Научная статья на тему 'Доклад руководителя федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинского на межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития» 1 марта 2006 г. , «Президент-Отель» (в сокращении)'

Доклад руководителя федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинского на межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития» 1 марта 2006 г. , «Президент-Отель» (в сокращении) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
98
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доклад руководителя федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинского на межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития» 1 марта 2006 г. , «Президент-Отель» (в сокращении)»

4 (88) - 2006

ФОРУМЫ. СЪЕЗДЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

Доклад руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинского на межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития» 1 марта 2006 г., «Президент-отель» (в сокращении)

2005

По данным TNS Gallup Media

Остановлюсь на наиболее значимых итогах развития медиаиндустрии, книгоиздания и полиграфии в 2005 г. и перспективах развития в 2006 г

Когда мы говорим об основополагающих задачах развития средств массовых коммуникаций, то прежде всего имеем в виду обеспечение возможности граждан на получение информации, участие СМИ в формировании гражданского общества, обеспечении его интересов, развитие информационного пространства Российской Федерации.

Давайте же посмотрим, какое место занимают средства массовой информации в среднестатистической российской семье, состоящей из четырех человек (слайд № 1)*.

На представленном слайде мы видим, что среднее время телесмотрения составляет 3 ч 36 мин, радиопрослушивания — 3 ч 48 мин, на чтение газет уходит в среднем 12 мин в день, на пролистывание журналов тратится в среднем 6 мин в день, как и на просмотр видео, музыкальные диски слушаются 18 мин в день.

Интернет занимает внимание россиян в среднем 6 мин в день, хотя в моем конкретном случае эта цифра несколько выше: без Интернета на работе — никуда.

Думаю, что эти цифры многое говорят и сами по себе, и не только социологам. Если учесть, что за вычетом времени на работу и дорогу в общественном транспорте, на прием пищи и сон, а также на

* Здесь и далее на слайдах цветное изображение заменено на черно-белый фон и штриховку. — Прим. редакции.

ВРЕМЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ

Из этого в среднем в день:

* Телесмотрение - 3 ч 36 мин;

* Радиопрослушивание - 3 ч 48 мин;

• Чтение газет, журналов - 18 мин;

* Музыкальные диски - 18 мин;

• Интернет - 6 мин;

• Книги - 12 мин.

Семья из четырех человек со

среднемесячным доходом

от 250 до 1 500 дол. США на человека.

НП "Медиа Комитет"

Слайд № 1

повседневное человеческое общение у нас остаются буквально считанные часы, то приведенные цифры означают, что добрую половину нашего свободного времени, а оно, как было замечено, и составляет действительное богатство общества, мы проводим в информационном пространстве. Это, без преувеличения, сдвиг исторического масштаба, и он произошел на протяжении жизни одного поколения.

Средства массовых коммуникаций первыми приняли вызовы информационного общества, которые связаны с новыми технологиями, со стремительным развитием Интернета, появлением мультимедийной сферы, в которой сегодня присутствуют не только телевизионная и радийная составляющие, но и спутниковые, и кабельные системы, другие виды коммуникаций (слайд № 2).

Рынок индустрии коммуникаций в стране развивается и растет стремительно.

ВВП И МЕДИАРЫНОК

ТЕМПЫ РОСТА РОССИЙСКОГО МЕДИАРЫНКА

2003

2003

2005

2006

2007

■ Медиарынок □ ВВП

Слайд № 2

Многообещающе выглядят и его перспективы, которые связаны с развитием экономики страны. По темпам роста внутреннего валового продукта наша страна в последние годы стабильно занимает одно из лидирующих мест (слайд № 3).

В международной системе координат российский рынок СМИ выглядит совсем неплохо (слайд № 4).

На слайде вы видите объем и структуру российского рынка СМИ и книгоиздания.

Этому способствуют благоприятный макроэкономический прогноз, связанный с высокими мировыми ценами на энергоносители, рост конкуренции в ведущих секторах экономики, заставляющий компании повышать расходы на рекламу, увеличение числа малых и средних предприятий, развитие новых ниш на самом рекламном рынке.

А темпы роста отечественного медийного рынка вообще многократно опережают и мировые показатели, и темпы роста национального ВВП. К 2014 г. его объем прогнозируется на уровне 15 млрд дол., против совокупного сегодня 5 млрд дол.

