктор медицины. Окончил Курскую Духовную семинарию в Белгороде и поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию со званием докторанта. После окончания академии был направлен в клинику

4 По материалам дипломной работы выпускника БПДС 2006 г. Дмитрия Руднева «История Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью» [Электронный ресурс]. БПДС. URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/86 (дата обращения 05.12.16 г.).

Н.И. Пирогова. Доктор медицины, внёс значительный вклад в медицинскую науку. Написал 16 научных трудов5.

Протоиерей Иоанн Савченков был назначен ректором семинарии в 1798 году и управлял ею до 1829 года. Образование он получил в Белгородском духовном училище, затем в Харьковском коллегиуме и главном Воронежском училище, после чего отец Иоанн вернулся в Белгород и стал преподавать в Белгородской семинарии словесные науки, историю, философию и богословие, зарекомендовав себя талантливым педагогом и добрым наставником воспитанников. В то же время отец Иоанн был цензором проповедей в Белгороде, так как сам обладал прекрасным проповедническим даром. В 1804 году в Москве было издано собрание его церковных поучений. В 1829 году, за два года до смерти, отец Иоанн по прошению оставил должность ректора. На годы его ректорства пришлось становление Белгородской семинарии как высшего духовного учебного заведения, а затем ее реформирование по Уставу 1814 года.

С 1837 года ректором семинарии стал архимандрит, впоследствии архиепископ Тобольский и Сибирский, Варлаам (Успенский), который выполнял свои ректорские обязанности до 1843 года. Он проявил себя активным следователем по делу профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Г.П. Павского, в отношении перевода Псалтири на русский язык. Основной акцент он делал на миссионерской и церковно-просветительской деятельности в условиях Севера, поддерживал развитие северных монастырей. Преосвященный Варлаам, как добрый отец, заботился о своей пастве и подведомственном духовенстве, с особой любовью относился к сиротам духовного звания и старался закрепить за ними церковноприходские места. В 1872 г. уволен на покой в Троицкий Белгородский монастырь. Скончался в 1876 году. Погребен под Троицким собором Белгорода.

Архимандрит Флавиан (Остроумов) выполнял обязанности ректора семинарии с 1851 по 1865 годы. Отец Флавиан, профессор богословских наук, магистр и кавалер, действительный член русского Императорского географического общества, принимал участие в написании «Историко-статистического описания Курской епархии», занимал должность цензора проповедей, был членом духовной консистории и благочинным некоторых монастырей Курской епархии. Отец Флавиан получил благодарность Киевского Академического Правления за деятельное и усердное исполнение своих обязанностей. Скончался в 1867 году.

В 1883 году архиерейскую кафедру переместили в Курск, и Духовная семинария была переведена туда же, но в Белгороде продолжало работу духовное уездное училище, на базе которого в 1906 году епископ Питирим открыл отделение Курской духовной семинарии, которое действовало до октябрьского переворота 1917 года. Последним ректором перед революцией был протоиерей Иаков Новицкий (с 1888 года), который был известным церковным и общественным деятелем. Семинария в это время вела большую просветительскую деятельность. Были открыты курсы для учителей церковно-приходских школ, где обучались и куряне, и верующие из Рязанской, Тульской, Тамбовской, Калужской и Орловской епархий. На курсах изучали педагогику, дидактику, русский язык, арифметику, геометрию, историю, географию, гигиену, садоводство, пчеловодство, переплётное и столярное ремёсла6.

5 По материалам дипломной работы выпускника БПДС 2006 г. Руднева Дмитрия «История Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью» [Электронный ресурс]. БПДС. URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/86 (дата обращения 05.12.16 г.).

6 Выборнова Е. Востребована самой жизнью [Электронный ресурс] // Курская правда. №547. 2007. URL: http://www.kpravda.ru/article/education/005965/ (дата обращения 04.12.16 г.).

Среди выпускников семинарии есть и известные богословы, публицисты, врачи. Один из них - митрополит Московский Макарий (Булгаков). В 1825 году будущий митрополит поступил в духовное училище г. Короча (Белгородской области), затем обучался в окружном училище при Курской духовной семинарии (г. Белгород), далее продолжил обучение в Курской духовной семинарии (г. Белгород). Следует сказать, что в Курской семинарии он выделялся из общего ряда студентов настолько, что некоторые преподаватели называли его по имени-отчеству. Митрополит Макарий - великий богослов и историк, которому принадлежит фундаментальный, многотомный труд «История Русской церкви», а также такие работы, как, например: «Православно-догматическое богословие», «Введение в православное богословие», «Слова и речи». В 1850 году архимандрит Макарий написал сочинение по каноническому праву, до сих пор остающееся неизданным -«Собрание материалов для науки канонического права Православной Русской Церкви, изложенное в систематическом порядке».

