Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность как показатель социального благополучия современного общества'

Добровольческая деятельность как показатель социального благополучия современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
831
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБЩЕСТВА / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОБРОВОЛЕЦ / ДОБРАЯ ВОЛЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОБРО ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ / РОССИЙСКИЙ ДОБРОВОЛЕЦ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / GOOD ON ONE’S OWNN VOLUNTEER / SOCIETY SOCIAL WELFARE / VOLUNTEER ACTIVITIES / VOLUNTEER ORGANIZATION / VOLUNTEER / GOODWILL / SOCIALIZATION / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сикорская Лариса Евгеньевна

В статье рассматриваются добровольческая деятельность как социальное благополучие современного общества. Литературные и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли изучения добровольческой деятельности в молодежной среде как процесса становления и развития личности, как гуманистической практики социального служения и благополучия современного общества. Рассматривается профилактика правонарушений среди подростков и молодежи, принципы и методы интеграции молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации в общество, которые говорят о необходимости включения современной молодежи в социально полезную деятельность. Педагогический потенциал добровольческой деятельности позволяет активизировать внутренние механизмы формирования человека как гармонично развитой и социально ответственной личности за счет апеллирования к нравственным началам самосознания на основе добровольности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer activities as an indicator of social well-being of modern society

The article considers volunteering as a social welfare of modern society. Literature and author’s own data indicate a special role in the study of volunteer activity among the youth as a process of formation and development of personality as the humanistic practice of social service and welfare of modern society. We discuss the prevention of delinquency among adolescents and young people, principles and methods of integration of young people into difficult life situations in society that speaks in favour of the necessity of inclusion of modern youth in socially useful activities. Pedagogic potential of volunteer activity allows activating the internal mechanisms of formation of a person as a harmoniously developed and socially responsible identity by appealing to the moral principles of self-consciousness on the basis of voluntariness.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность как показатель социального благополучия современного общества»

ПЕДАГОГИКА

УДК 364.04

Сикорская Лариса Евгеньевна

доктор педагогических наук, профессор Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы

[email protected]

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются добровольческая деятельность как социальное благополучие современного общества. Литературные и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли изучения добровольческой деятельности в молодежной среде как процесса становления и развития личности, как гуманистической практики социального служения и благополучия современного общества. Рассматривается профилактика правонарушений среди подростков и молодежи, принципы и методы интеграции молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации в общество, которые говорят о необходимости включения современной молодежи в социально полезную деятельность.

Педагогический потенциал добровольческой деятельности позволяет активизировать внутренние механизмы формирования человека как гармонично развитой и социально ответственной личности за счет апеллирования к нравственным началам самосознания на основе добровольности.

Ключевые слова: социальное благополучие общества, добровольческая деятельность, добровольческая организация, доброволец, добрая воля, социализация, добро по собственному желанию, российский доброволец, социальная активность.

Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все исторические периоды развития общества было устойчивой мотивацией активности социальных субъектов.

Понятие «социальное благополучие» с недавнего времени активно используется в научных теориях и концепциях, социально-политических декларациях, нормативно-правовых актах, социальных программах и др. политических документах как термин для обозначения оптимального состояния человека, социальных групп, общностей, общества в целом. В настоящее время социальное благополучие называют интегральным показателем эффективности функционирования социальной сферы, отражением социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатором социальной безопасности общественной системы [3, с. 3].

Основные компоненты социального благополучия населения следующие:

- физическая субъектность (показатели здоровья, физического самочувствия, степени реализации потребностей в сохранении и восстановлении здоровья и др.);

- психологическая субъектность (показатели характера психологического самочувствия, степени удовлетворенности жизнью и отдельными ее сферами, полноты реализации потребностей в получении квалифицированной психологической помощи и др.);

«Хорошее время не падает с неба, а мы создаем его сами»

(Ф.М. Достоевский)

- духовно-культурная субъектность (показатели ценностных ориентиров, представления о приоритетных целях, смысле жизни, справедливости и др.);

- производственно-экономическая субъектность (показатели благосостояния, занятости, удовлетворенности профессией и характером труда, динамика профессионального роста и др.);

- социально-политическая субъектность (показатели общественно-политической активности, удовлетворенности социально-политической ситуацией и др.);

- социально-бытовая субъектность (показатели жилищной обеспеченности, комфортности бытовых условий, доступности дополнительных социальных гарантий и услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.);

- социально-экологическая субъектность (показатели удовлетворенности природно-климатическими и экологическими условиями и др.);

- личная безопасность (показатели степени защищенности от угроз и рисков, связанных с насилием, преступностью, нарушением гражданских прав и свобод и др.) [3, с. 15-16].

Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики. Однако на сегодняшний день не определены эффективные социальные регуляторы, способствующие оптимизации уровня социального благополучия населения, существует противоречие между государственными целевыми установками на достижение социаль-

6

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Сикорская Л.Е., 2015

ного благополучия населения и реальными условиями их реализации. В частности, недостаток бюджетных средств ограничивает возможности государства в проведении активной социальной политики [1, с. 5].

Наряду с традиционным общегосударственным социальным обслуживанием в России интенсивно развивается рынок социальных услуг, заметно выросла доля платных услуг (значительное место занимают жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, социальные услуги). Дифференцирование в доходах населения особенно заметно сказывается на потреблении платных социальных услуг, т. к. предоставляющие их учреждения и организации все-таки больше ориентируются на высокодоходные группы населения. В результате платные социальные услуги ограниченно доступны для определенной части жителей России, что ведет к формированию у них чувства неудовлетворенности жизнью, влияет на социальную напряженность в обществе, ведет к росту негативных явлений (алкоголизм, наркомания и т. д.) в молодежной среде.

В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется профилактике правонарушений среди подростков и молодежи, принципам и методам интеграции в общество молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества, и, прежде всего, в жизнь местного сообщества [8, с. 8-9]. Также большое внимание уделяется формированию толерантности и межэтнической культуры в молодежной среде, профилактике агрессивного поведения, гражданско-патриотическому и правовому воспитанию молодежи, социально-воспитательной и досуговой работе по месту жительства, формированию здорового образа жизни.

Интеграция молодых людей в жизнь общества -это процесс полноценного включения молодежи в социально-экономические и социо-культурные связи и отношения. Другими словами, молодые люди сохраняют свою личностную автономию, индивидуальность и целостность и при этом приобретают возможности для самореализации в жизни общества. Интеграция, в отличие от адаптации, направлена не только приспособление к существующим условиям, но и на возможность активного влияния с целью изменения негативных условий в интересах субъектов общественных отношений.

Одним из принципов интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (молодые люди с орграниченными возможностями; сироты и выпускники интернатных учебных заведений; молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения, несовершеннолетние, состоящие на учете в ОВД; молодые люди, живущие с ВИЧ-

инфекцией; молодые люди - мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы; молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами; молодые одинокие матери / молодые одинокие родители), является необходимость создания условий для реализации внутреннего личностного потенциала молодого человека, а не только условий для решения тех или иных его социальных проблем. Процесс интеграции - это процесс поддержки личностной самореализации молодых людей, с учетом возникающих у них трудностей и специальных потребностей. В таком случае, центральным личностным условием интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества становится мотивация личностного развития [8, с. 11].

Мотивационная сфера сознания в проблематике социального развития молодежи является важнейшей сущностной характеристики этой социально-демографической группы. В индивидуально-психологическом плане это объясняется связью мотивационной сферы с направленностью личности. Направленность можно оценить как отношения того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие [2]. В социологическом контексте такой подход оправдан с учетом той специфической сущностной функции, которую призвана выполнять молодежь в системе воспроизводства и развития общества. Эта функция реализуется посредством репродуктивной и инновационной деятельности.

Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразующих условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей [7, с. 59-60].

