Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования'

Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6053
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарникова Анна Анатольевна

Статья посвящена проблемам непрерывного профессионального образования. Оно рассматривается с позиции отечественного и западного понимания концепции непрерывного образования. Развитие системы дополнительного профессионального образования как составной части непрерывного профессионального образования является весьма актуальным для России. Это обусловлено конъюнктурными изменениями в кадровой политике на рынке труда, динамичными изменениями на рынке образовательных услуг, информатизацией общества и стремлением России стать на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional vocational training as component part incessant vocational education

This article is devoted to the problems of incessant vocational education. It is considered with positions domestic and west understanding to concepts of incessant education. Development of system of additional vocational education as component composite part of incessant vocational education is most actual for Russia. It is stipulated outward by changes to cadre politician in the market of labour, dinamic modification in the market of educational services, informatization a society and longing Russia to become on innovation way of development.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования»

А.А. Татарникова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам непрерывного профессионального образования. Оно рассматривается с позиции отечественного и западного понимания концепции непрерывного образования. Развитие системы дополнительного профессионального образования как составной части непрерывного профессионального образования является весьма актуальным для России. Это обусловлено конъюнктурными изменениями в кадровой политике на рынке труда, динамичными изменениями на рынке образовательных услуг, информатизацией общества и стремлением России стать на инновационный путь развития.

При формировании человеческого капитала главенствующая роль отводится институту образования. Однако следует учитывать то обстоятельство, что человеческий капитал подвержен моральному износу. Быстрая смена форм и методов исследования, резкое сокращение сроков внедрения в производство новых научных открытий и технических изобретений очень остро ставят проблему морального старения знаний, полученных выпускниками всех учебных заведений, а следовательно, и человеческого капитала.

Ускорение морального износа человеческого капитала, возникновение потребности в массе специалистов совершенно иного профиля требует оперативно реагировать на изменение в перечне профессий и специальностей и возможности быстрее удовлетворять спрос на новых специалистов. В США, например, существует термин «период полураспада компетентности» - это время с момента окончания вуза до срока, когда наполовину снижается компетентность. Установлено, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем 20% знаний. Периоды устаревания знаний различают по отраслям науки: в металлургии этот период составляет 3,9 года, в машиностроении - 5,2 года, химической промышленности - 4,8 года и т.д. [2. С. 50].

В современном мире объем знаний постоянно удваивается за 10-15 лет, в перспективе темпы обновления НТП достигнут такого уровня, что они станут устаревать через 20 месяцев [2. С. 50]. В этой связи система образования должна быть максимально мобильной. Мобильность системы образования предполагает управление процессом переподготовки специалистов в соответствии с постоянно расширяющейся сферой научных знаний. Она требует активного воздействия на процессы перелива человеческого капитала из традиционных отраслей в более новые.

Таким образом, экономический подход к проблеме заключается в том, что усложнение техники, вызванное НТП, усложняет труд и порождает потребность в повышении квалификации. Этим и обусловлена необходимость непрерывного образования. Здесь уместно привести слова известного экономиста Т. Шульца: «В связи с появлением у экономистов интереса к образованию как к процессу инвестирования в трудовые ресурсы важно напомнить, что формальное обучение не является более единственным и достаточным методом подготовки рабочей силы. Получение диплома и начало трудовой деятельности не есть завершение процесса обучения, а означает, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специа-

лизированного и длительного процесса приобретения профессиональной квалификации» [5. С. 98].

Анализ литературы позволил нам выделить следующие предпосылки и основания для развития концепции непрерывного образования:

- научно-технический и социальный прогресс, повысивший престиж общего и профессионального образования;

- быстрый рост научной информации и столь же быстрое ее старение, вследствие чего невозможно давать людям знания только в начале жизни и на всю дальнейшую жизнь;

- непрерывное изменение технологии и экономики производства, переход к постиндустриальному этапу развития общества, требующие постоянного повышения профессиональной квалификации рабочих и специалистов;

- рост продолжительности жизни людей и увеличение доли лиц пожилого возраста в составе трудящихся;

- распространение средств массовых коммуникаций, что облегчило возможность получения людьми информации и др.;

- признание возрастающей роли человека в процессе производства, связанное с изменением характера трудовой деятельности, требующее творческого, активного отношения к выполняемой работе;

- осознание обществом инструментальной ценности человека, тенденции к предоставлению человеку во все периоды его жизни возможности для саморазвития.

Разнообразие терминов, относящихся к непрерывному образованию, отражает различные его аспекты. Однако учеными, занимающимися проблемами «непрерывного образования», неоднократно отмечается, что этот термин не содержит общепринятого определения и наблюдается отсутствие четкости в терминологии.

