Научная статья на тему 'Дорога с подстраховкой'

Дорога с подстраховкой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Югринова

Инновации добрались до одного из наиболее консервативных видов бизнеса — страхования. Самые серьезные перемены ждут автомобильный сегмент: здесь полным ходом внедряются новейшие «умные» продукты и услуги, позволяющие рассчитывать стоимость страховки в зависимости от стиля вождения автомобилиста. Пока одни страховщики лоббируют увеличение тарифов ОСАГО, другие вооружаются современными технологиями, рассчитывая перекроить рынок в свою пользу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дорога с подстраховкой»

ДОРОГА

с под-

СТРАХОБКОЙ

НАТАЛЬЯ ЮГРИНОВА

Инновации добрались до одного из наиболее консервативных видов бизнеса — страхования. Самые серьезные перемены ждут автомобильный сегмент: здесь полным ходом внедряются новейшие «умные» продукты и услуги, позволяющие рассчитывать стоимость страховки в зависимости от стиля вождения автомобилиста. Пока одни страховщики лоббируют увеличение тарифов ОСАГО, другие вооружаются современными технологиями, рассчитывая перекроить рынок в свою пользу.

мное страхование» — обобщающий термин для линейки страховых продуктов и услуг, которым добавили хайтека — например, навигационно-ин-формационных и телематических технологий. Вокруг систем удаленного мониторинга транспорта уже давно сложился отдельный и очень конкурентный рынок: с помощью специальных приборов, устанавливаемых на транспорт, можно производить удаленную техническую диагностику, следить за перемещениями, контролировать десятки различных параметров автомобиля. Раньше такие системы мониторинга были востребованы в основном среди владельцев корпоративных

автопарков, однако сейчас ими все больше интересуются страховщики, в том числе и российские.

Представьте себе, что на вашем автомобиле установлено телематическое устройство, данные с которого поступают напрямую страховщику либо технологическому партнеру страховой компании. Навигационная аппаратура сообщает данные о скорости движения, ускорениях, замедлениях, местонахождении — и на их основе формируется оценка качества вождения, которая позволяет страховой компании сделать для вас индивидуальный расчет стоимости полиса автострахования. Если ваша манера вождения соответствует критериям аккуратной и безопасной, то страховщик предоставляет вам скидку на полис. Причем существенную — до 30% и более. Если нет — договор пересматривается. В западных странах этот принцип «умного страхования» называется «Как ездишь — столько и плати» (pay-as-you-dпve). Понятно, что каких-либо выгод для лихачей он не предполагает. Еще один вариант «умного» полиса автострахования основан на принципе «Сколько используешь — столько и плати» (pay-as-you-use). Он предусматривает скидки за ограниченное использование транспортного средства. Например, за годовой пробег менее десяти тысяч километров или за эксплуатацию автомобиля только в летние месяцы. При этом телематика позволит страховщику убедиться, что ограничение в точности соблюдено. Однако такой вариант полиса в мире распространен гораздо меньше, да и скидка водителю предоставляется, как правило, менее существенная.

В Европе и США принцип «Как ездишь — столько и плати» используется страховыми компаниями уже более десяти лет; впервые такой страховой продукт появился на рынке в 2002 году. Продажи «умных» полисов в развитых странах растут

прогноз РАЗВИТИЯ «умного СТРАХОВАНИЯ» К 2020 ГоДУ

Россия

ТЕМПЫ РоСТА

российского страхования

число абонентов 4,7 млн объем рынка p28 ,2 млрд

весь мир

число абонентов 100 млн объем рынка €50 млрд

22

11,4%

ДинАмиКА взносов по АвТоКАсКо

темп прироста, % 21%

Источники: РА Эксперт, ABI Research, Ptolemus Consulting

2012

2013

3 кв 4 кв 1 кв 2 кв 3 кв 4 кв 2012 2012 2013 2013 2013 2013

в среднем на 25% в год. К популяризации концепции «умного страхования» нередко подключается даже государство, поскольку понимает, что это напрямую влияет на безопасность на дорогах. Как только автомобилист осознает, что его методы вождения отслеживаются, а аккуратность поощряется деньгами, он становится намного дисциплинированнее.

