Научная статья на тему 'Дом на воде: дизайнерские идеи в научно-фантастической литературе'

Дом на воде: дизайнерские идеи в научно-фантастической литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
535
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТУРОЛОГИЯ / ДИЗАЙН / ДОМ НА ВОДЕ / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ДИЗАЙНЕРСКИЕ ИДЕИ / FUTUROLOGY / DESIGN / HOUSE ON WATER / SCIENCE FICTION / INNOVATIVE DESIGN IDEAS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Решетова М. В.

В статье рассматривается образ дома на воде в научно-фантастической литературе второй половины XIX века. Прослеживаются соотношения фантастических художественно-конструкторских разработок указанного периода времени и современных дизайнерских идей. Рассматриваются перспективные варианты создания инновационных сред на воде. Особое внимание уделено творчеству Ж. Верна и его влиянию на формирование дизайн-проектов последующей технической эры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSEBOAT: DESIGN IDEAS IN SCIENCE FICTION

The article considers the image of the house on water in science fiction of the second half of the XIX century. The researcher finds correlations between the development of the fictional industrial design of that period and the development of the modern design ideas. In the paper perspective variants of innovative space on water are considered. A special attention is paid to the works of Jules Verne and his influence on the formation of the design projects of the subsequent technical era.

Текст научной работы на тему «Дом на воде: дизайнерские идеи в научно-фантастической литературе»

3. Metc, K. Voobrazhaemoe oznachayuthee. Psikhoanaliz i kino. - SPb., 2010.

4. Mazin, V.A. Snovideniya kino i psikhoanaliza. - SPb., 2012.

5. Freyjd, Z. Khudozhnik i fantazirovanie. - M., 1995.

6. Yung, K. Psikhoanaliz i iskusstvo / K.G. Yung, Eh. Noyjmann; per. s angl. G. Butuzova. - M., 1996.

7. Freyjd, Z. Ostroumie i ego otnoshenie k bessoznateljnomu. - M., 2006.

8. Rougek, L. Serdce, v kotorom zhivyot strakh. Stiven King: zhiznj i tvorchestvo. - M., 2011.

9. Ehrlikhman, V.V. Korolj tyomnoyj storonih. Stiven King v Amerike i Rossii. - SPb., 2006.

10. Solovjeva, N.A. U istokov angliyjskogo romantizma. - M., 1988.

11. Bagno, E.V. Presledovatelj i presleduemihyj // Kortasar Kh. Aksolotlj. - M., 2000.

12. King, S. Koldun i kristall. - M., 2004.

13. King, S. Langoljerih. Odin posle polunochi // King S. Chetihre posle polunochi. - M., 2004.

14. King, S. Kehrri. - M., 2013.

15. Bern, Eh. Igrih, v kotorihe igrayut lyudi. Lyudi, kotorihe igrayut v igrih. - SPb., 1992.

16. King, S. Temnaya Bashnya. - M., 2006.

17. Sehmjyuehlz, Eh. Slovarj analiticheskoyj psikhologii K. Yunga / Eh. Sehmjyuehlz, B. Shorter, F. Plot; per. V. Zelenskogo. - SPb., 2009.

18. King, S. Pesnj Syuzannih. - M., 2006.

Статья поступила в редакцию 21.02.14

УДК 7.046.2/629.514

Reshetova M.V. HOUSEBOAT: DESIGN IDEAS IN SCIENCE FICTION. The article considers the image of the house on water in science fiction of the second half of the XIX century. The researcher finds correlations between the development of the fictional industrial design of that period and the development of the modern design ideas. In the paper perspective variants of innovative space on water are considered. A special attention is paid to the works of Jules Verne and his influence on the formation of the design projects of the subsequent technical era.

Key words: futurology, design, house on water, science fiction, innovative design ideas.

М.В. Решетова, канд. искусствовед., доц. каф. «Средовой дизайн» Московской гос. художественно-

промышленной академии им. С.Г. Строганова, г. Москва, E-mail: mio-margo@mail.ru

ДОМ НА ВОДЕ: ДИЗАЙНЕРСКИЕ ИДЕИ В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье рассматривается образ дома на воде в научно-фантастической литературе второй половины XIX века. Прослеживаются соотношения фантастических художественно-конструкторских разработок указанного периода времени и современных дизайнерских идей. Рассматриваются перспективные варианты создания инновационных сред на воде. Особое внимание уделено творчеству Ж. Верна и его влиянию на формирование дизайн-проектов последующей технической эры.

Ключевые слова: футурология, дизайн, дом на воде, научная фантастика, инновационные дизайнерские идеи.

Обращение к научной фантастике как важнейшему способу репрезентации когнитивной картины будущего мира обусловлено пристальным вниманием, как дизайнера, так и потребителя его продукции к антропоцентрическому пониманию футуристической проектной культуры. В дизайн из научно-фантастической литературы с одной стороны проникают идеи научно-технического плана, которые продуцируют создание новых средовых объектов. С другой стороны происходит активное развитие проектного мышления использующего инструментарий и футуристические идеи прошлого века.

В рамках методологии Футуродизайна (от англ. future design - «будущий дизайн», «дизайн будущего») осуществляется поисковое аналоговое проектирование, основанное на научном прогнозе свойств будущих объектов [1]. При этом, чем более на отдаленное будущее ориентирована работа, тем слабее применяются в ней строго логические подходы, которые заменяются общекультурными установками и интуитивной ориентацией специалиста. Подобный вид творческой деятельности имеет большое значение для развития проектной культуры будущего, основывающейся на художественной интуиции современного дизайнера, выступающей базой для разработки перспективных проектных идей.

В основе футуродизайна лежит футурологическое моделирование и прогнозирование эволюции в области производства новых материалов и технологий, а также социальных и культурных изменений в обществе. В силу этого футуродизайн всегда ориентирован на разработку актуальных в перспективе инноваций. Это нагляднейшим образом было продемонстрировано в период первой промышленной революции середины XIX столетия, когда футуристический подход к стимулированию развития промышленного прогресса был сопряжен с необходимостью вовлечения в сферу промышленного производства специалис-

тов в области архитектуры и искусства. Этот процесс широко исследован и описан в трудах многих теоретиков и историков дизайна (С.О. Хан-Магомедов, Н.В. Воронов, Г.Б. Минервин, В.И. Тасалов и многие другие).

