Научная статья на тему 'Доступность образования для людей с ограниченными возможностями здоровья'

Доступность образования для людей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3398
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ГОРОДСКАЯ И СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ФАКТОРЫ / РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старик Ирина Николаевна

В статье актуализируется проблема образования и социальной поддержки инвалидов. В условиях усиления социального неравенства и низкого уровня жизни, образование могло бы служить дополнительным ресурсом, открывающим доступ к другим социальным благам, в получении которых многие инвалиды на сегодняшний день ограничены. Автором представлен анализ результатов социологического исследования (интервью), проведенного с целью выявления факторов и ресурсов, определяющих доступность образования для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Старик Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступность образования для людей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 316.346.32-053.6

Старик Ирина Николаевна

Starik Irina Nikolaevna

аспирант кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета irinastarik@mail.ru

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

post-graduate student of the chair of social anthropology and social work, Saratov State Technical University irinastarik@mail.ru

EDUCATION AVAILABILITY FOR DISABLED PEOPLE

Аннотация:

В статье актуализируется проблема образования и социальной поддержки инвалидов. В условиях усиления социального неравенства и низкого уровня жизни, образование могло бы служить дополнительным ресурсом, открывающим доступ к другим социальным благам, в получении которых многие инвалиды на сегодняшний день ограничены. Автором представлен анализ результатов социологического исследования (интервью), проведенного с целью выявления факторов и ресурсов, определяющих доступность образования для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:

социальное неравенство, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, городская и сельская молодежь, образование, семья, социальная поддержка, факторы, ресурсы, социальный статус.

The summary:

The article actualizes the problem of education and social assistance for disabled people. In the conditions of social inequality and low living standards education might serve as an additional resource opening an access for other social benefits which many disabled people are restricted to get nowadays. The author presents the analysis of results of social study (interview) conducted with the aim to reveal factors and resources identifying the education availability for disabled young people.

Keywords:

social inequality, disabled young people, city and rural youth, education, family, social assistance, factors, resources, social status.

Молодежь как социально-демографическая группа занимает особое положение в структуре общества, от молодежи зависит будущее страны, поэтому важными являются ее потенциальные возможности, которые в будущем воплотятся в реальные действия.

В своем исследовании мы обращаемся к проблемам молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, к препятствиям, с которыми они сталкиваются на пути улучшения своего социального статуса. Анализ доступности социальных сервисов для молодых людей с ограниченными возможностями обусловливается тем, что в настоящее время не решена проблема равного доступа к системе образования, учреждениям социальной инфраструктуры для всех категорий населения.

Общее количество инвалидов в Российской Федерации на конец 2010 г. превышает 13 миллионов человек, 700 тысяч из них - дети [1]. Инвалиды являются одной из наиболее уязвимых категорий населения в социальном плане, поэтому обращение к проблеме образования и социальной поддержки инвалидов не теряет актуальности на сегодняшний день. В условиях усиления социального неравенства и низкого уровня жизни, образование могло бы служить дополнительным ресурсом, открывающим доступ к другим социальным благам, в получении которых многие инвалиды на сегодняшний день ограничены.

Данная статья включает в себя материалы, полученные в ходе социологического исследования методом интервью, респондентами стали молодые люди, которым установлена вторая и третья группы инвалидности. Все они являются учащимися, либо выпускниками училища для инвалидов. Далее нами представлены выявленные факторы, влияющие на возможность получения образования и профподготовки лицами с ограниченными возможностями, а также анализ элементов системы социальной защиты, обеспечивающих поддержку инвалидам.

Семья

Семья является первичным агентом социализации, именно в семье приобретаются первичные навыки общения и социального взаимодействия. Семья создает условия для развития ребенка как личности, происходит формирование характера, развиваются индивидуальные особенности и интеллект. Характер отношений в семье влияет на взгляды ребенка на окру-

- ВО -

жающий мир, на социальное окружение, и на самого себя, эти взгляды могут иметь положительный или, наоборот отрицательный оттенок. Большинство наших респондентов воспитывались в благополучных семьях, многие семьи являются неполными, здесь воспитанием занимается только мать, двое респондентов имеют статус сироты. Важным фактором формирования и развития личности можно считать благополучие или неблагополучие семьи, таким образом, практически все наши респонденты, за исключением сирот, росли и воспитывались в благополучных условиях.

