Научная статья на тему 'Достижение экономической и социальной эффективности при управлении человеческими ресурсами'

Достижение экономической и социальной эффективности при управлении человеческими ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2161
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мичурина О.Ю., Холкина А.С.

Достижение эффективности при управлении человеческими ресурсами имеет экономическую и социальную составляющие. Экономическая эффективность подразумевает достижение оптимального соотношение «затраты / результаты» в условиях ограниченности ресурсов. Социальная эффективность учитывает интересы и потребности персонала организации. Цели экономической и социальной эффективности конкурируют и взаимодополняют друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мичурина О.Ю., Холкина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижение экономической и социальной эффективности при управлении человеческими ресурсами»

Снижение позиции по ИРЧП говорит о негативной тенденции развития региона. Свою роль в снижении индекса развития человеческого потенциала сыграл индекс образованности. За анализируемый период индекс образования региона имеет постоянную тенденцию снижения. Связано это с тем, что в условиях кризиса экономики в России в течение последних лет снижается уровень жизни населения и, соответственно, доходы семей. Люди вынуждены искать работу в ущерб получения образования, чтобы улучшить свое финансовое положение. Это отрицательно сказывается на количестве обучающихся в высших и средних учебных заведениях в общей численности молодежи.

Список литературы:

1. Аничин В.Л., Тимофеев И.Ю. Использование методики проон для оценки развития человеческого потенциала регионов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/ispolzovanie-metodiki-proon-dlya-otsenki-razvitiya-chelovecheskogo-potentsiala-regionov-rf (дата обращения: 15.03.16).

2. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Неравенство качества и уровня жизни населения регионов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberlenin-ka.ru/article/n/neravenstvo-kachestva-i-urovnya-zhizni-naseleniya-regionov (дата обращения: 17.03.16).

3. Краткий статистический сборник «Республика Саха (Якутия) в цифрах» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/sakha/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ 3a2a93004900cdf8addefdf96bd95409 (дата обращения: 20.03.16).

4. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 20122019 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docu-ment/473509460 (дата обращения: 18.03.16).

ДОСТИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

© Мичурина О.Ю.1, Холкина А.С.2

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Достижение эффективности при управлении человеческими ресурсами имеет экономическую и социальную составляющие. Экономическая эффективность подразумевает достижение оптимального соотношение «затраты / результаты» в условиях ограниченности ресурсов.

1 Доцент кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства», кандидат экономических наук, доцент.

2 Магистрант кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства».

Социальная эффективность учитывает интересы и потребности персонала организации. Цели экономической и социальной эффективности конкурируют и взаимодополняют друг друга.

Ключевые слова эффективность, экономическая эффективность, социальная эффективность, эффективность управления человеческими ресурсами, пути повышения эффективности.

Эффективность - это важная экономическая категория, применимая ко всем функциональным областям деятельности современного предприятия. Мы можем говорить об эффективности производственной деятельности, эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, эффективности инвестиционных вложения, эффективности маркетинговой стратегии и т.д. Наряду с другими компонентами внутриорганизационной эффективности, стоит и эффективность управления человеческими ресурсами, которую нужно анализировать, количественно измерять с целями:

- обнаружения неэффективных компонентов;

- выявления резервов повышения эффективности;

- разработки мероприятий по повышению эффективности.

В словарях и ГОСТах мы находим следующие определения эффективности:

1. В Экономическом словаре: «Эффективность (efficiency) - это достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов» [1].

2. В ГОСТ Р ИСО 9000-2008: «Эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами» [2].

3. В экономико-математическом словаре: «Эффективность - это одна из возможных (важнейшая, но не единственная) характеристик качества некоторой системы, в частности, - экономической: а именно, ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы» [3].

4. Словарь бизнес-терминов: «Экономическая эффективность (economic efficiency) - показатель способности организации производить и сбывать свою продукцию с наименьшими возможными издержками. Фирма может иметь высокую техническую эффективность, но быть низкоэффективной экономически из-за того, что ее цены слишком высоки для того, чтобы быть конкурентоспособными» [4] и т.д.