Согласно исследованиям Г.Д. Сорокоумовой, наиболее часто в мировой практике употребляются такие понятия: продолжающееся образование (continuing education), пожизненное образование (lifelong education), перманентное образование (permanent education), возобновляющееся образование (recurrent education), образование взрослых (adult education), дальнейшее образование (further education), последипломное обучение (post-graduate education), компенсаторное обучение (remedial education) и др. По данным ЮНЕСКО, в общей сложности их насчитывалось около двадцати. В разных странах предпочитают пользоваться различными терминами: в США употребляют в основном термин «пожизненное образование», в Англии - «продол-

жающееся образование», в Швеции - «возобновляющееся образование». Последний термин также предпочитают использовать в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), считая, что «индивид получает образование по частям в течение всей жизни» [6. С. 32]. В Международном толковом словаре по образованию представлено около десяти определений непрерывного образования [6. С. 32]. В глобальном масштабе осознано то, что на современном этапе развития общества непрерывное образование прежде всего определяется потребностями личности.

Осознание проблемы непрерывного образования в России берет свое начало в середине 1960-х гг., когда социально-экономические условия в стране изменились. В этот период происходит наращивание темпов научно-технического прогресса, сопровождающегося непрерывными и значительными изменениями в технике, технологии и экономике производства, требующими постоянного повышения квалификации рабочих и специалистов.

В середине и второй половине 1970-х гг. в советской педагогической литературе появляются первые работы по проблемам непрерывного образования. Впервые понятие «непрерывное образование» введено в советскую педагогику профессором А.В. Даринским [4]. Он рассматривает непрерывное образование как систему образования, единую и согласованную в организационном отношении и по содержанию позволяющую каждому человеку развивать, совершенствовать себя в течение всей жизни в соответствии со своими стремлениями, возможностями и способностями.

В.Г. Онушкин, анализируя сущность концепции непрерывного образования, отмечает, что в ее основе лежит идея соединения в той или иной форме профессионального образования или повышения квалификации с общим образованием на различных уровнях. В трудах В.Г. Онушкина и исследованиях Е.И. Огарева отмечается, что непрерывность образовательного процесса не следует понимать буквально. Если иметь в виду специально организованное, заранее спланированное обучение и воспитание, то этот процесс всегда был и останется дискретным. «Непрерывность как научное понятие подразумевает целостность системы, состоящей из отдельных дискретных элементов» [6. С. 36].

Начиная с 1980-х гг. активно обсуждались вопросы «практического применения» идеи непрерывного образования. До этого они имели только теоретический подход. В основном рассматривались вопросы непрерывного образования, связанные с функционированием его отдельных компонентов: общеобразовательные

школы, учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, деятельность внешкольных университетов.

Отечественные исследователи А.П. Владиславлев,

В.А. Горохов, А.Л. Загорский, Л. А. Кохонова, Е.И. Огарева, В.Г. Онушкин видят цель концепции непрерывного образования в создании прогностической модели образовательного процесса, обеспечивающего целостный и поступательный характер развития всех сторон личности.

Также следует отметить, что в отечественной педагогике четко определяется роль и место самообразования в системе непрерывного образования советского периода. Практически во всех работах концепция непрерывного образования рассматривается через призму гуманистического учения о пожизненном совершенствовании человека, где преобладает не экономический, а педагогический подход.

В отличие от отечественной западная наука рассматривает непрерывное образование применительно к конкретному рабочему месту или к отдельной фирме и представляет собой процесс, начинающийся после получения основного образования (выступающего в роли базового) с целью дальнейшего развития профессиональных навыков, знаний и умений.

Для традиционной системы образования было характерно, что индивид получал образование на всю жизнь. В настоящее время образование с позиции личности рассматривается как пожизненное образование - образование «через всю жизнь». Так, в Европе в ходе Европейского саммита, который проходил в марте 2000 г., был принят меморандум «учение длиною в жизнь» (lifelong learning - LLL) [7. С. 36]. Лозунг «образование через всю жизнь» также был выдвинут ООН [3. С. 199]. Идея непрерывного образования заложена и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3]. Под непрерывным образованием понимается целенаправленный и систематический процесс роста образовательного потенциала людей в течение жизни, полученного как в общих и профессиональных учебных заведениях, так и самообразованием.