В условиях растущей конкуренции меняется и стратегия медиакомпаний, которые все больше развиваются как многопрофиль-

ные холдинги, включающие в себя, по сути дела, все известные типы СМИ.

Ведущие аналитики уверены, что в ближайшие годы в России будет образовано и построено несколько миллиардных по капитализации медиакомпаний. Подобное строительство требует масштабных инвестиций, основными способами привлечения которых являются, как известно, поиск стратегического инвестора, долговое финансирование и размещение акций. Хочу в этом контексте особо выделить размещение IPO на бирже, которое, в том числе, способствует быстрому росту капитализации компаний, а значит, капитализации страны и росту ее авторитета в мире.

Из российских медиакомпаний на западный рынок ценных бумаг уже вышли РБК и Rambler. Причем размещение их бумаг (IPO) имело головокружительный успех, а акции этих компаний продемонстрировали отличную динамику роста, доказав

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

[

Рост ВВП в процентах

]

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 ВВП на душу

населения

в дол. США

Китай 7,1 8,0 7,5 8,3 9,3 9,5 9,2 1 269

Индия 7,1 4,7 4,8 4,4 7,5 7,3 7,1 608

Россия 6,4 10.0 5,1 4,7 7,3 7.2 6.0 4 093

Азербайджан 10,3 9,6 9,7 10,8 10,1 18,3 1 024

Армения 6,0 9,6 13,2 13,9 10,1 8 1 093

Беларусь 5,8 4,7 5,0 6,8 11,0 7,8 375

Грузия 1,9 4,7 5,5 11,1 8,5 10 866

Казахстан 9,8 13,5 9,8 9,3 9,4 9 2 715

Кыргызстан 5,4 5,3 0,0 6,9 6,0 2 425

Молдова 2,1 6,1 7,8 6,3 7,0 6 716

Таджикистан 8,3 10,2 9,1 10,2 10,6 8 329

Туркменистан 18,6 20,4 19,8 16,9 7,5 7 2 469

Узбекистан 3,2 4,1 3,1 1,5 7,1 5,4 375

Украина 5,9 9,2 5,2 9,6 12,1 3,0 1 366

Слайд № 3

РЫНОК СМИ И КНИГОИЗДАНИЯ В 2005 г.

II

1,28

0,57

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА В МЛРД ДОЛ. США

ТВ в Радио В Интернет Книги

Бесплатная пресса

□ Рекламные доходы прессы а Доходы от подписки

□ Доходы от розницы_________

0,33

Слайд № 4

□ Книги

■ Интернет

□ Радио ТВ

Печатные СМИ

1000

900

800

700

600

500

400

300

200

100

млн дол. США

Вторичное размещение, июнь 2004

IP0, апрель 2002

05/02 11/02 05/03 11/03 05/04 11/04 05/05 11/05 — Капитализация РБК, млн дол. США

свою привлекательность для инвесторов. В феврале текущего года процедуру размещения IPO осуществила восточноевропейская компания Trader Media East

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— издатель газеты «Из рук в руки», цена которой выросла до 650 млн дол. Объявлено, что в ближайшее время состоится размещение IPO «Видео Интернешнл Тренд»

— дочерней компании группы «Видео Интернешнл».

Таким образом, процесс пошел и, вне всякого сомнения, он будет быстро набирать обороты (слайд № 5).

В Российской Федерации на 1 января 2006 г. зарегистрировано 66 931 средство массовой информации, из них 52 641 — печатное СМИ и 14 290 — электронных.

При этом надо оговориться, что это количество СМИ, о которых можно сказать, что они юридически живые, но физически, конечно же, примерно 45 % из них находятся в летаргическом сне, оживают в период избирательных кампаний либо просто выходят от случая к случаю.

В 2005 г. выдано 1 025 лицензий на вещание, в их числе 529 новых лицензий, 145 — переоформленных, 351 — пролонгированная (слайд № 6).

ИНДУСТРИЯ РЕКЛАМЫ (слайд № 14). Здесь надо отметить, что темпы роста объема рекламы составили за год 28 %, а ее общий объем достиг 5 млрд 10 млн дол.

