Научная статья на тему 'Дозированная оздоровительная ходьба как фактор улучшения состояния здоровья студенток с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы'

Дозированная оздоровительная ходьба как фактор улучшения состояния здоровья студенток с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Румба О. Г., Перемышленникова Н. В.

В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи, и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья (СМГ). Как вариант предлагается обоснованная методика занятий дозированной оздоровительной ходьбой со студентками СМГ с нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, представляются и обсуждаются результаты занятий по экспериментальной методике, анализируются варианты её усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Румба О. Г., Перемышленникова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дозированная оздоровительная ходьба как фактор улучшения состояния здоровья студенток с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы»

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты, обладающие более высоким уровнем ДА и отводящие достаточное время для сна, лучше учатся и реже болеют.

Всё сказанное свидетельствует о необходимости принятия серьёзных мер по привитию студентам интереса к различным видам двигательной активности, желания заниматься физической культурой, а также, в целом, формирования у них установок на здоровый образ жизни.

Список литературы:

1. Горелов А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск: Изд-во ПГТУ. -2008. - вып. 6. - С. 28-33.

2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М.: ФиС, 1970. - 200 с.

3. Зимкин Н.В. Физиологическое обоснование тренировки / Н.В. Зим-кин. - М.: ФиС, 1969. - 191 с.

4. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. - 348 с.

5. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 1986. - с. 129-138.

6. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян. - М.: ФиС, 1978. - 203 с.

ДОЗИРОВАННАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА КАК

ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

© Румба О.Г.*, Перемышленникова Н.В.*

Белгородский государственный университет, Белгород

В статье приводятся данные о состоянии здоровья современной студенческой молодёжи, и поднимается проблема организации максимально эффективных занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы здоровья (СМГ). Как вариант

♦ Доцент кафедры Физического воспитания № 1, кандидат педагогических наук " Старший преподаватель кафедры Физического воспитания № 1

предлагается обоснованная методика занятий дозированной оздоровительной ходьбой со студентками СМГ с нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, представляются и обсуждаются результаты занятий по экспериментальной методике, анализируются варианты её усовершенствования.

Проблема здоровья подрастающего поколения, и в частности, студенческой молодёжи, по многочисленным свидетельствам специалистов, становится всё более актуальной в наше время [1-3]. Так, в Белгородском государственном университете (БелГУ) в 2005-2006 уч. г. к СМГ было отнесено 10,45 % первокурсников, в 2006-2007 уч.г. - 13,57 %, в 20072008 уч.г. - 25,44 %, в 2008-2009 - 32,35 %. В числе основных причин данной негативной тенденции большинство авторов указывают ухудшающую экологию и недостаточную двигательную активность.

Во всех учебных заведениях известна практика распределения студентов по группам здоровья для занятий физической культурой: выделяют основную группу здоровья, подготовительную и специальную медицинскую. Кроме того, в некоторых случаях предусмотрено либо полное освобождение учащихся от уроков физической культуры, либо занятия в группе ЛФК.

Многие авторы, проводившие исследования в области организации занятий физической культурой со студентами СМГ, отмечают, что эффективность занятий с этой категорией студентов во многом зависит от принципов формирования групп и имеющегося арсенала методов контроля за функциональным состоянием организма занимающихся [1]. Наиболее распространенной среди специалистов является точка зрения о целесообразности формирования СМГ по нозологическому принципу, поскольку в этом случае появляется возможность включать упражнения, направленные на профилактику заболеваний того или иного типа [3]. В БелГУ во 2-семестре 2007-2008 уч.г. была предпринята попытка формирования СМГ по нозологическому принципу. В частности, была выделена группа студенток с нарушением сердечно-сосудистой системы, что обусловило поиск эффективных для данного контингента занимающихся средств оздоровительной физической культуры.

