Научная статья на тему 'Драматерапия как технология социальной реабилитации молодых инвалидов: теоретический аспект'

Драматерапия как технология социальной реабилитации молодых инвалидов: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2457
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
драматерапия / социальнопсихологические проблемы / личность / реабилитация / dramatherapy / social and psychological problems / personality / rehabilitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаровская А. В.

В статье рассматривается позитивный потенциал применения драматерапии в социальной реабилитации молодых инвалидов, теоретически обосновывается благотворное влияние драматерапевтической работы на личностные особенности лиц с ограниченными возможностями, а также приводятся примеры высоких достижений инвалидов в области театрального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаровская А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the positive potential of drama therapy in the social rehabilitation of young people with disabilities, it is theoretically justified by the beneficial impact work on dramatherapy for personal characteristics of persons with disabilities, as well as examples of high achievement of persons with disabilities in the area of theatrical arts.

Текст научной работы на тему «Драматерапия как технология социальной реабилитации молодых инвалидов: теоретический аспект»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

удк 159.99

ДРАМАТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© а. в. шаровская

Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского, факультет социологии и социальной работы e-mail: assonia@mail.ru

Шаровская А. В. - Драматерапия как технология социальной реабилитации молодых инвалидов: теоретический аспект // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 41-45. - В статье рассматривается позитивный потенциал применения драматерапии в социальной реабилитации молодых инвалидов, теоретически обосновывается благотворное влияние драматерапевтической работы на личностные особенности лиц с ограниченными возможностями, а также приводятся примеры высоких достижений инвалидов в области театрального искусства.

ключевые слова: драматерапия, социально-психологические проблемы, личность, реабилитация.

Sharovskaya A. V. - Dramatherapy technology as social rehabilitation of young people with disabilities: theoretical aspects // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 41-45. - This article discusses the positive potential of drama therapy in the social rehabilitation of young people with disabilities, it is theoretically justified by the beneficial impact work on dramatherapy for personal characteristics of persons with disabilities, as well as examples of high achievement of persons with disabilities in the area of theatrical arts.

Keywords: dramatherapy, social and psychological problems, personality, rehabilitation.

инвалиды как социальная категория находятся в окружении здоровых по сравнению с ними людей и больше нуждаются в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями, рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий, других форм социальной помощи, которые направлены на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных благ. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы их оптимизировать и активизировать, подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Поскольку ограничения в состоянии здоровья имеют объективный и неизменный характер, то основной задачей становится адаптация и активный образ жизни в существующих условиях. Едва ли не основным моментом в ходе реабилитационной работы являются личные установки инвалида, его готовность и желание преодолеть возникшие барьеры, получить возможность дальнейшего плодотворного развития своих способностей и талантов. именно для целей формирования активной личности, мотивированной к достижению успеха, большое значение имеет искусство и творческая деятельность как способ актуализации внутреннего потенциала личности.

для полноценной активной жизни инвалидов необходимо их вовлечение в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержка связей со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями, управленческими структурами. По сути, речь идёт о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Особое значение реабилитационная работа имеет в молодом возрасте, когда происходит социальное становление личности, включение в связи, общности, и есть возможность как можно раньше оптимизировать потенциал данной категории лиц.

Общение как один из факторов социальной активности реализуется в ходе трудовой занятости, социального взаимодействия, проведения досуга. необходимость интеграции технологий психосоциальной работы и методов прикладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями как объектов «социальной терапии». Среди проблем молодых инвалидов чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка, отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность

обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению.

для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям, создание творческих коллективов, приобщение лиц с ограниченными возможностями к искусству. искусство духовно развивает человека, раскрывает творческий потенциал и становится средством самовыражения личности. Приобщаясь через искусство к духовным ценностям культуры, инвалид включается в общественную жизнь, а значит, социально реабилитируется. Разнообразие видов искусства требует от человека разностороннего развития, постоянного самосовершенствования. драматическое искусство в отношении форм богаче всего: развитие духовных, физических возможностей, чувства прекрасного. Творческий процесс не терпит остановок, иждивенчества и застоя, поэтому постоянное стимулирование творческой деятельности является залогом развития личности. Помимо этого искусство имеет большой потенциал в профилактике социальных заболеваний, предотвращения пагубных тенденций за счёт яркого эмоционально-чувственного воздействия, формируя определённые эстетико-культурные установки. Поэтому социальная реабилитация искусством является естественной и наиболее доступной формой интеграции инвалидов, решения социально-психологических проблем данной категории. драматическое искусство несёт в себе большой потенциал воздействия на личность в разных аспектах: физическом, эмоциональном, психотерапевтическом и социальном.

Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряжёнными с поисками смысла жизни, своего места среди людей и природы. Люди, склонные к тяжёлым и глубоким переживаниям, со времени Марка Аврелия (II в. н. э.), блаженного Августина (IV-V вв. н. э.), Григория На-рекаци (X в. н. э.) интуитивно, спасаясь от душевной боли, искали себя в философских, психологических, религиозных системах, ориентациях и занятиях различными видами творчества.

Арт-терапия - это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Терапия творчеством естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограниченно. Терапия искусством не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Одним из направлений арт-терапии является драматерапия, которая обладает мощнейшим терапевтическим потенциалом, поскольку является синтетическим методом, сочетает элементы движения, музыки, художественного искусства, литературы, а также уникальной образной ролевой игры. игра помогает расслабить тело и душу, безболезненно прививая требуемые навыки, формируя умения и навыки. По определению Эриксона, игра - «функция эго, попытка синхронизировать соматические и социальные процессы с самостью» [1, с. 94]. То есть игра ненавязчиво соединяет действительность и внутренний мир индивида, позволяет усвоить формы общения и поведения, отработать социальные роли, словно «отрепетировать» их в специально созданных ситуациях, где ошибки не так страшны.

драматическая игра является видом изобразительной игры, а драматерапевтическая игра включает кроме неё ещё и фантазирование и игру по правилам -то есть все разновидности игрового процесса. Цель драматерапевтических упражнений также направлена на предотвращение и разрешение психосоциальных трудностей, достижение оптимального роста и развития. Теоретической основой применения игры в терапевтическом процессе являются воззрения психоанализа, гуманистической психологии, бихевиоризма, развивающих теорий, системная, семейная терапии [2, с. 32-69].

Психоаналитический подход целью игровой терапии ставит развитие или исправление психических структур и функций, внутренние конфликты прорабатываются и осознаются, что влечёт за собой способность контроля и изменения поведения. Гуманистическое направление уделяет особое внимание игровой среде, которая служит опорой для саморазвития и раскрытия творческого потенциала без страха осуждения и ошибки. Это позволяет отработать навыки, попробовать свои силы и двигаться вперед в уже привычных условиях. Бихевиоризм делает акцент на подкреплении и фиксации способов действий, реакций, то есть вырабатывает социально-приемлемые рефлекторные способы взаимодействия и восприятия. Системная и семейная, а также другие виды терапий акцентируют внимание на индивидуальных аспектах игры - учитывая возрастные, психологические, физические и социальные особенности клиента, можно подобрать персональную игровую деятельность.

В проведении драматерапевтических сеансов эти подходы в своём сочетании синтезируют всестороннее влияние: решаются внутренние проблемы, закрепляя приемлемый образ действий, отрабатывая приёмы активности в безопасной среде и учитывая индивидуальные возможности каждого. Последнее особенно важно в работе с людьми, имеющими ограниченные возможности. У каждого - свои потребности и желания, а также индивидуальные особенности патологий и психофизических возможностей. По этой причине дра-матерапевтическая работа, основанная на принципах игровой терапии, имеет всестороннее влияние на личность инвалида. Но игровой процесс и театрализован-

ная деятельность имеют и ряд различий: игра не имеет цели стать совершеннее, а драматическая постановка главной целью своей ставит интерес зрителя, работу для публики. Поэтому изначально присутствует стимул не просто отобразить какое-либо явление, но сделать это эстетически привлекательным и интересным.

