Научная статья на тему 'Дресс-код как элемент современной деловой культуры'

Дресс-код как элемент современной деловой культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3797
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕСС-КОД / ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ / МОДА / ИМИДЖ КОМПАНИИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / CORPORATE'S IMAGE / DRESS-CODE / BUSINESS STYLE / FASHION / RESPONSIBLE ENTERPRIZE / CORPORATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Александр Сергеевич

В статье прослеживается развитие особенностей одежды, начиная с античных времен, до настоящего времени, формирование делового стиля в конце Х1Х века, требований к одежде в рамках современной деловой и корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article has been closely following the history of dress development since antique epoch up to our times, as well as forming contemporary business style starting from the end of XIX century.It specifi es the requirements for business dress within the framework of modern business and corporative culture.

Текст научной работы на тему «Дресс-код как элемент современной деловой культуры»

Дресс-код как элемент современной деловой культуры

«По одежке встречают, - по уму провожают». Именно по внешнему виду люди строят свое впечатление от первого знакомства с человеком, которое является во многом определяющим. И лишь потом мудрая пословица нащупывает под емким понятием «ум» позитивные черты человека, т.е. порядочность, обязательность, уважение к другим, к обществу. Возникший более 100 лет назад в Англии термин «дресс-код»,* в последние годы стал нарастающе популярным: о нем говорят в Государственной Думе, в Общественной палате, в предпринимательских и образовательных кругах, в средствах массовой информации, даже в Патриархии. В основе этого замаскирован конфликт личность - общество. В этом - стремление ограничить личностные воззрения человека на свою одежду пределами этических и эстетических норм конкретного общества, регламентировать требования к деловому костюму рамками крепнущей корпоративной культуры.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

На протяжении становления человеческой цивилизации развивались функции и социальная роль одежды. Многое зависело от уровня текстильного мастерства и швейного дела, выделки аксессуаров, а также от климатических условий, устройства общества, сословности, эстетики, наконец - моды.

Античные костюмы Древней Греции и Рима отражали эстетические соответствия одеяния красоте и естественности человеческого тела. В Древнем Риме одеяние отражало классовое разделение людей. Складки тоги были сложнее у патрициев, а пурпурный цвет могли носить только сенаторы. Одежды богатых патрицианок выделялись отделкой, а их волосы наращивались за счет светлых волос рабынь с севера.

* Дресс-код - свод установленных рекомендаций и норм, определяющих, как сотрудникам определенных профессий подобает одеваться и выглядеть в различных ситуациях делового общения.

А. С. Иванов

УДК 17.022.1 ББК 37.279 И - 200

7 - 2011

Российский внешнеэкономический вестник

91

С развитием христианской культуры облачения стали более аскетичными, составляя своеобразный футляр, скрывавший естественные формы тела. Европейский костюм раннего средневековья (IX-XI вв.) имел свободный силуэт, лаконичные формы, выполнялся из простых тканей. Отделка и украшения были минимальны, но обязательным стал пояс.

В Х11-Х1У вв. в Западной Европе сложился готический стиль в культуре, включая и одежду, которая стремилась ввысь, к стройности, включала отделку. Многое вытекало из праздного образа жизни феодалов: появились платья со шлейфами, геральдические украшения, перчатки, ручные сумочки (карманы еще не были распространены).

Эпоха возрождения привносит в одеяния жизнеутверждение и роскошь. Используются ткани золотого шитья, тончайшие кружева, появляются открытые декольте. В XVI веке законодателем европейской моды становится испанский королевский двор. Насаждаемые им корсеты и каркасы для туалетов дам, стоячие воротники вносят элементы искусственности и неудобства.

XVII век фокусирует моду вокруг французского двора Людовика XIV (и стиля барокко) с его пышностью, декоративностью и даже - театральностью. Камзолы мужчин под влиянием 30-летней войны напоминали военные мундиры, смягченные кружевными отложными воротниками и манжетами - с пышными короткими штанами с подвязками и широкополыми шляпами. Дамы одевали кофты с глубокими декольте и объемные юбки. При дворе порой ходили на цыпочках, поэтому вошли в обиход туфли на высоких каблуках. Вошли в моду высокие замысловатые прически, парики, парфюмерия (пудра, белила, румяна и т.п.).