В России практически сложилась система непрерывного образования - от начального до послевузовского. Существующая система непрерывного образования может быть представлена в виде сети учреждений общего, профессионального, среднего специального и высшего образования, обеспечивающих основную (базовую) подготовку, и структур, действующих параллельно, дополняющих основную форму подготовки (повышение квалификации, переподготовка, общеразвивающие виды обучения).

Профессиональное образование является типовым элементом непрерывного образования, представляющим собой сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

По мнению автора, система профессионального образования может быть представлена институционально в следующем виде:

- система образовательных учреждений;

- предприятия и организации, выполняющие подготовку и переподготовку кадров.

Образовательные учреждения предоставляют профессиональную подготовку на базе техникумов, колледжей, вузов; предприятия и организации - посредством курсов, межотраслевых центров подготовки кадров, УПК и т.д.

Мы предлагаем следующую функциональную модель непрерывного профессионального образования (рис. 1), которая представлена:

- базовым профессиональным образованием;

- дополнительным профессиональным образованием;

- системой взаимосвязанных элементов.

Личная мотивация

Рис. 1. Модель непрерывного профессионального образования

Каждый индивид имеет личную образовательную траекторию, представляющую собой планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей и требований карьеры. В концепции непрерывного профессионального образования траектория должна проходить через весь жизненный цикл человека, включать формальное (училища, техникумы, колледжи, университеты), неформальное (на рабочем месте и в домашних условиях) и скрытое (в семье и обществе) обучение. При этом формальное образование поддерживается неформальным, к которому относится и самообразование (инфор-мальное образование). Эта поддержка заключается в том, что неформальное и самообразование частично компенсируют «пробелы» формального образования. В некотором смысле можно говорить об установлении дополнительных горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования. Формальное и неформальное образование должны являться равноправными участниками процесса и, следовательно, результаты образования, полученные в любых формах

как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга.

Такой подход позволяет гражданам получать доступ к знаниям по мере необходимости или собственному желанию.

Таким образом, непрерывное профессиональное образование - это институционально обеспеченная система учебной деятельности, адаптированная к новым социально-экономическим условиям и направленная на совершенствование знаний, навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, главным фактором которой является личная мотивация и различные образовательные ресурсы.

Чтобы непрерывно учиться в течение всей жизни, каждому человеку, во-первых, необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, во-вторых, сильные моральные или материальные стимулы, в-третьих, практические возможности для учебы -свободное время, деньги и учреждения, в которых предоставляют образовательные услуги. Так, в течение жизни у каждого индивида формируется личная обра-

зовательная траектория - целенаправленный процесс получения нужного уровня знаний обучающимися, включая формальное, неформальное и информальное образование по мере необходимости.

Одной из форм непрерывного профессионального образования является дополнительное профессиональное образование. Специалисты уже обратили внимание на то, что во многих западных странах темпы развития дополнительного профессионального образования превосходят темпы развития традиционной системы учебных заведений, поскольку в сфере дополнительного профессионального образования эффективно действует один из основных принципов образования: «нужные знания нужным людям в нужное время».

Так, в США действует система «продолженного образования», являющаяся важной составной частью непрерывного образования взрослых, ведущую роль в котором играют университеты. В целом в США треть всех вузов активно занимаются дополнительным профессиональным образованием. При этом большое внимание уделяется связям между учебными заведениями и работодателями.

В системе «продолженного образования» во Франции важную роль играет Национальная ассоциация профессионального образования взрослых. Ее функции состоят в регулировании рынка труда и адаптации специалистов к изменяющимся требованиям производства. Ассоциация включает около 130 учебных центров, часть которых занимается педагогическими исследованиями в области дополнительного образования и составлением учебных программ.

В развитых странах в вузах большое внимание уделяется оказанию дополнительных образовательных услуг студентам.

Непрерывный процесс образования предполагает активное совершенствование и накопление знаний именно в период трудовой деятельности. Решающее значение для формирования системы непрерывного образования имеет фирма, которая выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта, характеризующегося своими потребностями и интересами.

Постоянно растут требования не только к умениям, направленным на определенные производственнотехнологические процессы, но и к теоретической базе. Для достижения синтеза этих двух процессов необходимо нахождение работника как в рамках системы образования, так и в рамках воздействия системы производства.

Поэтому роль вузов также не стоит преуменьшать, так как в них сосредоточен высокий интеллектуальный, организационный и материально-технический потенциал, который может быть использован для эффективной работы по оказанию дополнительных образовательных услуг населению, предприятиям и учреждениям. Однако и фирмы играют немаловажную роль в системе обучения работников.

