Научная статья на тему 'Древнерусский досуг как носитель народного творчества славянского мира'

Древнерусский досуг как носитель народного творчества славянского мира Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5413
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ / ДОСУГ / БОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОЛЬКЛОР / EAST SLAVS / EUROPEAN INTERFERENCES / LEISURE / DIVINE ACTIVITY / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волощенко Г.Г.

Анализируются три версии появления досуга в Древней Руси. Автор приходит к выводу, что главный вариант происхождения от греко-византийского Σχολη, высшего пифагорейско-платоновского досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Old Russian leisure as carrier of national creativity of Slavic world

Three versions of leisure occurrence in Ancient Russia are analyzed. The author comes to a conclusion that the main option of an origin is from Greek-Byzantine, the highest Pythagorean Platons leisure.

Текст научной работы на тему «Древнерусский досуг как носитель народного творчества славянского мира»

УДК 008:130.2

Г. Г. ВОЛОЩЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОСУГ КАК НОСИТЕЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СЛАВЯНСКОГО МИРА

Анализируются три версии появления досуга в Древней Руси. Автор приходит к выводу, что главный вариант происхождения — от греко-византийского Едо^П, высшего пифагорейско-платоновского досуга.

Ключевые слова: восточные славяне, европейские взаимовлияния, досуг, божественная деятельность, фольклор.

После разрушения рабовладельческого строя Рима восточные славяне, будущие русские, украинцы, белорусы, располагались по Днепру до Волхова тремя месторазвитиями. Киевское княжество этого периода — многоотраслевое хозяйство с высоким искусством ремесленников, развитой торговлей и крестьянской общиной, которая уже в Х — Х1 вв. применяла трехполье, что и было отмечено в летописи 1127 г.

Древнерусская крестьянская община, с ее сельским сходом, с уравнительным переделом земли по жребиям, правом участия членов общин в жеребьевке, запрещением отдельным членам нарушать прерогативы общины и т.д., все больше выходит на первый план хозяйственной деятельности молодого нарождающегося государства.

Быт и творчество славян отличались от быта и творчества их соседей — германского, фракийского, тюркского, финно-угорского сообществ. Археологи отмечают, что с У1—У11 вв., времени появления первых славянских курганных захоронений, славянский быт характеризуется специфическим домостроительством (сначала земляные, полуземляные, а затем и наземные постройки), особой лепной посудой и погребальной обрядностью [1]. С позиции развития языка VI — VII вв. — это диалектно-племенное членение на последней стадии праславянского языка. Завершается последний период праславянской истории — начинается формирование отдельных групп: восточной, южной и западной. В славянской культуре главное божество до IV в. до н. э. было — Беи8 (Деус) — Зевс (Дый, Див); с IV в. до н. э. под влиянием ираноскифов появилось название — «бог»; в свою очередь, ему на смену в IV в. н. э. от готов, принявших христианство, пришло слово «господь» [2].

В древнерусских поучениях против язычества (XI — XII вв.) упоминается вместе с женскими персонажами — рожаницами — мифологический персонаж, воплощающий единство рода — Род; берегини и упыри. В качестве бога огня почитали Сварога/ Сварожича [3]. За 8 лет до принятия христианства по распоряжению князя Владимира в Киеве были установлены на горе идолы божеств, включенных в государственный пантеон. Сюда вошли Перун — бог грома, покровитель воинов (дохристианский главный бог нарождающегося государства, в период двоеверия постепенно заменявшийся Ильей-проро-

ком); Дажьбог/Даждьбог, Хорс — бог (боги) солнца; Стрибог — «распределитель» богатств, возможно, имел атмосферные функции; Семаргл/Симаргл (функции не ясны); Мокошь — единственное женское божество древнерусского пантеона, типологически близкое к греческим мойрам, прядущим нити судьбы. В нижней части города стоял идол Волоса/ Велеса — покровителя скота и бога богатства [4]. Важнейшей культурной составляющей X в. восточнославянского сообщества становится принятие Русью христианства в 988 г. По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное древнерусским людям образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву [5]. Другим фактом стало создание во второй половине IX в. славянской письменности. Этот процесс связывают с именами братьев Кирилла (827 — 869) и Мефодия (815 — 885). Они не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного писания.