Научный подход к оценке деятельности человека, в том числе и художественной, окончательно утвердился к концу XIX века: одним из важных направлений в этой области стала психология творчества; на ее развитие оказали существенное влияние в области психологии К. Юнг, физики - А. Эйнштейн (18791955), Н. Бор (1885-1962) и др., философии - Э. Гумссерль (18591938), Б. Рассел (1872—1970), М. Хайдеггер (1889-1976) и т.д.. Их творчество активно анализируется и интерпретируется в теории и истории дизайна под углом зрения философии и психологии творчества (О.И. Генисаретский, К.А. Кондратьева, В.Ф. Сидоренко и др.). Однако, в последнее время под влиянием новейших культурологических течений упомянутые направления науки своими корнями все более тесно связывают воедино художественное творчество с мировоззрением, мифологией и теологией, которые находятся на грани реального и ирреального начал. Их сплетения всегда играли существенную роль в развитии искусства, но были окрашены доминирующими идеологическими тенденциями каждой эпохи.

Научная фантастика особенно активно стала развиваться, основываясь на художественных дополнениях и образной интерпретации научных открытий, начиная с конца XIX столетия. Подобное явление, как вид творческой деятельности, характерно проявилось в проектной культуре дизайна, начавшей формироваться в нашей стране с начала XX -го века. В моделировании различных объектов и средовых пространств феномен когнитивного (в т.ч. политически идеологизированного) выдвинулся на одно из первых мест, сочетая в себе научное предвидение (прогноз) и его образное дополнение (творческая фантазия).

Богатейшие возможности этого направления породили интерес к изучению научной фантастики и разработки на этой основе концепций дизайна, адекватных смыслам ожидаемого будущего (Родченко, Малевич, Кандинский, Татлин и многие другие).

В рамках футуродизайна проектные образы носят презен-тивный характер, то есть не имеют прямых аналогов в реальности и не предназначены для непосредственного внедрения в сферу промышленности или область средового проектирования. Заключенные в них перспективные идеи, стимулируют научный поиск в указанных направлениях [2]. Именно поэтому для создания перспективных моделей будущего ключевым моментом является разработка инновационной дизайн-идеи, как основы проектной мысли, определяющей содержание и образный строй всего проекта. В связи с этим для настоящего исследования важным является понимание отличительных свойств категорий фантастики, научной фантастики и фантазии, поскольку все они в той или иной мере присутствуют в различных сферах дизайнерского творчества.

И. Аненский определил фантастическое как «Вымышленное, Чего не бывает и не может быть» [3, с. 91 ]. Следовательно, фантастическое - это плод художественного вымысла, имеющего место в образах искусства, не связанного непосредственно с проектной деятельностью. Эту особенность фантастического в свое время отмечал и Станислав Лем: «...Робот, с которым можно спеть романс, или машина-телепат - это действительно фантастические объекты, но иного порядка, чем гномы, духи и вампиры или же греческие и индийские боги. Нереальность первых можно будет когда-нибудь в процессе исторического развития исправить, лишив их ореола фантастичности» [4]. Здесь критерием определения фантастического выступает объективная действительность, которая «позволяет определить принадлежность данного явления к реальному миру либо к фантазии человека. В строгом смысле фантастическое невозможно в реальном мире, но вполне допустимо в искусстве» [5]. Согласно Э. Ильенкову, фантазия принадлежит области «продуктивного воображения» [6]. Подобные представления о сущности фантазии получили широкое распространение, преимущественно, под влиянием трудов Гегеля, который рассматривал ее как «ведущую художественную способность» [7]. Сегодня в странах западной Европы общепринятым считается деление всей фантастической литературы на два основных направления: «science fiction» - научная фантастика и «sword and sorcery» - фантастика меча и магии. Последнее иначе называют «фэнтези» (от английского «fantasy» - фантазия) разновидность фантастики, конструирующая фантастическое допущение на основе свободного, не ограниченного требованиями науки вымысла, главным образом, за счет мистики, магии и волшебства.

Знаменательной вехой в развитии научно-фантастикой литературы стал миф об Икаре. Сын легендарного греческого мастера умельца Дедала, вместе с которым он был заточен на острове Крит и стремился вырваться из плена. Дедал сконструировал для них обоих крылья, которые воском были прикреплены к их плечам. «Лети рядом со мною, - сказал Дедал, - и лети не слишком высоко и не слишком низко» [8]. Но Икар, получив возможность летать, устремился к солнцу, за что поплатился жизнью: воск растаял, крылья отпали, и он упал, утонув в море. Оба они часто изображались в античном искусстве на греческих вазах и в помпейской настенной живописи. Различные эпизоды мифа были широко распространены в искусстве Возрождения и позже. Икар символизировал пытливый ум и силу человеческого духа, стремящегося овладеть вершиной знания и духовного подъема. Иногда его использовали, подчеркивая необходимость умеренности во всем.

Примечательно, что Леонардо да Винчи (1452-1519) плененный символом полета сконструировал летательный аппарат. В первом томе рукописного собрания научных трудов «Мадридского кодекса» (1490-1496 гг.) представлен набросок чертежа летательной машины «Перышко», прототип современного Дельтаплана. Аэродинамические свойства базируются на трактате Леонардо да Винчи о полете птиц: «Когда птица хочет подняться взмахами своих крыльев, поднимает она плечи и концами крыльев ударяет по направлению к себе, в результате чего уплотняет тот воздух, что между концами крыльев и ее грудью, и это напряжение воздуха поднимает птицу ввысь» (V.U. 6 v.). «Одинаковое сопротивление крыльев у птицы всегда вызывается тем, что они одинаково удалены своими концами от центра тяжести этой птицы... Но когда один из концов крыльев окажет-

ся ближе к центру тяжести, чем другой конец, тогда птица опустится той стороной, на которой конец крыльев ближе к центру тяжести». (V.U. 15 r- 14 v.).