С приходом Наполеона утвердился имперский стиль (ампир), характерный строгостью, монументальностью, обращением к древнегреческим и римским формам. А его походы оказали влияние на бытовую одежду (восточные ткани, русские меха, адаптивность к различным стилям).

РОССИЙСКИЙ ПРОРЫВ

В Московском государстве в целом на сермяжном фоне вырабатывались яркие самобытные национальные представительские одежды «большого наряда» царствующих особ и боярства. По свидетельству иностранцев они поражали золотым шитьем и драгоценными каменьями. Почетным поощрением служилых людей были аршины «сукна доброго» и «камки адамашки» (шелковой ткани из Дамаска). Важная акция была предпринята в раннепетровские годы - при проведении царем Федором Алексеевичем реформы Государева Двора в 1681 г. было введено «европейское служилое платье» (короткие кафтаны, шубы, пуговицы, «запаны» и т. д.); при этом «в охабнях и однорядках» являться в Кремль было запрещено.

Петр I привлек внимание к значимости одежды для физического совершенства, равно как чтения - для духовного развития: «платья своего и книг береги прилежно,

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2011

а по углам оных не разбрасывай.» В изданном им наставлении «Юности честное зерцало» (1717 г.) одежда рассматривалась как индикатор характера человека и его достатка, которому следовало соответствовать: «по платью такодже примечается, что в ком есть благочинства, или неискусства: легкомысленная бо одежда, которая бывает зело тщеславна, и выше меры состояния своего, показует легкомысленный нрав». В числе прочих рекомендаций указывалось, что «добродетельная девица... в честной одежде и пристойном убранстве содержать себя имеет».

По возвращении из своего европейского вояжа в 1699 г. Петр I издал указ (29 августа), предлагавший населению сбривать бороды и «начать носить европейское платье - французское или венгерское», рисунки которого были расклеены на улицах.

Великая социальная заслуга Петра 1 -го состояла в том, что он решительно взломал «домостроевскую» Русь, выведя женщину из замкнутых теремов на простор широкого общения на много-сословных ассамблеях, в культурной сфере, представительских и общественных делах. Во многом это было закреплено тем, что почти 3\4 ХУШ-го века на российском троне царствовали четыре императрицы, включаю такую яркую личность, как Екатерина Великая. Стремительно возрастала роль женщин при дворе, в дипломатии, в общественных акциях. Расширялась значимость их туалетов, убранства, подчинение их сословной регламентации.

Об этом детально повествовалось в «Хорошем тоне» (СПб, 1881 г.) и в «Жизни в свете, дома и при Дворе» (СПб., 1890 г.). В частности, указывалось, что «на парадных спектаклях, в присутствии Высочайшего Двора, платья полагаются вы-резанныя с короткими рукавами, сверх которых пожилыя особы одевают кружевную мантилью. Для молодых девушек белый и вообще светлый цвет платья предпочтительнее темных (вообще, все легкия, воздушныя ткани - кисея, тарлатанъ, газъ - принадлежат юности). Конечно, надо сообразовываться с ярусом, в котором находится ложа, - так, например, бельэтаж и бенуар требуют более нарядного туалета, чем 2-ой и 3-ий ярусы и т.д. ... и тут (видимо, - на галерке) следует принять за правило, чем меньше на себя обращаешь внимание окружающих, тем лучше.»

Давались различные рекомендации вроде: «каждая мать должна избегать одинаково одеваться со своей дочерью; даже сестры, если их больше двухъ, никогда не должны быть одеты равно.». Или категоричное: «не следует сопоставлять цвета синий и лиловый, зеленый к синему или зеленый к красному. Одеть красный с розовым, розовый с желтым - было бы нарушением всех принципов вкуса». К слову сказать, в наставлении 1890-го года излагалась целая азбука иносказательных обозначений 330 цветов и растений и 80 красок и оттенков (земляника - приветливость, волчьи ягоды - возобновление дружбы, крокус - к размышлению, боярышник - гнев и т д.). «Уборы, т. е. серьги, брошь, браслетъ, заколки, ожерелье - все это строго должно подчиняться правилам, . сообразуясь с возрастом и временем

7 - 2011

Российский внешнеэкономический вестник

93 ^

(поводом)». Молодые девушки могли позволить себе колечко с камнем разве что на 4-ом пальце левой руки. Х1Х век завершался трансформацией укладов во многих странах, в т. ч . и в России. Быстро менялись и силуэты одежды.

