Научная статья на тему 'Дошкольное детство в мире информационных технологий'

Дошкольное детство в мире информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2221
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туйчиева И.Л., Горницкая О.Н., Коркина А.Ю.

Прошла первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которую мы все так ждали. Что она нам принесла? Что открыла? Над чем заставила задуматься? Прежде всего, конференция дала нам возможность увидеть, как живут дети в разных уголках большого мира, как решаются задачи их развития, каковы основные проблемы воспитания и образования маленьких граждан нашей планеты. Было много докладов, выступлений, мероприятий по разным темам. Об одном из них хотелось бы рассказать подробнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дошкольное детство в мире информационных технологий»

И. Л. Туйчиева, заведующая ЦРР № 2558 (Москва)

О. Н. Горницкая, руководитель структурного подразделения ЦРР № 2558 (Москва)

А. Ю. Коркина, педагог-психолог, руководитель отдела дошкольного и начального образования

компании «Новый Диск»

Дошкольное детство в мире информационных технологий

Прошла первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которую мы все так ждали. Что она нам принесла? Что открыла? Над чем заставила задуматься? Прежде всего, конференция дала нам возможность увидеть, как живут дети в разных уголках большого мира, как решаются задачи их развития, каковы основные проблемы воспитания и образования маленьких граждан нашей планеты. Было много докладов, выступлений, мероприятий по разным темам. Об одном из них хотелось бы рассказать подробнее.

В рамках конференции состоялось специальное мероприятие «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании», организованное Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). На мероприятии с аналитическим обзором «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» выступил профессор Иван Калаш из Университета Комениуса (Словацкая республика). Он познакомил участников с основными направлениями использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с дошкольниками в разных странах. В основу обзорного доклада профессора был положен практический опыт дошкольных учреждений, в том числе детских садов города Москвы.

С презентацией российского опыта изучения вопросов использования ИКТ в дошкольном образовании выступил ректор Московского института открытого образования Алексей Львович Семенов.

Инновационный опыт применения ИКТ в московских детских садах был представлен Марией Михайловной Цапенко, заместителем начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы.

В Москве с 2008 года Департаментом образования реализуется проект «Детский сад будущего», в котором представлен модуль «Современные информационные технологии в детском саду». В рамках проекта разрабатываются методики, программы, технологии использования ИКТ в образовательном про-

цессе. В январе 2010 года директор Бюро ЮНЕСКО в Москве господин Дендев Бадарч на презентации проекта дал высокую оценку достигнутым результатам и предложил представить разработки практик на Всемирной конференции.

С целью знакомства с практикой использования ИКТ в дошкольном образовании Москвы Институтом ЮНЕСКО ИИТО в мае 2010 г. в качестве международного эксперта был приглашен профессор Иван Калаш. Совместно с Департаментом образования профессор посетил четыре детских сада: ЦРР - детский сад № 2558, детский сад комбинированного вида № 2483, ЦРР - детский сад № 272 и детский сад ЦО № 627. Опыт работы этих учреждений получил высокую оценку эксперта.

Каждое из этих учреждений по-своему реализует практику использования ИКТ в системе дошкольного образования. Так, например, ЦРР № 2558 разрабатывает и внедряет авторские компьютерные программы и методики для работы с детьми. Детский сад комбинированного вида № 2483 создал целую систему интерактивного взаимодействия с родителями воспитанников через сайт. ЦРР № 272 и детский сад ЦО № 627 проводят интересную работу с детьми в форме проектной деятельности с использованием мультимедийных средств и технологий.

Центр развития ребенка - детский сад № 2558 является победителем конкурса проектов «Детский сад будущего» в модуле «Современные информационные технологии в ДОУ. Управление, образование, воспитание».

