Научная статья на тему 'Дизайн как творчество'

Дизайн как творчество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8646
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Н. В.

В статье рассматривается дизайн как творческая деятельность и проектная культура концаXIXначала XXI в. Сформулированы главные цели и задачи дизайнерского образования. Дана характеристика творческой составляющей учебного процесса подготовки будущих дизайнеров. Творческий процесс завершается формулированием проектной идеи. Приводятся критерии оценки проектных идей: новизна, потенциальные возможности, оригинальность, гибкость, эффективность, адекватность и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн как творчество»

дизайн как творчество

Н. В. Белкина

В статье рассматривается дизайн как творческая деятельность и проектная культура конца XIX — начала XXI в. Сформулированы главные цели и задачи дизайнерского образования. Дана характеристика творческой составляющей учебного процесса подготовки будущих дизайнеров. Творческий процесс завершается формулированием проектной идеи. Приводятся критерии оценки проектных идей: новизна, потенциальные возможности, оригинальность, гибкость, эффективность, адекватность и др.

Мы часто удивляемся, откуда у дизайнеров столько новых актуальных идей и что является источником вдохновения в творчестве. По какому принципу из огромного количества набросков выбирают всего один в качестве генератора идей? Интересно то, что все идеи редко бывают абсолютно новыми: творчество дизайнеров основано на преобразовании окружающего мира. Это систематический кропотливый труд с удивительным неповторимым индивидуальным взглядом мастера на привычные вещи, события и явления и манера преобразования их в оригинальные эксклюзивные дизайнерские творения.

Дизайн как особая творческая деятельность возник в сфере промышленного производства в XIX—ХХ вв. В дизайне соединяются красота и польза, стирается граница между искусством и техникой. Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа — проектной культурой, объединившей научно-техническую и гуманитарную культуры на качественно ином уровне, когда определяющей чертой современного мышления стала проектность, связанная с творческой деятельностью человека и соответствующая новому положению человека в мире, его взаимоотношениям с окружающей средой. В условиях научно-технического про-

гресса проектность является основным способом воспроизводства проектной культуры, которая ориентирована на непрерывное изменение образа жизни и охватывает во взаимосвязи все аспекты деятельности по созданию нового изделия — технические, экономические, социальные, эстетические.

Дизайн как проектная деятельность удовлетворяет разнообразные потребности человека и общества как осознанную или неосознанную необходимость в тех или иных условиях или предметах для нормального функционирования социальной системы или жизни человека.

Сущность дизайна неразрывно связана с понятием предметной среды. Предметная среда — это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации фундаментальных процессов жизнедеятельности человека.

Дизайн — творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Дизайнер — это специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды.

Дизайнер костюма в классификации профессий относится к типу «человек — художественный образ». Деятельность связана с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, закройщик). От человека профессии этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение [4]. Объектами дизайна могут быть промышленные изделия, элементы и системы городской, производственной и жилой среды.

При подготовке специалистов данного направления на первый план выходят задачи развития образно-ассоциативного мышления, интенсификация творческого процесса, ориентация на генерирование новых идей, воссоздание в современных проектах культурных и национальных традиций. В современных условиях требуется специалист, ориентированный на эксперимент, сознательно ставящий перед собой определенные задачи при проектировании (в нашем случае — проектировании одежды) и способный с помощью самых разнообразных методов решать эти задачи [3].

Целью дизайнерского образования является подготовка выпускника с активной творческой познавательной, исследовательской и практической деятельностью, так как дизайнер всегда должен ощущать пульс времени, хорошо ориентироваться в современных течениях и направлениях искусства, тенденциях моды. Целью эскизных разработок моделей одежды является поиск образной графопластической выразительности идеи [5]. Художественный образ формируется в процессе творческого мышления. Механизм творческого мышления можно представить как цепочку: идея — воображение — вдохновение — подсознание — сознание.

Уникальность индивидуальных характеристик личности рассматривается учеными как одна из важных составляющих творческого процесса. Основатель гуманистического направления в психологии К. Роджерс писал в связи с этим: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой, — обус-

ловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни» [6].

H. Петров, бизнес-тренер и консультант, дает свою характеристику и определение творчества:

I. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической, а не только индивидуальной уникальностью.

2. Творчество необходимо во всех сферах жизни для выживания и развития.

3. Творчество, обладающее индивидуальной уникальностью, ценно само по себе. Кроме того, оно может быть шагом к творчеству, обладающему общественно-исторической уникальностью.

4. Необходимо преодолеть традиционное игнорирование творчества. Общество обычно не признает за нами права на творчество, оно требует от нас скорее исполнительности и следованию нормам.

5. Необходимо бороться с предрассудком, гласящим, что творчество — удел избранных.

