Научная статья на тему 'Дополнительные гарантии права граждан на обращение в субъектах Российской Федерации'

Дополнительные гарантии права граждан на обращение в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2744
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРА-ЩЕНИЕ / ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН / CITIZENS' RIGHT TO APPEAL AND ADDRESS / ADDITIONAL GUARANTEES OF THE CITIZENS' RIGHT TO APPEAL AND ADDRESS / PROCEDURES FOR EXAMINING APPEALS AND ADDRESSES FROM CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надыгина Елена Владимировна

Анализируются дополнительные гарантии права граждан на обращения, закрепленные в законах субъектов Российской Федерации. На основании правового анализа делается вывод о необходимости совершенствования как федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и законов субъектов Российской Федерации, направленных на расширение гарантий права граждан на обращение, учитывая уже сложившийся позитивный опыт регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL GUARANTEES OF CITIZENS' RIGHT TO APPEAL AND ADDRESS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Additional guarantees of citizens' right to appeal and address enshrined in the laws of the Russian Federation are considered. On the basis of the legal analysis, the author concludes that the Federal Law «On procedures for examining appeals and addresses from citizens of the Russian Federation» needs to be improved along with the legislation of the subjects of the Russian Federation aimed at enhancing the guarantees of the right of citizens to appeal and address, taking into account the existing positive experience of some regions.

Текст научной работы на тему «Дополнительные гарантии права граждан на обращение в субъектах Российской Федерации»

ПРАВО

УДК 342.736

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2011 г. Е.В. Надыгина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

cel@unn.ru

Поступила в редакцию 10.02.2011

Анализируются дополнительные гарантии права граждан на обращения, закрепленные в законах субъектов Российской Федерации. На основании правового анализа делается вывод о необходимости совершенствования как федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и законов субъектов Российской Федерации, направленных на расширение гарантий права граждан на обращение, учитывая уже сложившийся позитивный опыт регионов.

Ключевые слова: право граждан на обращение, дополнительные гарантии права граждан на обращение, порядок рассмотрения обращений граждан.

Право граждан на обращение является одним из важнейших прав, декларированных Конституцией РФ. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Именно посредством обращений граждан налаживается одна из форм взаимодействия властных структур и населения, возникающая по инициативе граждан.

По мнению Н.Ю. Хаманевой, обращение граждан можно рассматривать как одну из форм участия граждан в государственном управлении, в решении государственных и общественных дел, как инструмент охраны прав граждан, как гарантию их защиты, как способ восстановления нарушенного права, как источник информации для органов и должностных лиц [1]. В.М. Корякин отмечает, что обращения граждан, являясь одной из форм участия граждан в управлении государством, способствуют усилению контроля граждан за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом, коррупцией и другими недостатками в их работе [2]. С точки зрения А.Б. Смушкина, право граждан на обращение представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного

и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности, т.е. гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения [3].

От того насколько четко и полно будет регламентирована работа с обращениями граждан и насколько профессионально будет она осуществляться, во многом зависит решение проблемы реализации прав человека, а также их защиты. До 2006 года общий порядок рассмотрения обращений граждан регулировался Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» [4]. В настоящее время производство по обращениям граждан регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее -закон об обращениях граждан) [5].

Закон об обращениях граждан в ч. 2 статьи 3 закрепил возможность для субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом.

В большинстве субъектов были приняты такие законы, которые содержат различные поло-

жения, дополняющие и развивающие федеральный закон. Характер таких дополнений зависит от уровня развития регионального законодательства, экономического, социального, географического положения региона и других факторов. В данной статье на основании ряда законов субъектов федерации сделан правовой анализ таких дополнительных гарантий и выявлены положительные аспекты правового регулирования, содержащиеся в региональном законодательстве.

