Научная статья на тему 'Достоверность информации как фактор обеспечения информационной безопасности'

Достоверность информации как фактор обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4144
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION SECURITY / SOCIAL CONSCIOUSNESS / INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS / INFORMATION AUTHENTICITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Довнар Наталья Николаевна

В статье на основе системного подхода и сравнительно-правового анализа законодательства о СМИ определяется влияние, которое оказывает принцип достоверности информации на общественное и индивидуальное сознание. Отмечается непосредственное влияние СМИ на общественного мнение, в структуре которого выделяют социальные оценки, знания, чувства и эмоции, установки, ценностные ориентации, стереотипы, волевые элементы. Делается вывод, что принцип достоверности информации напрямую влияет на общественное и индивидуальное сознание, а также общественное мнение, и в силу этого становится одним из основных факторов, обеспечивающих информационную безопасность в деятельности СМИ. Принцип достоверности в информационных правоотношениях проявляется в связке прав и обязанностей, когда праву на получение информации корреспондирует обязанность журналистов проверять ее достоверность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIABILITY OF INFORMATION AS A FACTOR IN INFORMATION SECURITY

On the basis of a systematic approach and comparative legal analysis of mass media legislation the impact which the principle of reliability of information produces an effect on public and individual consciousness is determined. Direct influence of mass media on public opinion, in the structure of which one can see social evaluation, knowledge, feelings and emotions, attitudes, values, stereotypes, and volitional elements, is stated. It is concluded that the principle of reliability of information has a direct impact on public and individual consciousness, as well as the public opinion; and thus becomes one of the main factors ensuring information security in mass media. The principle of confidence in the legal relationship in information is shown in conjunction of rights and responsibilities, when the right to information corresponds to the obligation of journalists to verify its authenticity.

Текст научной работы на тему «Достоверность информации как фактор обеспечения информационной безопасности»

УДК 002:004.0563 ББК Х404.114

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н. Н. Довнар

Институт журналистики Белорусского государственного университета, г. Минск

В статье на основе системного подхода и сравнительно-правового анализа законодательства о СМИ определяется влияние, которое оказывает принцип достоверности информации на общественное и индивидуальное сознание. Отмечается непосредственное влияние СМИ на общественного мнение, в структуре которого выделяют социальные оценки, знания, чувства и эмоции, установки, ценностные ориентации, стереотипы, волевые элементы. Делается вывод, что принцип достоверности информации напрямую влияет на общественное и индивидуальное сознание, а также общественное мнение, и в силу этого становится одним из основных факторов, обеспечивающих информационную безопасность в деятельности СМИ. Принцип достоверности в информационных правоотношениях проявляется в связке прав и обязанностей, когда праву на получение информации корреспондирует обязанность журналистов проверять ее достоверность.

Ключевые слова: информационная безопасность, общественное сознание, индивидуальное сознание, достоверность информации.

События 2014 года еще раз показали роль СМИ в мировой и национальной политике, а информационные войны продемонстрировали последствия, которые могут наступить, если игнорируются либо искажаются принципы деятельности журналистов. Например, когда один из принципов - принцип достоверности информации - вдруг становится парным, то есть превращается в свою противоположность - недостоверность. Информационные войны -искусственно созданные модели влияния на умы людей, втягивают в свою орбиту огромное количество коммуникативных каналов, тем самым увеличивая угрозу безопасности личности, общества и государства. Участие СМИ в различного рода противоборствах актуализирует научный подход в определении условий, выявлении принципов, обеспечивающих противодействие негативному информационно-психологическому воздействию данного института на общественное и индивидуальное сознание.

В статье сделана попытка на основе системного подхода и сравнительно-правового анализа законодательства о СМИ России и Беларуси выяснить, как взаимосвязан принцип достоверности информации с общественным и индивидуальным сознанием.

Общественное сознание - сложное, многоплановое социальное явление, выражающее

свои институциональные грани в определениях, которые развиваются и изменяются вместе с обществом. Так, еще совсем недавно (в конце прошлого века) общественное сознание рассматривалось как отражение общественного бытия, его продукт, сегодня же - как целостная духовная система различных уровней и содержания, которая формируется путем экономических, социально-культурных, информационно-коммуникативных факторов [1]; а в социально-информациологическом измерении - как совокупность общезначимых для социума, для всех страт социальной структуры идей, взглядов, теорий, ценностей, диспозиции, как результат, с одной стороны, отражения общественного бытия, а с другой - воздействия средств массовой информации и массовой коммуникации, информационной политики. В этом качестве оно выступает как фактор политической стабильности в стране и условием развития социального творчества [2]. Научный инструментарий данного феномена также постоянно находится в развитии и достаточно богат. Категории «массовое сознание», «индивидуальное сознание», «общественное мнение», «правосознание» используются в объяснениях и описаниях социальных явлений во многих областях знаний. Принимая во внимание, что «общественное сознание», являясь родовым понятием, часто

упоминается в работах о психологическом влиянии СМИ, отметим некоторые, значимые для нас выводы исследователей.

