Научная статья на тему '«Дух Бандунга» и практика экономического сотрудничества в регионе Юго-Восточной Азии'

«Дух Бандунга» и практика экономического сотрудничества в регионе Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
412
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНДУНГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / АСЕАН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / BANDUNG CONFERENCE / COUNTRIES OF SOUTH-EAST ASIA / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бойцов Валерий Васильевич

Когда речь идет о «духе Бандунга», то предполагаются, прежде всего, основополагающие принципы взаимоотношений как между отдельными странами, так и их объединениями. В соответствии с этим понятно, что важнейшей сферой, если так можно выразиться, «обитания» этого «духа» является сфера международных отношений, вызвавшей к жизни в конкретных исторических условиях первых лет постколониального развития стран Азии и Африки, известные десять принципов международных отношений. Эти принципы должны были, по замыслу их инициаторов, облегчить молодым национальным государствам упрочение их политической независимости и хозяйственной самостоятельности, одним из условий которой, согласно экономическому разделу Бандунгской декларации, являлось хозяйственное развитие и экономическое сотрудничество на основе взаимного интереса и уважения национального суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spirit of Bandung and the practice of economic cooperation in South-East Asia

Speaking of the “spirit of Bandung”, we always think of the basic principles of bilateral relations and relations between groups of countries. These principles were brought to life in the specific historic period of the early years of post-colonial development in Asia and Africa, and known as ten principle of international relations. It is presumed that the main sphere of this “spirit” is international relations. According to the ideas of their authors, these principles should make it easier for the young national states to fortify their political and economic independence. The Economic Section of the Bandung Declaration states that economic development based on mutual interest and respect for national sovereignty is one of its basic principles.

Текст научной работы на тему ««Дух Бандунга» и практика экономического сотрудничества в регионе Юго-Восточной Азии»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXVI (№ 26, 2015)_

© Бойцов В.В.

ИСАА МГУ

«ДУХ БАНДУНГА» и ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА в РЕГИОНЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Когда речь идет о «духе Бандунга», то предполагаются, прежде всего, основополагающие принципы взаимоотношений как между отдельными странами, так и их объединениями. В соответствии с этим понятно, что важнейшей сферой, если так можно выразиться, «обитания» этого «духа» является сфера международных отношений, вызвавшей к жизни в конкретных исторических условиях первых лет постколониального развития стран Азии и Африки, известные десять принципов международных отношений. Эти принципы должны были, по замыслу их инициаторов, облегчить молодым национальным государствам упрочение их политической независимости и хозяйственной самостоятельности, одним из условий которой, согласно экономическому разделу Бандунгской декларации, являлось хозяйственное развитие и экономическое сотрудничество на основе взаимного интереса и уважения национального суверенитета.

Попытки создания института сотрудничества предпринимались странами юго-восточноазиатского региона, как известно, начиная с середины 1950-х годов. Они предполагали не всегда совпадающие конечные цели, отличались территориальной конфигурацией и часто были ориентированы, на так сказать, «внешних кураторов».

Окончательное решение, как мы знаем, созрело только ко второй половине 1960-х годов. Важнейшей предпосылкой согласия между хотя бы некоторыми странами региона по вопросу создания института регионального сотрудничества, на взгляд автора, явилось то обстоятельство что к середине 1960-х годов, многие из наиболее острых проблем, стоящих перед этими странами, достигли критического уровня и требовали для своего решения тесного сотрудничества и взаимной поддержки. Оказавшись в зоне пересечения интересов великих держав, жестокого военного конфликта и активизации, поддерживаемых тогда Ки-

таем леворадикальных группировок, страны Юго-Восточной Азии испытывали острую потребность в укреплении своей безопасности, стабилизации внутренней политической обстановки и ограничения вмешательства великих держав в дела региона.

