Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как социокультурный феномен'

Дополнительное профессиональное образование как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОД-ХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / CULTURE / SOCIAL CULTURE / VALUES / SOCIALLY-CULTURAL APPROACH / SOCIAL AND CULTURAL PECULIARITIES OF SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION / CULTURAL AND EDUCATION APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH TO THE SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халитова С. А.

В данной статье рассматривается дополнительное профессиональное образование как социокультурный феномен с традиционных позиций, а также в аспекте современного развития дополнительного профессионального образования как компонента культуры человека, проявления социокультуры и выявления его роли по обновлению и обогащению культурного потенциала общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON

The article deals with the traditional attitude to the supplementary vocational education, and also with the aspect of modern development of supplementary vocational education as the human's culture component, manifestation of social culture and revealing of its role at renovating and enrichment of society's cultural potential.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как социокультурный феномен»

сии у студентов педагогического колледжа, была сделана опора на системный, личностно-деятельностный и аксиологический подходы.

Системный подход обеспечивает комплексное изучение процесса освоения культурных ценностей, позволяет рассмотреть данный процесс как педагогическую систему. Деятельность педагога и студента в процессе освоения культурных ценностей носит системный, целенаправленный, творческий характер и определяется их индивидуальными особенностями, мотивами и условиями образовательного процесса. При реализации личностно-деятельностного подхода личность рассматривается как активный участник, как субъект деятельности, который сам, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер профессиональной деятельности и общения. Аксиологический подход позволяет определить ценности, на которые ориентируется педагогика при подготовке будущих учителей.

2. Для успешного формирования ценностного отношения к педагогической профессии была разработана

модель формирования ценностного отношения к педагогической профессии студентов педагогического колледжа.

3. Можно отметить, что успешному функционированию данной модели будут способствовать педагогические условия, включающие организацию мотивообразующей деятельности, направленной на самообразование; решение профессионально-педагогических задач и ситуаций, обеспечивающих профессиональное становление личности будущего учителя; включение студентов в разнообразную по форме и содержанию практическую деятельность, предполагающую самоопределение студента в педагогической профессии.

Таким образом, процедура моделирования исследуемого явления многоступенчата, многоуровневая и многоэтапная, обладает рядом характеристик, учет которых может ориентировать образовательный процесс на достижение положительных результатов в процессе формирования ценностного отношения к педагогической профессии студентов педагогического колледжа.

Библиографический список

1. Болотов, В.А. Становление личности и профессиональное развитие учителя / В.А. Болотов. — М., 2005.

2. Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург, 2004.

3. Фролова, И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролова. — М., 2007.

4. Штоф, В.А. Роль моделей в познании / В.А. Штофф. — СПб., 1983.

Статья поступила в редакцию 12.01.09

УДК 378.046.4

С.А. Халитова, зав. лаб. ЧелИРПО, г. Челябинск

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В данной статье рассматривается дополнительное профессиональное образование как социокультурный феномен с традиционных позиций, а также в аспекте современного развития дополнительного профессионального образования как компонента культуры человека, проявления социокультуры и выявления его роли по обновлению и обогащению культурного потенциала общества.

Ключевые слова: культура, социокультура, ценности, социокультурный под-ход,

социокультурные особенности дополнительного профессионального образования, культурологический и аксиологический подходы к дополнительному профессиональному образованию.

Обращение к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) как социокультурному феномену предполагает его рассмотрение в контексте социокультурного, культурологического и аксиологического подходов, соотнесение соответствующего понятия с понятиями «культура», «социокультура», «ценности».

Подход, исходя из исследований И.В. Блауберга и

Э.Г. Юдина [1] включает в себя содержание, способы познавательной и организационной деятельности и предпосылки, т.е. подход выполняет функцию руководящего указания при изучении проблемы.

Социокультурный подход, как его трактуют энциклопедические словари по культурологии, это понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только искусство, наука, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, политическая культура. В частности, одно из последних определений подобного рода приводится К.М. Хоруженко: «термином «культура» обозначается

определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей и обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [2].