С точки зрения современного экологического дизайна определенную образную аналогию вызывает самолет американского дизайнера Уильяма Брауна, отличающийся тем, что, согласно задуманному проекту, может пролететь по всему земному шару без заправки. Этот инновационный самолет, который, возможно, в будущем станет достижением техники, с точки зрения дизайна очень сильно похож на птицу, особенно его нос и крылья. Они больше, чем у обычных пассажирских самолётов и сильно загнуты вниз. Подобные самолеты смогут «парить» в небе с выключенными либо работающими на малой мощности двигателями. Подобным образом предполагается свести до минимума загрязняющие атмосферу выбросы.

Идея выхода в другую сферу привлекала и конструктивистов. Одним из концептуальных произведений В.Е. Татлина (18851953) является безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер - «Летамтлин» (1929—1932 гг.) [9, стр. 4]. Это было последнее и самое романтическое произведение В.Е. Татлина в сфере проектирования: безмоторный планер, «птицекры-лый» аппарат для полётов человека с помощью собственной мускульной силы. Этот проект строился на принципе воспроизведения птичьего полёта, на эластичности материалов в противовес жёстким конструкциям моторной авиации. Однако, аппарат остался технически нерешённым, т.к. человек не мог взлететь с помощью этой конструкции. Идею о летающем велосипеде Татлин вынашивал в течение 20 лет, но название «Летатлин»

- Летающий Татлин - придумал В. Ходасевич, близкий друг Татлина [10, с. 18-19]. Великий фантаст был настолько устремлён в будущее, что стал своего рода символом надежд на саму возможность гуманизации техники.

В рамках мифологической реальности нельзя отделить вероятное от невероятного, а «отношение «естественного» и «сверхъестественного», - как подчеркивал А.Ф. Лосев, -в мифе надо мыслить символически, то есть нумерически едино как одну вещь» [11, с. 135-136]. Эта «сверхъестественная естественность», создающая своего рода чудо без чудес и составляет существо мифа, который осознается отнюдь не как фантастический вымысел, а как самая подлинная реальность, самое конкретное бытие. С этой точки зрения в современной проектной культуре «общее отношение факта к фантастике строится неоднозначно: как не снимаемая проблема без окончательных готовых решений» [12]. Однако дизайн, будучи причастным к искусству, стремится снять эту не снимаемую проблему средствами творческого воображения.

Парадоксально сходная ситуация складывается в культуре эпохи постмодерна: в начале XXI века нас окружает реальность, где, кажется, теряет смысл сама способность различать противоположности; традиционные оппозиции мышления (реальное

- воображаемое, жизнь - смерть, истина - ложь и т.п.) рушатся. Как утверждает современная философия (Ж. Батай [13], Ж.-Ф. Лиотар [14], Ж. Деррида [15]), сегодня, в условиях постоянной фабрикации реальности, когда истину нельзя отличить от фикции, выдумки, реальность воспринимается как нечто неопределенное и сомнительное, любая ее интерпретация теряет убедительность. Вообще, идея реальности как чего-то объективного и действительно существующего, постепенно пропадает в сознании, «реальность агонизирует» (Ж. Бодрияр [16]).

Теперь, когда под сомнением оказывается даже противоположность реального и нереального - этот краеугольный камень культуры вообще - почва уходит из под ног фантастического: нельзя подорвать доверие к тому, что и так доверием не пользуется. «Предел и трансгрессия обязаны друг другу плотностью своего бытия: не существует предела, через который абсолютно невозможно переступить; с другой стороны, тщетной будет всякая трансгрессия иллюзорного или призрачного предела», -словно резюмируя историю фантастического писал М. Фуко [17, с. 117]. Главным условием возможности осуществления трансгрессии становится наличие самой границы, демаркационной линии, которую еще необходимо преодолеть.

В дизайнерском моделировании научная фантастика, как известно, подчиняется требованиям быта. В широком смысле слова - это прием, позволяющий поставить человека в необычные обстоятельства и возможно глубже раскрыть мир потребителя. В проектной деятельности он воспринимается по аналогии с методом сценарного моделирования и не сводится только

к анализу эмоциональной жизни человека. А если речь идет о его выходе за пределы земного пространства и погружении в средовое окружение другой стихии, то научная фантастика принципиально не может противопоставляться людям и технике, концентрируясь только на внутренних переживаниях личности.

Материальные объекты приобретают большое значение с точки зрения оценки их реального функционирования. При этом сама реальность понимается нами как аксиоматическая действительность, детерминированная эмпирической фактичностью. При этом, наряду с пониманием реального как существующего или предполагаемого, возникает необходимость анализа и осмысления нереального (фантастического) с точки зрения его терминологического аппарата и теоретического наполнения. Под этим углом зрения, в случае рассмотрения водной стихии как места обустройства жилища человека, на первый план выдвигается важность анализа исторического опыта в данной области.

Мотив водной стихии в ее разнообразных превращениях -это древнейший мифологический мотив вечного изменения и движения. Здесь нереальное как гносеологический конструкт нестабилен и детерминирован культурно-мировоззренческими особенностями каждой эпохи: на этой основе и строится в мифе образ Океана. «Исходные космогонические концепции во всех древних мифологиях соответствуют глобальным представлениям о первичности мирового океана» [18]. Возникает первое мифологическое тождестве: «Океан - это мир, Вселенная». В то же время на мифологической стадии развития сознания «весь мир представляет собою единое живое тело...» [19]. Поэтому второе мифологическое тождество выглядит так: «Океан - это живое существо». Эти два мифологических отождествления дают и обусловливают фольклорный образ Океана.

Океан-жизнь, океан-мир представляют собой фундамент поэтической символики моря в творчестве многих и многих писателей. На первый план в этой символике выходит мотив движения, которым проникнут образ океана и который обусловливает появление уже непосредственно литературных его трактовок: «После того, как формальные аналогии - вплоть до аллегории, которая определяла в старой литературе трактовку мотива моря, - отмирают и торжествует символический способ выражения, в этом морском мотиве открывается совершенно новое историко-эстетическое содержание» [20]. Образ океана-жизни, океана-мира насыщается конкретно-социальным содержанием.

