Научная статья на тему 'Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Единое информационное пространство финно-угорских университетов»: потенциал сетевой формы реализации'

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Единое информационное пространство финно-угорских университетов»: потенциал сетевой формы реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЁВА / NATIONAL RESEARCH N. P. OGAREV MORDOVIA STATE UNIVERSITY / АССОЦИАЦИЯ ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / ASSOCIATION OF FINNO-UGRIC UNIVERSITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / SINGLE INFORMATION SPACE OF THE FINNO-UGRIC UNIVERSITIES / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ / NETWORK IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна, Пилипенко Сергей Геннадьевич

Анализируются итоги реализации программы «Единое информационное пространство финно-угорских университетов» с применением дистанционных образовательных технологий, намечаются перспективы ее модернизации в ракурсе выстраивания сетевого взаимодействия членов Ассоциации финно-угорских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна, Пилипенко Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional professional training program “Single Information space of Finno-Ugric universities”: potential of the network implementation

The article analyzes the results of implementation of the program “Single Information space of Finno-Ugric universities” with the use of distance learning technologies, and outlines the prospects for modernization from the perspective of building networking among the members of the Association of Finno-Ugric universities.

Текст научной работы на тему «Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Единое информационное пространство финно-угорских университетов»: потенциал сетевой формы реализации»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИННО-УГОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ»: потенциал сетевой формы реализации

Ю. А. ЕЛИСЕЕВА,

доктор философских наук, доцент,

заведующий кафедрой библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

С. Г. ПИЛИПЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного образования ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (далее - университет), имеющий статус национального исследовательского университета и относящийся к числу крупнейших классических университетов России, признается одним из ведущих центров образования, науки и культуры финно-угорского мира. В рамках Ассоциации финно-угорских университетов (АФУУ), в том числе выполняя в ней функции председательствующего вуза (с 18 октября 2012 г. по 16 октября 2015 г.), университет активно взаимодействует с другими участниками Ассоциации в области совершенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительной и общественной деятельности. Для обеспечения системности такого взаимодействия формируется соответствующая инфраструктура, развивается деятельность научных и учебных подразделений. Так, в настоящее время в университете созданы и успешно функционируют профильные центры и лаборатории: Межрегиональный научный центр финноугроведения; НОЦ «Этнотуристский центр "Варма"»; НИЛ финно-угорской культу-

ры; НИЛ «Финно-угристика»; НИЛ этно-социологических исследований финно-угорских народов России и зарубежья; УНПЛ народного художественного творчества; Лаборатория финно-угорского правоведения и др. В университете действуют авторитетные научно-педагогические школы в области финно-угроведения и профильные диссертационные советы на их основе; издается международный журнал «Финно-угорский мир»; проводятся международные научно-практические конференции; с целью сохранения, распространения и популяризации финно-угорской культуры в современном информационном пространстве функционирует уникальный информационно-ресурсный центр (ИРЦ) «Наследие финно-угорских народов».

Очевидно, что развитие в обозначенном направлении не может быть высокорезультативным, если оно ограничено «своими стенами». Магистральное направление деятельности университета - формирование образовательной, научно-исследовательской и культурно-просветительной среды, доступной всем партнерам и мотивирующей к интеграции усилий по укреплению целостно-

© Елисеева Ю. А., Пилипенко С. Г., 2015

сти и обеспечению воспроизводимости социокультурных феноменов финно-угорского мира. Именно эта идея заложена в один из проектов, реализованных в рамках приоритетного направления развития университета «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения». Речь идет о дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (далее - Программа) «Единое информационное пространство финно-угорских университетов» (25 марта - 30 июня 2015 г.). Ин-тегративный потенциал Программы заключается в том, что она объединила лекторов и слушателей из шести вузов, входящих в АФУУ, - Мордовского, Марийского, Удмуртского, Петрозаводского, Сыктывкарского госуниверситетов и Коми республиканской академии государственной службы и управления.

