СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
УДК 316.35 Е. А. Воронова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК ФОРМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Добровольчество как социальный институт и вид деятельности в каждой отдельно взятой стране имеет свои особенности становления, связанные с историческими и культурными традициями. В то же время в мировом добровольческом движении отмечены общие, объединяющие факторы, базирующиеся на ключевых ценностях демократии. В государствах, встающих на путь демократического развития, нравственные ценности становятся определяющими, а добровольное участие граждан в жизни и делах страны рассматривается как основа сплочения для совместного решения общественных проблем.
Современные исследователи добровольчества придерживаются трех подходов к изучению данного вида деятельности, используя исторические традиции и современные концепции. Каждый из подходов отражает и объясняет свою проблематику. Нынешний этап развития теории добровольческого труда представлен концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим и трудовым подходами. Добровольчество в российской социологии, как правило, рассматривается с позиций социальной работы, социальной помощи и благотворительности [7].
Исторические традиции добровольчества в России
Развитие добровольчества в России имеет богатую историю, которая включает в себя опыт организации общественно-полезной деятельности граждан в советский период российской истории. Исследование истории развития в России добровольческого движения изменит характерное сейчас восприятие добровольчества как деятельности, распространенной главным образом на Западе. Попытаемся проиллюстрировать исторические этапы этого движения.
Особенностью становления добровольчества в России стала его неразрывная связь с таким культурно-историческим явлением, как благотворительность. Эти два вида социальной деятельности тесно связаны между собой. Добровольчество в социальной сфере можно рассматривать как форму благотворительной деятельности. Поэтому необходимы знание и понимание истории последней, а также мотивов участия граждан в решении социальных проблем государства. Это знание существенно обогатит современ-
© Е. А. Воронова, 2011
ные программы по всестороннему включению одного из важнейших ресурсов развития общества в социальную практику путем привлечения граждан и молодежи к общественно-полезной деятельности.
Милосердие и благотворительность — древнейшие нравственные обычаи, зародившиеся в период первобытнообщинного строя, в начале формирования основ человеческого общества и законов общечеловеческого общежития. «Идея милосердия является внерелигиозной мыслью, она возникла как результат формирования традиции оказания бескорыстной помощи старикам и сиротам, инвалидам и людям, оказавшимся в беде, не способным самостоятельно справиться с постигшими бедами. Оформленная в религиозных канонах и постулатах, идея милосердия, тем не менее, является неотъемлемой частью общечеловеческой нравственной культуры, этических норм любой цивилизации» [13, с. 45]. В свою очередь, развитие добровольчества — значимое условие практики формирования в обществе таких ценностей, как сострадание и милосердие. Благотворительная деятельность основана, в первую очередь, на религиозной традиции. Она заключается в добровольной и бескорыстной передаче материальных ценностей и в предоставлении услуг нуждающимся в них. Социальное добровольчество неотделимо от понятия благотворительности на определенном историческом этапе и выражается в конкретных делах, направленных на помощь человеку. В своем развитии благотворительность в сфере общественного призрения прошла долгий путь от милостыни до создания законодательной системы, государственных учреждений социальной защиты, общественных организаций, помогающих в решении социальных проблем. В современной России, учитывая исторические традиции, именно благотворительность могла бы стать нравственным принципом формирования социальной политики государства [см. подробнее: 4]. В домонгольский период ведущую роль в оказании помощи неимущим играла православная церковь. В указанный период были развиты простейшие формы благотворительности: кормление нищих, подача милостыни и пр. Как особенность этого исторического периода можно отметить высокую степень участия в благотворительной деятельности представителей высшего общества — князей, высшего духовенства и др.
Однако, несмотря на огромную роль церкви в развитии благотворительности, многие историки не считают деятельность православной церкви единственным и решающим фактором, повлиявшим на развитие благотворительности на Руси. Между тем в древних источниках задолго до принятия на Руси христианства, отмечались особая духовность, милосердие, человеколюбие, способность к состраданию славянского народа. Историки склонны объяснять эту особенность обычаями древних восточных славян, которые во многом обусловлены образом жизни. «В силу географических и климатических особенностей местности основной род занятий восточных славян — земледелие, различные ремесла, скотоводство, под влиянием которых и формировался мирный, человеколюбивый, открытый характер древних восточных славян. Известный ученый С. М. Соловьев отмечал разительное отличие гостеприимных, привечавших странников восточных славян от их воинственных соседей — литовцев и германцев» [14, с. 84]. В. О. Ключевский в своих размышлениях о русском народе отмечал «нищелюбие — одно из главных средств нравственного воспитания народа на Руси. Нищий служил для древнерусского человека, независимо от его социального положения, орудием душевного спасения, особенно в минуты важных семейных и личных событий» [14, с. 85].