В контексте социокультурного подхода культура — это одновременно и объект со своими структурно-функциональными особенностями, и процесс с этапами и законами развития. В этом плане культуру можно определить как «особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизованного развития, к которым относятся производство, наука, образование, искусство, здравоохранение, спорт, социальная защищенность граждан, политика, право и т.д.» [3, с. 335].

С помощью культуры общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества. В соответствии с таким подходом культуру можно определить как порождаемое людьми содержание общественной жизни. Чтобы проследить динамику этого содержания, категория дифференцируется по роду оснований. Во-первых, по характеру предметов, которыми оперируют люди: ис-

кусственные и природные объекты; способы деятельности, поведения членов общества; содержание (знания, навыки, нормы, правила) различных форм организации социального взаимодействия (общественное разделение труда, социокультурные институты, группы); критерии оценки социальной и культурной жизни.

К содержанию социокультуры, по мнению П. Сорокина [3], можно отнести:

- идеологическое богатство человечества, выступающее в форме языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, архитектуры, теорий и т.д.;

- материальную культуру, начиная с простых орудий труда, заканчивая сложнейшими технологиями;

- церемонии, ритуалы, поступки, в которые вкладывается определенный смысл.

По мнению П. Сорокина, социокультура представляет собой безусловную ценность. Это продукт общественных отношений и источник развития, духовного обогащения, как отдельной личности, так и общества в целом.

Рассматривая сущность социальной культуры, как части общей культуры, можно выделить в ней несколько ведущих признаков (Б.С. Ерасов):

- культура как духовный компонент человеческой деятельности, пронизывающий все ее виды, в которых формируются мотивы, принципы, правила, цели и смысл деятельности;

- культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности;

- культура как система ценностей, знаний, идей, значений, норм, реализуемых через деятельность в форме морали, права, науки, религии, художественной деятельности человека;

- культура как диалог различных культурных ценностей народов, осуществляемый на межличностном уровне, на уровне семьи, социальной группы, этноса [4, с. 8-9, 34-35].

Сущность социокультурного подхода к изучению дополнительного профессионального образования раскрывается, на наш взгляд, через сущность частных проблем, а именно:

- философские предпосылки социокультурного подхода;

- социально-педагогический аспект социокультурного подхода;

- особенности социокультурного подхода как методологического принципа.

Философские предпосылки социокультурного подхода предполагают изучение сущности социокультуры.

Социально-педагогический аспект социокультурного подхода наиболее ярко раскрывается в социологии образования через:

- установление связи образования с процессом включения личности в социокультурное пространство жизнедеятельности;

- социализацию личности, подчиненной жизненному самоопределению самореализации, самоутверждению, выбору нравственных ценностей жизни, определению своего места в ней [5, с. 350-362].

При изучении ДПО важен учет особенностей социокультурного подхода как методологического принципа, т.е. явления, при котором в структуре методологического знания приобретают важное значение принципы, в которых выявленные законы или закономерности, общие исследовательские подходы воплощаются в категориях деятельности (способы, методы, процедуры и т.д.).

Становление человека как профессионала в современных условиях протекает на фоне радикальных пре-

образований во всех сферах жизнедеятельности общества, на фоне изменений облика мира и структуры совокупной человеческой деятельности. Кроме этого, быстрые перемены в технологиях требуют от работника большей «гибкости», способности оперативно переучиваться и повышать свою квалификацию, т.е. обучаться на протяжении всей жизни, что достигается с помощью непрерывного образования. Идея открытости общества и образования наиболее ярко проявляется в системе непрерывного образовании, обеспечивающей каждому индивиду условия для свободного развития его способностей, интеллектуальных и деятельностных возможностей. При этом непрерывное образование понимается не как административное соединение различных образовательных учреждений, интегрированных в систему, а как продуманная вариативная система представления образовательных услуг, позволяющая индивиду воспользоваться ими в соответствии со своими личностными потребностями и запросами в различные периоды жизни. Наиболее важным звеном реализации принципа непрерывности в общекультурном и профессиональном развитии человека является система дополнительного профессионального образования.

