Научная статья на тему 'Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий'

Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3932
678
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕРМАНИЯ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА / SOCIAL PARTNERSHIP / THE EDUCATION SYSTEM / EDUCATION IN RUSSIA / EUROPEAN EDUCATION / GERMANY / THE DUAL EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / THE NEEDS OF THE MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тешев Валерий Асланович

В статье рассматриваются специфика и преимущества дуального обучения. Перечислены задачи, которые необходимо решить для развития системы образования Республики Адыгея в дуальном формате. Рассматривается дуальная система образования в Германии, которая демонстрирует высокие показатели качества образования. Делается вывод о том, что дуальная система обучения это одна из успешных моделей кооперации обучения и производства, которая может быть использована как инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dual education as a factor in the modernization of the social partnership of universities and enterprises

The article discusses the specifics and advantages of the dual training. The tasks needed to be addressed for the development of the education system in the Republic of Adyghea in dual format are listed. The dual system of education in Germany, which demonstrates high quality of education is considered. It is concluded that the dual system of training is one of the most successful models of learning and cooperation of production, which can be used as an innovative type of targeted training organization.

Текст научной работы на тему «Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий»

УДК 316.422:378 ББК 60.524.122.115 Т 38

В.А. Тешев,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского государственного университета, заместитель декана экономического факультета, г. Майкоп, тел.: 8-(909)-469-98-89, e-mail:

vateshev@mail. ru

Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются специфика и преимущества дуального обучения. Перечислены задачи, которые необходимо решить для развития системы образования Республики Адыгея в дуальном формате. Рассматривается дуальная система образования в Германии, которая демонстрирует высокие показатели качества образования. Делается вывод о том, что дуальная система обучения - это одна из успешных моделей кооперации обучения и производства, которая может быть использована как инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки.

Ключевые слова: социальное партнерство, система образования, российское

образование, европейское образование, Германия, дуальное образование, образовательные услуги, потребности рынка.

V.A. Teshev,

Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Department of Mathematical Methods and Information Technologies, Adyghe State University, Deputy Dean of the Faculty of Economics, tel. : 8-(909)-469-98-89, e-mail: vateshev@mail.ru

Dual education as a factor in the modernization of the social partnership of universities and enterprises

Abstract. The article discusses the specifics and advantages of the dual training. The tasks needed to be addressed for the development of the education system in the Republic of Adyghea in dual format are listed. The dual system of education in Germany, which demonstrates high quality of education is considered. It is concluded that the dual system of training is one of the most successful models of learning and cooperation of production, which can be used as an innovative type of targeted training organization.

Keywords: social partnership, the education system, education in Russia, European education, Germany, the dual education, educational services, the needs of the market.

Большой проблемой высшего образования сегодня является разрыв между теорией, которую студенты получают в учебном заведении и практическими навыками, которых ждут от них работодатели и рынок труда. Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Преимуществом дуального обучения является обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства. Примечательно, что участником дуального обучения может быть самая маленькая группа, в которой достигается

высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника.

Бизнес-структуры на основе взаимовыгодного партнерства с высшими учебными заведениями получают готовых специалистов, обученных по их требованиям. Для этого разрабатываются программы дуального обучения для высших школ, университетов. Такие программы комбинируют теорию и практически апробированные ноу-хау. Суть преобразований сводится к тому, что дуальные знания студенты получают в двух различных учебных заведениях: практические фазы обучения проходят на предприятии, теоретические знания - образовательных учреждениях, институтах или академиях. Чередование практики и теории продолжается в течение всего процесса обучения. Этим алгоритмом дуальная система и отличается от классической, то есть, более высоким содержанием практических знаний и навыков.

Дуальные системы обучения в первую очередь используются в таких областях, как экономика, техника и социальное обеспечение. Не практикуется дуальное обучение в процессе преподавания искусствоведческих и гуманитарных наук [1].

Ярким примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза [2].

На сегодняшний день дуальная система подготовки - одна из самых эффективных форм подготовки кадров в мире, которая широко распространена в промышленно развитых странах и является основной системой подготовки кадров более чем в 60 странах.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства.

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они могут получать за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно - больше, чем обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему, при которой студенты получают хорошую практическую подготовку в рамках дуального образования.

Дуальная система постоянно совершенствуется благодаря новым учебным профессиям в новых сферах трудовой деятельности и модернизации организации профессиональной подготовки по уже существующим профессиям [3].

Этот тип обучения тесно связан с практикой. Поэтому сразу после окончания вуза выпускник может предъявить потенциальному работодателю многолетний опыт работы по специальности. Однако на теоретическую подготовку он затратил меньше времени, чем его сверстники, обучавшиеся по классическим учебным программам [4].

Дуальная система в учреждениях образования требует педагогов нового формата. О дальнейшем развитии системы образования в дуальном формате можно сказать следующее: с одной стороны, необходимо сохранить сложившуюся систему образования, реализующую преемственность принципов «от простого - к сложному», а с другой «от общего - к частному».

