Научная статья на тему 'Дизайн как содержательная основа для формирования технологической компетентности'

Дизайн как содержательная основа для формирования технологической компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1418
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИЗАЙНЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА / TECHNOLOGICAL COMPETENCE / PROFILE TRAINING / DESIGN ACTIVITY / FIGURATIVE-ASSOCIATIVE THINKING / DESIGN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скачкова Нина Владимировна

Рассмотрены особенности формирования технологической компетентности будущего учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе. Автором предлагается дидактическая модель осуществления такой подготовки, в основу которой положена организация дизайнерской деятельности студентов в процессе проектирования коллекции моделей одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скачкова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AS THE SUBSTANTIAL BASIS FOR FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE

In the article features of formation of technological competence of the future teacher of technology for realization of profile training in a comprehensive school are considered. The author offers didactic model of realization of such preparation in which the basis of the organization of design activity of students is put during designing a collection of models of clothes.

Текст научной работы на тему «Дизайн как содержательная основа для формирования технологической компетентности»

УДК 378

Н. В. Скачкова

ДИЗАЙН КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Рассмотрены особенности формирования технологической компетентности будущего учителя технологии для реализации профильного обучения в общеобразовательной школе. Автором предлагается дидактическая модель осуществления такой подготовки, в основу которой положена организация дизайнерской деятельности студентов в процессе проектирования коллекции моделей одежды.

Ключевые слова: технологическая компетентность, профильное обучение, проектно-конструкторская деятельность, образно-ассоциативное мышление, дизайнерская разработка.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [1] определила цель профильного обучения - ориентацию на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого можно с уверенностью предполагать, что профильное образование школьников должно создавать образы действий, давать представления о том, как работают люди той или иной профессии, как содержание изучаемого предмета может быть использовано в профессиональной деятельности и, соответственно, в содержании профессиональной подготовки специалиста данной профессиональной сферы.

Для выполнения этого условия педагогом должно быть разработано и вариативно представлено в профильных и элективных курсах такое содержание изучаемого курса, которое исходило бы из интересов, способностей и запросов учащихся. Поэтому исходным условием формирования компетентности педагога для реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе является его углубленная подготовка по профилирующим специальным и психолого-педагогическим дисциплинам в вузе. Именно она должна обеспечить педагогу возможность разрабатывать содержание профильных и элективных курсов на различных уровнях сложности для освоения и осознания школьником значимости данного курса в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности.

Для учителя технологии эта задача усложняется тем, что он должен отразить содержание и процесс будущей профессиональной деятельности каждого ученика (в любых ситуациях выбора профилей обучения в школе) в содержании дисциплины «Технология». Формирование такой компетентности требует уточнения специфики содержания этой образовательной области, ее роли и места в содержании общего образования.

Содержание образовательной области «Технология» охватывает как материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельнос-

ти, тесно взаимосвязанные между собой, и направлено на развитие личности, ее преобразующего мышления. Это область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, охраны природы.

В общем объеме курса выделяются направления (дисциплины): машиноведение и технология обработки материалов; электротехника, радиоэлектроника, автоматика, вычислительная техника, высокие технологии; информационные технологии; графика; культура дома, кулинария, технология изготовления швейных изделий; отрасли общественного производства и профориентация, производство и экология, основы экономики.

По своему содержанию «Технология» - предмет многомодульный и многоуровневый, и логика его построена на включении обучающихся во все этапы проектировочной и исполнительской деятельности, имеющей целью формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды. При этом акцент в обучении делается на развитии познавательных и творческих способностей посредством выполнения учащимися под руководством учителя оригинальных проектов и их реализации на школьных мини-предприятиях.

Образовательная область «Технология» обеспечивает передачу общей и технологической культуры, подготовку молодежи к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой.

Технологическая культура - важная сфера общей культуры человечества, отражающая на каждом историческом этапе его развития цели, характер и уровень преобразующей природосообразной творческой деятельности людей, осуществляемой на основе достижений науки и техники, этики производственных отношений. Технологическая культура в современном ее понимании тесно связана с информационной революцией последних десятилетий. Ее последствия явились одним из глубочайших технологических переворотов за всю челове-

ческую историю, превратили мир в единое информационное пространство. Главными в современном производстве становятся: работа с новой информацией, творческое решение постоянно возникающих производственных задач.

В обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов па природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности [2].

Это определение позволяет понимать технологическую компетентность специалиста как овладение им соответствующим уровнем технологической культуры.