С точки зрения социокультурного подхода роль системы дополнительного профессионального образования в современной системе российского образования определяется, по нашему мнению, ее ответственностью за обновление и обогащение культурного потенциала общества.

В основе социокультурной концепции ДПО, должна лежать гуманистическая составляющая, обеспечивающая готовность педагогов к восприятию и трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции и профессиональных умений.

Процесс образования личности есть культурологический процесс. Поэтому рассмотрение ДПО как социокультурного феномена невозможно, как нам представляется, без обращения к культурологическому подходу.

Понятие «культурологическое» отражает знания об общих и частных законах функционирования и развития культуры, как целостной системы, и не предполагает полного и исчерпывающего представления обо всей массе накопленных обществом социокультурных ценностей и опыте их реализации. Однако именно эти знания позволяют индивиду правильно ориентироваться в современном культурном поле.

Проблема культуры, ее сущность, структура и функции играют важную роль в становлении и развитии личности. Культура выступает как историческое явление, как продукт деятельности многих поколений, как определенная сфера жизни и деятельности человека. Субъектом культуры является человек, только он создает культурные ценности, является их носителем, транслирует их подрастающим поколениям. Н.Б. Крылова отмечает, что культура выступает как образовательная среда взращивания человечности, самоорганизации, саморазвития и самообразования.

Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром, вряд ли можно представить человеческую жизнь. Дополнительное профессиональное образование является, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с другой — способствует формированию новой культуры.

Культурологический подход к рассмотрению ДПО обеспечивает гармоническое развитие духовно-нравственных качеств личности на протяжении всего периода становления и развития. Поэтому, отвечая на запросы отдельного индивида и общества в целом, система ДПО в качестве приоритетной цели ставит развитие

и становление личности, ее мировоззрения, профессиональных знаний и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих активную социальную позицию и успешную профессиональную деятельность.

Анализ педагогической теории и практики показывает, что к культурологическому подходу, как способу познания, следует предъявить следующие требования:

- рассмотрение педагогических проблем с позиции приобщения личности к культурным ценностям (развитие культуры, ее влияние на человека происходит только в процессе включения личности в социокультурное пространство, культурные ценности; единственным путем присвоения культурных ценностей выступает процесс образования личности;

- рассмотрение образования как процесса потребления культурных ценностей;

- рассмотрение человека субъектом, сердцевиной культуры. Л.П. Буева считает, что человек является «живым агентом», творцом-созидателем, хранителем, посредником и потребителем культуры;

- рассмотрение воспитания, образования личности в связи с конкретной социокультурной средой, выступающей источником развития и существования личности;

- рассмотрение процесса образования личности, особенно в многонациональной среде, как диалог культур, взаимодополнение, ведущими элементами которого являются взаимодействие (взаимовлияние), содержание нравственных ценностей (норм) [6].

Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволяет нам сделать вывод, что педагогическая сущность культурологического подхода состоит в осмыслении с культурологических позиций:

- терминов и понятий, категорий и закономерностей, принципов и факторов педагогики;

- рефлексивного подхода к культуре личности как ценности;

- ориентации личности в социокультурных ценностях;

- отбираемых ценностей, их включение в структуру личности;

- руководства ценностными ориентациями в повседневной жизни.

Таким образом, культурологический подход выступает способом познания и организации педагогического процесса в системе ДПО, исходя из ориентации в культурных ценностях.

