Научная статья на тему '«Донцы». К 25-летию сценической деятельности ансамбля'

«Донцы». К 25-летию сценической деятельности ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
494
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / "ДОНЦЫ" / АЛЕКСАНДР КОЛОНТАЕВ / РОСТОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ / "DONTSY" / RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS ENSEMBLES / ALEXANDER KOLONTAEV / ROSTOV PHILHARMONIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ушенин Владимир Васильевич

Статья приурочена к юбилею ансамбля русских народных инструментов «Донцы» Ростовской областной филармонии. Приведены факты творческой жизни ансамбля: история создания коллектива, состав, конкурсные достижения, география зарубежных гастролей, а также интервью с руководителем ансамбля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Dontsy». To the 25th anniversary of the ensemble

The article is coincided with the anniversary of Russian folk instruments ensemble «Dontsy» of the Rostov Philharmonic. The facts of the creative art of the ensemble, the history of the establishing of the ensemble, its staff, competitive achievements, and the geography of its touring abroad as well as the interview with the head of the ensemble are given

Текст научной работы на тему ««Донцы». К 25-летию сценической деятельности ансамбля»

В. Ушенин

«ДОНЦЫ» К 25-ЛЕТИЮ СЦЕНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНСАМБЛЯ

Лауреат Всероссийского конкурса ан самбль русских народных инструментов «Донцы» Ростовской областной филармонии - один из ведущих музыкальных коллективов Донского региона - 17 ноября 2007 года отметил свой юбилей.

Уже двадцать пять лет ансамбль «Донцы» радует своим искусством поклонников народно-ансамблевого музицирования, ведет активную концертную деятельность (более 100 концертов на протяжении сезона!).

За этот период коллектив неоднократно объехал всю Ростовскую область, побывал во многих городах России, в странах СНГ. Кроме того, «Донцы» неоднократно гастролировали за рубежом - в Италии, Испании, Шотландии, Арабских Эмиратах, Германии, Таиланде. Выступления коллектива транслировались по Центральному телевидению и Всесоюзному радио. В 1995 и 2000 годах «Донцы» записали два компакт-диска с сольными программами и один - с синтез-хором «Певчие Тихого Дона».

Репертуар ансамбля достаточно широк и разнообразен - в нем представлены переложения отечественных и зарубежных композиторов, обработки народных мелодий, эстрадная музыка. В 2003 году ансамбль выпустил репертуарный сборник «Играет ансамбль „Донцы»», в который вошли лучшие произведения из концертных программ коллектива.

Необходимо особо отметить конкурсные достижения ансамбля. В 1986 году, участвуя в III Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Туле, «Донцы» были награждены

почетным дипломом; спустя четыре года, на IV Всероссийском конкурсе в Горьком - удостоены звания лауреатов II премии. В 1994 году в составе синтез-хора «Певчие Тихого Дона» ансамбль завоевал I премию Международного конкурса в Рива-

дель-Гарда (Италия), а в 2006 году на Международном фольклорном фестивале-конкурсе в Пезаро (Италия) получил Гран-При.

Перечисленные успехи тем более примечательны, что за время своего существования коллектив неоднократно обновлялся. В разные годы в его составе выступали баянисты Валерий Бородин, Александр Двухженов, Александр Летунов, балалаечники Сергей Сащенко, Николай Корниенко, Владимир Белозеров, Александр Сомов, Юрий Перепелюков, контрабасисты Александр Качаев (ныне заслуженный артист России), Александр Свириденко, Юрий Гуль-чак, Дмитрий Новиков, Виталий Подолян, Василий Юрин. В настоящее время в ансамбле работают: балалайка прима - заслуженный артист России Владимир Колонтаев, балалайка альт - художественный руководитель, заслуженный артист России Александр Колонтаев, балалайка контрабас - Илья Орлов, баян - лауреат Международного конкурса Сергей Кочин.

Руководитель ансамбля «Донцы» - заслуженный артист России Александр Петрович Колонта-ев принадлежит к числу истинных подвижников народно-ансамблевого исполнительства на Дону. За тридцать лет педагогической деятельности в Ростовском училище искусств (ныне Колледж искусств) А. П. Колонтаев подготовил более пятиде-

сяти молодых исполнителей-балалаечников, среди которых лауреаты всероссийских конкурсов (в составе ансамблей) Юрий Перепелюков и Альберт Мурзин, лауреат I Всероссийского конкурса юных исполнителей на народных инструментах Дмитрий Квасов, солист Ансамбля донских казаков Виктор Носков, известные исполнители Анатолий Поцелуев, Николай Корниенко, Юрий Лапшин и другие.