Педагогический коллектив занимается проблемами внедрения компьютерных технологий в работу с детьми с начала 90-х годов. Разработчики проекта стояли у истоков информатизации отечественного образования. Продолжением работы авторского коллектива явилась научно-практическая экспериментальная деятельность на базе учреждения под руководством К. Ю. Белой, профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО.

Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития и образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. По силе воздействия на детскую психику они не сравнимы ни с каким другим средством. Каким будет их влияние на формирование личности ребенка, определяющим образом зависит от позиции взрослых: педагогов и родителей.

Педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих

поколений детей. Они с легкостью осваивают сложную техническую игрушку или игрушку-трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они неутомимо долго могут играть в «многоуровневые» компьютерные игры с неведомыми существами, обитающими в иных мирах, но при этом придумать свою сказочную историю для них непосильный труд. Что это? Изменение потенциальных психических и интеллектуальных возможностей детей? А может быть, это новое поколение детей технократического общества? И что делать нам, педагогам-дошкольникам? Отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии, другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информации и технологий.

Многолетний опыт работы с детьми в дошкольном учреждении, где использование

Визит профессора Ивана Калаша в Москву

ИКТ является частью общего образовательного процесса, показывает: педагогически грамотное использование современных технологий помогает детям не только развивать способности, но и формирует у них правильное отношение к современным технологиям, как к средству практической реализации своих идей.

По мнению С. Л. Новоселовой, использование ребенком компьютера может оказать существенное влияние на различные стороны его психического развития в связи с тем, что возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т. д.); в них могут проявиться во всей полноте такие познавательные процессы, как мышление, представление, память, внимание, восприятие.

Одной из задач внедрения новых компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс дошкольников является создание базы для овладения детьми компьютерной грамотностью, формирование готовности к осуществлению общественной и учебной деятельности, широко основанной на использовании компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач. Введение компьютера в среду дошкольного

учреждения не может ставить цель, ориентированную только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создающего основу для формирования новых типов мышления. Эти выводы подтверждают в своих исследованиях многие специалисты, среди них - С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Л. Д. Чайнова и др.

В рамках реализации проекта «Детский сад будущего» ЦРР № 2558 определил основную цель: «Создание единой системы использования ИКТ в педагогическом процессе для решения основных программных задач дошкольного образования». Для решения поставленных задач в учреждении была разработана методика использования ИКТ в педагогическом процессе дошкольного учреждения, основная идея которой заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. В данной методике информационные технологии выступают в качестве средства развития ведущих сфер личностиребенка-социально-нравственной,эмо-ционально-экспрессивной, познавательно-речевой, художественно-эстетической, для формирования психических процессов, творческих способностей.

Предлагаемая методика заключается в согласованной совместной деятельности педагогов, специалистов и воспитателей. Каждый участник педагогического процесса решает общие задачи, реализуя основное содержание образовательной программы, а средства реализации поставленных задач у каждого свои. Так, например, воспитатель занимается в группе с детьми основными видами деятельности (рисование, математика, конструирование, развитие речи и др.), а педагог в компьютерном классе проводит аналогичную деятельность, используя информационные технологии. Вместе они решают одни и те же воспитательные и образовательные задачи, но разными средствами. При этом

предметно-развивающая среда, используемая на занятиях с детьми, является непременным атрибутом как традиционной, так и компьютерной деятельности. Такая методика организации педагогического процесса дает очень высокие результаты в развитии детей, формирует у них целостное восприятие окружающего мира, в котором современные ИКТ становятся помощником в проявлении и развитии индивидуальных творческих способностей каждого ребенка. Этот подход к использованию ИКТ в работе с детьми позволяет сохранить уникальность отечественного дошкольного образования.

Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что успешное внедрение в педагогический процесс информационных технологий позволяет качественным образом изменить результативность работы дошкольного учреждения в целом.

