ПЕДАГОГИКА
УДК 364.04
Сикорская Лариса Евгеньевна
доктор педагогических наук, профессор Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются добровольческая деятельность как социальное благополучие современного общества. Литературные и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли изучения добровольческой деятельности в молодежной среде как процесса становления и развития личности, как гуманистической практики социального служения и благополучия современного общества. Рассматривается профилактика правонарушений среди подростков и молодежи, принципы и методы интеграции молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации в общество, которые говорят о необходимости включения современной молодежи в социально полезную деятельность.
Педагогический потенциал добровольческой деятельности позволяет активизировать внутренние механизмы формирования человека как гармонично развитой и социально ответственной личности за счет апеллирования к нравственным началам самосознания на основе добровольности.
Ключевые слова: социальное благополучие общества, добровольческая деятельность, добровольческая организация, доброволец, добрая воля, социализация, добро по собственному желанию, российский доброволец, социальная активность.
Социальное благополучие - это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все исторические периоды развития общества было устойчивой мотивацией активности социальных субъектов.
Понятие «социальное благополучие» с недавнего времени активно используется в научных теориях и концепциях, социально-политических декларациях, нормативно-правовых актах, социальных программах и др. политических документах как термин для обозначения оптимального состояния человека, социальных групп, общностей, общества в целом. В настоящее время социальное благополучие называют интегральным показателем эффективности функционирования социальной сферы, отражением социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатором социальной безопасности общественной системы [3, с. 3].
Основные компоненты социального благополучия населения следующие:
- физическая субъектность (показатели здоровья, физического самочувствия, степени реализации потребностей в сохранении и восстановлении здоровья и др.);
- психологическая субъектность (показатели характера психологического самочувствия, степени удовлетворенности жизнью и отдельными ее сферами, полноты реализации потребностей в получении квалифицированной психологической помощи и др.);
«Хорошее время не падает с неба, а мы создаем его сами»
(Ф.М. Достоевский)
- духовно-культурная субъектность (показатели ценностных ориентиров, представления о приоритетных целях, смысле жизни, справедливости и др.);
- производственно-экономическая субъектность (показатели благосостояния, занятости, удовлетворенности профессией и характером труда, динамика профессионального роста и др.);
- социально-политическая субъектность (показатели общественно-политической активности, удовлетворенности социально-политической ситуацией и др.);
- социально-бытовая субъектность (показатели жилищной обеспеченности, комфортности бытовых условий, доступности дополнительных социальных гарантий и услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.);
- социально-экологическая субъектность (показатели удовлетворенности природно-климатическими и экологическими условиями и др.);
- личная безопасность (показатели степени защищенности от угроз и рисков, связанных с насилием, преступностью, нарушением гражданских прав и свобод и др.) [3, с. 15-16].
Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики. Однако на сегодняшний день не определены эффективные социальные регуляторы, способствующие оптимизации уровня социального благополучия населения, существует противоречие между государственными целевыми установками на достижение социаль-
6
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Сикорская Л.Е., 2015
ного благополучия населения и реальными условиями их реализации. В частности, недостаток бюджетных средств ограничивает возможности государства в проведении активной социальной политики [1, с. 5].
Наряду с традиционным общегосударственным социальным обслуживанием в России интенсивно развивается рынок социальных услуг, заметно выросла доля платных услуг (значительное место занимают жилищно-коммунальные услуги, бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, социальные услуги). Дифференцирование в доходах населения особенно заметно сказывается на потреблении платных социальных услуг, т. к. предоставляющие их учреждения и организации все-таки больше ориентируются на высокодоходные группы населения. В результате платные социальные услуги ограниченно доступны для определенной части жителей России, что ведет к формированию у них чувства неудовлетворенности жизнью, влияет на социальную напряженность в обществе, ведет к росту негативных явлений (алкоголизм, наркомания и т. д.) в молодежной среде.
В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется профилактике правонарушений среди подростков и молодежи, принципам и методам интеграции в общество молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества, и, прежде всего, в жизнь местного сообщества [8, с. 8-9]. Также большое внимание уделяется формированию толерантности и межэтнической культуры в молодежной среде, профилактике агрессивного поведения, гражданско-патриотическому и правовому воспитанию молодежи, социально-воспитательной и досуговой работе по месту жительства, формированию здорового образа жизни.
Интеграция молодых людей в жизнь общества -это процесс полноценного включения молодежи в социально-экономические и социо-культурные связи и отношения. Другими словами, молодые люди сохраняют свою личностную автономию, индивидуальность и целостность и при этом приобретают возможности для самореализации в жизни общества. Интеграция, в отличие от адаптации, направлена не только приспособление к существующим условиям, но и на возможность активного влияния с целью изменения негативных условий в интересах субъектов общественных отношений.