К музыке братьев Колонтаевых - Александра и Владимира - приобщил их дядя Григорий Иванович, который хорошо играл на баяне. В то время не только на хуторе Красноармейском, где родились и провели детские годы братья Колонтаевы, но и в районном центре - поселке Мартыновке -музыкальной школы не было. Заметив интерес ребят к музыке, отец купил им тульский баян. Занимались братья эпизодически, что объяснялось нечастыми приездами родственника. Тем более удивительно, что в 1966 году, поступая на оркестровое отделение Ростовского культпросветучилища, Александр Колонтаев уверенно исполнил достаточно сложную, с элементами виртуозности обработку А. Суркова «То не ветер ветку клонит», причем подготовил ее самостоятельно.

В училище судьба свела Александра с преподавателем балалайки Михаилом Трифоновичем Пин-чуком - выпускником Московского института культуры (до этих пор братьям Колонтаевым приходилось видеть балалайку только на хуторе, когда по вечерам на ней музицировали местные любители). Именно благодаря педагогу-энтузиасту 17летний Александр, впервые взявший в руки балалайку, принялся увлеченно осваивать азы исполнительства на этом инструменте. Успехи А. Колон-таева в освоении балалайки оказались столь значительными, что уже на втором курсе его пригласили в созданный В. С. Шевченко педагогический ансамбль. Здесь Александр получил и первые навыки ансамблевой игры, включая и репетиционную работу, и концертную деятельность. В скором времени юноша так полюбил балалайку, что решил заниматься на этом инструменте профессионально. Конечно, по всем педагогическим меркам решение, принятое Александром, выглядело запоздалым. Но огромное желание, помноженное на колоссальный труд, помогло А. Колонтаеву преодолеть все трудности: после годичной подготовки под руководством С. В. Цыганова молодой музыкант поступил в Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, где продолжил заня-

тия с тем же педагогом, а затем перешел в класс

А. С. Данилова.

Годы, проведенные в вузе, оказались чрезвычайно трудными. Нужно было в короткие сроки восполнить огромные пробелы в профессиональной и музыкально-теоретической подготовке, выйти на современный уровень требований к исполнителю-балалаечнику. И Александр справился с поставленными задачами, в полной мере оправдав то доверие, которое (как говорят, авансом) оказала ему приемная комиссия. Очень скоро он выдвинулся на ведущие позиции среди донских мастеров народно-инструментального исполнительства. Уже на втором курсе РГМПИ А. Колонтаева пригласили на преподавательскую работу в Ростовское училище искусств, а затем - и в музыкальную школу им. П. И. Чайковского, где сразу проявился замечательный талант молодого педагога.

Начало творческой деятельности ансамбля «Донцы» связано с формированием в 1982 году инструментальной группы при фольклорном ансамбле «Русская песня» (под руководством С. Б. Спи-вака) в Ростовском областном Доме работников службы быта. Возглавить аккомпанирующий состав было предложено Александру Петровичу Колонтаеву, уже давно мечтавшему о подобной работе, о реализации в новом качестве накопленного опыта ансамблевого музицирования. Стремление организовать собственный коллектив так захватило А. Колонтаева, что он решил отказаться от дальнейшей работы в ансамбле «Калинка» (где весьма успешно выступал в течение трех лет) и полностью посвятить себя новому ансамблю.

Исходя из собственных профессиональных предпочтений, Александр определил оптимальный состав: две балалайки примы, балалайка альт, балалайка контрабас и баян. Благодаря этому удалось сразу добиться оригинального звучания, необычного тембрового колорита. Однако возникли трудности с формированием будущего репертуара: имеющиеся партитуры пришлось заново инструментовать, приспосабливая к специфике нового коллектива. Кроме того, обнаружилось множество проблем с реализацией тембрового потенциала струнно-щипкового квартета, его динамических возможностей (не случайно в ансамбле получил распространение прием игры медиатором на балалайке альт и балалайках примах, что значительно расширило художественные и технические возможности соответствующих партий). И лишь бла-

годаря огромному трудолюбию, упорству и целеустремленности А. Колонтаева вышеперечисленные сложности были успешно преодолены. Неслучайно с первых дней своего существования ансамбль активно сотрудничал с Ростовской филармонией, а с 1990 года вошел в штат филармонии, став одним из ведущих коллективов.