ПРОГРЕСС ПРОИЗВОДСТВА И ВЫРАБОТКА УСТОЙЧИВЫХ СТАНДАРТОВ В ОДЕЖДЕ

На рубеже ХХ столетия нарастающий темп жизни, социальные и демографические сдвиги, формирование широкого слоя служащих, масштабное включение в производственно-административную работу женщин, наконец - массовый выпуск готовой одежды , обусловили демократизацию и стандартизацию костюмной продукции. Уже в 1880-1890-х гг. сложился тип английского классического костюма-тройки, почти полтора века составляющего базовую основу деловой одежды. То же относится и к женскому костюму, ставшему классическим своими лаконичными контурами и изящными линиями.

В дальнейшем произошла консолидация государственных служб, структурирование производственной сферы, формирование ответственного предпринимательства фирм и корпораций; это сопровождалось кристаллизацией корпоративной культуры, важным элементом которой являются требования дресс-кода. Мужчинам предписывался деловой костюм традиционной цветовой гаммы (синий, серый, черный с оттенками) с белой сорочкой и галстуком спокойных тонов. Пиджак непременно должен быть застегнут (по крайней мере на среднюю пуговицу); расстегивать его можно только за столом и в зрительном зале. Цвет носков должен быть темнее костюма, являя переход к еще более темному цвету обуви классического фасона.

Женщинам предписывалось носить деловой костюм с юбкой (или - со второй половины ХХ века - с брюками) вместе с близким по цвету блузкой или водолазкой; приветствовалось платье классического фасона с жакетом или пиджаком со средними или длинными рукавами. Обязательны были чулки, даже невзирая на жаркую погоду.

Х1Х-ый век оставил нам в наследство полузабытую салонную одежду, используемую для официальных встреч (после 17 часов), - фрак и смокинг. Фрак - род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Он носится с белым пикейным жилетом, белой накрахмаленной сорочкой и с белым галстуком-бабочкой (в приглашениях указывается - "white tie"); при нем обязательны черные брюки без обшлагов с шелковыми галунами по боковым швам, черные носки и черные лакированные туфли. На улице поверх фрака обязателен плащ (характерно, что фраки могут носить и официанты, но - пошитые из сукна и с черной бабочкой).

^ 94

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2011

Смокинг (пиджак для курения) сильно открыт на груди и имеет длинные лацканы, обшитые шелком; он носится с белой сорочкой, черным жилетом и черным галстуком-бабочкой (в приглашениях - "black tie"), оформление брюк и обувь -аналогично комплекту фрака.

В последние годы эти виды костюмов надевают в исключительно высокоторжественных случаях (например, при вручении Нобелевской премии, визит Д. Медведева к королю Испании). Так, бывший премьер-министр России, ныне председатель Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Николаевич Шохин, чистосердечно поделился, что фрака ему не приходилось надевать ни разу, а смокинг одевал в трех случаях: на годовое собрание Международного валютного фонда, к визиту в Россию королевы Великобритании Елизаветы II, а также к собственному юбилею. Он также признался, что порой мода «поджимает» его снизу: поскольку его подчиненные стали носить дорогие запонки, - пришлось обзавестись такими же.

Нужно отметить, что при всех превратностях моды, порой экстремальных, - деловой дресс-код оставался чрезвычайно устойчивым: и недавние топики, оголенные пупки, пирсинг и татуировки - оказывались вне поля деловых допустимостей. Так было и во времена серьезных тектонических потрясений моды. В далеком 1963 году скромная английская модельер Мэри Куант удачным взмахом ножниц учредила мини-юбку. Буквально через год с небольшим прокопченые кирпичные задворки парадной лондонской магистрали Риджент преобразились в оживленный торговый проспект Карнаби стрит, заполненный престижными бутиками. Отсюда мини-юбка пошла завоевывать мир, за что королева Елизавета II в 1966 г. наградила Мэри Куант высшим орденом Британской Империи (как, впрочем и знаменитую группу Битлз - за вклад в экономику).

