Научная статья на тему 'Дизайн как инструмент территориального брендинга'

Дизайн как инструмент территориального брендинга Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2153
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / ВИЗУАЛЬНАЯ АЙДЕНТИКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ БРЕНДИНГА / СТЕЙКХОЛДЕРЫ И ЦЕЛЕВЫЕ АУДИТОРИИ / ЦЕННОСТИ БРЕНДА / ПОИСКОВОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TERRITORIAL BRANDING / THEORY AND PRACTICE / VISUALLY IDENTITY / COMMUNICATION BRANDING STRATEGY / STAKEHOLDERS AND TSE-LEFT AUDIENCE / BRAND VALUES / EXPLORATORY DESIGN-DESIGN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павловская Елена Эммануиловна

Представлен анализ понятия «территориальный брендинг» с позиций дизайн-деятельности, выявлены перспективные направления проектных разработок в данной области, рассмотрены примеры студенческих работ, нацеленных на создание коммуникационных платформ, формирующих ценностное поле стратегий территориального брендинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AS A SPATIAL BRANDING TOOL

Presents an analysis of the concept of «territorial branding» from the standpoint of design activity, identified promising areas of development work in this area, consider examples of student work, aimed at establishing communication platforms forming price-rity field of regional branding strategies.

Текст научной работы на тему «Дизайн как инструмент территориального брендинга»

Павловская Е.Э.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия E-mail: digra2006@list.ru

ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДИНГА

Представлен анализ понятия «территориальный брендинг» с позиций дизайн-деятельности, выявлены перспективные направления проектных разработок в данной области, рассмотрены примеры студенческих работ, нацеленных на создание коммуникационных платформ, формирующих ценностное поле стратегий территориального брендинга.

Ключевые слова: территориальный брендинг, теория и практика, визуальная айдентика, коммуникативные стратегии брендинга, стейкхолдеры и целевые аудитории, ценности бренда, поисковое дизайн-проектирование.

Брендинг территорий (в первую очередь это относится к странам, регионам, областям и крупным городам) как стратегия повышения их конкурентоспособности становится все более популярной темой в российских политических, коммерческих, творческих и иных кругах. Привлечение туристов и инвесторов, квалифицированных специалистов и абитуриентов учебных заведений, стимулирование экспорта и внутреннего потребления, активизация предпринимательства и расцвет культуры - всё это и многое другое декларируется представителями упомянутых кругов в качестве желанных результатов обретения территорией некоего уникального образа-бренда. Несмотря на рас-крученность самого термина «территориальный брендинг», его общепринятое определение все еще остается предметом споров и обсуждений. Слишком сложным и многофакторным оказалось это понятие. Хотя, когда речь заходит о практике, оценки результатов, как правило, бывают более единодушными и, пожалуй, именно они стимулируют научный интерес к данной теме.

Многочисленные зарубежные примеры успешного (согласно экспертным оценкам) территориального брендинга демонстрируют достаточно высокую эффективность целенаправленных вложений в эту сферу деятельности структур государственной и местной власти, частных инвесторов, общественных организаций и фондов. В связи с этим в последние годы существенно возросло количество научных исследований и публикаций, раскрывающих многогранность и специфический характер деятельности, направленной на формирование, поддержание, продвижение, корректировку и т. п., иными словами - на управление образом территории.

Начало этим исследованиям было положено лишь в конце прошлого тысячелетия, хотя сам феномен обретения особой притягательности и популярности некоторыми территориями существует уже сотни лет. В частности, маленькие средневековые города получали широкую известность благодаря религиозным святыням, находившимся в их монастырях, или проводившимся в них торговых ярмарках, или уникальным товарам, производившимся местными ремесленниками. В дальнейшем полученная известность, благодаря притоку в город человеческих и материальных ресурсов, могла дать импульс новым формам развития - так произошло, например, с монастырским городом Оксфорд, в котором был открыт первый в Великобритании университет, предназначавшийся поначалу исключительно для образования священнослужителей [1].

