Научная статья на тему 'Доступность наркотиков при оценке наркоситуации (по результатам проведенного мониторинга)'

Доступность наркотиков при оценке наркоситуации (по результатам проведенного мониторинга) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ НАРКОТИКОВ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / DRUG SITUATION MONITORING / AVAILABILITY OF DRUGS / ANTI-DRUG PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступина Светлана Александровна, Тепляшин Павел Владимирович

Статья посвящена установлению при мониторинге наркоситуации факта доступности наркотиков. Определена с учетом социологических исследований доступность наркотиков в Сибирском федеральном округе. Актуализируется значимость социологических исследований в рамках мониторинга наркоситуации, что позволяет выстраивать наиболее точные криминологические прогнозы наркоситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступина Светлана Александровна, Тепляшин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVAILABILITY OF DRUGS IN THE ASSESSMENT OF DRUG SITUATION (ACCORDING TO THE SURVEY OF THE RECENT MONITORING)

The article is devoted to establishing the fact of drugs' availability in the drug situation monitoring. The drugs' availability in the Siberian Federal region is determined according to the sociological research. The value of sociological survey within the drug situation monitoring is actualized, which helps to formulate more exact criminological forecasts of drug situation.

Текст научной работы на тему «Доступность наркотиков при оценке наркоситуации (по результатам проведенного мониторинга)»

Светлана Александровна СТУПИНА,

старший научный сотрудник лаборатории проблем мониторинга наркоситуации и государственной политики, общественной деятельности в сфере профилактики наркомании организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

sstupina@mail.ru

Павел Владимирович ТЕПЛЯШИН,

начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент

ДОСТУПНОСТЬ НАРКОТИКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ НАРКОСИТУАЦИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО МОНИТОРИНГА)

AVAILABILITY OF DRUGS IN THE ASSESSMENT OF DRUG SITUATION (ACCORDING TO THE SURVEY OF THE RECENT MONITORING)

Статья посвящена установлению при мониторинге наркоситуации факта доступности наркотиков. Определена с учетом социологических исследований доступность наркотиков в Сибирском федеральном округе. Актуализируется значимость социологических исследований в рамках мониторинга наркоситуации, что позволяет выстраивать наиболее точные криминологические прогнозы наркоситуации.

The article is devoted to establishing the fact of drugs' availability in the drug situation monitoring. The drugs' availability in the Siberian Federal region is determined according to the sociological research. The value of sociological survey within the drug situation monitoring is actualized, which helps to formulate more exact criminological forecasts of drug situation.

Ключевые слова: мониторинг наркоситуации, доступность наркотиков, антинаркотическая профилактика.

Keywords: drug situation monitoring, availability of drugs, anti-drug preventive measures.

Большинство специалистов и ученых на одном из первых мест в рейтинге причин употребления наркотиков указывают их доступность.

Действительно, с учетом воздействия наркотика на организм и явно низкой толерантности человека к психоактивным веществам доступность наркотиков ведет к непоправимым последствиям.

Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах1 (далее - Методика) определяют, что в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации осуществляются сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации: статис-

1 Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (первый пересмотр) : утв. п. 3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18.12.2012 № 18.

_ 36 . Спецвыпуск

Декабрь • 2013

тические сведения, информационно-аналитические сведения и экспертные оценки и результаты социологических исследований.

Таким образом, неотъемлемой составляющей мониторинга наркоситуации является проведение социологического исследования, цель которого - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании, что предполагает также решение такой основной задачи, как выявление степени доступности наркотиков, что необходимо отражать в проекте доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации в рамках анализа, оценки и динамики уровня и структуры наркотизации населения на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям).

Например, согласно данным, полученным в ходе обобщения результатов социологических исследований, проведенных в рамках ежегодного мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа, 63,8% опрошенных полагают, что достать наркотики в нашем регионе легко или достаточно легко, 10,8% - трудно и 4,5% - очень трудно (рис. 1).