Еще одна проблема, крайне обострившаяся к середине тех же 1960-х годов, заключалась в консервации исключительно низкого даже по меркам развивающегося мира потенциала экономического развития стран региона и ухудшения их позиций в мировом хозяйстве. В структуре производства почти всех этих стран по-прежнему преобладали отрасли аграрного сектора и добывающей промышленности. Структуре производства соответствовала и структура товарного экспорта, в котором доминировало сельскохозяйственное и промышленное сырье и продукция их первичной переработки. В результате преобладания в хозяйстве стран региона малопроизводительных отраслей и господства архаичных способов производства совокупный объем их производства оставался крайне низким. Достаточно сказать, что средний для Юго-Восточной Азии показатель объема производства на душу населения в 1960 г. составлял всего 118 долл. США, тогда как соответствующий индикатор для мирового хозяйства в целом достигал 450 долл., а для всей группы развивающихся стран - 165 долл. В результате доля стран региона в мировом производстве в том же I960 г. составляла всего 1,6%, а в совокупном производстве всей группы развивающихся стран -5,6%\ Еще меньшим было участие этих стран в мировой торговле. Так, в том же I960 г. вклад стран Юго-Восточной Азии в мировой товарный экспорт достигал только 3,7% и в импорт -соответственно 3,5%. Неудивительно, что почти все эти страны были малопривлекательными и для иностранного капитала. Даже десять лет спустя, в 1970 г., прямые иностранные частные инвестиции, размещенные в регионе, составляли 4,4% их общего объема и 11,9% от направленных в развивающиеся страны2.

Одной из попыток найти решение, стоящих перед странами Юго-Восточной Азии фундаментальных проблем, и явилось создание в 1967 г. инструмента регионального сотрудничества -Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), первоначально состоявшей из шести членов, а позднее, через четверть века, включившей в свои ряды практически все страны региона.

Для своего объединения и организации успешной деятельности нового сообщества странам Юго-Восточной Азии пришлось преодолеть множество проблем: полиэтничность региона, его поликонфессионализм, культурный плюрализм, территориальные споры, нерешенные пограничные конфликты, сепаратистские мятежи, разнонапрвленность внутренней политической и экономической ориентации отдельных стран, их внешнеполитическую и внешнеэкономическую разновекторность, а также малосопоставимые уровни хозяйственного развития.

Хотя основной целью новой организации, согласно ряду ее официальных документов, было «содействие ускорению экономического роста ее участников», а также «налаживание их взаимодействия и взаимопомощи в деле решения общих экономических проблем»3, масштабы хозяйственного сотрудничества членов АСЕАН оставались крайне незначительными.

Свою первоочередную задачу на ближайшую перспективу все они видели в укреплении политической стабильности членов сообщества и группировки в целом, которая рассматривалась ими как условие их успешного социально-экономического развития. В то же время высокие и устойчивые темпы развития народного хозяйства, модернизация его отраслевой структуры и, как следствие, повышение жизненного уровня их населения, должны были, в свою очередь, оказать позитивное воздействие на их внутриполитическую ситуацию и положение в мире.

В качестве основополагающих принципов международных отношений членами АСЕАН, как следует, например, из Куала-Лумпурской декларации 1971 г., были признаны положения, сформулированные на Бандунгской конференции4. Пытаясь в своей коллективной международной деятельности придерживаться этих принципов, страны-участники группировки видели свою организацию свободной от каких-либо военно-стратегических задач, программ и обязательств, что делало ее даже в самые напряженные времена «холодной войны», принимавшей здесь в отдельные годы характер «горячей», привлекательной или хотя бы не вызывающей бескомпромиссного отторжения.

В соответствии с вышеуказанными принципами, основными методами решения общих проблем как внутри сообщества,

так и во взаимоотношениях с третьими странами, стали дискуссии, координация точек зрения, гармонизация позиций вплоть до принятия совместных решений только путем консенсуса, а для новых участников - предоставление специальных льгот, рассчитанных на облегчение их адаптации в группировке.

В то же время члены сообщества полагали, что стабильность, необходимая для успешного социально-экономического развития их стран, недостижима без благоприятствующей этому обстановки в окружающем мире и в особенности в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, что привело к активизации коллективной дипломатии стран-членов АСЕАН и вызвало к жизни появление целого ряда соответствующих институтов, как например, Систему диалога, Региональный Форум АСЕАН и других механизмов сотрудничества (10+ и т. п.), деятельность которых была основана на принципах созвучных принципам, провозглашенным на конференции в Бандунге.