Общими задачами технологического образования являются: вооружение учащихся технологическими знаниями, формирование технологических умений и навыков, воспитание технологически важных качеств личности, т. е. элементов технологической компетентности.

Технологические знания - это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений. Обучающимся необходимо знать базовые технологические понятия: технология, технологическая среда, технологический процесс, способы преобразовательной деятельности и др. Кроме того, они должны иметь представление о прогрессивных технологиях материального и духовного производства и основных формах жизнедеятельности человека.

Технологические умения - освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных научных знаний. К ним относятся умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты и эффективность, самостоятельно добывать необходимые знания, выполнять графические работы, осуществлять дизайн-анализ технологической среды, рабочего места и среды проживания, определять свою профессиональную пригодность.

Технологически важные личностные качества -это свойства человека, необходимые для успешно-

го овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести такие качества, как высокий профессионализм, предприимчивость, профессиональная мобильность, творческая активность, высокая ответственность и дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствовании своих профессионально-технологических знаний и умений.

Таким образом, формирование технологической компетентности - это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений, навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе.

Объективная необходимость формирования технологической компетентности обусловливается тем, что сложившаяся практика политехнической трудовой и профессиональной подготовки школьников, бессистемно распределенный по учебным предметам практический материал в виде примеров из жизни не позволяют в полной мере реализовать принципы системности и целостности образования. Поэтому, в соответствии с целями образовательной области «Технология», ее содержание должно быть интегративно-ориентированным, проектно-созидательным. Оно должно включать обучающихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования, реального воплощения и оценки результатов деятельности.

Опираясь на вышесказанное, можно сформулировать основную цель и предназначение дисциплины «Технология» в системе общего образования: подготовить учащихся к активной самостоятельной социальной и трудовой жизни, гуманистической, природосообразной созидательной деятельности в обществе, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению различными профессиями.

Изменение содержания технологического образования школьников изменяет и критерии эффективности общего образования. Ими становятся уровень технологической, информационной, проектной компетентности и адекватное самоопределение выпускников школы.

Содержание технологического образования в 10-11-х классах на уровне профильного обучения с разной степенью полноты, объема учебного материала и резерва учебного времени позволяет формировать технологическую компетентность, обеспечивая преемственный и непрерывный характер этого процесса, по направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный виды труда), но на более глубоком содержательном уровне по отношению к основной школе.

В зависимости от направления технологической подготовки в содержание основных разделов дополнительно включаются (или в них углубляются) вопросы, связанные с деятельностью обучающихся по художественному конструированию, дизайну изделий и моделей, выполнению практических заданий (проектов), изучению истории развития техники и технологий, современных энерго- и материалосберегающих, безотходных и других перспективных технологий.

Поиски собственного места учебной дисциплины «Технология» в системе общего образования потребовали, чтобы ее содержание и методика были приведены в более строгое соответствие с научными данными о специфических образовательных и развивающих возможностях предметнопрактической преобразующей деятельности. Поэтому наиболее обоснованным подходом к решению этого вопроса является разработка нового содержания, задач и принципов построения данного учебного предмета в рамках художественного конструирования предметной среды (или дизайна).

В системе школьного образования каждый человек формируется как будущий созидатель и потребитель вещей в условиях массового промышленного производства. А оно предполагает активное сотворчество личности, включение потребителя продукта дизайнерской деятельности в создание новых утилитарно-эстетических ценностей. Человек формирует среду, среда формирует его самого. Все это требует своевременного и основательного формирования у школьников соответствующих дизайнерских представлений.

Дизайн в современном его понимании уже не равнозначен художественному конструированию, промышленной эстетике и пр. Если первоначально его роль сводилась в основном к облагораживанию внешнего вида продуктов промышленного производства (с целью улучшения их сбыта), то сегодня дизайн помимо собственно художественного конструирования включает в себя практически весь комплекс проблем, связанных с созданием предметной среды обитания и очень важных в образовательном и воспитательном плане: моральных, экологических, социологических, психологических и др. Дизайн как содержательная основа учебной дисциплины «Технология» оптимально соответствует современному назначению еще и потому, что обеспечивает культурологическую, гуманитарную направленность и тем самым повышает ценность общеобразовательной подготовки школьников.