А между тем караван дресс-кода невозмутимо продолжал свой устойчивый консервативный путь. От станции лондонского метро Кэмден-таун на юг уходили две ветки: в финансовый центр - Сити и к фешенебельной Пиккадилли, поезда к которым шли попеременно. И не было необходимости читать указатели направлений очередных поездов; достаточно было взглянуть в окна вагона: те, кто ехал в Сити - были в шляпах-котелках, с ослепительно белыми воротничками и при перчатках. Банки особенно щепетильны относительно строгости одежды. Кстати, достаточно обратить внимание на операторов Сбербанка.

ДРЕСС-КОД В ДЕЙСТВИИ

С консолидацией корпоративной культуры полвека тому назад в США и в ряде других стран, а после перестройки, с появлением зарубежных филиалов - и в России деловая одежда стала предметом формализованной регламентации. На фирмах в разработке стандартов принимают участие кадровые, протокольные работники, стилисты. Разумеется, они исходят из здравого смысла и специфики компании и

7 - 2011

Российский внешнеэкономический вестник

95 Q

даже допускают порой проявление индивидуального творческого отношения к своей внешности. Вместе с тем, вводимые требования закрепляются в корпоративных кодексах, или специальных документах, подписываемых служащими в качестве контракта при найме, и за их нарушения предусматриваются санкции.

В пределах организации могут предъявляться разные требования к внешнему виду различных категорий персонала. Существует даже своеобразный коэффициент должностной консервативности. Особенно строги требования к работникам офисов фронтальной линии. В дополнение они могут носить фирменную символику (галстуки, шейные платки с эмблемами и т.д.). Суть строгости женского делового костюма состоит в том, что женщина должна использовать свои достоинства не для полнообъемной подачи себя, а для достойного представления имиджа и возможностей фирмы.

Кстати, деловой костюм нужно отличать от униформы работников сферы обслуживания (официантов, продавцов, стюардесс), или производственной одежды техников (комбинезонов промысловиков, пожарных и т.д.). Вместе с тем одежда дресс-кода должна соответствовать санитарным нормам (что иногда подлежит утверждению профсоюзом), а также требованиям техники безопасности. Интересное наблюдение: в июне 1941 г. приемщик оборудования Н.Н. Смеляков (будущий зам. Министра внешней торговли СССР), командированный в Берлин за неделю до начала войны, в числе многих новшеств заметил, что комбинезоны немецких танкистов были скроены так, что позволяли свободно нырять в люк, ни за что не задевая.

КРУПНЫЕ КОРПОРАЦИИ - В АВАНГАРДЕ ДЕЛОВОЙ МОДЫ.

Нужно отметить, что крупные корпорации - лидеры нашей энергетической сферы, ведущие банки оказались в первых рядах компаний, подкрепивших деловую культуру рекомендациями дресс-кода. За последние годы в той или иной форме (кодексы, приказы, рекомендации) требования к одежде были приняты в Роснефти, Лукойле, Газпроме, Татнефти и других компаниях.

Документ Газпромнефти, например, предусматривает для мужчин строгие однотонные костюмы классических цветов (синего, серого, черного - с оттенками) в сочетании с рубашкой и галстуком спокойных расцветок. Для женщин рекомендуется брючный костюм, или юбка с пиджаком - цветов: синего, черного, темно-синего, баклажанного, бургунди, коричневого, бежевого или оливкового, пошитых из высококачественной натуральной ткани, классического или полуприлегающего кроя, с допущением только изысканной отделки. При этом не рекомендуются яркие расцветки, сильное облегание, ткань с блеском, юбка выше колена больше, чем на ладонь, плотные колготы. Блузки должны быть не прозрачные, без глубоких вырезов и с минимумом декора. Туфли должны быть гладкой кожи, на устойчивом

^ 96

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2011

каблуке (без открытых пальцев) - цвета черного, темно-синего, темно-коричневого, бордового или бежевого (для лета).