В настоящее время на дуальную систему образования начали переходить многие вузы России и Казахстана. Так, например, с 1997 года в Павлодаре Инновационный Евразийский университет перевел подготовку студентов экономического направления на дуальную систему образования. Внедрению в университете дуальной системы предшествовала

большая подготовительная работа, включая изучение опыта ее организации за рубежом. В 1995 году совместная работа Инновационного Евразийского университета с КазахстаноГерманской академией дала возможность преподавателям вуза пройти полугодичную стажировку в университетах Германии и изучить зарубежный опыт организации подготовки специалистов в рамках дуальной системы.

Перевод студентов на дуальную систему обучения производится только с 3 курса. Это объясняется тем, что к этому времени студенты полностью изучают цикл общеобразовательных дисциплин, приобретают базовые знания по специальности и приступают к изучению профилирующих дисциплин, формирующих основополагающие профессиональные знания, навыки и умения. В этом случае дуальная система становится для студентов полигоном, на котором проверяется качество полученных знаний, закрепляется теоретический материал, формируются практические навыки и умения, что очень важно в контексте требований компетентностной модели подготовки специалистов [5].

Определяя в общем виде суть дуальной системы подготовки, следует отметить, что она усиливает практическую направленность подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого объема производственной практики, что значительно повышает профессиональную мобильность выпускников. Вместе с тем, внедрение дуальной системы предусматривает принципиальное изменение организации учебного процесса, в основе которого рациональное сочетание в течение всего учебного года теоретической подготовки и расширенной производственной практики на предприятиях и в организациях. Внедряется принцип индивидуализации практической подготовки и приближенности ее содержания к реальным условиям хозяйствующих субъектов, которые проявляется в максимальной ориентации заданий на практику, курсовых и дипломных работ на условия хозяйствования и требования предприятий и организаций - будущих потенциальных мест трудоустройства выпускников [6].

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что:

1. Обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.

2. Достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.

3. Работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

4. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней студент большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

5. Преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.

6. Снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по подготовке квалифицированных кадров несет предприятие.

В этой связи особый интерес приобретает опыт экономического факультета Адыгейского государственного университета города Майкопа, который ведет активную работу по внедрению практикоориентированного обучения по своим специальностям. На протяжении ряда лет профессорско-преподавательский состав факультета изучает опыт внедрения дуального обучения зарубежных стран и инновационных учебных заведений

России и Краснодарского края.

Однако на сегодня готовности на активное сотрудничество с ВУЗами со стороны индустрии и предприятий нет. Хорошо бы было, в связи с этим, создать необходимые правовые и нормативные предпосылки.

Для развития системы образования Республики Адыгея в дуальном формате необходимо решить следующие задачи:

- в каждом районе и отрасли четко определить перечень специальностей, по которым возможно применение дуальной системы обучения;

- необходимо определить перечень базовых предприятий, готовых стать партнерами по внедрению дуальной модели образования, выработать требования к предприятиям, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;

- разработать совместно с отраслевыми советами, объединениями работодателей рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения;

- обеспечить создание или выделение на предприятиях лекционных аудиторий, учебных полигонов и лабораторий для обучения по дуальной системе;

- управлению образования заключить договора с предприятиями по обеспечению практик на предприятиях;

- ввести обязательную (один раз в год) стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на курсах повышения квалификации;

- вести работу по подготовке вузовских преподавателей к организации и методике преподавания дуального образования.

При выполнении вышеуказанных условий, дуальная форма обучения могла бы решить многие существующие проблемы в образовании. Конечно, копировать зарубежный вариант обучения мы не можем по объективным причинам: у нас еще нет достаточно разработанной законодательной базы. Реализация элементов дуального образования возможна через социальное партнерство, нацеленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Совершенно очевидно, что подготовить современного специалиста невозможно в отрыве от реальных производственных условий практики. Только вместе с работодателями, объединив, свои возможности мы сможем провести модернизацию образования

Для форсированного индустриального и инновационного развития Республики Адыгея необходимо разработать форму соглашения (договора) о сотрудничестве и социальном партнерстве вузов республики с наиболее крупными и успешными предприятиями и отразить в ней перечень мероприятий, которые будут содействовать максимальному удовлетворению потребностей работодателя квалифицированными специалистами.

1. Учебные заведения и социальные партнеры должны совместно участвовать в разработке гибкой модульной программы для подготовки квалифицированных специалистов. Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере.

2. Для развития практических навыков студентов в учебных планах необходимо увеличить долю профессиональных практик.

3. Социальные партнеры для этого должны: расширять базу практик, начиная с 3-го курса, предоставляя, если это возможно, оплачиваемые «рабочие места» студентам, успешно сочетающим учебу и работу; участвовать в корректировке учебных планов, рабочих программ, структуры организации учебы и практики студентов в соответствии со спецификой реальных условий дуальной целевой подготовки.

