Научная статья на тему 'Духовная культура Российской молодежи в условиях рыночной экономики'

Духовная культура Российской молодежи в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONSUMER''S CULTURE / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЫНОЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / "ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ" КУЛЬТУРА / SPIRITUAL VALUES / MARKET OUTLOOK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронова Е. Н., Воронина Т. Н.

В статье рассмотрены условия формирования духовной культуры современной российской молодежи на основе ценностного подхода в условиях сложившихся рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL CULTURE OF RUSSIAN YOUTH IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

The article deals with the conditions for the formation of the spiritual culture of modern Russian youth based on the holistic approach in the conditions of market relations.

Текст научной работы на тему «Духовная культура Российской молодежи в условиях рыночной экономики»

го, что ему предлагали принудительную организацию человеческого счастья - авторитарный социализм, который так же неприемлем для народа, как и авторитарная церковь, что было совершенно ясно В.С. Соловьеву.

Что же внес в понимание «русской идеи» Н.А. Бердяев? Он, как и В.С. Соловьев, не отвергает ее мессианский характер, который проявился и в революции 1917 года, в обезличенной коммунистической идеологии. Словами героя «Бесов» Петра Верховенского, «самая главная в революции сила - это стыд собственного мнения» - Н.А. Бердяев утверждает, что «этот стыд почитался у нас за коллективное сознание, более высокое, чем личное. В русской философии мышление сделалось совершенно безличным, массовым» [5, с. 272]. Бердяев характеризовал созданное революцией общество как неполноценное: в нем навязывался «дух отвлеченной демократии, в которой преобладает внешнее над внутренним, притязательность над ответственностью, количество над качеством, уравнительная механика масс над творчеством свободного духа» [6, с. 230] (курсив Н.А.Б).

Вместе с тем Н.А. Бердяев не отрицает значение русской идеи для будущего, так как в ней скрыты положительные интенции; по его мнению, «великие грехи и великие соблазны могут быть лишь у великого по своим возможностям народа»; Бердяев рисует профетически будущее своей страны, когда она преодолеет революционное бесовство: Россия сразу не станет цельной по духовному облику, «антихристианские духи революции родят своё темное царство, но и христианский дух России должен явить свою силу [7, с. 289].

Этот христианский дух, запечатленный в «русской идее», предполагал соборный путь человека к богоносному совершенству, вместе с тем утверждает, что соборная цель одна, но каждый осуществляет ее индивидуально, идя к ней своим собственным путем. Н.А. Бердяев верит в то, что персональное творческое начало станет органической частью общественной жизни народа. Философ мыслит «русскую идею» в будущем как осуществление права на свободу и собственную уникальность, в этом мы убеждаемся и в XXI веке, так как человек и в наше время еще находится под гнетом социальных институтов, стре-

Библиографический список

мящихся увлечь его в безличность, где он не ощущает своей ответственности, а потому впадает в бездеятельность, пассивность, фаталистическую покорность происходящим событиям и тем персоналиям, которые предлагают блага глобализации в обмен на отказ отстаивать свою национальную специфику.

Н.А. Бердяев подробно останавливается на тех специфических русских чертах, которые заложены в глубинах национального бытия, например, на сострадательности и человечности, но если индивид пытается обожествить себя или свой народ, то «такая человечность легко может перейти в бесчеловечность», поэтому мыслитель бесконечно рад, что русским чужда идея сверхчеловека, и они не искушатся властью, сытостью, всемирным господством. Вместе с верой в Бога русские верят и в человека. Недовольство тем, что есть, приводит их к эсхатологической устремленности, но здесь необходимо задействовать интеллектуальные силы народа, русскую философию, которая сможет предотвратить «доведение всего до границ возможного и при этом в кратчайшие сроки» (Д.С. Лихачев).