С учетом репрезентативности выборки в регионах можно отметить, что наиболее распространено мнение о легкой доступности наркотиков в Омской и Кемеровской областях, Республике Хакасия.

Положительный момент заключается в том, что, согласно корреляционному анализу, проведенному в рамках социологических исследований, в ряде субъектов Сибирского федерального округа (Алтайский край, Иркутская область), подростковая группа не знает, трудно ли достать наркотик. Данные результаты с большой вероятностью свидетельствуют о том, что подростковая группа не включена в такую деятельность, что является достаточно обнадеживающим моментом, свидетельствующим об эффективности деятельности по противодействию распространению наркотизации молодежи.

Полученные данные важно учитывать при планировании и осуществлении антинаркотической профилактики.

Доступность наркотиков определяется и местами их распространения. Респондентами в ходе опросы были названы ряд мест, где достаточно легко приобрести наркотики (рис. 2).

Наиболее доступны, по мнению опрошенных, наркотики в ночных клуба (20,6% от общего количества выборов) и дискоте-

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: "Как Вы думаете, трудно ли достать сегодня наркотики?"

- 37 -

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: "Как Вы считаете, в каком месте легче всего

приобрести наркотики?"

ках (14%), что является следствием существующей "клубной культуры", которая пришла в Россию в 1980-е гг. и деформировалась в 1990-е гг. Доступность наркотиков в клубах и на дискотеках подтверждает факт распространения в последнее время "клубных" наркотиков, а также, возможно, то, что получающие широкое распространение новые виды синтетических наркотиков в первую очередь начинают распространять в ночных клубах, развлекательных заведениях. Кроме того, широкое распространение заведений развлечения и досуга в качестве мест легкого приобретения наркотиков подтверждает обоснованность направления государственной политики на ужесточение ответственности за сбыт наркотиков в данных местах.

Достаточно высокий удельный вес квартир как места распространения наркотиков (16,9%), с одной стороны, традицио-нен, с другой - указывает и на вероятность

распространения наркопритонов, которые как раз в большинстве случаев находятся в жилых помещениях. Особое внимание необходимо обратить на то, что большой удельный вес отведен квартирам в таких регионах, как Республика Хакасия (32,5% респондентов), Кемеровская (26,4%) и Томская (30,3%) области.

В п. 21 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года1 (далее - Стратегия) указано, что Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту, в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. В целях сокращения предложения наркотиков обеспечивается ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков,

1 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : утв. Указом Президента Российской Федерации от 9.06.2010 № 690.

- 38 - Спецвыпуск

Декабрь • 2013

уголовной ответственности - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, а также в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных мероприятий.

На сегодняшний день реализованы указанные в п. 21 Стратегии меры путем введения в уголовное законодательство квалифицирующих признаков в составы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Небольшое количество выборов респондентами Сибирского федерального округа сети Интернет как средства для получения сведений о наркотиках или способах их употребления объясняется тем, что это достаточно новый вид места предложения наркотиков; к тому же данный вариант был добавлен в вопросник анкеты согласно Методике после первого пересмотра, поэтому не по всем субъектам Российской Федерации в Сибирском федеральном округе по данному вопросу есть мнение респондентов.

Конечно, с учетом повсеместного распространения интернет-ресурсов необходимо продумывать новые методики профилактики распространения наркотической информации в Интернете. Однако не стоит преувеличивать значение Интернета при распространении наркотиков. Согласно исследованиям, только около 10% респондентов обращались к сети Интернет для получения сведений о наркотиках или способах их употребления. При этом следует учитывать, что обращаться к сети Интернет для получения сведений о наркотиках можно и с позитивными целям, например с целью формирования беседы о вреде наркотиков.

Одним из наиболее распространенных способов первичного получения наркотиков в анкетах указано угощение.

В целом варианты способов получения респондентами наркотиков распределились следующим образом: угощают -46,6%, покупаю - 28,9%, другим образом

(например: взял у друзей, взял сам, забрал, собираю на поле и т.п.) - 7,7%, изготавливаю сам - 7%, беру в долг - 6%, в обмен на услуги различного рода - 3,8%.

