Научная статья на тему 'Донозологическая характеристика состояния здоровья школьников в зависимости от уровня урбанизации места проживания'

Донозологическая характеристика состояния здоровья школьников в зависимости от уровня урбанизации места проживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРБАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Елена Витальевна, Максимов Сергей Алексеевич, Куракин Михаил Сергеевич, Зинчук Сергей Фадеевич, Воздвиженская Ксения Сергеевна

Проведена оценка адаптационных возможностей 1353 школьников, проживающих в населенных пунктах с различным уровнем урбанизации - села и поселки, маленький и крупный город. Адаптационные возможности школьников характеризуются снижением с возрастом, а также рядом особенностей, связанных с половыми различиями. Уровень урбанизации обуславливает различия в динамике возрастного снижения адаптационных возможностей организма школьников, а также выраженность половых различий адаптационного потенциала по конкретным возрастным категориям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Елена Витальевна, Максимов Сергей Алексеевич, Куракин Михаил Сергеевич, Зинчук Сергей Фадеевич, Воздвиженская Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRENOSOLOGICAL CHARACTERISTIC OF A STATE OF HEALTH OF PUPILS DEPENDING ON A URBAN SATURATION OF A PLACE OF RESIDING

The estimation of adaptable potential of 1353 pupils living in settlements with a various urban saturation villages and urban village, small and large city is carried out. Adaptable potential of pupils are characterized by decrease with age, and also a series of the features connected to sexual distinctions. The urban saturation causes distinctions in dynamics of age decrease of adaptable potential of an organism of pupils, and also expressiveness of sexual distinctions of adaptable potential on concrete age categories.

Текст научной работы на тему «Донозологическая характеристика состояния здоровья школьников в зависимости от уровня урбанизации места проживания»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Максимова Е.В., Максимов С.А., Куракин М.С., Зинчук С.Ф., Воздвиженская К.С.

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ УРБАНИЗАЦИИ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ

Проведена оценка адаптационных возможностей 1353 школьников, проживающих в населенных пунктах с различным уровнем урбанизации - села и поселки, маленький и крупный город. Адаптационные возможности школьников характеризуются снижением с возрастом, а также рядом особенностей, связанных с половыми различиями. Уровень урбанизации обуславливает различия в динамике возрастного снижения адаптационных возможностей организма школьников, а также выраженность половых различий адаптационного потенциала по конкретным возрастным категориям.

Ключевые слова: школьники; адаптационный потенциал; урбанизация.

Maksimova E.V., Maksimov S.A., Kurakin M.S., Zinchuk S.F., Vozdvigenskaja K.S.

Kemerovo State Medical Academy,

Kemerovo

PRENOSOLOGICAL CHARACTERISTIC OF A STATE OF HEALTH OF PUPILS DEPENDING ON A URBAN SATURATION OF A PLACE OF RESIDING

The estimation of adaptable potential of 1353 pupils living in settlements with a various urban saturation - villages and urban village, small and large city is carried out. Adaptable potential of pupils are characterized by decrease with age, and also a series of the features connected to sexual distinctions. The urban saturation causes distinctions in dynamics of age decrease of adaptable potential of an organism of pupils, and also expressiveness of sexual distinctions of adaptable potential on concrete age categories.

Key words: pupils; adaptable potential; urbanization.

Состояние здоровья детей в современных усло- 2 раза, школьников — с 27,1 % до 4,2 %, то есть виях характеризуется прогрессирующим ухуд- 6,4 раз [4]. При этом характерно, что с увеличени-шением практически по всем исследуемым по- ем возраста детей показатели состояния здоровья казателям. Год от года растет общая и хроническая лишь ухудшаются. В итоге, если при поступлении заболеваемость, астенизация и дисгармонизация де- в школу дети зачастую имеют 1-2 хронических забо-тей всех возрастных групп, снижается средний уро- левания, либо не имеют вовсе, то по окончании шко-вень их физического и биологического развития и лы приобретают 5-6 серьезных заболеваний [5]. т.д. [1-3]. В г. Кемерово за период 1998-2004 гг. удель- Среди факторов, формирующих состояние здо-ный вес детей дошкольного возраста первой груп- ровья детей, одним из значимых является среда оби-пы здоровья снизился с 25,5 % до 12,2 %, то есть в тания, которую можно охарактеризовать как собира-

