Научная статья на тему 'Довузовская подготовка как средство становления личности будущих абитуриентов'

Довузовская подготовка как средство становления личности будущих абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / PREPARATION FOR VOCATIONAL TRAINING / SOCIAL MATURITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL ROLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Н. А.

В статье предложены подходы к построению системы довузовской подготовки с учетом выявленных педагогических особенностей процесса становления социальной зрелости будущих студентов медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR VOCATIONAL TRAINING AS THE MEANS OF INTENDING STUDENT'S PERSONHOOD ACHIEVEMENT

Some approaches to provide complex preparation for vocational training are revealed in the article concerning the identified pedagogical features of social maturity being achieved by an intending student in medical schools.

Текст научной работы на тему «Довузовская подготовка как средство становления личности будущих абитуриентов»

УДК 37

ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ

©2010 Н.А.Федорова

Омская государственная медицинская академия

Статья поступила в редакцию 28.09.09.

В статье предложены подходы к построению системы довузовской подготовки с учетом выявленных педагогических особенностей процесса становления социальной зрелости будущих студентов медицинской академии.

Ключевые слова: довузовская подготовка, социальная зрелость, профессиональная направленность, социальная активность, социальные роли.

Многочисленные исследования профессиональной и допрофессиональной подготовки старшеклассников посвящены, как правило, аспекту формирования когнитивного компонента профессионального обучения. На наш взгляд, недостаточно изучено влияние довузовской подготовки на социализацию, индивидуально-лич-ностное развитие, становление социальной зрелости будущего студента. Это подтверждается и результатами введения единого государственного экзамена. Проведенные нами исследования показали, что положительные результаты ЕГЭ не гарантируют успешного обучения студентов уже на первом курсе; связано это, на наш взгляд, с социальной незрелостью абитуриентов. ВУЗы получают социально незрелую молодежь, что негативно сказывается, в частности, на подготовке специалиста в области медицины. Таким образом, возникают противоречия: 1) между необходимостью интенсификации процесса формирования социальной зрелости личности и неразработанностью проблемы становления социальной зрелости в ходе довузовской подготовки; 2) между высокими требованиями высшей школы к будущим студентам и достаточно низким уровнем социальной зрелости выпускника; 3) между необходимостью становления социальной зрелости выпускника общеобразовательной школы и недостаточным пониманием молодыми людьми сущности социальной зрелости; 4) между возможностями различных форм довузовской подготовки и ее узкоспециализированным характером.

Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно определяет человек свое место в обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям,

своему труду1. Социально зрелой личности присущи социальная мобильность, устойчивость, активная социальная позиция. Направленная социализация, включающая в себя процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации, действуя в сферах общения, деятельности и развития самосознания, позволяет содействовать становлению социальной зрелости личности, что, в конечном итоге, является ее 2

результатом .

Довузовское образование позволяет актуализировать стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной образовательной траектории молодого человека, способствует самореализации личности. В процессе теоретического анализа выявлены определенные педагогические особенности организации довузовской подготовки, обеспечивающие становление социальной зрелости личности будущих студентов3. В довузовской подготовке учитывается, что главным является не только обучающий результат. Субъект довузовской подготовки - слушатель подготовительных курсов не просто усваивает знания, но и адаптирует их, избирательно реагирует на педагогическое воздействие с учетом личного опыта и уровня психического развития. Поэтому обучение на подготовительных курсах должно быть только развивающим и только субъектным. Кроме обучения, система включает процессы воспитания и развития, обеспечивающие направленную социализацию личности старшеклассника.

Разработанный комплекс мероприятий состоит из четырех этапов, и на каждом из них реализуются педагогические воздействия в соответствии с выявленными педагогическими особенностями. На диагностическом этапе, учитывая такую особенность, как использование методов «входного» контроля уровня социальной зрелости и уровня подготовленности слушателей, были включены индивидуальная диагностика

Федорова Нина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент-методист Центра довузовской подготовки и профориентации. E-mail: Lopanova omgpu@mail.ru

1Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: 2001.

2Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. Сластенина В.А. - М.: 2000.

3 Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: Автореф. дисс...канд. пед. наук. - Челябинск: 2000.

профессиональных интересов, мотивации, личностных свойств, коммуникативных особенностей абитуриента, уровня социальной активности, развития ценностной сферы личности старшеклассников и т.д. Для обеспечения оптимального сочетания форм социального и учебного взаимодействия (индивидуальная работа, групповая, фронтальная, парная, бригадная) проведено формирование учебных микрогрупп; изучение уровня социальной зрелости каждого абитуриента позволило обеспечить выбор методов довузовской подготовки, адекватных выявленному уровню.