Одним из важных факторов влияния семьи является ее воздействие на стратегию поведения. От того, какая основа жизненного опыта заложена в семье, во многом зависит дальнейшая жизнь молодых людей, их успешность и благополучие, этот момент особенно важен для людей с ограниченными возможностями здоровья. Успешность является одним из качеств личности, кроме семьи на развитие этого качества оказывают влияние другие агенты социализации

- школа и ближайшее социальное окружение.

Школьное образование детей-инвалидов и дальнейшее профессиональное образование связано с возможностями семей и ценностями, которые являются для них приоритетными. Если родители ребенка с ограниченными возможностями осознают ценность образования своего ребенка, то зачастую изначально ориентируют его на получение полного общего образования и приобретение профессии.

Многие семьи наших респондентов выбирают общеобразовательные школы для своих детей, считая, что специализированные учреждения для детей-инвалидов серьезно сократят жизненные шансы их детей. Например, девушка, которая училась в школе-интернате, указала на то, что «при поступлении в школу они (родители) выяснили сначала общеобразовательная там программа или коррекционная» (Девушка, 21 год). Родители согласились на обучение дочери в интернате, но только по обычной программе. Из всех наших респондентов только четверть опрошенных учились в школах интернатах, из них два человека сироты и двое имеют серьезные нарушения зрения. В школы-интернаты, как правило, поступают ребята, если возможность учиться в общеобразовательной школе полностью отсутствует.

С другой стороны, общеобразовательные школы практически не могут предоставить условия для полноценного обучения детям инвалидам. Учащиеся с нарушениями опорнодвигательного аппарата сталкиваются с барьерами (узкие дверные проемы, отсутствие лифта), для инвалидов по зрению не предусмотрено дополнительное освещение, специальные учебные пособия с крупным шрифтом и другие необходимые средства обучения в зависимости от нарушенных функций организма. Пространство школы может серьезно нарушать образовательный процесс. Большинство наших респондентов обучались по общеобразовательной программе, половина из них вынуждены были выбрать домашнее обучение из-за невозможности самостоятельно добираться в школу и трудностей в обучении. Современные исследователи обращаются к проблеме инклюзивного образования: «этот принцип означает, что все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства» [2, с. 101]. Сами респонденты, имеющие группу инвалидности, высказываются по этому вопросу следующим образом: «Я считаю, что дети с ограниченными возможностями должны обучаться в общеобразовательных школах. Дети должны учиться и развиваться в этой среде, чтобы они не чувствовали себя чужими»; «они не будут там (в общеобразовательной школе) себя чувствовать не как все, они себя будут чувствовать на равных, они смогут делать то, что делают другие дети»; «они все стараются учиться в общеобразовательной школе и чувствовать себя наравне с другими, у них есть... стимул что ли учиться со всеми ребятами».

Таким образом, мы наблюдаем противоречие между потребностями наших респондентов «чувствовать себя наравне с другими» и возможностями, которые предоставляет своим ученикам обычная школа. Данная ситуация требует к себе внимания специалистов, говорит о необходимости реформирования системы образования, подготовки преподавателей, да и самих учеников общеобразовательных школ к внедрению модели инклюзивного образования. Эту тенденцию подкрепляет высказывание о том, что «инклюзивное образование можно с полным правом считать одним из приоритетов государственной образовательной политики России» [3, с. 105].

Другим фактором, нарушающим процесс образования, становятся возможности самих учеников, которые не всегда в полной мере могут усвоить учебный материал в силу своего заболевания, так как, например, заболевания органов зрения требуют соблюдения режима учебного труда и отдыха. Поэтому, именно семья должна играть решающую роль в выборе типа школы, так как только родители достаточно хорошо знают возможности и желания своих детей.

Рекомендации врачей не всегда носят объективный характер, в большинстве своем предлагают обучение в специализированных школах-интернатах. Мы не уменьшаем роль этих учреждений, так как для некоторых учеников, особенно с сенсорными нарушениями, именно

они дают единственную возможность получить образование. Как отмечают эксперты, «особенностью коррекционного образования является его социально-защитная функция, обеспечивающая государственную поддержку учащимся с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, а также семьям, воспитывающим их» [4, с. 109]. Выбирая такие заведения, родители тщательно следят за тем, чтобы ребенок учился по общеобразовательной программе с использованием специальных учебных пособий и средств обучения. Чаще всего школы-интернаты включают в себя различные типы классов, которые занимаются и по общеобразовательной и по коррекционной программе. В принципе, обучаясь, по общеобразовательной программе в школе-интернате, выпускник обладает знаниями, которые позволяют ему продолжить обучение в учреждениях профессионального образования. Но, к сожалению, процент выпускников специализированных школ, поступивших в вузы невысок. Тип учебного заведения является в данном случае не единственным фактором влияния.