Современная теория территориального брендинга оперирует представлениями широкого спектра наук - от социологии и маркетинга до информатики и эстетики. Вместе с тем, исключительно внешние атрибуты брендинга, такие как визуальная айдентика территории, ее рекламное продвижение, сувенирная продукция и т.п. зачастую воспринимаются в качестве основного содержания этой деятельности. В нынешней российской практике представления о том, как придать территории некий искусственный бренд-импульс, как «раскрутить» город, сделав его центром притяжения всех мыслимых благ, чаще всего оборачиваются именно поиском внешних атрибутов-символов и словесных конструкций (аналогов рекламных слоганов), напоминающих о популярных торговых марках. Примеров подобного «брендирования» можно привести немало: достаточно вспомнить

целый шквал появившихся в последнее время логотипов российских городов. Судя по всему, магия широко известных логотипов Амстердама, Нью-Йорка, Монреаля, Праги и т. д., кружит головы многим российским градоначальникам. К этому повальному увлечению можно добавить массовую «приватизацию» персонажей русских народных сказок (Ульяновск - родина Колобка, Кириллов - родина Бабы-Яги, Великий Устюг - родина Деда Мороза и т. д.) а также борьбу едва ли не всех городов-милли-онников за титул-ярлык «Третья столица России». Как иронично отмечают авторы посвященного рекламе портала adme.ru, «субъекты Российской Федерации как с цепи посрывались, пытаясь угнаться за брендингом территорий, внезапно ставшим трендом в нашей необъятной родине»1.

Однако обращаясь к одному из базовых теоретических постулатов территориального брендинга, следует подчеркнуть, что важнейшую роль для большинства зарубежных авторов играет понимание того, что формирование позитивного образа территории отнюдь не связано лишь с ее рекламно-презентационными усилиями. Известный основоположник теории территориального брендинга американский исследователь Саймон Анхольт в одном из своих интервью, посвященном, кстати, проблемам российского брендинга, говорил о том, что страны, которые смогли добиться наибольшего признания на международном уровне, занимались в первую очередь решением своих внутренних проблем. Иными словами, нельзя создать бренд территории, т. е. сформировать позитивное отношение к ней, занимаясь продуцированием и транслированием эффектных «картинок», весьма отдаленно напоминающих реалии этой территории.

Впрочем, вернемся к логотипам и слоганам. Разумеется, если говорить о дизайне графическом, подобный тренд ему, казалось бы, явно на

руку: возможность удовлетворять прихоти власть предержащих за эквивалентные мировым расценкам гонорары - достаточно большая удача, хотя подобные заказы, как правило, уходят за пределы нашей родины. Однако считать, что основная задача дизайна сводится лишь к внешней атрибутике территориального бренда - значит оставаться на самом примитивном уровне представлений об этой деятельности. Опыт многих городов, решившихся на декоративное по своей сути решение брендин-говых задач исключительно средствами графического дизайна, свидетельствует о крайне низкой эффективности такого подхода. Разработанные знаки и символы остаются, как правило, не у дел, если за ними не стоит четко продуманная стратегия территориального брендинга.

И здесь мы вновь должны вспомнить о теории. «Наиболее сложный аспект создания бренда города - налаживание последовательной и понятной схемы коммуникации с многочисленными стейкхолдерами и целевыми аудиториями»^] - об этом наряду с процитированным автором говорят многие специалисты в области территориального брендинга. Именно коммуникативная суть территориального брендинга определяет широкое поле деятельности для дизайн-проектирования, существенно выходящее за рамки визуально-вербальной айдентики. Дизайн давно привык оперировать понятиями «целевая группа», «целевая аудитория», а вот термин «стейкхолдер» проник в русский язык сравнительно недавно и поэтому требует некоторого уточнения. Согласно Википедии, стейкхолдер (от английского stakeholder) в буквальном смысле означает -«владелец доли (получатель процента); держатель заклада». Зачастую под термином «стейкхолдеры» подразумевают группы влияния, существующие внутри или вне компании, которые надо учитывать при осуществлении деятельности.

1 Конечно же, далеко не все обстоит так примитивно, и пример города Сочи, в течение короткого (в историческом масштабе) времени превратившегося из летнего курорта, малоизвестного за пределами стран бывшего СССР, в мировую столицу зимнего спорта, может свидетельствовать о реальном прорыве в сфере отечественного территориального брендинга. Но, во-первых, не стоит забывать о десятках миллиардов долларов, вложенных в подобное превращение, а во-вторых, о том, что право проведения глобальных мероприятий завоевывается в жесткой конкурентной борьбе, где победитель только один. Проигравшим же (которых значительно больше) помимо горечи поражения приходится мириться с долговременным отказом от какой бы то ни было масштабной и амбициозной идеи территориального брендинга. В качестве недавнего и недальнего (для автора) примера можно привести Екатеринбург, который вполне закономерно проиграл борьбу за проведение всемирной выставки ЭКСПО-2020 стремительно развивающемуся арабскому городу Дубаи. Есть еще и в-третьих: выдержать бремя бренда, созданного посредством какого-либо яркого, но при этом разового события, удается далеко не всем территориям. Гораздо надежнее оказываются регулярно производимые активности, которые легли в основу брендов таких, например, вполне обычных провинциальных городов как Давос, Канны или Сопот.

