Научная статья на тему 'Доктринальная эволюция зарубежных взглядов на противодействие терроризму'

Доктринальная эволюция зарубежных взглядов на противодействие терроризму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
515
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОР / СЕТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДОКТРИНА / «СОЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ» / КОМПЛЕКСНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ / «SOCIALIZED METHOD» / TERRORISM / TERROR / NETWORKS / TRANSFORMATION / DOCTRINE / COMPLEXITY / IDEOLOGY / CHANGES / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Забузов Олег Николаевич, Желнов Илья Игоревич

В статье анализируются доктринальные взгляды ведущих государств мира в специфике противодействия терроризму. Отдельно исследованы подходы государств, которые в меньшей степени подверженных террористической угрозе: Финляндия и ФРГ. Заострено внимание на анализе нормативно-правовой базы и научных разработок в странах, которые в большей степени, подвержены террористической угрозе. К таким странам отнесены США и Великобритания. Отдельное место отведено анализу израильского опыта в борьбе с терроризмом и прослежена динамика изменения израильских взглядов в противодействии терроризму. Проанализирована трансформация взглядов на борьбу с терроризмом в ведущих странах мира. Тенденции такой борьбы сводятся к уходу от исключительно силового решения этой проблемы в сторону несилового, или названного нами, «социализированного способа» борьбы. Одной из ключевых ролей в борьбе с терроризмом является противодействие распространению идеологии терроризма. Немаловажным фактором в такой борьбе является возможность выбить из-под ног террористов почву для насаждения идей терроризма. Исследована тенденция вывода проблемы решения терроризма рядом государств из исключительно нормативно-правового поля, в несколько иное. Такой агломерацией решения проблемы может выступать комплексность ее решения, т.е. не рассматривать проблему терроризма исключительно дискретной по отношению к обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the doctrinal views of the world leading states in the matter of counter-terrorism. The approaches of the states, which are less exposed to a terrorist threat, such as Finland and Federal Republic of Germany, have been considered separately. The attention was focused on the analysis of the regulatory and legal framework and scientific researches in states with a higher degree of a terrorist threat. These states include the USA and Great Britain. Special emphasis has been placed on the analysis of Israeli counter-terrorism experience as also the dynamic pattern of Israeli views on counter-terrorism has been traced. In this article has been analyzed the transformation of views on the fight against terrorism in the world leading states. The trend of this fight reduces to the moving away from only the force solution of this problem and shifting to more soft methods or as we have named it «socialized method». One of the key points in the fight against terrorism is interdiction of terrorism ideology spread. An important factor in this fight is an opportunity to cut the ground from under feet of a terrorist so that he can no longer plant terrorism ideas. In this article has been analyzed the trend of moving the problem of fighting against terrorism by a series of states from only regulatory and legal framework to a different framework. An agglomeration of this problem`s solution can involve its` complexity, i.e. the problem of terrorism should not be considered entirely separate from the society.

Текст научной работы на тему «Доктринальная эволюция зарубежных взглядов на противодействие терроризму»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/86TVN614.pdf DOI: 10. 15862/86TVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/86TVN614)

УДК 32.019.5

Забузов Олег Николаевич

ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»

Россия, Москва1

Доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности

Кандидат политических наук E-Mail: zabuzov@mail.ru

Желнов Илья Игоревич

ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»

Россия, Москва

Заведующий кафедрой информационных технологий

Кандидат военных наук E-Mail: jelnov-i@yandex.ru

Доктринальная эволюция зарубежных взглядов на противодействие терроризму

1 119034, Москва, ул. Остоженка 38

Аннотация. В статье анализируются доктринальные взгляды ведущих государств мира в специфике противодействия терроризму. Отдельно исследованы подходы государств, которые в меньшей степени подверженных террористической угрозе: Финляндия и ФРГ. Заострено внимание на анализе нормативно-правовой базы и научных разработок в странах, которые в большей степени, подвержены террористической угрозе. К таким странам отнесены США и Великобритания. Отдельное место отведено анализу израильского опыта в борьбе с терроризмом и прослежена динамика изменения израильских взглядов в противодействии терроризму.