Рассказывая о коллективе, необходимо отметить, что первым помощником в организации его работы, ярким носителем его виртуозно-исполнительского стиля стал солист-балалаечник, заслуженный артист России Владимир Петрович Ко-лонтаев, по примеру брата связавший свою судьбу с любимым в народе инструментом. После завершения учебы в Ростовском училище искусств (кл. Н. В. Красавина) Владимир Колонтаев закончил Ленинградскую консерваторию (кл. профессора А. Б. Шалова) и в дальнейшем некоторое время работал в институте культуры города Чимкента. Вернувшись в 1985 году в Ростов-на-Дону, Владимир Петрович сразу включился в творческую жизнь ансамбля «Донцы», одновременно работая преподавателем по классу балалайки в ДМШ им. М. М. Ипполитова-Иванова.

Многолетнее поддержание высокой исполнительской формы дается «Донцам» нелегко, требует от музыкантов постоянного напряженного труда, а нередко - мобилизации всех сил. Дополнительные трудности связаны с введением в коллектив новых исполнителей, которые далеко не сразу осваивают навыки ансамблевой игры, оригинальный «почерк» коллектива, «фирменный» репертуар... Причины частого обновления состава во многом связаны с изменениями, произошедшими в нашей жизни. Случалось, что в коллективе оставались только братья Колонтаевы (1995 и 2000 годы) и все приходилось начинать сначала: приглашать новых участников и доводить их мастерство до необходимого исполнительского уровня.

Александру Петровичу, как руководителю коллектива обидно, когда коллектив покидают прекрасно подготовленные музыканты, которые прошли серьезную профессиональную школу, овладели таинствами ансамблевой игры. Сегодня ансамбль выступает квартетом: руководителю сложно найти подходящего балалаечника (несмотря на то, что обучающихся и закончивших Ростовскую консерваторию больше чем достаточно, в том числе и лауреатов всероссийских и международных конкурсов). Преодолеть в полной мере существу-

ющие затруднения «Донцам» пока не удается, что вызывает определенную тревогу у руководителя коллектива.

Вероятно, поэтому Александр Петрович Колон-таев все чаще задумывается о проблемах преемственности в сфере народно-инструментального искусства, о воспитании молодых единомышленников - подлинных энтузиастов своего дела, движимых, прежде всего, творческими, а не материальными стимулами.

Из беседы автора статьи с руководителем ансамбля «Донцы» Александром Колонтаевым:

В. У: Участники ансамбля «Калинка», которым я руководил, в свое время отметили 25-летие и особой радости от этого не испытали. По-видимому, это связано с тем, что жизнь в нашей стране резко изменилась, поменялись ориентиры и интересы людей. Сегодня с ностальгией вспоминается период 70-80-х годов, когда жанр народно-инструментального ансамблевого исполнительства интенсивно развивался в Донском регионе - появлялось много интересных, непохожих друг на друга коллективов, была серьезная конкуренция. На сегодняшний день из бытующих в те времена и ведущих активную концертную деятельность ансамблей полноценно, на мой взгляд, работают лишь «Донцы». Александр Петрович! Вами и Вашим коллективом пройден огромный путь. Ваше отношение к юбилею как руководителя? Какие проблемы Вас волнуют?

А. К.: Оглядываясь на пройденный путь, хочу отметить, что меня волнуют проблемы, связанные с концертной деятельностью ансамбля «Донцы», проблемы, которые я знаю изнутри. И, прежде всего, не отношение к нашему жанру руководства (зарплату нам платят, хотя и очень невысокую), а отношение к народной музыке современной публики. Еще помнится интерес к концертам русских народных ансамблей у нас на Дону в предыдущие годы. Помню родную Мартыновку, где районный Дом культуры всегда был полон, «ломился» от публики на концертах ансамбля «Калинка». В то время наблюдался огромный интерес к народной музыке. Были, конечно, другие условия жизни, другое информационное поле, и приезд ансамбля для сельчан был, пожалуй, значительным событием.

Сегодня ситуация изменилась. Вот пример из самых свежих впечатлений: Администрация и Министерство культуры Ростовской области в 2007 году выделили средства для проведения бесплат-

ных концертов в связи с 70-летием области. Ансамбль «Донцы», с которым работали вокалисты и мастера художественного слова Ростовской филармонии, дали пятьдесят четыре концерта в самых отдаленных районах нашего региона. И что же... Наполняемость залов довольно скромная. И это наблюдалось не только на наших концертах. Такое впечатление, что у людей полностью исчезла потребность в активном восприятии «живой» музыки!

Другая проблема - это организация концертов. Плановые концерты (по билетам) уполномоченные филармонии организуют и проводят только по Ростовской области. Контингент наших слушателей - в основном, дети (детские сады, общеобразовательные и музыкальные школы). На широкую публику работаем эпизодически. Все зависит от материальных средств, которыми располагают руководители учреждений культуры на местах. О планомерной гастрольной работе по России сегодня речь не идет. Ее практически нет, потому, что Росконцерт и Госконцерт перестали существовать, как нет и интересующихся нашим жанром продюсеров. Осталась только фестивальная форма концертов. Зарубежные гастроли организуются в основном на личных контактах.

