Научная статья на тему 'Добровольчество как ресурс развития студенческой молодежи'

Добровольчество как ресурс развития студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1391
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макарова Екатерина Евгеньевна

В статье отражены основные направления добровольчества, в которых участвует российская студенческая молодежь. Представлены преимущества и возможности, доступные студентам-волонтерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main types of volunteering in which Russian university students participate. The author focuses on the benefits and opportunities of being a volunteer student.

Текст научной работы на тему «Добровольчество как ресурс развития студенческой молодежи»

МАКАРОВА Е. Е.

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье отражены основные направления добровольчества, в которых участвует российская студенческая молодежь. Представлены преимущества и возможности, доступные студентам-волонтерам.

Ключевые слова: волонтерство, молодежь, студент, высшее учебное заведение.

MAKAROVA E. E.

VOLONTEERING AS A RESOURCE OF UNIVERSITY STUDENT'S DEVELOPMENT

Abstract. The article considers the main types of volunteering in which Russian university students participate. The author focuses on the benefits and opportunities of being a volunteer student.

Keywords: volunteering, youth, university student, university.

Сегодня привлечение молодежи к участию в жизни страны является одной из наиболее приоритетных задач государства. В этой связи развитие волонтерства рассматривают как важное направление молодежной политики. В большинстве случаев волонтерами становятся молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях. Студенты активно участвуют в волонтерских проектах, поскольку у них есть свободное время и желание получить новый опыт. Данная деятельность позволяет студентам путешествовать по стране и миру, расширять свою сеть социальных контактов и общаться с новыми людьми.

Стоит отметить, что студенческая молодежь является наиболее доступной и мобильной категорией граждан. В отличие от школьников, для участия которых необходимо согласие родителей, студенты являются совершеннолетними гражданами и вправе самостоятельно принимать решение. Помимо согласия родителей, для привлечения школьников к работе волонтерами, необходимо создавать специальный график, обеспечивать сопровождающих (если нужно перемещать детей от школы до места работы) и бдительно контролировать соблюдение всех условий. Безусловно, для работы студентов-волонтеров тоже нужны комфортные условия, однако, студенты в большинстве случаев могут сами о себе позаботиться.

Преимуществом студенческой группы молодежи перед работающими гражданами можно назвать достаточное количество свободного времени: студенты могут посещать организационные собрания в дневное время; проводить мероприятия, в которых

1

задействованы студенты, можно в первой половине дня. Взрослые граждане чаще всего бывают в это время заняты на рабочем месте.

Внедряя новые проекты, государство может обратиться в специализированные структуры вуза, которые призваны организовывать и информировать студентов. Певная М.В. отмечает, что «в современной России на молодежь возлагаются большие надежды как на ресурс, способный сделать экономику страны инновационной. Ключевая задача в этом процессе отводится образовательной среде высшей школы» [2, с. 132]. Посредством вовлечения студентов в добровольческую деятельность государство формирует общество заинтересованных граждан, готовых активно участвовать в жизни своей страны.

Значительным преимуществом волонтерской деятельности является возможность добровольно выбрать подходящий студенту проект. С каждым годом появляется все больше новых добровольческих инициативных групп, которые активно привлекают новых членов. Вне зависимости от курса и профессии каждый студент может выбрать ту сферу, в которой он заинтересован: культура, экология, спорт, религия, социальные или международные проекты, помощь в чрезвычайных ситуациях.

В сфере культуры волонтерские акции часто связаны с деятельностью крупных российских музеев. Они привлекают волонтеров для проведения дней открытых дверей и Всероссийского проекта «Ночь музеев».

Безусловно, студентов привлекают такие значимые спортивные мероприятия как Олимпиада, Универсиада или Чемпионаты Европы и мира по разным видам спорта. Широкий спектр обязанностей в рамках проведения спортивных мероприятий позволяет студентам получить новый опыт или же практиковать те умения и навыки, которые они получают во время обучения в университете. Например, студенты, изучающие иностранные языки, могут участвовать в качестве атташе спортивной команды. В свою очередь, студенты-медики предоставляют медицинские услуги в местах проведения соревнований.