На организационном этапе совместное целепола-гание позволило использовать такую педагогическую особенность, как конкретность целей довузовского образования. Встречи с практикующими врачами, ведущими специалистами клиник, участие в ярмарках профессий, оформление информационных стендов и WEB-сайта, музейная педагогика (анатомический музей, музей биологии, истории медицины), выявление лидеров групп, организация групповой работы обеспечивали действенность методов, направленных на саморазвитие и самореализацию личности абитуриента на основе индивидуального подхода к каждому слушателю. Существенную роль сыграли встречи с представителями деканатов факультетов, которые проводились регулярно. Кроме того, дифференциация учебного материала в соответствии с выявленным уровнем подготовленности абитуриентов способствовала рациональному сочетанию индивидуальных, групповых, коллективных способов социального и учебного взаимодействия.

Формирующий этап выстроен с учетом таких особенностей, как включение слушателей в активную деятельность, рациональное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных способов социального и учебного взаимодействия, направленность методов довузовской подготовки на саморазвитие и самореализацию личности абитуриентов. Реализация этих особенностей осуществлена с помощью активной самостоятельной учебной работы слушателей подготовительных курсов, личностно-деятельностных технологий и оптимального сочетания групповой, индивидуальной и коллективной работы абитуриентов. Занятия на базе кафедр медакадемии (нормальной физиологии, нормальной анатомии, биохимии), мастер-классы, выполнение творческих заданий, связанных с профессией, создание учебных ситуаций, требующих дискуссии, встречи со студентами старших курсов, дискуссия «Самоуправление в студенческой группе» - далеко не полный перечень содержания формирующего этапа. Работа в экспериментальных группах строилась с учетом определенных видов социальной и познавательной деятельности и включала в себя разные виды лекций (не более четырех часов), групповую работу слушателей, работу в парах, аудиторную самостоятельную работу, внеаудиторные мероприятия (тренинги, круглый стол, проблемный семинар, т.д.). В контрольной группе были использованы разные виды лекций, в том числе проблемные; практические занятия проводились по традиционной

методике. В экспериментальных группах содержание программного материала было структурировано в модули, содержащие несколько элементов, и распределено по уровням - минимальному, базовому, углубленному, что позволило абитуриентам выбирать собственную программу обучения. Для освоения разноуровневого содержания предлагались разные по степени сложности литературные источники, вопросы, задания, что способствовало развитию творческого подхода к организации самостоятельной работы, более активному исследованию литературы. Выбор уровня содержания обучения служил одним из критериев формирования групп слушателей и являлся приемом развития целеполагания, ответственности, мотивации учебной деятельности. Все это стимулировало познавательную активность абитуриентов.

Активно использовалась в экспериментальных группах рейтинговая система оценок знаний слушателей, которая обеспечила дополнительную мотивацию их деятельности, побуждая на поиск новых форм самостоятельной работы. Педагогическое сопровождение процесса довузовской подготовки на данном этапе предполагает не только обучение на подготовительных курсах, но, прежде всего, деятельность в трех направлениях: педагогическое просвещение (ознакомление абитуриентов с требованиями социума к личности как субъекту деятельности врача и социально-профессиональных отношений через посещение музея Омской медицинской академии, встречи со студентами, преподавателями); педагогическая поддержка (обучение самоанализу, самовоспитанию и самоуправлению личности через проблемный семинар «Каким врачом я стану», тренинги «Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие», «Развитие творческого потенциала личности»); педагогическая коррекция (создание педагогически целесообразных ситуаций уточнения и согласования жизненных целей и ценностей личности с целями и ценностями социума посредством самооценки, взаимооценки и групповой оценки социально значимой деятельности и ее результатов, проведения круглого стола «Клятва Гиппократа» и т.д.). Исходя из задач социализации студентов в вузе, освоение социальной роли - это, прежде всего, овладение теми нормами, правилами поведения, которые присущи ведущим социальным ролям: профессионал, общественник, семьянин. Человек может выполнять несколько ролей одновременно, и определяющим для успешной реализации роли будет являться его сформированное и формирующееся отношение к «Природе», «Обществу», «Личности», то есть то общее, присущее человеку, через которое проявляется частное, а именно, выполнение социальных ролей.