Третья часть опрошенных планируют продолжить обучение в учреждениях высшего профессионального образования, большинство из них ориентируется на институты для инвалидов, полагая, что в таких учреждениях образовательный процесс оптимизирован и условия проживания адаптированы к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи, анализируя базу данных по образовательным потребностям инвалидов Саратовской области, установили, «что диплом о высшем образовании имеет каждый третий инвалид, окончивший обычную среднюю школу, в то время как среди тех, кто оканчивал специализированную школу-интернат, и тех, кто проходил обучение на дому, лишь каждый пятый имеет диплом о высшем образовании» [5, с. 96]. Ориентируя ребенка на профессиональное образование, семья формирует у него представление о профессиях, которыми бы он мог овладеть. Зная особенности развития и здоровья своего ребенка, родители оказывают влияние и чаще всего сами предопределяют выбор.

Место жительства

В своем исследовании мы обращаем внимание на территориально-поселенческий фактор, его влияние на формирование ресурсов социальной мобильности молодых людей и полноценный доступ к системе образования . Среди наших респондентов есть молодые люди - жи -тели города и села, также они являются представителями разных регионов (Саратовской, Самарской и Волгоградской областей).

Городская и сельская среда включают в себя определенный набор элементов социальной инфраструктуры. На сегодняшний день можно говорить о значительном отставании развития сельской инфраструктуры от инфраструктуры города, а в отдельных поселениях ее практическое отсутствие.

Одним из важнейших учреждений для любого типа поселения является школа. Естественно, что только городская среда предлагает жителям различные типы образовательных учреждений, в их числе и специализированные школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, о которых мы говорили выше. Таким образом, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, проживающие в городе, могут выбрать наиболее приемлемый для них вариант. Естественным барьером для них становятся традиционные рекомендации медико-социальной экспертной комиссии обучаться в интернате, а также отказ администрации обычной школы принять на обучение ребенка-инвалида. С такими проблемами пришлось столкнуться и семьям наших респондентов: «Мама добилась того, чтобы я училась в нашей школе в поселке, директор хорошая, пошла нам на встречу» (Девушка, 18 лет).

В подобных случаях, если родители проявляют упорство, то их дети вопреки всем рекомендациям получают полное среднее образование в общеобразовательной школе.

В сельской местности семьи с детьми-инвалидами сталкиваются с объективной проблемой - отсутствием специальных школ. Если ребенка не принимают в общеобразовательную школу, то приходится поместить его в интернат, находящийся в городе. Это создает дополнительные трудности как для семей, так и для самих детей, поскольку расставание с родителями и процесс адаптации в целом негативно сказываются на социально-психологическом состоянии ребенка. У каждого из наших респондентов представителей сельской местности своя жизненная история поступления в школу, у одних этот вопрос был разрешен вполне благополучно, как в примере, рассмотренном выше, другие вспоминают этот период с явным негативным оттенком: «Директор сказал, что я не буду учиться в школе, чтобы не портить показатели, я до сих пор его ненавижу» (М., 22 года, инвалид по зрению).

Родителям мальчика пришлось поместить его в школу-интернат, находящийся в Саратове. В некоторых случаях подобное решение является единственной возможностью получить школьное и профессиональное образование.

Анализ результатов исследования позволяет нам сделать вывод о том, что территориально-поселенческий фактор оказывает значительное влияние на возможности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в сфере получения образования. Сельские семьи в большей степени ущемлены в праве на образование, только упорство родителей и их стремление дать своему ребенку лучшее из возможного очень часто являются определяющими моментами в судьбе людей с ограниченными возможностями.

Социальная поддержка

Социальная поддержка молодых людей с ограниченными возможностями осуществляется на сегодняшний день системой социальных служб, включающей в себя учреждения, предоставляющие различные виды социальных услуг. Одной из задач исследования стало выявление основных видов социальной поддержки молодых людей с инвалидностью, оказываемой социальными службами. Для нас представляет интерес мнение молодых людей о социальных службах, в которые они обращаются за помощью, а также об учреждениях, которые способствуют получению профессионального образования молодыми людьми.