Технологическое образование на основе дизайн-подхода позволяет проводить с учащимися систематическую работу по формированию у них духовно-нравственных и эстетических ценностей, реаль-

но применяя их к улучшению среды обитания, что обусловливают следующие факторы:

- комплексный характер занятий (содержание дисциплин образовательной области «Технология» позволяет тесно увязать экологические и эстетические проблемы с технико-технологическими);

- обстоятельное и глубокое осмысление учащимися сообщаемой информации (поскольку полученные теоретические сведения они применяют в собственной проектной художественно-конструкторской и технической деятельности);

- активизация посредством учебной и проектно-исследовательской деятельности учащихся не только рациональной, но и эмоциональной структуры личности, что способствует гармоническому развитию.

Уроки технологии (практического труда), построенные как дизайнерское образование, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности. При этом сохраняются предусмотренные действующими программами собственно технологические знания и умения. Однако здесь они выполняют роль средства, а не цели обучения. Точно так же не является целью данного предмета формирование у школьников системы специальных знаний из области дизайна. Все это лишь составляет необходимую основу (которая имеется у любого учебного предмета), позволяющую организовать изучение окружающего мира с определенных позиций, не используемых в других областях знания и дополняющих его общую картину.

Цель дизайн-подхода в технологическом образовании школьников - помочь им по-новому взглянуть на смысл и назначение предмета, привлечь к урокам необходимый культурологический материал, а также организовать процесс изготовления изделия учениками не только как цепочку технологических действий и операций, а как проектную деятельность.

Дизайн-подход в технологическом образовании школьников изменяет и методику организации деятельности учащихся. К числу ее наиболее важных черт можно отнести следующее:

- практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие;

- конкретные задания требуют не просто изготовления изделий, а решения задач, в которых предметно-практическая форма их выполнения выступает как одно из возможных средств, стимулирующих умственные действия;

- ведущее положение в системе заданий занимает проектная художественно-конструкторская деятельность, предполагающая выдвижение про-

ектных гипотез, создание идеальных (мысленных) моделей конструкции и художественно-эстетического облика вещей, самостоятельный поиск способов их практического воплощения.

При дизайнерском подходе проектная деятельность составляет суть учебной работы, она неотделима от ее содержания. В соответствии с этим проектная деятельность как прогнозирование, поиск и реализация замысла должна быть предусмотрена не от случая к случаю, а даваться в системе, в том числе в упражнениях к каждой теме. По сути дела, дизайнерский подход не предполагает каких-то отдельных заданий по разработке проектов, а органично вписывает творческую проектную деятельность в освоение содержания курса.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что формирование технологической компетентности на основе дизайн-подхода объективно обладает рядом существенных позиций, имеющих особое значение для общего образования:

- позволяет осуществить интеграцию искусства и техники, формирует представление о гармоничной среде обитания;

- формирует представления об экологических и духовно-эстетических основах жизни;

- предполагает освоение традиций, которым подчиняется развитие предметной среды, и тем самым воспитывает национально-патриотические чувства школьников;

- органично сочетая интеллектуальный и эмоциональный компоненты, позволяет заметно интенсифицировать обучение и способствует гармоничному развитию личности.

Учитывая значение проектно-дизайнерской составляющей в содержании школьного технологического образования, логично в содержание учебных программ профессиональной подготовки студентов педвузов по предметам технологического цикла также включать данный компонент.

В целом система подготовки учителей к осуществлению профильного обучения требует создания современной дидактической модели с учетом закономерностей компетентностного образования и вариативных путей реализации образовательных возможностей и потребностей обучающихся.

Целенаправленный процесс обучения личности базируется на различных подходах, имеет различные цели и способы их реализации. Это находит свое выражение в многообразии форм конкретных педагогических действий и в большом количестве существующих моделей обучающих систем, концептуально-теоретических подходов к их построению, технологий и методик их осуществления.

Поскольку моделей реально существующих способов образовательной деятельности может быть выделено сегодня множество и теория обуче-

ния идет по пути все большего увеличения их количества, возникает необходимость построения формы оптимальной модели, которую следует рассматривать в качестве универсальной дидактической модели для всех форм и уровней обучения.

Типовая структура дидактической модели содержит следующие компоненты: цель; содержание; механизмы овладения ЗУНами в процессе осуществления мыслительных и практических действий; руководство процессами разрешения проблем; механизмы закрепления ЗУНов; применение ЗУНов на практике; самоконтроль, контроль и оценка результатов обучения.