___________________________________________ тельное понятие, включающее в себя целую группу

Корреспонденцию адресовать: различных по степени значимости факторов. Одним

Максимов Сергей Алексеевич, из критериев, относящихся к среде обитания, может

650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, являться место проживания (населенный пункт) ин-

ГОУ ВПО «Кемеровская государственная дивидуума. При этом под местом проживания подра-

медицинская академия», зумевается формирование целого комплекса фактоТел.: +7-904-570-82-45. ров, детерминирующих состояние здоровья ребенка:

E-mail: m1979sa@yandex.ru промышленная развитость населенного пункта, уро-

ОУШщит .. „

в Кузбассе № 4 2009 37

вень урбанизации, социальные условия проживания, уровень медицинского обслуживания населения, условия обучения и школьного питания и др. Многочисленные исследования, а также статистические отчеты свидетельствуют о различном уровне состояния здоровья, а также о различных особенностях его формирования среди детского и взрослого населения в зависимости от конкретного региона и города.

Целью данного исследования явилась характеристика состояния здоровья школьников на донозологи-ческом уровне в зависимости от численности населения населенного пункта, в котором проживают дети. При этом подразумевается, что величина населенного пункта обуславливает формирование комплекса своеобразных факторов, влияющих на состояние здоровья школьников. В первую очередь, это социальные условия проживания и обучения, уровень промышленности и развития транспортной сети, обуславливающих экологическую ситуацию, а также объем и качество медицинского обслуживания населения. Необходимо заметить, что степень выраженности данных факторов несколько условна и может значительно различаться в зависимости от конкретного населенного пункта.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве метода донозологической диагностики использовалась методика Баевского Р.М. с соавт. [6] по оценке адаптационного потенциала системы кровообращения.

Формула для определения адаптационного потенциала следующая:

АП = 0,011 х ЧСС + 0,014 х АДс + 0,008 х АДд + 0,014 х В + 0,009 х МТ - 0,009 х Р - 0,27,

где АП — адаптационный потенциал (в баллах), ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту); АДс и АДд - систолическое и диастолическое артериальное давление, соответственно (в мм рт. ст.); В — возраст (в годах); МТ — масса тела (в кг); Р — рост (в см).

При группировке полученных результатов по показателям адаптационного потенциала выделялись следующие категории: удовлетворительная адаптация (до 2,1 баллов), напряжение механизмов адаптации (2,11-3,2 балла) и неудовлетворительная адаптация (3,21-4,3 балла). Лиц со срывом адаптации (4,31 балла и более) не наблюдалось.

Объем выборки составил 1353 учащихся обоих полов сельских и поселковых школ Прокопьевско-го района, г. Березовского (малый город) и г. Кемерово (крупный промышленно развитый город). При этом в Прокопьевском районе и г. Березовском чрезвычайно развита угольная промышленность (Проко-пьевский район — шахты, г. Березовский — разрезы), г. Кемерово характеризуется развитой химической промышленностью. Кроме того, необходимо отметить, что г. Кемерово является высокоурбанизированным населенным пунктом с развитой транспортной сетью. Обследовались учащиеся 2-х, 5-х и 9-х классов, средний возраст в данных группах составил, соответственно, 8,2 ± 0,6, 11,1 ± 0,6 и 14,9 ±

0,8 лет.

Исследования проводились с соблюдением этических стандартов биоэтического комитета в соответствии с принципами Хельсинской декларации.