С XI в. в семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек, в Киеве создали женский монастырь, а при нем школу для обучения грамоте девушек. Появились школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Одна из таких школ была при Киево-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические труды.

Среди князей и их семей было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Ос-момысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Образование получали и некоторые женщины в княжеских семьях.

Известны имена 39 писцов XI —XIII вв., 15 из них — лица духовного звания. С XI в. на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги Минеи, Триодь, а также Часословы.

На двадцатом веке своего сложного и противоречивого развития досуг был зафиксирован в письменности восточных славян. Известным славистом и этнографом И. И. Срезневским в XIX в. найдено

первое, относящееся к XIV в., употребление слова «досуг» в славянской культуре. В дошедшем в подлиннике правовом документе «Закладной кабале на землю» говорится, что братья Обросим и Лаврентий Васильевы берут взаймы у Федора Макарова землю на 13 лет. И оговаривают условия, в том числе «пытати варити по досугу как могя... сол(ь)» [6], где «по досугу» Б. М. Ляпунов переводит «по способности, по возможности, по достижению» [7: с. 63 — 68]. Откуда культура древней Руси могла заимствовать это слово?

Необходимо отметить, что во второй половине XIX и первой половине XX вв. после находки И. И. Срезневского этот вопрос уже ставился. Лингвистами-славяноведами был собран огромный материал, однако анализы И. А. Потебни, А. X. Вос-токова, В. И. Даля, И. Желтова, Ф. Миклошича, Н. В. Горяева, М. Фасмера, Б. М. Ляпунова, А. Львова по интересующему нас аспекту можно свести к выводу А. Г. Преображенского: происхождение неясно [8, с. 230].

Наш анализ предыдущих этапов развития культурологического явления «досуг» дает возможность говорить о трех вероятных источниках заимствования. Расположим эти источники по степени возможности их влияния на культуру Древней Руси (по нарастающей).

Теоретически возможно германо-франко-английское заимствование. Эти языки, по мнению лингвистов, начали развиваться на полтора—два века раньше древнерусского. Новейшие исследования истории немцев в Древней Руси указывают на их появление у нас с X в. Были и франко-древнерусские связи: так, в середине XI в. дочь киевского князя Анна Ярославовна стала женой французского короля Генриха I и матерью Филиппа I. Английская знать и купцы также неоднократно наведывались в Киевскую Русь X — XII вв. Но у нас нет данных о точном времени появления немецких, французских и английских досугов, так что это гипотетически возможное заимствование оценим в несколько десятых процента.

Второе заимствование древнерусского слова «досуг» возможно от римско-латинского слова «оИит». Согласно «Предварительному списку славяно-русских рукописей XI —XIV вв., хранящихся в СССР», некоторые из 1493 учтенных на этот период рукописей были на латинском языке. Отдельные придворные и монахи знали этот язык и изъяснялись на нем. Оценим возможность латинско-древ-нерусского заимствования в несколько процентов.

Третье возможное заимствование — это греко-византийско-древнерусское. Данное мощное влияние отразилось во всех сферах древнерусского государства X —XV вв. — грамотности, религии, архитектуры, музыки, истории, одежды, законода-

тельства и т. п. Лингвисты считают, что под греко-византийским влиянием древнерусский язык пополнил свой словарный запас от четверти до трети его объема. Греко-византийский этап в развитии русско-славянской духовной культуры является базовым, ссылка на него обязательна при перечислении культурных эпох восточных славян. Вот как это делает И. П. Снегирев в 1837 г. в «Русских простонародных праздниках и обрядах»: «Эпохи... языческая или дохристианская; греческая (до татар); восточноевропейская... западноевропейская» [9].

Однако, прежде чем анализировать византий-ско-древнерусские связи, важно не забыть предостережение Б. А. Рыбакова о том, что за 120 лет до Древней Руси такие связи уже устанавливались между Византией и Болгарией. Поэтому часть византийских влияний на Древнюю Русь несет южнославянскую мету.

Такое влияние, например, отразилось на преемнике досуга — школе. Первые школьные образования на Руси назывались в южнославянском духе — училищами [10]. Но слова «досуг» нам древние болгары не передавали, как нет его в древнеславян-ском и древнерусском языках до начала византий-ско-древнерусских связей.

