Научная статья на тему 'Дизайн и программно-проектная система образования'

Дизайн и программно-проектная система образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулик Д.А.

В этой статье рассматриваются вопросы преподавания специальных дисциплин по профилю «Дизайн» при использовании программной методики в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн и программно-проектная система образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 74

Кулик Д. А.

магистрант кафедры «Дизайн» МГУТУ им. КГ Разумовского (ПКУ),

Москва, РФ E-mail: kulikdasha@bk.ru

ДИЗАЙН И ПРОГРАММНО-ПРОЕКТНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В этой статье рассматриваются вопросы преподавания специальных дисциплин по профилю «Дизайн» при использовании программной методики в образовательном процессе.

Ключевые слова Дизайн, учебная программа, проект, результат.

Веха гжельского мастерства России.

Всем известна керамика Гжели - это вид народного промысла, своего рода визитная карточка России наравне с хохломой, вологодским кружевом, матрёшками. Любой из нас определит отличительные черты «Гжели» - предметы домашней утвари, различные фигурки из белого легкого фарфора, монохромный синий цвет, изящный тонкий рисунок. Гжель в том виде, в каком мы знаем ее сейчас, появилась сравнительно недавно - в середине 20 века, была возрождена и видоизменена.

Откуда же берет начало такая яркая индивидуальность гжельской росписи? Почему именно бело-кобальтовый вариант стал таким популярным, а майолика ушла в прошлое и не получила развития в наше время? Постараюсь разобраться.

Гжель, начиная с XV века, являлась центром производства изделий из глины на территории Раменского района Московской области. Во многих источниках отмечено, что ранее аж в XIII веке здесь изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы. Местное население исторически специализировалось на гончарном деле. Земля для посева культур была не пригодна, еще раньше здесь были обнаружены разные сорта глины, и местные быстро смекнули, чем выгоднее заниматься на уготовленных им судьбой территориях. Конец XVIII века стал временем развития гжельской майолики. Объясняя простым языком, промысел отличался разнообразием используемых красок - зелено-охристые, краплачно-малиновые.

Как мы видим, вариант майолики отличается свободой сюжета и лаконичностью рисунка, на первое место выходит цвет, роспись привлекает внимание красочностью. Вариант справа - современный, отличителен стилем, особой техникой рисунка. Он больше похож на продукт массового производства. Этот вывод возможно даст ответ на самый главный вопрос.

Изменялись мода и требования рынка, в России помимо поиска новых сюжетов письма на гжельской керамике, разрабатывали технологии производства более качественной керамики. Так в 1748 году Д.И. Виноградов открывает на основе гжельских глин рецепт фарфора. С этой даты начинается история русского фарфора и императорского фарфорового завода - производятся сервизы для царского двора. Я.В. Кузнецовым, выходцем из Гжели, открывается фарфоровое предприятие в селе Новохаритоновском, далее в Твери и Рыбинске и даже в Риге. В начале XIX века братья Куликовы нашли состав белой фаянсовой массы и основали первый фаянсовый завод. Россию охватила волна популярности гжельской утвари из фарфора и фаянса. К концу XIX ассортимент гжельских керамических изделий был разнообразнейшим, самое главное, что массовое производство не влияло на качество продукта. Майолику можно назвать исконно русским достоянием, четких ограничений по стилистике не было, отсутствуют штампованные современные «розочки» и листочки. Она громко заявляла о себе яркими изумрудно-зелеными, охристыми и коричневыми цветами. Рисунок наносился поверх глазури, это отличительная особенность от современной гжельской

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

керамики.

Но на многое в истории искусства влияют научные открытия, мода. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд выделил из кобальтового колчедана неизвестный ранее металл. Именно Бранд выяснил, что соединения этого металла окрашивают стекло в синий цвет. Краску, похожую на разведенный уголь, стали использовать в Голландии. Именно они первыми в Европе стали использовать этот стилистический прием в росписи изразцов, посуды, но что примечательно, и не они явились первооткрывателями. В Китае первыми начали использовать монохромный синий рисунок в росписи фарфора. Спустя время и русские мастера начали знакомиться с кобальтом. Но стандарты гжели все же не менялись.

Сейчас классический гжельский рисунок - только сине-белый. Доминирующие художественные черты - роза, листья. К такому стилю пришли в 1934 году в СССР, когда воссоздавали народный промысел, когда стремились стандартизировать, упростить, создать некий «бренд». Получается, что современная классика Гжели - это искусственно созданная история с заимствованными приемами из Голландии и Китая? Однако можно ли назвать вид искусства заимствованным, если ему присущи те самые рисунки, которые прослеживаются и в хохломе, жостовской и городецкой росписи? Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки «цветут колдовскими синими цветами». Знаменитые синие бутоны на белом фоне - это исключительная гжельская традиция пускай и вкупе с зарубежным достоянием -кобальтом. Наш народ умеет сочетать, видоизменять и рождать новое - наше.