Закон об обращениях граждан в ч. 1 ст. 2 закрепил право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, не раскрывая всех способов подачи таких обращений. В ч. 3 ст. 7 данного закона закреплена возможность для граждан направлять свое обращение по информационным системам общего пользования, которое должно рассматриваться в установленном законом порядке. Также в законе прописаны требования к письменному обращению гражданина и порядок проведения личного приема граждан (ст. 7 и ст. 13 соответственно). В законе об обращениях граждан не детализирован порядок работы с обращениями, которые поступили по телефонам органов государственной власти и органов местного самоуправления, переданные с использованием средств массовой информации и сети Интернет, переданные лично в руки должностных лиц при проведении публичных мероприятий и другими способами.

Ряд субъектов Российской Федерации, дополняя федеральное законодательство, конкретизировали способы подачи обращения. В законе Воронежской области от 8 октября 2009 г. № 125-ОЗ «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Воронежской области» (далее - закон Воронежской области) и в законе Нижегородской области «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области» от 7 сентября 2007 года № 124-З (далее - закон Нижегородской области), ст. 2, обращение граждан в государственный орган, орган местного самоуправления и к должностному лицу может быть передано, наряду с установленным в федеральном законе порядке, телеграммой, факсимильной связью, а также в письменном виде непосредственно должностным лицам государственных органов либо органов местного самоуправления при проведении ими информационных, иных публичных мероприятий с участием населения [6].

Согласно ст. 3 закона Ставропольского края от 12.11.2008 г. № 80-кз «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в Ставропольском крае» (далее - закон Ставропольского края) граждане могут подать обращение при проведении единых дней информирования населения, а также других мероприятий с участием граждан, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами [7].

По закону Московской области от 27 сентября 2007 г. «Об обращениях граждан» (далее

- закон Московской области), ст. 4, устные обращения граждан также могут поступать по специально организованным «телефонам доверия», «горячим линиям», во время «прямых эфиров» по радио и телевидению [8].

В законе Курской области от 30.05.2008 г. № 32-ЗКО «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курской области» (далее - закон Курской области), ст. 13, закреплено, что руководители органа государственной власти Курской области и органов местного самоуправления могут давать ответы на обращения граждан во время специально организованных по радио и телевидению «прямых эфиров», «телефонов доверия», «горячих линий», выездных приемов [9]. На практике обращения гражданина посредством телефонного звонка реализуется во всех государственных и муниципальных органах, поэтому считаем необходимым во всех законах субъектов, направленных на установление дополнительных гарантий права граждан на обращение, закрепить обращение по телефонам и порядок работы с такими обращениями.

Федеральный закон об обращениях граждан в ст. 2 определил круг субъектов, к которым может быть адресовано обращение гражданина,

- это государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица. В качестве субъектов обращения в федеральном законе не названы предприятия, учреждения, организации и их должностные лица.

В законе Краснодарского края от 28.06.2007 г. № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае» (далее - закон Краснодарского края) расширен перечень таких субъектов. По данному закону граждане, помимо государственных органов, органов местного самоуправления, могут направлять свои обращения в организации, предприятия, учреждения и к должностным лицам [10]. В ст. 1 закона Брянской области от 11 ноября 2008 г. № 90-З «О дополнительных гарантиях реализации права

граждан на обращение в Брянской области» (далее - закон Брянской области) указано, что действие данного закона распространяется на все виды обращений граждан, полученные государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями и их должностными лицами [11].

Такое расширительное закрепление субъектов, к которым может быть адресовано обращение, на наш взгляд, оправданно. Помимо публичных органов граждане обращаются в медицинские, образовательные учреждения и другие организации для разрешения возникшей у них ситуации или получения ответа на интересующий их вопрос. Распространяются ли на такие обращения нормы федерального закона, в настоящее время является предметом научных дискуссий. Закрепление в региональных законах единых правил работы с обращениями, вне зависимости от адресата обращения, позволит более эффективно и единообразно работать правовому институту обращений граждан.

