Научная статья на тему 'Дополнительные меры социальной защиты государственного служащего'

Дополнительные меры социальной защиты государственного служащего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2965
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / УРОВЕНЬ ГАРАНТИЙ И ЛЬГОТ / CIVIL SERVANTS / FEDERAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрахманова Н. В.

Настоящая статья посвящена анализу дополнительных гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим. В работе обозначены проблемы, связанные с порядком установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданским служащим. Кроме того, проведен анализ как федерального, так и регионального законодательства, регулирующего установление дополнительных гарантий государственным гражданским служащим, и высказан ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL MEASURES OF SOCIAL PROTECTION OF CIVIL SERVANTS

The present article is devoted to provided civil servants to additional guarantees. In article the problems connected with order of establishment of the main and additional state guarantees by the civil servant are designated. Besides, the analysis both federal is carried out, and the regional legislation regulating establishment of additional guarantees by the civil servant and a number of suggestions for improvement of the current legislation is stated.

Текст научной работы на тему «Дополнительные меры социальной защиты государственного служащего»

УДК 342.5 + 343.164.3

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

© Н. В. Абдрахманова

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450008 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 40.

Тел./факс: +7 (347) 272 10 77.

E-mail: natasha. bebik@ mail. ru

Настоящая статья посвящена анализу дополнительных гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим. В работе обозначены проблемы, связанные с порядком установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданским служащим. Кроме того, проведен анализ как федерального, так и регионального законодательства, регулирующего установление дополнительных гарантий государственным гражданским служащим, и высказан ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, социальная защита государственных служащих, уровень гарантий и льгот.

Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Не являются исключением и государственные гражданские служащие.

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан России по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.

Считается, что эти гарантии устанавливаются в целях:

• обеспечения правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих;

• повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей;

• укрепления стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы;

• в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством для гражданских служащих.

Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где многие живут за чертой бедности и нуждаются в социальной поддержке государства, но, актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности гражданских служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением,

обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в этой стране.

Некоторые ученые отводят главенствующую роль гарантий государственным гражданским служащим их социальному обеспечению, указывая, что оно выполняет задачу не только компенсации экономических ограничений, но и привлечения и удержания на государственной службе профессиональных кадров [1]. В. В. Лазарев отмечал, что для наиболее эффективного выполнения обязанностей, в которых заинтересовано государство и общество, устанавливаются побуждающие средства в виде мер поощрения, необходимые для стимулирования такого рода осуществления (процесса ограничения своих интересов ради интересов нанимателя и общества в целом) посредством предоставления за данные социально полезные действия определенных благ и преимуществ [2].

Вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих урегулированы соответственно статьями 52 и 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3].

Статья 53 Федерального закона №79-ФЗ устанавливает, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законодательством, может предоставляться право на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных законодательством;

3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы;

4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы;

5) иные государственные гарантии.

Таким образом, законодатель устанавливает широкий перечень гарантий для государственных гражданских служащих. Причем перечень не является исчерпывающим или подлежащим ограничительному толкованию. Наоборот, установлена возможность расширения данного перечня Российской Федерацией и ее субъектами.

Однако при применении статей 52 и 53 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» возникает определенная коллизия.

Так, статья 52 Федерального закона от

27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает основные государственные гарантии гражданских служащих.

При этом в части 3 названной статьи закреплено, что гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, утвержденные федеральными законами. Из смысла данной нормы следует, что гражданским служащим помимо гарантий, предусмотренных указанной статьей, могут предоставляться иные государственные гарантии, но лишь в том случае, если такие гарантии установлены федеральными законами. Следовательно, названной статьей Федерального закона от

27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» субъектам Российской Федерации не предоставлено право своими нормативными правовыми актами устанавливать иные гарантии гражданским служащим, кроме тех, которые установлены федеральными законами.

Однако, согласно пункту 5 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на иные государственные гарантии.

Таким образом, существующие редакции статей 52 и 53 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не дают однозначного ответа на вопрос: является ли правомерным установление законом или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий гражданским служащим, которые не предусмотрены федеральными законами.