В процессе работы с ИКТ у детей происходит активное социально-нравственное, эмоциональное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие, раскрываются творческие способности, проявляются индивидуальные особенности личности каждого ребенка. Компьютерно-опосредованная деятельность детей в соединении с собственной продуктивной деятельностью формирует у них структурные компоненты высших форм мышления, а именно системного мышления, что характеризует способность гибко и всесторонне рассматривать окружающий мир, учитывать взаимосвязь его многогранных сторон, проявлений при выполнении любой деятельности и при осуществлении любого мыслительного действия.

Грамотное использование информационных технологий в работе с детьми в соответствии с физиологическими нормами и сани-

тарными требованиями позволяет повысить эффективность образовательного процесса, что способствует сокращению процесса обучения и сохранению здоровья дошкольников.

В учреждении ведутся разработки в направлении использования ИКТ: компьютеров, интерактивных досок и планшетов, создаются и внедряются методики их комплексного использования в системе работы учреждения во всех видах детской дошкольной деятельности.

Собственный опыт работы учреждения и обобщение результатов имеющихся исследований позволяет заключить, что компьютер может стать эффективным средством всестороннего личностного и познавательного развития ребенка дошкольного возраста, но существенным фактором является то, какие при этом используются компьютерные программы и при каких педагогических условиях.

По результатам анализа научной и прак-тико-ориентированной литературы, а также анализа ряда современных отечественных и зарубежных компьютерных программ сделан вывод, что наиболее эффективными для детей дошкольного возраста могут быть программы открытого (творческого) типа. В таких программах отсутствует внешний контроль со стороны компьютера, решаемые ребенком задачи могут быть разнообразными, а возможные действия - индивидуальными и вариативными. Эти программы предоставляют ребенку возможность осуществлять активную, самостоятельную, продуктивную деятельность, конструировать, моделировать, экспериментировать, создавать, используя набор элементов (объектов) и определенные функциональные клавиши. Такие программы позволяют максимально проявлять инициативу, творческую активность, от ребенка требуется произвольная

саморегуляция, самоконтроль и самоанализ своих действий. Работа с такими программами способствует формированию внутреннего плана действий, развитию ориентировочной части действия, активно задействует воображение -ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Важной особенностью программ открытого типа является то, что они не диктуют задание, не направляют действие, а предоставляют ребенку свободу, ничем его не ограничивая. Для эффективного использования программ открытого типа важно участие взрослого (педагога), который будет организовывать правильное взаимодействие ребенка с программой, ставить задачи, определять форму работы, давать ориентиры. То есть важное значение приобретает методика использования компьютерной программы.

Для реализации представляемой методики авторским коллективом детского сада совместно с компанией «Новый Диск» был разработан

программно-методическии компьютерный комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор», который является дидактическим пособием для образовательной деятельности в детском саду. Он представляет собой творческую развивающую среду в виде разных мастерских, в которых ребенок может играть, моделировать, рисовать и др.

На базе этого комплекса компанией «Новый Диск» при использовании технологии Microsoft MultiPoint была создана программа «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество», в которой одновременно (за одним компьютером) могут работать несколько детей. Практическое использование программы открывает новые широкие возможности в педагогике, развивает у детей способность к совместной проективной деятельности и формирует навыки коммуникации и взаимодействия.

В разработанных компьютерных программах «Фантазеры. Волшебный конструктор» и «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество»

максимально учтены существенные психолого-педагогические аспекты:

1) Программы представляют собой среды открытого типа. Это означает, что в них не даются конкретные задания ребенку, а предоставляется инструментарий для выполнения вариативных действий. В качестве такого инструментария выступают различные тематические элементы и объекты, готовые формы и фигуры (квадраты, круги, треугольники, листья, лепестки, шишки, ракушки и т. п.), которые можно выбирать и переносить на рабочее поле экрана, где появляются возможности для выполнения с ними разных действий с помощью специальных функциональных клавиш (перемещение, поворот, изменение расположения, размера и цвета, удаление). Таким образом, любая деятельность ребенка в данных программах носит конструктивный характер. Выполняя задания по созданию чего-либо целостного, ребенок осуществляет конструктивно-моделирующие действия с представленными в программах элементами. Этому всегда предшествует:

• самостоятельная поисковая деятельность - изучение имеющихся элементов;

• анализ и сравнение свойств элементов -оценка имеющихся элементов, объектов, фигур с точки зрения их цвета, формы, размера;

• планирование своих действий - создание мысленного образа своего продукта;

• собственно моделирование - создание целого из частей.