Позднее, благодаря позитивным переменам в международной обстановке в регионе после завершения наиболее активной фазы международного конфликта в Индокитае, с одной стороны, и постепенной структурной перестройке хозяйство в большинстве стран региона и вызванного ею ускорения темпов их экономического развития, с другой, стали складываться более благоприятные условия для налаживания и развития внутрирегионального экономического сотрудничества. Начиная с третьего Саммита глав государств и правительств АСЕАН, состоявшегося в декабре 1983 г. в Маниле, экономическая проблематика постепенно стала занимать все более заметное место в документах, материалах и практической деятельности сообщества.

Одной из важнейших особенностей экономического сотрудничества стран региона как внутри группировки, так и за ее пределами, стало фактическое распространение принципов, лежащих в основе их политического взаимодействия, и на сферу хозяйственного сотрудничества, свидетельством чего служат, в частности, обстоятельства реализации таких важнейших совместных проектов сообщества как Зона свободной торговли и Инвестиционная зона АСЕАН.

Все это не только способствовало поддержанию мира и согласия в Юго-Восточной Азии и превращению ее в один из

наиболее благополучных в этом отношении регионов мира, но и содействовало ускоренному развитию хозяйства большинства ее стран, заметному повышению качества жизни основной массы их населения и, наконец, укреплению взаимного сотрудничества этих стран в экономической сфере. Следствием этого, в свою очередь, стали позитивные сдвиги в положении стран Юго-Восточной Азии в мировом хозяйстве, что, в конечном счете, позволило им занять более благоприятное место в системе международного разделения труда. Из производителей и поставщиков на мировой рынок продукции по-преимуществу аграрного сектора они постепенно превратились в своеобразную фабрику, изготавливающую и снабжающую мировой рынок промышленными полуфабрикатами и готовыми изделиями, пусть пока в основном и «второй свежести». В результате хозяйство в большинстве стран региона, хотя и остается периферийным по отношению к индустриально развитым странам, приобрело черты аграрно-индустриального, а в некоторых из них, в особенности в Малайзии, - индустриально-аграрного. Благодаря переменам в хозяйстве стран Юго-Восточной Азии возрос их экономический потенциал. Доля стран региона в мировом производстве к 2013 г. увеличилась до 3,1%, а во всей группе развивающихся стран - до 9,5%. Окрепли и их позиции в международной торговле. Так, удельный вес стран Юго-Восточной Азии в мировом товарном экспорте достиг в том же 2013 г. 6,7% и в импорте -соответственно 6,6%. Расширилась сфера их участия в международной торговле высокотехнологичной продукцией. Доля последней в их экспорте составила на указанную дату 22,2% их совокупного экспорта. Более привлекательным стал регион и для иностранных инвесторов. Объем прямых иностранных частных инвестиций, размещенных в регионе, возрос до 7,4% их общего объема и до 17,3% от направленных в развивающиеся страны5.

Прогрессивные изменения в объеме и структуре производства стран Юго-Восточной Азии вызвали соответствующие перемены в их социальной сфере. Наряду со сдвигами в отраслевой структуре занятости и формах расселения изменился и образ жизни заметной части их населения и ее качество. Увеличилась средняя продолжительность жизни, вырос уровень образования, улучшились материальные условия и в первую очередь обеспе-