Замысел Программы состоит в попытке преодолеть пространственную удаленность финно-угроведов из перечисленных вузов и обеспечить продуктивное онлайн-общение единомышленников из разных регионов, решающих похожие образовательные, научно-исследовательские, общественно-политические задачи. Необходимость ее реализации, по мнению разработчиков, была обусловлена наличием проблемного поля и соответствующих посылок:

- не в полной мере сформирована устойчивая сеть партнеров из финно-угорских университетов России и, особенно, зарубежья;

- фрагментарно используются новейшие информационно-коммуникационные технологии, что заметно снижает эффективность учебно-методических и научно-исследовательских разработок;

- некоторые информационные ресурсы финно-угорских вузов остаются недостаточно открытыми и доступными для партнеров по АФУУ;

- в малой степени внедряются передовые методики проектного менеджмента, что затрудняет реализацию финно-угорских проектов и делает невысокой долю привлекаемых грантовых средств.

Один из путей преодоления негативных факторов заключается в разработке и реали-

зации дополнительных профессиональных программ, предполагающих особые форматы взаимодействия преподавателей и слушателей из сообщества финно-угроведов и их совместную работу в области:

- укрепления образовательных, научных, творческих связей с коллегами из других финно-угорских регионов РФ и зарубежья (прежде всего по линии АФУУ, а также за ее пределами);

- углубления теоретических представлений об эффективных формах информационного взаимодействия финно-угорских университетов в современном мире;

- выработки единой, унифицированной методики сотрудничества членов АФУУ на базе информационно-коммуникационных технологий;

- повышения открытости информационных ресурсов ведущих финно-угорских университетов;

- активизации проектной деятельности финно-угорских вузов в рамках АФУУ.

Программа изначально проектировалась как уникальная по контенту с учетом того, что на рынке образовательных услуг отсутствовали программы, комплексно раскрывающие методологию и методику формирования единого информационного пространства финно-угорских университетов, хотя потребность в них возрастает по мере усиления интереса к финно-угорскому миру. АФУУ позиционирует его как социокультурную целостность, динамично развивающуюся благодаря триаде «образование - наука - культура». Отсюда острая необходимость в образовательных продуктах, призванных формировать команды специалистов из ведущих финно-угорских университетов, инициирующих совместные образовательные, научно-исследовательские и творческие проекты. Применение дистанционных образовательных технологий в сочетании с продуманным методическим сопровождением обеспечило уникальность программы в организационно-технологическом плане.

Уникальность реализованного проекта заключается и в возможности потенциального расширения его рамок и переформатирования до многофункциональной коммуника-

тивной площадки взаимодействия финно-угорских университетов. Именно поэтому разработчики заложили в модель Программы следующие ключевые свойства:

- новизна и актуальность содержания в русле национальной политики;

- интегративность содержания;

- открытость и динамичность контента;

- интерактивный характер обучения, возможность обратной связи для методических корректировок с целью повышения качества продукта;

- комфортность использования продукта;

- полифункциональность (наряду с решением чисто дидактических задач достигаются результаты в таких областях, как формирование цифровой образовательной среды финно-угорских вузов, координация научных исследований и проектной деятельности; кроме того, создается потенциал для информационного наполнения портала ИРЦ «Наследие финно-угорских народов»).

Целями Программы были определены:

- формирование единого информационного пространства финно-угорских университетов, входящих в АФУУ;

- трансляция лучших методологических и методических приемов сотрудничества финно-угорских вузов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;

- оптимизация процесса обучения представителей университетов - членов АФУУ благодаря использованию видеоконференц-связи (видео в режиме реального времени, демонстрация слайдовых презентаций и т. д.) и системы дистанционного обучения университета на платформе MOODLE;

- минимизация финансовых и трудо-временных ресурсов (сокращение расходов на командировки, аренду помещений и оборудования).

Организационно реализация Программы выглядела следующим образом. Более 50 слушателей из вышеуказанных вузов в режиме реального времени еженедельно в течение трех месяцев слушали лекции, участвовали в круглых столах, презентировали свои образовательные и научные проекты, научные и учебные издания.