2) Программы позволяют осуществлять оперирование наглядными объектами и развивают мышление. Все элементы и объекты для работы представлены на экране (нарисованы) и являются символами, знаками реальных объектов. Каждый раз, создавая продукт, ребенок подбирает элементы, которые имеют свойства, необходимые для создания задуманного, что способствует развитию обобщающей функции мышления (например, солнце - круглое, но круга среди элементов нет, но есть ягода, которая схожа с солнцем по такому свойству как форма, поэтому из ягоды может получиться солнце). Такая деятельность также носит характер продуктивной деятельности, активно задействует творческое воображение.

3) Программы дают возможность использовать организационную форму работы с элементами совместной деятельности детей с педагогом. Организация таких форм работы

способствует развитию высших форм мышления, совместная деятельность создает основу для анализа и сравнения разных точек зрения, обмена действиями, обобщения знаний и опыта, рефлексии. Совместная деятельность с педагогом может осуществляться на этапе подготовки к занятию на компьютере, в ходе которого создается ориентировочная основа деятельности, изучается материал и характер предстоящей работы, формируется мотивация и интерес. Взаимодействие с педагогом может реализовываться и опосредованно, через среду компьютерной программы, на тех занятиях, когда педагог создает детям заготовки компьютерных заданий, задавая ориентиры предстоящих действий. Компьютерные программы дают возможность организовывать коллективно-распределенную деятельность между детьми:

• во время непосредственной работы за одним компьютером (перед одним монитором) при организации детей в пары для выполнения совместного проекта, действия разделяются между детьми по операциям, материалу или ролям;

• во время непосредственной работы за компьютером при разделении частей работы между детьми, каждый ребенок выполняет свою часть проекта с целью дальнейшего объединения в целостный продукт;

• на завершающем этапе занятия (контрольно-оценочном), когда работы детей просматриваются, сравниваются, обсуждаются, по ним сочиняются рассказы, организовывается совместная игра и т. п.

4) Программы дают возможность совмещать опосредованную ими деятельность с собственной предметной, продуктивной и игровой деятельностью ребенка. Результат, полученный детьми в компьютерной среде, можно сохранить, распечатать и сделать

частью новых видов деятельности: раскрашивание, вырезание, сочинение сказки, склеивание, использование в качестве образца для другой работы и т. п. Опыт, получаемый ребенком при работе с компьютерной программой, должен иметь практическую значимость, расширять имеющиеся представления, давать материал для дальнейшей собственной практической и продуктивной деятельности. Только в таком случае возможен перенос и обобщение полученных в опосредованной компьютером деятельности навыков на деятельность с другими средствами, действия с другим предметным материалом.

5) Содержание компьютерных программ учитывает базисную программу развития старших дошкольников. Работая с программами, дети оперируют знакомыми объектами, изучаемыми ими на других занятиях и используемыми в других видах деятельности (природный, строительный материал, художественно-декоративные элементы и др.).

Внедрение компьютерных программ, направленных на развитие творческих способностей детей, на формирование ведущих сфер личности, позволяет успешно использовать ИКТ в различных видах детской дошкольной деятельности.

Игра является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для детей. Информационные компьютерные технологии влияют на детскую психику гораздо сильнее, чем все традиционные игры и игрушки. Поэтому особое внимание важно уделять мультимедийным продуктам, их содержанию, целям, направленности. В заявленной методике предлагается использовать компьютерные игры в детском саду в минимальном количестве; игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Это поможет избежать или, во всяком случае, уменьшить риск ухода ребенка в виртуальную действительность. Для этого желательно выбирать такие игры, которые согласуются с обычными играми или игрушками: кубиками, логическими загадками и др.