1РОМЕДИЙНЫХ КОМПАНИЙ

АI

РБК

При размещении компания была оценена в 83 млн дол. США, хотя ее выручка составляла всего 19 млн дол. США.

С момента размещения капитализация возросла почти в 11 раз до 900 млн дол. США.

За последний год стоимость РБК увеличилась более чем в два раза.

Ма средства от 1РО запущен первый канал делового телевидения - выручка РБК ТУ за 2005 год составила 25 млн дол. США.

13атЫег

Рынок оценил компанию в 138 млн дол. США при выручке в 12,5 млн дол. США.

С момента размещения в марте 2005 г. капитализация выросла более чем в 2 раза. Деньги используются для агрессивного наращивания доли рынка мобильного контента, ТВ, интернет-рекламы.

— Капитализация Rambler, млн дол. США

Видео Интернешнл

Слайд № 5

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), самым большим сегментом рынка остается телевизионная реклама (слайд № 15).

Объем телевизионного рынка рекламы за год составил 2 млрд 330 млн дол., что больше, чем в 2004 г., на 37 %. Рекламодатели по-прежнему отдают предпочтение телевидению.

Объем рекламного рынка регионального телевидения составляет примерно до 28 % всей телевизионной рекламы.

КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ СМИ

С

773

■ Печатные □ Электронные

657

РЕКЛАМА

ДИНАМИКА РОССИЙСКОГО РЕКЛАМНОГО РЫНКА, 2001 - 2005 гг., МЛН ДОЛ. США

5 010

И

14 290

В 2005 г. зарегистрировано 2 430 новых средств массовой информации.

Печатные

Электронные

По состоянию на 1 января 2006 г.

зарегистрировано 66 931 средство массовой информации.

В 2005 г. выдано 1 025 лицензий на вещание, в их числе 529 новых лицензий,

145 - переоформленных, 351 - пролонгированная.

Роспечать, Росохранкулыпура

Слайд № 6

2001 2002 2003 2004 2005

Слайд № 14

С

РЕКЛАМА

ОБЪЕМ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В 2005 г

Сегменты Объем рынка, млн дол. США Прирост, %

2004 г. 2005 г.

Телевидение 1 700 2 330 37

Радио 250 300 20

Печатные СМИ 1 200 1 390 16

в том числе:

газеты 250 290 16

журналы 470 580 23

рекламные издания 480 520 8

Наружная реклама 710 910 28

Интернет 35 60 71

Прочие носители 15 20 33

ИТОГО: 3 910 5 010 28

Слайд № 15

Самые низкие темпы прироста рекламных поступлений у печатных средств массовой информации

— они получили от рекламодателей 1 млрд 390 млн дол., прирост в сравнении с прошлым годом уменьшился на 12 %.

Печатные СМИ по темпам прироста рекламы уступили радио, объем рекламы которого вырос на 20 % и составил 300 млн дол.

Объем рекламы в Интернете показал рекордный прирост на 71 % в сравнении с 2004 г. и составил сейчас 60 млн дол.

Конечно же, все присутствующие думают о том, что принесет индустрии рекламы принятие новой редакции закона «О рекламе», который существенно меняет правила игры на рынке.

Под общие ограничения подпадают также такие виды рекламы, как телемагазины, бегущие строки, наложение рекламного кадра.

Из положительных моментов новой редакции надо отметить уточнение ряда понятий, в том числе таких как «реклама», «товар», «объект рекламирования», «социальная реклама», определение понятия «спонсор».

К сожалению, в Законе, принятом Государственной Думой, вновь прописаны крайне неэффективные возможности и обязанности по размещению социальной рекламы.

Нас это особенно волнует, потому что в общей сложности с 2000 г. государством на социальные ролики направлено более 37 млн руб. И их размещение на федеральных каналах сталкивается с большими трудностями.

Ограничение рекламы прежде всего ударит по независимым региональным компаниям, не получающим поддержки от губернаторов и других властных структур. У региональных вещателей нет возможности бесконечно увеличивать цены на рекламу.

Безусловно, ситуация сложилась непростая. Единодушие, с каким депутаты приняли проект, говорит о их более чем серьезном настрое. Конечно, они думают о защите интересов телезрителей. И телезрителей, и депутатов можно понять.