Артур Кларк, например, могикан английской фантастики ХХ века, видел в своих произведениях Мировой океан покоренным человеком с помощью высоких технологий, которые уподобят его богам. В его лучшем произведении «Космическая одиссея 2001 года» возникает образ мыслящего, наделенного свободой воли, в буквальном смысле слова живого космического Корабля, помогающего или же, напротив, противодействующего герою. И здесь, вероятно, надо говорить уже не о научной, а о сказочной стороне фантастики и изображаемом ее средствами утопическом будущем. Последнее многими фантастами - популяризаторами науки ставилась под сомнение.

У французского писателя-фантаста, Ж. Верна, чье творчество, как уже отмечалось, совпало с первой промышленной революцией, можно обнаружить исключительную важность композиционной структуры типа «океан - остров - корабль» [21]. При этом антология его мысли с достаточно высоким эмоциональным напряжением включает не только литературный и научный, но и социальный контекст, в сферу которого автор экстраполирует технические достижения своей эпохи. «Наутилус» был орудием возмездия (образ благородного мстителя входил в литературную моду) и в тоже время исследовательской базой, воплощением технического прогресса. Жюль Верн стал предвестником реальных научно - технических изобретений будущего, к числу которых причисляются, к примеру, подводные лодки, не говоря уже о множестве других изобретений, о которых речь пойдет ниже.

В связи с этим необходимо отметить, что соединившее воедино научной и художественно - образной мысли, обусловивших рождение нового жанра, было подготовлено предшествующими событиями как в научно - технической, так и в художественной сферах культурной деятельности. Впервые это новое явление в литературной жизни привлекло внимание и было подчеркнуто в искусствоведческих трудах старшими современниками Жюля Верна, братьями Эдмоном и Жульеном де Гонкур. В частности, после публикации произведений Эдгара По, они отметили в своем Дневнике появление романа нового вида, нахо-

дящегося между художественным и научным типом творчества. Последний привлекал внимание своей просветительской миссией.

На это указал во введении к Дневнику братьев Гонкур исследователь их творчества В. Шор: «Стремление сблизить литературу с наукой, утверждение общности их задач было следствием огромных успехов естественных наук в те годы, когда писали Гонкуры. Эстетика «научного» романа проникнута пафосом познания действительности - в этом ее позитивная сторона. Однако сама «наука» понималась в духе распространенной в то время философии позитивизма как простое накопление и описание фактов» [22, с. 16].

Вышесказанное свидетельствует о том, что научная фантастика в том виде, как она сложилась в период первой промышленной революции, опиралась на действительность, а, следовательно, была востребована временем и условиями научно - технического прогресса. Она обогащала творческую мысль, дополняя ее образными предвидениями будущего, и тем самым сама заняла важное место в инновационных поисках века. В современной своей эволюции научная фантастика непосредственно соприкасается с социальной, научно - технической и информационной революцией нашего времени. И, соответственно, современный анализ фантастики должен исходить из научного миропонимания, учитывающего новые культурно - духовные реалии конца XX го - начала XXI века. Учитывая отмеченное, предпринято настоящее исследование.

Многие исследователи творчества Жюля Верна считают, что как образованнейший человек своего времени, он, безусловно, был знаком с законом земного тяготения; образ полета на луну с помощью выстрела - это художественный прием, захватывающий воображение. Его произведения «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Гектор Сервадак», «В стране мехов», «Плавучий остров», «Властелин мира» и т.д., насыщенные подобными яркими образами, закрепили за Жюль Верном статус родоначальника нового художественного жанра в литературе. Именно время выхода в свет его первых книг из серии «Необыкновенные путешествия (Пять недель на воздушном шаре» (1862), «Путешествие к центру Земли» (1864) принято считать официальной датой возникновения научной фантастики.

Учитывая поставленную в настоящей работе научно -исследовательскую задачу, интерес вызывают те его произведения, в которых Жюль Верн, обладая даром технического предвиденья, футуристически описывал в своих произведениях дом на воде. Внимательно обозревая всемирные выставки в Париже, он следил за зарождающимися на его глазах новыми видами техники, умел правильно оценивать их значение и предвидеть их дальнейшее развитие. Внешний вид и конструкцию, а также планировку «Наутилуса» можно отследить в подробностях - об этом свидетельствует множество не только живописных изображений, но и конструктивных моделей подобного типа. Понятно, что создатель футуристического проекта дома-корабля не стремился анализировать последствия неограниченного научно-технического прогресса, но в своих трудах он предвидел: «Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь» [23].

Социальные последствия этого предвидел один из основоположников социально - философской фантастики Герберт Уэллс (1866 - 1946), который интересовался, прежде всего, путями развития научно - технического прогресса и его социально - нравственными последствиями в судьбах народов. В романе «Освобожденный мир», описывая способы обретения человечеством внешнего могущества, Уэллс предвидел экологические проблемы будущего. Агрессивно - потребительское поведение человека по отношению к природе он сравнивал с поведением умалишенного: «Человечество истощало свои ресурсы как, ...умалишенный. Люди израсходовали три четверти всего запаса каменного угля, выкачали почти всю нефть, они истребили свои леса... Вся общественная система стремительно приближалась к банкротству» [24].

Считая Ж. Верна величайшим умом своего времени, он не противопоставлял ему свое мнение, прогнозируя разрушительные последствия неограниченного технического прогресса, но, обладая сильнейшим даром предвидения, относился скептически к способам использования человеком его достижений. Он предсказывал надвигающиеся в будущем социальные и экологические катаклизмы. В упомянутом научно-фантастическом романе Уэллса есть примечательная деталь - один из выведен-

ных в нем героев является русским с фамилией Каренин (по-видимому, дань его знакомству с Л.Н. Толстым), именно он выступает духовным лидером возрожденного человечества [24]. Привлекает внимание также его обращение к образу корабля в богоискательском романе «Бог - невидимый корабль», опубликованном в 1917 году.