Адаптационный потенциал драматерапевтичес-кой работы связан с её комплексным воздействием на личность: осуществляется воздействие на эмоциональную сферу, на процессы общения, и участники вынуждены вступать в тесные межличностные контакты, продуцировать идеи. С помощью постоянного решения возникающих трудностей, стимуляции творческого мышления и внимания, рефлексии и эмоциональной саморегуляции постепенно формируются социально значимые характеристики, вырабатываются индивидуальные стили поведения и разрешения конфликтов, преодолевается чувство неполноценности и стеснённости своим телом, возможности которого ограничены. Посредством воздействия на личностноэмоциональную сферу происходит формирование базовых установок личности на рост, развитие, которые делают общение потребностью, естественной частью жизни. Помимо этого, избавляя от телесных зажимов, драматерапия рождает чувство уверенности, поскольку инвалид хорошо знает особенности, свои возможности и при всей их ограниченности может использовать их с максимальной эффективностью.

драматические произведения требуют от актёра глубоких переживаний, самоанализа, осознанности действий и умения управлять своими эмоциями. использование богатого потенциала данного вида деятельности позволило добиться больших результатов, создать творческие коллективы, обогатить историю культуры. Адаптация драматического искусства к нуждам и потребностям людей с ограниченными возможностями расширяет возможности развития человека, создаёт новые формы выражения внутреннего мира, решает многие социально-психологические проблемы личности, помогает в процессе социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

для индивида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью инвалида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причём, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация - самый надёжный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

Возможности инвалидов ограничены физически, но духовный потенциал велик и зачастую весьма неординарен. В зависимости от вида дефекта и степени нарушения функций организма можно сделать вывод о приемлемости драматерапевтической работы в качестве одного из методов социальной реабилитации

инвалидов молодёжного возраста (от 14 до 30 лет). По сути драматерапевтическая работа с инвалидами не требует у них наличия особых навыков, специальных умений, то есть в этом плане это творчество универсальное. Учитывая физические возможности, выраженность нарушения основных функций организма, следует отметить, что к подобной работе могут быть привлечены люди с сохранными психическими функциями (мышление, воля, память, речь, восприятие), некоторыми видами ограничений в сенсорном функционировании (зрение и слух), нарушениями статодинамических функций (опорно-двигательный аппарат). Помимо этого следует принимать во внимание личностные особенности такой категории клиентов, как инвалиды. Зачастую им присущи консервативные установки, стереотипизация мышления, и вследствие этого новационные идеи вызывают недоверие или даже недоброжелательное отношение. Решать эту проблему стоит постепенно, создавая позитивный фон для присоединения, поощряя инициативу, а также большое значение имеет пример сотоварищей, которые, оказавшись более подвижными, достигли определённых успехов. Особенность натуры человека подразумевает игру, воссоздание ситуации, воображение, фантазию - это присуще каждому человеку, поэтому представление каких-либо ситуаций - как реальных, так и вымышленных даёт хороший повод для развития интеллектуально-эмоциональных свойств, позволяет рассматривать человеческие отношения в представленной ситуации под разным углом, идентифицировать себя с героями, менять роли, отрабатывать незнакомые варианты поведения.

Положительные возможности драматерапии обусловлены творческой вовлечённостью, возникающим интересом к происходящим событиям и активным участием в работе коллектива. Задача театра - перенести человека в другой мир, в котором он по-новому научится действовать, принимать решения, покинет свою физическую оболочку и приобретёт неограниченные возможности фантазии. Переживание на занятиях этих ощущений открывает новые перспективы самопознания, расширяет границы понимания, что позволяет иначе оценивать окружающий мир, собственную ситуацию, а также более позитивно взаимодействовать с обществом. Позитивный опыт взаимодействия помогает преодолевать страх активных действий и взаимоотношений с другими участниками.

Прежде всего, можно выделить следующие сложности:

- коммуникативные - сложности в общении, избегание общества здоровых людей, неумение построить беседу, активно поддерживать диалог и т. д;

- личностные трудности - неадекватная самооценка, чувство неполноценности, непринятие собственной личности, отрицание наличия нарушений в состоянии здоровья, деструктивное мироощущение, страхи;

- физическое состояние - слабая общая подготовка, неловкость, мышечные зажимы, страх физической активности и др;

- социальная неактивность - отсутствие мотивации к достижению успеха, низкая степень интереса к происходящим событиям социальной жизни, иждивенческие тенденции, пассивность в познании и развитии;

- трудовая и профессиональная дезадаптация -отсутствие стремления к получению образования, получению дополнительных навыков, освоению новых профессий, консервативные установки в отношении способов заработка, низкая степень самостоятельности в поиске работы.

