Научная статья на тему 'Драйверы развития профессионального медиаобразования'

Драйверы развития профессионального медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
263
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Наталия Яковлевна, Ярных Вероника Игоревна

Профессиональное медиаобразование одно из самых динамично развивающихся направлений. Какие факторы определяют его развитие в России? Информационное общество, профессиональная стандартизация, проблема профессиональной идентификации журналиста, медиаконвергенция, оценка качества образования это драйверы современного профессионального медиаобразования. В работе делается акцент на профессиональную стандартизацию, которая является новшеством как для российской высшей школы, так и для работодателей. Акцентируется внимание на критическом отношении к профессиональным стандартам медиасообщества, а также на сложностях, с которыми столкнётся высшая школа при переходе на новые образовательные стандарты, предусматривающие взаимосвязь с профессиональными стандартами. Рассматривать драйверы необходимо комплексно, такой системный подход обеспечит высокое качество образования, конкурентоспособность выпускников и факультета, осуществляющего их подготовку. В совокупности драйверы формируют динамичную и гибкую модель профессионального медиаобразования, отвечающую вызовам информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Макарова Наталия Яковлевна, Ярных Вероника Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Драйверы развития профессионального медиаобразования»

УДК 37

Н. Я. Макарова, В. И. Ярных

Российский государственный гуманитарныйуниеерситет,Москеа

ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное медиаобразоеание - одно из самых динамично развивающихся направлений. Какие факторы определяют его развитие в России? Информационное общество, профессиональная стандартизация, проблема профессиональной идентификации журналиста, меди-аконвергенция, оценка качества образования - это драйверы современного профессионального медиаобразования. В работе делается акцент на профессиональную стандартизацию, которая является новшеством как для российской высшей школы, так и для работодателей. Акцентируется внимание на критическом отношении к профессиональным стандартам медиасообще-ства, а также на сложностях, с которыми столкнётся высшая школа при переходе на новые образовательные стандарты, предусматривающие взаимосвязь с профессиональными стандартами.

Рассматривать драйверы необходимо комплексно, такой системный подход обеспечит высокое качество образования, конкурентоспособность выпускников и факультета, осуществляющего их подготовку. В совокупности драйверы формируют динамичную и гибкую модель профессионального медиаобразования, отвечающую вызовам информационного общества.

Ключевые слова: профессиональное меднаобразованне, профессиональный стандарт, профессиональная идентичность, информационное общество, оценка качества образования, медиа-компетентность.

Система высшего российского образования с конца ХХ-го века находится в состоянии постоянного реформирования и оптимизации. К сожалению, данные процессы негативно сказываются на качестве образования. Администрации и преподаватели университетов вынуждены менять «правила игры» буквально на ходу. Причин такого зыбкого и нестабильного положения достаточно много, перечислять все не представляется возможным. Вот некоторые из них: переход на двухуровневую систему высшего образования, модернизация образовательных стандартов, сокращение финансирования, изменение требований к образовательным программам. Но в контексте медиаобразования на первый план выходят изменения, обусловленные информационным обществом.

Какие качественные изменения произошли в медиапространстве в связи со становлением новой формации: возникли новые типы и форматы СМИ, изменилась медиасистема, доступность информации стала практически повсеместной, существенно возрос информационный поток, актуализировалась проблема верификации информации, медиа утратили контроль над инструментами распространения и обработки информации. Реализуемая в настоящее время государственная программа РФ «Информационное общество» (2011-2020) призвана изменить жизнь граждан «на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» [5]. Отрадно, что на государственном уровне есть понимание необходимости качественных изменений под воздействием современных информационных технологий. В контексте данного исследования особое значение приобретает подпрограмма «Информационная среда», цель которой «обеспечение равного доступа населения к медиасреде» [5]. К сожалению, Министерство образования и науки не является участником этой подпрограммы и целевые индикаторы и показатели (доля оригиналов фондовых материалов, переведенных в цифровой формат, в общем количестве фондовых материалов; доля детских, юношеских и образовательных программ в общем объеме вещания общероссийских обязательных общедоступных телеканалов; аудитория телеканала «Russia Today TV (RTTV)» [5]) в недостаточной степени способны достичь поставленной цели. Обеспечение доступа к медиасреде не должно сводиться к сокращению «цифрового неравенства» и реализации права каждого человека на информацию. Необходимо уделять внимание работе с информацией, медиакомпетентности в условиях информационного общества и, в первую

очередь, такая работа должна осуществляться с будущими медиасиециалистами в рамках профессионального обучения.