Студенты, участвующие в проведении спортивных мероприятий, призваны решать одну из главных целей - создание атмосферы дружелюбия и преемственности. Данный факт и наличие рабочей функции позволяет студентам ощутить свою значимость и повысить самооценку. Участие взрослых граждан и волонтеров-пенсионеров вносит определенный вклад в развитие молодежи, поскольку люди с удовольствием обмениваются информацией и знаниями со студентами. Крупные спортивные мероприятия способствуют развитию не только отдельно взятого волонтера, но и молодежи в целом. На протяжении определенного периода студенты из разных вузов и разных регионов общаются друг с другом и обмениваются опытом.

Студенческой молодежи всегда было интересно путешествовать в зарубежные города и страны. Для реализации этой возможности существует международное волонтерство, которое имеет длительную историю существования. Первые волонтерские организации, призванные объединить студентов разных стран, появились после Второй мировой войны.

Международные волонтерские проекты, в которых могут участвовать студенты, бывают разной длительности и разной направленности: обучение языкам, кросскультурный обмен, менеджмент, экологические рейды, исторические раскопки, помощь беженцам, инвалидам, детям-сиротам и др. Разрабатываются проекты в области детского и взрослого образования, здравоохранения и городского развития.

В мире на сегодняшний день существует целый ряд организаций, которые предоставляет студентам возможность участвовать в международных добровольческих проектах. Среди таких организаций можно выделить UNV (United Nations Volunteers) -Волонтеры ООН, IAVE (International Association for Volunteers Effort) - Международная Ассоциация поддержки волонтеров, YAP (Youth Action for Peace) - Молодежная акция за мир, «AIESEC», «Европейская волонтерская служба», «Красный крест». Эти организации призваны помочь студентам выбрать подходящий проект и обеспечить комфортное пребывание на территории той страны, в которую они едут в качестве волонтеров. Посредством международного волонтерства студенты могут практиковать иностранный язык и получать новые знания.

Данное направление всегда развивалось, и сейчас его значимость нисколько не уменьшается, поскольку целью международного волонтерства является создание комфортных условий для всех сторон, налаживание доверительных отношений и поддержка мобильности молодежи.

Одним из наиболее значимых направлений является социальное волонтерство. Данное направление тесно связано с социальным проектированием, которое активно используют некоммерческие организации и учреждения социальной защиты населения. Данный вид деятельности получил широкое распространение, поскольку позволяет оперативно решать проблемы тех категорий населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Организации, которые используют социальное проектирование, активно привлекают волонтеров из числа студентов к реализации своих проектов. Стоит отметить особую роль социального волонтерства для студентов направления «Социальная работа».

Направления социального волонтерства напрямую связаны со следующими незащищенными группами населения:

1) Помощь и уход за больными гражданами, оставшимися без заботы родственников, дежурство рядом с тяжелобольными детьми, по разным причинам,

3

находящимся на лечении без родителей. Волонтеров привлекают к различным формам помощи в хосписах: сбор вещей, игрушек и предметов первой необходимости, подготовка и проведение досугово-развлекательных мероприятий (детских праздников, совместных мастер-классов и пр.); Будущие социальные работники могут стать участниками таких социальных проектов, акций и служб помощи, поскольку они обладают знаниями (основы первой помощи, техники активного слушания, консультации для родственников больных), и могут получить дополнительный опыт и практику.

2) Проекты, направленные на поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них проводятся различные акции, которые обычно включают образовательные (обучение детей новым навыкам, помощь в изучении иностранного языка), развлекательные (проведение праздников, организация кружков по интересам и т.д.), социально-бытовые (сбор средств для покупки необходимых медикаментов или лечения) мероприятия. Также часто проводятся разовые акции по сбору одежды, игрушек, новогодних подарков. Среди наиболее значимых волонтерских акций в детских домах можно выделить длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения [1, с. 143].