Исходя из философии культуры, культурологический подход как принцип дополнительного профессионального образования, основывается на системе других подходов, в том числе на:

- аксиологическом подходе, связанном с миром культурных ценностей (исходя из ценностного подхода, ДПО есть ни что иное, как реализация идеально-ценностных целей; главное в этом подходе — понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость);

- деятельностном подходе, выступающем как способ человеческой жизнедеятельности. Деятельностный подход рассматривает ДПО с процессуальных позиций: как творческий процесс, реализуемый на основе единства объективных и субъективных факторов, предпосылок:

- семиотическом подходе, в котором фиксируются существен ные характеристики культуры: вне-биологические знаковые механизмы передачи опыта в системе ДПО через социокод (понятия, матрицы, знаки, коды, формулы и т.д.);

- структуалистском подходе, рассматривающим ДПО как совокупность социальных элементов, «культурных образов» — носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность;

- социологическом подходе, рассматривающим ДПО, как социальный инструмент, дающий обществу системное качество, позволяющее рассматривать его как устойчивую целостность;

- гуманистическом подходе, акцентирующем внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры (личность как культурная ценность).

Кроме того, культурологический подход в системе дополнительного профессионального образования как принцип педагогики требует приобщения личности к различным видам культуры, в том числе к:

- нравственной культуре, в которой фиксируются достигнутый обществом уровень представлений о добре, зле, долге, чести, справедливости и т.д.; приведенные и другие нормы регулируют отношения, поведение и деятельность людей;

- политической культуре, связанной с приобщением личности к идеалам и ценностям общественного устройства, оптимальным формам взаимоотношения граждан и государства;

- эстетической культуре, включающей в себя эстетические ценности, способы их создания и потребления.

Носителем культуры является человек. С развитием личности меняются ее культурные ценности, а вместе с этим и сама культура. Развитие личности требует наличия у социума и личности устойчивых культурных ценностей, которые эффективно приобщаются в системе дополнительного профессионального образования и являются ориентирами педагогической деятельности. Поэтому актуальным, по нашему мнению, является рассмотрение дополнительного профессионального образования с позиции ценностного подхода, основывающегося на ценностях культуры, ориентации личности на социокультурные ценности.

Развитие человеческой личности в системе ДПО связано с четким разграничением социальных и личностных ценностей, а также с ценностными ориентациями. Личностные и общественные ценности отражают их принадлежность. Социальные ценности выступают как общественный идеал. Их присвоение индивидом осуществляется в процессе социализации. Органическая взаимосвязь социальных и личностных ценностных ориентаций выступает базой социокультурного развития и роста профессионального мастерства.

Актуализация ценностных подходов к дополнительному профессиональному образованию определяется рядом факторов, к числу которых относятся аксиоло-гизация мирового образовательного процесса, переход к гуманистической образовательной парадигме, личностно-ориентированный подход к образованию.

Мы считаем, что аксиология ДПО основана на следующих принципах:

- исторической и социокультурной изменчивости образовательных ценностей; при этом образование рассматривается как исторический процесс, развивающийся под влиянием социальной среды и меняющихся культурных ценностей;

- взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, осуществляемой в социокультурном пространстве на основе взаимодействия и ценностных ориентаций;

- соотнесения общественных и личных ценностей, осуществляемого в процессе обучения на основе усвоения норм и ценностных ориентаций;

- интеграции традиционных и инновационных ценностей на основе гуманистического подхода к человеку и организации педагогического процесса.

В исследованиях М.Е. Дуранова и И.С. Ломакиной [7] акцентируется внимание на классификации ценностей. Различая ценности социума и личности, авторы к первой категории относят:

- ценности культуры этноса и социума;

- национальные и региональные обычаи и традиции как культурные ценности;

- нормы отношений как социокультурные ценности;

- способы производства и производственных отношений.

Ко второй категории социокультурных ценностей, носящих личностный характер, авторы относят:

- личностный идеал, установки, ценности личностной деятельности;

- личностные качества — убеждения, принципы, порядочность, честность, ответственность, обязательность, точность в поведении и отношениях.