В начале XXI века, когда практические задачи в целом осуществлены, «русская идея» мыслится не как политико-экономическая доктрина, а более всего содержит культурные смыслы и, прежде всего, возможность преодоления кризиса русской идентичности; выдвинутая в советскую эпоху идеологема «советский народ» потерпела полный крах ввиду значительной фальши ее содержания. Ее не торопились принимать «братские» республики, зато русский народ в существенной его части стал считать себя не русским, а советским. Падение советского режима в 1991 году и последовавшие массовые национальные конфликты заставили русских людей задуматься над своей идентичностью. Отвергнув советскую идеологию, они обратились к старым, даже архаическим, определениям себя как нации, отсюда массовый исход в православие, к своим истокам и к своим исконно христианским идеям морали, к тому, что исторически конституировало нацию и совершалось в «русской идее». Ее базисным основанием остался панэтизм, и по-видимому, на этом столпе национальной традиции и предстоит выстраивать «русскую идею» на протяжении XXI века.

1. Соловьев, В.С. Чтение о богочеловечестве // Соч. в 2 т. - М., 1989. - Т. II.

2. Соловьев, В.С. Русская идея // Соч. в 2 т. - М., 1989. - Т. II.

3. Федотов, Г.П. Национализм (Конспективная запись доклада С.С. Бычковым) // Вопросы философии. - 2011. - № 10.

4. Соловьев, В.С. Русский национальный идеал (По поводу статьи Н.Я. Грота в «Вопросах философии и психологии») // Соч.: в 2 т. -М., 1989. - Т. II.

5. Бердяев, Н.А. Духи русской революции. Вехи. Из глубины. - М., 1991.

6. Бердяев, Н.А. Судьба России. Репринтное воспроизведение издания 1918 г. - М., 1990.

7. Бердяев, Н.А. Духи русской революции. - М., 1990.

Bibliography

1. Solovjev, V.S. Chtenie o bogochelovechestve // Soch. v 2 t. - M., 1989. - T. II.

2. Solovjev, V.S. Russkaya ideya // Soch. v 2 t. - M., 1989. - T. II.

3. Fedotov, G.P. Nacionalizm (Konspektivnaya zapisj doklada S.S. Bihchkovihm) // Voprosih filosofii. - 2011. - № 10.

4. Solovjev, V.S. Russkiyj nacionaljnihyj ideal (Po povodu statji N.Ya. Grota v «Voprosakh filosofii i psikhologii») // Soch.: v 2 t. - M., 1989. - T. II.

5. Berdyaev, N.A. Dukhi russkoyj revolyucii. Vekhi. Iz glubinih. - M., 1991.

6. Berdyaev, N.A. Sudjba Rossii. Reprintnoe vosproizvedenie izdaniya 1918 g. - M., 1990.

7. Berdyaev, N.A. Dukhi russkoyj revolyucii. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 06.06.14

УДК 130.3

Mironova Ye.N. Voronina T.N. SPIRITUAL CULTURE OF RUSSIAN YOUTH IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY. The article deals with the conditions for the formation of the spiritual culture of modern Russian youth based on the holistic approach in the conditions of market relations. Key words: spiritual values, market Outlook, consumer's culture.

Е.Н. Миронова, преп. каф. социально-экономических дисциплин Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, Е-mail: mironovbor@mail.ru; Т.Н. Воронина, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, г. Ставрополь, Е-mail: tatjana-nik@yandex.ru

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены условия формирования духовной культуры современной российской молодежи на основе ценностного подхода в условиях сложившихся рыночных отношений.

Ключевые слова: духовные ценности, рыночное мировоззрение, «потребительская» культура.

Современная Россия является неотъемлемой частью всех мировых процессов. Ее интеграция в жизнь мирового сообщества увеличивается с каждым годом все больше, в результате чего, процесс устойчивого и глубокого взаимопроникновения и взаимосвязи между Востоком и Западом наблюдается в различных областях жизнедеятельности отечественной культуры, экономики и политики. Как активная участница процесса глобализации Россия вовлекается и в кризисные явления, сопровождающие самые разные социальные сферы западной цивилизации и, прежде всего, ценностную. Безусловно, все это отражается и на духовных ориентирах российского общества.

