Научная статья на тему 'Драматургия Л. Андреева в интерпретации исследователей конца XX начала XXI века'

Драматургия Л. Андреева в интерпретации исследователей конца XX начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1457
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / Л. АНДРЕЕВ / РЕАЛИЗМ / МОДЕРНИЗМ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА / ДРАМА-"ПАНПСИХЕ" / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / МИФОПОЭТИКА / L. ANDREEV / "PANPSYCHE" DRAMA / DRAMA / REALISM / MODERNISM / EXPRESSIONISM / PHILOSOPHICAL DRAMA / CULTURAL CODE / MYTHOPOETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лахно Екатерина Алексеевна

Систематизируется многообразие существующих научных подходов к интерпретации драматургических произведений Л. Н. Андреева. В качестве материала исследования используются базовые труды литературоведов второй половины XX начала XXI в., посвященные изучению драматургии автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L. Andreev Drama in the Interpretation of the Researchers of the end XX early XXI c

The article systematizes the variety of existing scientific approaches to the interpretation of dramatic works by L. Andreev. Basic literary works of the end XX early XXI c. devoted to the study of author’s drama are used as the research material.

Текст научной работы на тему «Драматургия Л. Андреева в интерпретации исследователей конца XX начала XXI века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 66-68.

Е. А. Лахно

ДРАМАТУРГИЯ Л. АНДРЕЕВА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Систематизируется многообразие существующих научных подходов к интерпретации драматургических произведений Л. Н. Андреева. В качестве материала исследования используются базовые труды литературоведов второй половины XX - начала XXI в., посвященные изучению драматургии автора.

Ключевые слова: драматургия, Л. Андреев, реализм, модернизм, экспрессионизм, философская драма, драма-«панпсихе», культурный код, мифопоэтика.

Вопрос изучения драматургии Л. Андреева имеет полувековую историю. При жизни писателя его творчество вызывало особый интерес у современников, о чем свидетельствует многообразие статей полемического характера в популярных литературных журналах начала XX в.: «Аполлон», «Весы», «Золотое руно» и др. Отказ от изображения бытовых подробностей, упрощение декораций, минимизация действия, тяга к символам, стилизация, создание универсальных образов, - все это притягивало внимание и к личности драматурга-новатора, и к его загадочному для того времени творчеству. После смерти Андреева интерес к его произведениям угасает. С 1930-х гг. наследие автора на три десятилетия погружается в забытье. «Модернизм» в свете послеоктябрьских событий оказался чуждым. Но в 1950-е гг. советские литературоведы сумели приблизить творчество писателя к реалистическим принципам литературы, вспомнив о его дружбе с Горьким, о преобладании в его произведениях богоборческих и бунтарских мотивов. В это время появлялись первые книги о жизни и творчестве Л. Андреева, активно переиздавались его произведения. «Андрееве-дение быстро стало областью филологической науки» [6. С. 288].

С конца 1950-х гг. и приблизительно до 1980-х гг. наиболее распространенной стала интерпретация творчества Андреева сквозь призму конкретных исторических событий, всколыхнувших общественность. Имя писателя употреблялось в тесной связи с реалистическим направлением. Одной из фундаментальных работ является книга крупнейшего специалиста в области андрееведения Ю. В. Бабичевой «Драматургия Л. Н. Андреева эпохи первой русской революции» (1971). Автор, по мнению ученого, сумел найти литературную форму, которая позволила ему максимально правдиво отразить

историческую эпоху. Ю. В. Бабичева интерпретирует пьесы с опорой на нравственную и общественную позиции Андреева, которые призваны дать современникам возможность «получить полное удовлетворение своих общественных запросов и ощутить созвучие настроениям времени» [1. С. 57]. В качестве основной идейно-художественной задачи автора Ю. В. Бабичева называет попытку синтеза конкретно исторического и вечного, что позволяет расширить границы русского реализма. К. Д. Муратова в работе «Леонид Андреев» (1983) акцентирует внимание на наличии в творчестве автора сквозного богоборческого мотива и считает протест религии первоочередной задачей драматурга. Представляя писателя «выразителем настроений оппозиционной интеллигенции, которая <...> оказалась <...> в трагическом положении», К. Д. Муратова интерпретирует драмы Андреева как прославляющие революционеров [4. С. 341]. Утрата исторической конкретики и общественной значимости в поздних пьесах, по мнению ученого, стала основной причиной ослабления интереса к его драматургии.

Следующую ступень в истории изучения вопроса представляют собой работы доктора филологических наук В. А. Келдыша. Он осуществляет попытку преодолеть односторонний подход к творчеству писателя и в книгах «Русский реализм начала XX в.» (1975), «Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х гг.)» (1994), «О "серебряном веке" русской литературы» (2010) развивает концепцию двойственной природы драматургии Андреева, ее промежуточного положения между реализмом и модернизмом: «Это писатель, который неустанно стремился примирить различные эстетические верования, чтобы, освободив их от односторонности, "замкнутости", получить принципиально новый и целостный художе-

Драматургия Л. Андреева в интерпретации исследователей.

67

ственный результат» [2. С. 212]. Отмечая обобщенно-философское содержание драм, мифологический подтекст, психологизм, образный язык, В. А. Келдыш не отодвигает на второй план их реалистическую основу.

С конца 1980-х гг. взгляд на Л. Андреева как на модерниста, создателя философско-символической и панпсихической драмы заслоняет собой популярную ранее реалистическую концепцию. Ученых все больше волнует мифологический подтекст, психологический фон, религиозное и философское наполнение андреевских пьес.