Одним из принципов интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (молодые люди с орграниченными возможностями; сироты и выпускники интернатных учебных заведений; молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения, несовершеннолетние, состоящие на учете в ОВД; молодые люди, живущие с ВИЧ-
инфекцией; молодые люди - мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы; молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами; молодые одинокие матери / молодые одинокие родители), является необходимость создания условий для реализации внутреннего личностного потенциала молодого человека, а не только условий для решения тех или иных его социальных проблем. Процесс интеграции - это процесс поддержки личностной самореализации молодых людей, с учетом возникающих у них трудностей и специальных потребностей. В таком случае, центральным личностным условием интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества становится мотивация личностного развития [8, с. 11].
Мотивационная сфера сознания в проблематике социального развития молодежи является важнейшей сущностной характеристики этой социально-демографической группы. В индивидуально-психологическом плане это объясняется связью мотивационной сферы с направленностью личности. Направленность можно оценить как отношения того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие [2]. В социологическом контексте такой подход оправдан с учетом той специфической сущностной функции, которую призвана выполнять молодежь в системе воспроизводства и развития общества. Эта функция реализуется посредством репродуктивной и инновационной деятельности.
Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразующих условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей [7, с. 59-60].
Подростковому и юношескому возрасту свойственно желание «экспериментировать», стремление к новому, необычному, рискованному. Мотивами таких «поисков» являются любопытство, подражание, неудовлетворенность своим положением в семье, учебном заведении (школе, колледже, ВУЗе), в жизни в целом, стремление найти свое место в группе (других молодых людей, взрослых), протест против навязываемых взрослыми норм поведения (всевозможные молодежные «субкультуры протеста», контркультуры различной направленности). Одним из эффективных средств удовлетворения и реализации возрастных потребностей молодежи является поддержка их социальных инициатив, связанных, прежде всего, с самообразованием, возможностью получить профессиональную ориентацию, включиться в реальную социальную жизнь и процессы, в которых происходит само-
определение и социальное становление личности молодого человека. Самостоятельная инициативная социально-значимая деятельность для молодежи - это средство жизнеобеспечения и экономической самостоятельности; способ самоопределения, утверждения себя как личности; возможность проверки и развития способностей и деловых качеств; процесс накопления социального и профессионального опыта.
Идейной основой развития государственно-общественной системы поддержки социальных инициатив молодежи является социально-педагогическая солидарность, предусматривающая интеграцию личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-инициативную деятельность как образ жизни. Социально-педагогическая солидарность как идеологическая характеристика единства целей общественного развития в интересах личности, общества, государства, достигаемых педагогическими средствами, способствует продуктивному взаимодействию государства и гражданского общества, оказывает влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс, жизнеспособность и динамичность всех субъектов [4, с. 8].
Важнейшее направление стратегии государственной молодежной политики, а также залог успешной интеграции в общество молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привлечение добровольцев к помощи тем, кто в ней нуждается. Соответственно, необходимо превратить молодежь из объекта социальной политики государства в ее субъект, привлечь как можно больно молодых людей, имеющих активную жизненную позицию, к организации и проведению добровольческой работы среди сверстников, используя образовательные учреждения, детские и молодежные общественные организации и объединения.
Добровольчество располагает разнообразием форм и механизмов вовлечения молодежи в общественно полезную деятельность, учитывающих социальный и личностный ресурс отдельной личности.
Подчеркивая социализирующую роль добровольных организаций, А.В. Мудрик видит её в первую очередь в том, что эти организации выступают как творцы и носители субкультуры.
«Добровольное вхождение в организацию, -пишет А.В. Мудрик, - позволяет человеку как субъекту социализации искать и находить благоприятные условия для решения возрастных задач, удовлетворения потребностей и реализации интересов, а в целом - приобретать опыт приспособления и обособления в социуме» [5, с. 209]. Опираясь на подход А.В. Мудрика, мы в своих дальнейших характеристиках будем в большей мере подразумевать деятельность не стихийных добровольных
организаций, а представляющих социальный или социально-педагогический проект.
Рассматривая детские и юношеские добровольные организации, А.В. Мудрик отмечает, что собственно добровольность здесь присутствует в чистом виде, и она основывается изначально на привлекательности участников и деятельности организации для юноши. Подобные организации становятся для многих своих членов своеобразной экологической нишей, в которой они могут искать компенсацию неудачного взаимодействия в семье, в воспитательных организациях, в дворовых компаниях. Основной социализирующий эффект детских и юношеских добровольных организаций зависит от того, насколько та или иная из них становится для конкретного ребенка, подростка, юноши, девушки референтной группой, компенсирующей различные отношенческие и личностные дефициты, создающей ощущение принятости сверстниками и чувства защищенности, выполняющей роль арены самореализации и самоутверждения [5, с. 210].