Анализ специальной литературы позволяет заключить, что большинство авторов наиболее эффективным средством восстановления деятельности сердечно-сосудистой системы считают оздоровительную ходьбу на свежем воздухе. Кроме того, людям с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы показаны умеренные физические нагрузки и рекомендованы упражнения, активизирующие кровообращение, в том числе в периферических сосудах, а также упражнения дыхательной гимнастики [2]. Однако в специальной литературе оздоровительная ходьба

рассматривается в основном как средство фоновой физической культуры, т. е. с позиции включения её в режим дня. Нами не было обнаружено сведений об использовании оздоровительной ходьбы на свежем воздухе на занятиях физической культурой со студентами СМГ, имеющими отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы.

Исходя из всего сказанного, была предпринята попытка разработать экспериментальную методику занятий физической культурой со студентками, имеющими заболевания сердечно-сосудистой системы, в основу которой легли занятия дозированной оздоровительной ходьбой на свежем воздухе с постепенным увеличением времени и темпа ходьбы. Кроме того, использовались разновидности ходьбы, такие как: ходьба на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, в полу-приседе, в глубоком приседе, а также ходьба по лестнице и в гору. Помимо этого были разработаны комплексы оздоровительных упражнений, стимулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы и нормализующих артериальное давление. Для повышения психо-эмоционального статуса использовались подвижные игры умеренной интенсивности. В заключительной части занятий применяли комплексы дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой.

Для оценки эффективности разработанной методики были сформированы две группы студенток с нарушением сердечно-сосудистой системы: экспериментальная группа (ЭГ) и опытная группа (ОГ). Девушки ЭГ занимались по экспериментальной методике. В ОГ занятия проходили по общей для студентов СМГ программе, разработанной преподавателями кафедры физического воспитания № 1 БелГУ. Данная программа представляет собой упрощённый вариант Федеральной программы по физической культуре для студентов основной группы здоровья и предназначена для всех студентов с отклонениями в здоровье без учёта их нозологических особенностей. В ЭГ занимались 32 девушки, в ОГ - 36. Возраст студенток составил 17-19 лет.

Эксперимент продолжался 4 месяца - с февраля по май 2008 года. В начале и в конце семестра проведено обследование уровня физического развития и функциональной тренированности испытуемых по 18-ти показателям: вес, рост, окружности талии, бедер, грудной клетки, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, проба Штанге, проба Генча, сила (сгибание разгибание рук в упоре лёжа, динамометрия), гибкость, координация, проба Ромберга, артериальное давление, ортостатическая проба, проба Руффье-Диксона, степ-тест (экспресс). Начальное тестирование показало, что, по критериям Стьюдента и Фишера, группы были однородны.

Итоговое тестирование, которое проводилось в мае 2008 г., показало, что в экспериментальной группе произошли улучшения по следующим тестам: рост, вес, окружности талии и бёдер, экскурсия грудной клетки,

ЖЕЛ, проба Штанге, становая сила, динамометрия правой и левой кистей рук, координация, наклон вниз с гимнастической скамейки, сгибание разгибание рук в упоре лёжа, проба Ромберга, систолическое давление, степ-тест. При этом достоверные улучшения зафиксированы в показателях становой силы и координации (табл. 1).

Таблица 1

Оценка физического развития и функционального состояния студенток экспериментальной группы (ЭГ)