Особое место в предлагаемой методике занимает творческая компьютерно-игровая деятельность детей по созданию своего театра кукол. В программе «Фантазеры. Волшебный конструктор» дети могут придумывать, создавать на компьютере героев сказок или свои выдуманные истории. Затем эти герои «оживают» в виде бумажных кукол - и игра готова!

Интересным представляется использование ИКТ в психологической работе с детьми в разных направлениях: развитие психических процессов, формирование эмоционально-экспрессивной сферы, коммуникативных навыков.

Совместно с компанией «Новый Диск» разрабатываются диагностические программы, в которых ребенок в среде игрового лото раскрывает для психолога целый ряд внутренних проблем, в том числе внутрисемейных, проблемы общения со сверстниками и др.

Особое значение имеет использование данной методики для детей с проблемами в развитии.

Одним из важных направлений является использование ИКТ в целях социально-нравственного, патриотического воспитания детей. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить детей быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, умеющими любить. Начинать надо с малого - научить детей любить и уважать своих родителей, Родину. Информационные технологии должны помочь нам, педагогам, в решении этих задач.

В рамках реализации проекта «Детский сад будущего» компанией «ЭЛТИ-КУДИЦ» совместно с авторским коллективом ЦРР № 2558 разрабатывается серия информационно-дидактических комплексов нравственно-патриотической направленности «Детям о Родине». К 65-летию Победы был выпущен информационно-дидактический комплекс «Детям о Победе». Основная цель комплекса - нравственно-патриотическое воспитание детей на примере опыта поколений, переживших войну.

В настоящее время реализуется совместный проект компании «ЭЛТИ-КУДИЦ», авторского коллектива ЦРР № 2558 и компании «Новый Диск» по разработке серии информационно-дидактических игровых комплексов «Детям о Земле Российской» и «Детям о культурном наследии России». В комплексах ИКТ используются как дополнительное средство в решении задач социально-нравственного воспитания и развития детей.

Большую роль в представленном выше опыте дошкольного учреждения играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей детей. Разработанные при нашем участии специальные компьютерные программы позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты. Но самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере

дети продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. Такой подход открывает широкие возможности для детей в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве.

Занятия по интеллектуальному развитию детей с использованием ИКТ дают высокие результаты в развитии познавательной, учебной деятельности. Эвристическая поисковая направленность занятий на компьютере, на интерактивной доске помогает детям решать сложные логические задачи, готовит их к обучению в школе.

Хорошие результаты дает использование компьютерных технологий в логопедической деятельности. С помощью специальных программ дети на занятиях со специалистом-логопедом исправляют нарушения в речевом развитии.

В системе дошкольного образования города Москвы сложилась добрая традиция - создавать и реализовывать инновационные проекты для развития современной системы дошкольного образования, сохраняя и приумножая опыт отечественной педагогики. Реализация совместного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО, посвященного применению ИКТ в дошкольном образовании, стала важным событием в развитии системы дошкольного образования. Представление опыта работы московских детских садов в данном направлении на Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста свидетельствует о практической значимости и актуальности проекта. Расширение и приумножение наработанного дошкольными учреждениями опыта положит начало в направлении грамотного научно и практически обоснованного пути к внедрению инновационных и технологических достижений в отечественную систему воспитания и развития с дошкольной ступени образования.

В приветственной речи на конференции госпожа Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО, сказала: «Нет лучшего момента для ориентации развития в нужном направлении, чем в первые годы жизни ребенка». Формирование правильного отношения детей к современному миру с его огромными информационными потоками и техническими изобретениями должно находиться в профессиональных и любящих руках педагогов дошкольников. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.