Научная статья на тему 'Достижение успеха в современной России: попытка социологического осмысления'

Достижение успеха в современной России: попытка социологического осмысления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ / SOCIAL SUCCESS / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСПЕХЕ / IDEAS OF SUCCESS / МЕНЕДЖЕРЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / MIDDLE MANAGERS / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ / SOCIAL STRATIFICATION OF SOCIO-PROFESSIONAL GROUP / ФАКТОРЫ СТРАТИФИКАЦИИ / STRATIFICATION FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вяткина Н.В.

Рассматривается актуальная в современном российском обществе проблема достижения жизненного успеха, соответствие содержания дискурса успеха реальному состоянию представлений об успехе на примере исследования группы менеджеров среднего звена. Делаются выводы о влиянии представлений, «образа» жизненного успеха на социальную стратификацию данной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVING SUCCESS IN MODERN RUSSIA: AN ATTEMPT OF SOCIOLOGICAL interpretation

The article considers a topical problem of the Russian society, i.e. achieving success in life, and correspondence between the content of the concept of success and a real idea of the success by the example of the research group of middle managers. The paper draws conclusions on the effect of ideas, the ‘image’ of success in life to the social stratification of the group.

Текст научной работы на тему «Достижение успеха в современной России: попытка социологического осмысления»

УДК 005.218:303.442.4 (470+571)

Н.В. Вяткина

ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОПЫТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Рассматривается актуальная в современном российском обществе проблема достижения жизненного успеха, соответствие содержания дискурса успеха реальному состоянию представлений об успехе на примере исследования группы менеджеров среднего звена. Делаются выводы о влиянии представлений, «образа» жизненного успеха на социальную стратификацию данной группы.

Ключевые слова: социальный успех, представления об успехе, менеджеры среднего звена, социальная стратификация социально-профессиональной группы, факторы стратификации.

В современном российском обществе тема достижения успеха, успешной личности в данный момент находится в центре дискуссий: огромное количество тренеров, коучей, психологов, консультантов поделятся своими мыслями на этот счет, проведут «ассесмент» вашего текущего статуса с точки зрения достижения успеха и даже предложат готовые технологии, реализация которых позволит максимально быстро приблизиться к цели.

Книги по теме «как достичь успеха» - бестселлеры в книжных магазинах. Авторы призывают найти свой потенциал и реализовать его, следовать определенному порядку действий, применять правила целеполагания и целе-достижения, использовать тайм-менеджмент, «7 привычек высокоэффективных людей», идею «потока» и т.п. Как результат, обещается быстрое достижение успеха во всех областях жизни.

Хочется отметить, что идея персонального жизненного успеха как максимально полной реализации целей и амбиций конкретного индивида появилась в российском обществе сравнительно недавно, в 1990-х, на волне вес-тернизации институтов культуры и ценностей. До этого, в советское время, личные интересы были абсолютно подчинены коллективным интересам, а общая цель диктовалась в огромной степени идеологическими институтами. Успешность каждого зависела, в первую очередь, от успешности больших общностей, при этом пребывала в четкой корреляции от степени разделения ценностей господствующей идеологии. В досоветское время, в рамках православной этики (порицание земного преуспевания и приоритет духовного воз© Вяткина Н.В., 2016

Вяткина Наталья Владимировна - аспирант кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: zxcx1@yandex.ru.

вышения) и идеи соборности (коллективизма), скорее присутствовало отрицание и глубинное неприятие личного успеха.

В настоящее время в существующем в российском общественном сознании дискурсе успеха (в медиа, обучающих технологиях, в литературе, часто -на биографическом материале известных людей как системах проверенных практик по достижению жизненного успеха) доминируют две основные идеи-технологии: во-первых, индивид, как актор, должен взять на себя ответственность за свою судьбу и биографию, а также последовательно расширять свою «зону комфорта», т.е. вместо привычных, повторяемых повседневно образцов мышления и поведения использовать новые, тем самым раздвигая границы привычного и комфортного мира для себя, во-вторых, для современного общества характерен огромный выбор вариантов деятельности, мнений, возрастает «свобода индивида от общественных структур» (У. Бэк) [1, с. 253].