Во времена Киевской Руси благотворительность как помощь государству находила свое проявление в основном в деятельности отдельных лиц и направлялась на помощь
нуждающимся, что все еще не рассматривалось как обязанность государства. Летописные источники хранят множество свидетельств социальной ответственности представителей знати. Уже о святой равноапостольной княгине Ольге известно, что «она одевала нагих и помогала вдовам, сиротам, нищим и другим нуждающимся. После крещения Руси благотворительность быстро развивалась даже в государственных структурах» [12, с. 94]. Владимир, князь Киевский, исповедовал претворение в жизнь православных заветов о помощи «всякому нищему и убогому». По его приказу любой нуждающийся имел возможность явиться на княжий двор за едой, а для тех, кто не мог приходить сам, были организованы передвижные повозки с мясом, хлебом, овощами, медом, квасом. По некоторым данным, именно при князе Владимире на Руси были открыты первые больницы. Следовательно, на Руси всегда актуальной оставалась частная благотворительная деятельность в решении общественных проблем.
Впервые идея о создании системы государственного попечения была предложена Иваном Грозным на Стоглавом Соборе. Он полагал необходимым открывать в каждом городе богадельни, больницы и приюты для нуждающихся. «Начиная с 1551 года, со времен Стоглавого собора, в общественном сознании зрела идея создания государственной системы общественного призрения, не только включающей функцию финансовой помощи нуждающимся и содержания их в богоугодных заведениях, но и предоставляющей возможность зарабатывать на жизнь собственным трудом» [14, с. 86].
Во второй половине XVII в. на государственном уровне было принято решение о строительстве двух богаделен как части государственной системы общественного призрения. Впоследствии частная и государственная системы общественного попечения развивались параллельно.
Стратегия формирования целостной системы общественного призрения из отдельных благотворительных мер принадлежит Петру I, считавшему предупреждение ни-щенствования лучшим способом борьбы с ним. Петр Великий совершил своеобразный прорыв в частной благотворительности, разделив нищих на категории и упорядочив помощь им в соответствии с нуждами. Император впервые предпринял попытки систематизировать частную благотворительность, начал создание органов призрения на местах.
«В 1700 году Петр издал указ о постройке во всех губерниях богаделен для нищих и неимущих. В 1706 году близ Новгорода был построен первый приют для незаконнорожденных, содержащийся на средства, выделенные императором из монастырских сборов. Впоследствии Петр создал также госпитали для незаконнорожденных. В указах Петра содержались распоряжения ввести наказание за умерщвление незаконнорожденных — смертную казнь. Мальчиков — выпускников госпиталей и приютов для незаконнорожденных Петр распорядился отдавать в обучение мастерам, а выпускниц — в услужение» [14, с. 86].
Петр также создал систему «специальных» социальных учреждений. «Смирительные дома» были предназначены для людей, «суть непотребного и невоздержанного жития. Если они от злого жития не перестанут и ни к чему доброму склонны не будут, уч-нут имение расточать, домы разорять и прочие непотребности чинить, також де и рабы непотребные, которых уже никто и в службу не приемлет, еще же ленивые, здоровые и гуляки, которые не хотя трудитися о своем пропитании, едят хлеб вотще, и прочие, сим подобные, то таковых всех надлежит сажать в смирительные дома и посылать их на работы, чем бы они могли пропитание свое зарабатывать, чтоб никогда праздны не
были». Подобные заведения, так называемые «прядильные дома», учреждались для женщин «непотребного же и неистового женского пола» [1, с. 98].
Особое внимание Петр I уделил созданию финансовой базы для своих социальных преобразований. Средства на благотворительные и добровольческие нужды формировались из следующих поступлений [14]:
— в два раза увеличился сбор «венечных денег» с молодоженов;
— был введен подоходный налог с военных, направляемый на содержание госпиталей;
— в монастырях было введено обучение рукоделию и ремеслам с целью направления средств, вырученных за продажу продуктов труда монахов, на благотворительные цели;
— половина церковного подаяния направлялась на социальные нужды.
Предпринятые Петром I усилия в становлении системы государственного призрения вменили призрение нуждающихся государству в обязанность.