Для России идея страховой телематики еще очень нова. Пилотные проекты в этой области начали запускаться только в 2012 году и развивались довольно медленно. Сегодня такие продукты и услуги предлагает не более полудюжины российских страховщиков, однако до конца года выйти на рынок собирается ряд крупных игроков — например, страховые компании «Согласие» и «АльфаСтрахование». В 2000-х годах рост страховой телематики ограничивали нехватка высококачественного навигационного оборудования, медленное развертывание наземной инфраструктуры для российской спутниковой группировки ГЛОНАСС, отсутствие нормативно-правовой базы. Рынок тормозился еще и из-за того, что страховые компании не видели выгоды от внедрения новых технологий (зачем внедрять что-то, что снизит сборы страховых премий?).

Однако за последние годы ситуация в российском сегменте автострахования изменилась, причем не в пользу страховых компаний. Сказались накопленные за десятилетие проблемы: росли объемы страхового мошенничества, падала рентабельность, снижался общий уровень лояльности и доверия клиентов к страховщикам. Поэтому наиболее прогрессивные компании принялись искать новые рынки сбыта и придумывать перспективные продукты, способные привлечь покупателя. Страховая телематика интересна тем, что это достаточно простая и понятная услуга, выгода которой очевидна для во-

дителей. Клиент получает экономию на стоимости полиса, а страховые компании, в свою очередь, минимизируют риски страхового случая. Для них это способ свести убытки к минимуму, сохранить максимально возможный объем страховых резервов и обезопасить себя от мошенников: «прозрачный» клиент, данные о передвижении которого фиксируются и записываются на сервер, не сможет обмануть компанию.

— Для страховых компаний телематика хороша еще и тем, что она позволяет проводить оценку клиента не только на этапе заключения договора, но и в последующем, когда автомобиль уже застрахован, — добавляет Константин Сырцов, заместитель директора департамента по разработке продуктов страховой компании «Согласие». — Это может существенно снизить риски. Кроме этого, использование телематических технологий помогает создать имидж инновационной компании и отстроиться от конкурентов. Для клиента, помимо снижения стоимости страхования, телематика означает удобные дополнительные сервисы: поиск машины на стоянке, анализ статистики по использованию автомобиля, противоугонные функции и другое.

СИЛА УМА

В ближайшие годы рынок страховой телематики в России неизбежно войдет в фазу бурного роста. По прогнозам вице-президента Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Евгения Белянко, к 2020 году в мире будет насчитываться около 90-100 млн пользователей страховой телематики, из них около двух миллионов — в России. По мнению экспертов компании ABI Research, глобальный рынок страховой телематики будет расти в среднем на 81% ежегодно — с 5,5 млн человек (статистика на конец 2013 года) до 107 млн в 2018

году. На российском рынке ситуация не хуже: количество автомобилей здесь сопоставимо с крупными европейскими рынками, а значит можно надеяться на схожие темпы роста. Оператор сотовой связи МТС, который в прошлом году также вышел на рынок страховой телематики со своим технологическим и сервисным решением, ожидает, что в 2023 году в России будет заключаться до 4,7 млн договоров по страховой телематике. «Если оценивать один контракт в приемлемые пять-семь тысяч рублей, то рынок может достичь 28,2 млрд рублей в год», — говорят в пресс-службе компании.

По мнению Вадима Юрко, начальника управления маркетинга страховой компании «Ингосстрах», «умное страхование» имеет прекрасные перспективы для развития на российском рынке. Связаны они прежде всего с тем, что по мере превращения автострахования в зрелую отрасль клиенты внимательнее

На «умном» полисе автокаско аккуратные водители смогут получать до 30 и более процентов экономии. Правда, для этого на автомобиль придется установить специальное оборудование, которое позволит страховщикам собирать данные

о манере вождения

подходят к оптимизации своих расходов на обслуживание автомобиля.

— Любой хороший водитель рано или поздно задается вопросом: почему я отдаю такие большие деньги за полис автокаско? — поясняет Юрко. — А платит он в том числе и за тех «плохих» водителей, которые часто попадают в аварии. При страховой телематике каждый платит только за себя. Более того, если клиент устанавливает на автомобиль оборудование для мониторинга и собирает статистику, страховая компания может делать для него все более персонифицированное коммерческое предложение. Это реальная экономия. По нашим оценкам, установка данных систем с лихвой окупается в первый же год использования.

