Научная статья на тему 'Драматизация сюжета поэмы А. Ахматовой «Поэма без героя»'

Драматизация сюжета поэмы А. Ахматовой «Поэма без героя» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
554
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пугаева Елена Сергеевна

Статья посвящена анализу процесса трансформации поэмного повествования в драматическое действие на материале «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой. Исследуются приемы, позволяющие осуществить данный переход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the transformation of a poem narrative into a dramatic action. The study is based on the poem "Poem Without a Hero" by A. А. Akhmatova. The author analyzes the literary techniques used by the author to dramatize her poem.

Текст научной работы на тему «Драматизация сюжета поэмы А. Ахматовой «Поэма без героя»»

ПУГАЕВА Е. С.

ДРАМАТИЗАЦИЯ СЮЖЕТА ПОЭМЫ А. АХМАТОВОЙ «ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ»

Аннотация. Статья посвящена анализу процесса трансформации поэмного повествования в драматическое действие на материале «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой. Исследуются приемы, позволяющие осуществить данный переход.

Ключевые слова: драматизация сюжета, А. Ахматова, «Поэма без героя», поэмное повествование, драматическое действие, герой.

PUGAEVA E. S.

PLOT DRAMATIZATION OF THE POEM "POEM WITHOUT A HERO" BY A. AKHMATOVA

Abstract. The article considers the transformation of a poem narrative into a dramatic action. The study is based on the poem "Poem Without a Hero" by A. А. Akhmatova. The author analyzes the literary techniques used by the author to dramatize her poem.

Keywords: dramatization of the story, Anna Akhmatova, "Poem Without a Hero", poem narrative, dramatic action, hero.

Понятие «драматизация» возникает в работах ученых-литературоведов для обозначения писательского приема, при котором художественные средства драматического рода литературы используются при создании произведения другого литературного рода -эпоса или лирики (Нефагина Г. Л., Тетельман А. И., Боровская А. А., Павловская О. А.). Так, Э. М. Жилякова, изучая повествовательную структуру русской прозы 1870-х гг., отмечает, что «трагической полноты и драматизации повествовательной структуры русская проза достигает еще в 1870-х гг. В произведениях этого времени, как в драме, так и в прозе, снижается значение фабулы, нагрузка в раскрытии конфликта перемещается с сюжета на характер героя. Стягиваются драматическим образом сюжет и характер» [3].

О «Поэме без героя» А. Ахматовой существует ряд исследований, в которых высказывается сходная позиция: отмечается полифонизм поэмы, ее повышенная диалогизация и драматизация (Р. Тименчик, В. Черных, Т. Цивьян и др.).

Как отмечает С.А. Коваленко, у Ахматовой был замысел театрализации поэмы. Об этом свидетельствует наличие прозаических набросков либретто. Н. И. Крайнева пишет, что исходное драматическое произведение может быть преобразовано в разные сценические жанры: драматургическое произведение, пьеса, сценарий, экранизация, балет [6].

А. М. Менщикова утверждает, что поэма стремится к балетному либретто. Это дает основания предполагать, что автор «Поэмы» использует такой прием как «драматизация» сюжета [7].

Как пишет, Б. Томашевский, драматическая литература определяется способностью уподобляться сценической интерпретации, и предназначена для театрального спектакля. Однако существуют определенные требования, при которых драматическое литературное произведение может быть инсценировано на театральной площадке.

Литературное произведение может являться драматическим в том случае, если будет воспроизведено в соответствии со следующими требованиями постановки спектакля: игра артистов, их движения, речи (монологи, диалоги), наличие декораций. Текст такого произведения включает в себя речи героев и ремарки. Фабула разворачивается перед зрителями. Драматическое своеобразие исключает потенциал существования и параллельного развития нескольких сюжетных линий, минимизирует круг тем, разрабатываемых в драме. Время драматического спектакля ограничивается 2-3 часами. За счет чего исключается возможность ввода длинных цепей событий.

В связи с этим, выделяются следующие приемы драматизации: введение внесценических образов, смысловой подтекст, язык героев.

Драматический текст имеет строгую организацию:

1) афиша, где автором прописаны герои;

2) ремарка;

3) реплика;

4) явление;

5) интрига.