ченность продуктами питания. Получила распространение бытовая техника и современные высокотехнологичные средства информации и коммуникаций. Наконец, уменьшилась доля людей, проживающих ниже черты бедности. В результате наметилась тенденция к сближению показателей качества жизни в странах региона с ее стандартами, сложившимися в других развивающихся странах и отчасти в развитых в экономическом отношении государствах. Все это нашло свое отражение в постепенном повышении индекса развития человеческого потенциала в большинстве исследуемых нами стран. Так, в 1980 г., согласно классификации ООН, в группе стран с очень высоким индексом развития человеческого потенциала не было ни одной страны юго-восточноазиатского региона, в группе стран с высоким уровнем их оказалось - четыре (Бруней, Сингапур, Малайзия и Филиппины), со средним уровнем - три (Таиланд, Индонезия, Вьетнам) и с низким - также три (Камбоджа, Лаос, Мьянма). К 2013 г. в группе стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, согласно той же классификации, оказалось уже две страны - (Сингапур, Бруней), в группе стран с высоким уровнем - две (Малайзия и Таиланд), со средним уровнем - пять стран (Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Камбоджа, Лаос), и с низким - всего одна страна (Мьянма). Таким образом, как мы видим, пять их десяти стран региона за время с 1980 по 2015 гг. сумели не только поднять свой рейтинг развития человеческого потенциала, но и переместиться в его более высокую группу, и лишь одна (Филиппины) оказались в более низкой, чем это было в начале рассматриваемого периода6.

Очевидная привлекательность проекта экономического сотрудничества и совместного развития стран Юго-Восточной Азии в рамках АСЕАН и бесспорные успехи его в реализации в конечном счете привлекли в число его участников практически все страны региона, несмотря на огромный, как уже говорилось выше, разброс их социально-экономических, политических, культурологических и прочих характеристик. То, что Ассоциация стран Юго-Восточной Азии стала наиболее успешной из всех такого рода региональных группировок было связано, помимо прочего, во многом и с тем, что идеологическую и организационную основу АСЕАН составили принципы Бандунга. Со-

здается впечатление, что Юго-Восточная Азия оказалась единственным в мире регионом, где принципы, провозглашенные в Бандунге, были реализованы с такой полнотой и последовательностью. По тем или иным причинам этот регион оказался, если так можно выразиться, наиболее подготовленным к их восприятию и адаптации к своим конкретным политическим и экономическим условиям. Вдохновляясь «духом Бандунга» регион и его институты сотрудничества пережили войну в Индокитае, события в Камбодже, латентные территориальные споры и сепаратистские мятежи, а также экономические кризисы конца 1990-х и 2000-х годов и т.п. Вместе с тем, развивая сотрудничество со странами, находящимися за пределами Юго-Восточной Азии, члены группировки также ориентируются на все те же основополагающие принципы Бандунгской декларации как в организационной сфере, так и в повседневной практике.

В целом, подводя итоги, можно с достаточной степенью уверенности утверждать что достижения стран Юго-Восточной Азии в экономическом развитии и в особенности в деле взаимного хозяйственного сотрудничества во многом являются следствием не только стимулирующего их положения на мировой политической арене, благоприятной экономической конъюнктуры, технологической грамотности местных специалистов, наконец, адекватности политического руководства, но и практическим использованием ими во всех своих действиях, сознательно или интуитивно, принципов сформулированных в Бандунге.

1 Подсчитано по: The World Bank. World Development Indicators, --http://databank.worldbank.org World Development Indicators/Data/The World Bank Data Bank - Create Widget or Advanced Reports and Share; Б.М.Болотин и В.Л.Шейнис. Экономика развивающихся стран в цифрах. Опыт справочно-аналитического исследования. 1950 - 1985 годы. М., 1988, СС. 325-329.

2 Подсчитано по: The World Bank. World Development Indicators, -http ://datab ank. worldbank .org World Development Indicators/Data/The World Bank Data Bank - Create Widget or Advanced Reports and Share.

3 См.: ASEAN. Bali Declaration of 1976. - http://www.aseansec/summit/1 st-sum.htm; Declaration of ASEAN Concord -http://www.aseansec.org/summit/concord.htm.

4 См.: ASEAN. Peace and Neutrality Declaration. -- http:// www.aseansec.org/politics/pol agrl. htm.

5 Подсчитано no: The World Bank. World Development Indicators, --http://databank.worldbank.org World Development Indicators/Data/The World Bank Data Bank - Create Widget or Advanced Reports and Share.

6 См.: UNDP. Human Development Report 2014. Table 2: Human Development Index Trends, 1980 - 2013 -- www.undp.org/en/content/table2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.