Анализ уровня развития «третьего сектора» в данной сфере (численность зарегистрированных общественных объединений, их разделение по географическому и институциональному признакам, показатели стабильности деятельности, масштабность, финансирование и др.) демонстрирует, что молодое поколение россиян осознает себя не только объектом заботы и внимания семьи, государства и общества, но и реальной силой, способной привести его к достижению состояния социального благополучия. При этом цель интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, а, следовательно, достижения и данной категорией молодежи состояния социального благополучия - это создание социально-психологических и морально-нравственных условий, при которых они будут подготовлены к интеграции, востребованы обществом, получат поддержку от сверстников, взрослых и возможность реализации своего личностного потенциала.
Добровольческая деятельность способствует формированию новой социально-одобряемой жизненной позиции молодого человека, связанной с самоанализом, самопринятием, самообязательствами, саморуководством, самоконтролем и самореализацией. Интеграция молодых людей в жизнь общества, ведущая к социальному благополучию, будет успешной только в том случае, если общество будет «ожидать» интегрирующихся молодых людей. Такое ожидание должно выражаться в создании условий, при которых молодые люди будут востребованы, смогут принять на себя реальную, но посильную ответственность, реализовать свою социальную активность (в том числе, и посредством участия в добровольческой деятельности).
8
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
При этом следует помнить, что не все молодые люди готовы к добровольческой работе:
Во-первых, действия большинства добровольцев основываются на эмоциях, им не хватает знаний и умений по работе с группой сверстников.
Во-вторых, добровольчество - это особый вид деятельности, связанный с рядом небезопасных тем (на пример, профилактика употребления психоактивных веществ, опасность ВИЧ-инфекции / СПИДа, сохранение репродуктивного здоровья молодежи и т. д.).
В-третьих, у добровольцев, в процессе работы возникает много специфических вопросов, связанных с их деятельностью (те же самые последствия употребления психоактивных веществ, признаки наркотического опьянения, пути распространения и передачи ВИЧ-инфекции и т. д.) [4, с. 238]. А также ряд других проблем, связанных с организацией добровольческой деятельности, проведением добровольческих мероприятий.
Следовательно, необходимо обучение добровольцев, используя помощь специалистов различных ведомств и учреждений, государственных и общественных организаций. Работа добровольцев не будет успешной, если вокруг не будет создано «поддерживающего окружения», которое позволит молодым людям раскрыться, выразить свои убеждения, грамотно спланировать свою деятельность, а самое главное - быть востребованным в обществе, конкретно в своем городе, районе. Для решения этой проблемы в ряде регионов Российской Федерации создаются Советы координаторов (в него могут входить заместители директоров образовательных учреждений, социальных учреждений,педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты социальной работы, руководители детских и молодежных общественных организаций и объединений и т. д.).
Деятельность координаторов предполагает:
- Оказание помощи членам молодежной лидерской группы в вопросах формирования группы добровольцев на базе образовательного учреждения или общественной организации, объединения.
- Оказание помощи в вопросах определения целей, задач, форм деятельности группы добровольцев в зависимости от особенностей выбранного вида социально-значимой деятельности и специфики работы конкретного образовательного учреждения или общественной организации, объединения.
- Оказание практической помощи добровольцам в осуществлении их деятельности (организационной, педагогической, информационной, психологической) [4, с. 244].
Для эффективной работы координатора добровольцев, ему необходимо владеть определенными знаниями, умениями и навыками, поэтому свою деятельность координатор начинает с собствен-
ного обучения (специализированные семинарские занятия, учебные курсы, специализации и т. д.). Активная совместная работа молодежных лидеров и координаторов позволит сформировать добровольческие группы, осуществляющие успешную работу в образовательных учреждениях, на базе детских и молодежных организаций, в клубах по месту жительства и т. д. А также привлечь новых молодых людей к добровольческой деятельности, в основном за счет неформальных бесед и привлечения молодых добровольцев к поиску единомышленников в своей возрастной группе (возрастные границы молодежного добровольчества ограничиваются рамками 16-30 лет1).
Молодой человек в процессе социализации не просто познает и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывает их в собственные ценности, интересы, потребности. Если для познавательного этапа социализации доминирующим способом деятельности является имитация, то для преобразовательного -новаторство [7, с. 60].
В заключение, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день нет ни одной цивилизованной страны, в которой социальная ориентированность экономики и конституционно, и при формулировании принципов экономической политики отрицалась бы. Проблема состоит в обеспечении такой ориентации. Если социальную модель ориентировать только на обеспечение материального и духовного благополучия людей, то внимание концентрируется на системе распределения и перераспределения произведенного общественного продукта, в чем и усматривается социальное содержание экономической модели общества. В случае если социальную модель строить как модель формирования дееспособного человека, ответственного за свое благополучие, то эта модель приобретает иное, более сложное содержание и большое значение имеет правильно отлаженное взаимодействие социальной и экономической модели общества [6, с. 45].