Проанализирована трансформация взглядов на борьбу с терроризмом в ведущих странах мира. Тенденции такой борьбы сводятся к уходу от исключительно силового решения этой проблемы в сторону несилового, или названного нами, «социализированного способа» борьбы. Одной из ключевых ролей в борьбе с терроризмом является противодействие распространению идеологии терроризма. Немаловажным фактором в такой борьбе является возможность выбить из-под ног террористов почву для насаждения идей терроризма.

Исследована тенденция вывода проблемы решения терроризма рядом государств из исключительно нормативно-правового поля, в несколько иное. Такой агломерацией решения проблемы может выступать комплексность ее решения, т.е. не рассматривать проблему терроризма исключительно дискретной по отношению к обществу.

Ключевые слова: терроризм; террор; сети; трансформация; доктрина; «социализированный способ»; комплексность; идеология; изменение; эволюция.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Забузов О.Н., Желнов И.И. Доктринальная эволюция зарубежных взглядов на противодействие терроризму // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/86TVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/86ТУЖ14

Как показывает повседневный опыт, вопросы антитеррористической политики (противодействия терроризму) не относятся к тем будничным политическим темам, которые обсуждаются широкой общественностью (как проблемы преступности, повышения цен или проблемы безработицы и др.). Тем не менее, интерес к этой политике, а также заинтересованность в широкой информации по данным вопросам существует в обществе. Стоит заметить, что такая заинтересованность начинает расти в геометрической прогрессии, но не тогда, когда удалось предотвратить террористический акт, или обезвредить очередную террористическую группу, а в том случае, когда не удалось предотвратить террористический акт и количество людских жертв очень велико. Причем такого рода заинтересованность со стороны отдельных граждан и общественности, заключается исключительно в критике властей.

Авторы американского доклада «Глобальные тенденции 2025 года: изменившийся мир», выделяют несколько важных подразделов. Одним из таких подразделов является «Терроризм: хорошие и плохие прогнозы».

Терроризм не исчезнет к 2025 году, делают вывод авторы доклада. Однако привлекательность его призывов может пойти на спад, если продолжится экономический рост, и безработица среди молодежи на Ближнем Востоке сократится. Экономическая мотивация молодежи и развитие политического плюрализма, вероятно, отвлекут определенные группы молодежи от вступления в ряды террористов. Но другие молодые люди, одержимые иными устремлениями - желанием отомстить, стать «героями-смертниками», - будут продолжать прибегать к насилию в претворении своих целей.

Некоторые правительства, возможно, ответят на растущий вызов терроризма и внутренние угрозы путем расширения масштабов действий сил безопасности, развития средств наблюдения, более активным использованием спецназа. Контртеррористические миссии будут более интенсивными в городских операциях в связи с ростом урбанизации.

Другие правительства, декларируя необходимость обеспечения безопасности, станут больше контролировать потоки внешних беженцев и иммигрантов, будут выстраивать баррикады и стены вокруг своих территорий, чтобы затруднить туда доступ. Коммуникации через КПП могут стать преобладающими во многих обществах, когда элиты будут стремиться обезопасить себя от внутренних террористических угроз2.

Проанализируем, какие подходы сложились в зарубежных странах в области противодействия терроризму?

Преподаватель полицейского колледжа из Финляндии, С. Хэтонн, отмечает, что борьба с терроризмом в Финляндии нацелена на определение максимально ранней стадии опасности, угрожающей Финляндии, и ее предотвращение. Для достижения указанной цели руководство Финляндии использует следующие методы.

1. Анализ и мониторинг и международного терроризма, а так же явлений, связанных с

ним.

2. Вскрытие событий, связанных с террористической деятельностью, контроль над их развитием и развитием преступности, связанной с терроризмом, всесторонняя оценка угрозы их возникновения на территории страны.

2 Growing Potential for Conflict / Global Trends 2025: A Transformed World // http://www.dni.gov/files/docu-ments/Newsroom/Reports0/o20and0/o20Pubs/2025_Global_Trends_Final_Report.pdf.

3. Определение лиц и организаций располагающихся на территории Финляндии,

3

представляющих потенциальную угрозу .

Становится понятно, что в Финляндии борьба с терроризмом сведена исключительно к деятельности специалистов по противодействию терроризма. В тоже время мы не наблюдаем привлечение в противодействие терроризму иных субъектов такой деятельности, кроме как государственных структур и органов.