Митрополит не любил пафосность, напыщенность, роскошь, а желание трудиться на благо Церкви, его жертвенность и самоотдача на пастырском пути поражают своей силой. Заботясь об образовании и священников, и прихожан, владыка Макарий благословил устроить в благочиниях библиотеки, куда выписывал и жертвовал богословские книги. «Трудно указать другого западно-русского иерарха на протяжении XIX века, который бы так глубоко и верно понимал, охранял и поддерживал интересы Православия в западной России, как знаменитый митрополит Макарий Булгаков»7. Умер этот великий деятель Церкви в 1882 году. В сентябре 2016 года в Белгороде, Москве и многих епархиях РПЦ прошли торжества по поводу 200-летия со дня рождения митрополита Макария.

Священник Иванцов-Платонов Александр Иванович, чьё имя может быть по праву поставлено в ряд великих имен выпускников семинарии после митрополита Макария (Булгакова), является известным богословом, церковным историком, проповедником и писателем XIX века. Он окончил Духовное училище, Белгородскую семинарию (в 1856 г.), затем Московскую Духовную академию. Преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, позже занимал место священника и преподавателя в Московском Александровском военном училище. Профессор Московского Университета, доктор богословия. Его работы: «Отчего беден русский народ и чем помочь ему»; «О римском католицизме и его отношении к православию»; «Религия и наука». За работу «Ереси и расколы первых трех веков христианства» был удостоен степени доктора богословия. Почётный член МДА, заслуженный профессор Московского Университета. Умер в 1894 году.

В 1918 году Курская духовная семинария была закрыта советской властью. Одни воспитанники семинарии ушли на гражданскую службу, другие приняли священный сан и служили в приходах. Многие были репрессированы и расстреляны, а ректор семинарии протоиерей Иаков Новицкий умер в начале 20-х годов.

В конце XX века в России начался новый период в истории Церкви, началось возрождение Православия, что требовало восстановления системы духовного образования. Трудами архиепископа Ювеналия (Тарасова) была вновь открыта Курская духовная семинария, которую в 1995 г. окончил Иннокентий (в миру Ветров Дмитрий Александрович), епископ Мариинский и Юргинский.

7 Цит. по: Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Жизнь и богословская деятельность [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/mitropolit-moskovskij-i-kolomenskij-makarij-zhizn-i-bogoslovskaya-deyatelnost/ (дата обращения 04.12.16 г.).

Первым ректором стал игумен Иоанн (Попов), ныне митрополит Белгородский.

В 1995 году в г. Белгороде был торжественно открыт Православный Духовно-образовательный Центр во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских. В этот Центр вошли Православная гимназия для детей школьного возраста и подготовительное отделение Курской семинарии. Ректором духовного центра стал протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода.

С 17 июля 1996 года начинается новая история Белгородской семинарии: в этот день определением синода РПЦ было принято решение об открытии в Белгороде православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), которое состоялось 28 сентября. На открытие семинарии прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который своим визитом оказал нам высокую честь, преподав при этом свое благословение на будущие труды, задал направление деятельности.

Ректором был назначен епископ (ныне митрополит) Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов), чей организаторский талант, выносливость, трудоспособность являются и на сегодняшний день теми факторами, благодаря которым появилась и действует до сих пор наша духовная семинария, которая постепенно оформилась как школа практического миссионерства, а также как «научно-исследовательская платформа в области миссиологии и параллельных дисциплин»8.

В год открытия на обучение в семинарию поступил Китаев Виталий Александрович (ныне - Софроний, епископ Губкинский и Грайворонский), обучение окончил в 2000 г. Затем продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, в Белгородском государственном институте искусств и культуры. Владыка является деятельным пастырем: он участвовал в миссионерских экспедициях в Республику Саха - Якутия, по Сибири и Дальнему Востоку, на Камчатку, в съездах епархиальных миссионеров, принимал участие в миссионерских экспедициях по республике Калмыкия, Адыгее, а также участвовал в праздновании 10-летия Православия в государстве Тайланд. Владыка Софроний является заведующим кафедрой миссиологии Белгородской Православной Духовной семинарии.