После Ж. Верна Г. Уэллс внес самый существенный вклад в развитие научной фантастики. В «Машине времени», например, он в известной мере предвосхищает работы Пуанкаре и Эйнштейна, подводя к мысли о том, что время - это тоже координата, которая может интерпретироваться по аналогии с пространственными. Но его фантастика социально направлена и стимулирует, по существу, развитие антиутопических настроений. В ней пафос технического прогресса уравновешивается описанием его негативных последствий, предостерегающих человека от бесконтрольного применения научно-технических достижений.

Под этим углом зрения можно говорить о том, что современное строительство жилых объектов на воде ставит перед собой задачи, очерченные великими фантастами как с точки зрения необходимости воплощения новейших научно-технических достижений, так и решения ряда социальных проблем, существенно усугубившихся в настоящее время (перенаселение Земли, загрязнение окружающей среды, затопление населенных пунктов в результате разлива рек, глобальное потепление климата т.п.). При этом целью внедрения экологических технологий в проектирование жилых объектов на воде становится как гармонизация отношений человека и окружающей его водной среды, так и создание благоприятного и энергетически эффективного жилого пространства, которое характеризуется следующими показателями:

- экономией энергетических и природных ресурсов;

- комплексными мерами по снижению потребления энергии, включающими в себя теплоизоляцию, инсоляцию (долю освещенности дневным светом), установку солнечных батарей, использование энергии ветра;

- использованием возобновляемых материалов и ресурсов (в т.ч. вторичное использование);

- утилизацией промышленных и бытовых отходов;

- повышением эффективности потребления воды с помощью опреснения и использования очищенных сточных и дождевых вод; в зависимости от степени их очистки они могут служить для различных целей, удовлетворяя потребности человека в хозяйственных и личных целях;

- использованием озеленённых пространств, способствующих поглощению углекислого газа и очистке воздуха, а также пригодных для сельскохозяйственных нужд;

- количеством затрат энергии на протяжении жизненного цикла плавучей постройки, которые включают в себя не только эксплуатацию, но и затраты на добычу исходного сырья, изготовление, реставрацию и утилизацию в случае необходимости.

В настоящее время указанные проблемы находятся в сфере внимания современных исследователей (С.В. Поморов [25], А.В. Уваров [26], О.Р. Шумская [27] и т.д.). Используя подобные экологические технологии и пытаясь сохранить природное богатство нашей планеты, у построек формируется свой уникальный художественный образ. Инновационный и энергетически эффективный плавучий дом «Инах» («Inachus», 2010 г.), названный в честь речного бога согласно древнегреческой мифологии, был спроектирован студией Санитов (Sanitov studio) для речных путей Темзы в Лондоне [28].

Своеобразие океана у Ж. Верна наглядно проявляется в его трилогии о Капитане Немо. Здесь легко обнаруживается тождество «океан - мир». Причем, океан - это бескрайнее вселенское неосвоенное пространство, которому противостоит остров (роман «Таинственный остров»), как место, преобразованное разумным трудом инженера Смита и его друзей, цивилизованное, освоенное. Этот остров похож на чудесный сказочный остров: благодаря усилиям героев вырастает на нем Гранитный дворец, появляются всевозможные диковинки (только не волшебного, а научно-технического характера). Это прообраз цивилизованного мира, который в будущем будет обретен человечеством с помощью научно - технического прогресса. Подводная лодка «Наутилус» была целиком электрифицирована, она движется и освещается электричеством. Электричество применяется здесь для приготовления пищи, для опреснения морской воды, для отопления и вентиляции кают, для защиты судна от неприятельского вторжения.

Нельзя не удивляться уверенности, с какой Жюль Верн в годы зарождения практической электротехники предвидел ее будущий расцвет: он писал об электродвигателе, об электроосветительных приборах различных типов, об электрической защите зданий, укреплений, судов тогда, когда эти изобретении едва только намечались. В романе «Замок в Карпатах» (1892 г.) есть описание действия громкоговорящего телефона и кинематографа, а в романе «Остров-винт» - (1896 г.) - описание передачи изображений через океан.

Подобные идеи не утратили своего значения, и нашли свое воплощение в настоящее время. Так, по силе творческого воображения и степени технико-технологической проработанности можно отметить, например, футуристическую плавающую лабораторию Sea Orbiter французского судостроителя Жака Ру-жери [29] (концептуальный проект выставлен на выставке World Expo 2012 в Корее (2012 г.)), которая, предположительно, будет автономно дрейфовать в океане, извлекая необходимую для функционирования энергию из солнечного света, ветра и волн. Основными задачами немногочисленного экипажа должно стать исследование Мирового океана, а также возможности людей жить длительное время под водой. Высота надводной части лодки составит 52 метра, столько же должно находиться под водой, где предполагается обустроить отсеки для проживания экипажа.

Еще одним примером может служить проект Моше Зварца [30]. В 2008 г. он предложил перенести торговые центры и парковки под каналы Амстердама, т.к. столица Нидерландов остро страдает от нехватки земли и существует опасность затопления территорий Северным морем. По его концепции, необходимо осушить каналы и построить под землей огромную парковку и торгово-развлекательный центр, а затем опять их наполнить. Эта идея дала толчок для создания уникальных подводных небоскребов. Например, Австралийская компания Arup Biometrics предложила проект плавучего сооружения Syph [30] прообразом которого послужили медузы. Морской метрополис состоит из островов, длинные «щупальца» которых уходят под воду. При помощи «щупалец» город добывает электричество, используя кинетическую энергию волн. Люди смогут проживать в тубусо-образном гигантском отсеке, уходящем на глубину 400 метров. Принципиальное отличие этого проекта в том, что морской город должен стать частью экосистемы, не загрязняя окружающей природы.

Малазийские дизайнеры оттолкнулись от этой идеи и предложили концепцию водного небоскреба перевернутого вверх дном Water Scraper (дословно «водоскреб»). Вершина его спускается вниз на несколько метров с плавучей платформы [31]. Один из разработчиков «водоскреба», малазийский дизайнер Сарли Андре бин Саркум поясняет «Его биолюминесцентные щупальца обеспечивают морской фауне место для жизни и собираются в центре, вырабатывая кинетическую энергию движения». В нем располагается жилой комплекс, как и в австралийском проекте Syph. На верхней платформе могут расти деревья и находиться солнечные батареи для получения энергии.

