Научная статья на тему 'Досуг и проблема формирования социалистического сознания советского народа в 1920-1930-е гг. (на материалах Астраханской области)'

Досуг и проблема формирования социалистического сознания советского народа в 1920-1930-е гг. (на материалах Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корноухова Г. Г.

В статье ставится вопрос об уровне развития в советском обществе 1920-1930-х гг. различных форм досуговой деятельности и о стремлении советского правительства использовать их в качестве инструмента идеологического воспитания народных масс дня формирования у них социалистическою сознания. Данная проблема рассматривается в региональном разрезе и отображает результативность проводимой советским правительством полтитики среди населения Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEISURE AND THE PROBLEM OF FORMATION OF SOVIET PEOPLE'S SOCIALISTIC PERCEPTION IN 1920-1930th (ON THE BASIS OF THE ASTRAHAN REGION'S SOURCES)

This article discerns a question about the level of development of different leisure forms in the soviet society of 1920-30 and about soviet government's tendency to use them as an instrument of ideological education of people and formation of their socialistic perception. This problem is examined in the region cut and reflects the result of soviet government's politics among the Astrahan region's people.

Текст научной работы на тему «Досуг и проблема формирования социалистического сознания советского народа в 1920-1930-е гг. (на материалах Астраханской области)»

ДОСУГ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ С01ЩАЛИСТИЧЕСК0П) СОЗНАНИЯ СОВЕТСКОГО НАРОДА В 1920-1930-е ГГ.

(НА МАТЕРИАЛАХ АС ТРАХАНСКОЙ ОЬЛАСТИ)

Г.Г. КОРНОУХОВА

Кафедра истории России Российский университет дружбы иародон Москва, уч. Микчу\'и~,\[(1к'пш, 10 1

В статье ставится вопрос об уровне рачнитни н советском оощеггие 1^.М) I*> Н>~х п\ различных форм досугопой деятельности И О сгремлешш СОНОН’КОГО иравшельегна исполню* вать их в качестве инструмента идеологического воешпання народных масс дня формирования у них социалистическою сознания. Данная иробпема рассматривается в региональном рачрече и отображает рочультатшшоеть проводимой советским правшечьсгвом политики среди населения Астраханской области.

Свободное время человека в ого повседневном существовании представляет собой наиболее ценную часть его жизнедеятельности, поскольку оно дает возможность посвятить себя тем занятиям, которые важны не столько и не только еиоими результатами, а, прежде всего, сами по себе1. В этот период нрагекают действия и процессы, которые нужны человеку но столько для обеспечения своей физической жизнедеятельности, сколько для удовлетворения своих духовных потребностей. Они лишены понятая «необходимости» и ЯВЛЯЮТСЯ продуктом свободно!'О выбора человека, по собственному усмотрению решающего какому виду деятельности отдать предпочтение в данный момент времени: сну, прогулке, занятию спортом, приобщению к ценностям духовной культуры, повышению уровня профессиональной подготовки и пр. Таким образом, по высказыванию Н.Б. Лебиной, свободное время «всегда ассоциируется со сферой приватности, с элементами свободы и пеподконпрольности»2.

Однако человек, существующий в рамках государства, в той или иной степени (в зависимости от установившегося режима) лишается части своей свободы, превращаясь в объект пристального внимания со стороны властей, стремящихся как можно полнее и всестороннее включить его (человека) в механизм государственной жизнедеятельности, использовать его физические и интеллектуальные ресурсы, притупив бдительность интенсивной идеологической атакой на его сознание.

В этом контексте досуг советского человека 1920-1930-х гг. также лишался своего приватного характера и превращался в регулируемую государством сферу, призванную способствовать идеологическому воспитанию народных масс. Существовавшее свободное у населения время власти стремились использовать для воспитания человека нового, социалистического типа. 11ривычные формы досуга были наполнены большевиками новым идейным содержанием, складывавшиеся новые нормы в области досуга имели свой политический подтекст и ориентировали население на строительство коммунистического будущего, преданность партии и Родине, непримиримость по отношению к их, а следовательно и к своим, врагам и т.д.