Показатели до эксперимента х ± т после эксперимента х ± т разница р

Рост (см) 166,1 ± 1,3 166,7 ± 1,18 + 0,6

Вес (кг) 59,8 ± 2,61 59,6 ± 2,76 - 0,2

Окружность талии (см) 70,8 ± 2,12 68,9 ± 2,42 - 1,9

Окружность бедер (см) 96,8 ± 1,81 96,1 ± 2,01 - 0,7

Окружность груд клетки (см) 88,3 ± 1,88 87,6 ± 2,16 - 0,7

экскурсия грудной клетки (см) 6,3 ± 0,36 7,3 ± 0,56 + 1,0

ЖЕЛ (л) 3,0 ± 0,11 3,1 ± 0,090 + 0,1

Проба Штанге (сек) 40,2 ± 4,47 43,6 ± 4,34 + 3,4

Проба Генча (сек) 33,0 ± 2,81 30,5 ± 3,74 - 2,5

Динамометрия становая 42,8 ± 4,42 68,1 ± 3,70 + 25,3 0,05

правая кисть 27,3 ± 2,1 28,5 ± 1,39 + 1,5

левая кисть 24,5 ± 1,64 26,3 ± 0,95 + 1,8

Коэффициент координации (по Фирилёвой) 6,9 ± 1,3 4,4 ± 0,36 - 2,5 0,05

Наклон вниз с гимнастической скамейки (см) 9,3 ± 2,12 13,3 ± 1,27 + 4,0

Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 5,2 ± 1,0 5,8 ± 0,91 + 0,6

Проба Ромберга (сек) 8,3 ± 1,46 9,5 ± 1,65 + 1,2

Давление (мм.рт.ст.) сист. 113,8 ± 3,94 111,8 ± 3,07 - 2,0

диаст. 68,0 ± 2,48 70,4 ± 1,95 + 2,4

Ортостатическая проба (уд / мин) лежа 86,1 ± 4,89 88,5 ± 5,05 + 2,4

стоя 101,7 ± 4,71 109,5 ± 3,27 + 7,8

разница 15,6 ± 4,77 21,0 ± 4,06 + 5,4

Проба Руффье-Диксона (уд / мин) покой 90,0 ± 4,7 91,8 ± 3,84 + 1,8

20 присед. 128,3 ± 5,54 134,5 ± 3,96 + 6,2

через мин. 97,9 ± 3,75 99,3 ± 3,96 + 1,4

условная ед. 11,6 ± 0,95 12,5 ± 0,81 + 0,9

Степ-тест (уд / 30 сек) Р1 50,9 ± 2,49 46,3 ± 2,60 - 4,6

Р2 46,6 ± 2,38 41,6 ± 2,51 - 5,0

Р3 42,8 ± 2,62 39,0 ±2,58 - 3,8

условная ед. 17,3 ± 1,24 19,3 ± 1,48 + 2,0

В опытной группе улучшения произошли по следующим показателям: рост, вес, окружности талии и бёдер, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, проба Штанге, становая сила, динамометрия правой и левой кистей рук, координация, наклон вниз с гимнастической скамейки, сгибание разгибание рук в упоре лёжа, проба Ромберга, систолическое давление, степ-тест.

Достоверные изменения зафиксированы в показателях экскурсии грудной клетки, становой силы, динамометрии левой кисти, координации, степ-теста (табл. 2).

Таблица 2

Оценка физического развития и функционального состояния студенток опытной группы (ОГ)

Показатели до эксперимента х ± т после эксперимента х ± т разница р

Рост (см) 165,5 ± 0,91 166,2 ± 0,89 + 0,7

Вес (кг) 57,4 ± 1,39 57,3 ± 1,5 - 0,1

Окружность талии (см) 68,5 ± 0,84 66,2 ± 64,0 - 2,3

Окружность бедер (см) 94,3 ± 0,99 94,2 ± 97,0 - 0,1

Окружность груд клетки (см) 84,8 ± 0,86 84,2 ± 0,96 - 0,6

экскурсия грудной клетки (см) 4,8 ± 0,27 6,3 ± 0,28 + 1,5 0,05

ЖЕЛ (л) 2,7 ± 0,09 3,0 ± 0,07 + 0,3

Проба Штанге (сек) 49,1 ± 2,98 49,8 ± 2,81 + 0,7

Проба Генча (сек) 31,8 ± 1,58 30,9 ± 1,95 - 0,9

Динамометрия становая 51,6 ± 2,49 68,8 ± 3,2 + 17,2 0,05

правая кисть 25,5 ± 1,3 27,3 ± 1,0 + 1,8

левая кисть 21,1 ± 0,96 25,3 ± 0,85 + 4,2 0,05

Коэффициент координации (по Фирилёвой) 5,5 ± 0,9 4,0 ± 0,18 - 1,5 0,05

Наклон вниз с гимнастической скамейки (см) 8,7 ± 0,87 9,4 ± 0,87 + 0,7

Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) 5,5 ± 0,27 6,8 ± 0,8 + 1,3