Очевидно, что Финляндия в социальном плане достаточно благополучная страна, и мы не можем припомнить каких-либо террористических проявлений на ее территории. Этот тезис касается в первую очередь отсутствия основ развитию благоприятной почвы терроризма внутри самой страны. Можем заключить, что оснований для развития «эксцентричного недовольства» перерождающегося в терроризм в Финляндии нет. Однако, не стоит списывать со счетов возможность проявления террористической угрозы извне. Где, главной движущей идеологемой террористов будет лозунг такого содержания: «Даже в такой благополучной стране вы не чувствуете себя защищенными от террористической опасности». В связи с этим главное в противодействии терроризму в Финляндии является недопущение, назовем это так, на свою территорию любого террористического элемента. Будь то, отдельный террорист, группа, ячейка, или целая организация. Стоит заметить, что С. Хэтонн, видит главную угрозу стране исходящую от исламского радикализма и терроризма.

Генеральная цель политики немецкого государства заключается в том, чтобы сократить, насколько возможно, угрозу безопасности Германии и мировому сообществу со стороны глобализирующегося терроризма, а также немецким гражданам и их интересам. Уменьшению опасности, отмечает автор, служит, в первую очередь, превентивная борьба с причинами и идеологической базой терроризма. Террористические структуры должны действенно уничтожаться через оказание давления на ход розыска и расследований, а также решительного образа действий против террористических систем, а террористические и поддерживающие их государственные и негосударственные акторы и симпатизирующие им лица - подвергаться устрашению.

Становится понятно, что руководство Германии в своей политике выделяет метод устрашения, что своего рода можно охарактеризовать как террор со стороны государства.

Снижение уязвимости Германии в целом, защита населения и немецких интересов служат к тому же эффективные технические, персональные и организационные меры безопасности. Как считает автор, причина и симптомы терроризма - комплексные, ввиду этого для предотвращения и преодоления международного терроризма руководство Германии использует многосторонний, общеполитический и превентивный подходы. Обязательной предпосылкой для успешного преодоления международного терроризма, с немецкой точки зрения, является строгое соблюдение действующего международного права, положений и прав человека. Германия настойчиво выступает за главенствующую роль Организации Объединенных Наций в противодействию международному терроризму. Отмеченные положения придают этой борьбе международную легитимность, общемировую правовую и политическую достоверность, а также возможность выбора средств для ее осуществления. Это является важнейшей предпосылкой для получения и сохранения поддержки собственным населением, мировой общественностью и умеренных мусульманских государств, организаций и группировок в споре по вопросу о международном терроризме.

3 Хэтонн С. Противодействие терроризму в Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2. С. 44-45.

В связи с этим, по мнению немецкого политического руководства, предотвращение и преодоление терроризма понимается как комплексная, общеполитическая задача. С

помощью ее решения Федеральное правительство хочет справиться с интегративными и многоуровневыми причинами и формами проявления международного терроризма. Автор, Х. Бюль, в заключение отмечает, что проведение изолированных мер не рассматривается как сулящее успех4.

Можем отметить, что доктринальные положения, отмеченные автором статьи, носят конструктивный аспект. Согласимся и с тем, что проблему борьбы с терроризмом стоит рассматривать как комплексную проблему. И, руководство Германии, по крайней мере, в своих намерениях рассматривает проблему противодействия терроризму как интегративную политическую проблему, с соответствующим комплексным подходом к ее решению. Не можем не назвать положительным фактом и то, что руководство ФРГ не рассматривает сугубо силовые меры как наиболее успешные в сфере борьбы с терроризмом.

Дж. Стивенсон, автор статьи о роли вооруженных сил Великобритании в борьбе против терроризма, отмечает, что в Великобритании, в отличие от США, нет жесткого законодательного запрета на использование вооруженных сил внутри страны. Автор заостряет свое внимание на определении места и роли ВС Великобритании в борьбе с терроризмом, а также исследует значение гражданских властей в этой деятельности.

По запросу (как правило) соответствующего шефа полиции - через министерство внутренних дел и с формального согласия министерства обороны - британские военные могут оказывать специальную военную помощь гражданским властям. Это так называемый -«Внутренний антитеррор».