В нашем понимании, ценности - это то, что значимо для человека и общества. Иными словами то, что личность для себя выбирает и оценивает как значимость, что может выражаться как процесс удовлетворения ее интереса, потребностей и т.д. В то же время, ценность - это одна из форм моральных отношений, то есть ценностное отношение, выражает ту или иную актуальную значимость для человека, его потребности, мотивы и т.д.. Одновременно, ценности есть идеалы общественной деятельности - особый тип мировоззренческой ориентации людей. Кроме того, ценности есть психологические качества человека, являющиеся предметом ценностного отношения. Следовательно, ценность проявляется как свойство, функция объекта по отношению к субъекту [1]. В свою очередь, духовные ценности - это совокупность установок, которые могут выступать и как общественные, отражая социальные приоритеты и направления развития общества в целом, и как личностные, определяя внутреннюю культуру индивида, и всегда формируют общее мировоззрение, направленность и мотивы деятельности всех участников социальных отношений.

Рынок, как регулятор всех отношений современной цивилизации, глубоко проник в западную культуру и диктует ценностные представления на всех уровнях развития от общего до единичного. При этом духовные ценности также вовлечены в процесс коммерциализации. Западные ценностные стандарты постоянно корректируются в угоду рынку, а духовная культура и определяющие ее внутренние ценностные ориентиры европейца полностью зависят от представлений «выгодно-невыгодно».

На протяжении всего ХХ века российская культура благодаря церкви, а позднее советской идеологии и цензуре искусственно удерживалась от воздействия рыночного мировоззрения. Однако последние десятилетия показывают, что и отечественные духовные ценности также стали предметом купли-продажи. «Целостность духовности и нравственности нарушается в следствие массовой миграции, социально - экономических проблем, этнического расслоения и роста межэтнической напряженности. Все более заметны агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей. Происходит значительная переориентация общественного сознания - с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия» [2, с. 153]. Российская молодежь как наиболее активная и восприимчивая часть нашего общества также подпала под влияние обозначенных процессов. В молодежной среде наблюдается тенденция к снижению требований к фундаментальным знаниям и в целом к образованности. Показателем знаний служит документ, а не интеллект. Безусловно, такие результаты стали возможными и благодаря тем реформам, которые сотрясают образование на всех его уровнях, разрушая его принципы и подражая Западному эталону. Именно поэтому на современном этапе развития нашего общества так важно по всем направлениям социальных отношений предпринимать меры, способствующие расширению взглядов наших молодых соотечественников, переориентации приоритетов их меркантильных потребностей на духовные.

О необходимости возрождения традиционных духовных ценностей нашего общества говорит православие и ислам, разрабатываются государственные программы о духовном единстве нашего народа, однако западное «потребительство» уже глубоко проникло во внутреннюю культуру молодого россиянина и активно поддерживается современной рекламой «двигателем торговли», интернетом и в целом СМИ. В результате наблюдается явное противоречие интересов. С одной стороны молодежи внушаются культурные российские духовные ценности, такие как патриотизм, коллективизм, милосердие, терпимость, любовь и сострадание к ближнему, а с другой стороны проповедуется культ «тела», т.е. удовлетворение материальных потребностей, связанных с удовольствием от еды, одежды, автомоби-

ля и других благ. Безусловно, повышение уровня жизни россиян, увеличение их покупательской способности заслуживает высшей оценки в ряду социальных достижений, однако в гонке за удовольствиями для «тела» игнорируются духовные потребности, принижается их значение в жизни и развитии личности, и тем самым россиянин становится внутренне беднее. Этот процесс опасен для нашей культуры, потому что отказ от традиционных ценностей ведет к перерождению и уничтожению российского мировоззрения.

Культура как социальный атрибут общества всегда предстает в качестве закономерного результата жизнедеятельности человека, который выражается в нормах, ценностях, эстетических вкусах, знаниях, профессиональном мастерстве, различного рода обычаях и языке. В сою очередь язык - самоорганизующаяся система, которая избавляется от всего ненужного, но, тем не менее, не может избежать различных негативных воздействий. Изменения, происходящие в обществе, отражает именно язык. Его нынешней вульгаризации способствовали различные демократические и либеральные процессы, закрепляемые телевидением.

