Научная статья на тему 'Дополнительное образование как путь повышения профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми'

Дополнительное образование как путь повышения профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» / «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» / «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» / «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарева О. В.

В данной статье рассматривается научная проблема повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. В статье представлено описание вариативной модели «Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как путь повышения профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми»

7. экономии времени при изучении материала;

8. активной работе с большим количеством студентов;

9. повышению мотивации.

10. формирование у обучаемых толерантности к культурному многообразию.

В целях интенсификации обучения при выборе песенного материала рекомендуется обязательно учитывать индивидуальные психологические особенности восприятия учащихся и их мотивацию.

Список литературы:

1. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранные уроки в школе. - 2000. - № 6.

2. Полякова О.А.Инновационные подходы в преподавании различных дисциплин образования // Материалы XIV международной конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество». - СПб., 2008.

3. Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. - Oxford: Oxford Psychologist Ppress,1984.

4. Гальская Н.О. Современная методика обучения иностранным языкам // Пособие для учителей. - М., 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

© Звонарева О.В.*

Педагогический институт Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

В данной статье рассматривается научная проблема повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. В статье представлено описание вариативной модели «Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми».

Ключевые понятия статьи: «дополнительное образование», «одаренный ребенок», «профессиональная компетентность», «повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми».

♦ Ассистент кафедры Управления образованием

XXI век называют веком информации и личностей. Личностей, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, компетентных, свободно ориентирующихся в насыщенном информационном потоке, конкурентоспособных на рынке труда, способных к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В раскрытии и становлении личности XXI века, классического образования уже не достаточно, необходимо большее - «образование через всю жизнь».

Система дополнительного образования в этом плане особенно благоприятна, т. к. она создает условия каждому участнику образовательного процесса на пути к самопознанию, самоопределению, саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоактуализации. В системе дополнительного образования осуществляется развитие, формирование и воспитание человека творческого, профессионально компетентного, умеющего решать самые сложные личностные, общественные и производственные задачи, удовлетворяющего свои образовательные потребности, повышая качества собственного образования.

В педагогической литературе определение понятия «дополнительное образование» применительно к взрослым встречается в 1976 году в работах таллиннских педагогов Х.И. Лийметса и М.-И.Я. Педаяса, затем в 1991 году - у О.В. Купцова как общее и профессиональное дополнительное образование. В педагогический тезаурус на законодательном уровне это понятие было введено в 1992 году Законом РФ «Об образовании». Оно определено А.Х. Брудновым как «вид образования, изначально ориентированный на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей». В «концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года» под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное образование одаренных детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях [1].

Сегодня одаренность выступает приоритетным направлением во всех системах и на всех ступенях образования. Система дополнительного образования выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей для создания и поддержания на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого прогресса страны. В

своем исследовании мы опираемся на понятие «одаренный ребенок» -тот, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или потенциалом к таким достижениям», которое приводится в «Рабочей концепции одаренности» [2]. В данной концепции говорится о развитии разнообразных форм поддержки и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями в различных системах образования. В системе дополнительного образования устанавливаются отношения между миром взрослых и детей, как творческое взаимодействие, где за каждым одаренным ребенком признается право: на полномерное развитие задатков, способностей, возможностей и интересов; на реализацию индивидуальной образовательной траектории, на признание взрослым его творческих замыслов, идей, открытий и достижений.

Система дополнительного образования одаренных детей на новом этапе развития образования характеризуется, изменениями представлений об одаренности ребенка, выступающей в качестве системообразующего фактора образовательного процесса. В связи с этим предъявляются высокие требования: к качеству подготовки педагогов для работы с одаренными детьми; профессиональной компетентности в области выявления и развития одаренных детей; профессиональной трансляции и разработке индивидуальных образовательных программ, творческой организации образовательного процесса.

Данное направление послужило автору предпосылкой к разработке вариативной модели повышения профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Разрабатывая модель мы опираемся на понятия: профессиональной компетентности как, единства теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности; повышение профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми как, совокупности ключевых компетенций, ориентированных на развитие личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы), на развитие функций педагогической деятельности (гностическую, конструктивно-проектировочную, коммуникативную, организаторскую).

Данная модель построена на принципах культуросообразности, личной ориентации, аксиологичности, антропологии, системности.

Нами выделены следующие компоненты модели повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми: стимулирование желания педагога обнаруживать и анализировать собственные образовательные интересы, профессионально-творческие потребности; определение уровня профессионализма, профессиональной компетентности и развития творческого потенциала педагога в работе с одаренными детьми; повышение профессиональной компетентности и развитие

творческого потенциала педагога в работе с одаренными детьми; организация диалогового взаимодействия, как условия повышения профессионализма, профессиональной компетентности и развития творческого потенциала педагога в работе с одаренными детьми.