Для обеспечения гражданину дополнительной гарантии на то, что его обращение принято и по нему начата работа, а также для получения необходимой информации о ходе рассмотрения его обращения в законодательстве субъектов РФ закреплены следующие гарантии. Так, ст. 3 закона Нижегородской области закрепляет норму, обязывающую уполномоченное должностное лицо, принявшее письменное обращение на личном приеме по просьбе гражданина, удостоверить своей подписью на втором представленном гражданином экземпляре обращения факт его принятия с указанием даты, занимаемой должности, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение. В законе также гражданину предоставлено право получить в государственном органе, органе местного самоуправления устную, в том числе по телефону, информацию о факте получения и регистрации его письменного обращения и о том, какому должностному лицу поручено его рассмотрение. По закону Краснодарского края, ст. 1, при рассмотрении письменного обращения государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, предприятием, учреждением или должностным лицом гражданин дополнительно имеет право запрашивать информацию о дате и номере регистрации его обращения. По закону Калужской области от 27.03.2008 г. № 419-ОЗ «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение» (далее - закон Калуж-

ской области) в ст. 2 уточнено, что информацию о получении и регистрации его обращения и о том, какому должностному лицу поручено его рассмотрение, можно получить, в том числе по информационным системам общего пользования [12]. На наш взгляд, закрепление в законах субъектов РФ дополнительного права для гражданина получать информацию о ходе работы с его обращением, а для должностных лиц - обязанность такую информацию представлять будет дисциплинировать лиц, разрешающих обращение, и позволит гражданину осуществлять своего рода промежуточный контроль над этой частью работы с его обращением.

В законе Нижегородской области урегулирована ситуация, когда письменное обращение адресовано должностному лицу, полномочия которого прекращены. В соответствии со ст. 4 этого закона такое обращение будет рассматриваться тем должностным лицом, на которое возложено осуществление указанных полномочий.

Федеральный закон в ст. 12 определяет единые предельные сроки рассмотрения любых письменных обращений граждан, по любым затронутым в обращении вопросам. По закону об обращениях граждан, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Причем данный срок может быть увеличен, но не более чем на 30 дней, должностным лицом или иным уполномоченным на то лицом в исключительных случаях или в случае направления запроса. При таком увеличении срока обязательно уведомляется гражданин, направивший обращение. Случаев сокращения сроков рассмотрения обращения в законе не закреплено.

Одной из важных дополнительных гарантий реализации права граждан на обращение, закрепленных в региональном законодательстве, например в законе Нижегородской области (ст.

5), является возможность устанавливать для отдельных видов обращений граждан сокращенные сроки его рассмотрения руководителем государственного или муниципального органа или уполномоченным должностным лицом. Однако в данном законе не определено, в каких случаях необходимо принимать решение о сокращении сроков рассмотрения обращений.

В законе Краснодарского края, в ст. 3, кроме возможности устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений четко закреплено, что обращения депутатов представи-

тельных органов, связанные с обращениями граждан и не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Согласно ст. 4 закона Ставропольского края письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, содержащее вопросы защиты прав ребенка, сведения о чрезвычайных ситуациях, рассматривается в течение 10 дней со дня его регистрации.

По ст. 3 закона Московской области рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.

В законе Саратовской области от 29.07.2010 г. № 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления» в ст. 2 закреплена норма, по которой сроки рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти области и органы местного самоуправления, которые не требуют дополнительного изучения и проверки, не могут превышать 15 дней. При необходимости проведения дополнительных проверок, выяснения вновь возникших обстоятельств руководитель органа государственной власти области, органа местного самоуправления вправе продлить сроки рассмотрения обращений граждан до 30 дней. В тех случаях, когда для рассмотрения обращений граждан необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения обращений могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа государственной власти области, органа местного самоуправления, не более чем на 15 дней, с письменным уведомлением об этом лица, направившего обращение [13].

В законе Курской области, ст. 10, закреплено, что орган государственной власти Курской области, орган местного самоуправления или должностное лицо рассматривает обращения граждан безотлагательно и в первоочередном порядке в случаях, если в обращении содержатся сведения о возможности наступления аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций, защиты прав ребенка.

Обязательное закрепление на уровне регионального закона сокращенных сроков рассмотрения определенных обращений является важ-

ной гарантией защиты прав граждан. Несвоевременное разрешение возникшей ситуации, о которой писал гражданин, может повлечь необратимые для него или других граждан последствия. Целесообразно, на наш взгляд, дополнить и федеральный закон об обращениях граждан нормой, сокращающей сроки рассмотрения для определенных обращений граждан.