Подростковому и юношескому возрасту свойственно желание «экспериментировать», стремление к новому, необычному, рискованному. Мотивами таких «поисков» являются любопытство, подражание, неудовлетворенность своим положением в семье, учебном заведении (школе, колледже, ВУЗе), в жизни в целом, стремление найти свое место в группе (других молодых людей, взрослых), протест против навязываемых взрослыми норм поведения (всевозможные молодежные «субкультуры протеста», контркультуры различной направленности). Одним из эффективных средств удовлетворения и реализации возрастных потребностей молодежи является поддержка их социальных инициатив, связанных, прежде всего, с самообразованием, возможностью получить профессиональную ориентацию, включиться в реальную социальную жизнь и процессы, в которых происходит само-

определение и социальное становление личности молодого человека. Самостоятельная инициативная социально-значимая деятельность для молодежи - это средство жизнеобеспечения и экономической самостоятельности; способ самоопределения, утверждения себя как личности; возможность проверки и развития способностей и деловых качеств; процесс накопления социального и профессионального опыта.

Идейной основой развития государственно-общественной системы поддержки социальных инициатив молодежи является социально-педагогическая солидарность, предусматривающая интеграцию личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-инициативную деятельность как образ жизни. Социально-педагогическая солидарность как идеологическая характеристика единства целей общественного развития в интересах личности, общества, государства, достигаемых педагогическими средствами, способствует продуктивному взаимодействию государства и гражданского общества, оказывает влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех субъектов [4, с. 8].

Важнейшее направление стратегии государственной молодежной политики, а также залог успешной интеграции в общество молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привлечение добровольцев к помощи тем, кто в ней нуждается. Соответственно, необходимо превратить молодежь из объекта социальной политики государства в ее субъект, привлечь как можно больно молодых людей, имеющих активную жизненную позицию, к организации и проведению добровольческой работы среди сверстников, используя образовательные учреждения, детские и молодежные общественные организации и объединения.

Добровольчество располагает разнообразием форм и механизмов вовлечения молодежи в общественно полезную деятельность, учитывающих социальный и личностный ресурс отдельной личности.

Подчеркивая социализирующую роль добровольных организаций, А.В. Мудрик видит её в первую очередь в том, что эти организации выступают как творцы и носители субкультуры.

«Добровольное вхождение в организацию, -пишет А.В. Мудрик, - позволяет человеку как субъекту социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, удовлетворения потребностей и реализации интересов, а в целом - приобретать опыт приспособления и обособления в социуме» [5, с. 209]. Опираясь на подход А.В. Мудрика, мы в своих дальнейших характеристиках будем в большей мере подразумевать деятельность не стихийных добровольных

организаций, а представляющих социальный или социально-педагогический проект.

Рассматривая детские и юношеские добровольные организации, А.В. Мудрик отмечает, что собственно добровольность здесь присутствует в чистом виде, и она основывается изначально на привлекательности участников и деятельности организации для юноши. Подобные организации становятся для многих своих членов своеобразной экологической нишей, в которой они могут искать компенсацию неудачного взаимодействия в семье, в воспитательных организациях, в дворовых компаниях. Основной социализирующий эффект детских и юношеских добровольных организаций зависит от того, насколько та или иная из них становится для конкретного ребенка, подростка, юноши, девушки референтной группой, компенсирующей различные отношенческие и личностные дефициты, создающей ощущение принятости сверстниками и чувства защищенности, выполняющей роль арены самореализации и самоутверждения [5, с. 210].

Анализ уровня развития «третьего сектора» в данной сфере (численность зарегистрированных общественных объединений, их разделение по географическому и институциональному признакам, показатели стабильности деятельности, масштабность, финансирование и др.) демонстрирует, что молодое поколение россиян осознает себя не только объектом заботы и внимания семьи, государства и общества, но и реальной силой, способной привести его к достижению состояния социального благополучия. При этом цель интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, а, следовательно, достижения и данной категорией молодежи состояния социального благополучия - это создание социально-психологических и морально-нравственных условий, при которых они будут подготовлены к интеграции, востребованы обществом, получат поддержку от сверстников, взрослых и возможность реализации своего личностного потенциала.

Добровольческая деятельность способствует формированию новой социально-одобряемой жизненной позиции молодого человека, связанной с самоанализом, самопринятием, самообязательствами, саморуководством, самоконтролем и самореализацией. Интеграция молодых людей в жизнь общества, ведущая к социальному благополучию, будет успешной только в том случае, если общество будет «ожидать» интегрирующихся молодых людей. Такое ожидание должно выражаться в создании условий, при которых молодые люди будут востребованы, смогут принять на себя реальную, но посильную ответственность, реализовать свою социальную активность (в том числе, и посредством участия в добровольческой деятельности).