Рассуждая о роли автора в мировом литературном процессе, А. Л. Григорьев («Леонид Андреев в мировом литературном процессе», 1972), Ю. Н. Чирва («О пьесах Леонида Андреева», 1989), В. Н. Чуваков (предисловие ко второму выпуску библиографии «Леонид Николаевич Андреев», 1998) считали русского писателя предшественником экспрессионизма. Условность андреевских драм, склонность к гиперболизации, схематизации, контрастам и обобщениям отмечается также в исследовании Н. Ю. Филоненко «Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева 1898-1908 гг.» (2003). Литературовед видит сходство автора с экспрессионистами в стремлении «поразить человека необычным изображением жизни, очистить его мысли от бытовых представлений и таким образом заставить его по-новому взглянуть на мир» [7. С. 136].

Наиболее популярным в истории изучения драматургии писателя стал философский аспект осмысления пьес. Кто бы ни обращался к творчеству Л. Андреева, неизменно рассуждает о направленности его произведений на решение вечных общечеловеческих вопросов. Отметим работу Н. Н. Мамай «Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева» (2001). Исследователь анализирует пьесы автора в сопоставлении с учениями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, обращая внимание на возросший в то время интерес к философии, религии и оккультизму. Литературовед утверждает, что художественный мир Л. Андреева, сочетая реалистическое и условное изображение жизни, объединяет в себе четыре базовых уровня: эмпирический, мистический, религиозный и метафизический. Диссертация А. О. Печенкиной «Три театра Леонида Андреева: онтология автора и ее отражение в модификациях драматического конфликта» (2010)

раскрывает систему представлений автора о бытии. На основе базисных философских категорий («объективно сущий мир, субстанция и сознание» [5. С. 7]) А. О. Печенкина выделяет в драмах три типа конфликта: индивидуум - действительность, человек - субстанция, конфликт сознания. Исследовательницу интересуют также аксиологические и гностические взгляды Л. Андреева, которые находят отражение в его драматургии.

Раскрытию психологизма произведений Л. Андреева посвящены работы Е. А. Михе-ичевой «О психологизме Леонида Андреева»

(1994) и «Творчество Л. Андреева: особенности психологизма и жанровые модификации»

(1995), Д. Е. Проца «Типология характеров и способы» их воплощения в драматургии Л. Н. Андреева» (2005), Пак Сан Чжина «Панпсихизм в драматургии Л. Н. Андреева» (2007). Прежде всего, ученых интересуют основные принципы театра «панпсихе» и их реализация в драмах автора. Особое внимание уделяется пьесам позднего периода, в частности, особенностям построения конфликта: «Внешний конфликт заменяется конфликтом внутриличност-ным, в результате чего драма теряет зрелищ-ность, но приобретает глубину, "второй план", "подтекст"» [3. С. 258]. На протяжении всего творческого пути Андреева неизменным оставался его интерес к внутреннему миру человека. Поэтому ученые делают акцент на главных героях пьес, их основных типологических чертах.

Культурологический аспект драматургии Л. Андреева становится центральным в работах Н. А. Лариной «Творчество Леонида Андреева в контексте художественной культуры Серебряного века» (2000), Е. В. Корнеевой «Мотивы художественной прозы и драматургии Л. Андреева» (2000), А. В. Курганова «Антропология русского модернизма: на материале творчества Л. Андреева, И. Анненского, Н. Гумилева» (2003), Т. В. Болдыревой «Типология культурных кодов в драматургии Л. Н. Андреева» (2008). Исследователи интерпретируют пьесы с опорой на эстетические взгляды и гуманистические культурные ценности эпохи. Наблюдая за проявлением в драмах устойчивых культурных кодов, ученые выявляют новые смыслы текстов. По их мнению, писатель сумел отразить в своих произведениях основные тенденции русской культуры порубежья: отрицание жестких рамок и канонов, стремление к синтезу литературы и философии, тягу к стилизации и мифологизму.

68

Е. А. Лахно

Среди работ, посвященных изучению мифологических черт драматургии Андреева, следует выделить исследование М. В. Еременко «Мифопоэтика творчества Леонида Андреева 1908-1919 гг.» (2001). Еременко осуществляет поиск мифологической и архетипической основ в произведениях автора, обращается к изучению известных мифологических сюжетов, тем, мотивов, образов и интерпретирует их в соответствии с авторским замыслом, а также анализирует способы создания писателем авторского мифа о мире и человеке.

Многообразие подходов к изучению драматургии Андреева, появление новых современных научных работ на данном этапе развития андрееведения свидетельствуют о неугасаю-щем интересе к личности и творчеству автора.

Список литературы

1. Бабичева, Ю. В. Эволюция жанров русской драмы XIX - начала XX века : учеб. пособие. Вологда, 1982. 128 с.

2. Келдыш, В. А. Русский реализм начала XX в. М., 1975. 279 с.

3. Михеичева, Е. А. Творчество Л. Андреева: особенности психологизма и жанровые модификации : дис. ... д-ра филол. наук. М., 1995. 433 с.

4. Муратова, К. Д. Леонид Андреев // История русской литературы : в 4 т. Л., 1983. Т. 4. С.330-372.

5. Печенкина, А. О. Три театра Л. Андреева: онтология автора и ее отражение в модификациях драматического конфликта : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010. 26 с.

6. Русская литература рубежа веков (1890 -е - начало 1920-х годов) : в 2 кн. / отв. ред. В. А. Келдыш. Кн. 2. М., 2001. 765 с.

7. Филоненко, Н. Ю. Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева 1898-1908 гг. : дис. ... канд. филол. наук. Липецк, 2003. 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.