Автор ставит задачу установить: насколько результативными были действия большевиков по регламентации досуга и превращению его в орудие идеологического воздействия на население городов нынешней Астраханской области; насколько процессы, связанные с идейным воспитанием масс в данном российском регионе, отличались (или совпадали) по своей интенсивности и плодотворности с теми, которые протекали в центральных районах Советского государства, в частности в Ленинграде — крупном промышленном, культурном центре, месте сосредоточения наиболее образованного и «сознательного» пролетариата страны.

Своей нормализующей работой советское государство охватило все сферы досуга — игры, танцы, песни, настоятельно рекомендуя, а зачастую и открыто запрещая или указывая какие песни петь, в какие игры играть, какие танцы являются идеологически правильными, какие антисоветскими и т.д.'1 Мы остановимся на таких формах досуга, как чтение, посещение театра и кино, также получивших пристальное внимание со стороны власти и претерпевших в связи с этим значительные внутренние изменения.

Вплоть до Октябрьской революции в стране действовало множество частных типографий, насыщающих читательский рынок разнообразной литературой - в первую очередь той, которая пользовалась наибольшим спросом. Исходя из содержания региональной прессы можно судить, что в Астраханской губернии это была бульварная литература. Автор газетной статьи «Бульварная отрава», опубликованной в июне 1917 г. в астраханской газете «Луч», сетует на обилие низкосортной бульварной литературы в городских книжных ларьках, что, в свою очередь, было продиктовано высоким читательским спросом: «Обыватель - человек коммерческий, практичный, предвкушая прекрасные барыши за свои старания, приступил к своей деятельности, изучив спрос», - пишет корреспондент4.

Анализ материала позволяет прийти к выводу, что до Октябрьской революции астраханское городское население представляло собой довольно активную читательскую аудиторию, живо интересовавшуюся политическими вопросами, испытывавшую неприязнь к свергнутому царскому режиму и невзыскательную к форме подачи материала.

Отступая в сторону, хочется также отметить, что, судя по названиям книг («Самодержавная Алиса и распутный Гришка», «Фаворитки Николая II», «Сказка о Гришке распутном, глупых министрах и дворе высочайшем», «Сказка о Миколке дураке, о немке-блуднице и Гришке распутной шишке», «О царе-дураке и Романовом кабаке» и др.) и их оформлению, население, охотно скупавшее эту красочно украшенную «неприличными рисунками» литературу, не испытывало ностальгии по свергнутому режиму и не сохранило в себе ни малейшей доли уважения к прежнему царскому правительству5.

По большому счету, литература подобного содержания не несла в себе угрозы большевистскому строю, однако существование частных издательств, самих по себе, создавало опасность появления на книжном рынке изданий, не имеющих должной идейной направленности и затрудняющих проведение воспитательной работы среди народных масс. Действительно, весной 1922 г. XI съезд РКП(б) отметил возрастание «разлагающего мелкобуржуазного влияния на подрастающее поколение бульварной литературы, что побудило правительство начать с ней активную борьбу, развернув работу по созданию «литературы для рабоче-крестьянского класса» , призванной вытеснить так называемую «мелкобуржуазную идеологию» из произведений литературы. Одновременно началась работа по созданию механизма контроля за печатной продукцией. В 1920 г. в единую сеть были объединены все имевшиеся в стране библиотеки, работа которых, так же как и подбор литературы,

стали контролироваться т центра. В 1932 г. научно-исследовательский институт детской литературы 11КГІ РСФСР издал специальную инструкцию по отбору книг в библиотеки: уничтожению подверглись книги оппозиционеров. эмигрантов, а также произведения классической русской и иностранной литературы. не вписывав-шисся в рамки коммунистической морали .