В ст. 13 Федерального закона об обращениях граждан закреплено, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Закон Нижегородской области, дополняя федеральное законодательство, в ст. 6 закрепил, что руководители государственных органов проводят личный прием граждан не реже одного раза в два месяца, а руководители органов местного самоуправления - не реже одного раза в месяц. Информацию о месте и времени приема руководителями указанных органов необходимо довести до сведения граждан по указанным ими почтовым адресам или телефонам либо через средства массовой информации, в том числе и Интернет, а также путем размещения для обозрения в местах проведения личного приема. Также в государственных органах и органах местного самоуправления может быть установлен единый день личного приема граждан.

По Закону Республики Бурятия от 2 июля 2007 г. № 2352-Ш «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Бурятия» (далее - закон Республики Бурятия), ст. 3, руководители государственных органов Республики Бурятия, органов местного самоуправления и уполномоченные на то лица не реже одного раза в месяц проводят личный прием граждан. Личный прием граждан должен производиться по графику (в установленные дни и часы), доведенному до сведения граждан. Руководители государственных органов Республики Бурятия, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий организуют личный прием граждан, осуществляют его и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за его организацию [14].

Руководитель государственного органа Омской области, по закону Омской области от 11.06.1996 г. № 58-ОЗ (ред. от 18.05.2007 г.) «О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение органа местного самоуправления»,

ст. 3, должностные лица и их заместители обязаны принять гражданина из числа категорий граждан, имеющих право на внеочередной прием, в срок не позднее семи дней со дня регистрации обращения, содержащего просьбу о личном приеме. Лица, награжденные золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью» или удостоенные почетного звания Омской области «Почетный гражданин Омской области», имеют право на безотлагательный прием руководителями государственного органа Омской области, органа местного самоуправления, должностными лицами и их заместителями [15].

Закон Саратовской области в ст. 4 закрепляет положение, что в случае необходимости личный прием граждан осуществляется с выездом в населенные пункты области.

Во многих законах субъектов федерации определены категории граждан, имеющие право на первоочередной прием. К ним относятся:

1) ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;

2) инвалиды I и II групп;

3) родители, супруги погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

4) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы;

5) родители, супруги граждан, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также умерших вследствие болезней, возникших в связи с исполнением служебных обязанностей;

6) беременные женщины;

4) родители, явившиеся на личный прием с ребенком в возрасте до трех лет и др.

Закон Нижегородской области закрепил в ст. 7 виды решений, принимаемых должностными лицами по обращению гражданина, что является несомненным достоинством данного закона.

1. О полном или частичном удовлетворении обращения. При этом должностное лицо осуществляет для этого соответствующие меры: по исполнению такого решения; по решению вопроса о привлечении к дисциплинарной или иной установленной законодательством ответственности должностного лица, принявшего заведомо незаконное решение или допустившего незаконное действие (бездействие), ставшее предметом обжалования; в необходимых случаях обеспечивает принесение гражданину извинения в письменном виде в связи с допущенным нарушением его прав.

2. Об отказе в удовлетворении обращения. В этом случае должностное лицо сообщает гражданину в письменном ответе о порядке обжалования этого решения либо об ином порядке восстановления или защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов гражданина.

3. Об уведомлении гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В федеральном законе об обращениях граждан нет дефиниции коллективного обращения и не закреплены нормы, определяющие порядок работы с коллективным обращением. Закон Московской области в ст. 2 и Закон Курской области в ст. 4 закрепляют следующее определение коллективного обращения - это обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.

По закону Нижегородской области, ст. 8, письменный ответ на коллективное обращение граждан, как правило, направляется одному из авторов обращения, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя всех авторов обращения при его рассмотрении. Если такое лицо в коллективном обращении не указано, ответ направляется одному из списка граждан, подписавших обращение, для доведения содержания ответа до сведения остальных авторов обращения. Однако в законе не предусмотрено, как поступать, если в обращении содержится просьба направить ответ всем обратившимся.