В сюжетной композиции драматического текста отражается совокупность всех взаимоотношений персонажей, система их речей - жестов, мимики и поступков - действий, которые связаны единственной авторской целью. То есть под сюжетной композицией понимается основная тема драматургического произведения.

Драматург отдает предпочтение актуальной тематике, обусловленной либо исторической эпохой, либо вечными общечеловеческими потребностями - духовными. В то безвременье, когда Ахматовой писалась «Поэма», героев (не официально-советских) не было. Поэтому автор обращается к героям мемуарным.

По-настоящему героическая личность оставляет после себя массу воспоминаний, следов, отпечатков в памяти современников и последующих поколений творцов. Никто в произведении не покидает этот мир навсегда. Призраки, духи живут среди нас в виде незримых образов. А. С. Демидова в книге «Ахматовские зеркала» отмечает, что название

«без героя» не нужно понимать буквально. Ахматова не имеет в виду отдельно взятого героя, она зашифровывает в заглавии имена и персонажей, которые присутствовали в ее судьбе, изменили ход жизни.

Появление духов локализовано, ограничено пространством Фонтанного дома, который сам становится лирическим героем. Это еще одно важное средство на пути к трансформации поэмного повествования в драматическое действие.

В Фонтанном доме Ахматова прожила 35 лет. Шереметьевский дворец был для нее не просто домом, он вошел в ее поэзию, стал символом Петербурга и России, стал частью «Поэмы». Фонтанный Дом как основное место действия выбран не случайно. Именно здесь она вызывает духов, и именно здесь осуществляется маскарад, «петербуржская чертовня». Приход ряженых - это воспоминания Ахматовой о ее друзьях, близких, героях эпохи: Блок, Гумилев, Кузмин, Маяковский, Судейкина, Князев, Шилейко, Пунин.

Таким образом, дом становится коридором, порталом между миром живых и миром мертвых, в котором для призраков открыты все двери, расступаются стены, и вспыхивает свет. «Поэма без героя» - это поэма времени, которое потеряло своего героя. Это своеобразный отклик на события прошлого, реакция на смерть друзей, великих писателей, а также оценка настоящего и попытка предугадать будущее. А что же остается времени, в котором нет героя? Безусловно, маскарад, карнавал ряженых, в котором каждый хочет занять место нового героя эпохи [6].

Однако можно выделить если не конкретных, то отвлеченных персонажей. Так, одним из героев в поэме является город: Петербург разных эпох, его атмосфера, война, разрушение. Именно городу посвящена третья часть «Поэмы» - «Эпилог», где настоящее встречается с прошлым, Ленинград сталкивается с Петербургом.

Другой герой «Поэмы» - Время, его многослойность, перипетии. Движение времени происходит не последовательно, иногда мимо читателя проходят целые десятилетия, причем они отсылают его как в прошлое, так и в будущее. В результате, получается некое наслоение одного времени на другое из-за того, что Ахматова рассматривает происходящее с временной дистанции.

Очень показательно в этом плане «Вступление» к поэме. ИЗ ГОДА СОРОКОВОГО,

КАК С БАШНИ, НА ВСЕ ГЛЯЖУ. КАК БУДТО ПРОЩАЮСЬ СНОВА

С ТЕМ, С ЧЕМ ДАВНО ПРОСТИЛАСЬ, КАК БУДТО ПРЕКРЕСТИЛАСЬ И ПОД ТЕМНЫЕ СВОДЫ СХОЖУ [1, с. 244].

Каждая последующая строчка в тексте сдвинута вправо. Образуя своеобразную графическую картину, по форме напоминающую лестницу, каждая строка - ступень которой ведет вниз, в прошлое, в мир мертвых, воскрешает воспоминания.

Поэма была задумана в 1940-м году, знаменующим собой крушение эпохи и гибель старой Европы, которая еще могла побороться за сохранение культуры [2]. В тот год, последний перед мировой войной, столица Российской империи жила в преддверии грядущих катастроф и перемен. Автор обращается к этому времени - к поре своей молодости - находясь уже в другой эпохе. Ахматова была свидетелем многих исторических потрясений, приобрела богатый жизненный опыт и спустя почти 20 лет смотрит на прошлое, предвкушая новые испытания, трагические события [5].