Учитывая, что указанные в законе гарантии недостаточны для полного социального обеспечения государственных гражданских служащих, не-

которые субъекты Российской Федерации предусмотрели в своих нормативных правовых актах дополнительные гарантии, помимо указанных в Федеральном законе №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, в Удмуртской [4], Чеченской [5] республиках и Хабаровском крае [6] гражданским служащим устанавливается дополнительная государственная гарантия на предоставление служебных жилых помещений.

В законе Тюменской области «О государственной гражданской службе Тюменской области» за гражданскими служащими Тюменской области закреплена гарантия в виде оплаты посещения детьми государственного гражданского служащего детских дошкольных организаций и обучение в начальных общеобразовательных организациях всех форм собственности - в полном размере, но не свыше 1/4 должностного оклада государственного гражданского служащего в месяц на каждого ребенка и оплату отдыха в летних лагерях детей государственного гражданского служащего - в полном размере, но не свыше 1/4 месячного должностного оклада областного государственного гражданского служащего один раз в год на каждого ребенка [7].

Установление таких мер защиты способствует решению бытовых проблем, возникающих у государственных служащих.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41), Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (ст. 1) государство гарантирует своим гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи, причем в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств бюджетов, страховых взносов и пр. Данная гарантия распространяется и на государственных служащих без каких-либо ограничений.

Поэтому ряд субъектов РФ установили гарантии государственным служащим в виде бесплатного медицинского обслуживания гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после его выхода на пенсию за счет средств региональных бюджетов [8-9].

Некоторые субъекты Российской Федерации предоставляют дополнительные гарантии в виде санаторно-курортного лечения или отдыха с частичной или полной оплатой за счет средств бюджета субъекта [10-11].

Законодатель Магаданской области [12] закрепил за государственными гражданскими служащими право на компенсацию 50 процентов стоимости санаторно-курортной путевки один раз в два года.

В Законе Ставропольского края «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» [13] конкретизируется порядок получения государственными служащими оплаты стоимости санаторной путевки.

Относительно отпуска для лечения в санаторно-курортном учреждении в данном законе находим следующее:

лицу, замещающему высшую государственную должность гражданской службы, - 75 процентов стоимости путевки и 50 процентов - стоимости путевки для члена семьи (супруга, супруги);

лицу, замещающему главную государственную должность гражданской службы, - 50 процентов стоимости путевки и 30 процентов - стоимости путевки для члена семьи (супруга, супруги);

лицу, замещающему иную государственную должность гражданской службы, - 30 процентов стоимости путевки.

Кроме того, гражданскому служащему, не использующему отпуск для лечения в санаторнокурортном учреждении, выплачивается денежная компенсация стоимости санаторной путевки.

Возмещение расходов на ритуальные услуги членам семей и иным лицам, осуществляющим похороны государственного служащего, также является одной из компенсаторных мер социальной защиты государственных служащих [14-15].

В Оренбургской области [16] государственным гражданским служащим предоставляется единовременное пособие в размере годового денежного содержания в случае смерти государственного служащего его семье.

Особенности правового статуса государственных служащих непосредственно касаются членов его семьи, и в первую очередь тех, для которых они являются кормильцем. Члены семьи государственного служащего при его жизни разделяют все тяготы и ограничения государственной службы. Предусматривая повышенные меры социального обеспечения для государственного служащего, государство тем самым компенсирует ему (и членам его семьи) эти ограничения. Поэтому и после смерти государственного служащего все члены его семьи (не говоря уже об иждивенцах) вправе рассчитывать на дополнительные меры социального обеспечения, которыми они пользовались при жизни государственного служащего [17].

Имеет право на жизнь и предложенная частью регионов мера социальной защиты государственного служащего, в виде выплаты ежемесячной надбавки за ученую степень [18-19].

В Чукотском автономном округе предоставляется гарантия на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в два года, протезно-ортопедическая помощь и услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных материалов), а также обеспечение лекарствами гражданского служащего [20].

В городе Москве [21] больше всего позаботились о государственных служащих, установив наибольшее число гарантий. Это и бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных

средств по рецептам врачей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет и единовременное денежное поощрение при достижении стажа гражданской службы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы, при условии наличия не менее пяти лет стажа гражданской службы в государственных органах и органах местного самоуправления.

Также при выходе на пенсию с гражданской службы производится выплата денежного вознаграждения один раз за весь период гражданской службы.