В тоже время, практика показала, что британская армия оказалась не готова к радикально новым требованиям, которые могут быть предъявлены к военным в связи с появлением новой, апокалиптической формы терроризма, так отличающейся от относительно умеренного использования политического насилия Ирландской Республиканской Армией.

Руководящая роль в борьбе против терроризма на британской земле принадлежит министерству внутренних дел, а армия всегда отвечала за физическую оборону, в смысле охраны воздушного пространства и территориальных вод. В общем, мы не нашли достаточного количества доказательств того, что министерство обороны восприняло серьезно необходимость переосмыслить состояние вооруженных сил, чтобы они были в состоянии оказать необходимую поддержку гражданским властям по обеспечению внутренней безопасности в случае крупномасштабного террористического акта в Великобритании5, заключает автор статьи.

Израильские авторы А. Кашнер и А. Ядлин рассматривают борьбу с терроризмом на фоне так называемой «доктрины справедливой войны». Заметим, так же что Израиль находится в перманентном состоянии войны с терроризмом. Не маловажным является и тот факт, что в Армии обороны Израиля служат все граждане призывного возраста в течение трех лет.

Документ, который представляют авторы, был разработан в возглавляемой ими группой в Колледже национальной обороны (IDF) Армии обороны Израиля. Авторы считают, что

4 Bühl H.J. Die Verhütung und Bekämpfung des internationalen Terrorismus. Beitrag der Bundeswehr zum ressortübergreifenden Ansatz / Europäsce Sicherheit, № 1. 2006. S. 69-73.

5 Stevenson Jonathan. The Role of the Armed Forces of the United Kingdom in Securing the State against Terrorism // Armies in Homeland Security: American and European Perspectives / Edited by John L. Clarke Washington, D.C.: National Defense University Press, 2006. S. 21-36.

предложенные принципы, изложенные в нем, практически применимы в любых схожих обстоятельствах.

Структура доктрины представлена тремя частями, включающие в себя несколько подразделов каждая.

Так, часть I. «Принципы борьбы с террором: уровень государства» включает в себя два принципа.

1. Принцип самообороны.

2. Принцип миссии.

Первые два принципа предлагается применять на уровне государства, когда оно сталкивается с террористической угрозой. Они являются общими отправными точками для обсуждения моральных и этических аспектов борьбы демократического государства против терроризма.

Часть II. Принципы борьбы с террором. Превентивные военные действия, состоит из шести принципов.

1. Принцип военной необходимости.

2. Принцип разграничения.

3. Принцип военной соразмерности.

4. Принцип низкой вероятности.

5. Принцип времени.

6. Принцип профессионального понимания.

Борьба государства против терроризма ведется на двух разных, хотя и взаимосвязанных полях боя. Так как террористические акты осуществляются с целью убийства или иного поражения людей, являющихся частью определенного населения, для того чтобы посеять страх среди этого населения. Первое направление борьбы - борьба по защите населения от убийств и ранений, так как каждый раз, когда люди гибнут от рук террористов, сохраняется и угроза дальнейшей гибели, и поэтому искоренить страх среди населения становится невозможным. И поэтому вторая арена борьбы - это защита населения от страха.

Часть III. Принципы борьбы с террором. Информационно-психологическая война. Эта часть состоит из трех основных принципов.

1. Принцип постоянного предупреждения.

2. Принцип компенсации.

3. Принцип оперативного сдерживания.

Государственная деятельность по борьбе за общественное сознание должна вестись по разным направлениям. Первое направление - это внутреннее информационное пространство. Цель - сделать так, чтобы население не только не поддавалось страху, но и поддерживало антитеррористическую деятельность армии и других силовых структур государства. Второе направление - это международное информационное пространство. Цель - убедить общественность разных стран в том, что борьба с терроризмом ведется эффективно и с соблюдением моральных норм. Третье направление - это общественное мнение населения районов базирования террористов. При этом первая цель заключаются в том, чтобы убедить население, что терроризм не приведет ни к каким политическим или идеологическим достижениям. Вторая цель - дать понять жителям, что антитеррористическая война - это война против террористической деятельности, которая планируется и ведется террористами, как

отдельными лицами, так и организациями. Антитеррористическая война не ведется против всего окружающего населения, даже если оно и симпатизирует террористам6.