6. Для творчества важен не талант, а ресурсы. Талант либо есть, либо нет. Ресурсы для творчества есть у всех. Ресурс — любое душевное качество, облегчающее выполнение актуальной задачи. Ресурсом необходимо научиться пользоваться. Для того чтобы сознательно использовать наши творческие ресурсы, нужно: осознать их наличие и значение, развить, добавить к ним новые ресурсы и технологии, научиться эффективно использовать их.

7. Ресурсное состояние — состояние, в котором человек знает, что у него есть ресурс, знает, как им пользоваться, и использует его. Ресурсное творческое состояние — частный вариант ресурсного состояния, используемого для творчества.

8. Этапы творчества: а) развитие силы для творчества; б) борьба; в) включение ресурсного (творческого) состояния; г) ресурсное (творческое) состояние; д) новая норма. Знание этапов творчества позволяет оценить себя с точки зрения их освоения и развить отстающее.

9. В творчестве участвует не только мышление, но и все наше существо. Этапы творчества запускаются разными нейрогормонами.

10. Опыт и приемы великих творцов и тех, кто окружает нас, позволяют испытать их на

себе и решить, что мы будем использовать в дальнейшем. Мы также можем получить импульс к изобретению новых технологий творчества. Еще важнее найти в биографии прецеденты творчества и выяснить, какие ресурсы и приемы были использованы.

11. Сознательность творчества. Сознательно работать с личными ресурсами и технологиями, увеличивать силу для творчества, ставить перед собой цели.

12. Использование возможности сознания и подсознания.

13. Необходимо осознать, какие технологии уже используются, изучить новые, начать изобретать собственные технологии, эффективно применять арсенал технологий.

14. Органичность творчества основана на использовании собственных ресурсов и соответствующих им технологий. Использование неорганичных технологий делает нас непродуктивными и порождает чувство вины. («У других получается, а у меня — нет».)

15. Понимание парадокса творчества и парадоксальности творца позволяет видеть объект творчества и себя во всех противоречиях. Для творчества нужны твердость (целеустремленность и технологичность) и мягкость (ассоциативность, эмоциональность, чувствительность, восприимчивость). Творчество рядом и одновременно неуловимо.

Разработка идеи является завершающим этапом творческого процесса. Идея — форма отражения окружающего мира, синтезирующая определенную совокупность понятий и представлений в целостное единство, выражающее их сущность. Идея активно воздействует на ход развития общества, способствуя или препятствуя его изменению [1].

Идеям, возникшим в результате осмысления темы, присуща смысловая неопределенность. Это всего лишь интонация, эмоциональное отношение к теме. Далее воображение воспроизводит впечатления и картины, хранящиеся в памяти, комбинирует и мысленно рисует искомый художественный образ. Это стимулирует вдохновение, которое рождает бурную творческую энергию, приводит к богатству ассоциаций и непосредственному включению в творчество накопленного в подсознании художественного опыта. Подсознание под влиянием различных впечатлений рождает огромное количество вариантов

решения темы, а интуитивное эстетическое чувство, чувство красоты и гармонии заставляют отобрать из этого числа наиболее интересные образы. Сознание же контролирует основную цель художника, организует работу эмоционального творческого мышления вокруг сверхзадачи и доводит ее до совершенного осуществления [2].

Выбрав и тщательно изучив наиболее интересные и привлекательные аспекты источника творчества, студенты приступают к дальнейшим разработкам в форме эскизов. Возможности раскрытия тем не ограничены. Полет фантазии приветствуется. Использование различных выразительных графических средств и композиционных решений помогает в создании свежих и динамичных образов. Важно, чтобы итогом работы стало создание четко выстроенного ряда моделей.

Учитывая вышесказанное, необходимо рассмотреть критерии оценки творческих идей, выведенные А. Малыгиным.

Новизна. Идея обладает новизной, если она предлагает новые процессы, концепции, способы и материалы. Новизна идей проявляется в расширении поля исследования проблемы.

Потенциальные возможности. Проявляются в способности идеи побуждать к нахождению новых решений.

Оригинальность. Это наиболее общая характеристика для оценки продукта интеллектуального творчества. С практической точки зрения идея считается оригинальной, если подобной нет среди уже известных людям, работающим в определенной области. Поэтому инженерная идея, предложенная бухгалтером, может быть оригинальной именно для него, а не для инженера.

Гибкость. Очень важная характеристика идеи. С одной стороны, обладая этим качеством, идея дает новый взгляд на проблему, новый путь ее решения, с другой — она и сама способна к изменению и модификации.

Эффективность. Идея эффективна, если с ее помощью можно рассматривать любые компоненты проблемы.

Адекватность. Суть этого критерия — достаточность идеи. Она адекватна, если отвечает степени сложности проблемы. Адекватность идеи может быть определена как ее способность преодолеть препятствия на пути к решению задачи. Добавим, что идея, помо-

гающая решать более сложные проблемы, будет оценена значительно выше, нежели не обладающая таким качеством.

Применимость. Характеризует степень удобства использования идеи для решения данной задачи. Этот критерий близок по смыслу к адекватности, которая оценивается тем, насколько отвечает идея сути проблемы.