Нигде в странах с развитой индустрией нельзя себе представить появления в общенациональном эфире рекламы частного стоматолога, какой-нибудь гадалки бабы Любы или Нюры или магнитных браслетов.

Справедливо будет заметить, что общество настойчиво давало понять: на рынке рекламы далеко не все благополучно, ее чрезмерно много, она часто агрессивна, не учитывает национальной самобытности, традиций народов нашей страны.

Но при этом телезрители мало знают о том, из чего складывается процесс производства телевизионного продукта, сколько стоит покупка новых фильмов и программ, оплата лицензий на трансляцию, оплата авторских и смежных прав.

Не хотелось бы, чтобы принятие нового законопроекта стало началом кампании по борьбе с рекламой как таковой.

ПЕЧАТНЫЕ СМИ (слайд № 16). Если говорить о российском рынке печатных средств массовой информации, то в 2005 г. он продемонстрировал динамичный качественный рост. В стране было реализовано печатных изданий на сумму более 2 млрд 180 млн дол. США. В совокупности российский рынок периодической печати (распространение + реклама) в 2005 г. составил 3 млрд 570 млн дол. США, а объем инвестиций в него — более 1 млрд 200 млн дол.

По темпам роста российский рынок прессы яв -ляется одним из признанных мировых лидеров. Не случайным, на наш взгляд, выглядит в этой связи и решение Правления Всемирной газетной ассоциации (WAN) о проведении в июне текущего года в

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА, МЛРД ДОЛ. США

0,33

1,28

1,39

□ Бесплатная пресса

■ Рекламные доходы от прессы

□ Доходы от подписки Ш Доходы от розницы

0,57

Совокупный доход печатных СМИ составил в 2005 г. 3,57 млрд дол. США.

Роспечать

Слайд № 16

ПЕЧАТНЫЕ СМИ: СТРУКТУРА ЖУРНАЛЬНОГО РЫНКА

В России зарегистрировано 18 183 журнала. Регулярно издаются более 60% из них.

Общий тираж в 2005 г. составил 1,865 млрд экземпляров.

Тираж глянцевых журналов в 2005 г. составил 850 млн экземпляров.

Слайд № 17

Москве 59-го Всемирного газетного конгресса и 13-го Форума главных редакторов этой авторитетнейшей международной организации, практически накануне саммита «восьмерки» в России.

В нашу страну ожидается приезд более 1,5 тыс. представителей элиты мировой прессы из более чем 70 стран — издателей и редакторов ведущих газет мира, руководителей крупнейших международных и национальных организаций и объединений, действующих на медиапространстве планеты. Это, кстати, одно из немногих крупных мировых мероприятий, право на проведение которого мы в жесткой конкуренции выиграли для российской столицы.

Предстоит большая и ответственная работа, которую надо выполнить, чтобы Конгресс и Форум прошли интересно и конструктивно. Я убежден, российской стороне хватит интеллектуального потенциала и убедительных аргументов, чтобы поддержать должным образом любую возникшую дискуссию. Проблемы в медиаиндустрии существуют везде, в том числе в странах Европы и США, что, в частности, наглядно продемонстрировал и продолжающийся «карикатурный скандал». Будем еще и еще раз учиться вести себя грамотно в политических дискуссиях.

В течение 2005 г. на рынке печатных СМИ России наблюдалась невиданная ранее активность, связанная с покупкой-продажей медиаактивов и последующим созданием или развитием медиахолдингов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале года состоялась крупнейшая в истории печатных СМИ сделка — за 185 млн дол. собственником ИД «Independent Media» стал финский холдинг Sanoma Magazines. ИД Родионова купил журналы гипп «Компания», «Крестьянка», ряд других.

Группа «Промсвязькапитал» приобрела контрольный пакет акций газеты «Труд». Газета «Известия» перешла в собственность медиа-холдинга «Газпром-Медиа». Владельцем «Огонька» стал питерский холдинг «Телеком-инвест». «Проф-Медиа» приобрел журнал «Афиша». В течение прошлого года сменили владельцев также «Московские новости» и «Независимая газета». Уже есть примеры и в текущем году — выставлен на продажу ИД «Экстра М Медиа» (за 100 млн дол.).

Наиболее бурно развивался в минувшем году журнальный рынок. Общий тираж российских журналов в 2005 г. достиг 1 млрд 865 млн экземпляров, в том числе глянцевых — более 850 млн (слайд № 17).