Согласно 3. В. Удалыцовой, византийская культура базировалась на Библии, греко-кафолической литературе и произведениях античной классики [11].

В философии Византии получили развитие взгляды Платона, Аристотеля и стоиков, включавшие учение о «Е%оХп» — «высшем досуге». Доказательством этого стал в XV в. новый расцвет платоновского варианта мифа — учения «Гармония сфер» в Италии и университетах Европы, куда его завезли византийские философы после захвата страны турками [12]. Византия передала вместе с православием Древней Руси и «высший досуг». Именно на эту версию падают остающиеся 90 с лишним процентов шансов заимствования явления «досуг» Древней Русью.

Наша уверенность базируется и на следующем. Все имеющиеся десятки оригинальных и сотни дублирующих употреблений слова «досуг» в Древней Руси и России XIV —XVIII вв. не поддаются расшифровке при применении римско-латинского и западноевропейского ключа «досуг-праздность». И напротив, впервые за последние столетия поддаются расшифровке, наполняются глубинным содержанием при использовании ключа Древней Греции и Византии «досуг — высшая деятельность». Раскроем же смысл передачи грековизантийского слова «Е%оХп» древнерусскому слову «досуг» и двум другим словам этого же корня, которые, возможно, появились в трех разных центрах Древней Руси, (рис. 1).

Рис. 1. Смысл передачи содержания греко-византийского слова «^ХоХп» древнерусскому слову «досуг» и другим однокоренным словам

Комментарий к схеме дадим следующий. Представляется, что перед нами в «чистом виде» досуг с пифагорейско-платоновским содержанием мифа — учения «Гармонии сфер» последнего средневекового этапа развития.

Коснемся основных источников передачи греко-византийского досуга в культуру Древней Руси. Первый источник — классический — это монастыр-ско-литературная культура. М. В. Алпатов справедливо писал, что русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале. Тому подтверждение слова из Никоновской летописи 1610 г.: «Избрав мужей разумных и разумом досужих от священнического чина и от дьяконовского, которые б умели говорить с латыни о православной христианской вере». В этом же контексте идет высказывание в духе «Домостроя» из «Повести о Горе-Злочастии» начала XVII века: «Не хвались ты, молодец, своим счастьем, Не хвастай своим богатством, Бывали у меня, горя, и мудряя тебя, и досужае...».

Второй источник — княжеско-(царско)-дворянская культура. Типичны примеры применения высшего досуга у Н. М. Карамзина, великого князя Бориса Александровича (XV в.), Петра Первого, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина и некоторых писателей-разночинцев. Н. М. Карамзин в 1810 г. писал: «Мужеством и досужеством Ив(ан) Гроз(ный) подобен великому царю Константину» [13]. Великий князь Борис Александрович отмечал в Договоре: «А буде ему досуг и самому пойти» [14]. Стонут от недосугов, отсутствия возможности реализовать великие цели, письма Петра Первого: [15] «И о том прошу всех, чтоб не сомневались в том, потому что за недосугом, а иное за отлучкою... не исправишь» [15, т. 2, с. 22], «и ради своего недосугу полагаюсь и спрашивать буду на вас» [15, т. 1, с. 48], «тому учинилось препоною недосужество, потому что отец ваш бдел в непрестанных трудах письменных» [15, т. 1, с. 9], «для бога не сумневайтеся о почтах, замешкаваются, истинно за недосошеством» [15, т. 1, с. 572].

У Г. Р. Державина в переписке мы встречаем любопытную оговорку «Досуга моя», что свидетельствует о поиске места досуга в родовых грамматических конструкциях. Следы гения оставил в этой теме А. С. Пушкин: [16] «Часы досугов золотых» [16, т. 1, с. 75], «часы бесценного досуга» [16, т. 1, с. 91], «вдохновенный свой досуг»[16, т. 1, с. 91], «Я на досуге пишу новую поэму «Евгений Онегин», где захлебываюсь желчью» (Тургеневу) [16, т. 13, с. 650]. Неожиданную характеристику дворянского досуга мы встречаем у писателя-революционера С. М. Степняка-Кравчинского, который в книге «Россия под властью царей» (1885 г.), вышедшей в Англии, писал: «Государство... от дворян требовало их кровь, их досуг, их жизнь» [17], где досуг идет в значении «способности, высшие качества, талант».