В. У: На наших глазах за последние 20 лет функция концертной деятельности как механизма приобщения людей к культуре стала теряться. Традиция прививать интерес к серьезной музыке через дома культуры сегодня утеряна практически повсеместно. Главенствующую роль в нашей стране приобрел телевизор - этот «успокаивающий раздражитель», который можно смотреть, а можно и выключить, забыв сразу или постепенно все то, что видел. Лежа у телевизора и переключая каналы, не хочется ни о чем думать.

В. П.: Возвращаясь в Россию из заграничных гастролей, где публика знает наши народные инструменты, наши народные песни, а зачастую и слова, сталкиваешься с удивительными вещами: наша современная молодежь даже не знает, что такое балалайка, называя ее гитарой или бандурой, баян - аккордеоном, а о таких инструментах, как свирель, жалейка, рожок, - слышит впервые. Все это мы видим воочию, выступая в различных уголках нашей области. Поэтому на наших концертах основной целью остается раскрытие прелести народной музыки и желание как можно больше рассказать о народных инструментах.

В. У: Я всегда думал, что в последние годы проблемы ансамбля «Калинка», которым я руководил, состояли в его академической направленности. Нам казалось, что слушателям иногда было сложновато сосредоточиться на восприятии исполняемой музыки. Но Ваш коллектив, Александр Петрович! Вы все время стремились, чтобы «Донцы» был зрелищным ансамблем. Замысел Ваших программ всегда был направлен на легкость восприятия. Вы всегда вели поиск в сфере сценической подачи концертных номеров: аккомпанируя солистам стоя, передвигаясь по сцене во время исполнения, артистически обыгрывая каждую интонацию. А ведь это невероятно трудно: играть «вживую» на инструментах и двигаться. А привлечение лучших в нашем городе солистов-вокалистов! На протяжении всей сценической деятельности ансамбля Вы стремились к максимальной отдаче на сцене каждого участника в ожидании такой же отдачи от зрительного зала. Вы всегда стремились завоевать свою публику, которая бы вас любила и стремилась приходить на ваши концерты. И все 25 лет эта работа неуклонно продолжалась. В филармонии непросто работать, выступая на одних и тех же концертных площадках, необходимо все время обновлять репертуар и искать новые формы работы. Где же ваша публика и есть ли она у вас?

А. К.: Мы не смогли бы просуществовать 25 лет, если бы не обновляли репертуар, не вводили бы новые инструменты (владимирский рожок, свирель, жалейку, саратовскую гармошку, косу, трещотки, рубель, кокошник, коробочки и т. п.), не искали бы новые формы подачи музыкального материала, не совершенствовали бы исполнительское мастерство. И не случайно у нас есть публика, которая идет на наши концерты, что подтвердил прошедший юбилейный вечер ансамбля. Наша публика - это люди, в основном, музыкально подготовленные: учащиеся музыкальных школ, их родители и педагоги, студенты средних и высших учебных заведений. Это, безусловно, нас радует, но то, что основная масса населения оторвана от русской национальной культуры, - очень огорчает.

Наш коллектив много лет работает в условиях рыночных отношений. Мы имеем план концертов, план зрителя и финансовый план. Мы зарабатываем деньги и приносим прибыль. Но делать это в нашем жанре весьма нелегко, а иногда даже невозможно. Ведь народные инструменты - это душа

народа, наша гордость, наша история. Это не коммерческий вид искусства, и на нем много денег не заработаешь. Считаю, что нашему жанру необходима серьезная государственная поддержка, особенно тем коллективам, которые держат высокую планку исполнительского мастерства. Им нужна достойная зарплата, хорошая материальная база (качественные инструменты, артистические костюмы, звуковая аппаратура). Особенно наш жанр нуждается в пропаганде и рекламе как в местных СМИ, так и в общероссийских. Должен быть выработан стратегический план сохранения оригинального национального достояния,

каким является исполнительство на русских народных инструментах, поддержки музыкантов и коллективов, работающих в этом жанре.

Вопреки всем трудностям, ансамбль «Донцы» не сдает завоеванных позиций. Блестящий технический уровень, исполнительская свобода и артистизм, высокая культура музицирования по-прежнему вызывают восторженные отклики слушателей. Народно-инструментальными коллективами Дона пройден славный путь, накоплен солидный творческий потенциал, а самое главное - выращены замечательные музыканты-подвижники, значение которых сегодня трудно переоценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.