Проба Ромберга (сек) 10,7 ± 1,5 12,4 ± 1,99 + 1,7

Давление (мм.рт.ст.) сист. 110,8 ± 1,81 110,3 ± 2,11 - 0,5

диаст. 70,4 ± 1,17 71,9 ± 1,27 + 1,5

Ортостатическая проба (уд / мин) лежа 77,5 ± 1,99 81,5 ± 2,49 + 4,0

стоя 108,1 ± 3,75 111,4 ± 3,8 + 3,3

разница 30,6 ± 3,18 29,9 ± 3,05 - 0,7

Проба Руффье-Диксона (уд / мин) покой 91,4 ± 3,85 92,1 ± 3,8 + 0,7

20 присед. 120,4 ± 3,83 121,5 ± 2,97 + 1,1

через мин. 94,4 ± 2,69 96,8 ± 2,96 + 2,4

условная ед. 10,6 ± 0,83 11,0 ± 0,77 + 0,4

Степ-тест (уд / 30 сек) Р1 49,5 ± 1,63 45,5 ± 1,45 - 4,0

Р2 45,2 ± 1,28 41,4 ± 1,26 - 3,8

Р3 44,8 ± 1,41 39,8 ± 1,36 - 5,0 0,05

условная ед. 16,8 ± 0,51 18,9 ± 0,71 + 2,1 0,05

Сравнение результатов между группами в конце семестра показало, что в ЭГ зафиксированы более заметные улучшения в показателях веса, окружности бёдер, пробы Штанге, становой силы, координации, гибкости, систолического давления, степ-теста. При этом в ЭГ достоверно больший прирост произошёл в пробе Штанге, а также в показателях становой силы и гибкости. В ОГ более заметные улучшения зафиксированы в показателях роста, окружности талии, экскурсии грудной клетки, ЖЕЛ, динамо-

метрии правой и левой кистей рук, сгибания разгибания рук в упоре лёжа, пробы Ромберга. Достоверно больший по сравнению с ЭГ прирост произошёл лишь в пробе Ромберга по критерию Фишера.

Таким образом, в результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что предложенная методика оказывает положительное влияние на общее физическое развитие студенток с нарушением деятельности сердечно-сосудистой системы, способствует повышению их силовых и координационных способностей, а также улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, о чём свидетельствуют улучшения в показателях пробы Штанге, степ-теста, артериального систолического давления. К сожалению, за исключением пробы Штанге, достоверных положительных изменений в деятельности сердечно-сосудистой системы испытуемых отмечено не было. Очевидно, для повышения эффекта от занятий дозированной оздоровительной ходьбой следует скорректировать методику: вероятно, следует увеличить темп и время ходьбы, включить в занятия упражнения аэробного характера умеренной мощности, возможно, подумать об использовании оздоровительного бега. Кроме того, на данном этапе невысокий эффект от занятий может объясняться недостаточной длительностью эксперимента - 4 месяца. На наш взгляд, есть основания ожидать, что занятия дозированной оздоровительной ходьбой в течение года приведут к более ощутимым положительным сдвигам в функциональном состоянии студенток с нарушением сердечно-сосудистой системы.

Список литературы:

1. Гришина Г. А. Влияние целенаправленных физических упражнений на функциональные возможности организма и профилактику заболеваний студенток СМГ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Гришина Галина Александровна. - Улан-Удэ, 2005. - 180 с.

2. Имнаев Ш.А. Методика обучения рациональному дыханию в процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Имнаев Шабан Абдула-Оглы. -Волгоград, 2002. - с. 4-5.

3. Федякин А. А. Организация занятий по физическому воспитанию студентов специального отделения ВУЗа / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Л. К. Федякина // Адаптивная физическая культура: науч.-теоретич. журнал. - СПб: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - 2005. - вып. 3 (23). -С. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.