Однако если взглянуть на существующую социальную реальность, большинство россиян (в том числе представителей среднего класса [2, с. 35]) не уверены в завтрашнем дне, низко оценивают наличие гарантий от государства и работодателя, при этом в обществе наблюдается тенденция к межгенерационной консервации социальных статусов, число людей, реально изменивших свою жизнь к лучшему, сокращается [3, с. 23].

Эти две противоречивые тенденции (большая популярность идей достижения успеха в обществе на уровне обсуждения, с одной стороны, консервация вертикальной мобильности, низкие индексы социального самочувствия -с другой) демонстрируют необходимость социологического осмысления этого явления.

В проведенном автором в 2013 году исследовании (анкетирование 481 менеджера среднего звена 18 отраслей экономики России) исследовалась группа менеджеров среднего звена, их представления о социальном успехе, влияние этих представлений на стратификацию данной социальной группы: группы менеджеров внутри социально-профессиональной группы менеджеров среднего звена вследствие направленной деятельности по достижению желаемого «образа» социального успеха отличаются друг от друга ключевыми социально-статусными и профессиональными характеристиками, ресур-сообеспеченностью, инновационным потенциалом.

Индивидуальные представления об успехе среди менеджеров среднего звена эндогенные (успех как состояние личности) и экзогенные характеристики (социальное положение), причем первая группа превалирует над второй (рисунок).

Три четверти менеджеров среднего звена (74,8 %) воспринимает успех через счастливую личную, семейную жизнь. Второе по значимости место занимает успешная карьера, данный фактор указала половина опрошенных лиц (50,4 %). Успех как внутреннее ощущение гармонии, смысла, целостности

жизни воспринимает 49,8 % респондентов. Данная категория универсальна и объединяет множество внутренних факторов, поскольку для разных менеджеров причиной ощущения гармонии может выступать любая.

Экзогенные факторы

(50,4 %)

Успешная карьера)

(39,8 %)

Высокий материальный статус)

(27,9 %)

Полезность

обществу^->

Счастливая личная, семейная жизнь

Хорошие отношения, много друзей

Эндогенные факторы

Рис. Представления об успехе менеджеров среднего звена (разработано автором)

Мнения опрошенных менеджеров по вопросу о показателях жизненного успеха неоднородны, но альтруистические позиции превалируют над эгоистическими. Так, с утверждением о том, что главным мерилом жизненного успеха является честно нажитое богатство, согласно только 45 % менеджеров. Более того, 87,1 % не считают богатство атрибутом успеха, а 84,5 % респондентов измеряют успех не достатком и общественным признанием, а степенью душевной гармонии.

Необходимость рисковать для достижения жизненного успеха высказывают 56,8 % менеджеров. Надежной продуманной стратегии придерживается заметное меньшинство - 40,3 %. Стратегии развития собственной яркой индивидуальности, репрезентации себя и противопоставления серой массе придерживается 81,1 % менеджеров среднего звена.

Успешного человека менеджеры среднего звена представляют себе как трудолюбивого, ставящего и добивающегося высоких целей профессионала (46,9 % ответов), нацеленного на максимальную самореализацию (37,5 %). На третьем месте (7,3 %) стоят ответы о полезности такого человека для общества.

Быстрое достижение успеха в современной России менеджеры среднего звена увязывают:

• с хорошим образованием (57,5 % ответов),

• наличием связей (56 %),

• наличием востребованной профессии (32,7 %),

• материальным достатком (31,5 %),

• естественным ростом по служебной лестнице (28,5 %),

• семейным счастьем (24,8 %),

• везением и удачей (21,9 %),

• предпринимательской деятельностью (19,6 %).

Обращает на себя внимание, что пути достижения успеха и атрибуты успеха менеджеры отделяют друг от друга. Так, только четверть опрошенных выбрала семейное счастье в качестве пути достижения успеха, справедливо полагая его результатом (атрибутом) успеха (о чем говорили 3/4 менеджеров), а не его причиной. Наличие связей как производная от социального капитала (наличие хороших и многочисленных друзей), напротив, является в большей степени причиной успеха, нежели его атрибутом (56 % против 34 %).

Стоит отметить постоянство доли менеджеров, указавшей атрибутом успеха собственный бизнес и занятие им в числе путей достижения успеха. Она составляет чуть менее пятой части выборки и может свидетельствовать о наличии в менеджерской среде устойчивой группы потенциальных предпринимателей, которые со временем планируют оставить наемный труд.