Третьим источником развития высокого досуга Древней Руси и России был народ и близкие к нему слои. А. Я. Гуревич, теоретик средневековой народного творчества, отметил, что «внутри молчаливого большинства бурно развивались и самостоятельные процессы». Россыпь пословиц и поговорок, связанных с досугом, многообразие его грамматических форм и выражений не исключают того, что у народа были свои источники и связи — не исключено, что это были скоморохи. Это подтверждает и нахождение первого досуга в письменности Древ-

ней Руси у простолюдина. На протяжении семи — восьми веков то замирая, то захлестывая восточнославянское государство, несли они высший досуг окружающим. Именно в этом, нам представляется, причина его богатейших россыпей, мимо которых не прошел ни один представитель серебряного века отечественной славистики.

Начнем обзор с пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем, П. И. Мельниковым-Печерским и И. И. Носовичем: Был бы друг, будет и досуг. Будет досуг, когда вон понесут. Досужество да умение всего дороже. Ен досуж на все. Дружки жена да досужа была, сем(ь) год кроены ткала.

С. Б. Веселовский в «Ономастиконе» отражает первую фамилию с интересующим нас словом: «Досугов Иван, подьячий, дозорщик, Рязань, 1621 г.»

[18] И. А. Крылов черпал в народном творчестве не только сюжеты, но и различные варианты досуга: «А я с моим уменьем и трудом, притом с до-сужестью моею, знай, без тебя пробавиться сумею»

[19]; «Досуг мне разбирать твои вины, щенок!»; «Вот наша девушка зачнет считать своих подруг. А ей считать большой досуг» [19, с. 13], «То видя, говорит как путный Миша другу: «Приляг-ка, брат, и отдохни. Да коли хочешь, так сосни. А я постерегу тебя здесь у досугу» [19, с. 120].

У великого русского критика В. Г. Белинского почерпнутые у народа «досужество», «досужесть» употребляются в значении «возможность», «способность», «достижение» и порой наполнены сарказмом: «Эки молодцы были в древности, исполать их досужеству... Литератору никогда не понять до-сужести французских писателей, которые успевают бывать в театрах... Откуда вдруг такая плодовитая досужесть в задних рядах нашей литературы» [20]. Писатель из военной среды А. Ф. Погосский в 1853 г. дает любопытные определения досуга и недосуга: «Часок, когда работы не требуется, а отдыхать не хочется, вот это и есть досуг. А «недосуг» да «времени нет» — это бывает у такого господина, который ничего не делает» [21]. У писателя и общественного деятеля С. Аксакова «досужество» употребляется в значении «высокие качества». «Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла... дарование сказывать сказки» [22].

В. И. Даль в «Толковом словаре русского языка» указал на богатство производных «высшего досуга»: Человек или конь с досугом, с досужеством, с умением или особо добрыми качествами. Досужий — умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки. Досужесть, досужество, досужство — свойство досужего, уменье, ловкость, способность к делу, мастерству [23].

Из вышеизложенного вытекает, что Древней Русью понятие «досуг» было заимствовано из культуры Византии, у восточных славян оно включало два этапа развития — проектный (Х — Х^ вв.) и реального греко-византийского заимствования, зафиксированное в бытовом документе XIV в. Б. М. Ляпунов считает, что первая версия досуга закончила у восточных славян свое активное развитие в первой половине XIX века. Укажем на некоторые теоретические аспекты, имеющие, на наш взгляд, к этому отношение. Первое: захват турками в середине XV века Византии, и резкое уменьшение ее влияния на Русь. Второе: с середины XVII в., с царствования Алексея Михайловича (1645—1676 гг.), издавшего 33 указа, началось преследование скоморохов, носителей народного творчества и греко-византийского

досуга, знатоков языков и обычаев, талантливых музыкантов, певцов и плясунов, исполнителей и организаторов народных драм и медвежьих праздников и т. д. Третье: как известно, между отцом и сыном, Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем, историки проводят водораздел эпох, здесь заканчивается византийско-древнерусский диалог досуга и начинается западноевропейско-российский. В рамках же первого диалога культур впервые объяснен смысл древнерусского слова «досуг».