При статистической обработке полученных данных использовался дисперсионный анализ с последующим сравнением средних методом критерия наименьшей значимости. При оценке структурных показателей (проценты) использовался критерий %2 Пирсона. Уровень статистической значимости принят 95 %.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Адаптационный потенциал учащихся достоверно (р < 0,0001) принимает максимальные, то есть худшие, значения среди учащихся г. Кемерово (табл.). При этом, если среди школьников Прокопьевского района и г. Березовского удельный вес лиц с удовлетворительной адаптацией достигает, соответственно, 40,4 % и 45,3 %, то среди школьников г. Кемерово — лишь 17,5 %. Обращает на себя внимание 3-кратное увеличение среди последних доли лиц с неудовлетворительной адаптацией.

С возрастом наблюдается достоверное (р < 0,0001) увеличение средних значений адаптационного потенциала и, соответственно, снижение доли учащихся с удовлетворительной адаптацией с 55,9 % среди 2-классников до 39 % и 11,1 %, соответственно, среди 5- и 9-классников. Параллельно с возрастом увеличивается удельный вес лиц с напряженной адаптацией, однако достоверно значимо увеличение доли лиц с неудовлетворительной адаптацией наблюдается лишь среди 9-классников. Подобная динамика из-

Сведения об авторах:

Максимова Елена Витальевна, врач-гигиенист, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», г. Кемерово, Россия.

Максимов Сергей Алексеевич, канд. мед. наук, старший научный сотрудник ЦНИЛ, ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава», г. Кемерово, Россия.

Куракин Михаил Сергеевич, канд. техн. наук, ассистент кафедры, ГОУ ВПО «КемТИПП», г. Кемерово, Россия.

Зинчук Сергей Фадеевич, канд. мед. наук, старший научный сотрудник ЦНИЛ, ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава», г. Кемерово, Россия.

Воздвиженская Ксения Сергеевна, аспирант, ГОУ ВПО «КемТИПП», г. Кемерово, Россия.

38 № 4 2009

(^А{едищт

в Кузбассе

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Таблица

Средние значения и распределение адаптационного потенциала школьников

Адаптационный потенциал, в %

Показатель Число наблюдений М ± SD* р- уровень Удовлетво- рительная Напряжение адаптации Неудовлет- ворительная р- уровень

адаптация адаптация

_ Прокопьевский р-н 421 2,22 ± 0,37 40,4 58,9 0,7

паселенныи |пункт г. Березовский 439 2,19 ± 0,35 < 0,0001 45,3 54,0 0,7 < 0,0001

"Г"'1 г. Кемерово 493 2,43 ± 0,39 17,5 80,1 2,4

2 класс 388 2,08 ± 0,33 55,9 43,8 0,3

Возраст 5 класс 470 2,23 ± 0,33 < 0,0001 39,0 60,6 0,4 < 0,0001

9 класс 495 2,51 ± 0,35 11,1 85,9 3,0

Пол Девочки 699 2,32 ± 0,40 < 0,005 32,3 66,0 1,7 > 0,1

Мальчики 654 2,52 ± 0,37 35,0 64,1 0,9

Примечание: * среднее ± стандартное отклонение.

снижению адаптационных возможностей и состояния здоровья девочек по сравнению с мальчиками [7].

При сопоставлении возрастно-половых особенностей адаптационного потенциала учащихся в различных населенных пунктах выявлены следующие особенности (рис.). Наблюдается тенденция увеличения средних значений адаптационного потенциала с возрастом во всех исследуемых населенных пунктах, однако в г. Кемерово, по сравнению с другими населенными пунктами, средние значения во всех аналогичных возрастных группах достоверно выше.

Рисунок

Адаптационный потенциал школьников в зависимости от населенного пункта и возрастно-половых особенностей

2.9 2,8

2.7 2,6 2,5 2,4 2,3 2,2 2,1 2,0

1.9

1.8 1,7

Класс 5 Класс 5 Класс 5

2 9 2 9 2 9

Прокопьевский р-н г. Березовский г. Кемерово

менения различных показателей состояния здоровья школьников отмечалась другими исследователями и является следствием увеличивающихся учебных нагрузок и уменьшения объема двигательных нагрузок.