4. Вузы и социальные партнеры, совместными усилиями должны выявлять и поддерживать талантливых, способных студентов, учреждать именные стипендии от

работодателей. Эти совместные усилия и намерения по улучшению образования в сторону практикоориентированного обучения дают положительные результаты.

5. С целью качественной подготовки кадров и гарантированного трудоустройства необходимо разрабатывать и заключать 3-хстронние договора между Вузом, предприятием и студентами.

6. Для обеспечения корпоративности, прозрачности управления Вуз и социальные партеры могут создать Попечительский совет учебного заведения и принимать активное участие в его работе.

На сегодняшний день на экономическом факультете тесные взаимоотношения сложились с ОАО «Майкопский редукторный завод» («Зарем»), ОАО «Майкопский машиностроительный завод», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Московский индустриальный банк», «Центром занятости населения города Майкопа», «Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея». Можно сказать, что подготовка по существующим на экономическом факультете специальностям, на данной базе, имеет в своей основе дуальную систему обучения. Разработан совместный план - график прохождения практики на данных предприятиях. Студенты по прибытии на практику обеспечиваются рабочими местами, закрепляются за опытными специалистами, распределяются по отделам и цехам. Руководство предприятий по окончанию практики выдает на каждого практиканта характеристику -отзыв об отношении его к работе, степени освоения профессии, выдает рекомендации по вопросам улучшения теоретической подготовки. Кроме того, руководители предприятий присутствуют на государственных экзаменах и защитах дипломных работ. Такое заинтересованное отношение работодателя к обучению дает свои положительные результаты.

Базами практического обучения студентов экономического факультета являются более 10 предприятий республики, на которых профессиональная подготовка реализуется через договоры совместной деятельности, договоры социального партнерства, в которых определено:

- активное участие работодателей в процессе подготовки специалистов, которые непосредственно участвуют в организации производственной практики, трудоустройстве выпускников;

- создание надлежащих условий для проведения всех видов практик студентов (наличие лекционных аудиторий, специализированных лабораторий на предприятиях);

- привлечение ведущих специалистов предприятий к преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей;

- проведение на базе экономического факультета мастер-классов ведущими специалистами предприятий;

- проведение круглых столов, совместных обучающих семинаров с участием преподавателей экономического факультета и специалистов базовых предприятий.

Трудоустройству выпускников уделяется особо пристальное внимание. На экономическом факультете работает комиссия по трудоустройству выпускников, в состав которой входят социальные партнеры, работодатели, представители студенческого самоуправления, заведующие выпускающих кафедр.

На экономическом факультете проводится комплекс мероприятий, который включает работу по созданию системы профессиональной ориентации, позволяет информировать обучающихся студентов, выпускников факультета и работодателей о рынке труда. Деятельность комиссии позволяет решать задачи по обеспечению взаимосвязи между потребностью в специалистах и рынком образовательных услуг, по формированию конкурентоспособности выпускников за счет постоянной ориентации образовательных программ на наивысшие критерии профессиональной квалификации работников, по созданию системы информирования обучающихся и работодателей данными о потребностях в специалистах и образовательных услугах, по организации и проведению консультаций и психологической поддержки выпускников по вопросам трудоустройства.

Благодаря различным направлениям деятельности комиссии, на экономическом факультете высокий процент трудоустройства молодых специалистов различных специальностей, то есть каждый выпускник имеет рабочее место.

Таким образом, дуальная система обучения - это инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда - это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

Примечания:

1. Глайсснер О.Ю. Система высшего образования в Германии: великое множество путей // Alma mater. 2008. № 10. С. 59-60.

2. Edner F. Die Berufsausbildung im Dualen System. München: GRIN Verlag GmbH, 2004.

16 S.

3. Аникеев А.А., Артуров Е.А. Современная структура образования в Германии // Alma mater. 2012. № 3. С. 67-68.

4. Мисиков Б. Современный вуз: дуализм целей // Высшее образование в России. 2006. №11. С. 167-168.

5. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. Для подготовки кадров новой формации // Современное образование. 2012. № 2. С. 55-57.

6. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. 2010. № 2. С. 68-96.

References:

1. Glayssner O. The higher education system in Germany: a great variety of ways / / Alma mater. 2008. № 10. P. 59-60.

2. Edner F. Die Berufsausbildung im Dualen System. München: GRIN Verlag GmbH, 2004. P. 16.

3. Anikeyev A.A., Arthur E. The modern structure of education in Germany / / Alma mater. 2012. № 3. P. 67-68.

4. Misikov B. Modern school: dualism purposes / / Higher Education in Russia. 2006. №

11. P. 167-168.

5. Kamerbaev A.Y., Kashuk L.I. For training new formation / / Modern education. 2012.

№ 2. P. 55-57.

6. Polyanin V.A. The educational system in the dual format and professional selfdetermination of the teacher / / Educational Technology. 2010. № 2. P. 68-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.