Достойным последователем Петра Великого стала Екатерина II: современная система социального обеспечения во многом носит черты системы, созданной ею.
Все эти преобразования сопровождались активым участием граждан в решении общественных проблем. Отметим наиболее яркие примеры добровольной личной помощи.
«Князь В. Ф. Одоевский — один из известнейших филантропов своего времени. Без активного участия князя не обходилось ни одно благотворительное мероприятие. Бескорыстие князя, искреннее желание помочь, принести пользу приводили к нему множество нуждающихся. Особенной заботой князя были дети, именно он был автором идеи организации детских приютов в России, и автором устава Елизаветинской клиники для новорожденных» [13, с. 61].
Особого внимания заслуживает деятельность Федора Петровича Гааза, безвозмездно лечившего больных в богадельнях. Гааз также известен своим милосердным отношением к тюремным больным, борьбой за улучшение условий содержания в тюрьмах, часто успешными ходатайствами о выделении материальных средств тюрьмам. Особенность подхода Гааза к благотворительности заключается в том, что он помогал своим трудом, а не только жертвовал крупные суммы денежных средств.
В XIX в. получили распространение новые формы добровольного участия граждан в решении социальных проблем. Так, возродилось поочередное кормление по домам, заключавшееся в организации системы поочередного полного содержания призреваемого, переходящего ежедневно из дома в дом. В конце XIX — начале XX вв. по решению крестьянских сообществ были созданы общественные приюты и ясли для детей и подростков. Такие приюты и ясли содержались на денежные и продуктовые пожертвования крестьянских хозяйств.
В начале XIX в. открытие княгиней Трубецкой опекунского совета детских приютов и учреждение «дамского попечительства о бедных» ознаменовали начало нового этапа в развитии частной инициативы в призрении нуждающихся — бурной деятельности различных благотворительных и добровольческих обществ, многие из которых патронировались членами императорской семьи. «К концу XIX — началу XX века в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений, активная деятельность которых ознаменовала прекращение практически исключительного господства государства и церкви в деле призрения» [15, с. 93].
Интересен еще один пример личного участия в решении социальных проблем. Так, дочери Российского императора, представительницы дворянства, а также высших слоев общества, принимали активное участие в деятельности общества сестер милосердия. В мирное время они работали в больницах, приютах, богадельнях, посещали заключенных, помогали населению, пострадавшему от стихийных бедствий. Одним из ярких проявлений их добровольческой деятельности является помощь госпиталям, а также сестринский уход и забота о раненых во время русско-японской войны 19041905 гг. и в период Первой мировой войны. К 1917 г. добровольный труд всех сословий помогал снять остроту многих социальных проблем нуждающихся слоев населения в Российской империи.
Революция 1917 г. ознаменовала серьезные перемены в общественно-политическом строе Российского государства, самым коренным образом отразившиеся на состоянии общественного призрения, благотворительности и добровольчества.
Вследствие целенаправленной политики советской власти, а также продолжавшейся эмиграции российской интеллигенции и представителей состоятельных слоев населения, во многом составлявших костяк российских благотворителей, количество благотворительных и добровольческих обществ резко сократилось, а их деятельность стала практически невозможной. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 г. писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволожье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1927 г. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности». «Довольно сложно сейчас говорить о добровольчестве и благотворительности в советский период, так как слишком много слухов и противоречий в настоящее время вызывает любое упоминание о коммунистическом строе. К тому же, действительно сложно проследить, что являлось истинной благотворительностью и общественным участием в решении социальных проблем и шло от желания людей помогать нуждающимся, а что насаждалось “сверху” идеологическими организациями» [6, с. 37]. Но, тем не менее, стоит попробовать в этом разобраться.
Актуальность изучения добровольчества данного периода обусловлена тем, что мы можем рассматривать данное явление как проявившееся в самосознании участников Белого Движения. Необходимо подчеркнуть, что в скрытом виде противостояние «белых» и «красных» — добровольчества и большевизма — продолжалось в течение всего советского периода российской истории и не прекращено до сих пор. Это связано с недостаточным пониманием и изучением духовно-исторических корней большевизма (коммунизма) и добровольчества (Белого движения). По мнению Д. И. Болотиной, «наиболее эффективно можно справиться с кризисными явлениями, характерными для современного внутриполитического положения страны и современной российской науки, именно при помощи изучения истории Гражданской войны и феномена добровольчества — его духовного смысла в контексте русской истории и культуры» [2].