Логичность. Применение этого критерия в оценках значимости идеи нередко вызывает удивление. Мы привыкли думать, что наши мысли всегда логичны. Однако имеет смысл использовать рассматриваемый критерий для выявления того, насколько идея отвечает «правилам игры», т. е. соотносится с общепризнанными научными фактами. Использования лишь этого критерия недостаточно для определения ценности идеи. Яркая логичная идея должна к тому же обладать новизной, которая будет выделять ее среди других не менее логичных идей.

Полезность. Идея, которую можно применить к решению определенных задач, уже полезна сама по себе.

Ценность. Любая идея, применяемая для решения проблем, обладает определенной ценностью. Чем шире круг решаемых с ее помощью задач и чем они сложнее, тем выше ценность идеи.

Проработанность и комплексность. Критерии, относящиеся к этой категории, отражают главным образом эстетические качества идеи. Использование таких критериев весьма субъективно и дает эффект лишь при наличии взаимопонимания между создателем идеи и ее оценщиком. Этот вопрос теряет актуальность, когда Вы оцениваете собственную идею. Комплексность идеи определяется степенью учета ею различных элементов — компонентов проблемы — и сведением их в единое целое.

Привлекательность. Идея обладает привлекательностью, если она обращает на себя внимание людей, которые ее рассматривают, или же тех, на кого она оказывает влияние. В дополнение к ощущению красоты, обычно ассоциирующемуся с привлекательностью, такая идея может также вызывать удивление, изумление, радость и готовность принять ее безоговорочно.

Степень сложности. Если идея объединяет множество элементов в одну систему,

то мы говорим о ее комплексности. Степень сложности идеи может рассматриваться в различных аспектах: техническом, содержательном, феноменальном. Комплексность идеи ассоциируется также с определенной сферой применения и многообразием учитываемых ею факторов.

Изящество. Проявляется в способе изложения идеи. Изящная идея характеризуется простотой, доступной формой представления сложных понятий.

Выразительность. Ясность изложения сути идеи. Выразительная идея лучше и легче воспринимается. Очевидно, даже ценная идея может быть отвергнута, если она не представлена в соответствующей форме.

Органичность. Идея, комплексная или целостная, сама по себе уже органична: она воспринимается как единое целое, как система.

Возможность реализации. При рассмотрении хорошо проработанной идеи иногда становится очевидным, что ее реализация требует немалых сил. Чем больше ошибок сделано при формулировании идеи, тем более трудоемкой будет ее реализация.

Руководствуясь подобной схемой, дизайнер может оценивать любой замысел. Подтверждением этому являются критерии оценки проводимых конкурсов молодых модельеров, в которых прежде всего оцениваются: умение уловить изменчивость моды, ее цветов, фактурных и конструктивных решений, использование модных форм, материалов, аксессуаров; гармония между формой одежды и реальными образами и типами моделей; способность прогнозировать общий характер геометрической формы изделий; умение прогнозировать, направлять и управлять запросами потребителя; возможность взаимопреемственности вещей, умение создавать универсальную моду будущего. Важность этих критериев не вызывает сомнений. Учебный процесс базируется на основных постулатах, строится с учетом требований, предъявляемых ко всем дизайнерским разработкам. На практических занятиях студенты специализации «Дизайн костюма» разрабатывают идеи на базе предложенных тем, входящих в структуру программ, с целью выработки навыка применения теории на практике.

Важна способность педагога донести до студента технологические особенности образо-

вательного процесса. Первостепенной задачей является формирование первичных навыков, с последующим развитием творческого потенциала и обучением технологическим приемам.

Педагогический аспект технологического процесса — грамотное управление со стороны педагога. Большая часть часов в учебной программе подготовки дизайнеров отведена лабораторным и практическим занятиям. Специфика данного процесса ориентирована на

индивидуальным подход к каждому студенту. Творческий процесс не может дать, как в математике, единого ответа на поставленный вопрос. Разнообразие творческих решений любого студента требуют от преподавателя индивидуальной корректировки на каждом этапе разработки идеи.

Эту схему легко использовать для само-тренировки, повышения творческого потенциала, развития мыслительных способностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Абдусамедов А. И. Атеистический словарь / А. И. Абдусамедов, Р. М. Алейник, Б. А. Алиева [и др.]. — М. : Политиздат, 1986. — 512 с.

2. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М. : Политиздат, 1988. — 490 с.

3. Гусейнов Г. М. Композиция костюма / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. — М. : Академия, 2003. — 432 с.

4. Килошенко М. И. Психология моды / М. И. Килошенко. — М. : Оникс, 2006. — 320 с.

5. Петушкова Г. И. Проектирование костюма / Г. И. Петушкова. — М., : Академия, 2004. — 415 с. 5. Роджерс К. Г. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Г. Роджерс. — М. : Прогресс ;

Универс, 1994. — 478 с.

Поступила 16.09.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.