Именно информационное общество сегодня во многом определяет направления развития профессионального медиаобразования. Благодаря современной общественной формации, первостепенному значению информации, стало возможно говорить о системе профессионального медиа-образования. Расширение направлений и направленности подготовки обусловило формирование этой системы. В эту систему входят следующие медианаправления подготовки бакалавров, магистров и аспирантов: 42.03.02, 42.04.02 «Журналистика», 42.03.05, 42.04.05 «Медиакоммуника-ции», 42.03.04, 42.04.04 «Телевидение, 42.03.01, 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью», 42.03.03,42.04.03 «Издательское дело»; направленность «Коммуникационный менеджмент» направлений 38.03.02, 38.04.02 «Менеджмент», направленность «Культура массовых коммуникаций» направлений 51.03.01, 51.04.01 «Культурология».

В соответствии с ФГОС ВО при реализации данных направлений едиными являются общекультурные компетенции. Формально общепрофессиональные и профессиональные компетенции отличаются. Несмотря на эти отличия медиа- и коммуникативные компетентности, которые сегодня приобретают ключевую роль, их объединяют. Помимо близких по содержанию компетенций, еще одним фактором, позволяющим говорить об этих направлениях как единой системе, является ситуация на рынке труда - нынешние работодатели зачастую не разграничивают эти направления подготовки. Современная медиасистема размывает границы профессиональной идентичности. По данным факультета журналистики РГГУ за последние 2-3 года резко увеличилось число выпускников, которые трудоустраиваются в смежные с журналистикой сферы - рекламные агентства, 8ММ-редакции, пресс-службы, РЯ-агентства, еуеп1>компании, музеи, культурные центры [7]. Эту тенденцию отмечают и коллеги из других вузов. При этом нельзя сказать, что молодые специалисты занимаются не своим делом или работают не по профилю. Границы ме-диапространства значительно расширились и массмедиа стали неотъемлемой частью большого спектра профессий.

Локомотивом развития системы профессионального медиаобразования является информационное общество. Кроме этой основной движущей силы изменения в этой системе происходят под влиянием ряда факторов. Рассмотрим подробнее один из ключевых факторов - профессиональную стандартизацию.

В соответствии с п.З ст.1 Федерального закона от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» с 1 июля 2016 года начался процесс внедрения профессиональных стандартов - «характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [8]. Для российского трудового законодательства и рынка труда этот шаг достаточно болезненный и связан с рядом сложностей. Эксперты по-разному трактуют новую форму и по-разному определяют круг лиц, которых она затронет. Часть экспертов считает, что это нововведение коснётся только государственных учреждений (Ю. Стародумов), другие же полагают, что профессиональные стандарты коснутся всех работодателей (В. Митрофанова, С. Слесарев). С 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели.

Еще одна проблема связана с отсутствием кумулятивного принципа при формировании уровней квалификации. При внимательном изучении профессиональных стандартов, в том числе и в сфере медиа, видно, что каждый уровень соответствует трудовым функциям. Каждая функция определяет трудовые действия, знания и умения. При этом для каждого уровня трудовые действия, знания и умения - собственные, зачастую они не связаны с соседними уровнями квалификации. По состоянию на 30-е ноября 2016-го года Министерство Юстиции зарегистрировало 22 профессиональных стандарта для медиаотрасли (корреспондент СМИ, оператор СМИ, ведущий телевизионной программы, режиссер СМИ, специалист по производству продукции печатных СМИ, фотограф, специалист по производству телерадиовещательных СМИ и другие). В условиях динамично развивающейся медиасистемы далеко не все медиапрофессии обеспечены профессиональными стандартами. Например, вниманием разработчиков обделены востребованные на медиарынке 8ММ-менеджер, телевизионный продюсер. Любая попытка формализации меди-асферы сталкивается с весомым аргументом о творческой составляющей медиаотрасли. «Профессиональный стандарт не должен ограничивать творческого потенциала журналиста» [3].