Содержательно активность слушателей проявлялась в рамках нескольких взаимосвязанных разделов Программы:

«Информационно-ресурсная база развития финно-угорских университетов» (цель - раскрыть методологию и методику формирования единого структурированного информационного пространства (инфосферы) финно-угорских университетов для эффективного взаимодействия в рамках АФУУ);

«Цифровая образовательная среда финно-угорских университетов: пути и проблемы формирования» (цель - пре-зентировать электронные ресурсы финно-угорской тематики НИ МГУ им. Н. П. Огарева и вузов - участников программы для выработки стратегии их корпоративного создания и использования в образовательном процессе);

«Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения как сфера сетевого взаимодействия» (цель -сформировать базу данных об отечественных и зарубежных научных школах в сфере финно-угроведения, наладить систематический обмен опытом НИР и наметить перспективы совместных крупномасштабных исследований);

«Проектная активность членов АФУУ: технологии, инновации, перспективы международного сотрудничества» (цель - активизировать проектную деятельность отечественных и зарубежных финно-угорских университетов в едином информационном пространстве с использованием приемов бенчмаркинга).

Удаленная работа слушателей заключалась в выполнении ряда заданий (аналитические обзоры, написание эссе, составление портфолио и т. п.), позволяющих агрегировать данные об образовательных, научно-исследовательских и творческих проектах финно-угорских университетов. Наиболее перспективные из них могут быть реализованы в рамках сетевого взаимодействия, что, несомненно, повысит их эффективность.

Именно сетевое взаимодействие в настоящее время рассматривается как базовый управленческий инструмент [8] и

ключевой стратегический приоритет продуктивного развития российских вузов [2; 3; 7; 10]. Закономерно, что сотрудничество вузов в рамках АФУУ также осуществляется в русле сетевой парадигмы. Это связано с особой ролью финно-угорских университетов как интегративных центров науки, образования и культуры в активно взаимодействующих регионах [5, 13-14]. Так, одно из заседаний Ассоциации (27-28 марта 2014 г., г. Сыктывкар, Республика Коми) было посвящено обсуждению сетевых механизмов формирования единого образовательного и научного пространства финно-угорских университетов [1; 4]. С этих позиций дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Единое информационное пространство финно-угорских университетов» имеет двойственный статус. С одной стороны, она призвана выработать методолого-методические основания сетевого взаимодействия членов АФУУ в информационной среде, а с другой - сама может и должна стать сетевой.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15, п. 1) сетевая форма реализации образовательных программ определяется как совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций [9]. Очевидно, что в данном случае будет создана совместная образовательная программа [6], полно раскрывающая потенциал проектной и научно-исследовательской деятельности в области финно-угроведения вузов-участников. После заключения соответствующего договора (соглашения) универ-

ситеты сформируют собственные модули и выложат их на общедоступной площадке. Чем более проработанным (глубоким, детализированным) и «интерактивно заточенным» будет дидактический контент, тем выше будет качество обучения слушателей.

Понятно, что подобная модернизация Программы породит целый комплекс организационно-методических вопросов и проблем. Например, если сделать акцент на ее проектную направленность, необходимо будет найти баланс между отраслевыми и междисциплинарными блоками. Мы предлагаем следующую модель: формируются отраслевые рабочие группы (лингвистов, историков, этнографов, культурологов), которые объединяются на итоговых круглых столах для совместного обсуждения общеинтересных проблем по методу брейнстор-минга (мозгового штурма). Соответственно необходимы высококвалифицированные модераторы, которые смогут обеспечить комплементарность указанных направлений в образовательном процессе.

По мнению большинства слушателей, доля лекционных занятий в Программе должна быть уменьшена, а практических -пропорционально увеличена, что позволит более результативно создавать межвузовские тандемы исследователей. По всей видимости, также целесообразно расширить состав слушателей и произвести их рекрутинг из числа не только ППС финно-угорских университетов, но и сотрудников университетских библиотек и вузовских музейных работников, а также научно-исследовательских институтов, которые непосредственно задействованы в процессе формирования единого информационного пространства финно-угорских вузов и в целом финно-угорского мира.