Город экологичен и будет находиться полностью на самообеспечении. Энергия должна вырабатываться исключительно благодаря ветру, солнцу и волнам. Все продукты питания будут собственного производства. В нижнем отсеке расположатся фермы и плантации. «Земля все больше становится непригодна для проживания, поэтому людям следует приспособиться, если они хотят остаться на ней жить». - такое мнение высказал эколог Морис Пикоу, который напомнил общественности о важности футуристических проектов подводных городов [31].

Идея использования разности температур океанских вод на различной глубине для получения энергии, разработанная в 20-е годы французским физиком Жоржем Клодом, тоже была подсказана Жюлем Верном. Об этом Клод говорит следующим образом: «Кто первый задумался над возможностью практически использовать этот любопытный факт из физики земного шара? Тот, кого принято считать лишь развлекателем юношества, но кто в действительности является вдохновителем многих научных исследователей, в частности моим: Жюль Верн. Ему был известен этот многозначащий факт; он писал о нем в 1868 г. на страницах романа «20000 лье под водой». Он не только знал о нем, но и задумывался над возможностью его использовать. «Я мог бы, - говорит герой романа капитан Немо, получить электрический ток в замкнутом проводнике; погрузив проволоку в воду на разную глубину, я мог бы добыть ток, благодаря разности температур на этих глубинах» [23].

Жюль Верн сознавал, что самое пылкое воображение не может опередить победного шествия науки и техники. «Все мои фантазии, все мечты, писал он, останутся далеко позади действительности. Наступит день, когда техника и наука превзойдут то, что создано моим воображением» [23, с. 8]. Известно, в частности, что подводная лодка «Наутилус», приспособленная для длительных погружений без дополнительной заправки и с предельной скоростью 50 узлов послужила прототипом для развития современных подводных лодок. Первую в мире атомную подводную лодку символично назвали «Наутилусом». В 2006 г. Компания Exomos, известный производитель эксклюзивных плавательных средств, представила на выставке International Boat Show в Дубае проект подводной лодки «Наутилус», которая служит объектом для туристического бизнеса.

Примечательно, что образ корабля-дома - один из самых распространенных объектов в научной фантастике у Ж. Верна - создается, как правило, путем слияния в одно целое острова и корабля. При этом возникает оригинальный образ дома - острова, который очень высоко оценивается героями произведений: «И что за прелесть само это путешествие: вместе со своим домом, садом, парком и даже родным краем. Такой блуждающий остров, будь он на прочной основе и не тонущий, надо было бы признать самым удобным и чудесным экипажем, какой только можно себе вообразить», - заявляет одна из героинь романа «В стране мехов» [23]. Этот образ фактически является предсказанием будущего, а точнее, художественно выраженной мечтой, которая вдохновляла многие поколения судостроителей и архитекторов. В конечном счете, она нашла свое реальное воплощение.

На сегодняшний день данная идея активно поддерживается дизайнерами. Создание плавучих городов-государств разрабатывает организация Seasteading Institute, широко используя понтонные конструкции. Последние могут служить основой (платформой) для строительства различных плавающих объектов, в том числе дома или острова на воде. Все жилые объекты составляют характерное противопоставление неосвоенных просторов океана и острова как освоенного, а дома - корабля как предельно освоенного пространства. С этим, вероятно, связана и символика названий многих научно-фантастических произведений - «Таинственный остров», «Плавучий остров», «Остров доктора Моро», «Остров погибших кораблей», «Пылающий остров», «Обитаемый остров» и т.д.

Из реализованных зарубежных объектов интерес представляет многофункциональный комплекс плавучих островов расположенный на реке Ханган города Сеула (Южная Корея). Архипелаг состоит из трех плавучих островов: «Viva», «Tera», «Vista». Комплекс которых выстроен на воздушных понтонах. С целью обеспечения автономности существования указанного комплекса островов на крышах размещены солнечные панели, для выработки электроэнергии. На территории острова «Viva» располагаются торговые помещения, несколько ресторанов, кафе, конференц-зал, способный вместить свыше 700 человек [32].

В России опыт строительства жилых объектов на воде находится в начальной стадии развития. Тем более представляется ценным анализ европейской научной фантастики в ее социальном и техническом развитии. В ней раскрывается наука, которая смело входит в жизнь и расширяет возможности дизайнерского мышления, делая доступными для него такие области действительности, которые могут просматриваться только с помощью творческого воображения. Капитан Немо продолжая свой монолог об океане, говорит: «У него есть сердце, есть артерии, и я вполне согласен с ученым Мори, который открыл в мировом океане циркуляцию воды, столь же реальную, как циркуляция крови в жилах живого существа» [23, Т.4., с. 141].

«Научный» уклон метафоры намечает возможность ее реализации. Поскольку водные пространства только начинают осваиваться для создания общественной и жилой среды, очень важно с самого начала обеспечить их максимальную культур-

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ную и природную экологичность, что сделает жилье на воде психологически комфортным и снизит негативное воздействие на окружающую среду. Учитывая вышесказанное, для дизайнерского проектного мышления техническая сторона проблемы, художественно - образная и экологическая являются неразделимыми.

XX век расширил пространственные, временные и информационные границы исследований. В настоящее время большинство инновационных дизайн-объектов размещены в интернетных источниках. В соответствии с этим глубокие исследования в области дизайна не могут не учитывать информацию, размещенную на сайтах современных проектных компаний. Для настоящего исследования, к примеру, представляет интерес футуристический проект «Ковчег» (2011 г.) студии Александра Ремизова [33].

Задачей проекта было создание комфортной среды обитания для человека. Биоклиматическое здание, оснащенное автономной системой жизнеобеспечения, разработано как ответ на возможное изменение климата на планете и представляет собой единую энергетическую систему с бесперебойным энергоснабжением на основе использования альтернативных источников энергии (энергетическая концепция проекта разрабатывалась академиком Львом Бритвиным). Общая площадь здания 14800 м. кв.