Специалисты, проводившие анализ результатов социологических исследований, характеризуя способы получения наркотиков и средства, потраченные на их приобретение, отмечают, что возможно усугубление ситуации с наркопотреблением в связи с тем, что часть лиц, спорадически употребляющих наркотики, употребляют их "бесплатно". Так, 36,3% в общей совокупности не нуждаются в добыче денег на наркотики, поскольку не покупают их сами.

Основным средством, используемым при расчете за приобретенные наркотики, являются, что вполне объяснимо, деньги (28,7%), а также вещи - 6,4%.

Среди тех, кто покупает наркотические вещества, 9,8% - берут деньги у друзей и знакомых, 9,2% - у родственников (родителей, супругов, родных), остальные - приобретают за счет личных средств.

Основным "поставщиком" наркотиков являются друзья и знакомые (57,5%), что еще раз подтверждает тезис о достаточно сильном влиянии социальной среды и близкого окружения на факт употребления наркотиков.

При анализе доступности наркотиков в регионе и для антинаркотической профилактики следует учитывать и результаты распределения ответов респондентов на вопрос: "Где Вам удается доставать наркотики?" (рис. 3).

15,9% указали на приобретение наркотиков у "розничного" продавца. С учетом репрезентативности выборки такой способ особенно распространен в Республике Алтай (19%).

10,2% указали на приобретение наркотиков в аптеке и 4,26% (шестое, последнее, в рейтинге ответов место) - через медицинских работников. На "оптовых" продавцов приходится 5,4% в общей совокупности ответов.

Заслуживает внимания тот факт, что 6,7% в общей совокупности указали иные

20 10 О

?аптеке Через медицински* У "оптового" продавца У "розничного" Достают Иначе

работников наркотиков продавца наркотиков друзья, знакомые

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: "Где Вам удается доставать наркотики?"

способы добывания наркотиков: "в поле растет", "в магазине" и т.п.

Таким образом, опрошенное население полагает, что наркотики достаточно доступны в Сибирском федеральном округе, приобрести их легко в клубах, на дискотеках или в квартирах. Совершенно очевидно, что доступность и легкость получения наркотиков вряд ли способствуют улучшению наркоситуации в регионе.

Вследствие этого одним из направлений улучшения данной ситуации можно определить такое, как обращение большего внимания со стороны государственных структур на контроль деятельности клубов, вплоть до принятия соответствующего закона. Также важна просветительская ра-

бота, особенно с молодежью, поскольку те опрошенные, которые употребляют на современном этапе наркотики без затрат, принимают их как угощение, не осознают, что уже втянуты в наркосеть и доступность и легкость получения наркотиков - всего лишь иллюзия.

Таким образом, результаты исследования показывают, что доступность наркотиков является существенным фактором, осложняющим эффективность профилактических антинаркотических мероприятий, но его адекватная оценка позволяет выстраивать наиболее точные криминологические прогнозы наркоситуации и, соответственно, планировать деятельность антинаркотических комиссий и правоохранительных органов.

Библиографический список

1.Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 24. - Ст. 3015.

2.Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 № 485 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 26. - Ст. 3808.

3. Противодействие незаконному обороту наркотиков : программа Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 №294-р // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 10. - Ст. 1062.

4. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (первый пересмотр) : утв. п.3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18.12.2012 №18. URL: gak.gov.ru>pages/gak/4605/4604/17004/index.shtml.

5. Теоретико-методологические основы мониторинговых исследований социальных явлений: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации : заключительный отчет по теме НИР, № гос. регистр. 01201351068 / рук. авт. кол. Д.Д. Невирко, исп. В.Е.Шинкевич, Т.В. Куприянчик. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.

6. Организация и проведение мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа : заключительный отчет по теме НИР / рук. авт. кол. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.

_ 40 _ Спецвыпуск

Декабрь • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.