Так, М. В. Славина, рассматривая общественное сознание как объект воздействия СМИ, пришла к выводу, что формирование информационного общества в соответствии с общецивилизационными критериями невозможно без эффективного взаимодействия системы средств массовой информации, массовой коммуникации и общественного сознания. Общественное сознание - продукт осознания людьми социальных условий, своего социального бытия и усвоения информации и знаний, получаемых из средств массовой информации и социальной, политической коммуникации, а также из учебной и другой литературы. Ею доказано, что в современном обществе при активном влиянии массмедиа на развитие гуманитарной составляющей информационного общества, бурного формирования информационной сферы происходит формирование нового вида общественных отношений - информационных и адекватного им специфического вида общественного сознания «информационного» (название условное). Его становление сопровождается процессами трансформации, деформации, модернизации структуры общественного сознания, возникновением новых доминирующих уровней [2].

Л. С. Салемгареева, исследуя влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами, утверждает, что средства массовой информации различного уровня, социальной и политической принадлежности являются субъектами «общественного сознания», так или иначе выражающими содержание духовного мира, социальных настроений, идей и верований людей. Вместе с тем, располагая громадными технико-информационными возможностями, СМИ оказывают существенное влияние на их формирование. Единственным источником и творцом, субъектом сознания является индивид («мыслящий тростник», по словам Монтеня). Человек, как субъект сознания, вступает в многообразные связи с другими людьми, формируя социальные общности, в которых в ходе деятельности складываются общие черты сознания. В зависимости от условий жизнедеятельности они носят весьма многообразный характер -от семейного, группового, производственного до этнически-национального и государствен-

ного. Под влиянием различных экономических, социальных, межэтнических и политических событий, внутренних и внешних конфликтов общественное сознание может принимать разные уровни интенсивности - от психологической подавленности, социально-окрашенных настроений позитивного или негативного характера вплоть до массовых выступлений и вооруженных столкновений. Все явления общественного сознания находят свое выражение в языке и соответствующих артефактах культуры, которые становятся информационной палитрой общества. Автор делает вывод, что именно по текстам письменных форм и передачам СМИ можно судить о состоянии общественного сознания, его различных субъектов и характере функционирования. Массовая информация и коммуникация становятся объектами анализа общественного сознания, оперативного реагирования на факты положительного или деструктивного поведения граждан, вызванного теми или иными настроениями. Особенно важно, что СМИ, прежде всего ТВ и радио, имеют дело с сознанием людей в социальной сфере жизни, которое ранее рассматривалось как «обыденное сознание». Но именно здесь формируется то настроение, которое ведет к серьезным политическим, экономическим и другим последствиям [1].

Выводы вышеназванных авторов следует учитывать при рассмотрении взаимосвязи общественного сознания и СМИ через призму информационной безопасности. Применяя системный подход (в частности, макроподход), общественное сознание можно рассматривать как систему, его различные срезы (индивидуальное, массовое сознание, общественное мнение) - как подсистемы, а СМИ -как один из факторов внешней среды, оказывающий влияние на состояние всей системы, ее подсистем и элементов. Это позволит выявить взаимосвязи между ними, виды влияния и угрозы, которые могут исходить от СМИ, найти социальные регуляторы, способные нейтрализовать эти угрозы.

Психологи сегодня называют 14 видов психологического влияния: убеждение (аргументация), самопродвижение, внушение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение (агрессия), заражение, побуждение к подражанию (уподобление), формирование благосклонности (завоевание симпатии, расположение), манипуляция, управление людь-

Довнар Н. Н.

Достоверность информации как фактор обеспечения информационной безопасности

ми, нейролингвистическое программирование (НЛП) и слухи.

В. П. Шейнов предлагает подразделять влияние (воздействие) на виды: разрушительное и созидательное, явное и скрытое. Разрушительное оно или созидательное зависит от того, каковы последствия влияния на адресата (причинен ли ущерб). К явному влиянию он относит убеждение, самопродвижение, внушение, просьбу, принуждение, игнорирование, нападение и слухи, а скрытому - заражение, уподобление, расположение, манипуляцию [4, с. 7].

