Научная статья на тему 'Древесный компонент ландшафтов Передней, Центральной и Южной Азии и его роль в создании музыкальных инструментов'

Древесный компонент ландшафтов Передней, Центральной и Южной Азии и его роль в создании музыкальных инструментов Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
173
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТ / LANDSCAPE / ДРЕВЕСНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛАНДШАФТОВ / ЛАНДШАФТ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ / SOUTHWEST / ЛАНДШАФТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / CENTRAL AND SOUTH ASIA / ЛАНДШАФТ ЮЖНОЙ АЗИИ / РЕЗОНАНСНАЯ ДРЕВЕСИНА / ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS / WOODEN ELEMENT OF LANDSCAPES / SOUNDING TIMBER

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Чичерин Леонид Борисович, Петрушина Марина Николаевна

В статье рассматривается связь традиционных струнных музыкальных инструментов некоторых регионов Азии с ландшафтными особенностями этих территорий через древесный материал, из которого изготовлены инструменты. Выявлено, что схожие музыкальные инструменты могут быть созданы из древесины разных пород деревьев в зависимости от региональных природных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wooden element of landscapes of Southwest, Central and South Asia and its role in the creation of musical instruments

The paper deals with the connection of traditional music instruments of some regions of Asia with landscape features of these territories through wooden material of their making. It is shown that similar music instruments can be made from different kinds of trees depending on regional nature conditions.

Текст научной работы на тему «Древесный компонент ландшафтов Передней, Центральной и Южной Азии и его роль в создании музыкальных инструментов»

5. Мелешенко В.Д. Медико-экологические аспекты устойчивого развития: х (философско-методологический анализ) // Дис. ... канд. филос. наук. М., <5 2000. |

6. О реакторе ИБР-2 // Лаборатория нейтронной физики им. И.М. Франка. £ URL: http://flnp.jinr.rU/5/ (дата обращения: 01.05.2015).

7. Отчет о состоянии окружающей среды г. Дубны Московской области. & Дубна, 2000-2013.

8. Районирование территории г. Дубны по возникновению экологически свя- | занных заболеваний у детей и подростков: Научно

-технический отчет. о

Дубна, 2006. |

9. Савватеева О.А., Нисифорова И.А. К вопросу об экологических рисках городов (на примере г. Дубны Московской области) // Материалы докладов 5 IX Региональной научной конференции «Техногенные системы и экологический риск». Обнинск, 2012. Ч. 2. С. 45-50.

10. Степанова Н.Ю. Факторы и критерии оценки экологического риска для устойчивого функционирования Куйбышевского водохранилища: Дис. ... д-ра биол. наук. Казань, 2008.

Л.Б. Чичерин, М.Н. Петрушина

Древесный компонент ландшафтов Передней, Центральной и Южной Азии и его роль в создании музыкальных инструментов

В статье рассматривается связь традиционных струнных музыкальных инструментов некоторых регионов Азии с ландшафтными особенностями этих территорий через древесный материал, из которого изготовлены инструменты. Выявлено, что схожие музыкальные инструменты могут быть созданы из древесины разных пород деревьев в зависимости от региональных природных условий.

Ключевые слова: ландшафт, древесный компонент ландшафтов, ландшафт Передней Азии, ландшафт Центральной Азии, ландшафт Южной Азии, резонансная древесина, традиционные музыкальные инструменты.

-V

52

§ Материалы, которые использовали при конструировании музыкальных | инструментов, разнообразны и, особенно на первых этапах их появления, I были тесно связаны с природными особенностями мест создания инстру-х ментов. Это могли быть кожа разных животных, трубочки тростника | и бамбука, плоды тыквы, кокосовый орех и т.д. Однако большинство ä инструментов были и остаются деревянными. Для их лучшего звучания § старались использовать резонансную древесину, которая имеет высо-£ кие акустические свойства. При изготовлении разных частей, деталей £ музыкальных инструментов, например, струнных, в том числе и для их I украшения, применялась нередко древесина различных деревьев, обычно местных пород. Позже при создании инструментов стали использовать и привозную древесину.

Наилучшими резонансными свойствами для изготовления струнных инструментов обладают хвойные породы - ель (Picea sp.), пихта (Abies sp.) и кедр (Pinus sibirica), особенно если они произрастают в более суровых климатических условиях, например, в северных таежных районах или в горных и в достаточно густых лесах. Одно из основных преимуществ таких деревьев, медленно и равномерно растущих в подобных условиях, небольшая и одинаковая ширина годичных колец, обеспечивающих высокий модуль упругости, что характеризует высокие акустические свойства древесины [9; 10; 11]. Из древесины этих пород изготавливают деки скрипок, альта, виолончели, гитар и т. д., из ели делали на Руси гусли.