То есть, на наш взгляд, структура документа, да и сами принципы, отраженные в этой доктрине достаточно условно возможно представить в виде пирамиды, где в ее вершине лежит идеология государственного противодействию терроризму, которая опирается на силовое решение проблемы терроризма и информационно-психологическое. Последнее ставит своей целью активное влияние на общественное мнение, как жителей страны, всего мирового сообщества, так и на ту часть населения, которая открыто/закрыто симпатизирует террористам. Стоит заметить, что в этом ряду стоит выделить еще и идеологический актив террористов, на который так же должно вестись информационно-психологическое воздействие. Естественно, способы, средства и методы такого рода воздействия должны быть уникальными и отличными от тех, которые используются при воздействии на групповое мнение.

«Стратегия борьбы с терроризмом» в США призвана обеспечить две ключевые задачи: защитить Соединенные штаты, их граждан, их друзей и союзников по всему миру от террористических атак и, одновременно, создать максимально неблагоприятную для функционирования терроризма международную среду. Для выполнения этих задач администрация США представила так называемую стратегию «четырех D».

1. Defend - защитить.

2. Defeat - уничтожить.

3. Deny - отказать.

4. Diminish - уменьшить.

Естественно главным направлением антитеррористической стратегии является защита жителей и интересов США как на американской территории, так и за рубежом, путем укрепления обороноспособности страны, а также распознавание и нейтрализация террористической угрозы на максимально ранней стадии'.

Можем заключить, что в этой американской Стратегии руководством США ставится решение задач по предупреждению терроризма в обособленном виде. То есть без рассмотрения основ зарождения и развития терроризма как внутри США, так и мире. Не ставится руководством США, и создание превентивных мер противодействию терроризму, т.е. рассмотрение такого явления как терроризм в Стратегии не подразумевает решение проблем террористической угрозы исходя из этнических, культурных, социально-экономических и иных истоков зарождения такого явления.

В противодействии современному международному терроризму, отмечают американские эксперты, нужно основательно менять подходы. Одних силовых методов, карательной политики уже недостаточно. На смену уничтоженным бандформированиям и отдельным боевикам приходят другие «люди действия». В итоге нетронутыми остаются так называемые «люди мысли» - носители экстремистских идей, или, если высказаться глобальнее, генераторы идеологии. Необходима значительная првентивная работа по созданию такой социально-экономической и толерантной среды в обществе, которая отторгала бы террористов. Необходим конструктивный и открытый диалог политиков, правозащитников,

6 Asa Kasher, Amos Yadlin. Military Ethics of Fighting Terror: An Israeli Perspective // Journal of Military Ethics, 2005. Vol. 4. No. 1, Р. 3-32.

7 Стратегия борьбы с терроризмом Соединенных Штатов Америки // http://studies.agentura.ru/tr/reform/uscounterterrorsystem/ (дата обращения: 11.09.2014 г.).

представителей неправительственных организаций, где обсуждались бы все проблемы и противоречия, тормозящие борьбу с терроризмом8.

Нет оснований не согласиться с американскими экспертами в вопросах противодействию террористам. Учитывая, что современные террористические и экстремистские организации приобретают все более сетевой, децентрализированный уровень своей деятельности, где ключевой основой является не система управления и взаимодействия, а во многом разобщенные группы, но объединенные одной идеологией.

На схожих позициях стоит исследователь Московского бюро по правам человека С. Беликов. Исследуя структуру боевых террористических организаций, автор отмечает, что в настоящее время деятельность боевых террористических организаций организуется на принципах «сетевого» сопротивления или сопротивления без лидера - методики, длительное время разрабатываемой и апробированной в ряде зарубежных стран, в том числе некоторыми ультраправыми объединениями («Комбат-18» в Англии, «Порядок» в США). При реализации этой системы каждая относительно небольшая группа ультраправых радикалов действует полностью автономно, никому не подчиняется и в своей деятельности ориентируется на совокупность общих и распространенных расистских и нацистских идей и принципов. В некоторых случаях методика имеет несколько иной характер. Например, «Фракция коричневая армия» в ФРГ строила свою деятельность на основе самостоятельных действия отдельных ячеек, не связанных друг с другом, но управляемых из единого центра9.