Своеобразие ахматовской «повести» в том, что сюжет и конфликт - формы выражения авторского переживания эпохи. В «Девятьсот тринадцатом году» Ахматова окружает воспоминания, в которых к ее лирической героине приходят «тени тринадцатого года», плотным лирическим «кольцом», создает рамочную структуру посредством Посвящения, Вступления, Послесловия. Вместе с тем ощущение эпохи, черты и приметы надвигающихся событий проступают в характерных зарисовках, которые отражаются в афишах [5].

Структурно драма отличается от поэмы тем, что текст в ней выстраивается в виде реплик персонажей, авторских ремарок, разбит на действия и явления, поэтому уже в первой главе «Поэмы» прослеживаем синтез поэмного повествования и драматического действия.

Ахматова представляет вниманию читателя афишу: Новогодний вечер. Фонтанный Дом. К автору, вместо того, кого ждали, приходят тени тринадцатого года под видом ряженых. Белый зеркальный зал. Лирическое отступление - «Гость из Будущего». Маскарад. Поэт. Призрак [1, с. 245].

Однако далее мы не видим характерного для драмы членения на акты и явления, также отсутствуют реплики героев. Ахматова переходит к поэмному повествованию, к монологу лирического героя. Авторские ремарки вставлены в монолог героя и неразрывно с ним связаны. Так, например:

Вы ошиблись: Венеция дожей -

Это рядом... [1, с. 246].

Авторская ремарка показывает то, что это не современная Венеция - дожи ушли в забытье. Это топос - призрак, такой же, как и тени, появившиеся из прошлого, чтобы затем вновь исчезнуть [8].

Далее мы видим лирическое отступление, характерное для поэмы. Оно описывает появление Гостя из будущего и подобно воспоминанию о грядущем [2]. Ахматова вводит на

сцену героя, предваряя его появление авторской ремаркой, что указывает на перевод повествования в действие. Произведение, таким образом, приобретает структуру сценария.

В поэмном повествовании развитие сюжета заменяется усилением ритмической динамики, что добавляет речевому потоку мерности, мелодизма и, в то же время, напряженности, чувства приближения к кульминации. В прозе же мерность повествования задает сама последовательность поступков, совершающихся действий, происходящих событий [10].

Ахматова плавно перестраивает поэмное повествование в драматическое: поэтесса вставляет ремарку в лирической форме, затем - в прозаической, переводит повествование в действие, усиливает динамику событий: Факелы гаснут, потолок опускается. Белый (зеркальный) зал снова делается комнатой автора. Слова из мрака... [1, с. 250].

Завершает первую главу интермедия (комическая пьеска, исполняемая между актами драматического представления). Интермедия - хор, в котором читатель за каждой репликой прочитывает определенного персонажа, в данном случае представителей писательской среды XX века. Ахматова говорила, что, может быть, это либретто балета или киносценарий, где нужны диалоги и реплики отдельным персонажам [2]. Действительно, интермедия содержит диалог - обмен репликами. Цель данного приема - усилить динамичность повествования, отвлечь читателя от философских проблем первой части (путем включения диалога комического содержания), подготовив его тем самым, к восприятию второй части «Поэмы».

Ахматова утвердила собственную структуру «Поэмы» и не нарушила ее в первой части: каждая из четырех глав начинается с афиши - описания места, времени и действующих лиц, поэмное повествование перемежается лирическими отступлениями -ремарками.

В «Решке» действие происходит в 1941 г. Ремарка содержит характеристику 1913 г.: «Только что пронеслась адская арлекинада 13 года, разбудив безмолвие великой молчальницы - эпохи и оставив за собой тот свойственный каждому праздничному или похоронному шествию беспорядок - дым факелов, цветы на полу, навсегда потерянные священные сувениры» [1, с. 262]. Ахматова характеризует эпоху, исходя из собственного миропонимания. В ее сознании события 1913 года сравниваются с маскарадом, всколыхнувшим души людей и оставившим после себя «беспорядок». В «Поэме» эпоха обозначена именем Поэта. Ведь именно поэт - творец, пророк, находящийся в вечном поиске, и, чаще всего, непризнанный.

«Решка» построена иначе, чем «Девятьсот тринадцатый год». Вторая часть открывается диалогом автора и редактора о поэме, который впоследствии переходит в истолкование автором своего художественного замысла и метода [4].