Гжельский фарфоровый завод и Гжельский завод художественной росписи работают по определенной технике, созданной еще в Советском Союзе. Художественный промышленный институт в Гжели также поддерживает народный промысел, сохраняет и передает лучшие стандарты Гжели и не даёт им уйти в прошлое. Но почему все забыли про ту самую «цветную гжель», истоки которой глубже? Почему в том же самом Институте, на современных заводах не пытаются возродить массово тот вид гжельской росписи, которая имела наивысший пик популярности в XVIII веке? Майолика - это новая ступень, техника здесь сложнее, требует большей сосредоточенности, грамотности в построении композиции. Она может существовать в наше время, но в кустарных условиях, не будет иметь большого распространения в силу своей неизвестности, а самое главное сложности выполнения и непрактичности. Наша сине-белая визитная карточка - это роспись для промышленного производства. «Кобальтовая гжельская роспись» и была стандартизирована, чтобы стать народным достоянием, чтобы каждая семья в СССР имела такую утварь, использовала ее в бытовых целях и была причастна к истории народного искусства. Я отметила возможность использования в бытовых условиях не случайно: классическая гжельская роспись имеет другую технологию изготовления. Сначала наносится кобальтовая краска, следом изделие покрывают глазурью и только потом обжигается. При обжиге глазурь становится прозрачной и рисунок проявляется, становится синим. В результате глазурь - это верхний слой, который выполняет защитную функцию, роспись останется в сохранности после длительного использования изделия. В технике «майолика» используются цвета, которые не требуют постобработки и краска при таком выполнении наносится на глазурь.

Таким образом, при современном производстве гжельской утвари учтены и стилистические особенности народного промысла и практические. Домашняя утварь не только красива, но и функциональна. Дизайн «гжели» получил массовое распространение - это и одежда, и предметы интерьера, в то время как за рубежом «кобальтовая роспись» потеряла свои истоки и вряд ли существует в наши дни в таких масштабах как в России. В общественных заведениях, таких как рестораны, интерьеры гостиниц, в оформлении выставочных пространств и уличной среды Москвы легко узнаются мотивы гжельской росписи. Если не копать глубоко, то можно остановиться и на сине-белом образе народного промысла, так как он продается, и он узнаваем. Он имеет стандарты, школу и историю, пускай не такую богатую, как майолика, но уже основавшуюся.

Возможно спустя время в России возродят и майолику, авторскую работу, более тонкую и «душевную».

Список использованной литературы: 1. Ульянова Н.Б. национальная культура, как основной компонент в строительстве и развитии духовной культуры общества. В книге: Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн. Коллективная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

монография. Стерлитамак. 2017. С. 181-192.

2. Ульянова Н.Б. Изобразительное искусство, как формирующий фактор воспитания и сохранения национальных традиций казачества. Казачество. 2016. №15. С. 17-20.

3. Ульянова Н.Б. Изобразительное искусство, как формирующий фактор эстетики социокультурного пространства. Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №12 (90). С. 48-50

© Кулик Д.А., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 550.343.6

А.М. Хантаев

начальник сейсмологической станции г. Сочи, геофизическая служба, РАН, г.Сочи, Российская Федерация

О.Е. Лобова

канд. геол. минерал. наук, доцент кафедры информационных технологий, ФГБОУ, «Сочинский государственный университет», г.Сочи, Российская Федерация

А.Б. Шутов

старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ, «Сочинский государственный

университет», г.Сочи, Российская Федерация

ДОЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОЦЕНКАХ ДИНАМИКИ ПАРАМЕТРОВ СЕЙСМИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Аннотация

Для установки изменения сейсмического режима по параметрам различных волн, использоваться метод долевых тенденций. Было установлено, что активность амплитуд в гармониках различных параметров отличается. Так, изменчивость параметров эпицентрального расстояния за указанный период имела наибольшую активность в сравнении с другими параметрами. При уточнении рубежей прогностических данных динамики этот показатель может быть использован для оперативного и долгосрочного прогнозирования.

Ключевые слова

Магнитуда, эпицентральное расстояние, энергетический класс, временной ряд, амплитуды колебаний, долевые тенденции.

Северный Кавказ является сейсмоактивным районом. Детальные геолого-географические исследования, проводимые ГС РАН, позволяют делать сейсмологический прогноз и устанавливать тенденции изменений сейсмического режима и свойств будущих сейсмических очагов.

Надежно изученные параметры сотрясений и прогноз по данному району дает проектировщикам и строителям возможность выбора мест расположения важных зданий и сооружений, и обеспечивать конструкциям максимальную сейсмическую безопасность.

Параметры различных волн, регистрируемые станциями различных регионов, поступают в банк данных гипоцентра и затем, после их группировки рассылаются обратно по станциям в виде оперативного сейсмического каталога. Выборка данных из каталога позволяет обосновать статистические нормы градостроительства и прогнозирования сейсмической активности.

Частота регистрируемых толчков, занесенных в каталог, составляет временной интервал 30-60 мин. [1]. В нем указывается так же число станций зарегистрировавших данный толчок, его глубину (H) магнитуду (М), эпицентральное расстояние (DMIN) и энергетический класс (K).

Однако, несмотря на большое число получаемых сейсмических событий, по этим параметрам нельзя делать какие-либо определенные прогнозы.

Особый интерес у сейсмологов вызывают предвестниковые изменения. Было замечено, что в преддверии землетрясениям изменяется активность подземных гейзеров, источников и родников, характеризующихся вначале снижением и затем последующим увеличением активности [2, с. 107].

Постоянно изменяющаяся информационная неопределенность сейсмических параметров зависит от числа комбинаций вероятностных состояний сейсмических зон. Это дает возможность привлечь для прогноза величину межэпицентральных расстояний между очагами землетрясений разных магнитуд[3].

Кроме того временные ряды динамики показателей сейсмичности имеют тенденции различной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.