Для студентов направления подготовки «Социальная работа» - это отличная возможность на протяжении длительного периода поддерживать связь с ребенком-сиротой, приобрести навыки общения с детьми, оставшимися без попечения родителей, поддержать выпускника детского дома в его самостоятельной жизни.

Помимо детских домов волонтеры активно взаимодействуют с социально-реабилитационными центрами, где детям необходима помощь в подготовке домашнего задания, содействие воспитателям центра в форме сопровождения детей на массовые или выездные мероприятия. Безусловную пользу приносят социальные проекты, связанные с образовательными задачами (например, проведение викторин на знание правил дорожного движения или российского законодательства, мастер-классы по искусству, рукоделию и кулинарии).

3) Оказание помощи пожилым гражданам (одиноко проживающим пенсионерам, ветеранам и инвалидам). В данной сфере волонтеры могут оказывать социально-бытовую помощь, информационную поддержку, проводить досуговые мероприятия, создавать проекты, направленные на увековечивание памяти ветеранов войны или других памятных дат нашей истории [1, с. 144].

4) В связи с нынешней ситуацией в сфере миграционной политики появляются социальные проекты, направленные на поддержку мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. К основным формам помощи, в которых могут участвовать волонтеры, можно

4

отнести: адаптацию мигрантов (помощь при сдаче экзамена на знание русского языка, при усвоении норм и ценностей нашей страны, предоставление необходимой информации в центрах оказания помощи мигрантам, психологическая поддержка). Также волонтеры работают в пунктах временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев.

5) В рамках социального волонтерства есть направление, участниками которого бывают студенты всех факультетов - это профилактика деструктивного поведения и пропаганда ЗОЖ среди подростков. Данное направление имеет широкое распространение, поскольку сейчас наше государство стало особое внимание уделять именно превентивным мерам. А реализация профилактических волонтерских проектов представляет наибольший интерес среди студентов, так как каждый (и профессия здесь не имеет значения) может проявить свои способности. Волонтеры, участвующие в социальных проектах по профилактике, проводят образовательные мероприятия, используя интерактивные формы обучения (презентации, тренинги и др.). Студенты, привлекая внимание детей к здоровому образу жизни, чаще всего проводят подвижные игры, викторины, конкурсы плакатов и прочие формы деятельности.

Следующее волонтерское направление, которое мы рассмотрим, - экологическое волонтерство. Волонтеры любых специальностей, участвующие в экологических акциях, восстанавливают леса, убирают мусор, очищают водоёмы, проводят тематические встречи, касающиеся природосбережения. В таких акциях принимают участие различные молодежные организации и студенческие союзы. Это направление волонтерства становится все более популярным в наши дни. Все чаще вузами организуются волонтерские акции, когда студентов привлекают к уборке парков, лесов, берегов водохранилищ. Однако экологическое волонтерство этим не ограничивается. Также активно развивается помощь бездомным животным: устройство бездомных животных в приюты, сбор средств на лечение питомцев, поиск для животных новых хозяев или временного убежища [1, а 144].

Спектр волонтерских проектов весьма обширен. Безусловно, волонтерские проекты призваны консолидировать силы общественности на наиболее острые и важные вопросы. И привлечение студенческой молодежи к решению данных вопросов позволяет студентам не оставаться равнодушными к событиям, происходящим в стране. Стоит отметить, что участие студентов в волонтерских проектах обеспечивает обратную связь студентов с органами государственной власти, позволяет им быть услышанными. Ведь нередко формой поощрения студенческой волонтерской активности становится диалог власти и студенческой молодежи.

Еще одним важным аспектом для студентов стал учет волонтерской деятельности в качестве практики. Этот факт уже имеет некоторое распространение среди вузов страны. Поскольку студенты осознанно выбирают ту или иную волонтерскую деятельность,

5

качественно выполняют возложенные на них функции, честно отрабатывают положенные часы, тратят на это силы, время и могут предоставить результаты своего труда, то вузы идут навстречу студентам и учитывают волонтерскую деятельность в качестве практики (так, например, было в Казани во время Универсиады в 2013 г.). Некоторые московские вузы (РГСУ, МГГУ им. М.А. Шолохова) используют данный метод в качестве мотивационной программы для столичных студентов, тем самым привлекая большее количество учащихся к добровольческой деятельности и повышая их интерес.