По нашему мнению, необходимо также выделить познавательные ценности, формирующиеся в системе дополнительного профессионального образования, которые отражаются:

- в принципах профессионально-познавательной деятельности;

- в идеях, обеспечивающих развитие профессионально-познавательной деятельности;

- в способах достижения профессионально-образовательной цели;

- в средствах, используемых для решения профессионально-образовательных задач;

- в отношении личности к профессиональной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в личностных качествах профессионала, как результате образовательной деятельности.

Необходимость обращения к ценностному подходу при изучении ДПО подтверждается и работами Б.С. -Гершунского, который полагает, что образование — это специально организованная и тщательно продуманная среда жизнедеятельности детей, молодежи и взрослых, которая из поколения в поколение передавала бы, закрепляла и обогащала личностно и общественно ценные глубинные ментальные качества, и напротив, корректировала бы нежелательные с точки зрения соответствующей системы критериев, ментальные характеристики, как личности, так и общества в целом [8].

Для обоснования ценностей дополнительного профессионального образования первостепенное значение имеет такие понятия, как менталитет и толерантность. Менталитет, по мнению Б.С. Гершунского, представляя собой квинтэссенцию культуры, является высшей ценностью образования в целом, в том числе и ДПО. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества. Он находится в тесной связи с результатом образования и в результативности образования занимает иерархически высшую ступень (грамотность — образованность — компетентность — культура — менталитет).

Профессиональная толерантность как ценность дополнительного профессионального образования выражается в терпимости к инакомыслию в профессиональной среде, готовности к диалогу, сотрудничеству с деловыми партнерами.

Существенным сдвигом в общественном сознании явилась переориентация ДПО на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в кадрах определенного качества — на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

Таким образом, трактовка дополнительного профессионального образования как социокультурного феномена, по нашему мнению предполагает:

- рассмотрение системы ДПО в современной системе российского образования с точки зрения социокультурного подхода и определение роли в обновлении и обогащении культурного потенциала общества;

- изучение сущности социокультуры, исходя из философских предпосылок социокультурного подхода к ДПО;

- раскрытие социально-педагогического аспекта социокультурного подхода к ДПО через установление связи образования с процессом включения личности в социокультурное пространство жизнедеятельности, ее социализации, жизненному самоопределению, самореализации, самоутверждению, выбору нравственных ценностей жизни, определению своего места в ней;

- разработку социокультурной концепции ДПО, в основе которой должна лежать гуманистическая составляющая, обеспечивающая готовность личности к восприятию и трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции и профессиональных умений;

- обеспечение гармонического развитие духовнонравственных качеств личности в системе ДПО на основе культурологического подхода;

- рассмотрение педагогических проблем с позиции приобщения личности к культурным ценностям на основе культурологического подхода;

- рассмотрение образования личности в системе ДПО как процесса потребления культурных ценностей;

- рассмотрение образования личности в связи с конкретной социокультурной средой, выступающей источником развития и существования личности;

- рассмотрение процесса образования личности, особенно в многонациональной среде, как диалог культур, взаимодополнение, ведущими элементами которого являются взаимодействие (взаимовлияние), содержание нравственных ценностей;

- реализация в системе ДПО идеально-ценностных целей, понимания природы ценностей, их происхождения и значения для общества, исходя из ценностного подхода.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. — М.: Изд-во Междунар. пед. академии, 1995.

2. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. — Ростов на Дону: Феникс, 1997.

3. Сорокин, П.А. Социально-культурная динамика / П.А. Сорокин. — СПб., 2000.

4. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. — М.: Аспект-Пресс, 1997.

5. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, Е.И. Исаев, Е.Н. Шиянов— М.: Академия, 2002.

6. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: моногр. / М.Е. Дуранов.—

Челябинск, ЧГАКИ, 2002.

7. Дуранов М.Е., Ломакина, И.С. Логика и культура организации педагогического исследования: моногр. / М.Е. Дуранов, И.С. Лома-

кина. — Челябинск: ЧГАКИ, 2003.

8. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования / Б.С. Гершунский. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. М: Пед. об-во России, 2002.