В первые послереволюционные годы большевики считали стратегически важным привлечение молодежи к помощи в построении нового общества и активно поощряли
молодежную активность, направленную на укрепление и пропаганду новой власти. Например, известна организация культурно-просветительской деятельности советской молодежи в сельской местности. Подростки и молодежь проводили занятия по обучению грамотности, публичные «читки» газет, открывали избы-читальни. В 20-х годах XX в. комсомольцы создавали детские ячейки общества «Долой неграмотность!», кружки ликбеза (ликвидации безграмотности). Подобная активная деятельность коммунистической молодежи, а потом комсомольцев и пионеров, направленная на повышение культуры, продолжалась вплоть до Великой Отечественной войны.
1918 г. положил начало распространению практики проведения ударных недель среди молодежи: так называемые «Недели чистоты». В 1919 г. как следствие первых «субботников» появились новые формы добровольческой помощи обществу: молодежь в нерабочее время бесплатно ремонтировала оборудование, расчищала территории предприятий, приводила в порядок здания школ и больниц.
Зимой 1920 г. комсомольцы организовали «Неделю фронта и транспорта», во время которой молодежь наводила порядок в депо, расчищала от мусора и грязи железнодорожные пути, ремонтировала паровозы и вагоны. В сложные для страны 20-е годы подростки принимали активнейшее участие в ведении сельского хозяйства, создавая детские «отряды урожая» и «детские посевкомы». В исторических обзорах пионерской и комсомольской деятельности 20-х годов встречается упоминание о работе на ряде заводов ударных добровольческих молодежных групп.
Ситуация с развитием молодежных инициатив в довоенные годы наглядно демонстрирует, что основной причиной организации добровольной помощи было наличие серьезных социальных проблем в обществе. Добровольцы рассматривались как один из ресурсов решения таких проблем. Одним из последствий войны стало резкое увеличение количества беспризорных детей, живущих на улице и кочующих из города в город в поисках пищи и крова. Комсомольцы и старшие пионеры помогали работникам милиции выявлять беспризорных, привлекали их к работе клубов, к пионерским и комсомольским мероприятиям.
В годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны были собраны 200 млн рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь.
«Ярким и, пожалуй, самым известным примером волонтерства в современном его понимании, а также благотворительности в советский период являлось тимуровское движение. Тимуровское движение возникло и получило широкое распространение в годы Великой Отечественной Войны, когда резко возросло количество людей, нуждающихся в помощи. Причем создание тимуровских отрядов шло по инициативе самих ребят и взрослых, которые непосредственно работали с детьми. Тимуровцы занимались самой разнообразной добровольческой деятельностью» [9, с. 21]. Например, один из известных случаев: «В городе Пласт Челябинской области в августе 1941 года под руководством Рычковой Александры Петровны была организована тимуровская команда, члены которой занимались сбором металлолома, проводили концерты в военном госпитале, собирали одежду, обувь, ремонтировали ее и отправляли нуждающимся, зарабатывали деньги для покупки подарков красноармейцам. Отсюда видно, что в тимуровском отряде практически каждый человек мог найти применение своим навыкам и умениям. В состав команды к 1 марта 1943 года входило 77 человек. Позже вышло постановление
ЦК ВЛКСМ о создании подобных отрядов, но изначальная идея тимуровского движения принадлежала обществу» [14, с. 91].
Другим, не менее ярким, примером добровольческого движения молодежи была появившаяся примерно в 1961 г. по инициативе школьников форма работы — пионерские двухлетки. «Детям всегда было свойственно подражать взрослым и поэтому неудивительно, что именно в период плановой экономики у ребят возникла идея организовать подобную форму работы. В процессе работы над двухлеткой ребята сами определяли и планировали, что они хотят сделать к концу следующей двухлетки. Такая работа в значительной степени способствовала систематизации и структурированию добровольческой деятельности пионеров, умению стратегически планировать свое время и организовывать работу. В то же время она способствовала развитию инициативы и самодеятельности среди школьников, так как ребята сами решали что, как и когда им делать, не опираясь ни на чьи указания.
В процессе работы над двухлеткой пионеры создавали отряды, способные уже активно вмешиваться в жизнь школы, района, города, менять ее к лучшему. Тем самым у ребят формировалась активная гражданская позиция, неравнодушие к происходящему вокруг» [14].
Для привлечения ребят к добровольческой деятельности проводились различные праздники, фестивали, смотры, на которых предоставлялись отчеты о ходе двухлетки и рассказы о конкретных наиболее ярких акциях.