Приведенные определения эффективности не противоречат друг другу. Таким образом, в самом общем виде эффективность - это соотношение результатов и затрат. Чем больше полученные результаты и меньше затраченные на это ресурсы, тем более эффективный процесс мы наблюдаем. В Словаре синонимов [5] терминами, идентичными понятию «эффективность», называются: полезное действие, отдача, коэффициент полезного действия

(кпд), производительность, продуктивность, действенность, результативность, плодотворность, оперативность.

Одной из проблемных зон при определении эффективности управления человеческими ресурсами является выбор вида эффективности, который станет главным оценочным в данном вопросе. Применительно к управлению человеческими ресурсами принято выделять 2 основных вида эффективности -экономическую эффективность и социальную эффективность (рис. 1).

Экономическая эффективность ориентируется на экономное расходование ограниченных средств и на достижение наилучшего соотношения «затраты / результаты»

Социальная эффективность реализуется в виде оправдания ожиданий работников, удовлетворения их личных целей в результате работы в организации, исполнения потребностей и интересов сотрудников

Рис. 1. Ключевые виды эффективности в области управления человеческими ресурсами Экономическая эффективность, которая реализуется в достижение наиболее благоприятного соотношения «затраты / результаты» может быть измерена количественно. Показатели экономической эффективности управления человеческими ресурсами будут варьироваться в зависимости от того, что мы используем в качестве затрат, а что - в качестве результатов. Так в качестве затрат могут быть использованы такие показатели, как «количество отработанных человеко-часов», «численность работников», «затраты на персонал», а в качестве результатов - «объем выпущенной продукции», «прибыль от реализации продукции», «добавленная стоимость» и т.д.

В зависимости от различного соотношения выбранных в качестве числителя и знаменателя показателей, для анализа экономической эффективности управления человеческими ресурсами рассчитывают два широко известных в экономической науке параметра: - производительность труда:

Объем выпущенной продукции

Производительность труда =

Количество отработанных чел—час. или

Численность работников или

Затраты на персонаж

- рентабельность труда:

Рентабельность труда =

Прибыль от реализации продукции или

Добавленная стоимость Затраты на персона1

(2)

И производительность труда, и рентабельность труда отражают экономическую эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии. В то же время на составляющие этих показателей оказывает влияние большое количество факторов внутренней среды предприятия, как количественных, так и качественных. Воздействуя на числитель и знаменатель показателей эффективности возможно нахождение лучшего соотношения, и как следствие повышение отдачи от использования человеческих ресурсов предприятия.

Факторы, влияющие на достижение результатов работы, представлены на рис. 2.

ФАКТОРЫ,

влияющие на достижение положительных результатов работы персонала

Г

ПОТЕНЦИАЛ

сотрудников предприятия, т.е. способность выполнять заданную работу.

На потенциал будут влиять такие трудовые показатели, как:

- численность;

- уровень образования работников;

- квалификация работников;

- профессиональный состав и

пр.

МОТИВАЦИЯ

к труду сотрудников предприятия, которая будет складываться под влиянием: системы оплаты труда; системы премирования и особых видов материального регулирования; социальные блага, получаемых работником на данном предприятии (питание, страхование, путевки, устройство детей, оплата лечения и пр.)

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

на данном предприятии: организационные условия; микроклимат в коллективе; удобство рабочего места; условия труда и пр.

Рис. 2. Факторы управления человеческими ресурсами, влияющие на достигаемые результаты работы

Сгруппировав факторы, влияющие на достигаемые результаты работы персонала, на рис. 2, можно отметить, что одновременно эти же факторы повлияют и на затратную часть соотношения «затраты / результаты». Невозможно повысить квалификацию персонала, не вкладывая в обучения, профессиональное развитие, переподготовку кадров. Нельзя добиться лучших условий труда, высоких показателей качества трудовой жизни, если руководство предприятия экономит на питание работников, медицинском обслуживание, отдыхе и пр. социальных благах.

Следовательно, и затратные показатели в области управления человеческими ресурсами, и показатели результатов, будут тесно взаимосвязаны между собой. Нельзя уменьшить затраты на персонал и не ухудшить при этом результаты работы в целом. Таким образом, задача эффективного руководителя заключается в том, чтобы учесть и экономические аспекты работы, и социальные нужды сотрудников предприятия, их потребности и интересы. Т.е. все затрагивающие персонал решения должны ориентироваться на достижение, как экономических, так и социальных целей.