К стейкхолдерам в нашем контексте относятся:

- региональные структуры власти и управления;

- реальные субъекты инвестиционно-предпринимательской деятельности;

- субъекты информационной, культурнообразовательной деятельности;

- организации-эксперты в области оценки экономического, политического, культурного потенциала территории;

- потребители товаров и услуг, производимых на территории области, как российские, так и зарубежные.

К целевым же аудиториям следует отнести такие группы, как:

- потенциальные субъекты инвестиционной и предпринимательской деятельности;

- потенциальные «потребители» территории (трудовые и образовательные мигранты, лица, совершающие деловые поездки, туристы, паломники и пр.), потенциальные приобретатели недвижимости, возможные покупатели товаров и услуг и т. п.;

- группы и персоны, проявляющие к территории «виртуальный интерес»: например, те, кто изучает историю техники, могут заинтересоваться родиной братьев Черепановых - изобретателей паровоза, а для любителей российской истории несомненный интерес представляет место гибели императора Николая II и его семьи.

И наконец, самое главное, в чем следует согласиться с ведущими исследователями: основной целевой аудиторией территориального брендинга является население территории, интересами которого чаще всего пренебрегают, не только российские, но и зарубежные идеологи, стратеги и управленцы.

Сразу же следует отметить, что все перечисленные группы (и стейкхолдеры, и целевые аудитории) крайне неоднородны внутри себя, имеют разные, зачастую взаимоисключающие интересы, что неизбежно означает необходимость решения широкого спектра коммуникационных задач. Именно это определяет одну из наиболее серьезных проблем территориального брендинга. С одной стороны, если территория пытается развивать свой бренд (а точнее множество брендов) отдельно для каждой из групп, она рискует потерять целостность и

узнаваемость своего образа. С другой стороны, стремление решить все задачи в рамках единого («тотального») бренда зачастую приводит к универсальной безликости принимаемых решений.

Как отмечает А.Мидлтон, для достижения успеха городские власти должны провести стратегический анализ основных трендов социального, экологического, экономического, технологического развития, выявить ключевые ценности, позволяющие создать дифференцированные обращения к стейкхолдерам и целевым аудиториям, после чего разработать интегрированную бренд-платформу. А уже на ее основе создавать интегрированную коммуникационную стратегию бренда и план ее реализации [3]. По мнению этого автора, именно внутренние бренд-коммуникации являются первым шагом к успеху вовне.

Какова же роль дизайна на современном этапе развития территориального брендинга в России? Можно выдвинуть гипотезу, что, в первую очередь, это и есть формирование множества коммуникационных площадок, обеспечивающих разностороннее обсуждение и понимание процессов, происходящих на территории, вовлеченность стейкхолдеров и целевых аудиторий в формирование представлений о городе, определение ценностных ориентиров для разработки будущих бренд-стратегий. Представляется весьма симптоматичным, что тема территориального брендинга в заявленной интерпретации стала очень популярной в среде студентов-дизайнеров в последние годы. Различные аспекты этой темы нередко становятся основой выпускных квалификационных работ магистров УралГАХА. Важно подчеркнуть при этом, что мы никогда не навязываем такие темы; современные студенты, как правило, остро чувствуют социокультурные тренды и стараются выбирать наиболее перспективные направления разработок.

Остановлюсь на нескольких примерах выпускных квалификационных работ, связанных с тематикой территориального брендинга. Основная ценностная установка большинства работ заключается в том, что бренд города невозможно создать с помощью единого проекта и навязать сверху. Он складывается из множества компонентов - имени и истории, архитектуры и ландшафта, климата и комфорта, мифов и

легенд, с ним связанных, событий и людей, в нем живущих и бывавших, возможностей и перспектив, которые он предоставляет. Город становится брендом только тогда, когда его жители становятся не равнодушными и пассивными получателями брендовых благ, а соавторами и соучастниками формирования живых и развивающихся представлений о городе...

В магистерской диссертации «On-line мифология как инструмент брендирования города - на примере Екатеринбурга» (магистрант Ольга Степанова, рук.Е.Э.Павловская, М.Н.Наумов) подробно анализируются современные теоретические подходы к разработке территориальных брендов, изучаются примеры воплощения бренд-концепций в России и за рубежом. Из множества возможных мифологических конструкций автором выбрана достаточно специфическая, на основе которой разработана концепция мифа «Екатеринбург - город стимпанка». Эта концепция реализуется в проекте виртуального музея, воплощающего органичную для города эстетику механизации, пробуждающего интерес к истории, изобретательству, творчеству. Музей представлен как коммуникативная платформа не только для тех, кто увлечен старинной техникой или технографикой, но и тех, кто готов «играть в город», находя для себя новые возможности общения и открывая новые грани своей любви к городу.