Не менее интересной формой добровольной работы были отряды ЮДМ (Юные друзья милиции). Они создавались на базе школ по инициативе самих ребят и местных участковых милиционеров. «Школьников, а особенно мальчишек всегда интересовала героическая профессия милиционера, поэтому отряды ЮДМ получили широкое распространение. «Друзья милиции» оказывали посильную помощь органам охраны в предотвращении хулиганства и правонарушений со стороны сверстников. Помогали организовывать порядок в детских кинотеатрах, на стадионах и в других местах скопления молодежи. Проводили совместно с работниками милиции патрули. Подобная деятельность очень увлекала ребят и способствовала выбору профессии» [9, с. 22].
Широко было распространено и экологическое движение среди молодежи. Во многих городах, а тем более в сельской местности работали так называемые «Зеленые патрули». Однако, несмотря на очевидную социальную значимость деятельности молодежи, ее нельзя с полным правом назвать добровольчеством в современном его понимании.
Пионерская и комсомольская организации были созданы в СССР в 20-х годах XX в. с целью коммунистического воспитания молодежи. В ряды коммунистических организаций вступали все советские дети и подростки 9-15 и 16-25 лет соответственно. Пионерские и комсомольские организации действовали на базе общеобразовательных школ и высших учебных заведений, в штате были выделены специальные единицы для ведения подобной деятельности. После войны тимуровские отряды насильно были прикреплены к школам, включены в пионерские формирования, стали управляться путем указаний вышестоящих коммунистических организаций. Тогда же произошло включение добровольческой деятельности в одно из направлений коммунистического воспитания молодежи.
Таким образом, помощь обществу превратилась в обязанность каждого школьника. Всесоюзная пионерская организация и Коммунистический союз молодежи выполняли государственные программы на выделенные из бюджета страны средства. Пионерские
организации привлекали школьников к озеленению и уборке близлежащих улиц, природных массивов, сбору металлолома, макулатуры.
«В 60-х годах в СССР началось освоение целины на юге Урала, строительство городов в Сибири, на Урале и других отдаленных и малодоступных регионах России. Тысячи студентов и рабочей молодежи вахтовым методом принимали участие в этой деятельности, получая за свою работу деньги. В 70-х годах развернулось грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали, связывающей Дальний Восток с Центральной Сибирью. Этот грандиозный проект был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой». Работы широко освещались в СМИ, для привлечения молодых людей на работу в сибирскую тайгу использовалась вся мощь существующей идеологической машины. Студенты высших и профессиональных учебных заведений осенью, отрываясь от занятий, работали на уборке урожая в колхозных и совхозных полях и на овощных базах, за весьма условную плату.
Однако в силу некоторых веских причин сложно считать комсомольские стройки, помощь колхозам и иную подобную деятельность примерами молодежного добровольчества. И вот почему. Данные проекты в основе своей не были направлены на улучшение жизни общества, с их помощью достигались узкие цели, поставленные советским руководством. Так, БАМ строился, прежде всего, как дублер знаменитой Транссибирской магистрали и должен был обеспечить обороноспособность страны в случае возможной войны с Китаем. Основным мотивом к труду у молодых строителей были не высокие нравственные идеалы или желание помочь своей стране, а желание заработать деньги и приобрести необходимые вещи, что в то время было невозможно сделать свободно. «Основной мотивацией школьников и студентов в добровольческой деятельности было не желание помочь государству, а возможности карьерного роста, поступления в престижные учебные заведения и прочие льготы, предоставляемые активистам коммунистических организаций. В большинстве случаев отказ от участия в мало оплачиваемой деятельности, к примеру, работе на уборке урожая, либо бесплатном озеленении улиц, наказывался административными мерами вплоть до исключения из учебного заведения или из рядов комсомола, пионерии» [14, с. 93].
Пионерская и комсомольская организации в период 30-80-х годов стали крупнейшими и единственными стабильно действующими организациями, привлекающими молодежь к помощи обществу. Однако идея молодежной службы обществу была подчинена идеологическим целям либо желанию с помощью энтузиазма молодых решить экономические проблемы.
