Научная статья на тему 'Досуг современных студентов как сфера социализации личности (contemporary students' leisure as sphere of personality socialization)'

Досуг современных студентов как сфера социализации личности (contemporary students' leisure as sphere of personality socialization) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
479
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОСУГ / ПАССИВНЫЙ ОТДЫХ / АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ТВОРЧЕСТВО / МЕНТАЛИТЕТ / МОЛОДЁЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIALIZATION / LEISURE / PASSIVE LEISURE / ACTIVE LEISURE / CREATION / MENTALITY / YOUTH SOCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Виктор Михайлович, Денщикова Татьяна Юрьевна

В статье приведены результаты оценки досуга студентов Ставропольского государственного университета. Показана значимость в современной жизни пассивного и активного отдыха молодых людей и освоение ими инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation results of Stavropol State University students' leisure are presented in the article. The significance of young people's active and passive recreation and the acquisition of innovation technologies in the contemporary life is revealed.

Текст научной работы на тему «Досуг современных студентов как сфера социализации личности (contemporary students' leisure as sphere of personality socialization)»

Педагогические н ну ки

ДОСУГ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В. М. Иванов, Т. Ю. Денщикова

CONTEMPORARY STUDENTS' LEISURE AS SPHERE OF PERSONALITY SOCIALIZATION

Ivanov V. M., Denshikova T. Y.

The estimation results of Stavropol State University students' leisure are presented in the article. The significance of young peoples active and passive recreation and the acquisition of innovation technologies in the contemporary life is revealed.

Key Words: socialization, leisure, passive leisure, active leisure, creation, mentality, youth social organzzations.

В статье приведены результаты оценки досуга студентов Ставропольского государственного университета. Показана значимость в современной жизни пассивного и активного отдыха молодых людей и освоение ими инновационных технологий.

Ключевые слова: социализация, досуг, пассивный отдых, активный отдых, творчество, менталитет, молодёжные общественные организации.

УДК 378: 379. 093

Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно-ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.

Молодежь действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально-демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи.

Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т. д. Однако это внешняя сторона, характерная не для всей молодежи в целом.

Молодость - это период становления личности, поиска жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор.

Анализ основных концепций педагогики в области молодёжной политики позволяет выделить в молодежной проблема-

т

Иванов В. М., Денщикова Т. Ю.

Досуг современных студентов как сфера социализации личности

тике некоторые актуальные социально-педагогические проблемы.

Во-первых, это проблема воспитания молодых людей, которая в научном плане исследуется той область педагогики, которая носит название «педагогика взаимодействия». При этом необходимо иметь в виду, что в зависимости от возраста молодого человека цели и задачи, содержание, формы и методы работы с ним естественно изменяются. Однако в рамках воспитания решаются вопросы её социализации, социального развития, социального становления.

Во-вторых, это проблема переустройства социальной среды, социума обитания молодого человека таким образом, чтобы молодежь не только имела право на соответствующую человеку жизнедеятельность в нем, но и реальные возможности для осуществления этой жизнедеятельности, на личностную самореализацию при высоком уровне группового и персонального социального здоровья и благополучия.

В-третьих, включение молодых людей в социальные отношения не осуществляется автоматически, этот процесс не бывает легким и непротиворечивым. Каждый молодой человек в значительной степени сам определяет свой путь, пользуясь присущим человеку как социальному существу правом на выбор. Однако эффективность такого выбора определяется наличием социальных предложений общества каждому из своих членов. Педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества.

Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей и поступков является досуг. «Досуг» в переводе с латинского языка, означает «быть свободным», с французского - «быть разрешенным», с греческого - «серьезная деятельность без давления необходимости», а в энциклопедическом словаре А. М. Прохорова «досуг» переводится, как часть внерабочего времени, ос-

тающаяся у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат.

Досуговые «объединения» представляют собой группы, где процесс формирования и развития индивида происходит активно и не ограничивается социальным заказом, а в большей степени осуществляется на основе потребностей и мотивов поведения молодых людей (1).

Такие формы досуга, как объединения по интересам - научные, спортивные, культурные - являются благоприятной средой для осознания себя. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции, усвоение норм поведения в обществе (2).

В рамках досугового времени молодые люди восстанавливают свои психические, интеллектуальные и физиологические возможности. Досуг может как стать стимулом для развития личности, так и превратиться в силу, калечащую, деформирующую сознание и поведение человека, ограничивающую духовный мир, что может привести молодого человека к пьянству, наркомании и другим формам асоциального поведения.

Культура досуга - это прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время (3).

Авторами статьи были привлечены к социологическим исследованиям студенты физико-математического, географического, медико-биолого-химического факультетов, а также студенты факультетов физической культуры и романо-германских языков (количество студентов в опрашиваемых группах по факультетам от 30 до 39 человек).