Считаем необходимым включить в федеральный закон об обращениях граждан нормы, уже закрепленные в ряде регионов, такие как: определение коллективного обращения и порядок работы с такими обращениями, особенно это важно, когда коллективное обращение затрагивает интересы достаточно большой группы населения и приобретает характер петиции.

Законы Нижегородской (ст. 9) и Калужской (ст. 4) областей закрепили право гражданина на возврат документов, которые представляют для него ценность. Если гражданин приложил к своему обращению или передал при рассмотрении обращения подлинные документы либо копии документов, которые имеют для него ценность или необходимы ему для дальнейшей защиты своих прав, и настаивает на возвращении ему этих документов, то они должны быть возвращены гражданину, а государственный орган,

орган местного самоуправления вправе изготовить и оставить в своем распоряжении копии возвращаемых документов.

В законе Курской области, ст. 7, закреплена обязанность для должностных лиц возвратить заявителю вместе с ответом полученные в качестве приложения к обращению документы по адресу, указанному в обращении, а в случае направления коллективного обращения - по адресу представителя, указанного в обращении. Копии документов, приложенные к обращению, возвращаются заявителю по его просьбе.

Федеральный закон об обращениях граждан не регламентирует язык, на котором может быть подано обращение и порядок работы с обращениями, поступившими не на русском языке. В ряде законов субъектов федерации имеется норма, закрепляющая язык, на котором может быть подано обращение и осуществлено производство. Так, по закону Республики Бурятия, ст. 5, производство при рассмотрении обращений граждан на территории Республики Бурятия осуществляется на русском либо на бурятском языке - на государственных языках Республики Бурятия. В соответствии со статьей

2 гражданин (граждане) может (могут) излагать свое обращение, давать объяснения на родном языке либо на языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. По закону Московской области, согласно ст. 3, в случае если обращение написано на иностранном языке или точечно'-рельефным шрифтом слепых, срок рассмотрения обращения увеличивается на время, необходимое для осуществления перевода.

Федеральным законом об обращениях граждан закреплены права, предоставленные гражданам при подаче и рассмотрении их обращений. Норм, закрепляющих права и обязанности должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан в федеральном законе нет.

Ст. 5 закона Московской области закрепляет следующие обязанности вышеназванных субъектов обращения:

1) обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующего органа;

2) принимать обоснованные решения по существу поставленных в каждом обращении вопросов, обеспечивать выполнение этих решений;

3) своевременно сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям, в случае их отклонения указывать мотивы отклонения, по

просьбам граждан разъяснять порядок обжалования принятых решений;

4) уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;

5) систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания;

6) проверять состояние работы с обращениями в подведомственных органах и организациях, принимать меры по устранению выявленных нарушений;

7) регулярно проводить личный прием граждан, информировать население о времени и порядке личного приема;

8) предоставлять информацию о характере обращений граждан по запросу Московской областной думы и Правительства Московской области;

9) периодически публиковать в средствах массовой информации аналитические материалы о характере и результатах рассмотрения обращений граждан.

Статья 6 этого же регионального закона закрепляет также перечень прав государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан:

1) приглашать обратившихся граждан для личной беседы;

2) в случае необходимости в установленном законодательством порядке запрашивать дополнительные материалы и получать объяснения у обратившихся граждан и иных юридических и физических лиц;

3) привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов;

4) создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом на место;

5) проверять исполнение ранее принятых ими решений по обращениям граждан;

6) поручать рассмотрение обращения другим организациям, их должностным лицам в порядке ведомственной подчиненности и контролировать ход рассмотрения обращений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, можно констатировать, что предоставленная субъектам Российской Федерации возможность устанавливать дополнительные гарантии права граждан на обращение активно используется на практике. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты такие законы, позволяющие более эффективно

рассматривать и разрешать поступившие в публичные органы обращения. В региональных законах уточняются способы подачи обращения, даются определения видов обращений, не закрепленных в федеральном законе, уточняются процедуры работы с определенными видами обращений, закрепляются случаи сокращения сроков рассмотрения обращений, прописываются права и обязанности публичных органов при рассмотрении обращения, виды решений, принимаемых должностным лицом по обращению и др. Такие дополнения существенным образом обогащают федеральное законодательство об обращениях граждан, которое, на наш взгляд, является узким, имеет пробелы и не позволяет в должной мере регулировать процедуры реализации декларированного ст. 33 Конституции РФ права граждан на обращение в органы государственной власти, местного самоуправления к их должностным лицам.