Названные сложности имеют формальное деление, поскольку их взаимосвязанность и взаимообусловленность делают сложным понимание причин возникновения тех или иных ситуаций, субъективное восприятие может существенно искажать действительное положение дел, влиять на дальнейшее усугубление сложной ситуации. Осознание и желание изменить способ восприятия, модель поведения - большой шаг человека с ограниченными возможностями по пути личностного роста и социальной реабилитации. Реабилитационная деятельность становится в несколько раз эффективней в случае, если потребность в ней осознанна и человек мотивирован и полон желания улучшить существующее состояние.

В области коммуникативного взаимодействия посредством активной включённости инвалида в коллективную деятельность происходит налаживание контактов, обучение навыкам общения. Поскольку в творческих коллективах общение в определённой степени является вынужденным - участники невольно учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свои интересы, знакомятся, завязывают тесные межличностные связи, а также ищут приемлемые способы разрешения конфликтов, осваивают новые роли. Помимо этого, драматерапевтические занятия формируют определённую этику взаимоотношений с партнёрами, учат уважать интересы других и принимать во внимание отличные от своих позиции, точки зрения. Поскольку ни одна цель коллектива не может быть достигнута без сплочения, синергии индивидуальных усилий, то драматерапия выступает средством формирования умения работать в команде, согласовывать усилия каждого во имя общей идеи. Замысел постановки также выступает стимулом к общению -сценические образы связаны друг с другом и в процессе игры вырабатывается определённая модель поведения, даже отрицаемая в реальных ситуациях, она становится опытом общения.

Тесные контакты и совместное времяпрепровождение помогают участникам драматерапевтической работы лучше узнать друг друга, раскрыться и наладить дружеские связи. Позитивный опыт общения выступает одновременно и средством решения некоторых психологических проблем личности - неуверенность в собственной значимости за счёт принятия себя другими позволяет изменить эту негативную установку, переоценить собственную значимость в созидательном направлении. В ходе драматерапевтических занятий проигрываются разнообразные жизненные ситуации,

возможные сценарии развития событий, что позволяет найти решение интересующих и актуальных проблем личности. Творческая деятельность снимает фрустрации, облегчает принятие собственной личности, рождает осознание собственной значимости и интерес к своим возможностям. В ходе драматерапевтического процесса происходит знакомство с драматическими произведениями, а значит, культурное и эстетическое обогащение внутреннего мира инвалида, его творческий рост.

Кроме названного воздействия на личность, следует отметить, что драматерапевтическая работа очень полезна в плане формирования конкурентных качеств -стремление к самовыражению и чувство соревновательности выступают мощным стимулом развития, познания и активности. Повышение внутреннего потенциала личности происходит совместно с процессом усвоения навыков коллективной работы, т. е. осуществляется в гармоничном взаимодействии индивидуального и общественного начал. Решение многих личностных проблем благотворно влияет на уровень социальной активности - осознание своих возможностей и перспектив мотивирует высокий уровень потребностей и актуализирует деятельность. Повышение самооценки до объективно адекватного уровня позволяет трезво оценивать свои возможности и соотносить с ними уровень своих притязаний, что, соответственно, облегчает постановку и достижение целей. Всё это повышает уровень активности, делает поведение молодого инвалида более эффективным в различных жизненных ситуациях. Эффективность повышается за счёт снижения эмоциональных и временных затрат в достижении поставленных целей, решения возникающих сложностей.

драматерапевтическая работа помогает и в процессе трудовой реабилитации молодых инвалидов -за счет повышения личностного потенциала и формирования навыков творческой работы возникает ряд дополнительных возможностей для профессиональной самореализации. коррекция негативных установок помогает снять ряд сложностей, возникающих при устройстве на работу. умения ориентироваться в сложных ситуациях, принимать решения, позитивно взаимодействовать с коллективом, преодолевать стрессовые ситуации, создавать приемлемый образ в глазах работодателя - это навыки, выступающие зачастую определяющими при приёме на работу.