Поступила 01.06.2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Баженова, А. Сетевое взаимодействие повысит конкурентоспособность финно-угорских вузов [Электронный ресурс] // Финно-угорский культурный центр Российской Федерации. - Сыктывкар, 2014. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/news/36155.

1. Bazhenov, A. (2014) Networking to in -crease the competitiveness of Finno-Ugric universities, Finno-Ugric cultural center of the Russian Federation, Syk -tyvkar, available: http://www.finnougoria. ru/news/36155.

2. Барашков, В. Сетевое взаимодействие -в центре внимания вузов России [Электронный ресурс] // Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова. - Архангельск, 2015. - Режим доступа: http://narfu.ru/life/news/university/226486.

3. Гитман, М. Б. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации / М. Б. Гитман, А. Н. Данилов, В. Ю. Столбов, А. А. Южаков // Университетское управление : практика и анализ. - Екатеринбург, 2012. - № 3. - С. 69-73.

4. Кондратьева, Н. В. Вузы выходят за пределы

стен [Электронный ресурс] // Удмуртский университет. - Ижевск, 2015. - № 11 (203). -Режим доступа: http://unipress.udsu.ru/default/ агЬс1е?агйс1е= 1398305096.

5. Макаркин, Н. П. Национальный исследо-

вательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева как центр фундаме нтальных и прикладных исследований в области финно-угроведения // Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева : фундаментальные и прикладные исследования в области финноугроведения. - Саранск, 2014. - С. 4-21.

6. Положение о сетевой форме реализации образовательных программ [Электронный ресурс] : проект. - Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/setev/ Polozh_Setev_vzaimodeistvie.pdf.

7. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса [Электронный ресурс]: Практика Национального исследовательского Томского государственного университета в реализации инновационных проектов. - Томск, 2011. - Режим доступа: http://univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf.

8. Сетевые модели в управлении : сборник ста-

тей / под ред. Д. А. Новикова и др. - Москва : Эгвес, 2011. - 443 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - СПС Кон-сультантПлюс.

10. Швецов, М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе / М. Ю. Швецов, А. Л. Дуганов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - Чита, 2012. - Вып. 5. - С. 33-38.

2. Barashkov, V. (2015) Networking in the focus

of the universities of Russia, Arkhangelsk: M.V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, available: http://narfu.ru/life/news/ university/226486.

3. Gitman, M., Danilov, A., Stolbov, V., Yu-zhakov, A. (2012) Models of universities networking in the preparation of highly qualified personnel, University Manage -ment: Practice and Analysis, Ekaterinburg, № 3, p. 69-73.

4. Kondratieva, N. (2015) Higher education beyond the walls, № 11 (203), Izhevsk: Udmurt University, available: http://unipress.udsu.ru/ default/article?article=1398305096.

5. Makarkin, N. (2014) N. P. Ogarev National Re-

search Mordovia State University as a center of basic and applied research in the field of Finno-Ugric Studies, in N. P. Ogarev National Research Mordovia State University: fundamental and applied research in the field of Finno-Ugric studies, Saransk, p. 4-21.

6. Portal of Federal state educational standards

of higher education (2015), Regulation on the network through the implementation of educational program, available: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/setev/Polozh_Setev_vzaimodeist-vie.pdf.

7. Networking - a key factor in generating innova-

tion environment of education, science and business: Practice of the National Research Tomsk State University in the implementation of innovative projects (2011), available: http:// univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf.

8. Novikov, D. ed. (2011) Network models in man-

agement, Moscow.

9. The Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ "On

Education in the Russian Federation", available: Reference system "ConsultantPlus".

10. Shvetsov, M, Duganov, A. (2012) Networking of educational institutions of vocational education in the region, Academic notes of the Trans-Baikal State University. Pedagogy and Psychology, Chita, Vol. 5, p. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.