Социальными службами, в которые молодые люди и их семьи когда-либо обращались, являются в основном территориальные органы социальной защиты, специалисты которых помогают оформить льготы, субсидии, путевки в санатории. Положительные отзывы можно услышать о центрах «Семья», которые функционируют в родных городах и поселках учащихся, в эту организацию семьи инвалидов обращались за консультативной помощью. Молодые люди и их семьи периодически обращаются в Пенсионный фонд, так как являются получателями пенсий по инвалидности. Довольно резкие высказывания можно услышать в адрес службы медикосоциальной экспертной комиссии, большинство респондентов не довольны работой специалистов, проводящих освидетельствование и составляющих индивидуальную программу реабилитации: «Мне после операции не хотели давать вторую группу, сказали: теперь тебе же легче стало ходить... В программе реабилитации рекомендовали разводить рыбок» (Девушка, 18 лет, инвалид 2 группы); «Мы думали, что вообще инвалидность снимут, на комиссии много всего выспрашивали» (Девушка, 18 лет, инвалид по зрению с детства); «На МСЭК приходится самой все просить, чтобы сделали запись в программе реабилитации о санаторнокурортном лечении... Просила часы говорящие, сказали, что нет» (Девушка, 21 год, инвалид по зрению 2 группы).

Система профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя учреждения различного уровня: начального, среднего и высшего профессионального образования. Наши респонденты являются учащимися училища для инвалидов, представляющего начальный уровень профессионального образования молодых людей с ограниченными возможностями. Для кого-то это образование становится первой ступенью на пути дальнейшего обучения, для кого-то диплом, полученный в стенах училища, становится основным.

Большая часть молодых людей, участвующих в исследовании, полагают, что обучение в училище - это некий промежуточный этап. Одним учащимся необходимо получить полное среднее образование (это возможно в вечерней школе, работающей при училище), начальные профессиональные знания, другим нужно время, чтобы реабилитироваться после сложного лечения. В любом случае, молодые люди получают комплекс социальных услуг и в целом дают положительные отзывы об их качестве.

Результаты исследований отечественных социологов и результаты нашего собственного исследования позволяют нам говорить о том, что на социальное неравенство в сфере образования значительное влияние оказывают такие факторы, как семья, место жительства, тип школы, собственные физические и интеллектуальные возможности молодых людей. Тот факт, что молодые люди являются учащимися специализированного учебного заведения, уже свидетельствует о неравном доступе к системе образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Влияние органов социальной защиты на решение этой проблемы минимально, так как социальные службы в основном решают ситуативные задачи клиентов. Одним из элементов социальной защиты являются льготы на образование, внеконкурсный прием в образовательные учреждения, но, несмотря на это, люди с ограниченными возможностями здоровья, планирующие продолжить обучение, ориентируются на специализированные вузы, понимая, что столкнутся с множеством проблем.

Ссылки:

1. Филонов С. Инвалидов в России нет? Общественная организация инвалидов воинской службы «Русичи». иР1_: Ь|Пр:/Лм\«\«.ги81сЫ.!ас1.ги/е/885089-у-го8з1нпуа!1<^оу-пе1 (Дата обращения: 04.03.11).

2. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 100-106.

3. Там же.

4. Кулагина Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коррекционных и интеграционных школ // Социологические исследования. 2009. №2 . С. 107-116.

5. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Доступность высшего образования для инвалидов // Университетское управление. 2005. № 1(34). С. 89-99.

References (transliterated):

1. Filonov S. Invalidov v Rossii net? Obshchestvennaya

organizatsiya invalidov voinskoy sluzhby «Rusichi». URL: http://www.rusichi.lact.ru/e/885089-v-rossii-

invalidov-net (Date of access: 04.03.11).

2. Yarskaya-Smirnova E.R., Loshakova I.I. Inklyuzivnoe obrazovanie detey-invalidov // Sotsiologicheskie is-sledovaniya. 2003. No.5. P. 100-106.

3. Ibid.

4. Kulagina E.V. Obrazovanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Opyt korrektsionnyh i integratsionnyh shkol // Sotsiologicheskie issledova-niya. 2009. No. 2 . P. 107-116.

5. Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. Dostupnost' vysshego obrazovaniya dlya invalidov // Universitets-koe upravlenie. 2005. No. 1(34). P. 89-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.