Медиасообщество и преподаватели медиаиаправлений достаточно болезненно восприняли идею внедрения профессиональных стандартов. Заместитель министра А. Волин не поддержал идею сделать профстандарты обязательными для медиаотрасли [4]. Известный журналист Н. К. Сванидзе, не имеющий базового журналистского образования, считает, что «принимать такие стандарты немыслимо. Это приведет к резкому ухудшению качества кадрового состава по всем направлениям. <...> Уровень журналистики связан не с отсутствием качественного образования, не с тем, что непрофессионалов принимают на работу, а с общим уровнем гуманитарных знаний» [4].

Многие считают, что стандартизация необходима, но не в том виде, в котором она утверждена сейчас. С. Петрова, декан филологического факультета Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушника, считает, что профессиональный стандарт «позволит формировать вполне конкретный уровень знаний, который нужен в любой ситуации» [3]. С ней согласна Е. Лелис, заведующая кафедрой факультета фотографии, дизайна и журналистики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «профессиональный стандарт даст возможность проводить многосторонний анализ подготовки будущих журналистов в высшей школе» [3].

Негативно к профессиональным стандартам отнесся и Союз журналистов России. В качестве альтернативы профтастандартам Общественная коллегия по жалобам на прессу, в состав которой входят авторитетные журналисты (В. В. Познер, Н. К. Сванидзе, Э. М. Сагалаев, П. Н. Гусев, И. Е. Петровская, В. А. Лошак, Л. М. Млечин) и ведущие медиаисследователи (Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, Д. Б. Дондурей, А. Г. Качкаева), разработала Медиаэтический стандарт. Этот документ регламентирует основные профессиональные принципы, нормы и правила поведения журналистов. Проект Стандарта содержит восемь базовых принципов - обеспечение права гражданина на информацию, профессиональная и социальная ответственность журналиста, добросовестное освещение событий, профессиональная честность журналиста, уважение частной жизни и человеческого достоинства, различение общественных интересов и общественного любопытства, уважение и защита многообразия культур, защита права на свободу слова [2]. В случае принятия этого стандарта он может быть регулятором деятельности медиаспециалистов и инструментов для формирования ряда компетенций в руках медиапедагогов. Для всей отрасли соблюдение этого стандарта имеет гораздо большее значение и актуальность, чем профессиональные стандарты. Вместе с тем профессиональная стандартизация становится неизбежной реальностью как для работодателей и работников медиа, так и для преподавателей медиаиаправлений.

Нельзя забывать, что профессиональные стандарты давно и успешно применяются за рубежом. Для европейских работодателей это основной документ, которые определяет и регламентирует выполнение трудовых функций работником с учетом особенностей профессиональной деятельности компании.

В настоящее время система высшей школы находится в ожидании обновления образовательных стандартов, которые будут коррелировать с профессиональными (так называемые «3++»). Это требование Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ. В соответствии с этими нормами до 1-го июля 2017-го года должны быть обновлены ФГОС ВО. В проектах новых стандартов содержатся универсальные и общепрофессиональные компетенции, а профессиональные компетенции разработчики образовательной программы должны черпать из соответствующих направленности профессиональных стандартов. Например, в проекте ФГОС ВО по направлению подготовки «Журналистика» рекомендован следующий перечень профстандартов: «Корреспондент СМИ», «Ведущий телевизионной программы», «Редактор СМИ», «Специалист по производству продукции телерадиовещательных СМИ», «Режиссер СМИ», «Фотограф», «Специалист по продвижению и распространению продукции СМИ», «Специалист по информационным ресурсам» [2]. При этом авторы ФГОС допускают обращение и к другим профстандартам. Применение профстандартов дает возможность решить извечное противоречие между реальными потребностями рынка и набором компетенций, который осваивают студенты в ходе образования. Таким образом, работодатель сможет забыть свою любимую формулировку, с которой он встречает молодого специалиста: «Забудьте все, чему вас учили в институте».