При этом преобладающим товаром и основным информационным носителем на рынке российской периодики остаются все-таки газеты, общий тираж которых в 2005 г. составил 8 млрд 312 млн экземпляров (слайд № 18).

Российскому рынку прессы свойственны многие болезни роста. Бизнес-проектов на нем уже реализуется много, но в процентном отношении, особенно в газетном сегменте, они пока еще находятся в меньшинстве. Например, количество прибыльных ежедневных общественно-политических газет в стране не превышает 10 — 12 %. Остальные в той или иной мере живут на дотации материнских финансово-промышленных групп, федеральных и региональных органов власти либо аффилированных с ними структур.

Вместе с тем борьба за рекламодателя и читателя на газетном рынке страны усиливается, что все-таки приводит к заметным позитивным сдвигам. Прежде всего газеты широко переходят на цветную печать и более удобные для читателей форматы. И эти процессы характерны не только для столиц.

К сожалению, рынок розничных продаж прессы во многом архаичен и непрозрачен. В стране, например, никак не приживутся конечные розничные цены

ПЕЧАТНЫЕ СМИ: СТРУКТУРА ГАЗЕТНОГО РЫНКА

Региональные

Общероссийские

В России зарегистрировано 26 177 газет. Регулярно издаются около половины из них.

Общий тираж в 2005 г. составил 8,312 млрд экземпляров.

гам™* Тираж общероссийских газет (400 32,9 % наименований) составил 2,9 млрд экземпляров (34,8%).

Слайд № 18

ПЕЧАТНЫЕ СМИ: ДИНАМИКА ПОДПИСНЫХ ТИРАЖЕЙ

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

в млн экземпляров

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

на издания. Далека от совершенства и система подписки на периодическую печать (слайд № 19).

Уже 5 лет подряд разовые подписные тиражи периодики проявляют устойчивую тенденцию к плавному снижению. Несмотря на то, что Почта России летом прошлого года ввела новую единую методику образования доставочных цен на подписные издания, на общую негативную ситуацию с подпиской это повлияло слабо. Объем подписного тиража, собранного на 1-е полугодие 2006 г., сократился еще на 2,8 %.

Мы фактически потеряли пласт общенациональных газет и журналов. Немногие издательские дома могут похвастаться большим числом читателей в регионах. Чтобы сохранить немосковскую аудиторию, центральные газеты пошли по пути создания местных вкладок. На этом поприще успех сопутствовал нескольким устойчивым в финансовом плане «тяжеловесам» — «Комсомольской правде», «Аргументам и фактам», «Московскому комсомольцу», «Российской газете».

Без слез невозможно читать региональные данные подписной кампании на 1-е полугодие 2006 г. на некоторые газеты, популярные у столичных читателей. Скажем, в трех смежных субъектах Федерации — Нижегородской, Кировской областях и Республике Мордовия — набралось в общей сложности всего 699 подписчиков «Коммерсанта». Примеры можно множить, однако и без этого тенденция понятна.

Действующая система подписки требует серьезного реформирования. Мы настойчиво и неоднократно поднимали эту тему и полагаем, что вывести систему подписки на периодическую печать из затянувшегося кризиса невозможно без деятельного участия государства, включая и меры антимонопольного реагирования. Надеюсь, о своем интересном опыте в этой сфере расскажет П. Н. Гусев.

Развитию рынка прессы Российской Федерации в значительной степени препятствует также и ситуация на отечественных рынках бумаги и полиграфических услуг. Мы неоднократно говорили о парадоксальном несоответствии, когда таможенные пошлины и НДС на импортную бумагу, полиграфические краски и материалы существуют, а на ввозимую в Россию готовую печатную продукцию отсутствуют. Конечно, издателю выгоднее отпечатать книги и журналы за пределами России и потом

Почта России

Слайд № 19

ввезти их беспошлинно. Мы кормим зарубежных полиграфистов, вместо того чтобы направлять эти деньги на развитие российских предприятий.

Решение данной проблемы мы видим в отмене таможенных пошлин на не производимые в России бумагу и полиграфические материалы. Кроме того, начиная с 2007 г., следовало бы вернуться на федеральном уровне к практике льготного налогообложения печатных изданий и книг, связанных с образованием, наукой и культурой, и ввести для них ставку НДС в размере 5 % на все виды работ и услуг по производству и распространению, как это делается в большинстве стран Евросоюза.