Современный этап развития добровольчества в России
В начале 90-х годов XX в. в связи с развалом командно-административной системы управления государством, сменой политического режима, пионерские и комсомольские организации как институты социализации потеряли былое значение и влияние на молодежную деятельность. «Обострение социально-экономической ситуации, кризис системы социального обеспечения в начале 90-х годов привели к возникновению большого количества общественных групп взаимопомощи, где использовался добровольческий труд (организаций инвалидов, представителей социально незащищенных слоев населения, положивших начало формированию современных добровольческих организаций» [14, с. 94].
Государственный институт социальной работы в России начал формироваться в начале 90-х годов XX в. с целью содействия гражданам в выявлении, минимизации и решении проблем, связанных с отсутствием социальной стабильности. Однако возможности государственного сектора оказались недостаточными для решения проблем по сравнению с потребностями в социальной помощи, которые существовали у граждан. Поэтому деятельность общественных объединений, появившихся в начале 1990-х годов, можно рассматривать как проявление стремления граждан к самоорганизации для разрешения наиболее остро выраженных проблем населения.
В 1991 г. начался процесс интеграции с международным добровольческим движением. Первые знания о деятельности и возможностях неправительственных организаций и добровольных усилиях, уроки и опыт были получены из стран Европы и США, которые искренне пожелали помочь новой демократической России. Свободное общение, обмен идеями, открытость этих стран и серьезная финансовая поддержка помогли сформировать в России новое сообщество, или третий сектор, в котором особую роль играют добровольные усилия граждан. В этот период впервые Фондом «Точки света» (США) было сформулировано понимание того, что:
1. Добровольческий труд существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества.
2. Добровольческий труд — это способ:
— строить социальные отношения;
— применять на практике свои моральные и религиозные принципы;
— получать новые навыки;
— найти поддержку и друзей;
— почувствовать себя способным что-то совершить;
— почувствовать себя хорошо [10].
В 1993 г. прошла конференция европейских волонтеров, организованная в Москве Европейским центром волонтеров международной ассоциации добровольческих усилий. Знакомство с принципами добровольчества, сформулированными во Всеобщей декларации добровольцев, способствовало переосмыслению понимания роли и сущности добровольчества.
Добровольческий труд — это:
— инструмент социального, культурного, экономического и экологического сообщества;
— добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;
— активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;
— способ улучшения качества жизни, личного совершенствования и углубления солидарности между людьми и народами.
В 1994 г. были проведены исследования мотивации российских добровольцев, которые показали, что в основе возрождения феномена современного российского добровольчества и среди главных мотивов, побуждающих к добровольческой деятельности, лежат стремление к строительству более справедливого и свободного общества, энтузиазм, доброта и подвижничество граждан, стремление быть социально полезным другим людям, неравнодушное отношении к происходящему вокруг, желание реализовать себя и свои инициативы, решить проблемы других людей и собственные.
В 1995 г. был организован Первый московский форум добровольцев, в котором приняли участники из неправительственных организаций пяти городов России. Данный Фо-
рум — первый шаг к широкому общественному диалогу о российском добровольчестве, его важности для успешного будущего России. Впервые в этом году в России прошла «Неделя добровольческих усилий». В Москве в результате ее проведения более 10 000 пожилых людей и инвалидов получили конкретную помощь от добровольцев. И как важнейший результат и практическое воплощение идеи добровольчества получают широкое распространение в регионах и городах России, создаются первые центры добровольцев, бюро добровольной помощи, ориентированные на привлечение добровольцев для решения социальных программ. Наиболее активно и профессионально процессы социального развития добровольчества идут в Москве, Сибири, Санкт-Петербурге. Эти города и регионы служат настоящими центрами развития добровольчества.
Развитию добровольческого труда способствовало принятие Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организация» от 7 июля 1995 г., в котором были обозначены понятие, содержание и форма добровольческого труда. Важнейшими итогами российского Форума были разработка и принятие стратегических задач развития движения в России на 1997-2000 гг., положено начало созданию Ассоциации добровольцев России. Цель Ассоциации — развитие, поддержка и продвижение добровольчества в России для сплочения граждан в решении общих социальных проблем. Важная роль Ассамблеи заключается в укреплении в России общемировых добровольческих ценностей, связи российского движения с мировым.
1997 г. положил начало развитию движения на национальном уровне. «Как результат тесного взаимодействия с мировым движением, в разработанную и предоставленную обществу стратегию развития российского добровольчества были заложены базовые ценности и видение, которое позволило более эффективно строить работу по восстановлению и укреплению нарушенных связей в обществе» [10].