Человек, таким образом, лишался права выбора и свободы в удовлетворении своих литературных пристрастий. Как свидетельствует' П.Ь. Лсбина. «лоиотногски рабочих и комсомольских клубов... были заполнены агитационной ліпорліурой.,, обычный набор предлагаемой лтсратуры включал речь Ленина на Ш съезде комсомола. '‘Очерки по истории юношеского движения» Чичерина, «Штурм отжившею мира»* сокращен-ный вариант книги Дж. Рида «Десять дней, которые птрнечи мир-. .*Лм>уку коммунизма» 11. Ьухарнна и Г*. І Ірсображепекого и антирелигиозную чіггсраіуру*.

Отсутствие доступимх, легких книг, по мнению Ші. Лебшюй. в сичу иртишшних идеологически вредными, и политизированный .чиракіхїр предші .шшейен чтературы не позволили населению усвоить привычки чтения как нормы частой культурной жизни. 1) 1926 г. доля активных посетителей библиотек в Леииш раде состав.чнла всего 12 % от числа пользователей городских книгохранилищ. Но данным опроса 1928 г., всего 9 % молодых рабочих предпочитали чтение иным видам досуі а. Обследования конца 1930-х гг. зафиксировали отсутствие интереса к кииіе вообще’".

'Гепсрь обратимся к региональному материалу, ( ужение книжною ассортимент в Астраханском регионе, по всей видимости, также обусловило немногочисленность здесь читательской аудитории. По результатам опроса 1(Н5 г. среди рабочих Сталин-градской области, в состав которой входил Астраханский межрийои, видно, что, в сложившейся ситуации, из 917 опрошенных библиотекой пользовались только 57 чел., или 6,2 %10. Как видим, показатели невысокие.

Также следуе т отметить, что в Астраханском регионе причиной малой читатель» ской активности населення, помимо существования ограниченного набора библиотечных книг, являлось отсутствие самих библиотек в ряде населенных пунктов. Как свидетельствуют источники, к 1926 г. в Астраханской іубернии вели свою работу 23 библиотеки и 90 изб-читален. Однако в некоторых крупных селах, особенно с пестрым национальным составом, подобных культурных учреждений по-прежнему не было из-за отсутствия средств и самих работников11. В результате, к 1929 г. процент обслуживания астраханского населения библиотеками составил всего 5,4%и В целом по Нижне-Волжскому краю насыщенность региона числом библиотек отставала от общереспубликанских показателей. Обратимся к таблице:

Степень обслуживания населении библиотеками1^

Показатель Йижне-Волжский край РСФСР

Число жителей на одну библиотеку 13 794 6 243

Кв. км на одну библиотеку 816 798 297

Подписчиков на одну библиотеку 197

Показатели таблицы демонстрируют более чем двукратную разницу между количеством библиотек в Нижне-Волжском крае и в среднем по городам РСФСР в пользу последних, а также слабую посещаемость библиотек населением Нижнего Поволжья. Не получили своего повсеместного распространения библиотеки и в се-

редине 1930-х гг. Так, например, на обширной территории района Царева в 1936 г. не было ни одной библиотеки14.

Недостаточно благополучно в Астраханском регионе складывалась ситуация с периодической печатью. В то время как в целом в стране происходил рост ежедневного тиража газет (с 2,7 млн. в 1913 г. до 9,4 млн. в 1927 г. и до 38 млн. в 1940 г.), в Астрахани не прекращался поток жалоб подписчиков на то, что газеты не доходят до читателей. Так, Астраханский Горком союза швейников, выписавший в 1932 г. 10 изданий, получил лишь одно из них; рабочие аргели «Точмехштамп», подписавшиеся на журнал «Железобетошцик», получали его крайне нерегулярно, а сотрудники артели «Согласие» не получили вообще ничего из выписанных изданий15.