В. В. Анисимовым, О. Г. Грохольской, Н. Д. Ни-кандровым определены особенности современной оптимальной дидактической модели обучения:

1) единство преподавания, учения, саморазвития;

2) единство дидактических и воспитательных воздействий;

3) единство личностной и структурно-содержательной составляющих процесса обучения;

4) процессуальная гибкость;

5) многосторонность и комплексность решаемых задач [3, с. 206].

В основу системы подготовки учителя технологии к осуществлению профильного обучения в рамках целостного педагогического процесса положена идея возможно большей ее эффективности для образования и развития личности. Эта система может быть представлена как конструкция образа определенного типа обучения, характеризующегося иерархией его компонентов: цель, содержание, принципы, дидактические процессы, методы, средства и формы обучения.

Современная дидактическая система должна включать формирование у студентов профессиональной компетентности, являющейся интегративной личностной характеристикой и включающей в себя совокупность компетентностей: технологической, информационной, профориентационной, педагогического проектирования.

Содержание любой из перечисленных компетентностей определяется совокупностью составляющих ее компетенций. В данной статье мы хотели остановиться на рассмотрении одной из составляющих технологической компетентности учителя технологии - компетенции в области проектирования и изготовления объектов материального труда. Для будущих учителей технологии по специализации «Конструирование и моделирование одежды» -это проектирование и изготовление отдельных изделий или коллекции моделей одежды.

Коллекция моделей - это систематизированное собрание ансамблей из предметов одежды, объединенных общим замыслом и представляющих опре-

деленный эстетический и функциональный интерес [4, с. 295]. В нашем понимании коллекцией принято называть несколько моделей одежды различного назначения, построенных на основе единого образного решения, стиля, формы и структуры материалов. Как правило, модели в коллекции отвечают некоторой тематике, имеют похожее цветовое решение и созданы для определенного сезона (весна-лето или осень-зима).

Далеко не каждый набор предметов одежды называется коллекцией. Можно говорить о коллекции лишь тогда, когда составляющие ее модели объединены в комплексное целое, т. е. являются законченной композицией, имеющей композиционный центр, и подчинены композиционным правилам. Следовательно, для того чтобы совокупность моделей являлась коллекцией, она должна определяться как художественная система, построенная на согласовании, связи и развитии определенных пластических идей формы и раскрывающая эмоционально-художественную выразительность через художественные образы человека в костюме.

Творческими источниками при проектировании костюма могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, окружающие дизайнера. Для студентов дизайн-студии «Ветер перемен» факультета технологии и предпринимательства Томского государственного педагогического университета таким источником стало возвращение к одежде разных периодов XX в. (ретромоде). Точкой отсчета послужил знаменитый американский мюзикл 1940 г. «Серенада Солнечной долины». При проектировании нашей коллекции мы осуществили попытку взлянуть на эту историю глазами современного молодого человека, поместить героев мюзикла в схожие современные обстоятельства.

В процессе творчества для нас было важным понимание художественного образа исторической эпохи периода II мировой войны как формы постижения действительности, повторяющейся сегодня на очередном витке исторического развития.

Мы, используя образно-ассоциативный подход, создавали этот образ композиционными, художественно-декоративными и конструктивными средствами. Для нас создание художественного образа началось с реализации желания изобразить костюм в определенном стиле (40-е годы XX столетия), в определенных материалах и передать свое личное к этому отношение.

Известно, что важнейшим условием создания художественного образа является обобщение, умение отыскивать общие, типические черты, характерные свойства многих людей или предметов, жизненных явлений. Художественный образ может быть неким знаком, средством смысловой комму-

никации в рамках той или иной культуры. Существуют традиционные, передающиеся от поколения к поколению образы, так называемые архетипы [5, с. 81]. Для нас художественный образ стал реальным отображением действительности, включающей в себя некоторые абстрактные ощущения.

Созданию коллекции предшествовала целенаправленная работа: поиск источников, идей, выполнение первых набросков, эскизов, в которых студенты выражали свои идеи для коллекции. Дизайнерский поиск студентов был направлен нами на определение художественной, образной темы, определение стиля, раскрывающего выбранную тему, на определение замысла - представления о содержании и форме будущей коллекции одежды.

На следующей фазе мы осуществили тщательный отбор идей, проверку моделей на соответствие стилю, их доработку. Нам необходимо было проверить модели на единство стиля и композиционной связи. Затем был осуществлен выбор рабочих эскизов. Те из них, которым суждено воплотиться в изделия, были уточнены, к ним были добавлены выверенные и осмысленные декоративные элементы.