Как отмечает Джон П. Терри, так же анализируя деятельность США: «Традиционные средства разрешения конфликтов, основанные на праве и традиционной практике, не работают, потому что терроризм по определению скрытен в своих действиях, не имеет формальных связей с государством-спонсором и проводится в жизнь с высокой степенью жестокости. Дипломатия и стремление к примирению могут быть бесполезны, когда имеешь дело с государством, которое отрицает свои действия и всячески стремится избежать нормального, законного взаимодействия между странами.

Однако следует отметить, что и непринудительные меры борьбы с терроризмом также важны. Эксперт по борьбе с терроризмом доктор Уильям Фаррелл отмечает: «Индивидуальная или коллективная дипломатия, которая могла бы повлиять на действия террористической группы или государства-спонсора, должна рассматриваться и применяться в первую очередь». Как вариант, до применения военной силы необходимо еще рассмотреть политические и экономические санкции»10.

8 Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 201-203.

9 Беликов С. НАЦИ-БОЕВИКИ. Участие молодежи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России. / По ред. В.И. Ильюшенко. М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2008. С. 13-14.

10 Terry I.P. Response to International Terrorism / Naval War College Newport Papers, № 25. 2005. S. 51-75.

Подведя итог анализу борьбы с терроризмом в зарубежных странах, можем заключить, что особенности противодействия в этих странах определяются тем террористическим фоном, который сложился вокруг и внутри этих стран.

Отметим так же, что современный этап борьбы с терроризмом сводится не к явно силовому способу противодействию терроризма. В политике большинства государств все более отчетливо прослеживается уход от исключительной борьбы с терроризмом силовыми методами в сторону несилового, или иными словами сказать «социализированного способа» борьбы с этим явлением. Главенствующим сегодня становится противодействие идеологии терроризма и ликвидации благоприятной почвы для развития терроризма. Причем, ряд государств выводит проблему противодействия терроризму исключительно из законодательного, детерминированного поля борьбы с терроризмом, в принципиально иное, комплексное политическое решение проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев О.Н. Противодействие терроризму в США: опыт и проблемы // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 201-203.

2. Беликов С. НАЦИ-БОЕВИКИ. Участие молодежи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России. / По ред. В.И. Ильюшенко. М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2008. С. 13-14.

3. Волков Е.И., Баженов Р.И. Разработка программной системы «Сканер социальных связей» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34321 (дата обращения: 05.08.2014).

4. Забузов О.Н. Эволюция взглядов на противодействие терроризму в мире: критические выводы для России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 4 (19). С. 88-96.

5. Стратегия борьбы с терроризмом Соединенных Штатов Америки // http://studies.agentura.ru/tr/reform/uscounterterrorsystem/ (дата обращения: 11.09.2014 г.).

6. Хэтонн С. Противодействие терроризму в Финляндии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2. С. 44-45.

7. Шолохов М.Я., Желнов И.И., Яроцкая Л.В. Психодиагностика в профориентационной работе с подростками и старшеклассниками // Мир науки. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/73964822.pdf (дата обращения: 05.10.2014).

8. BühlH.J. Die Verhütung und Bekämpfung des internationalen Terrorismus. Beitrag der Bundeswehr zum ressortüber-greifenden Ansatz / Europäsce Sicherheit, № 1. 2006. S. 69-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Growing Potential for Conflict / Global Trends 2025: A Transformed World // http://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/Reports%20and%20Pubs/2025_Glob al_Trends_Final_Report.pdf (дата обращения: 11.10.2014).

10. Kasher A., Yadlin A. Military Ethics of Fighting Terror: An Israeli Perspective // Journal of Military Ethics, 2005. Vol. 4. No. 1, Р. 3-32.

11. Stevenson J. The Role of the Armed Forces of the United Kingdom in Securing the State against Terrorism // Armies in Homeland Security: American and European Perspectives / Edited by John L. Clarke Washington, D.C.: National Defense University Press, 2006. Р. 21-36.