Статистически значимо (р < 0,005) средние значения адаптационного потенциала мальчиков выше (то есть, хуже) аналогичных показателей девочек. Однако, структура школьников обоих полов по категориям адаптационного потенциала не различается. Как отмечалось нами ранее, половые различия, вероятно, обуславливают большую устойчивость к

мальчики

девочки

ОУШщит .. „

вКуэбассе № 4 2009 39

Гендерные особенности изменения адаптационного потенциала заключаются в преимущественном сходстве средних значений адаптационного потенциала во всех группах по возрасту и населенному пункту. Исключением являются достоверные (р < 0,05) половые различия средних значений адаптационного потенциала среди 9-классников в г. Березовском и г. Кемерово. Средние значения адаптационного потенциала в зависимости от пола имеют одинаковую тенденцию изменения с возрастом во всех исследуемых населенных пунктах. Кроме того, можно отметить характерное увеличение уровня статистической значимости гендерных «различий» с увеличением населенного пункта. Так, если уровень статистической значимости различий между мальчиками и девочками Прокопьевского района составляет у 2-классни-ков и 5-классников =0,43, а у 9-классников =0,60, то в г. Березовском аналогичные показатели составляют =0,37, =0,84, =0,046, а в г. Кемерово — =0,43, =0,17, =0,027. То есть, особенности среды обитания школьников крупного, промышленно развитого населенного пункта, обуславливают более выраженное снижение адаптационных возможностей организма среди мальчиков, по сравнению с девочками. По-видимому, в среде обитания крупных городов имеются факторы, в силу своих особенностей избирательно воздействующие на мальчиков и девочек, что и обуславливает найденные различия. Такими свойствами,

ЛИТЕРАТУРА:

прежде всего, могут обладать такие социальные факторы, как образ жизни, молодежная культура, индивидуальные социальные установки и, возможно, условия обучения.

В рамках данного исследования не имеется возможности утверждать о конкретных факторах среды обитания, обуславливающих установленные гендерные и возрастные особенности формирования уровня адаптационных возможностей организма школьников. Скорее всего, имеется комплексное, взаимообусловленное воздействие целого ряда факторов, начиная от экологических, и заканчивая социальными.

ВЫВОДЫ:

1. Адаптационные возможности школьников характеризуются снижением с возрастом, а также более низким средневозрастным уровнем у мальчиков, что согласуется с рядом других аналогичных исследований.

2. Уровень урбанизации обуславливает различия в динамике возрастного снижения адаптационных возможностей организма школьников, а также выраженность половых различий адаптационного потенциала по конкретным возрастным категориям. В наиболее худшей ситуации находятся школьники крупных, промышленно развитых городов.

1. Кирнасюк, Е.В. Уровень биологической зрелости и особенности развития психофизиологических функций детей перед поступлением в школу /Е.В. Кирнасюк, Н.А. Лапина //Гигиена и санитария. - 2003. - № 4. - С. 43-45.

2. Щепин, О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985-2000 гг. /О.П. Ще-пин, Е.А. Тищук //Российский педиатрический журнал. - 2004. - № 1. - С. 47-49.

3. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода /А.В. Леонов, Н.А. Матвеева, Ю.Г. Кузьмичев и др. //Российский педиатрический журнал. - 2004. - № 3. - С. 10-14.

4. Здоровье населения и окружающая среда г. Кемерово /под. ред. В.И. Зайцева. - Кемерово, 2005. - 228 с.

5. Бурханов, А.И. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля /А.И. Бурханов, Т.А. Хорошева //Гигиена и санитария. - 2006. - № 3. - С. 58-61.

6. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Ва-кулин и др. //Здравоохранение Российской Федерации. - 1987. - № 8. - С. 6-10.

7. Возрастно-половые особенности состояния здоровья школьников города Кемерово /С.А. Максимов, Н.С. Амбурцева, С.Ф. Зинчук, М.С. Куракин //Гигиена и санитария. -2008. - № 4. - С. 66-69.

и

мп /1 оппп Суущлта

40 №- 4 2009 в Кузбассе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.