В магистерской диссертации «On-line игры как инструмент территориального брендинга

- на примере Екатеринбурга» (Топоркова Ольга, рук.Е.Э.Павловская, М.Н.Наумов) на основе анализа многочисленных источников доказывается, что бренд города существует в сознании его жителей как система ощущений, ассоциаций, образов, формирующих в конечном итоге ценностное отношение к среде обитания. Идея данной работы - организация игровой коммуникации между горожанами в виртуальном пространстве конкретного города - Екатеринбурга. Живой и эмоциональный процесс игры, в котором участники получают возможность «управления» городскими объектами, «включения» в социально-ролевые взаимодействия, «получения денежного выигрыша» - это не просто еще один вариант использования свободного времени. Игра дает возможность ее организаторам в режиме реального времени понять и оценить проблемы города и горожан

(что, кстати, может стать серьезным инструментом в системе стратегического планирования развития города). Участникам же игры предоставляется шанс выразить свое отношение к действиям реальных и виртуальных субъектов городской жизни, раздвинуть границы своего ближайшего территориального и социального окружения, осознать свою вовлеченность в происходящие события и ответственность за будущее города. Игра представляет собой экономическую стратегию на платформе АазЬ, позволяющую интеграцию с одной из социальных сетей, визуальная концепция дает широкие возможности для персонализации пользователей, проект базируется на развернутом экономическом обосновании.

Работа Маслаковой Анны «Дизайн-продвижение народных промыслов в контексте развития регионального туризма» (рук. Павловская Е.Э., Пестерева З.М.) затрагивает еще один аспект брендинга. Яркие инвестиционные проекты на сегодняшний день считаются одним из наиболее эффективных средств создания имиджа региона. В данной работе решались две основные взаимосвязанные задачи: спроектировать визуальный образ «живого музея» народных уральских промыслов, привлекательный как для потенциальных инвесторов, так и для будущих его посетителей, которые смогут окунуться в сказочно-историческую среду. Красочная, объемная пластилиновая фактура, ставшая базовым компонентом айдентики, отражает главную идею проекта: уникальность, самобытность и «самолепность» народной культуры мягко и пластично соединяются с душевными запросами жителей современных мегаполисов. Ироничные образы персонажей, кажущиеся, на первый взгляд, давно знакомыми по знаменитым пластилиновым мультикам и телевизионным заставкам, постепенно раскрывают зрителю свой неповторимый уральский характер, пробуждая его живой интерес и приглашая к легкому, непринужденному общению.

Еще одна интересная работа Ксении Храм-цовой «Инфографика в решении коммуникативных проблем иностранных граждан» (рук.-Салмин Л.Ю., Ашбель Е.В.) посвящена социокультурной ориентации потенциальных абитуриентов екатеринбургских вузов из стран дальнего и ближнего зарубежья. В отличие от традиционных рекламно-информационных сай-

тов, продвигающих образовательные услуги, предлагаемое автором решение портала подразумевает вовлечение студентов-волонтеров (уже обучающихся в вузах города) в неформальное общение с иностранными пользователями. Основной замысел заключается в том, что иностранец, возможно - будущий студент, приедет учиться не в чужой далекий неизвестный город, а в город и вуз, о которых он знает не из рекламных баннеров, где у него уже есть друзья, референтная группа, где его реально ждут.

На самом деле, приведенные примеры -это лишь малая часть поисковых студенческих дизайнерских работ в сфере территориального брендинга. В завершение хотелось бы под-

черкнуть, что для современного дизайна эта сфера деятельности обладает весьма серьезным проектным потенциалом. Находясь в стадии начального становления, отечественная практика территориального брендинга опирается преимущественно на концепции, методы и подходы, которые сформировались в рамках товарного брендинга. Однако обращаясь к современной научно-методологической базе, стремительно формирующейся исследованиями зарубежных авторов, мы можем говорить о гораздо более широком спектре задач, которые способен решать дизайн в сфере территориального брендинга.

29.04.2014

Список литературы:

1. Серегина, Е. История возникновения брендинга территорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.advschool.ru/articles/article2686.htm.

2. Инш А. Брендинг города как места, привлекательного для проживания //Динни К.Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. - М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - С. 25.

3. Мидлтон А. Брендинг города и внутренние инвестиции //Динни К.Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. -М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - С. 29-42.

Сведения об авторе:

Павловская Елена Эммануиловна, заведующий кафедрой графического дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии, доктор искусствоведения, профессор 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23, e-mail: digra2006 @list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.