12. Terry I.P. Response to International Terrorism // Naval War College Newport Papers. 2005. № 25. Р. 51-75.

Ilia Zhelnov

Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-Mail: zabuzov@mail.ru

Oleg Zabuzov

Moscow State Linguistic University Russia, Moscow E-Mail: jelnov-i@yandex.ru

Doctrinal evolution of the foreign views on the counter-terrorism

Abstract: The article analyzes the doctrinal views of the world leading states in the matter of counter-terrorism. The approaches of the states, which are less exposed to a terrorist threat, such as Finland and Federal Republic of Germany, have been considered separately. The attention was focused on the analysis of the regulatory and legal framework and scientific researches in states with a higher degree of a terrorist threat. These states include the USA and Great Britain. Special emphasis has been placed on the analysis of Israeli counter-terrorism experience as also the dynamic pattern of Israeli views on counter-terrorism has been traced.

In this article has been analyzed the transformation of views on the fight against terrorism in the world leading states. The trend of this fight reduces to the moving away from only the force solution of this problem and shifting to more soft methods or as we have named it «socialized method». One of the key points in the fight against terrorism is interdiction of terrorism ideology spread. An important factor in this fight is an opportunity to cut the ground from under feet of a terrorist so that he can no longer plant terrorism ideas.

In this article has been analyzed the trend of moving the problem of fighting against terrorism by a series of states from only regulatory and legal framework to a different framework. An agglomeration of this problem's solution can involve its' complexity, i.e. the problem of terrorism should not be considered entirely separate from the society.

Key words: terrorism, terror, networks, transformation, doctrine, «socialized method», complexity, ideology, changes, evolution.

REFERENCES

1. Alekseev O.N. Protivodeystvie terrorizmu v SShA: opyt i problemy // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 7. S. 201-203.

2. Belikov S. NATsl-BOEVIKI. Uchastie molodezhi v deyatel'nosti boevykh terroristicheskikh organizatsiy kak destabiliziruyushchiy faktor mezhnatsional'nykh otnosheniy v sovremennoy Rossii. / Po red. V.I. Il'yushenko. M.: Moskovskoe byuro po pravam cheloveka, «Academia», 2008. S. 13-14.

3. Volkov E.I., Bazhenov R.I. Razrabotka programmnoy sistemy «Skaner sotsial'nykh svyazey» // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014. № 5 [Elektronnyy resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34321 (data obrashcheniya: 05.08.2014).

4. Zabuzov O.N. Evolyutsiya vzglyadov na protivodeystvie terrorizmu v mire: kriticheskie vyvody dlya Rossii // Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoy zashchity. 2013. № 4 (19). S. 88-96.

5. Strategiya bor'by s terrorizmom Soedinennykh Shtatov Ameriki // http://studies.agentura.ru/tr/reform/uscounterterrorsystem/ (data obrashcheniya: 11.09.2014 g.).

6. Khetonn S. Protivodeystvie terrorizmu v Finlyandii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 2. S. 44-45.

7. Sholokhov M.Ya., Zhelnov I.I., Yarotskaya L.V. Psikhodiagnostika v proforientatsionnoy rabote s podrostkami i starsheklassnikami // Mir nauki. 2014. № 1. [Elektronnyy resurs]. URL: http://elibrary.ru/download/73964822.pdf (data obrashcheniya: 05.10.2014).

8. Bühl H.J. Die Verhütung und Bekämpfung des internationalen Terrorismus. Beitrag der Bundeswehr zum ressortüber-greifenden Ansatz / Europäsce Sicherheit, № 1. 2006. S. 69-73.

9. Growing Potential for Conflict / Global Trends 2025: A Transformed World // http://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/Reports%20and%20Pubs/2025_Glob al_Trends_Final_Report.pdf (data obrashcheniya: 11.10.2014).

10. Kasher A., Yadlin A. Military Ethics of Fighting Terror: An Israeli Perspective // Journal of Military Ethics, 2005. Vol. 4. No. 1, R. 3-32.

11. Stevenson J. The Role of the Armed Forces of the United Kingdom in Securing the State against Terrorism // Armies in Homeland Security: American and European Perspectives / Edited by John L. Clarke Washington, D.C.: National Defense University Press, 2006. R. 21-36.

12. Terry I.P. Response to International Terrorism // Naval War College Newport Papers. 2005. № 25. R. 51-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.