В развитых странах большинство крупных предприятий и все возрастающее число малых и средних четко формулируют задачи в области обучения и оказывают поддержку корпоративному и организационному развитию. На многих предприятиях обучение на рабочем месте и программы развития персонала стано-

вятся неотъемлемой частью корпоративной и организационной стратегии. Это также касается предприятий, производящих продукцию или услуги, имеющие высокую добавленную стоимость.

Основа взаимодействия систем образования и производства - вложение капиталов фирм в развитие вузов в различной форме: финансирование, поставка оборудования, техники и т.д. За последние 20 лет в США ассигнования вузам со стороны фирм выросли в 20 раз.

Программы связей вузов и фирм предполагают не только обмен опытом, но и, что не менее важно, привлечение сотрудников предприятий в качестве преподавателей или консультантов, в том числе на основе частичной занятости. Это особенно актуально в тех областях, где разработки фирм намного опережают знания вузовских преподавателей. Зачастую квалифицированные работники фирм выступают в качестве наставников студентов во время образовательной практики. При подготовке мастерских и докторских работ одним из руководителей нередко выступает научный работник фирмы или ведущий инженер-исследователь. И, наоборот, в учебные центры фирм привлекаются вузовские кадры.

Фирмы, предъявляя свои требования, должны быть задействованы в процессе корректировки образовательных учебных программ, вплоть до замены дисциплин и включения дополнительных.

Таким образом, роль фирмы нельзя недооценивать и выпадение этого субъекта из рассматриваемой концепции не позволяет оценить эффективность функционирования системы образования в целом: «Человеческий капитал создается фирмами, ибо они часто выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала», - слова известного ученого-экономиста Л. Туроу [2. С. 70].

Россия сейчас вступила на инновационный путь развития, поэтому основополагающим ресурсом является человеческий капитал, в составе которого учетными объектами, прежде всего, считается уровень образования и квалификации, а определяющим фактором производства становятся знания. Не случайно в современном обществе непрерывное профессиональное образование связывается с информационной экономикой, экономикой, основанной на знаниях.

Экономика, основанная на знаниях, знаменует переход от индустриального общества к постиндустриальному, что связано с развитием информационных, коммуникационных и интеллектуалоемких технологий (цифровые, био-, нанотехнологии и т.д.). Постиндустриальное общество, в свою очередь, включает три взаимосвязанные сущности:

1) общество, основанное на знаниях;

2) информационное общество;

3) обучающееся общество, которое реализуется в процессе обучения в течение всей жизни.

Общество, основанное на знаниях, характеризуется ростом инвестиций в высокие технологии, в развитие высокотехнологичных отраслей и наличием высококвалифицированной рабочей силы.

Таким образом, информация и знания выступают решающим фактором экономического развития и приобретают облик интеллектуального капитала фирмы.

Сегодня на предприятиях с высокими технологиями взаимодействуют три основные производственные линии, в которых отражен процесс инвестирования средств в интеллектуальный капитал сотрудников и их дополнительное профессиональное образование [1. С. 70-71].

Первая линия - это научные исследования и инженерно-конструкторские разработки; вторая линия -обучение и переобучение персонала; третья линия -собственно товарное производство (рис. 2).

В первой линии Дд - дополнительные деньги, затраченные на покупку Тд - оборудования, материалов, информации и т.д. для НИОКР; Пд - производство новых

знаний (интеллекта сотрудников), Тд1 и информация о них, часть ее идет на внутреннее потребление во всех трех линиях, а оставшаяся доля - в виде товаров на рынок, которые реализуются за дополнительные деньги Дд1.

Во второй линии Ддд - дополнительные деньги на расширение воспроизводства специалистов: Тдд - учебная техника, оборудование, преподаватели, информация и т.п.; Пдд - обучение и переобучение персонала; Тдд2 -подготовленные кадры, одна часть которых идет «бесплатно» на все три производственные линии, другая - в качестве товара на рынок, за что предприятие получает определенную плату в виде Ддд2.

Первая линия

Дд - Тд ...Пд ... Тд1 - Дд1

Вторая ^ г линия

Ддд - Тдд ... Пдд ... Тдд2 - Д дд2

Третья ^ Г линия

Рис. 2. Взаимодействие трех производственных линий на предприятиях высокой технологии

Третья линия отражает товарное производство исключительно для рынка: Д - деньги, израсходованные на приобретение необходимых товаров; Т - рабочая сила (Р) и средства труда (Сп); П - собственное производство новых товаров (Т3) и вырученные от их реализации деньги (Д3).

Данная схема полностью отличается от классической модели обращения капитала, предложенной К. Марксом 160 лет назад [1. С. 69].