В «Эпилоге» Ахматова складывает воедино разные временные ветви: начало строительства Петербурга и Петербург Достоевского. Городу отведена значительная роль: он и окружающая действительность, и персонаж, чья история рассматривается непрямолинейно во временной плоскости. Ахматова восхищается своим городом, посвящает ему большее пространство поэмы. Даже в самом названии «Поэма без героя» - «П-б-г» - те же три опорные буквы, что и в слове Петербург [2].

«Эпилог» возвращается к исторической современности, в осажденный Ленинград, где писалась поэма. Прощание с «моим городом», оплакивание погибших и разлука с друзьями сменяются картиной эвакуации и далекой дороги на восток и завершаются оптимистическим предчувствием великой победы [4].

Основным средством создания драматического конфликта в поэмном повествовании Ахматовой является контраст. Резкое противопоставление диаметрально противоположных понятий, создающих в сознании читателя определенный образ, позволяет автору, не прибегая к многословности, выделить наиболее важные проблемы произведения. С этой целью Ахматова использует такие языковые ресурсы, как: антонимы, контекстуальные антонимы, оксюморон, антитеза. Проанализировав лексику «Поэмы без героя», можно выделить следующие конфликты:

1) конфликт жизни и смерти: сон - явь, подснежник - могильный ров;

2) социальный конфликт: смрадный грешник - воплощенная благодать;

3) нравственный конфликт: прошедшее - грядущее, священная месть;

4) внутренний конфликт: смиренница - красотка;

5) конфликт с властью: безмолвный хор;

6) любовный конфликт: крамольный, опальный, милый.

«Поэма без героя» представляет собой эмоционально взволнованный монолог, наполненный глубоким лирическим чувством и, вместе с тем, инсценированный драматически. Автор выступает в роли ведущего: следит за движением действия, за реакцией зрителя; представляет героев; показывает цепь эпизодов, начиная от бала призраков и заканчивая трагическим финалом - гибелью влюбленного корнета на Марсовом поле. Кроме того, поэту принадлежит моральная оценка людей и событий эпохи, проскальзывающая в их изображении. Тем самым он является перед нами и как автор, и как герой своей поэмы, как современник и «совиновник» людей своего поколения и, в то же время, как судья, произносящий над ними исторический приговор [4].

Итак, драматизация сюжета поэмы осуществлялась, по нашему мнению, во-первых, посредством умаления авторского «я», превращения его в стороннего наблюдателя за событиями и трансформации его высказываний в реплики. Во-вторых, путем использования

контраста при создании конфликтов, отвечающих за движение сюжета. В-третьих, драматизация достигается посредством отождествления пространства с лирическим героем. В-четвертых, отмечается присутствие незримых для читателя и звучащих для автора героев -призраков в условиях, когда «смерти нет».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахматова А. А. Сероглазый король: Избранные произведения. - СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014. - 288 с.

2. Демидова А. С. Ахматовские зеркала. - М.: Изд-во Александра Вайнштейна, 2004. (2009 - «ПРОЗАиК», Москва).

3. Жилякова Э. М. Эхо «Принцессы Клевской» в русской литературе, или о драматизации эпического жанра // Вестник Томского гос. ун-та, 2011. - № 3 - С. 91.

4. Жирмунский. В. М. Творчество Анны Ахматовой. - Л.: Наука. 1973. - 184 с.

5. Зайцев В. А. История русской литературы второй половины XX века. - М.: Высшая школа, 2004. - 455 с.

6. Крайнева Н. И. Филатова О. Д. А11п§Ь18ге8егуеё: к вопросу об издании незавершенных произведений: (от Пушкина до Ахматовой) // Новое литературное обозрение. - 2008. - № 1. - С. 355-373.

7. Меньщикова А. М. «Поэма без героя» А. Ахматовой: многовариантность текста как структурно-смысловая специфика // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. - 2012. - № 4. - С. 166-174.

8. Незнамова А. Ю. Элементы поэтики комедии дель арте в «Поэме без героя» А. Ахматовой // Вестник Томского государственного университета. - 2016. -№ 403. - С. 10-14.

9. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. Тематика: учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 1996 (1999). - С. 139-149.

10. Цивьян Т. В. Заметки к дешифровке «Поэмы без героя» // Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. - 1971. - Т. 5. - Вып. 284. -С.255-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.