Библиографический список

1. Седов, В. В. Восточные славяне в VI —XIII вв. / В. В. Седов. - М., 1982. - С. 8-10.

2. Георгиев, В. Трите фази на славяне ката митология /

B. Георгиев. — София, 1970. — С. 4.

3. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М., 1990. - С. 4.

4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Под ред. С. М. Толстой. - М. : Эллис Лак, 1995. - С. 288.

5. Экономцев Иоанн, игумен. Православие. Византия. Россия. Сб. ст. - М. : Христианская литература, 1992. - С. 37.

6. Закладная кабала XIV в. на землю // Акты, относящиеся к периоду до юридического быта древней России. В 2 т. Т. 2. -СПб., 1864. - С. 3.

7. Ляпунов Б. М. Из семасиологических этюдов в области русского языка : досуг и пр. // Известия АН СССР. Отд. лит. и яз. - 1946. - Сер. 5. - Т. 68. - С. 63-68.

8. Преображенский, А. Г. Этимологический словарь русского языка (Фотокопия словаря 1910 г.). В 2 т. Т. 1 / А. Г. Преображенский. - М., 1959. - 674 с.

9. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. В 2 т. Т. 1. - М., 1990. -

C. 4-5.

10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XIX вв. В 4 т. Т. 1. - М., 1985. -С. 109.

11. Удальцова, 3. В. Византийская культура : моногр. / З. В. Удальцова. - М., 1988. - С. 114-115.

12. «Гармония сфер». «Академия» // Философский словарь. - М., 1983. - С.101-116.

13. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка / И. И. Срезневский. - М., 1896.- Ч. 1.

14. Договорная грамота великого князя Бориса Александровича с королем Казимиром, 1449 // Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. - СПб., 1846. - С. 66.

15. Письма и бумаги Петра Великого: В 13 т. - СПб., 1987. -Т. 1. 1688-1701. Т. 2. 1702-1703. Т. 3. 1704-1706.

16. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10 т. - М., 1937.

17. Степняк-Кравчинский, С. М. Россия под властью царей / С. М. Степняк-Кравчинский. - М., 1960. - С. 71.

18. Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. Словарь - М., 1974. - С. 100.

19. Крылов, И. А. Собр. соч. В 2 т. Т. 1 / И. А. Крылов. -1969. - 527 с.

20. Белинский, В. Г. Избр. соч. В 3 т. Т. 1 / В. Г. Белинский. -ОГИЗ, 1941. - С. 530.

21. Погосский, А. Ф. Полн. собр. соч. В 4 т. Т. 1 / А. Ф. Погосский. - СПб., 1899. - С. 5.

22. Аксаков, С. Т. Собр. соч. В 4 т. Т. 3. - М., 1956. -810 с.

23. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1 / В. И. Даль. - М., 1994. - С. 481.

М

М.:

ВОЛОЩЕНКО Геннадий Григорьевич, доктор культурологии, доцент (Россия), профессор кафедры социально-культурной деятельности. Адрес для переписки: wolosch@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2015 г. © Г. Г. Волощенко

УДК 1302 Н. И. ЖУРАВЛЕВА

Уральскиий федеральный университет, г. Екатеринбург

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

В статье рассматривается проблема преобразования традиционного, долич-ностного сознания, осуществленная в рамках советского модернизационного проекта. Автор полагает, что появлению субъектных качеств личности способствует сама городская повседневность, предполагающая иной тип социальных связей, появление новых культурных практик и гендерных стратегий.

Ключевые слова: субъектность, модернизация, урбанизация, повседневность.

Советский модернизационный проект, при всей своей специфике, повлек закономерные социальные и антропологические изменения, характер-| ные для эпохи модерности в целом. Одно из таких £ проявлений модерности — появление автономной личности, системные качества которой самоопределение, рефлективность и саморазвитие — т. е.

субъектность. Это приводит целый ряд ученых к радикальному выводу — последствием уничтожения интеллектуальной и творческой элиты стали неизбежная и стремительная деградация общества и примитивизация сознания, позволяющая характеризовать общее состояние советской культуры как «антропологическую катастрофу» и «выпадение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.