Ответы менеджеров на вопрос о содержании их жизненной активности для достижения личного успеха связываются с планомерным и упорным движением к достижению поставленных в жизни целей за счет труда и учебы, реализации способностей и использования предоставляемых возможностей. Треть опрошенных прилагает усилия по достижению жизненного успеха за счет заботы о семье и воспитания детей.

Итак, трудовая деятельность тесно связана с понятием успеха, являясь атрибутом жизни успешного человека. По-видимому, здесь стоит говорить о профессиональном прагматичном успехе, позволяющем сформировать фундамент успеха жизненного. Последний воспринимается менеджерами как сочетание разных видов деятельности, приносящих удовлетворение субъекту. Наиболее важными выступают здоровый образ жизни, личная и семейная жизнь, трудовая деятельность, самореализация в некоторых областях (хобби, увлечения), личное пространство и большое количество свободного времени, необходимые для реализации личного потенциала и/или развлечений.

На основе факторного, а затем кластерного анализа результатов анкетирования по признаку отношения респондентов к социальной успешности в привязке к их интересам, профессиональным и жизненным целям выделены 5 кластеров (групп менеджеров) на основании доминирования в ценностных установках одного из выявленных факторов социального успеха (таблица).

Если говорить о господствующим в обществе представлении об успешном человеке как об активно действующем, выбирающем акторе, не перекладывающем ответственность за свой жизненный путь на обстоятельства, государство, общество, то данному образу максимально соответствуют 2 выявленные группы менеджеров среднего звена: эгоистичные идеалисты и материалисты (составляющие совокупно 40 % социально-профессиональной группы).

Типы менеджеров среднего звена (МСЗ) в зависимости от представлений о социальном успехе

Типы МСЗ Доля, % Что такое успех? Типичные черты

Альтруисты 33 Полезность и незаменимость для общества и страны, душевный комфорт, семья Молодые (до 39) или старшего возраста (56-60) женщины, в браке, 2-3 детей, высшее образование, доход ниже среднего, средний

Эгоистичные идеалисты 21 Состояние внутренней гармонии, счастливая личная и семейная жизнь, общественное признание и достойное материальное положение Женщина 40-55 лет, не в браке, со средним или высшим образованием, со средним и высоким доходом

Материалисты 19 Безусловное следствие и причина самостоятельно заработанного материального достатка Молодые мужчины до 29 лет, большинство в браке, 2 высших образования, доход средний, выше среднего

Трудяги-реалисты 16 Хороший достаток, много труда, целеустремленность, честно нажитое богатство Молодые люди 20-39 лет, в браке с детьми, с высшим образованием и со средним доходом

Фрилансеры 9 Свобода, самореализация, радости жизни, творчество, ста-тусность, слава Молодые люди 20-39 лет, в браке, но без детей, с высшим образованием, с доходом выше среднего

Выделенные по отношению к успеху группы менеджеров среднего звена отличаются друг от друга не только ценностями (терминальными и инструментальными), отношением к успеху, успешности, представлению об успешном человеке, но и социально-демографическими, статусными, ресурсными характеристиками. Иначе говоря, то, каким образом человек представляет себе, что такое жизненный успех и какими средствами его достигать, определяет набор его социальных действий и стратегий и впоследствии обусловливает его социальные характеристики.

Список литературы

1. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. - М.: Экзамен, 2002. - 511 с.

2. Горшков М.К. Средний класс как отражение экономической и социокультурной модели современного развития России // Социологические исследования. - 2015. - № 1. - С. 35-44.

3. Тихонова Н.Е. Факторы стратификации в современной России: динамика сравнительной значимости // Социологические исследования. - 2014. -№ 10. - С. 23-35.

Получено 10.12.2015

N.V. Vyatkina

ACHIEVING SUCCESS IN MODERN RUSSIA: AN ATTEMPT OF SOCIOLOGICAL INTERPRETATION

The article considers a topical problem of the Russian society, i.e. achieving success in life, and correspondence between the content of the concept of success and a real idea of the success by the example of the research group of middle managers. The paper draws conclusions on the effect of ideas, the 'image' of success in life to the social stratification of the group.

Keywords: social success, ideas of success, middle managers, social stratification of socio-professional group, stratification factors.

Vyatkina Nataliya Vladimirovna - Postgraduate Student, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: zxcxl @yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.