В минувшем году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Агентство подготовило и представило предложения, касающееся поддержки в 2006 г. и в последующие годы социально значимых проектов в общефедеральных, региональных и местных периодических печатных СМИ. Наши предложения были поддержаны, и в результате объем средств на субсидирование периодических печатных изданий на указанные цели в федеральном бюджете в 2006 г. был увеличен с 47 млн до 150 млн руб.

За счет этих средств будет осуществляться поддержка таких приоритетных тематических направлений, как формирование культа семьи и здорового образа жизни; борьба с терроризмом, экстремизмом, расовой и религиозной нетерпимостью; реализация национальных проектов; безопасность на дорогах.

При этом продолжает оставаться актуальной проблема избирательного оказания финансовой поддержки СМИ из региональных и местных бюджетов. Может быть, и не стоит осуждать стремление регионов оказать такую поддержку, поскольку эти денежные вливания важны для развития СМИ.

КНИГОИЗДАНИЕ

Динамика российского книгоиздания в 1995-2005 гг. (тираж, млн экз.)

800

600

400

200

со

счГ

о

О)

ю"

ем

<5

з

СО

9

(0

3

м>

т—

3

N

СО

§

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

ФГУ <гРоссийская книжная палата»

Слайд № 20

Другое дело, что механизм финансовой помощи должен быть предельно прозрачен. Нужно уходить от практики распределения средств по принципу «свой — чужой», которая является ярким примером недобросовестной конкуренции, и все средства распределять исключительно с применением конкурсных процедур.

КНИГОИЗДАНИЕ. Книгоиздательский бизнес в России представляет собой в настоящее время рентабельную и динамично развивающуюся отрасль. По предварительным данным, в 2005 г. в России было выпущено 95 498 названий книг и брошюр общим тиражом 669,2 млн экземпляров (слайд № 20).

КНИГОИЗДАНИЕ

Динамика российского книгоиздания в 1995-2005 гг. (число названий)

ФГУ «Российская книжная палата»

Слайд № 21

По количеству выпущенных названий рост выпуска книжной продукции составил 107,2 % по сравнению с 2004 г. Можно надеяться, что уже в нынешнем, 2006 г. мы сможем преодолеть 100-тысячный рубеж по числу выпускаемых названий, что к настоящему времени удалось осуществить лишь трем странам — Китайской Народной Республике, Великобритании и США (слайд № 21).

Однако показатель совокупных тиражей, издаваемых в нашей стране, уже второй год снижается. В 2005 г. он сократился почти на 2,5 % по сравнению с 2004 г., а если брать только количество реализованных книг, — почти на В то же время последний год объем книжного рынка, по оценкам экспертов, вырос на 17 % — с 1 млрд 300 тыс. до 1,5 млрд руб. Этот рост книжного рынка происходит, к сожалению, исключительно за счет роста цен на книги.

Наиболее острая проблема, которая стоит сегодня перед книгоиздательской отраслью страны, — сокращение доли регулярно читающего книги населения, особенно среди молодежи.

Социологическое исследование по проблемам чтения, выполненное в 2005 г. по заказу Роспечати, показало, что сегодняшняя Россия — это страна, где более половины (52 %) взрослого населения не покупает книг и более трети (37 %) — их вообще не читает. Доля активных читателей за последние 2 года снизилась с 26 до 23 %. Авторитетное международное исследование, проводимое в нашей стране второй раз за последние 10 лет, демонстрирует неудовлетворительные навыки чтения у детей школьного возраста. Вдумайтесь в цифры! По навыкам чтения и восприятию прочитанного материала 15-летними школьниками Россия занимала 27-е место среди 32 в 2000 г., и 33-е место среди 40 в 2004 г. участвовавших в исследовании стран.

Эти факты не могут не внушать тревоги и требуют немедленного реагирования со стороны общества и государства. С аналогичными проблемами столкнулись в 80-е — 90-е гг. и другие развитые

страны Европы и Америки, которые отреагировали на проблему принятием государственных контрмер по пропаганде чтения. Именно сейчас для России очень важно не упустить момента, когда активной государственной политикой возможно переломить ситуацию.