8

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

При этом следует помнить, что не все молодые люди готовы к добровольческой работе:

Во-первых, действия большинства добровольцев основываются на эмоциях, им не хватает знаний и умений по работе с группой сверстников.

Во-вторых, добровольчество - это особый вид деятельности, связанный с рядом небезопасных тем (на пример, профилактика употребления психоактивных веществ, опасность ВИЧ-инфекции / СПИДа, сохранение репродуктивного здоровья молодежи и т. д.).

В-третьих, у добровольцев, в процессе работы возникает много специфических вопросов, связанных с их деятельностью (те же самые последствия употребления психоактивных веществ, признаки наркотического опьянения, пути распространения и передачи ВИЧ-инфекции и т. д.) [4, с. 238]. А также ряд других проблем, связанных с организацией добровольческой деятельности, проведением добровольческих мероприятий.

Следовательно, необходимо обучение добровольцев, используя помощь специалистов различных ведомств и учреждений, государственных и общественных организаций. Работа добровольцев не будет успешной, если вокруг не будет создано «поддерживающего окружения», которое позволит молодым людям раскрыться, выразить свои убеждения, грамотно спланировать свою деятельность, а самое главное - быть востребованным в обществе, конкретно в своем городе, районе. Для решения этой проблемы в ряде регионов Российской Федерации создаются Советы координаторов (в него могут входить заместители директоров образовательных учреждений, социальных учреждений,педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты социальной работы, руководители детских и молодежных общественных организаций и объединений и т. д.).

Деятельность координаторов предполагает:

- Оказание помощи членам молодежной лидерской группы в вопросах формирования группы добровольцев на базе образовательного учреждения или общественной организации, объединения.

- Оказание помощи в вопросах определения целей, задач, форм деятельности группы добровольцев в зависимости от особенностей выбранного вида социально-значимой деятельности и специфики работы конкретного образовательного учреждения или общественной организации, объединения.

- Оказание практической помощи добровольцам в осуществлении их деятельности (организационной, педагогической, информационной, психологической) [4, с. 244].

Для эффективной работы координатора добровольцев, ему необходимо владеть определенными знаниями, умениями и навыками, поэтому свою деятельность координатор начинает с собствен-

ного обучения (специализированные семинарские занятия, учебные курсы, специализации и т. д.). Активная совместная работа молодежных лидеров и координаторов позволит сформировать добровольческие группы, осуществляющие успешную работу в образовательных учреждениях, на базе детских и молодежных организаций, в клубах по месту жительства и т. д. А также привлечь новых молодых людей к добровольческой деятельности, в основном за счет неформальных бесед и привлечения молодых добровольцев к поиску единомышленников в своей возрастной группе (возрастные границы молодежного добровольчества ограничиваются рамками 16-30 лет1).

Молодой человек в процессе социализации не просто познает и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывает их в собственные ценности, интересы, потребности. Если для познавательного этапа социализации доминирующим способом деятельности является имитация, то для преобразовательного -новаторство [7, с. 60].

В заключение, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день нет ни одной цивилизованной страны, в которой социальная ориентированность экономики и конституционно, и при формулировании принципов экономической политики отрицалась бы. Проблема состоит в обеспечении такой ориентации. Если социальную модель ориентировать только на обеспечение материального и духовного благополучия людей, то внимание концентрируется на системе распределения и перераспределения произведенного общественного продукта, в чем и усматривается социальное содержание экономической модели общества. В случае если социальную модель строить как модель формирования дееспособного человека, ответственного за свое благополучие, то эта модель приобретает иное, более сложное содержание и большое значение имеет правильно отлаженное взаимодействие социальной и экономической модели общества [6, с. 45].

В зависимости от избранного подхода, различается и главный критерий, на соблюдение которого ориентирована социальная модель. Наиболее системной является модель социальной устойчивости общества, характеризующая не только уровень производства, потребления благ, качество человека, но и гражданское согласие в обществе, безопасность жизни, духовность, уровень нравственности и морали общества, доверие общества к общественно-политическому и государственному устройству, чувство патриотизма, удовлетворенность социально-экономическими, общественно-политическими, культурно-этническими стандартами жизни, реализацию гуманистических принципов.