XXI в. - это новая фаза развития человечества, которую специалисты называют информационной революцией. В этом контексте дополнительное профессиональное образование является необходимым условием поддержания профессионального статуса специалиста. Оно обеспечивает подготовленность человека к выполнению меняющихся профессиональных функций, помогает сохранить конкурентоспособность и не выпасть из активной профессиональной деятельности.

Формирование в стране нового информационного, экономического, социального, правового, политического и культурного пространств вызвало повышенную потребность в целом ряде специальностей и профессий, в постоянном обновлении имеющихся у специалистов профессиональных знаний и умений, в их готовности к переквалификации и усвоению инновационных форм и технологий профессиональной деятельности. Появи-

лась реальная возможность освоения новейших научных достижений в различных отраслях профессиональной деятельности.

Российская действительность сегодня такова, что система дополнительного профессионального образования должна выполнять не только культурную, но и социальную, экономическую миссию.

Развитие дополнительного профессионального образования в нашей стране в настоящее время носит во многом конъюнктурный характер, вызванный кардинальными изменениями, произошедшими за последние годы.

В России насчитывается свыше 3 тыс. образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования [3.

С. 201]. Но, к сожалению, пока нет закона о дополнительном профессиональном образовании.

Дальнейшее развитие системы дополнительного профессионального образования невозможно без совершенствования ее нормативно-правового обеспечения, соответствующего новым экономическим и социальным условиям. Это подтверждает опыт развитых стран Запада. Так, во Франции в 1971 г. был принят закон об образовании, непрерывной профессиональной подготовке и переподготовке кадров; в Швеции в 1975 г. - закон о перестройке системы образования, в

основу которого положена идея непрерывного образования; в США в 1976 г. - акт о непрерывном образовании. Государство не только декларирует необходимость подготовки и обучения всех работающих, но и финансирует эти процессы.

Основными принципами реализации концепции непрерывного профессионального образования в нашей стране должны быть следующие:

1. Расширение перечня организаций, осуществляющих дополнительные профессиональные программы. Как показывает опыт, в образовании могут быть задействованы, например, крупные коммерческие организации (компании), имеющие материальные ресурсы для реализации любых дополнительных профессиональных программ, в том числе в рамках внутрифирменного обучения.

2. Расширение и уточнение определенных законом видов дополнительных образовательных программ, что связано с динамичными изменениями на рынке образовательных услуг в «новой экономике», необходимостью в постоянной актуализации образовательных программ и услуг в целом.

3. Реформирование различных сторон российской жизни. Это касается изменений в кадровой политике на рынке труда, активизации участников рынка образовательных услуг, стремления России стать на инновационный путь развития и т.д.

4. Распределение ответственности между участниками процесса, когда общество формирует спрос на образовательные услуги, поставщик определяет их размер, качество и цену, а государство контролирует и

частично определяет процессы в системе, являясь равноправным участником рынка.

5. Непрерывное профессиональное образование должно рассматриваться как система, составляющая единый комплекс с экономикой и рынком труда, в которой должна осуществляться положительная обратная связь: образовательное учреждение - предприятие. Это позволит разрабатывать «опережающие» образовательные программы, соответствующие запросам рынка труда, запросам общества, мировым стандартам.

В современных условиях, когда лидирующей социальной группой становятся работники умственного труда, в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов возрастает роль вузов, имеющих высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и необходимое для ведения образовательного процесса материальнотехническое и информационное обеспечение.

Предприятия и организации, в свою очередь, должны выступать в роли активных агентов на рынке труда посредством формирования требований к уровню подготовки специалистов, участия в формировании образовательных программ, организации внутрифирменного обучения.

Основу дополнительного профессионального образования должны составлять: интегративность (охват всего жизненного периода), демократизм (равный доступ к образованию), всеобщность (объединение различных образовательных стадий и структур), гибкость (использование разнообразных форм, средств и методов обучения).

ЛИТЕРАТУРА

1. АлехинаГ.П. Национальные модели занятости и рынок рабочих мест. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баева О.Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.07. М.: РГБ, 2003.

3. Волков Ю.Г. Дополнительное профессиональное образование - новый социальный институт в России // Социально-гуманитарные знания.

2004. № 3. С. 197-207.

4. Даринский А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1. С. 16-25.

5. Производительные силы человека / А. Добрынин, С. Дятлов, В. Конков, С. Курганский. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. 163 с.

6. Чурекова Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Под. ред. Н.Э. Касаткиной.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 262 с.

7. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 36-49.

Статья поступила в редакцию журнала 13 ноября 2006 г., принята к печати 20 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.