Бесспорно, СМИ должны быть эталоном, способствовать развитию литературного языка, но, к сожалению, ненормативная лексика прочно вошла в речь ведущих различных шоу и даже в публицистику [3]. Очередной процесс варваризации языка ярко проявляется в речи молодых людей в виде речевых штампов, просторечий, жаргонизмов, заимствованной лексики. Постсоветский период является особо наглядным показателем данного процесса, поскольку нестабильность общества есть нестабильность языка, в данном случае уместно говорить о карнавализа-ции (десемантизации) языка [4]. Нельзя не согласиться и с тем, что причиной активного проникновения в язык иноязычной лексики является ориентация на Запад и в некоторой степени социально-психологическая статусность. Языковая симуляция, к сожалению, становится характерной чертой современного общества. Проблема формирования языкового вкуса остаётся открытой, поскольку она находится в тесной взаимосвязи с социальными, политическими, экономическими, этическими, культурологическими аспектами [5]. В связи с этим культура продолжает выступать качественной характеристикой развития общества или отдельно взятого социального индивида, процесса освоения уже имеющихся результатов творчества [6]. Потребность в самоутверждении, согласие с самим собой или осознание своей внутренней свободы становятся ведущими среди прочих мотивов, определяют современную духовность. Но не менее важными для каждого индивида являются проблемы богатства, выживания человечества в условиях глобализации и экологической катастрофы, т.е. происходит разрушение прежних отношений, что может быть отмечено в качестве первого и основного направления постэкономической трансформации духовности [7].

Соответственно подмена ценностных оснований в мировоззрении на уровне молодой личности ведет к качественному изменению в недалеком будущем всего общества. Иными словами, нарушение репродуктивной функции культуры ведет к полному или частичному разрушению уникальности и неповторимости нашего народа. Поэтому обращение сегодня к истокам: славянской культуре, религиозным традициям, национальной самобытности народов, населяющих нашу страну с одной стороны, применение научных достижений Запада с другой, а также поиск новых сторон духовности на Востоке позволит создать особое видение и представление о современной культуре. Все эти процессы взаимосвязаны и неравновесны. Смещение постоянно происходит в одном из трех перечисленных направлений. В связи с этим особое значение на современном этапе, как в прочем и всегда, приобретает идея - какие ценности и традиции станут приоритетными в молодежной среде, так как именно она (молодежь) определяет будущее России [8].

Современная массовая глобализированная «потребительская» культура стерла границы между национальными индивидуальностями у западной молодежи. Возможно, именно поэтому столь велико желание у нее в восполнении внутренней потребности духовного обогащения, которое она черпает в восточных традициях. Российская молодежь также в угоду модным тенденциям Запада подвержена влиянию восточной культуры. Однако наша российская культура в силу своих географических особенностей и многонационального состава никогда не прекращала процесса ассимиляции духовных ценностей Востока и их адаптации к условиям нашей жизнедеятельности. Иными словами, процесс обогащения отечественной культуры мировоззренческими идеалами восточных ценностей всегда был неотъем-

лемой частью наших традиций. Наша самобытная культура представлена и созерцательной мудростью Востока, и активным познанием и преобразованием Запада. Современной молодежи необходимо усвоить эту парадигму и продолжить ее, сохраняя выбранное нашими предками направление.

Таким образом, в условиях современных рыночных отношений обращение к традиционным духовным ценностям рос-

сийской культуры становится неотъемлемым элементом в сохранении целостности и неповторимости российского народа, а разработка основополагающих подходов, условий и направлений реализации ценностей духовного потенциала общества в деле формирования и развития духовности молодежи становится основой качественно новых отношений на всех уровнях социального развития.

Библиографический список

1. Миронова, Е.Н. Теория ценностей, ее значение и место в современной науке // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития. - Шахты, 2011.

2. Миронова, Е.Н. Духовность и нравственность в условиях социального кризиса // Проблемы современного общества глазами молодежи.

- Ставрополь, 2008.

3. Воронина, Т.Н. Анализ текстов СМИ (практика лингвистических экспертиз) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. -2014. - № 1(9).