Развитие «умного страхования» протекает тем быстрее, чем интенсивнее развиваются телематические технологии. Год от года заниматься мониторингом застрахованного автомобиля становится технологически проще, а оборудование, которое устанавливается в автомобиль, — дешевле. По словам Вадима Юрко, есть все предпосылки к тому, чтобы в обозримом будущем достаточно большой объем данных предоставлялся вообще без использования специальных систем, — например, с помощью сотовых операторов. Когда sim-карты будут массово устанавливаться в автомобили производителем, их перемещения в пространстве с согласия владельца можно будет отслеживать с помощью штатных средств — и страховые компании на основании этих данных смогут осуществлять более точную тарификацию. Крупнейшие автопроизводители мира уже берут курс на уни-

фикацию: можно встретить массу примеров того, что они отказываются от разработки собственного софта и внедряют решения на базе операционных систем iOs или Android. «По сути, автомобиль превращается в большой компьютер на колесах, снабженный всеми необходимыми датчиками для сбора телематической информации; останется только загрузить и установить нужную программу, — продолжает Юрко. — Учитывая, насколько эти операционные системы распространены, разработка специальных программ существенно упростится».

«Умное страхование» открывает для страховщиков новые перспективы роста и в сегменте корпоративного страхования. Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование», считает, что локомотивом развития «умного страхования» в России станут владельцы автопарков. Внешние управляющие автопарков уже используют различные компьютерные программы для оптимизации бизнеса — в частности, навигационные системы. В таких отраслях бизнеса телематические устройства могут стать дополнительным инструментом контроля и оптимизации логистики. К тому же именно на базе автопарков проще организовать тестирование телематических устройств и отладку процесса внедрения этой технологии. «Размер скидки для автопарков при самых жестких ограничениях (география перемещения, скорость, время суток, годовой пробег, характер вождения) может достигать очень высоких значений, — подчеркивает Григорьев. — Это весомый аргумент для популяризации услуги, а также отличный стимул к безопасному вождению и аккуратности на дорогах».

Как полагает Вадим Юрко («Ингосстрах»), большие перспективы для «умного страхования» открываются и в отраслях, смежных с транспортным бизнесом. Например, в сфере контроля за соблюдением нормативов при строительстве дорог, трубопроводов и других крупных инфраструктурных объектов. «Ранее главная сложность при страховании трубопровода от разрыва заключалась в невозможности независимо проверить качество работ на всем протяжении. Сегодня благодаря GPS/ГЛОНАСС, установленным системам телематики и вмонтированным датчикам страховщик может быть уверен в том, что на этапе строительства производился мониторинг каждого участка», — поясняет он.

Телематика может найти применение даже в секторе страхования коммерческой и жилой недвижимости. По аналогии с системой «Умный дом» вполне может быть разработана система «Умный склад». Если интегрировать ее в охранный комплекс, страховщик также может собирать данные, необходимые для коррекции тарифов. «Мы уже получаем запросы от компаний, которые строят дома с применением «умных» технологий, позволяющих реализовать идею страховой телематики. Пока наши специалисты анализируют, какие данные можно использовать, чтобы предложить застройщикам выгодный страховой продукт для конечного клиента», — говорит Юрко.

СТРАХИ СТРАХОВАНИЯ

Как и любая технологичная услуга, страховая телематика требует привлечения игроков с самой разной специализацией. Страховые компании работают в связке с производителями оборудования, операторами связи, разработчиками программного обеспечения и системными интеграторами. На рынке

Ежегодный специальный проект

ТОП-250

лучших Генеральных Директоров России 2014

г Гппг Я

персональный журнал руководителя

А Вы лучший?

Заявите на www.gd2014.ru

Тел. (495) 785 01 13, pr@gd.ru

* по версии журнала «Генеральный Директор»

уже образовалось несколько подобных «альянсов»: компания МТС, которая выступает на рынке в качестве разработчика М2М-оборудования1 для поведенческого анализа водителя, предлагает совместный сервис со страховой компанией «Ренессанс». «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» пользуются оборудованием 3S-Telematica.

Одним из барьеров развития рынка «умного страхования» в России принято считать дороговизну оборудования для мониторинга, которое «вживляется» в ключевые системы автомобиля и передает информацию о стиле вождения. Однако полноценные системы мониторинга — отнюдь не единственный способ собрать нужные данные. Эту задачу можно решить даже с помощью обыкновенного смартфона водителя. Впрочем, есть и минус: запущенное на смартфоне приложение быстро разряжает аккумулятор гаджета, а клиент

1M2M — аббревиатура от англ. «machine-to-machine» («от машины к машине»). Ею обозначают целый комплекс технологий, связанных с подключением к интернету или объединением в сеть различных устройств, которые могут контролироваться оператором удаленно и взаимодействовать друг с другом без участия человека.