Из лиственных пород прекрасной резонансной древесиной обладает клен ложноплатановый (явор) (Acerpseudoplatanus), характерный для гор Южной Европы, Кавказа, Передней Азии. Из него вырезали нижние деки, бока, грифы скрипок, корпуса домр и т. д. Древесина клена также имеет красивый волнистый рисунок, что весьма ценится. Многие мастера предпочитают использовать при изготовлении струнных инструментов древесину именно ели и клена, считая, что у них «поющая душа». Знаменитые скрипки Страдивари выполнены из этих пород: нижние деки из клена, верхние из более легкой ели, при изготовлении которых мастер, как предполагают, использовал вишневый клей [4].

Важным свойством древесины, используемой для изготовления качественных музыкальных инструментов, должна быть ее долговечность, устойчивость к влаге. Поэтому часто применяли древесину деревьев высокой плотности и твердости.

Большинство конструкций музыкальных инструментов родом из Передней Азии (территория современных Ирана, Ирака, Афганистана и др.) [3; 5]. Из этого региона инструменты распространялись в соседнюю Центральную Азию, включающую современные территории Казахстана,

Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, частично Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, а также в Южную Азию (Индия, Пакистан, Непал и др.).

Поэтому целью данного исследования было выявление связи музыкальных инструментов некоторых стран Передней, Центральной и Южной Азии с ландшафтами через древесный материал, из которого они изготавливаются. Рассматривались в основном древние струнные смычковые и щипковые инструменты, которые являются традиционными для музыкальных культур разных стран и в настоящее время. Без этих инструментов не обходится ни одно традиционное торжество.

Основным материалом для написания статьи стали разнообразные литературные источники, в том числе энциклопедии музыкальных инструментов, данные интернет-сайтов, фондовые материалы музеев музыки, картографическая информация.

Исследуемые регионы Азии характеризуются сложной ландшафтной структурой. Значительные площади здесь занимают горные территории с разными спектрами высотной поясности, которые усложняют широтно-зональное распределение ландшафтов и обусловливают высокое биоразнообразие, в том числе древесных пород, которые могут быть использованы при изготовлении музыкальных инструментов.

В Передней Азии преобладают аридные и семиаридные ландшафты нагорий (Армянское, Иранское, Малоазиатское), для рельефа которых типичны более высокие окраинные горы и пониженные плоскогорья внутренних районов.

Так, основную часть Ирана занимает Иранское нагорье, северную окраину которого образует горная система Эльбурс. В его центральной части протягивается серия параллельных хребтов, главный из которых -Кухруд, и Восточно-Иранские горы, включающие плоскогорье Серхед. На юге Ирана находится горная система Загроса, для которой характерны аридные и семиаридные ландшафты, представленные сухостепны-ми и нагорно-ксерофитными в среднегорье, степными и редколесны-ми - в высокогорье. Лесные ландшафты развиты преимущественно на западных склонах, особенно в более влажной северной части на высотах от 1000 до 1800 м. Это парковые дубовые леса с участием вяза и клена. Более густые леса с дикой шелковицей (тутовником) (Morus alba), тополем (Populus alba), валлоновым дубом (Quercus aegylops), инжиром (Fícus cárica), фисташкой (Pistacia vera), акацией (Acacia sp.), грецким орехом (Juglans regia) встречаются в долинах рек [8].

Древесину тутового дерева (Morus alba) и грецкого ореха (Juglans regia) издревле использовали в Иране и других странах региона для изготовления

-V

54

§ музыкальных инструментов, например, таких распространенных в Иране I струнных инструментов как танбур и гайчак. Корпус и гриф танбура, как I правило, вытачивают из тутового дерева, а деку - из грецкого ореха, гайчак х изготавливают из тутового дерева [6]. Древесина этих пород прочная, стой-I кая к гниению, хорошо поддается обработке, лакируется и полируется.