Список литературы

1. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования) // Государство и право. 1996. № 11. С. 10.

2. Корякин В.М. Работа с обращениями граждан в Вооруженных силах Российской Федерации: вопросы теории и практики // СПС Гарант - электронный ресурс.

3. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». ООО «Новая правовая культура», 2006.

4. Свод законов СССР. Т. 1. С. 373.

5. Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

6. См. Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 124-З «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Нижегородской области» // Нижегородские новости. № 174 (3826) от 20 сентября 2007 года; Закон Воронежской области от

19.10.2009 г. № 125-ОЗ «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Воронежской области», принят Воронежской областной думой

08.10.2009 г. // Собрание законодательства Воронежской области. 04.12.2009, № 10, ст. 448.

7. Закон Ставропольского края от 12.11.2008 г. № 80-кз «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в Ставропольском крае», принят думой Ставропольского края 30.10.2008 г. // Ставропольская правда, № 251, 15.11.2008.

8. Закон Московской области «Об обращениях граждан», Принят постановлением Московской областной думы 27 сентября 2006 г. № 10/191 -П // Электронный ресурс: официальный сайт Правительства Московской области, раздел нормативные документы http://www.mosreg.m/data/?chapter_id=236

9. Закон Курской области от 30 мая 2008 года № 32-ЗКО «О порядке рассмотрения обращений граждан в Курской области», принят Администрацией Курской области 30.05.2008 г. // Курская правда. № 83-86, 11.06.2008.

10. Закон Краснодарского края от 28.06.2007 г. № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Краснодарском крае», принят ЗС КК 20.06.2007 г. // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края, 12.09.2007, № 57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Закон Брянской области от 11 ноября 2008 г. № 90-З «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Брянской области», принят Брянской областной думой 30 октября 2008 года // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина», № 23, 17.11.2008.

12. Закон Калужской области от 27.03.2008 г. № 419-ОЗ (ред. от 09.03.2010) «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение» принят постановлением Законодательного собрания Калужской области от 20.03.2008 г. № 936 // Весть, № 109, 01.04.2008.

13. Закон Саратовской области от 29.07.2010 г. № 142-ЗСО «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в государственные органы Саратовской области и органы местного самоуправления» принят Саратовской областной думой

21.07.2010 г. // Собрание законодательства Саратовской области», № 21, июль-август, 2010.

14. Закон Республики Бурятия от 2 июля 2007 г. № 2352-Ш «О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Республике Бурятия» // Собрание законодательства Республики Бурятия, № 6-7 (99-100), 2007.

15. Закон Омской области от 11.06.1996 г. № 58-

ОЗ (ред. от 18.05.2007) «О дополнительных гарантиях прав граждан на обращение», принят постановлением ЗС Омской области от 21.05.1996 г. № 98 // Омский вестник, № 114, 18.06.1996.

ADDITIONAL GUARANTEES OF CITIZENS’ RIGHT TO APPEAL AND ADDRESS IN THE SUBJECTS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

E. V. Nadygina

Additional guarantees of citizens’ right to appeal and address enshrined in the laws of the Russian Federation are considered. On the basis of the legal analysis, the author concludes that the Federal Law «On procedures for examining appeals and addresses from citizens of the Russian Federation» needs to be improved along with the legislation of the subjects of the Russian Federation aimed at enhancing the guarantees of the right of citizens to appeal and address, taking into account the existing positive experience of some regions.

Keywords: citizens’ right to appeal and address, additional guarantees of the citizens’ right to appeal and address, procedures for examining appeals and addresses from citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.