Как представляется, в СМИ можно встретить практически любой вид влияния (воздействия), при этом одни могут быть даже полезными (убеждение, просьба), другие - нейтральными в смысле причинения вреда (самопродвижение), третьи могут стать причиной ущерба (манипулирование, слухи). Классификация влияния по основаниям «полезное -вредное» является первым шагом к выявлению возможных угроз в деятельности СМИ. Основной же вопрос заключается в том, как распознать (с помощью каких индикаторов), что цель оказать влияние (воздействие) достигнута, влияние оказано. С нашей точки зрения, таких индикаторов может быть несколько: это могут быть личные оценки адресата, экспертные оценки, при условии, что к ним обращается субъект, заинтересованный в выявлении угроз, а также оценки социальных групп, которые выявляются специальными службами общественного мнения. Последний индикатор выступает как институциональное образование и дает возможность получить информацию об индивидуальных оценках (мнении) с использованием научных методик и в систематизированном виде.

В структуре общественного мнения выделяют социальные оценки, знания, чувства и эмоции, установки, ценностные ориентации, стереотипы, волевые элементы [3, с. 29]. На все эти элементы непосредственное влияние оказывают СМИ. Так, являясь источником информации о фактах, событиях, явлениях, СМИ играют большую роль в процессе формирования знаний, во многих случаях первыми дают оценки происходящему, используя журналистские приемы, воздействуют на чувства и вызывают определенные эмоции, формируют стереотипы. По сути, СМИ активно формируют, выявляют и выражают общественное мнение. При этом влияние СМИ на

различные компоненты общественного мнения могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер. В последнем случае следует говорить об угрозах информационной безопасности личности, обществу и государству. Выявлять эти угрозы можно применительно к каждому элементу системы (подсистемы) общественного мнения, отыскав (с большей долей вероятности) ту информацию, которая может причинить вред. Какой элемент структуры общественного мнения (социальные оценки, знания, чувства и эмоции, установки, ценностные ориентации, стереотипы, волевые элементы) оказался под влиянием (воздействием) и есть ли последствия этого влияния, могут сказать либо тот, на кого это влияние оказано, либо эксперт. Однако и экспертам важно иметь отправную точку, которая поможет ориентироваться в процессах формирования общественного мнения. Такой отправной точкой или ориентиром могут служить характеристики социальной информации: актуальность, оперативность, объективность, полнота, доступность, содержательность, систематичность, дифференцирован-ность, достоверность. Достоверность, оказывающую непосредственное влияние на все вышеуказанные элементы общественного мнения, рассмотрим подробнее.

Достоверность - термин, который не имеет однозначного толкования. В философии его часто соотносят с понятием «истина», в теории доказательств - с убежденностью в истине, в журналистике - с правдивостью, но в любом случае он тесно связан с информацией. Достоверность - одно из сущностных качеств информации. В социальной системе это качество переходит в предметную деятельность человека, приобретает характерные черты, которые свойственны человеческому общению, процессу создания духовных и культурных ценностей, в том числе приращения знаний и управления, а затем проявляется в регулятивных системах. В праве достоверность постепенно приобретает те терминологические свойства, которые позволяют использовать ее как принцип, как норму права, взять в категориальный аппарат юридических наук.

Значение принципа достоверности приобретает особое звучание в вопросах информационной безопасности. В доктринальных и концептуальных подходах к проблемам обеспечения информационной безопасности дос-

товерность тесно связана с национальными интересами.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г., № Пр-1895) выделяет четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, и две из них напрямую касаются деятельности СМИ. Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. В числе необходимых мер - обеспечение конституционных прав и свобод искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя: информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Для достижения этого требуется: укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575) к основным национальным интересам в информационной сфере, в частности, относит реализацию конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации; формирование и поступательное развитие информационного общества; равноправное участие Республики

Беларусь в мировых информационных отношениях; эффективное информационное обеспечение государственной политики. Распространение недостоверной или умышленно искаженной информации связывается с внутренними источниками угроз национальной безопасности.

В праве СМИ как институте информационного права термин проявляет свою значимость прежде всего как конституционная норма. Так, в Конституции Российской Федерации достоверность заложена в праве на получение информации (п. 5 ст. 29), есть норма, которая упоминает сам термин - право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42). Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Механизм реализации данной конституционной нормы находит свое выражение в законах о средствах массовой информации.