Реализуя одно из основных требований к организации процесса социализации - создание таких условий, при которых старшеклассники освоили бы социальные роли «Профессионала», «Общественника», «Семьянина», видами деятельности для абитуриента мы выдвигаем: 1) обязательную - учебно-познавательную, включая практическую профессио-

нальную деятельность, целью которой является освоение социальной роли «профессионала». Это направление деятельности реализуется содержанием определенных тем учебных дисциплин. Так, на занятиях по биологии при изучении вопросов антропоге-нетики рассматривается вопрос происхождения, диагностики и профилактики наследственных заболеваний, при которых могут отмечаться отклонения в умственном развитии человека, приводящие к деформации личности; среди тем, предлагаемых на уроках литературы для написания сочинений - «Сила врача -в его сердце и слове», «Дело, которому ты служишь (о высоком предназначении врача)»; 2) избирательную - познавательно-практическую, не регламентируемую учебным планом, в том числе, целью которой является освоение социальной роли «общественника». На занятиях по химии вопросы, связанные с экологической грамотностью, рассматриваются в темах «Водород, его использование в технике и промышленности», «Углеводороды», «Химическая переработка и использование нефтепродуктов». При рассмотрении тем «Спирты», «Углеводы» затрагиваются вопросы подросткового алкоголизма; вопросы наркотической зависимости - в разделах «Нуклеиновые кислоты», «Азотосодержащие органические соединения». При изучении вопросов физиологии высшей нервной деятельности изучаются вопросы мотивации поведения человека: только сознание определяет рассудочную деятельность; мотивация обеспечивает целенаправленность поведения; мотивация обеспечивает постановку цели и программу ее реализации. 3) рекомендуемую - социально-педагогическую, не регламентируемую учебным планом, целью которой является освоение (в определенной мере) социальной роли «семьянина». Например, на занятиях по биологии в разделе «Происхождение человека» разбирается биологическое наследие человека и его качественное своеобразие как социального существа (общественный образ жизни, роль труда, семьи, адаптивное поведение в процессе становления общественного образа жизни, необходимость прогнозировать свою семейную жизнь, воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт).

Итоговый этап представлен оценкой результатов довузовской подготовки. Эта педагогическая особенность реализована не только через степень когнитивной готовности абитуриентов к обучению в медицинской академии, но, прежде всего, через итоговую диагностику уровня социальной зрелости. Исходя из данных, полученных в результате констатирующего этапа исследования (нами были обследованы учащиеся 11-х классов разных школ г. Омска и области, г. Пыть-Ях Ямало-Ненецкого АО), можно констатировать: в системе профессионально важных качеств старшеклассников существенными факторами являются мотивационно-ценностное отношение к выбору профессии; мотивы, побуждающие школьников к выбору типа профессиональной деятельности; ценности, обусловливающие привлекательность и престиж различных профессий; установки личности, опреде-

ляющие профессиональные интересы и склонности школьников. По данным исследования мотивов определено, что на первое место старшеклассники поставили утилитарный мотив, на второе место - профессиональный мотив и на третье место - общесоциальный. Представлены были и такие мотивы, как социальная идентификация, научно-познавательный и самоутверждение. Осознание ценностей, определяющих уровень социальной зрелости, функционирует, главным образом, на низком и среднем уровнях (приблизительно у 75% от числа опрошенных), зато охватывает почти все ценности. В небольшой степени выступает отрицательное оценивание, касается это только 0,9% респондентов и девяти ценностей. Анализ экспериментальных данных свидетельствует, что социальная активность и личностная саморегуляция испытуемых находятся на допустимом уровне, но ближе к его нижней границе.

Обобщая полученные данные, можно утверждать, что оптимального уровня развития социальной зрелости достигают лишь 7% выпускников, достаточного -30%, а на критическом находятся 63% старшеклассников. Все четыре группы слушателей обучались в соответствии с требованиями к поступающим в Омскую государственную медицинскую академию, рекомендациям по подготовке к вступительным экзаменам. Количество часов, отводимых на подготовительные курсы, во всех группах было одинаковым. Различными были цели, содержание и методы организации образовательного процесса в экспериментальных и контрольной группах.

На конечном этапе вновь была проведена диагностика выявления уровня развития социальной зрелости личности старшеклассников (набор социальных ролей, профессиональной направленности, ценностных ориентаций), определение социальной мобильности молодежи, сделана попытка выявить наличие опыта социальной адаптации абитуриентов, изменение их информированности об их будущей профессии. Проведенное статистическое сравнение результатов проявления элементов социальной зрелости личности у слушателей экспериментальных групп показало отсутствие достоверных различий между ними (Р>0/05) и позволило сопоставить результаты педагогического эксперимента.