Мы убеждены, что необходимо принятие Национальной программы чтения. В качестве первого шага можно было бы объявить 2007 г. «Национальным годом чтения», сконцентрировав вокруг этого события усилия издателей, педагогов, библиотекарей, писательской и культурной общественности.

В 2005 г. уже была проделана работа по разработке и утверждению ведомственных аналитических и целевых программ, нацеленных на повышение культуры чтения в стране. Сформированы две программы: «Поддержка чтения и национальной книги как способ повышения культурного потенциала нации» и «Национальная литература — национальное сознание», которая сейчас предлагается на рассмотрение в Минэкономразвития России. Мы рассматриваем их как первые элементы будущей национальной программы

Отдельные крупные акции уже проходят «обкатку» в конкретных условиях. Так, в прошедшем году был проведен пилотный фестиваль детской книги «Вместе с книгой — в Новый Год!» в Тверской области — своего рода старт масштабных мероприятий по поддержке детско-юношеского чтения в нашей стране (следующая станция — Нижний Новгород), проведены книжные конкурсы «Алые паруса» (детская и юношеская литература), «Малая Родина» (литература российских регионов), конкурс литературы стран СНГ «Искусство книги».

Важным рычагом пропаганды чтения в стране являются книжные ярмарки, наиболее крупные из которых — Московская международная книжная выставка-ярмарка и «Книги России» — проводятся Роспечатью, а ярмарка «Non-Fiction» — выставочной компанией «Экспо-Парк». По большинству показателей Московская международная книжная выставка-ярмарка входит в число крупнейших книжных ярмарок мира, международное представительство на ней постоянно растет. В 2005 г. страной — Почетным гостем московской ярмарки — была Польша, в 2006-м

— Франция. Жаль только, что в отличие от других развитых стран крупнейшие национальные книжные форумы в России не пользуются достаточным вниманием руководства страны.

Определенное позитивное влияние на книжный рынок России оказывает Федеральная целевая программа «Культура России», подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания». К сожалению, в прошлом году вместо записанных в программе 65 млн руб. на эти цели было выделено всего 45 млн руб.

Важнейшим событием в издательской жизни России стал выпуск первых трех томов новой «Большой Российской энциклопедии» в 30 томах, а также сводного тома «Россия», получившего в 2004 г. главный приз на крупнейшем ежегодном национальном конкурсе «Книга года».

Главным направлением продвижения российской книги за рубежом является участие в международных книжных ярмарках. Напомню эстафету прошлых лет: Франкфурт, Варшава, Париж, Будапешт. В 2006 г. нам предстоит завоевать Пекин. Цель всех этих мероприятий — повышение авторитета российской книги за рубежом, активный выход на международный книжный рынок, привлечение внимания зарубежных СМИ к российской литературе, к культурной жизни нашей страны.

ПОЛИГРАФИЯ (слайд № 22). Российская полиграфическая промышленность насчитывает в настоящее время порядка 6,5 — 7,0 тыс. предприятий, из которых 85 % — частные типографии, 15 % — государственные предприятия, на которых, однако, производится 40 % газетной и 65 % книжной продукции.

В последние годы российская полиграфия сделала значительный шаг в своем техническом развитии. Растут темпы инвестиций в полиграфическое производство. Во всех секторах рынка полиграфических работ преобладает современная технология

ПОЛИГРАФИЯ

Институциональная структура полиграфической промышленности России

40% газетной продукции 65% книжной продукции

84,6

□ Предприятия государственной и муниципальной форм собственности ■ Предприятия частной формы собственности

Роспечать

Слайд № 22

84,4

Слайд № 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОЛИГРАФИЯ

Динамика инвестиций в федеральный сектор российской полиграфии

40,0

<

3 35,0 и § 30'0

4

т 25,0 С

*- 20,0 I 15,0

5,0

0,0

35,2

24,8 26,7

21,3

11,7

■ , ■ _ _ _ _

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Роспечать

Слайд № 24

ПОЛИГРАФИЯ

Объем импорта бумаги, картона и печатной продукции (2004 г.)