Наводная часть корабля представляет собой сферическую структуру с эллипсовидным основанием у поверхности воды. Вся наружная часть дома выполнена из стеклообразных пластин, скрепленных между собой специальными металлическими профилями, расположенными по периметру. Пластины выполнены из этилтетрафлуороэтилена ^ТЕ) - прозрачного, легко утилизируемого, самоочищающегося материала, по всем потребительским характеристикам превосходящего стекло. профили мета-лические скрепляющие являются накопителями солнечной энергии, используемой в дальнейшем для нагрева воды, и резервуарами для дождевой воды. Центр корабля содержит сквозной арочный проем для швартовки кораблей.

Обладая высокими функциональными качествами, наружная часть дома отличается лаконичностью и визуальной устойчивостью всей композиции. Поверхность дома органично вписывается не только в водные и воздушные пространства окружающей среды, но и ландшафт береговой линии. Подобная конструкция обладает высокими эстетическими свойствами, не вступающими в противоречие с распространенными в России купальными формами. Выполненный в подобном стиле «Ковчег», обеспечивающий широкий обзор окружающей среды, представляет интерес, по-видимому, не только для больших морских пространств, но и уникальных заповедных мест, таких как Байкал.

Внутреннее пространство дома включают в себя входную зону с площадкой (в том числе для пришвартовывания яхт), функциональную зону с медицинским пунктом, зону отдыха в которой особое внимание привлекает зимний сад. Последний, разбит в центральной части комплекса, подобно садам Семирамиды, связывает между собой этажи и переходит на внешние ступенчатые террасы.

Наряду с футуристическими проектами представляют интерес уже существующие современные экологические комплексы, инфраструктура которых располагается на плавучих основаниях и площадках. Примером может служить гостинично-раз-влекательный комплекс «Малибу» [34] расположенный на Пироговском водохранилище Московской области.

В структуру комплекса входят три корпуса: фрегат «Черная жемчужина», «Корпус «Немо», и отель Малибу. Все корпуса взаимосвязаны единым причалом. На территории комплекса расположены вертолетная площадка, спортивные и детские развивающие комплексы.

Сами названия указанных зданий свидетельствуют о тесной связи современных дизайнерских идей с научно-фантастическими образами плавающих жилых объектов XIX века.

Футуродизайн-89: Первая всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования: материалы конф., совещаний. -М., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калиничева, М.М. Техническая эстетика и дизайн. Словарь / М.М. Калиничева, М.В. Решетовапод; ред. М.М. Калиничева. - М., 2012. Анненский, И.О. О Формах фантастического у Гоголя // Книга отражений. - М., 1979. Лем, С. Фантастика и футурология: в 2 кн. - М. 2004. - Кн. 1.

Захаров, В. Условность и фантастика // Жанр и композиция литературного произведения. - Петрозаводск, 1986. Ильенков, Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. - М., 1964. - Вып. 6. Гегель, Г.Ф. Эстетика. - М., 1968. - Т. 1.

8. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 2004.

9. Аркин, Д. Татлин и «Летатлин» // Советское искусство. - М., 1932. - № 17/155.

10. Арцеулов, М. О «Летатлине» // Бригада художников. - М., 1932. - № 6.

11. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

12. Тамарченко, Е. Факт и фантастика. Поиск - 90. - Пермь, 1990.

13. Фокин, С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай. - СПб., 2002.

14. Лиотар, Ж-Ф. (1979) Состояние постмодерна; пер. с франц. Н.А. Шматко. - М.; СПб., 1998.

15. Деррида, Ж. Поля философии; пер. с фр. Д. Кралечкина. - М., 2012.

16. Самарская, Е. Жан Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М., 2006.

17. Фуко, М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб., 1994.

18. Мелетинский. Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении. - В кн.: Типология и взаимодействие литератур древнего мира. - М., 1971.

19. Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957.

20. Geerdts, H.J. Meeressymbolik in Goethes Schffen. - In: Studien zur Literaturgeschichte und Literaturtheorie. - Berlin, 1970.

21. Шкловский, В. Тетива. О несходстве сходного. - М., 1970.

22. Эдмон и Жюль де Гонкур. Дневник. Записки о литературной жизни: в 2 т.; пер. с франц. - М., 1964. - Т. 1.

23. Верн, Ж. Собр. соч.: в 12 т. - Л., 1956. - Т. 6.

24. Уэллс, Г. Собрание сочинений: в 15 т. - Л., 1964. - Т. 4.

25. Поморов, С.Б. Второе жилище горожан или дом на природе. - Новосибирск, 2004.

26. Уваров, А.В. Автореферат диссертации. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования. -М., 2010.

27. Шумская, О.Р. Предпосылки возникновения сред обитания на воде в странах Европы // Актуальные проблемы искусствознания (дизайн, декоративно-прикладное, монументально-декоративное и изобразительное искусство и архитектура): сборник тезисов. -М., 2013.

28. Casa barco Inachus de Sanitov Studio [Э/р.]. - Р/д: http:// decoarq.com/casa-barco-inachus-de-sanitov-studio/

29. [Э/р]. - Р/д: http://www.dezeen.com/2012/06/27/-seaorbiter-by-jacques-rougerie

30. Терентьев, А. Как выжить на дне. Проекты архитекторов [Э/р]. - Р/д: http://x-files.org.ua/news.php?readmore

31. Подводная архитектура. [Э/р]. - Р/д: http://design.3doma.ua/news/1657484-podvodnaya_arkhitektura_.html

32. Vista, Viva, Terra - плавучие острова в Сеуле [Э/р]. - Р/д: http://zona-k45.ru/travel/3975-vista-viva-terra-plavuchie-ostrova-v-seule.html

33. Ремизов, А. Биоклиматическое здание с автономной системой жизнеобеспечения [Э/р]. - Р/д: http://remistudio.ru/ru/pages/52.htm

34. Гостиничный комплекс «Малибу» [Э/р]. - Р/д: http://www.octopusreefs.ru/-гостиничный-комплекс

Bibliography

1. Futurodizayjn-89: Pervaya vsesoyuznaya konferenciya po problemam proektnogo prognozirovaniya: materialih konf., sovethaniyj. - M., 1990.