Статья поступила в редакцию 12.01.09

УДК 378.14

Е.М. Зарубина соискатель МаГУ, г. Магнитогорск, Челябинская обл.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматриваются основные подходы к проектированию процесса формирования управленческой профессиональной компетенции у студентов технического вуза, определяется понятийный аппарат проблемы, цель, задачи, принципы проектирования. Представлена структурно-функциональная модель процесса формирования управленческой профессиональной компетенции как результат педагогического проектирования.

Ключевые слова: компетенция и компетентность, управленческая профессиональная компетенция, модель и педагогические условия формирования управленческой профессиональной компетенции, педагогическое проектирование процесса формирования управленческой профессиональной компетенции студентов.

Задачу подготовки менеджеров, способных руководить инновационными процессами в организации, призваны решать и педагогические, и технические вузы. При этом стало очевидным, что информационно-накопительная модель учебного процесса потеряла свою продуктивность. Появилась новая личностно-ориентированная парадигма образования, предполагающая формирование у будущего специалиста профессионально-значимых компетенций и личностных качеств, позволяющих будущему специалисту успешно реализовать себя в профессиональной деятельности. Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки. При-подготовке специалистов образовательное учреждение должно учитывать непрерывный рост требований общества к будущему менеджеру, таких, как: способность видеть бизнес своей организации в целом, понимать политику своей организации, уметь интегрировать свои функции в реализацию поставленных организацией задач, уметь прогнозировать грядущие события и ситуации, планировать деятельность организации, ассортимент производимой фирмой продукции или услуг, принимать участие в поиске управленческих решений, оценивать эффективность предлагаемых решений возникающих проблем, уметь создавать команду, мотивировать персонал на эффективную для организации работу и многое другое. Перечисленные выше требования являются элементами управленческой профессиональной компетенции.

П.И. Пидкасистый предлагает под профессиональной компетентностью пони-мать способность специалиста применять знания для решения практических задач в соответствии с его компетенцией, т.е. кругом полномочий, профессиональных обязанностей, вопросов (или за пределами этого круга), в которых данный человек достаточно сведущ, располагая необходимыми информацией и практическим опытом [4]. Под компетенцией, как правило, понимают: 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области». В русском языке используются два разных слова: компетентность и ком-

петенция; в английском языке существует только одно — competence, которое в зависимости от контекста означает: 1) способность, 2) умение. Таким образом, в английском языке понятия «компетентность» и «компетенция» отождествляются.

Поскольку идея компететностного подхода к образованию заимствована из зарубежной практики, то в среде российских педагогов произошло разночтение исходных терминов. Одна часть отечественных педагогов отождествляет понятия «компетентность» и «компетенция», другая понимает компетентность как высокий уровень развития компетенции и не может четко сформулировать различия в них, третья — однозначно их разводит и под профессиональной компетентностью понимает комплекс компетенций, единство временных и пространственных характеристик специалиста (свойств, обеспечивающих жизнедеятельность организации, в которой работает специалист; степени практической реализации профессиональных знаний и личностных качеств специалиста; его стратегической ориентации на будущее развитие организации, бизнеса. В научных статьях и нормативных документах выделяется три блока профессиональных компетенций: управленческие компетенции; коммуникативные компетенции и аналитические компетенции. В настоящей работе мы будем употреблять термин «профессиональная компетентность» в значении целостной, единой комплексной характеристики специалиста — системы, элементами которой являются компетенции.

Следует отметить, что формирование управленческой профессиональной компетенции студентов технических специальностей осуществляется в условиях вуза в процессе изучения гуманитарных по своей природе управленческих дисциплин. Логически выделяются три уровня управленческой профессиональной компетенции: 1) необходимый и достаточный — уровень компетенции, владение которым обеспечивает желаемую модель профессионального поведения сотрудника; 2) желаемый — уровень, при котором достигается мастерское владение профессией; 3) потенциально возможный — уровень, дающий специалисту возможность карьерного роста, профессионального развития.

Под управленческой профессиональной компетенцией будущего специалиста мы предлагаем понимать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.