В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» принцип закреплен в праве на информацию. Согласно ст. 38 Закона граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации» достоверность, с одной стороны, это требование распространять информацию, соответствующую действительности (ст. 4); а с другой, требование не распространять информацию, не соответствующую действительности недостоверная информация - это не соответствующие действительности информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые средством массовой информации (ст.1).

Праву граждан на получение достоверной информации корреспондирует обязанность журналистов проверять ее достоверность (ст. 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», ст. 34 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»). В случае нарушения

Довнар Н. Н.

Достоверность информации как фактор обеспечения информационной безопасности

данного права СМИ обязаны дать опровержение, внести поправку, уточнить информацию. К ним могут быть применены меры предупредительного характера или ответственности.

Выполнение участниками информационных отношений своих обязанностей, несомненно, положительно сказывается на степени защищенности интересов личности, общества и государства, что, собственно, мы и называем информационной безопасностью.

Таким образом, достоверность информации напрямую влияет на общественное и индивидуальное сознание, в такой же степени на общественное мнение и в силу этого становится одним из основных факторов обеспечения информационной безопасности в деятельности СМИ. Принцип достоверности в информационных правоотношениях проявляется в связке прав и обязанностей, когда пра-

ву на получение информации корреспондирует обязанность журналистов проверять ее достоверность.

Литература

1. Салемгареева, Л. С. Влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами: автореферат дис. ... канд. филол. наук / Л. С. Салемгареева. - М., 2007. - 25 с.

2. Славина, М. В. Общественное сознание как объект воздействия средств массовой информации: автореферат дис. ... канд. полит. наук / М. В. Славина. - М., 2007. - 26 с.

3. Титаренко, Л. Г. Социология общественного мнения / Л. Г. Титаренко. - Минск: БГУ, 2011. - 183 с.

4. Шейнов, В. П. Психологическое влияние / В. П. Шейнов. - Минск: Харвест, 2007. -640 с.

Довнар Наталья Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры медиалогии и веб-журналистики, Белорусский государственный университет, г. Минск. Е-шай: ndovnar@gmail.com.

Статья поступила в редакцию 14 января 2015 г

RELIABILITY OF INFORMATION AS A FACTOR IN INFORMATION SECURITY

N. N. Dovnar

Institute of Journalism of the Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus

On the basis of a systematic approach and comparative legal analysis of mass media legislation the impact which the principle of reliability of information produces an effect on public and individual consciousness is determined. Direct influence of mass media on public opinion, in the structure of which one can see social evaluation, knowledge, feelings and emotions, attitudes, values, stereotypes, and volitional elements, is stated. It is concluded that the principle of reliability of information has a direct impact on public and individual consciousness, as well as the public opinion; and thus becomes one of the main factors ensuring information security in mass media. The principle of confidence in the legal relationship in information is shown in conjunction of rights and responsibilities, when the right to information corresponds to the obligation of journalists to verify its authenticity.

Keywords: information security, social consciousness, individual consciousness, information authenticity.

References

1. Salemgareeva L. S. Vliyanie SMI na obshchestvennoe soznanie lingvisticheskimi sredstvami: av-toref. dis. ... kand. filol. nauk [The influence of the media on public consciousness linguistic means. Author's abstract Diss. Kand. (philology)]. Moskow, 2007, 25 p.

2. Slavina M. V. Obshchestvennoe soznanie kak ob"ekt vozdeystviya sredstv massovoy informatsii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk [Public consciousness as an object of media exposure. Author's abstract Diss. Kand. (policy)]. Moskow, 2007, 26 p.

3. Titarenko L. G. Sotsiologiya obshchestvennogo mneniya [Sociology of public opinion]. Minsk, 2011, 183 p.

4. Sheynov V. P. Psikhologicheskoe vliyanie [Psychological impact]. Minsk, 2007, 640 p.

Natalia Nikolaevna Dovnar - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Medialogy and Web-Journalism Department, Belarusian State University, Minsk, the Republic of Belarus. E-mail: ndovnar@gmail.com.

Received 14 January 2015.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Довнар, Н. Н. Достоверность информации как фактор обеспечения информационной безопасности / Н. Н. Довнар // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2015. - Т. 15, № 1. - С. 57-62.

REFERENCE TO ARTICLE

Dovnar N. N. Reliability of information as a factor in information security. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2015, vol. 15, no. 1, pp. 57-62. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.