Модель включает ряд условий:

1. Организация свободы выбора индивидуальной образовательной траектории на пути к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоактуализации, построению себя, собственного образования, профессиональной карьеры.

2. Опора на существующий уровень профессионализма, профессиональной компетентности, развития творческого потенциала и практического опыта педагога в работе с одаренными детьми с целью их повышения и расширения средствами системы дополнительного образования (эффективными условиями, индивидуальными технологиями, дополнительными образовательными программами, организованными действиями обучающих педагогов).

3. Творческое взаимодействие и сотрудничество в поиске альтернативных подходов к обучению и развитию одаренных детей.

4. Создание обогащенной методической базы для свободной ориентации педагога в насыщенном информационном потоке по проблемам выявления и развития одаренных детей. Разделы методической базы: «Одаренные дети - приоритетное направление современного образования»; «Психолого-педагогические диагностики выявления одаренных детей (диагностика особенностей когнитивной сферы, профиль одаренности, творческий потенциал одаренного ребенка, социальное тестирование одаренного ребенка, идентификация детской одаренности педагогами и родителями); «Современные педагогические технологии обучения и воспитания, применяемые в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования»; «Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития одаренных детей в системе дополнительного образования»; «Система консультирования и тренингов для педагогов дополнительного образования»; «Методические рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования».

Основной целью модели представляется нам подготовка творческого специалиста, человека культуры, развитие уровня профессиональной компетентности в области теории и практики работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Задачами вариативной модели выступают:

1. Сформировать у педагогов системы знаний о сущности зарубежных и отечественных концепций и теоретических положений развития одаренных детей в системе дополнительного образования.

2. Привить умения обнаруживать проблемы, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности в области выявления и развития детей.

3. Усовершенствовать навыки педагогов определения методов выявления и технологий развития одаренных детей, модифицировать существующие и разрабатывать новые.

4. Развить способности педагогов проектировать, моделировать, и диагностировать процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий одаренности детей и педагогов в системе дополнительного образования.

Содержание повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования рассматривается нами как средство повышения компетенций, позволяющих педагогам определить и помочь реализовать индивидуальные образовательные траектории детей с соответствии с их сферами одаренности (интеллектуальной, математической, литературной, изобразительно-художественной, музыкальной, артистической, спортивной, технической, лидерской). Содержательный компонент обеспечен учебным курсом: «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования», нацеленным на развитие профессиональных компетенций (мировоззренческих, методологических, когнитивных, креативных, коммуникативных), и содержит в себе следующие составляющие: проблемы одаренности в современном психолого-педагогическом сообществе; концепции природы и структуры одаренности; методы исследования одаренности; проблемы одаренности в системе дополнительного образования; педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития одаренных детей; программы и модели работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования; предметно-развивающая среда системы дополнительного образования как средство построения индивидуальной образовательной траектории одаренного ребенка.

Технологический компонент (развивающей и контрольно-оценочной) вариативной модели повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования представлен учебно-методическим обеспечением реализации учебного курса: тезисы лекций, тематика и технологии проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, диалогово-коммуникативные методы, творческие проекты-презентации, тестовые

задания, рефлексивные виды деятельности, выявляющие качество подготовки педагогов дополнительного образования.

Подготовка профессионально-компетентного и профессионально-творческого педагога в системе дополнительного образования: способствует возникновению желания и интереса; раскрывает способности; прививает знания; формирует умения; позволяющие педагогу разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, т. к. именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.

Список литературы:

1. Морозова Н.А. Дополнительное образование - многоуровневая система в непрерывном образовании России. - М.: МГУП, 2000.

2. Савенков А.И. Концепция одаренности. - М., 1997.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

© Зинкевич Е.Р/

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена технологии игрового моделирования как продуктивному способу организации учебно-познавательной деятельности студентов учреждений высшего профессионального образования. Технология игрового моделирования способствует становлению активной позиции студента в учебном процессе, превращает его в активного субъекта овладения профессией, создает условия для усвоения специальной терминологии, развивает профессиональную речь.

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать сумму знаний и аппелирующей преимущественно к памяти, становится педагогикой динамичной [1, С. 39]. Высшее профессиональное психологическое образование должно обеспечить выпускника не только суммой психологических знаний, но и развить его профессиональное мышление, специальные способности, креативность, позволить реально представить модель будущего взаимодействия с человеком. Одним из способов реше-

♦ Доцент кафедры Общей и прикладной психологии, кандидат педагогических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.