Результаты исследований показали, что досуг студентов Ставропольского государственного университета состоит из нескольких уровней пассивного и активного отдыха, различающихся по социальной, культурной и психологической значимости. Самый простой вид досуга - пассивный отдых. Он предназначен для восстановления

сил, характеризуется состоянием покоя, который снимает утомление и восстанавливает силы. Данный вид досуга включает в себя прогулки по городу, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов, чтение газет и журналов, посещение друзей, знакомых. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей. Он пассивен, индивидуален. Но тем не менее такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Пассивный отдых подготавливает индивида к более сложной и творческой работе. Опрос показал, что пассивный отдых занимает от 72,1 до 82,3% времени студентов. Схожий менталитет современной молодежи обусловливает и несколько одинаковый интерес в пассивном отдыхе (см. рис. 1).

-БНЛОТнАг'ГтО

Пцл™ р-ЗТ

ТМГ^Яг^ЭА - ОГЭИ IV» ю

-КБ пти

Рисунок 1. Пассивный отдых студентов: 1 -гуляют по городу, 2 - посещают кинотеатры, 3 - слушают музыку, 4 - смотрят видеофильмы, 5 - читают газеты, 6 - посещают друзей и знакомых, 7 - в среднем по специальности.

Студентам при опросе было предложено дать рейтинговую оценку предпочтения того или иного вида пассивного отдыха (от самого предпочтительного - до наименее интересного). В результате бесед был отмечен тот факт, что современное студенчество сегодня предпочитает читать не «жёлтую прессу», а серьезные политические и познавательные издания, при просмотре видеофильмов всё чаще выбирают научно-популярные видеоблоки, при прослушивании музыки выбирают классическую музыку, конечно в современной аранжировке.

Активный отдых быстро восстанавливает физиологические и психические функции человека. Студент, наслаждаясь движением, сменой эмоциональных воздействий,

общением с единомышленниками, быстрее снимает утомление, которое накопил за время усвоения знаний в стенах университета. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует сил, воли и подготовки, гражданской позиции - это занятия спортом, участие в художественной самодеятельности, участие в общественных молодёжных движениях. В зависимости от выбранной специальности им занимаются от 31,2 до 47,1% студентов университета. Небольшое преимущество по таким видам деятельности, как посещение спортклубов и занятие автоделом, по вполне понятным причинам выявлено в тех группах, где большинство учится юношей (см. рис. 2).

-Бнптогнн --эд

тапия "И

. йи И1Г- X —я—КБ V»

Рисунок 2. Активный отдых студентов: 1 -посещают клубы, 2 - посещают дискотеки, 3 -участвуют в художественной самодеятельности, 4 - занимаются живописью, 5 - осваивают автодело, 6 - в среднем по специальности.

Опрос показал, что значительный процент наших студентов (51,3-92,4%) используют Интернет-технологии в до-суговой деятельности (см. рис.3).

1(Ц| н ■И 4(1 2И А

■ ПичНА И-Л.1

- тчгъя—3!

Рисунок 3. Освоение студентами инновационных технологий: 1 - работают на компьютере, 2 - «сидят» в Интернете, 3 - среднее по специальности.

Иванов В. М., Денщикова Т. Ю.

Досуг современных студентов как сфера социализации личности

Необходимо отметить, что только сбалансированность пассивного и активного отдыха развивает и гармонизирует личность.

Исследование показало, что студенческая молодёжь Ставропольского государственного университета в своё свободное время всё активнее включается в общественные молодёжные объединения, что говорит о желании участвовать в демократических преобразованиях России. В целом более 50% опрошенных молодых людей СГУ проявили интерес к работе молодёжных общественных организаций и указали направление деятельности, в которой они с удовольствием бы приняли участие (20% опрошенных уже состоят членами молодёжных организаций и сегодня активно пропагандируют здоровый образ жизни, экологические идеи).

Обращение к проблеме работы со студенческой молодежью, её досуговой деятельности и выделение ее в число приоритетных направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального об-

разования, актуализацию ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптацию ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Звоновский В. Н. Досуговые предпочтения молодежи. — М.: Наука, 2002.

2. Суртаев В. Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. — М.: АРГУС, 1997.

3. Теменьева Р. А. Изучение досуговых интересов населения. — М.: Открытый мир, 2005.

Об авторах

Иванов Виктор Михайлович, Ставропольский государственный университет, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Сфера научных интересов - управление процессом воспитания студенческой молодёжи и оценка её результативности.

Denschykova@mail.ru

Денщикова Татьяна Юрьевна, Ставропольский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент. Сфера научных интересов - формирование активной жизненной позиции студенческой молодёжи. Denschykova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.