4. Воронина, Т.Н. Постмодернизм и его отражение в языке // Гуманизация культуры как проблема современного общества. - Ставрополь, 2014.

5. Воронина, Т.Н. Проблема формирования языкового вкуса в современном обществе // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2014. - № 1(9).

6. Миронова, Е.Н. К вопросу о профессиональной культуре // Культура и общество: история и перспективы. - Ставрополь, 2012.

7. Иноземцев, В. За пределами экономического общества. - М., 1998.

8. Миронова, Е.Н. Восток или Запад. Российская культура сегодня // Культура и общество: история и перспективы. - Ставрополь, 2014. Bibliography

1. Mironova, E.N. Teoriya cennosteyj, ee znachenie i mesto v sovremennoyj nauke // Nauka v sovremennom obthestve: sostoyanie i tendencii razvitiya. - Shakhtih, 2011.

2. Mironova, E.N. Dukhovnostj i nravstvennostj v usloviyakh socialjnogo krizisa // Problemih sovremennogo obthestva glazami molodezhi. -Stavropolj, 2008.

3. Voronina, T.N. Analiz tekstov SMI (praktika lingvisticheskikh ehkspertiz) // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. - 2014. -№ 1(9).

4. Voronina, T.N. Postmodernizm i ego otrazhenie v yazihke // Gumanizaciya kuljturih kak problema sovremennogo obthestva. - Stavropolj, 2014.

5. Voronina, T.N. Problema formirovaniya yazihkovogo vkusa v sovremennom obthestve // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta.

- 2014. - № 1(9).

6. Mironova, E.N. K voprosu o professionaljnoyj kuljture // Kuljtura i obthestvo: istoriya i perspektivih. - Stavropolj, 2012.

7. Inozemcev, V. Za predelami ehkonomicheskogo obthestva. - M., 1998.

8. Mironova, E.N. Vostok ili Zapad. Rossiyjskaya kuljtura segodnya // Kuljtura i obthestvo: istoriya i perspektivih. - Stavropolj, 2014.

Статья поступила в редакцию 07.06.14

УДК 37.013.83

Greshilova I.A., Cherepanova Ye.P. PHILOSOPHY OF IDENTITY FROM THE PERSPECTIVE OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY. The article considers the concept of "identity" from the perspective of philosophy and psychology in the context of the program "Safe childhood is space of psychological comfort". The relevance of the article indicated the current misunderstanding, and, often, and psychological violence in the family and educational institutions for children, which requires special knowledge on the part of the pedagogical community, parents and the broader community. Presents reflexive analysis of scientific-methodical support program, of its theoretical and practical grounds.

Key words: personality, pedagogical anthropology, education, emotional well being, philosophical understanding.

И.А. Грешилова, канд. филос. наук, доц., проректор по научно-методической работе ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Чита, E-mail: IAGreshilova@yandex.ru; Е.П. Черепанова, ст. методист каф. теоретической и прикладной психологии ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Чита, E-mail: cherepanovae.p@mail.ru

ФИЛОСОФИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

В статье рассматривается понятие «индивидуальность» с позиции философии и психологии в контексте реализации программы «Безопасное детство - пространство психологического комфорта». Актуальность статьи обозначена существующей в настоящее время проблемой непонимания, а, зачастую, и психологического насилия в семье и образовательных учреждениях в отношении детей, что требует особого знания со стороны педагогического сообщества, родителей, широкого круга общественности. Представлен рефлексивный анализ научно-методического сопровождения реализуемой программы, её теоретических и практических оснований.

Ключевые слова: индивидуальность, педагогическая антропология, воспитание, эмоциональное благополучие, философское осмысление.

Человек - предмет изучения различных наук на протяжении столетий, его место в мире, роль в противоречивых процессах современности - причина и следствие философских размышлений. Проблема человека как целостного существа является фундаментальным вопросом философии. Повышенный ин-

терес к философским проблемам, касающимся становления человека в процессе обучения и воспитания, его индивидуальности во многом объясняется тем, что социальные и культурные изменения, которым человек подвержен в раннем детском возрасте, оказывают существенное влияние на становление его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.