В 2004 году окончил Белгородскую семинарию Масленников Алексей Александрович (ныне - Иосиф, епископ Роменский и Бурынский, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата). В 2013 году состоялась встреча епископа Иосифа с воспитанниками Белгородской семинарии, в ходе которой владыка подчеркнул «важное значение лет, проведенных в стенах Духовной школы, благодаря которой была создана неоценимая база для проповеди Христианства в

9

первые годы его служения» .

Таким образом, история - это свидетельница прошлого, поучение для настоящего и некое предостережение для будущего, поэтому обращение к своему историческому прошлому помогает почувствовать значимость предков в современной жизни, а это, в свою очередь, определенным образом влияет на культурный подъём

8 Москаленко Алексий, иер. 15 лет возрождению Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) // Миссионерское обозрение. №5. 2011. С. 5.

9 Преосвященнейший Иосиф, епископ Роменский и Бурынский, встретился с воспитанниками Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) [Электронный ресурс]. БПДС. URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/365 (дата обращения 01.12.16 г.).

как отдельной личности, так и всего общества, помогает, так или иначе, понять настоящее и частично определить будущее.

Прошлое нашей семинарии основано на деятельности конкретных личностей, и обращение к жизни, опыту этих людей помогает современным воспитанникам извлечь для себя поучения, позитивные уроки, сделать выводы, чтобы не допускать ошибок в своей жизни, найти путь своего духовного возрастания и потом не сбиться с него в море житейских попечений.

В настоящее время Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский, является Председателем Попечительского совета Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Ректором семинарии в 2015 году назначен протоиерей Алексий Куренков.

Белгородская семинария готовит кадры для Русской Православной Церкви посредством реализации соответствующих образовательных программ, а также образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В семинарии проходят подготовку, переподготовку и повышают квалификацию священнослужители, церковнослужители и иные служители РПЦ, а также преподаватели образовательных организаций по образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Освоение нашей Духовной школой интернет-сферы в информационном пространстве нашей страны является одной из первостепенных задач. В Белгородской семинарии в рамках сектора заочного обучения применяются методы дистанционного образования.

Таким образом, за 20 лет Белгородская семинария обрела свою форму и наполнилась содержанием и в настоящее время она уверенно смотрит в будущее и видит свое предназначение в укреплении и распространении миссионерской проповеди, придания миссионерскому служению многогранного характера.

Список литературы

1. Силуан Афонский, прп. Об умном безмолвии и чистой молитве [Электронный ресурс] // прп. Силуан Афонский. URL: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2024 (дата обращения 04.12.16 г.).

2. Феодорит Кирский, блаж. История боголюбцев (глава 4. Евсевий) [Электронный ресурс] // блж.Феодорит. URL: http://www.rulit.me/books/istoriya-bogolyubcev-read-227965-18.html (дата обращения 04.12.16 г.).

3. Крупенков А.Н. Белгородский некрополь // Журнал «Подъем». №2. 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.info/text/podyem/nekrop.html (дата обращения 04.12.16 г.).

4. Руднев Дм. История Белгородской Православной Духовной семинарии с миссионерской направленностью. дипломная работа выпускника БПДС. Белгород, 2006. [Электронный ресурс]. БПДС. URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/86 (дата обращения 05.12.16 г.).

5. Выборнова Е. Востребована самой жизнью [Электронный ресурс] // Курская правда. №547. 2007. URL: http://www.kpravda.ru/article/education/005965/ (дата обращения 04.12.16 г.).

6. Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Жизнь и богословская деятельность [Электронный ресурс] //Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/mitropolit-moskovskij-i-kolomenskij-makarij-zhizn-i-bogoslovskaya-deyatelnost/ (дата обращения 04.12.16 г.).

7. Москаленко Алексий, иер. 15 лет возрождению Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) // Миссионерское обозрение. - №5. - 2011.

8. Преосвященнейший Иосиф, епископ Роменский и Бурынский, встретился с воспитанниками Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) [Электронный ресурс]. БПДС. URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/365 (дата обращения 01.12.16 г.).

SPIRITUAL MISSION OF THE BELGOROD THEOLOGICAL SEMINARY: HISTORY AND MODERNITY

A.S. Kurenkov

Belgorod Orthodox Theological Seminary missionary orientation e-mail: bpds@mail.ru

The article summarizes the historical development and modern development of the Belgorod Orthodox Theological Seminary missionary orientation, summed up the experience of spiritual and moral education and scientific and theological education of seminarians over the past two centuries in the history of Russia.

Keywords: Russian Orthodox Church, spiritual mission, education, education, theology, science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.