В зависимости от избранного подхода, различается и главный критерий, на соблюдение которого ориентирована социальная модель. Наиболее системной является модель социальной устойчивости общества, характеризующая не только уровень производства, потребления благ, качество человека, но и гражданское согласие в обществе, безопасность жизни, духовность, уровень нравственности и морали общества, доверие общества к общественно-политическому и государственному устройству, чувство патриотизма, удовлетворенность социально-экономическими, общественно-политическими, культурно-этническими стандартами жизни, реализацию гуманистических принципов.
Если данная модель поддерживается и реали-зовывается, тогда благодаря целенаправленным усилиям общества будут умножаться социальные
блага, повышаться качество жизни человека, будет развиваться экономика. Эта модель позволяет обеспечить государству необходимое место в жизни общества и человеку - в жизни государства, ведет к социальному благополучию.
Примечание
1 За основу принято определение В.Т. Лисовского: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и др. социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [7, с. 32-33].
Библиографический список
1. Берендеева А.Б. Социальное благополучие (неблагополучие) региона: показатели оценки (по материалам Ивановской области). - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999.
3. Мерзлякова И.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа социального благополучия населения региона: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Барнаул, 2007.
4. Молодое поколение в гражданском обществе: Сборник социально-педагогических программ общественных объединений детей и молодежи / сост. С.В. Тетерский, Ю.В. Ромашина; науч. ред. М.Е. Кульпединова. - М., 2004.
5. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006.
6. Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике: (к вопросу о разработке социальной модели России XXI века) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1999. - № 24 (112).
7. Социология молодежи / под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбУУ 1996.
8. Эффективная молодежная политика. Из опыта работы регионов Российской Федерации с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации. Информационно-методическое пособие. Часть 2. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007.
УДК 37; 371; 37.04
Ивановская Ольга Геннадиевна
кандидат педагогических наук Школьная логопедическая служба Московского района г. Санкт-Петербурга
СЕМАНТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС У УЧИТЕЛЕЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВИДЕ ИСТОРИЙ
В статье раскрывается связь между предпочитаемым конкретным учителем стилем педагогического взаимодействия и его детскими воспоминаниями, сохраняющимися в памяти в виде любимых историй из детства. При условии признания ребёнка субъектом, личностью между ним и его наставниками создаётся единое семантическое пространство. В дальнейшем знакомые образы, слова, метафоры, маркирующие это пространство, вызывают у человека семантический резонанс, инициирующий узнаваемость и воспроизведение близких ему с детства высказываний, образцов поведения. Понимание процессуально, а семантический резонанс моментален, но способен облегчить понимание и сделать его личностно значимым. Дети слушают и рассказывают истории, чтобы достичь понимания мира в двух смыслах - «прохладном» и «горячем». «Прохладные» знания относятся к тому, как вещи работают в физическом мире. Понимание в «горячем» смысле относится к испытыванию чувств. «Горячее» понимание закрепляется в сознании при помощи любимых историй. В то же время, история о том, что значимо, не всегда рождает ту же интенсивность чувств, что и оригинальный опыт. Создаётся некоторая эмоциональная дистанция. Дети могут переживать эмоции, не перенося последствий в реальной жизни. По этой причине дети так любят повторение любимых историй. Наше исследование подтвердило существование одного из проявлений наставничества. Человек часто становится таким, каков он есть, не только благодаря, но и вопреки примеру наставника (родителя, учителя). Так, половина наших респондентов испытали семантический резонанс на авторитарный стиль взаимоотношений учителя и учеников. Однако среди них нет ни одного человека, у которого такой стиль взаимодействия является преобладающим. Но все испытуемые обладают «смешанным» стилем педагогического взаимодействия, то есть иногда не чужды авторитаризма.
Ключевые слова: семантическое пространство, семантический резонанс, понимание, стили педагогического взаимодействия, любимые детские истории, наставничество
I. Введение
Особенности современной образовательной ситуации предъявляют требования к развитию способности учителя к педагогическому взаимодействию с учащимися как одному из главных профессиональных качеств педагога (В.С. Грехнев, М.Е. Дуранов, И.Я. Зязюн, И.И. За-рецкая, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, П.Ф. Каптерев,
В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Я.Л. Коломин-ский, И.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Г.Б. Скок, В.А. Сластенин, Л.Ф. Шеховцова, В.Д. Ширшов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, И.М. Юсупов и др.).
Обычно выделяют три основных стиля взаимодействия педагога и учащихся - авторитарный (субъект-объектный), когда педагог чаще рассма-
10
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Àv- 2015, Том 21
© Ивановская О.Г., 2015