Таким образом, чтение, как срсдспю идеологического воздействия на население, в 1920~1(М0*с гг. по стало в руках большевиков эффективным инструментом воспитания народных масс, и силу постепенного дистанцирования людей от этого вида досуга из-за отсутствия среди идеологически правильной подборки книг достаточного количества качественных, увлекательных и доступных дня понимания простым обывателем произведений. 1) Астраханском ретоне процесс приобщения населения к чтению осложнялся недостаточным уровнем развтия библиотечной сети, особенно в сельской местности.

Не лучше ситуация складывалась в отношении к театру. По мнению Н.Б. Лебиной, он ко времени крупных социальных перемен, последовавших после 1917 г., продолжал оставаться самым традиционным и внешне устойчивым элементом городской культуры буржуазно-итишшгеитского толка, воспринимавшимся населением как норма жизни привилегированных слоев населения, своей принадлежности к которым большинство юношей и девушек из пролетарской среды не ощущало. Это стало причиной низкой посещаемости театров населением Ленинграда в 1920-193 0-е гг. Старание же советского государства сформировать новый слой рабочей аристократии путем вручения населению бесплатных театральных билетов и введения практики принудительного посещения театров по трудовым книжкам, ожидаемого эффекта не дало и отношения рабочих к театральному искусству к концу 1930-х гг. так и ие изменило16.

Что касается Астраханского региона, то здесь, с одной стороны, существовала довольно развитая для провинциального города театральная сеть, доставшаяся, видимо, городу в наследство от дореволюционного периода. (В частности, Городской татарский театр был основан в 1907 г.) Всего в городе к 1939 г. действовало 6 театров, из которых самыми крупными были Городской театр музыкальной комедии и Городской драматический театры17. В то же время посещаемость их была достаточно низкой. Но данным опроса за 1935 г., городские театры в этом году посетило только 6 % из общего числа респондентов (917 чел.). При анализе характера приобретенных билетов становится видно, что 76 % из них были получены бесплатно, по собственной инициативе театр посетили только 24% опрошенных .

Таким образом, очевидно совпадение ситуации, связанной с посещением театров населением центра страны и ее окраин. Вне зависимости от причин этого явления фактом является слабое приобщение народных масс к театральному искусству, что означало для государства потерю большей части той потенциальной зрительской аудитории, которая была бы готова впитать в себя догматы коммунистической морали, проповедовавшиеся с многочисленных театральных сцен страны.

Гораздо более благополучно дело обстояло с киноиндустрией. Еще до революции кинематограф был доступен различным слоям населения. Как отмечает И.Б. Орлов, популярность данного вида досуга, а также его способность сильного образного и эмоционального воздействия на зрителей, побудили большевиков к

активному его включению в процесс воспитания населения, а также для «презентации» режима и успехов его политики1 \

Сразу после захвата власти, уже в декабре 1917 г., при Наркомате просвещения был создан подотдел но вопросам кинематографа. В марте следующего года в целях централизации киноиндустрии при Наркомпросе был учрежден Всероссийский комитет по делам кило, а 27 августа 1919 г. декретом Совнаркома о национали зации фотокнно-предприягий были ликвидированы частные кинотеатры". Таким образом, синематограф, т’ак же как чтение и театр, был быстро поставлен иод государственный контроль, однако ему удалось в отличие от последних довольно прочно войти и повседневную жизнь советского населения, пив самым распространенным и притягательным видом досуга. Походы в кино стали традиционными дня досуга молодежи. предпочитаншсй их гостевому общению, клубным вечеринкам и танцам' .