Предоставление доплаты к пенсии по старости и инвалидности I и II групп также является немаловажной гарантией для государственного служащего.

Перечень и уровень социальных гарантий и льгот государственным служащим в разных субъектах Российской Федерации существенно отличаются.

Такое положение вызывает конкуренцию между федеральной и региональной государственной службой и приводит к тому, что на территории одного субъекта Российской Федерации имеются государственные служащие, получающие за выполнение практически идентичных функций значительно отличающееся вознаграждение. Кроме того, такая ситуация не соответствует конституционным принципам равенства и социальной справедливости.

Введение запрета на установление дополнительных гарантий для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации не решит указанную проблему.

Представляется, что решение состоит в том, что в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» необходимо закрепить минимальный перечень и уровень гарантий и льгот государственным служащим, который должен компенсировать налагаемые на них в связи с прохождением государственной службы ограничения и действовать во всех субъектах России.

От принятия таких изменений должным образом могущих обеспечить достойные условия жизни государственным гражданским служащим и членам их семей, зависят судьбы многих тысяч граждан, решивших связать свою судьбу со служением государству, и престиж самой государственной гражданской службы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романов Е. Ю., Шпаковский Ю. Г. Социальная защита государственных служащих в современной России // Право и безопасность. 2005. №3. С. 23-30.

2. Лазарев В. В. Применение советского права // Казань. 1972. С. 24.

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Парламентская газета от 31 июля 2004 г. С. 140-141.

4. Закон Удмуртской Республики от 5 июля 2005 г. №38-РЗ «О Государственной гражданской службе Удмуртской Республики» // Известия Удмуртской Республики от 9 августа №114.

5. Закон Чеченской Республики от 6 октября 2006 г. №29-рз «О государственной гражданской службе Чеченской Республики» // Вестник Парламента Чеченской Республики от 25 ноября 2006 г. №83.

6. Закон Хабаровского края от 29 июня 2005 г. №280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» // Собрания законодательства Хабаровского края от 31 июля

2005 г. №7(36).

7. Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. №327 «О государственной гражданской службе Тюменской области» // Тюменские известия от 29 декабря 2004 г. №280281 (3662-3663).

8. Закон Кемеровской области от 1 августа 2005 г. №103-ОЗ «О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области №39. 4 августа 2005 г.

9. Закон Республики Хакасия от 28 февраля 2006 г. №9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия» // Вестник Хакасии от 9 марта 2006 г. №12.

10. Закон Ханты--Мансийского АО - Югры от 31 декабря

2004 г. №97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» // Новости Югры от 15 января 2005 г. №3.

11. Закон Псковской области от 5 декабря 2005 г. №491-ОЗ «О государственной гражданской службе Псковской области»// Псковская правда. №253-254 от 9 декабря 2005 г.

12. Закон Магаданской области от 9 февраля 2005 г. №553-ОЗ «О государственной гражданской службе Магаданской

области»// Магаданская правда от 15 февраля 2005 г. №16 (19387).

13. Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 г. №4-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края от 30 марта 2005 г. №6 (156).

14. Закон Костромской области от 3 мая 2005 г. №272-ЗКО «О государственной гражданской службе Костромской области» // Северная правда. Документы: Спецвыпуск от 18 мая 2005 г. №54.

15. Закон Магаданской области от 9 февраля 2005 г. № 553-ОЗ «О государственной гражданской службе Магаданской области»// Магаданская правда от 15 февраля 2005 г. №16 (19387).

16. Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 г. №2893/518-Ш-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области» // Южный Урал от 20 января

2006 г. № 12-13 (спецприложение).

17. Шпаковский Ю. Г., Романов Е. Ю. Социальная защита государственных служащих в современной России // Право и безопасность. №3 (16). Август 2005 г.

18. Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 г. №4-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края от 30 марта 2005 г. №6 (156).

19. Областной закон Ростовской области от 26 июля 2005 г. №344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» // Наше время от 27 июля 2005 г. №185-186.

20. Кодекс Чукотского автономного округа от 24 декабря 1998 г. №46-ОЗ «О государственной гражданской службе Чукотского автономного округа» // Крайний Север от 19 февраля 1999 г. №8.

21. Постановление Московской городской Думы от 26 января

2005 г. №19 «О Законе города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. 2005 г. №3.

Поступила в редакцию 29.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.