По мнению Вадима Юрко, довольно сложно сделать ставку на конкретное технологическое решение. «Невозможно предсказать, какая технология «выстрелит» и станет доминирующей, — говорит он. — Пока мы находимся в нижней точке роста этого рынка». Но что точно требуется рынку страховой телематики и в конце концов предложено разработчиками — так это высококлассные технические решения, которые смогут определять местоположение автомобиля с точностью до нескольких сантиметров. Это важно для решения спорных вопросов при разбирательствах после ДТП. Таких решений бюджетного класса в настоящее время нет. «Нет и законодательства, разрешающего принимать данные, полученные от телематических навигационных систем в качестве документального подтверждения при аварии. Основным документом для суда сегодня является справка из ГИБДД», — добавляет Илья Григорьев из «АльфаСтрахования». Чтобы показания датчиков систем можно было принимать в качестве доказательства в суде, нужно разработать и утвердить технические требования к таким устройствам и создать систему обязательной сертификации телематических приборов.

Власть между тем совсем не против того, чтобы поддержать страховщиков, продвигающих телематические продукты. Первые шаги уже сделаны: осенью на российских дорогах можно будет оформить легкие дорожно-транспортные происшествия по европротоколу, без участия полиции — даже при сумме ущерба более 50 тыс. рублей. Эта идея уже обкатывается в четырех пилотных зонах: на территории обеих столиц, а также в Московской и Ленинградской областях. Важнейшее требование для оформления ДТП по европротоколу касается цифровых свидетельств аварии. Необходимо, чтобы машина была оборудована системой ГЛОНАСС или любой другой спутниковой навигационной системой и передавала сигнал о своем местоположении до, во время и после ДТП. Кроме этого, сам момент дорожного происшествия должен быть снят на видеорегистратор.

Заминка в том, что ГЛОНАСС-модули будут устанавливаться в обязательном порядке на новые автомобили только с 2017 года, так что на практике, скорее всего, водителям все равно придется вызывать инспекторов ГИБДД на место аварии. Но потенциально страховая телематика вполне способна справиться с задачей разгрузки транспортных потоков при незначительных ДТП. В идеале столкнувшиеся водители станут обмениваться карточками страховых компаний и разъезжаться по своим делам, а не ждать приезда инспектора. А данные о происшествии буквально через мгновение попадут к страховщику.

Пожалуй, единственный риск, который страховщики видят на рынке «умного страхования», состоит в общей низкой культуре страхования россиян.

— Пока страхователю будет выгодно, набрав убытков в одной страховой компании, просто уйти к другому страховщику, развитие рынка будет тормозиться, — резюмирует Вадим Юрко. — Как только появится единая база страховых историй, и клиенты начнут более ответственно относиться к выбору страховщика, у них не останется возможности после убытков в одной страховой компании начать страховаться в другой «с чистого листа». Тогда и появится почва для резкого роста инновационных страховых сегментов, в том щв числе и телематики. НИ

В России первые проекты «умного страхования» стали запускаться в пилотном режиме с 2012 года, в США — в начале 2000-х годов. На конец прошлого года глобальный рынок страховой телематики достигал 5,5млн контрактов

может просто выключить телефон или не взять его с собой в поездку.

Другой вариант — использовать данные от бортового компьютера по протоколу OBD. В этом случае к диагностическому разъему, стандартному для всех автомобилей, подключается телеметрическое устройство. Установить его пользователь может даже самостоятельно, не обращаясь в автосервис. В качестве «бонуса» пользователь получает возможность дистанционно управлять некоторыми функциями автомобиля, потому что такие устройства нередко умеют включать или выключать двигатель, проверять состояние аккумулятора, отправлять уведомление о срабатывании сигнализации. А в случае серьезного ДТП система способна самостоятельно вызвать службы спасения. Правда, страховым компаниям опять же приходится сталкиваться с тем, что пользователь самовольно может отключить устройство. Именно поэтому страховщики предпочитают устанавливать на автомобилях клиентов «закрытое» мониторинговое оборудование, чтобы пользователи не имели возможности вмешиваться в работу телематической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.