Старшеклассники при выборе профессии руководствовались целым рядом мотивов, которые могут рассматриваться и как побуждение к будущей деятельности на медицинском поприще. Среди мотивов, оказавшихся актуальными при выборе профессии врача, были, прежде всего, престижность (87%), перспектива профессионального роста (85,4%), желание быть хорошим специалистом (78%), призвание (73,4%) и другие. Выдвигаемые учащимися выпускных классов мотивы свидетельствуют о достаточно высокой степени их самосознания. Их глубокий личностный смысл отражает эффективность роста в процессе довузовской подготовки. Исследование показало, что профессиональные планы старшеклассников

достаточно стабильны и не нуждаются в корректировке.

Социальная роль профессии медицинского работника оценивается испытуемыми как важная и очень важная. Субъективно-личностный смысл деятельности врача заключается в значимости, необходимости для общества результатов его труда (80%) и в ее значимости для решения социальных вопросов людей (56%). По результатам исследования, снижение числа старшеклассников, у которых выявлялся критический и допустимый уровни социальной активности, произошло также за счет достижения 10-ю% испытуемых экспериментальных групп оптимального уровня сформированности данного качества. Основное изменение произошло в стиле взаимодействия с товарищами по группе - у 18% испытуемых отмечен его оптимальный уровень (в начале эксперимента этот уровень не был зафиксирован), произошло увеличение на 24% количества абитуриентов с допустимым уровнем взаимодействия. Наличие оптимального уровня социальной активности было отмечено у 18% испытуемых в экспериментальных группах и у 8% -критического, в контрольной же группе критический уровень зафиксирован у 12% слушателей, а оптимальный - лишь у 6%. Увеличилось значение ценностей взаимодействия - общение со сверстниками как ценность отметили 62,5% респондентов (до эксперимента этот показатель составлял 54,2%). Возросло осознание ценностей развития и самосовершенствования - с 32,9 до 57,1% от числа испытуемых. Из 120 испытуемых у 92,6% наблюдалось повышение уровня сформированности мотивов познавательной деятельности. Произошли и изменения в структуре мотивов познавательной деятельности: возросло количество испытуемых; назвавших в качестве мотивов «приобретение профессионально значимых качеств и свойств личности» (до 45,9%); «эмоциональное удовлетворение от занятий» (до 35,7%). У 84,7 % отмечалось увеличение объема словаря, в том числе объем выше среднего был отмечен у 17,9% испытуемых.

Результативность проведенной опытно-

экспериментальной работы подтверждается и изучением эффективности учебной деятельности первокурсников, участвовавших в экспериментальной работе по развитию социальной зрелости старшеклассников в процессе довузовской подготовки.

В экспериментальных группах обучалось 90 человек. Из них по результатам вступительных экзаменов на первый курс зачислены 77 человек (85,6%). Абитуриенты, окончившие подготовительные курсы и обучавшиеся в контрольной группе, в основном обучаются на контрактной основе. Анализ результатов сессий показал, что общий средний балл по всем факультетам у студентов, обучавшихся на подготовительных курсах в экспериментальных группах, достаточно высокий - 4,1. Таким образом, результаты учебной деятельности первокурсников показывают, что студенты, прошедшие экспериментальную довузовскую подготовку, легче адаптируются к обучению в ВУЗе и успешно учатся. В результате экспериментальной работы произошло приращение числа абитуриентов с оптимальным (высоким) уровнем социальной зрелости на 3%. Увеличилось число испытуемых, имеющих допустимый уровень социальной зрелости, на 7%. Соответственно, на 10% уменьшилось число испытуемых с выявленным критическим уровнем социальной зрелости. Этого результата удалось достичь в ходе реализации разработанной нами методической системы, в которой учтены выделенные педагогические особенности образовательного процесса, способствующие достижению поставленной цели.

Полученные результаты доказывают, что за период целенаправленного педагогического воздействия у испытуемых экспериментальных групп произошли положительные изменения в развитии элементов социальной зрелости. Это означает, что педагогическое воздействие в ходе реализации разработанной методической системы оказывает безусловное влияние на степень сформированности социальной зрелости в целом.

PREPARATION FOR VOCATIONAL TRAINING AS THE MEANS OF INTENDING STUDENT'S PERSONHOOD ACHIEVEMENT

©2010 N.A.Fedorova

Omsk State Medical Academy

Some approaches to provide complex preparation for vocational training are revealed in the article concerning the identified pedagogical features of social maturity being achieved by an intending student in medical schools.

Key words: preparation for vocational training, social maturity, professional orientation, social activity, social roles.

Fedorova Nina Alexandrovna, Candidate of Pedagogics, assistant methodologist professor of Centre of Vocational Training and Professional Orientation. E-mail: Lopanova omgpu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.