Подбор тканей, материалов, фурнитуры к каждому изделию основывался на законах композиции и используемых средствах гармонизации.

На следующем этапе студентами было выполнено конструирование, моделирование и изготовление моделей: отобранные рабочие эскизы были преобразованы в модельные конструкции, технологические последовательности изготовления с учетом специфики ткани, подкладки, ниток и других важных факторов.

Следующим этапом стала доработка моделей -выбор манекенщиц, примерки, подбор и изготовление аксессуаров. К каждому изделию нами были продуманы и изготовлены аксессуары, украшения, сумки, подобрана обувь. Этот этап явился для нас самым трудоемким и сложным. На последнем этапе студенты определили стиль причесок и грима для манекенщиц.

Проектно-дизайнерская деятельность студентов в процессе создания коллекции была организована нами таким образом, чтобы соответствовать статусу художественной системы и предъявляемым требованиям: образная разработка темы; стилистическая ясность разработок моделей в рамках темы; композиционная связь моделей в коллекции; наличие «сценария», сюжетного плана показа коллекции моделей.

Опыт такой организации нами учебной деятельности студентов позволяет утверждать, что использование такого подхода к процессу проектирования коллекции моделей дает импульс развитию у студентов образно-ассоциативного мышления, способности упрощать, схематизировать, передавать ос-

новной смысл, находить и формировать варианты композиции, развивать проектную задачу.

Реализация педагогической модели такой подготовки осуществляется нами в рамках созданной на факультете технологии и предпринимательства студенческой дизайн-студии «Ветер перемен». По сути, это место, где студенты могут реализовать свои творческие замыслы, идеи, проекты. Причем каждый проект - это исследование: в области истории костюма, формообразования, современных способов обработки изделий, изучения ассортимента и свойств современных материалов, исследования в области компьютерного моделирования изделий одежды и др. Вовлечение студентов в проектно-исследовательскую работу происходит ненавязчиво, как само собой разумеющееся, другими словами, вытекает из контекста их деятельности. Это обстоятельство значительно повышает эффективность и качество такой подготовки.

Наиболее удачные проектно-дизайнерские разработки представляются студентами на Га8Ыоп-мероприятиях различного уровня (региональных, всероссийских), на конкурсах профессионального мастерства дизайнеров. Так, авторская коллекция студентов Томского государственного педагогического университета «Кофе-брейк в учительской» в 2009 г. была отмечена дипломом «За уникальное творческое решение» на международном фестива-

ле моды «Губернский стиль», а коллекция 2010 г. «Встреча в Солнечной долине» - дипломом в номинации «Креатив».

Другими словами, формирование технологической компетентности у будущих учителей в педагогическом вузе осуществляется нами посредством вовлечения их в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию изделий, имеющих реальную личностную и общественную значимость. Результатом решения этой задачи является появление у студентов следующих компетенций: технологического проектирования; вариативного представления учебно-методических материалов для профильного и предпрофильного уровней подготовки на разных уровнях сложности с учетом образовательных потребностей обучающихся; проектирования системы диагностических процедур.

Разработанная и реализуемая нами педагогическая модель содержит все указанные выше признаки оптимальной дидактической модели, а также отражает цели, задачи, принципы, содержание и организацию учебного процесса, позволяющие развивать познавательный интерес, индивидуальные возможности, способности и профессионально важные личностные качества студентов, обеспечивать индивидуализацию обучения, самостоятельность, т. е. способствовать эффективному формированию профессиональной компетентности учителя технологии для профильного обучения.

Список литературы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27.

С. 22-46.

2. Симоненко В. Д., Ретивых М. В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и произ-

водство. 1999. № 6. С. 3-5.

3. Анисимов В. В. и др. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.

4. Сафина Л. А. и др. Дизайн костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 390 с.

5. Мищенко Р. В. Основы художественной графики костюма. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 176 с.

Скачкова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: nvs-07@mail.ru

Материал поступил в редакцию 29.09.2010.

N. V. Skachkova

DESIGN AS THE SUBSTANTIAL BASIS FOR FORMATION OF TECHNOLOGICAL COMPETENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article features of formation of technological competence of the future teacher of technology for realization of profile training in a comprehensive school are considered. The author offers didactic model of realization of such preparation in which the basis of the organization of design activity of students is put during designing a collection of models of clothes.

Key words: technological competence, profile training, design activity, figurative-associative thinking, design development.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061. E-mail: nvs-07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.