Рис. 3. Возможности регулирования социальной эффективности со стороны предприятия

Говоря о достижении социальной эффективности при управлении человеческими ресурсами, следует учитывать, что каждый работник приходит в организацию со своими целями - получить доход, заработать пенсию, получить медицинское страхование, попасть в социум, набрать стаж, сделать карьеру и

т.д. И цель организации в данном случае, по возможности, помочь сотрудникам реализовать свои мотивы и потребности. Удовлетворение личных целей сотрудников является обязательным условием эффективного взаимодействия человека и организации. Если сотрудники, устроившись на вакантные рабочие места, со временем начинают видеть, что работа никак не помогает достичь им личных целей, с которыми они пришли в данную организацию, то скорее всего долгосрочного сотрудничества с такой организацией не получится.

Возможность регулирования достижения социальной эффективности со стороны предприятия связана с необходимостью устранять отрицательные моменты и реализовывать преимущества (рис. 3).

Достижение целей социальной и экономической эффективности при управлении персоналом, с одной стороны, конкурируют друг с другом, а с другой, дополняют друг друга. Только эффективно работающая организация может уделять внимание и ресурсы социальным вопросам - обучать персонал, оплачивать добровольное медицинское страхование, выделять путевки к отпуску, закупать эргономичную мебель для оснащения рабочих мест и т.д. Функционирование организации с прибылью дает экономическую основу для реализации мероприятий, направленных на повышение качества трудовой жизни персонала.

В то же время добиться экономического эффекта, высоко результативного труда, заинтересованности работников в процветании предприятия возможно только при удовлетворенности сотрудников, обеспечения им определенного уровня социальной эффективности. Плохие условия труда, низкая заработная плата, плохие отношения в коллективе не располагают работников к производительному труду на благо организации, к стремлению к достижению целей организации.

Следовательно, говоря о достижении эффективности в вопросах управления человеческими ресурсами, нельзя сосредотачиваться только на экономической эффективности, или только на социальной эффективности. Цели экономической и социальной эффективности должны взаимодействовать друг с другом и достигать баланса интересов, которые, в свою очередь, позволит добиться с помощью высоко эффективного труда достижения стратегических целей организации.

Список литературы:

1. Эффективность [Электронный ресурс] // Экономический словарь. -Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16954.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/ CGI/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=454486.

3. Эффективность [Электронный ресурс] // Экономико-математический словарь. - Режим доступа: http://economic_mathematics.academic.ru/5211.

4. Эффективность [Электронный ресурс] // Словарь бизнес-терминов. -Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/16807.

5. Эффективность [Электронный ресурс] // Словарь Синонимов. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/204041.

6. Ермолина Л.В. Экономическое содержание категории «эффективность». Понятие стратегической эффективности // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 2 (8). - С. 98-102.

7. Колесникова О.С., Логвинова Е.П. Управление человеческими ресурсами: факторы эффективности // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 161-165.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ

© Сазонов А.А.1, Сазонова М.В.2

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва

В статье рассматривается качественный и количественный анализ проектных рисков. Определены основные направления качественного анализа рисков. Выявлены методы, применяющиеся для анализа рисков.

Ключевые слова риск, эффективность, анализ, фактор, проект, инвестиции.

Основным показателем эффективности инвестиционного проекта является уровень доходности, полученный на вложенный капитал. Доходность представляет собой в данном случае прирост темп роста капитала, который в полной мере компенсирует общее изменение покупательной способности денег в течение изучаемого периода, обеспечивает минимальный уровень доходности, а также покрывает риск инвестора, который связан с реализацией проекта. Важным моментом в принятии решении о будущих инвестициях является ответ на вопрос о допустимости реализации проекта, в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды. Предполагаемые последствия этих изменений обязаны присутствовать в результатах проводимой экспертизы проекта. Для этого создан специальный инструментарий, который получил название «Анализ рисков». В процессе анализа рисков выделяют два подхода: качественный и количественный. При качественном анализе определяются главные риски проекта, анализируются их возможные последствия, а также определяются направления минимизации рисков. Количественный анализ ставит своей целью изучение возможных изменений в эффективности проек-

1 Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент», кандидат экономических наук.

2 Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.