Также следует уделить внимание позитивному влиянию драматерапевтических занятий на физическое состояние лиц с ограниченными возможностями. Занятия драматерапией позволяют инвалидам поддерживать хорошую физическую форму, повысить степень владения своим телом, снять существующие мышечные зажимы вследствие эмоционального раскрепощения и формирования ловкости, быстроты и чёткости движений. Повышение пластичности, подвижности и гибкости делает тело инвалида более «удобным», позволяет максимально компенсировать существующие дефекты и реализовать двигательную функцию в большей мере. Помимо чисто физического

развития занятия драматическим искусством требуют умения концентрировать внимание, проявлять собранность, рационализма в энергетических затратах организма (один из постулатов актёрского мастерства -целесообразный расход мышечной энергии, то есть необходимо расходовать ее столько, сколько надо для каждой конкретной физической задачи). Успешное освоение упражнений, тренинговых заданий позволяет повысить физические возможности в овладении социально-бытовой средой.

драматерапия предлагает системные методы социальной реабилитации - взаимодействие членов творческого коллектива, индивидуальная работа, физическое развитие, знакомство с художественными произведениями, морально-нравственное воспитание личности. В своем сочетании эти подходы оказывают большое влияние на процесс социальной реабилитации инвалидов, их включение в полноценную социальную жизнь.

Посредством самовыражения в творческой деятельности осуществляется сублимационный процесс негативной энергии, раскрытие фрустраций, двигательная разрядка - посредством получения так называемой мышечной радости налаживается оптимальный гормональный баланс организма, улучшается самочувствие, повышается настроение, в связи с этим наблюдается и повышение коммуникативности, контактности, социальной открытости. Позитивное отношение к окружающим помогает наладить процессы общения, расширить контакты, повысить качество социального взаимодействия, устранить напряжённость из отношений. В комплексе все эти позитивные изменения ведут к приемлемому образу поведения, вырабатывают позитивный стиль действий и тем самым адаптируют инвалида к социальным условиям.

Историческое формирование психодрамы и началось с «чистой» театральной деятельности, поэтому и специфика её так тесно связана именно с театральной культурой. Театральный эксперимент, начатый Я. Л. Морено в Вене, получил название «спонтанный театр». Морено обнаружил, что драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения. Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приёмы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода; были введены особые обозначения участников процесса (режиссёр, протагонист), их роли и функции (терапевт, продюсер, вспомогательное «Я») [3].

Успешно систематизировал групповую психотерапевтическую работу К. Рудестам, который большое внимание уделял поэтапной организации занятий и катарсису, считая его одним из наиболее важных механизмов личностного совершенствования и роста [4].

Впоследствии драматерапия всё чаще стала применяться на практике: как в России, так и за рубежом стали создаваться многочисленные творческие коллективы, основными участниками в которых являлись инвалиды. На сегодняшний день большое внимание уделяется творчеству людей с ограниченными возможностями, проводятся фестивали, конкурсы и смотры, позволяющие продемонстрировать достижения и поощрить талантливых молодых людей. В основной массе это самодеятельные театры городов России, но в настоящее время происходит становление театральной деятельности с участием инвалидов на профессиональной основе.

Всероссийское общество инвалидов учредило международную премию «Филантроп», которая присуждается творчески одарённым людям, имеющим ограниченные возможности. В том числе и в области театрального искусства. Одним из наиболее известных фестивалей особых театров является «Протеатр» в г. Москва, в котором принимают участие инвалиды с самыми разнообразными видами дефектов из многих регионов России и стран ближнего зарубежья. Большую известность приобрёл выпускник Пензенского училища культуры и искусств Павел давыдов, принимавший участие в международных конкурсах, неоднократный победитель дельфийских игр, лауреат премии «Филантроп» за выдающиеся успехи в области театрального искусства и пантомимы.

Подобный опыт и теоретическое обоснование позволяют заключить, что драматерапевтическая работа успешно выполняет задачи социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, позволяет реализовать творческий потенциал личности. Более внимательное отношение к творческой деятельности лиц с ограниченными возможностями позволяет создать новый механизм их внеэкономической поддержки. За счёт стимулирования развития и роста возможностей, поощрения инициативы и самостоятельности в решении ряда проблем данной категории граждан.

список литературы

1. Эриксон Э. Х. детство и общество. СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.

2. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. М., СПб: ПИТЕР, 2002. 464 с.

3. Морено Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочки-ной, Е. Рачковой. - М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. 317 с.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия (Психокоррекционные группы: теория и практика) // Под общ. ред. Л. А. Петровской. -М.: Издательская группа «Прогресс», УНИВЕРС, 1993. 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.