В Центральной Азии, имеющей внутриконтинентальное положение § и расположенной в зоне пустынных экстрааридных ландшафтов, господ-¿ ствуют горные территории с высотной поясностью. Здесь предгорные £ пустыни с 1200 м сменяются неширокой полосой полынно-ковыльных I полупустынь, выше - горными степями (до 1600-2000 м) с кустарниковыми зарослями по оврагам и арчовниками (Juniperus sabina, J. pseudosabina) по сухим склонам. Верхняя часть среднегорья (до 2700-3000 м) представлена сложным сочетанием разнотравно-злаковых степей, переходящих с высотой в луговые степи и остепененные луга, с лесами из тянь-шаньской ели (Picea schrenkiana) по теневым склонам и долинам и небольшими участками лесов из яблони (Malus sieversii) и абрикоса (Armeniaca vulgaris) в теплых влажных долинах [8]. В целом лесные ландшафты в Центральной Азии распространены фрагментарно. Чаще всего они представлены редколесьями. Верхние части гор заняты луговыми и нивально-гляциальными ландшафтами.

Для межгорных котловин региона типичны экстрааридные пустынные ландшафты, среди которых выделяются оазисы - очаги концентрации местного населения. Например, в Таримской котловине, центральная часть которой занята песчаной пустыней Такла-Макан, выделяются крупные оазисы Кашгар, Яркенд, Гума, Хотан. В них выращивают зерновые культуры (пшеница, рис, ячмень, кукуруза), хлопчатник. В садах растут персики, абрикосы, гранат, тутовое дерево, инжир [1].

Следует отметить, что естественные рощи плодовых деревьев, в том числе яблонь, абрикосов, достаточно широко распространены в горах этого региона. Древесина этих пород, в частности, абрикоса, издревле используется в изготовлении многих музыкальных инструментов Азии, региона, который считается родиной этого дерева. Древесина абрикоса твердая и плотная, красивого красновато-коричневого цвета с причудливым рисунком. Она легко обрабатывается и полируется. Из древесины абрикоса изготовлен наиболее популярный в Киргизии трехструнный щипковый инструмент комуз [5].

Корпус кашгарского рубаба, традиционного инструмента у населения оазисов Таримской котловины, также выдалбливается из абрикосового или тутового дерева. В Афганистане из тутового дерева вытачивают корпус афганского рубаба [2; 6].

Следует заметить, что армянский дудук также выполнен из абрикоса. g Недаром ранее он назывался циранапох, что в переводе означает «труба § из абрикоса» [6]. |

В отличие от Передней и Центральной Азии, в Южной Азии, располо- | женной в тропическом и субэкваториальном поясах, преобладают лесные & ландшафты. Основную часть этого региона занимает полуостров Индос- о тан с одной из крупнейших стран мира Индией. §

Для севера Индии, находящейся юго-восточнее Ирана, характерны § тропические ландшафты опустыненных саванн, которые являются пере- | ходными от примыкающих на западе тропических пустынь к субэквато- S риальным саваннам. Они занимают северо-запад Индостана.

В центральной и южной Индии тропические ландшафты сменяются субэкваториальными муссонными лесо-саванновыми семиаридными ландшафтами. Опустыненные саванны переходят в ландшафты типичных саванн. Растительный покров саванн сильно нарушен. В собственно саван-новых ландшафтах на неосваиваемых землях господствует покров из высоких (1-3 м) жестких трав: императы (Imperata cylindrica), темеды (Themeda gigantea), дикого сахарного тростника (Saccharum arundinaceum).

Часто встречаются рощи бамбука, одиночные деревья тика (Tectona grandis), пальмы пальмиры (Borassusflabelli formis). Переменно-влажные листопадные леса характерны для возвышенных районов (особенно для гор). В этих лесах преобладают породы с ценной древесиной: тик (Tectona grandis) и сал (Shorea robusta). В тиковых лесах весь древесный ярус и 90% подлеска состоят из листопадных пород. Тик может произрастать уже при 500 мм годовых осадков, но оптимальные условия для него -более 1250 мм. При недостаточном увлажнении (около 900 мм осадков) тик входит в состав ксерофитных лесов с босвеллией пильчатой (Boswelia serrata), анногейссусом широколистным (Anogeissus latifolia), стрекулией жгучей (Sterculia urens), акацией катеху (Acacia catechu). В типичных условиях тик образует верхний ярус (35-45 м). В среднем ярусе растут сантал красный (Petrocarpus santalinus) и белый (Santalium album), атласное дерево (Chloroxylon swietenia), тун (Cedrela toona), железное дерево (Xylia dolabriformis), несколько видов пальм; в нижнем - терминалия (Terminalia tomentosa), дальбергия (Dalbergia sissoo, D. latifolia), мимозы, бамбук (Bambusa arundinacea, Dendrocalamus strictus). Тик не растет в Индостане на песчаниках, кварцитах и других кислых породах [8].