2. Kalinicheva, M.M. Tekhnicheskaya ehstetika i dizayjn. Slovarj / M.M. Kalinicheva, M.V. Reshetovapod; red. M.M. Kalinicheva. - M., 2012.

3. Annenskiyj, I.O. O Formakh fantasticheskogo u Gogolya // Kniga otrazheniyj. - M., 1979.

4. Lem, S. Fantastika i futurologiya: v 2 kn. - M. 2004. - Kn. 1.

5. Zakharov, V. Uslovnostj i fantastika // Zhanr i kompoziciya literaturnogo proizvedeniya. - Petrozavodsk, 1986.

6. Iljenkov, Eh. Ob ehsteticheskoyj prirode fantazii // Voprosih ehstetiki. - M., 1964. - Vihp. 6.

7. Gegelj, G.F. Ehstetika. - M., 1968. - T. 1.

8. Kholl, Dzh. Slovarj syuzhetov i simvolov v iskusstve. - M., 2004.

9. Arkin, D. Tatlin i «Letatlin» // Sovetskoe iskusstvo. - M., 1932. - № 17/155.

10. Arceulov, M. O «Letatline» // Brigada khudozhnikov. - M., 1932. - № 6.

11. Losev, A.F. Filosofiya. Mifologiya. Kuljtura. - M., 1991.

12. Tamarchenko, E. Fakt i fantastika. Poisk - 90. - Permj, 1990.

13. Fokin, S.L. Filosof-vne-sebya. Zhorzh Batayj. - SPb., 2002.

14. Liotar, Zh-F. (1979) Sostoyanie postmoderna; per. s franc. N.A. Shmatko. - M.; SPb., 1998.

15. Derrida, Zh. Polya filosofii; per. s fr. D. Kralechkina. - M., 2012.

16. Samarskaya, E. Zhan Bodriyjyar i ego vselennaya znakov // Bodriyjyar Zhan. Obthestvo potrebleniya. Ego mifih i strukturih. - M., 2006.

17. Fuko, M. O transgressii // Tanatografiya Ehrosa: Zhorzh Batayj i francuzskaya mihslj seredinih XX veka. - SPb., 1994.

18. Meletinskiyj. E.M. Mifih drevnego mira v sravniteljnom osvethenii. - V kn.: Tipologiya i vzaimodeyjstvie literatur drevnego mira. - M., 1971.

19. Losev, A.F. Antichnaya mifologiya v ee istoricheskom razvitii. - M., 1957.

20. Geerdts, H.J. Meeressymbolik in Goethes Schffen. - In: Studien zur Literaturgeschichte und Literaturtheorie. - Berlin, 1970.

21. Shklovskiyj, V. Tetiva. O neskhodstve skhodnogo. - M., 1970.

22. Ehdmon i Zhyulj de Gonkur. Dnevnik. Zapiski o literaturnoyj zhizni: v 2 t.; per. s franc. - M., 1964. - T. 1.

23. Vern, Zh. Sobr. soch.: v 12 t. - L., 1956. - T. 6.

24. Uehlls, G. Sobranie sochineniyj: v 15 t. - L., 1964. - T. 4.

25. Pomorov, S.B. Vtoroe zhilithe gorozhan ili dom na prirode. - Novosibirsk, 2004.

26. Uvarov, A.V. Avtoreferat dissertacii. Ehkologicheskiyj dizayjn: opiht issledovaniya processov khudozhestvennogo proektirovaniya. - M., 2010.

27. Shumskaya, O.R. Predposihlki vozniknoveniya sred obitaniya na vode v stranakh Evropih // Aktualjnihe problemih iskusstvoznaniya (dizayjn, dekorativno-prikladnoe, monumentaljno-dekorativnoe i izobraziteljnoe iskusstvo i arkhitektura): sbornik tezisov. - M., 2013.

28. Casa barco Inachus de Sanitov Studio [Eh/r.]. - R/d: http:// decoarq.com/casa-barco-inachus-de-sanitov-studio/

29. [Eh/r]. - R/d: http://www.dezeen.com/2012/06/27/-seaorbiter-by-jacques-rougerie

30. Terentjev, A. Kak vihzhitj na dne. Proektih arkhitektorov [Eh/r]. - R/d: http://x-files.org.ua/news.php?readmore

31. Podvodnaya arkhitektura. [Eh/r]. - R/d: http://design.3doma.ua/news/1657484-podvodnaya_arkhitektura_.html

32. Vista, Viva, Terra - plavuchie ostrova v Seule [Eh/r]. - R/d: http://zona-k45.ru/travel/3975-vista-viva-terra-plavuchie-ostrova-v-seule.html

33. Remizov, A. Bioklimaticheskoe zdanie s avtonomnoyj sistemoyj zhizneobespecheniya [Eh/r]. - R/d: http://remistudio.ru/ru/pages/52.htm

34. Gostinichnihyj kompleks «Malibu» [Eh/r]. - R/d: http://www.octopusreefs.ru/-gostinichnihyj-kompleks

Статья поступила в редакцию 21.02.14

УДК 792.8

Ryazanova Yu.Yu. THE EFFECT OF DIFFERENT TYPES OF ARTS ON THE BALLET AND ITS EXPRESSIVE MEANS IN THE XX CENTURY. The article is dedicated to changes in the ballet theater of XX century, which occurred under the influence of experiments and discoveries in related fields of arts: music, painting and sculpture, literature, cinema, opera and drama theater, etc. The paper also traces and forms a system of the main trends in the development of choreography in this direction.

Key words: new artistic media, ballet of XX century, various forms of arts, synthesis of arts.

Ю.Ю. Рязанова, ассистент Российского университета театрального искусства - ГИТИС,

педагог-балетмейстер ГБОУ ЦДТ «На Вадковском», г. Москва, E-mail: junyaagness@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.