Безусловно, приведение в соответствие с профессиональными стандартами образовательных сопряжено с рядом трудностей. Профессиональные стандарты не имеют прочной связи с ком-петентностным подходом, который сегодня является базовым для всей системы образования. Обобщенные трудовые функции, которыми разработчики образовательной программы должны руководствоваться при формировании круга профессиональных компетенций, определены на основе практико-ориентированного подхода. Следовательно, компетентностный подход, как подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем «в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [1. С. 34], теряет свою актуальность и первостепенное значение.

Модернизирование образовательной программы с учетом нового ФГОС ВО, в котором допускается выбор профессиональных компетенций из любых профессиональных стандартов (п. 3.4. проекта), может привести к размыванию и деформации профессиональной идентичности будущих специалистов. После многолетней оптимизации высшей школы, которая привела к существенному сокращению научно-педагогических работников, университеты будут наполнять образовательную программу теми компетенциями, которые они смогут реализовать, а не теми, которые необходимы для той или иной направленности подготовки.

Процесс перехода на новые стандарты «3++» таит в себе еще много сложностей, о которых медиапедагоги пока не подозревают. До их утверждения необходимо разработать «дорожную карту» для безболезненного перехода вузов на обновленную нормативную базу. Для профессионального медиаобразования крайне важно, чтобы такая работа осуществлялась в тесной взаимосвязи с работодателями. В стремлении синхронизировать образовательные программы и профессиональные стандарты принципиальное значение приобретает сохранение достижений в области профессионального медиаобразования, преподавателей, как обладающих большим практическим опытом, так и обеспечивающих общую гуманитарную подготовку. Только синтез фундаментального гуманитарного знания и практической подготовки обеспечат высокое качество образования. Ведь именно оценка качества образования является еще одним новаторским шагом в проекте стандарта «3++» и медиасообщество должно будет производить внешнюю аккредитацию образовательных программ. Оценка качества работодателем является безусловным драйвером развития системы профессионального медиаобразования. Вместе с тем механизмы и инструменты этой оценки практически не разработаны, соответственно это одно из новых и важных направлений для совместной работы медиапедагогов и медиаспециалистов.

Список литературы

1. Медведенко, Н. В. Определение понятий компетентностного подхода, компетентности и компетенций в современном образовании [Текст] / Н. В. Медведенко // Мир науки, культуры и образования. -2012.-№3,- С. 33-37.

2. Медиаэтический стандарт. Официальный сайт Общественной коллеги по жалобам на прессу [Электронный ресурс]. - URL: http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/ dokumenty/4756-mediaeticheskij-standart-2015 (дата обращения: 28.11.2016).

3. О профессиональных стандартах. Интернет-проект «Журналистское образование в Петербурге» [Электронныйресурс]. - URL: http://newsroom.spbsj.ru/67-universities-and-media-part2/516-o-professionalnykh-standartakh (дата обращения: 27.11.2016).

4. Поворознюк, С. Профстандарты в медиа - это бред [Электронный ресурс] / С. Поворознюк II «Известия». - URL: http://izvestia.ru/news/580278 (дата обращения: 27.11.2016).

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 15 апреля 2014 г. №313. [Электронный ресурс]. -URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/ (датаобращения: 25.11.2016).

6. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика». Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ ProjectsFGOSVO/BAK/420302_B.pdf (дата обращения: 29.11.2016).

7. Раздел официального сайта факультета журналистики РГГУ «Выпускники» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rsuh.ru/media/graduates/ (дата обращения: 25.11.2016).

8. Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников. Трудовой кодекс Российской Федерации. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12125268/31/#ixzz4RI0Ih33d (дата обращения: 27.11.2016).

DRIVERS FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MEDIA EDUCATION

Makarova N., Russian State University/or the Humanities,Moscow, rsuh.makarova@gmail.com Yarnykh V, Russian State University/or the Humanities,Moscow, 'vyarnykh@gmail.com

Professional media education is one of the most dynamically developing areas. What factors determine its development in Russia? Information society, professional standardization, the problem of professional identity of the journalist, mediaconvergence, assessment of the quality of education is the driver of modern professional media education. The work focuses on professional standardization, which is an innovationfor the Russian higher school and employers. Focuses on the critical approach to professional standards within the media and on the difficulties faced by the graduate school during the transition to new educational standards,providing the relationship withprofessional standards.

To consider drivers require an integrated approach, such a systematic approach will ensure a high quality of education, competitiveness of graduates and faculty, exercising their training. Together, the driversform a dynamic andflexible model ofprofessional media education meets the challenges of the information society.

Keywords: professional media education, professional standard, professional identity, informational society, education quality evaluation, media competence.

References

1. Medvedenko, N. V. (2012) Opredelenie ponyatiy kompetentnostnogo podhoda, kompetentnosti i kompetentsiy v sovremennom obrazovanii [=Definition of the competence approach, competence and competences in modern education], in: Mir nauki, kultury i obrazovaniya [=The world of science, culture and education], pp. 33-37. (In Russ.).

2. Mediaeticheskiy standart [=Media ethics standard], in: Ofitsialnyjsajt Obschestvennoy kollegiipo zhalobam napressy [=Official website of Public colleagues in the press complaints], available at: http:// www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/4756-mediaeticheskij-standart-2015, accessed 28.11.2016. (InRuss.).

3. О proffessianalnych standartach [=About professional standards], in: Internet-proekt «Zhurnalistskoe obrazovanie v Peterburbe» [=Journalism education in Petesburg], available at: http:// newsroom.spbsj.ru/67-universities-and-media-part2/516-o-professionalnykh-standartakh, accessed 27.11.2016. (InRuss.).

4. Povoroznuk, S. Profstandarty v media - eto bred [=Professional standards in media is nonsense], in: Isvestia [=Isvestia], available at: http://izvestia.ru/news/580278, accessed 27.11.2016. (In Russ.).

5. Postanovlenie Pravitelstva RF «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy "Informatsionnoe obschestvo" (2011-2020)» ot 15 aprelya 2014 g. № 313 [=Resolution of The Government of Russian Federation «About approval of the state program " Information society"» of 15 of April 2014 № 313], available at: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/, accessed 25.11.2016. (In Russ.).

6. Proekt Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta po napravleniy podgotovki 42.03.02 «Zhurnalistika» [=The project of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 42.03.02 «Journalism»], in: Portal Federalnyj obrazovatelnyj standartov vysshego obrazovaniya [=Portal of the Federal educational standards for higher education], available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/BAK/420302_B.pdf, accessed 29.11.2016. (In Russ.).

7. Razdel offitsialnogo sajta faculteta zhurnalistiki RGGU «Vypuskniki» [=Section of the official website of the Faculty of Journalism, Russian State University for Humanities «Graduates»], available at: http://www.rsuh.ru/media/graduates/, accessed 25.11.2016. (In Russ.).

8. Razdel IX. Kvalifikatciya rabotnika, professionalnyj Standart, podgotovka I dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie rabotnikov [=Qualified worker, professional standard, training and further professional education of employees], available at: http://base.garant.ru/12125268/31/#ixzz4RI0Ih33d, accessed 27.11.2016. (InRuss.).

Макарова Наталия Яковлевна - кандидат педагогических наук, декан факультета журналистики, Российский государственный гуманитарный университет, Москва. rsuh.makarova@gmail.com

Ярных Вероника Игоревна - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой телевизионных, радио- и интернет-технологий факультета журналистики, Российский государственный гуманитарный университет, Москва. vyarnykh@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.