На внешнем склоне Западных Гат (г. Анамунди - 2698 м), протягивающихся на западе плато Декан в нижнем поясе (до 500 м), господствуют леса из листопадных и вечнозеленых пород в верхнем ярусе, вечнозеленых и бамбука - в нижнем. До высоты 700 м распространены плантации

каучуконосов. Следующий пояс (500-1500 м), где выпадает наибольшее количество осадков, занят высокими (до 65 м) и густыми вечнозелеными лесами. В верхнем ярусе присутствуют дипетрокарпус индийский (Dipterocarpus indicus), ватерия индийская (Vateria indica), несколько видов хлебного дерева (Artocarpus) [8].

Восточнее Гат находится возвышенное Карнатакское плато (600-900 м), сложенное докембрийскими гнейсами, кварцитами и гранитами. Это древний пенеплен с отдельными островными горами и кряжами высотой до 1300 м. Западная, возвышенная часть плато (Малнад) более облесена. Здесь произрастают сухие листопадные леса с ценным белым сандалом (Santalum album), древесина которого идет на поделки и благовония, тиком и розовым деревом (Dalbergia latlfolia). В этом районе в XIX в. были заложены первые плантации кофе в Индии. Из-за возвышенного положения западная часть Карнатакского плато обладает более прохладным климатом (даже в мае, самое жаркое время года, температуры не поднимаются выше 27°С) и достаточно увлажнена (среднегодовое количество осадков - 1000 мм).

Индийские музыкальные инструменты чрезвычайно разнообразны. Некоторые из них распространены по всей стране, другие только севере или юге Индии. Североиндийский музыкальный инструмент саринда представляет собой развитие конструкции иранского гайчака. Корпус саринды вытачивается из железного дерева (Xylia dolabriformis). Древесина железного дерева очень стойкая, не поддается гниению. Вероятно, это важно для сохранения конструкции музыкального инструмента во влажном климате.

Музыкальные инструменты сарод и сарарнги, родственные афганскому рубабу, конструируются с использованием тикового дерева (Tectona grandis). Древесина тика долговечная и прочная, легко обрабатывается, обладает привлекательным внешним видом и устойчива к колебаниям атмосферных условий [3].

Из прочной и легкообрабатываемой древесины розового дерева (Dalbergia latifolia) или хлебного дерева (Artocarpus heterophyllus) вытачивают корпусы южноиндийского музыкального инструмента вина. Вина является самым древним инструментом Индии, особенно его североиндийская разновидность бин [7].

Часто индийские инструменты, независимо от материала, из которого изготавливаются, внешне очень красивы - украшены росписью и резьбой.

Музыкальные инструменты и музыка являются важной частью культуры любого народа. Часть инструментов, возникая у одних народов,

появляется в том же или несколько модифицированном виде у других, g территориально отдаленных народов. Материал, из которого изготавли- | вают схожие инструменты, часто различен в зависимости от ландшаф- | тных условий территории, в первую очередь от древесного компонента | этих ландшафтов. &

х

о

^

0

Библиографический список £

1

1. Алексеева Н.Н. Современные ландшафты зарубежной Азии. М., 2000. |

2. Вертков К. А., Благодатов Г.И., Язовицкая Э.Э. Атлас музыкальных инстру- ^ ментов народов СССР. М., 1975. 5

3. Венюкова В.Е. Музыкальные инструмента: мира. Полная иллюстрированная энциклопедия. М., 2009.

4. Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. М., 1964.

5. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. М., 1980.

6. Есипова М.В. Музыкальные инструменты: Энциклопедия. М., 2008.

7. Индийская музыка // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М., 1974. Т. 2. С. 511-518.

8. Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира. Ландшафты. М., 1989.

9. Нестеров Н.С. О резонансном лесном материале для струнных инструментов // Русское лесное дело. 1982. № 17. С. 758-772.

10. Темнова Е.Б. Применение ультразвука в определении резонансных свойств древесины поленьев // Успехи современного естествознания. 2009. № 8. С. 8-14.

11. Федюков В.И. Ель резонансная: отбор на корню, выращивание, сертификация. Йошкар-Ола, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.