Важнейшими стимулами повышения социальной активности граждан, укрепившими процесс развития гражданских инициатив и становление гражданского сектора в целом, явились первые достижения независимых организаций и их добровольцев. Люди увидели, что, объединяя свои усилия на основе личного выбора и реализации доброй воли, они могут реально влиять на социальные изменения вокруг себя, улучшая качество жизни. Отметим, что в последнее время среди мотивов молодежного добровольчества все больше стали заметны такие как проба себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, навыков и квалификации, поиск площадок для исследований, расширение профессионального опыта, получение необходимой информации, полезных связей и т. п. Они пришли на смену идеалистическим, определявшим в России это культурно-историческое явление на протяжении многих веков. «Самоорганизация молодежи в форме добровольчества связана с историей благотворительности и религиозными традициями. ... Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. . Добровольчество в современном виде востребовано в среде молодежи, так как центральная задача заключается в активизации за счет опоры на их смысложизненные ориентации и развитие самоорганизации, участие их в общественной жизни. Особенно необходимой представляется духовно-нравственная поддержка, воспитание через доверие» [3, с. 76-85].
Как свидетельствует мировая практика, многие страны уже давно осознали важность существования и развития такого общественного ресурса как добровольчество. По данным Канадского центра филантропии, канадцы посвящают в среднем 191 час
в год работе в качестве добровольцев. Это время эквивалентно 578 тыс. рабочим местам с полной занятостью. В Соединенных Штатах Америки число добровольцев достигло 56-62% у женщин, посвящающих в среднем 3-4 часа в неделю этому роду деятельности, и 49% у мужчин, занимающихся добровольчеством 3-6 часов в неделю. В 2008 г. данному роду деятельности посвятили себя 109 млн человек взрослого населения планеты [5].
В России сегодня о важности развития добровольчества заявлено в самых верхних эшелонах власти. Президент РФ Д. Медведев отмечает важность развития добровольчества в России: «В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов — добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России около 8 млн. человек. Все это — реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества».
«2001 год стал вехой в развитии и формировании волонтерского движения: он был провозглашен Международным годом добровольцев. Символично, что так началось третье тысячелетие, которому, как предсказывает ряд экспертов в области гуманитарных и социальных наук, суждено стать эрой милосердия и добровольчества. Волонтерство было официально признано одним из важнейших ресурсов развития общества» [16].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: добровольчество как социальный институт в России находится на начальных этапах его развития. Говоря о том, как изменилась ситуация с добровольчеством в России за последние годы, в первую очередь, необходимо отметить, что меняется его идеология. Те организации, те сектора общества, которые так или иначе используют технологии добровольчества в своей деятельности, начали по-другому к нему относиться. Лет пять назад добровольчество было в основном прерогативой некоммерческого сектора. Сегодня оно шагнуло в политику, государственный сектор, бизнес. Социологическая наука активно исследует феномен добровольчества в современной России, выявляя мотивы участия в данной деятельности различных групп населения. К сожалению, российские некоммерческие организации (НКО) не стали главным каналом мобилизации потенциальных участников добровольческого движения. Данные, полученные в ходе всероссийского опроса населения, проводившегося ВЦИОМ по программе Государственного университета — Высшей школы экономики, в 2008 г., показали, что «чаще всего россияне реализуют свою добровольческую активность в одиночку. Об этом свидетельствуют ответы 37% опрошенных. Российские НКО являются каналом добровольческой мобилизации лишь для 1% граждан» [11, с. 41]. Низкая эффективность деятельности российских НКО является следствием слабого развития самоорганизации граждан и отсутствия развитых механизмов социального партнерства. По мнению исследователей, именно социальное партнерство — залог становления устойчивого и ответственного гражданского общества в современной России [9, с. 95]. Только в условиях гражданского общества происходит активизация социальных инициатив и продвижение ценностей добровольчества.
Институционализация добровольчества — это процесс общественно-государственного взаимодействия, основной задачей которого является создание адекватного организационного базиса развития добровольчества и поддержки добровольческих инициатив; нужно также развивать и совершенствовать законодательную базу. В данном вопросе есть и обнадеживающие новости. В рамках реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации 3 июля 2010 г. Государственной Думой был предложен законопроект, направленный на:
— расширение перечня целей благотворительной деятельности, а значит и возможных целей деятельности добровольцев;
— устранение двусмысленности и признание труда добровольцев ничем иным, как безвозмездными работами и услугами;
— определение случаев заключения устных и письменных договоров с добровольцами, определение их предмета;
— расширение перечня расходов добровольцев, которые могут быть возмещены организацией;
— запрет на обложение компенсационных выплат добровольцам страховыми взносами во внебюджетные фонды (пенсионное, медицинское, социальное страхование) [17].