Если данная модель поддерживается и реали-зовывается, тогда благодаря целенаправленным усилиям общества будут умножаться социальные

блага, повышаться качество жизни человека, будет развиваться экономика. Эта модель позволяет обеспечить государству необходимое место в жизни общества и человеку - в жизни государства, ведет к социальному благополучию.

Примечание

1 За основу принято определение В.Т. Лисовского: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и др. социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [7, с. 32-33].

Библиографический список

1. Берендеева А.Б. Социальное благополучие (неблагополучие) региона: показатели оценки (по материалам Ивановской области). - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999.

3. Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Барнаул, 2007.

4. Молодое поколение в гражданском обществе: Сборник социально-педагогических программ общественных объединений детей и молодежи / сост. С.В. Тетерский, Ю.В. Ромашина; науч. ред. М.Е. Кульпединова. - М., 2004.

5. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006.

6. Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике: (к вопросу о разработке социальной модели России XXI века) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1999. - № 24 (112).

7. Социология молодежи / под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбУУ 1996.

8. Эффективная молодежная политика. Из опыта работы регионов Российской Федерации с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации. Информационно-методическое пособие. Часть 2. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007.

УДК 37; 371; 37.04

Ивановская Ольга Геннадиевна

кандидат педагогических наук Школьная логопедическая служба Московского района г. Санкт-Петербурга

[email protected]

СЕМАНТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС У УЧИТЕЛЕЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВИДЕ ИСТОРИЙ

В статье раскрывается связь между предпочитаемым конкретным учителем стилем педагогического взаимодействия и его детскими воспоминаниями, сохраняющимися в памяти в виде любимых историй из детства. При условии признания ребёнка субъектом, личностью между ним и его наставниками создаётся единое семантическое пространство. В дальнейшем знакомые образы, слова, метафоры, маркирующие это пространство, вызывают у человека семантический резонанс, инициирующий узнаваемость и воспроизведение близких ему с детства высказываний, образцов поведения. Понимание процессуально, а семантический резонанс моментален, но способен облегчить понимание и сделать его личностно значимым. Дети слушают и рассказывают истории, чтобы достичь понимания мира в двух смыслах - «прохладном» и «горячем». «Прохладные» знания относятся к тому, как вещи работают в физическом мире. Понимание в «горячем» смысле относится к испытыванию чувств. «Горячее» понимание закрепляется в сознании при помощи любимых историй. В то же время, история о том, что значимо, не всегда рождает ту же интенсивность чувств, что и оригинальный опыт. Создаётся некоторая эмоциональная дистанция. Дети могут переживать эмоции, не перенося последствий в реальной жизни. По этой причине дети так любят повторение любимых историй. Наше исследование подтвердило существование одного из проявлений наставничества. Человек часто становится таким, каков он есть, не только благодаря, но и вопреки примеру наставника (родителя, учителя). Так, половина наших респондентов испытали семантический резонанс на авторитарный стиль взаимоотношений учителя и учеников. Однако среди них нет ни одного человека, у которого такой стиль взаимодействия является преобладающим. Но все испытуемые обладают «смешанным» стилем педагогического взаимодействия, то есть иногда не чужды авторитаризма.

Ключевые слова: семантическое пространство, семантический резонанс, понимание, стили педагогического взаимодействия, любимые детские истории, наставничество

I. Введение

Особенности современной образовательной ситуации предъявляют требования к развитию способности учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися как одному из главных профессиональных качеств педагога (В.С. Грехнев, М.Е. Дуранов, И.Я. Зязюн, И.И. За-рецкая, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, П.Ф. Каптерев,

В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Я.Л. Коломин-ский, И.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Г.Б. Скок, В.А. Сластенин, Л.Ф. Шеховцова, В.Д. Ширшов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, И.М. Юсупов и др.).

Обычно выделяют три основных стиля взаимодействия педагога и учащихся - авторитарный (субъект-объектный), когда педагог чаще рассма-

10

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Àv- 2015, Том 21

© Ивановская О.Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.