350 300

250

<

3

О 200

150

100

50

0

315,2

67,6

35,5

226,7

157,4

120,1

Бумага и картон Бумага и картон Ярлыки и Книги и Газеты и

немапованные мелованные этикетки всех брошюры журналы

видов

Прочая печатная продукция

ГТК

Слайд № 25

офсетной печати. Начинается широкое использование, прежде всего в рекламном деле и газетном производстве, цифровых технологий. В типографиях устанавливается оборудование, соответствующее самым лучшим мировым образцам (слайды № 23, 24).

Однако, несмотря на очевидные признаки технического обновления российской полиграфической промышленности, его темпы, особенно в государственном секторе, неудовлетворительны. Российская полиграфия продолжает испытывать значительное давление со стороны зарубежных конкурентов. В первую очередь, как мы уже говорили, это проявляется в сфере журнального и книжного производств, а также рекламно-коммерческой и этикеточной продукции (слайд № 25).

Причины — задержка с акционированием федеральных предприятий на 2 года, отсюда сохранение инвестиционно непривлекательного статуса государственных предприятий и не преодоленное из-за этого технологическое отставание от передовых западных предприятий.

ИНТЕРНЕТ. По статистическим данным, количество пользователей Интернета в России в 2005 г. увеличилось до 22 млн человек, что на 19 % больше, чем в 2004 г.

В настоящее время в Рунете действуют более 180 тыс. сайтов, в том числе 19 тыс. образовательных и научных, что составляет 11 % от общего количества. По прогнозам, число российских пользователей Интернета в 2006 г. увеличится на 4 млн. Всего же в российском сегменте Интернета зарегистрировано около 400 тыс. доменных имен, что свидетельствует о больших потенциальных резервах его роста.

Хочу особо отметить, что сегодня 1 816 сайтов зарегистрированы как средства массовой информации, только за год их стало больше на 285 (слайд № 26, правая половина).

По инициативе Агентства в 2004 г учреждена «Премия Рунета», ставшая теперь ежегодной, именно она стимулирует создание и развитие социально значимых сайтов.

ИНТЕРНЕТ: ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ

В 2005 г. количество пользователей Интернета в России увеличилось до 22 млн человек, что на 19% больше, чем в 2004 г.

По прогнозам специалистов, число российских пользователей Интернета в 2006 г. увеличится на 4 млн человек.

В настоящее время в Рунете действуют более 180 тыс. сайтов, в том числе 19 тыс. образовательных, что составляет 11% от общего количества.

Сегодня Интернетом пользуется каждый шестой россиянин.

Слайд № 26

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

Для сферы печати, массовой информации одним из важнейших остается вопрос защиты прав интеллектуальной собственности. К сожалению, за прошедший год ситуация практически не изменилась.

В рамках поручений Правительственной комиссии по противодействию в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию мы организовали работу трасологической лаборатории, что позволяет устанавливать предприятие-изготовителя аудио-, видео — и иной продукции, выпущенной на CD — и DVD-носителях, и таким образом бороться с производством контрафактной продукции.

За время работы лаборатории от организаций-правообладателей, органов МВД, прокуратуры поступило 27 запросов о проведении экспертизы продукции, имеющей признаки контрафактности, а это более 36 тыс. компакт-дисков и матриц различных форматов и наименований, принадлежащих предприятиям городов Зеленоград, Одинцово, Королев, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Казань.

При финансовой поддержке Агентства подготовлена Программа разъяснительной работы с населением, в том числе «антипиратская» реклама.

Но вместе с тем запускать Программу в полном объеме, в отрыве от всего комплекса работы по

защите интеллектуальной собственности, на наш взгляд, неэффективно.

Представляя на конференции Агентство как федеральный орган исполнительный власти, хотел бы сказать о необходимости разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.

Что я имею в виду? Речь идет о разработке «правил игры», об обеспечении прозрачности деятельности государственных служащих при принятии юридически значимых решений.

В своей работе мы не делим отрасль на государственный сектор и коммерческий, мы видим свою задачу в том, чтобы создавать равные возможности для развития всем субъектам рынка печати, книгоиздания, средств массовой информации и массовых коммуникаций, чтобы их созидательная деятельность служила делу возрождения национального единства, согласия, развитию информационных и культурных возможностей граждан страны.

Мы понимаем, что решить эту задачу можно только сообща, поэтому рассчитываем на вашу поддержку и, в свою очередь, будем стремиться к сотрудничеству и взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.