Для обобщения многолетней истории добровольческой деятельности необходимо изучать опыт международного сотрудничества в этой сфере. Изучение этого опыта позволит обогатить внутреннее содержание добровольческой деятельности, сделать ее более разнообразной, интересной и привлекательной для разных социальных групп.
Важным в деле развития добровольчества является создание положительного образа организаций, осуществляющих свою деятельность в рамках социальной сферы. Для этого необходимо на государственном уровне финансировать программы, позволяющие общественным организациям широко использовать возможности социальной рекламы.
Необходимо организовывать семинары и программы, как для самих добровольцев, так и для специалистов по социальной работе. Основной целью обучающих семинаров является обучение навыкам организации и планирования мероприятий. Вследствие существования проблемы привлечения новых добровольцев руководители таких организаций должны разрабатывать систему привлечения и стимулирования новых участников движения.
Завершим изложение цитатой: «Известные психологи обнаружили, что самыми главными факторами для счастья человека являются служение другим, а также хорошие взаимоотношения в семье и с друзьями. Чтобы быть счастливыми, мы должны быть добрыми не только по отношению к друзьям и близким, но и ко всем кто нас окружает. Истинное счастье — это когда счастливы все. Добровольчество — это хороший способ обучения молодежи и нужно научить их тому, как быть счастливыми» [8].
Литература
1. Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования / под. ред. О. Л. Лейкинда, А. В. Орловой, Г. Н. Ульяновой. СПб., 2003. 640 с.
2. Болотина Д. И. Добровольчество как феномен культуры России: способы самопрезентации участников Белого движения: автореф. дис. ... канд. культуролог. наук. М., 2007. 46 с.
3. Воронова Е. А. Самоорганизационные процессы в российском обществе и религиозное сознание молодежи // Вест. С.-Петерб. ун-та. 2000. Сер. 6. Вып. 3 (№ 22). С. 76-85.
4. Воронова Е. А. 1) Благотворительность в социальной политике России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 1997. Сер. 6. Вып. 3 (№ 20). С. 67-72; 1998. Сер. 6. Вып. 4, № 27. С. 60-64; 2) Русская Православная Церковь как социальный институт: постановка проблемы // Вестн. С.-Петерб.ун-та. 2004. Сер. 6. Вып. 4. С. 61-74.
5. Интересные факты о волонтерстве. URL: http://volonter.info/2008/11/16/interesnye-fakty-o-уоЬ^еге^е (дата обращения: 11.09.2010).
6. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: автореф. дис. ... докт. соц. наук. М., 2006. 29 с.
7. Кудринская Л. А. Традиции и современные теоретические подходы к исследованию добровольного труда в социологии // III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути взаимодействия» 21-24 октября 2008 г. М., 2008.
8. Лига здоровья нации. URL: http://www.ligazn.ru/media/news/5268.html (дата обращения: 11.09.2010).
9. Лукьянов В. А. Добровольчество как предмет социального партнерства (на примере Санкт-Петербурга) // Сборник статей и аналитических материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы вовлечения населения в добровольческую деятельность НКО социальной сферы и пропаганды здорового образа жизни» / под ред. В. А. Лукьянова и С. Р. Михайловой. СПб., 2009. 120 с.
10. Международный добровольческий форум «Молодежь на службе Отечеству» // Мир добровольцев. 1998. № 1. URL: http://vismut.narod.ru/history.htm ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО_В_РОССИИ______________
(дата обращения 11.09.2010).
11. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения. М., 2009. 201 с.
12. Мерсиянова И. В. Государственная поддержка благотворительной деятельности: эмпирическая верификация намеченных действий // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 94-110.
13. Милосердие: учебное пособие / под ред. М. П. Мчедлова. М., 1998. 214 с.
14. Молодежь в действии: аналитический сб. / авт.-сост. Е. А. Панова. М., 2001. 223 с.
15. Тазьмин Ю. Н. Меценатство и благотворительность в России: к вопросу о мотивациях // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 92-97.
16. Тихонович Л. Студенческое волонтерство: программа роста. URL: www.philantropy.ru/ caces/2009/05/26/809 (дата обращения: 11.09.2010).
17. Филантроп. URL: www.philantropy.ru (дата обращения 11.09.2010).
Статья поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.