Прически, если короткие, - то завитые в боб или стриженые в каре (ежемесячно обновляемые), если средние, - то до плеч, а длинные волосы должны быть перехвачены в хвост, или собраны в пучок, или в ракушку (стрижку следует обновлять каждые два месяца). Предусматривается умеренный макияж, не носящий агрессивного характера. Ногти должны быть округлой формы, длиной 3-5 мм, маникюр желательно французский, лак светлый, или телесный, оттенков пыльной розы, кофе с молоком, слоновой кости или бежевых тонов. Не допускается дешевая бижутерия, висячие серьги, звенящие браслеты, кольца с крупными камнями (кстати, в некоторых документах содержится прямой запрет на пирсинг и татуировки). Вместе с тем в ряде компаний не прибегают к детализации, а устанавливают лишь

общие рамки деловой одежды и аксессуаров.

* * *

За последние три года число российских компаний, которые придерживаются дресс-кода, удвоилось. С 28 марта 2011 г. в Государственной Думе России начал действовать утвержденный руководством аппарата Палаты Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих. Помимо требований вежливости, недопущения предвзятости и конфликтности, запрета на курение в здании, - в нем содержатся требования к одежде работников аппарата, в частности, исключающие мини-юбки, короткие топы, глубокие декольте, джинсы. Нарушения в одежде будут учитываться при аттестации.

Проходящее все шире упорядочение делового стиля одежды вытесняет личностную несобранность и усиливает стабильность в государственной сфере и бизнесе.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Гавриленко А. Имидж молодого специалиста. Дресс-код. «В мире науки» (Российский новый университет), 2008, март.

2. Долгова И. В. Профессиональный имидж менеджера внешнеторгового профиля. «Внешнеэкономический бюллетень», 2003, № 1, сс . 69-75.

3. Жизнь в Свете, Дома и при Дворе. - С.-Петербургъ, 1890.

Репринт - М.: Интербук, 1990. - 142 с.

4. Летний дресс-код. «Округа», М., 2008, 31 июля- 6 августа.

5. Лихачева Л.С. Школа этикета: поучения на всякий случай. - Екатеринбург: Средн.-Урал. кн. изд-во, 1995, - 448 с.

6. Озерова М. В Думе запретят мини-юбки. Подготовлен кодекс этики сотрудников нижней палаты. «МК», 2011, 24 марта, сс. 1, 3.

7. Око всей великой России. - М.: Международные отношения, 1989. - 240 с.

7 - 2011

Российский внешнеэкономический вестник

97

8. Хороший тонъ. - С.-Петербургъ : Изд. Г.Гоппе, 1881, - 532 с.

9. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М.: «Джон Уай-ли энд санз», 1994. - 286 с.

10. Szymczak P.D. Call the fashion police! Gaspromneft grapples with Ladies Dress Code. -Oil&Gas Eurasia, 2009, July-August, # 7-8, pp. 1-2.

См. также: www.p.szymczak@eurasiapress.com .

В.Путин: государство поддержит российских экспортеров

Правительство РФ подготовило и внесло в Государственную Думу поправки в законодательство, обеспечивающие возможность активной работы создаваемого Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. «Новая структура призвана помочь нашим экспортёрам осваивать международные рынки, завоёвывать новые площадки и прежде всего, конечно, мы должны поддержать тех экспортёров, которые работают в инновационных отраслях», - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, открывая заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка.

Он сообщил, что агентство создаётся в виде акционерного общества со 100-процентным участием Внешэкономбанка, и поручил решить все организационные вопросы, связанные с началом работы новой структуры и подготовить предметную стратегию его деятельности.

Другая новая структура, созданная правительством в первую очередь для привлечения капиталов в российскую экономику из-за рубежа - Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

«РФПИ займётся привлечением долгосрочных иностранных инвестиций в российскую экономику, в первую очередь в высокотехнологичных сферах (имеются в виду инновационные проекты), в энергетике, нефтегазовой сфере, освоении космоса, фармацевтике и так далее, и тому подобное», - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства.

По словам премьер-министра, управляющую компанию фонда с уставным капиталом в 300 млн рублей учредит Внешэкономбанк. «В своей работе эта структура сможет опираться на финансовый и опять же экспертный потенциал ВЭБа. Считаю, что такой подход обеспечит необходимый авторитет фонда в международном инвестиционном сообществе, создаст хорошие условия для старта и последующей работы», - отметил В.Путин.

^ 98

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.