Широкое распространение кинематограф получил и в Астраханском регионе. В 1935 г. киносеансы посетило здесь 78 % опрошенных (71 < из *>17 чел.)". При ттм просмотром кинокартин было охвачено не только городское, но и сельское население, получившее возможность приобщиться к тгому виду городской культу ры благодаря активному распространению в сельской местности передвижных киноустановок (в периоде 1929 по 1934 гг. их количество увеличилось е И) до П штук)'Л

Таким образом, просмотр кинокартин становился привычной формой досуга в повседневной жизни большинства людей, а заодно и мощным идеологическим оружием, с помощью которого государство вело неустанную борьбу за овладевание сознанием масс и выработку у них устойчивых рефлекторных навыков по выполнению спускавшихся сверху директив, особо не задумываясь над их содержанием.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в целом работ большевиков, ориентированная на формирование у советского народа социалистического сознания через традиционные формы досуга, оказалась успешной. Потерпев неудачу в компаниях но приобщению населения к чтению и театру, властям все же удалось най*ш мощный проводник идеологического воздействия на мировоззрение масс. Им стало кино. Чтение книг и газет не подучило широкого распространения в советской масскультуре. Излишняя их политизация оттолкнула от1 себя основную часть потенциальных читателей, как в индустриально-культурном центре страны, так и в ее провинциях - в частости Астраханской области. Новые советские издания были непонятны большинству читателей с низким уровнем фамотности, казались скучными и неинтересными. Просмотр же кинокартин не требовал серьезных интеллектуальных усилий. Кино, поражая воображение людей своей технологической прогрессивностью, создавая на экране яркие и насыщенные образы социалистического быгия, вселяло в народ непреодолимое желание поверить в реальность построенного из студийных декораций светлого будущего и превратить сказку в быль, для чего, безусловно, необходимо было беспрекословно слушаться голоса партой, поскольку только она и способна указать правильную дорогу к намеченной цели и оградить свой народ от непоправимых идейных ошибок.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени, - М., 1972. - С. 83.

2 Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-3 0-е гг. -СПб., 1999.-С. 229.

4 Бульварная отрава // Луч. - 1917. ~ № 13.

5 Там же.

" Левина И.Б. Повседневная жизнь советского города... ~ С. 239.

7 Там же. - С.242

8 Там же. С. 238.

9 Там же.- С 2 38. 241, 244.

10 ГА РФ. Ф. А-374. - Он. 21. - Д. 147. -Л. 182.

11 См.: Сегодня открывается четвертый съезд советов // Коммунист. - -1926. - № 33 - С. 4.

12 См.: Панин И. 1I. История Астраханского края (1900-1940 гг.). - Астрахань, 1997. - С. 145.

11 Культурное состояние Нижне-Волжского края. -Саратов, 1928. - С. 34.

14 См.: От Кутума до Кизани: к 25-летию Советского района г. Астрахани: Историкокраеведческий очерк. М., 2000. С'. 27.

и / ачеша должна дойти до каждого подписчика // Комсомолец. 1932. - № 26. - С. 2.

1,1 Левина //./>. I Ьшседневная жизнь советского города... - • С. 250.

17 ГА РФ. Ф. А 374. Он. 27. - Д. 503. Л. 7.

18 Там же. Си. 21. Д. 379. Л. 182.

Ор.чои И. «Гримасы 1Г)Па» в историко-революционном кино 20-х годов // История страны. История кино / Иод ред. С.С'. Секиринского. М., 2004. - С. 81.

'Гам же.

21 Левина ПП. 11онеедневная жизнь советского города... ~ С. 247.

” ГА РФ. Ф. А-374. Он. 21. Д. 147. Л. 182.

23 ГА АО. Ф. 2265. Он. 1. - Д. 21. • Л.1; Панин И.И.. История Астраханского края... -

С. 146.

THE LEISURE AND THE PROBLEM OF FORMATION OF SOVIET PEOPLE’S SOCIALISTIC PERCEPTION IN I920-1930,h (ON THE BASIS OF THE ASTRAHAN REGION’S SOURCES)

G.G. KORNOUHOVA

Department of Russian History Peoples ’ Friendship University of Russia 10-1, Miklukho-Maklay Sir., Moscow, 117198 Russia

This article discerns a question about the level of development of different leisure forms in the soviet society of 1920-30 and about soviet government’s tendency to use them as an instrument of ideological education of people and formation of their socialistic perception. This problem is examined in the region cut and reflects the result of soviet government’s politics among the Astrahan region’s people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.