Высшие учебные заведения должны способствовать студенческой волонтерской активности. Певная М. В. считает, что «в стенах учебных заведений аккумулируется социальная энергия, координируется и направляется общественная активность молодежи как в рамках образовательной деятельности, так и в процессе системной организации внеучебной работы» [2, с. 134]. Для того, чтобы создавать необходимые условия для развития студенческого волонтерства, специалисты университета могут проводить курсы по подготовке студентов к участию в волонтерских проектах (например, для проведения выездных мероприятий в учреждениях для детей-сирот). Это может быть определенный образовательный блок, включающий в себя информацию об особенностях взаимодействия с данной категорией граждан, о нуждах этой группы и мероприятиях, которые принесут наибольшую пользу благополучателям.

Еще одной формой организации работы вуза по привлечению студентов в волонтерскую деятельность могут стать мастер-классы и открытые лекции приглашенных специалистов. Например, можно приглашать представителей некоммерческих организаций, с которыми налажено сотрудничество, специалистов учреждений, куда организуется выезд волонтеров. Одной из самых интересных форм можно назвать беседы со студентами-волонтерами разных сфер или с ребятами, которыми только вернулись из международных волонтерских проектов. Рассказ сверстников о проделанной работе всегда благотворно влияет на мотивацию студентов и доказывает, что участие волонтером не только полезно, но и вполне возможно для каждого желающего.

Одной из самых организованных, но при этом сложных форм организации добровольчества является создание на факультетах Волонтерских центров - структур, которые призваны объединить всех желающих для совместной работы, наладить контакт студентов с партнерами и представителями управляющих структур вуза, информировать студентов о волонтерских вакансиях. Безусловно, мы также можем говорить о консолидации информации в более крупном органе в структуре вуза - в Волонтерском центре всего вуза, куда бы могли войти представители всех факультетов, и могла бы поступать информация федеральных и региональных организаций.

Волонтерский центр - удобная структура, которая повышает доступность информации о волонтерских проектах, о курсах, которые проводит вуз, о конференциях, форумах и фестивалях города и страны, в которых можно поучаствовать и получить новые знания. Волонтерский центр дает студентам возможность раскрыть свой потенциал, развить идеи и найти команду, которая поможет реализовать свой проект.

Распространение волонтерского движения среди студентов - активный процесс, который будет развиваться в ближайшее время. В этой связи Самаркина И. В. говорит о том, что «реализация потенциала молодежи может успешно осуществляться только в рамках организованной деятельности. В этой связи добровольческая активность становится и условием, и каналом реализации социального инновационного потенциала» [3, с. 54], соответственно, государство должно поддерживать и развивать потенциал молодежи. Участвуя волонтером в каком-либо проекте, студенты, в первую очередь, повышают уровень своей компетентности, реализуют свои способности и чувствуют личную значимость. Действуя в своих интересах, они в то же время помогают окружающим и воздействуют на те объекты, с которыми работают.

Волонтерство - хороший способ попробовать свои силы в разных сферах, получить новые знания и навыки, научиться работать в команде, брать на себя ответственность за реализацию проекта. Работая волонтерами, студенты, в первую очередь, активно взаимодействуют друг с другом, учатся контактировать с вышестоящими организациями, представителями вуза, партнерами. Вуз как образовательная организация должен поддерживать студенческую инициативу и создавать условия для реализации волонтерских проектов как самими студентами, так и привлекать их к активному участию в волонтерских проектах страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарова Е. Е. Некоторые аспекты волонтерского движения // Бюллетень научных студ енческих обществ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Гуманитарные и социальные науки. -Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. - № 3. - С. 142-145.

2. Певная М. В. Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного российского вуза // Известия УРФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 3. - С. 131-138.

3. Самаркина И. В. Добровольчество как способ реализации инновационного потенциала молодежи // Социальные технологии исследования. - 2010. - № 4. - С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.